Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Автоматизация звука Ц в словах

1. Бегают две курицы прямо на улице.
2. В цветнике цветут цветы.
3. В теплице у цветовода цвели гиацинты,
купальницы, цикломены, ценарарии и циннии.
4. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.
5. Летит скворец: зиме конец.
6. Ученица-озорница получила единицу.
7. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.
10. Лекции доцента – о локации.
11. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
12. На оконце у бойца-македонца копьецо.
13. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда.
14. Отцов засов – не от сов (з, с, ц).
15. Шильце, мыльце, кривое веретёнце, шёлковое полотенце – на полотенце под дверцей.
16. Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"

Чистоговорки для детей 4-5 лет.

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Звук В

1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Звук Г

1. Га-га-га у козы рога.

2. На горе гогочут гуси.

3. У гнома ангина.

4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

5. Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

Звук Д

1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Да-да-да - у меня вода.

4. Да-да-да - буду строить города.

5. Да-да-да - горяча вода.

6. Ды-ды-ды - нет воды.

7. Ды-ды-ды- на снегу следы.

8. Ду-ду-ду – за водой пойду.

9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.

12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

13. До-до-до - там на дереве гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

5. Жи-жи-жи – бегут ежи.

6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

7. Жу-жу-жу – помогу ежу.

8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.

Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Звук З

1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

7. За-за-за – вот идет коза.

8. За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.

Звук К

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Ка-ка-ка – бежит река.

3. Ко-ко-ко – вижу далеко.

4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.

5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.

9. Ки-ки-ки - это кубики.

10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Звук Л

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

6. Лы-лы-лы – новые котлы.

7. Лу-лу-лу - купили пилу.

8. Ол-ол-ол - начинается футбол.

9. Ля-ля-ля – зеленые поля.

10. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук М

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Ма-ма-ма - на дворе зима.

6. Ма-ма-ма - я поймал сома.

7. Му-му-му - молоко кому?

8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

9. Мы-мы-мы - дождались зимы.

10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук Н

1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

2. Няня нянчит Надю с Ниной.

3. На-на-на – лампа у окна.

4. Ну-ну-ну – саночки тяну.

5. Он-он-он – телефон.

6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.

7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

8. Ин-ин-ин – магазин.

9. Ни-ни-ни – звонок, звони.

10. Ень-ень-ень – теплый день.

Звук П

1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

2. Петя пилил пилой пень.

3. Пекарь пек калачи в печи.

4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп

5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп

6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

7. Ап-ап-ап - раздается храп.

8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.

Звук Р

1. Ра-ра-ра - во дворе гора.

2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.

3. Ры-ры-ры – летят комары.

4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.

9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.

10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Звук С

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. Са-са-са - на траве роса.

4. Са-са-са - у меня коса.

5. Су-су-су - заплету косу.

6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.

7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

8. Сы-сы-сы - у меня две косы.

9. Со-со-со – у Сони колесо.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Звук T

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.

2. Ту-ту-ту – помоги коту.

3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

5. То-то-то – я иду в пальто.

6. От-от-от - летит в небе самолет.

7. От-от-от - испугался серый кот.

8. Ать-ать-ать – я иду гулять.

9. Еть-еть-еть – я буду петь.

10. То-то-то – стали мы играть в лото.

Звук Ф

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

3. Филипп к печке прилип.

4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.

6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.

7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.

8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Звук Х

1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

2.Ху-ху-ху – ели мы уху.

3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!

5. Их-их-их – ветерок затих.

6. Ох-ох-ох – зеленый мох.

7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.

4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.

6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!

7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.

8. Шубка овечки греет лучше печки.

9. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.

6. Ще-ще-ще – я в плаще.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

Чистоговорки для детей подряд

12 74 074 0

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.