«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Выполнила: Сизикова Н.А., воспитатель МБДОУ 48 воспитатель МБДОУ 48






Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.


Правила составления синквейна: Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.








Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения: Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) слова-действия (глаголы) слова-предметы (существительные) слова-предметы (существительные)


Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.








Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.








Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной


Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.


Чтобы правильно составлять синквейн, важно: Иметь достаточный словарный запас в рамках темы; Иметь достаточный словарный запас в рамках темы; Владеть: Владеть: - анализом, обобщением, - понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; уметь подбирать синонимы; Научиться правильно понимать и задавать вопросы; Научиться правильно понимать и задавать вопросы; Согласовывать слова в предложении; Согласовывать слова в предложении; Правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Эта технология не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Использование данной методики позволяет

Слайд 1. Цели : добиться более глубокого осмысления темы, совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

При использовании методики ставились задачи:

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2. Развивать мышление

3. Обогащать словарный запас детей

Что же такое синквейн?

Слайд 3. Синквейн – это прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк.

Слайд 4. Это необычное стихотворение, а стихотворение написанное по определённым правилам. Образно форму написание синквейна можно представить в виде ёлочки.

Слайд 5. Этапы написания сиквейна следующие:

1 строка – кто? что? Одно слово существительное отражающее главную идею.

2 строка – какой? Два слова прилагательных, описывающих основную мысль.

3 строка – что делает? Три слова глагола, описывающие действие в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношение к теме.

5 строка – ассоциации, слова связанные с первым словом, отражающие сущность темы.

Инновационность метода это – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, уметь обобщать, классифицировать.

Предварительная работа для создания речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками имеющими ОНР основывается на той части программы Т.Б.Филичесвой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Слайд 6 . Тема написания синквейна может быть любой. В конце первого года большинство детей овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной работы родителей с ребёнком.

Использования синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно – ориентированной.

Это способ обогащения словарного запаса, подготовка к краткому пересказу.

Слайд 7, 8. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк её определить).

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциации.

Но это и превосходный способ контроля. Сочинить синквей не зная темы, текста, невозможно.

Результативность (диагностические данные)

Сравнительная диаграмма по усвоению детьми речевого раздела программы: старшая группа 2011 – 2012 учебный год

Слайд9 . Формирование словаря : низкий - 22% , средний – 69% , высокий – 10%

Слайд 10. ЗКР : низкий – 58% , средний – 39% , высокий – 3%

Слайд 11. Грамматика : низкий – 40% , средний – 54 % , высокий - 6%

Подготовительная группа 2012 – 2013 учебный год

Формирование словаря : низкий – 5% , средний – 30% , высокий – 65%

ЗКР: низкий – 6% , средний – 39% , высокий – 55%

Грамматика : низкий – 3% , средний – 28% , высокий – 69%

Слайд 12. Заключение

Методика синквейн, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с нарушением речи, безусловно способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

В результате работы по методикем словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

А ещё синквейны удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если дети легко составляют такое стихотворение, то будьте уверены, тема усвоена хорошо.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Печора

(Из опыта работы)

10.11.2015г.

синквейн. эффективный метод развития образной речи

Функции синквейна.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

5) Содержит игровой момент.


1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

Выводы:

Приложение 1

Цель:

Задачи:

ОО Речевое развитие:

ОО Физкультурное развитие:

Ожидаемые результаты :

Предварительная работа:

Ход НОД:

1 ребенок:

День великий, славный!

Праздник самый главный!

2 ребенок:

Вспоминают наши деды

Про былые времена.

Надевают в честь Победы

Боевые ордена

3 ребенок:

Благодарим, солдаты, вас

За тишину, за мирный дом!

За мир, в котором мы живем!

Дети подходят к 1 мольберту .

Словарная работа:

Игра «Кто,где служит?»

Танковые войска-

Артиллерия-

Ракетные войска-

Пограничные войска-

Военно-морской флот-

Военная авиация-

Солдаты- маршируют

Самолеты- летят, гудят

Танки- едут

Физминутка « На параде»:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой- раз, левой- раз -

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

Дети подходят ко2 мольберту.

Словарная работа:

1.Парад Победы. 1.Ветераны.

5.Праздник. 5.Герои.

Игра с движениями «Салют»

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью, над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу Легкий бег на месте.

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!»,

Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

На праздничный салют!

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

«Использование инновационной технологии Синквейн»

в речевом развитии дошкольников

(Из опыта работы)

Воспитатель: Нина Николаевна Оленева

10.11.2015г.

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна.

1) Способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения:

  • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
  • «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
  • «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
  • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводилось понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, «Игрушки»:

1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

  • к одному слову-предмету по лексической теме
  • к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
  • составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
  • коррекция и совершенствование готового синквейна
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Выводы:

  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Приложение 1

Конспект НОД для детей средней группы детского сада в соответствии с ФГОС

Цель: способствовать нравственно - патриотическому воспитанию посредством монологической речи, используя инновационную технологию по развитию речи Синквейн.

Задачи:

ОО Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать воспитанию патриотизма и чувства гордости к героям прошлого.
  • Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине.
  • Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина- освободителя, воина- защитника .
  • Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы .

ОО Речевое развитие:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитывать культуры речевого общения.

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Прослушивание песен о войне и маршей.

ОО Физкультурное развитие:

Развивать координацию движений.

Приемы руководства деятельностью детей :

  1. Прием активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.
  2. Прием организации практической деятельности: показ иллюстраций ко Дню Победы, комментирование.
  3. Прием поддержания интереса у детей: физкультминутка, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
  4. Прием моделирования по методу синквейн.
  5. Прием оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД : иллюстрации парада Победы, схема синквейн, маршевая музыка.

Виды детской деятельности в НОД : игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, физическая культура.

Ожидаемые результаты :

  1. Развитие памяти, диалогической и монологической речи;
  2. Проявление эмоциональной отзывчивости к героям войны;
  3. Расширение и активизация словарного запаса по теме.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.

2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

Ход НОД:

Дети заходят под военный марш. Читают стихи .

1 ребенок:

Здравствуй, праздник- День Победы,

День великий, славный!

Ты и взрослый, ты и детский,

Праздник самый главный!

2 ребенок:

Вспоминают наши деды

Про былые времена.

Надевают в честь Победы

Боевые ордена

3 ребенок:

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом!

За мир, в котором мы живем!

В: Какому празднику посвящены эти стихи? Когда мы отмечаем День Победы? (ответы детей)

Дети подходят к 1 мольберту .

В: Выберите на мольберте картину относящуюся к празднику 9 мая. Объясните свой выбор.(ответы детей)

9 мая на Красной Площади в Москве проходит Парад Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны, чествуем ветеранов, радуемся победе.

Словарная работа:

День Победы какой это праздник? (радостный, великий, торжественный, добрый, грустный)

Кто будет участвовать в Параде Победы? (ветераны, военные)

Игра «Кто,где служит?»

Танковые войска-

Артиллерия-

Ракетные войска-

Пограничные войска-

Военно-морской флот-

Военная авиация-

Игра «Что будут делать на параде?»

Солдаты- маршируют

Самолеты- летят, гудят

Танки- едут

Люди- радуются, поют, кричат: «Ура!»

Физминутка « На параде»:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой- раз, левой- раз -

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

Дети подходят ко2 мольберту.

В: Посмотрите на парад пришли бабушки и дедушки. У них на груди висят ордена и медали. Кто это? (ветераны)

За что получили ветераны свои награды? (ответы детей)

Словарная работа:

Какими были ветераны на войне? (молодыми, смелыми, отважными, храбрыми, сильными, умными, бесстрашными, решительными, геройскими)

Что делали ветераны на войне? (стреляли, защищали, спасали, воевали)

Дети садятся на стульчики перед доской.

Составление рассказов о параде Победы и о ветеранах по методу синквейн:

1.Парад Победы. 1.Ветераны.

2.Великий, военный, радостный. 2.Храбрые, смелые, геройские.

3.Маршируют, радуются, летят самолеты. 3.Воевали, стреляли, защищали.

4.Мне нравится парад. 4.Я горжусь ветеранами.

5.Праздник. 5.Герои.

В: Вечером после парада в небе загорается праздничный салют.

Игра с движениями «Салют»

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

И там, и тут! коми над головой влево-вправо.

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми

Над праздничной Москвой пальчиками поднять вверх (2-Зраза).

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу Легкий бег на месте.

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!», Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!».

Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

На праздничный салют! ками над головой влево-вправо.


Нина Оленева
Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними . Это особенно важно для дошкольников , поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что :

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн . Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна .

1) Способствует речевому развитию :уточнение, активизация словаря детей,закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы : внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна .

Схема составления синквейна следующая :

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения :

o «Подбери определения» - например, к слову «яблоко» . Какое оно : спелое, сочное, румяное, вкусное.

o «Узнай предмет по определению» - белое, длинное , чистое, махровое … (полотенце)

o «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет) .

o «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

o «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

На втором этапе вводилось понятие : “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка) . Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета» , тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением .

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий,знакомой темы. Например, «Игрушки» :

1. Машинка.

2. Красная, быстрая.

3. Едет, гудит, везет.

4. Я люблю играть машинками.

5. Игрушка.

Синквейн используется мною :

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи : используя слова из синквейна , дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

к одному слову-предмету по лексической теме

к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

коррекция и совершенствование готового синквейна

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку» , «Отгадай загадку» .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа .

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление .

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Публикации по теме:

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольниковРазвивать речь ребенка, не включая его.

Использование ИКТ в речевом развитии дошкольников На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования.

Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности» Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь - это не только средство общения, но.

Использование Су-Джок терапии в речевом развитии дошкольника Использование Су-Джок терапии в речевом развитиии лошкольника. МКДОУ «Новоусманский д/с №1ОВ» 2016 г. 2 Актуальность использования массажера.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 Тема Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников. Слайд 2 Цель: Повышение профессионального мастерства.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Эльвина Азатовна
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Современная жизнь диктует свои законы : речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем : бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа .

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК ;

Способствует обогащению и актуализации словаря;

Является диагностическим инструментом;

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

я-вляется игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями : слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии , основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже . В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи , интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно . Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов , а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме : одно слово-предмет.

Также в своей работе я использую схему составления синквейна изображенную на сладе 11. Слад 11.

Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста .

Можно ли учить составлять синквейны детей , ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех . Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» , и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке : кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон) .

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет» , «слово-действие» , «слово-признак» , «предложение» . Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах , в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны , в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

К одному слову-предмету по лексической теме

К разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

Коррекция и совершенствование готового синквейна

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа , но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это :

Средство творческого самовыражения ребёнка;

Игровой способ обогащения словарного запаса;

Подготовка к краткому пересказу;

владение понятиями : слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;

Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.