Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.
Автоматизация звука Ц в словах
1. Бегают две курицы прямо на улице.
2. В цветнике цветут цветы.
3. В теплице у цветовода цвели гиацинты,
купальницы, цикломены, ценарарии и циннии.
4. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.
5. Летит скворец: зиме конец.
6. Ученица-озорница получила единицу.
7. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.
10. Лекции доцента – о локации.
11. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
12. На оконце у бойца-македонца копьецо.
13. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда.
14. Отцов засов – не от сов (з, с, ц).
15. Шильце, мыльце, кривое веретёнце, шёлковое полотенце – на полотенце под дверцей.
16. Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Речевой материал для автоматизации звука "Ц".
Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.
Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!
ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?
На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
Две разноцветные курицы
Бегают по улице.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.
Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?
Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.
Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.
В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.
Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"
Чистоговорки для детей 4-5 лет.
Звук Б
1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
2. Любят бананы все обезьяны.
3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки под окном у бабушки.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Звук В
1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!
2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.
3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.
Помогали две Валюшки искать Варе варежки.
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.
Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.
Звук Г
1. Га-га-га у козы рога.
2. На горе гогочут гуси.
3. У гнома ангина.
4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
5. Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – у меня болит нога.
Ге-ге-ге - болит палец на ноге.
Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.
Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?
Звук Д
1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
2. Дарья дарит Дине дыни.
3. Да-да-да - у меня вода.
4. Да-да-да - буду строить города.
5. Да-да-да - горяча вода.
6. Ды-ды-ды - нет воды.
7. Ды-ды-ды- на снегу следы.
8. Ду-ду-ду – за водой пойду.
9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.
10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.
11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.
12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.
13. До-до-до - там на дереве гнездо.
Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
5. Жи-жи-жи – бегут ежи.
6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
7. Жу-жу-жу – помогу ежу.
8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.
Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?
Звук З
1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
7. За-за-за – вот идет коза.
8. За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.
Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.
Звук К
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Ка-ка-ка – бежит река.
3. Ко-ко-ко – вижу далеко.
4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.
5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.
7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.
9. Ки-ки-ки - это кубики.
10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки
Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.
Звук Л
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
6. Лы-лы-лы – новые котлы.
7. Лу-лу-лу - купили пилу.
8. Ол-ол-ол - начинается футбол.
9. Ля-ля-ля – зеленые поля.
10. Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.
Звук М
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Ма-ма-ма - на дворе зима.
6. Ма-ма-ма - я поймал сома.
7. Му-му-му - молоко кому?
8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
9. Мы-мы-мы - дождались зимы.
10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Звук Н
1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
2. Няня нянчит Надю с Ниной.
3. На-на-на – лампа у окна.
4. Ну-ну-ну – саночки тяну.
5. Он-он-он – телефон.
6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.
7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
8. Ин-ин-ин – магазин.
9. Ни-ни-ни – звонок, звони.
10. Ень-ень-ень – теплый день.
Звук П
1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
2. Петя пилил пилой пень.
3. Пекарь пек калачи в печи.
4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп
5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп
6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
7. Ап-ап-ап - раздается храп.
8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.
Звук Р
1. Ра-ра-ра - во дворе гора.
2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.
3. Ры-ры-ры – летят комары.
4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.
8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.
9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.
10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.
Звук С
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. Са-са-са - на траве роса.
4. Са-са-са - у меня коса.
5. Су-су-су - заплету косу.
6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.
7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
8. Сы-сы-сы - у меня две косы.
9. Со-со-со – у Сони колесо.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Звук T
1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ту-ту-ту – помоги коту.
3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
5. То-то-то – я иду в пальто.
6. От-от-от - летит в небе самолет.
7. От-от-от - испугался серый кот.
8. Ать-ать-ать – я иду гулять.
9. Еть-еть-еть – я буду петь.
10. То-то-то – стали мы играть в лото.
Звук Ф
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
3. Филипп к печке прилип.
4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.
5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.
7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.
Звук Х
1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
2.Ху-ху-ху – ели мы уху.
3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!
5. Их-их-их – ветерок затих.
6. Ох-ох-ох – зеленый мох.
7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
Звук Ц
1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.
4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.
6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!
7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.
8. Шубка овечки греет лучше печки.
9. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.
4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.
5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.
6. Ще-ще-ще – я в плаще.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.
Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.
Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.
Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.
Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.
Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.
Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.
Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.
Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)
Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.
Скороговорки. Мультики для самых маленьких
Звук Л
Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.
Звук Г
В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».
Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.
Упражнения на смешанные звуки
Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.
Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.
Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.
Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :
- «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
- Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
- «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.
Звук Ж
Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.
В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.
Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.
Звук Р
В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:
- «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
- «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
- «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.
В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»
Сложные скороговорки
Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.
Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.
- Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
- Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
- Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
- Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
- Не ругайте, если что-то не получается.
Чистоговорки для детей подряд
12 74 074 0
По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.
Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.
Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:
- Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
- Будет говорить спокойно, без криков;
- Улучшит дикцию;
- Будет разговаривать размеренной речью;
- Научится быстро и красиво читать.
В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.
- Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
- Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
- Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.
Чего не стоит делать:
- Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
- Будьте терпеливы и не кричите;
Занятие не должно длится больше 10 минут.
Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет
Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.
Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.
* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.
* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.
* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.
* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.
Для дошкольников 5-6 лет
В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.
* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.
* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
- Баран буян залез в бурьян.
- Проворонила ворона вороненка.
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- На возу лоза, у воза коза.
- Ткет ткач ткани на платье Тане.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Поля пошла полоть петрушку в поле.
- У ежа и елки иголки колки.
- Влас у нас, Афанас у вас.
- Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
- Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.
Для деток 7-8 лет
Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.
* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.
* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.
* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.
* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.
* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.
* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.
* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.
Скороговорки для развития речи и дикции
Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.
Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.
Для развития речи
- Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
- Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
- Водовоз вез воду из-под водопровода;
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
- На горе Арарат корова рогами горох собирала;
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
- Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
- Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Для дикции
- Свиристель свиристит свирелью;
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
- У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
- У ежа ежата, у ужа ужата;
- Все скороговорки не перевыскороговоришь;
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
- Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Логопедические скороговорки
У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.
* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.
* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.
* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.
* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
Смешные скороговорки для детей
Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.
Короткие
- Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
- У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
- Грянул гром – гроза в разгаре;
- Слишком много ножек у сороконожек;
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
- Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора; - Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.
Длинные скороговорки
* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”
* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).
* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.