Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование игровых приемов при

формировании элементарных математических

представлений дошкольников».

Составила:

Саранск 2016 г

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 4-5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 4-5 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.

Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом


Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 4-5 лет.

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы .

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.


На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности , общего умственного развития.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. , и др. Под ред. , . ; «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. , «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. , «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования . — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. . Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы». , «Мозаика-Синтез», 2014г.

Изучение темы начала с раздела: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду». Изучила тему математические игры 4-5 лет, подобрала материал для математических игр и изготовила картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с детьми».


В течение года изучила следующие темы:

1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: « Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»…).

3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

«Подбери ключик к замочку»

«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

«Найди свою пару» (варежку)

2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Игры – соревнования:

«Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Зоопарк» (счёт)

«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

«Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

«Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6. Настольно – печатные игры:

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мазайка»

«Пазлы»

7. Дидактические игры:

«Собери сказочного героя» (из частей)

«Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

«Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Капраловой Ольги Николаевны

6лет I _

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

2015 – 2016 (учебный год) вторая младшая группа

г. о. Саранск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) .

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

4. Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже) .

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2016 г.)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

Марьям Зулькарнаева
План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы»

Тема : «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме . Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.

2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме .

3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Обобщить педагогический опыт работы по теме « у дошкольников через дидактические игры».

Направления саморазвития :

1. Изучение нормативно – правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы , открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

9. Аттестация.

Ожидаемые результаты :

Оформление собственных методических разработок в форме информационно - педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Перспективный план мероприятий на 2016-2017 уч. г.:

1. Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

В течение 2016-2017 учебного года

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М : Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет » Волгоград : Учитель, 2013.

6. Сербина Е. В. «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель» , 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Дошкольник изучает математику . Как и где?» . – М., 2002.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

11. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.

15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

18. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей . /Ярославль. Академия развития, 1996.

Интернет-ресурсы :

http://dohcolonoc.ru ;

http://nsportal.ru ;

http://www.edu.ru ;

http://www.detskiysad.ru ;

http://www.moi-detsad.ru ;

http://ivalex.ucoz.ru.

Публикации по теме:

План по самообразованию воспитателя на 2014–2015 учебный год План по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год. 1. Консультация для вновь поступивших педагогов «Требования, предъявляемые к содержанию.

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.

Отчет по самообразованию за 2015–2016 г. воспитателя МБДОУ №16 Пашиной О. А. «Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: формирование комплексной.

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не.

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 180” План самообразования воспитателя.

План по самообразованию воспитателя Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Чтобы не отстать от времени, педагог.

Татьяна Кузнецова
План самообразования по ФЭМП воспитателя подготовительной к школе группы

План самообразования по ФЭМП .

Воспитателя подготовительной к школе группы №5

Кузнецовой Т. Н.

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе , во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу : развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний : «я считаю, что…» , «я думаю, что…» , «моё мнение…» , которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

В группе создан центр «Занимательная математика» . В него вошли развивающие игры, игры на ориентировку в пространстве, головоломки, ребусы, раскраски по цифрам и т. д., которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями :

Знакомлю с занимательными и развивающими играми;

Провожу консультации, индивидуальные беседы;

Привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

План самообразования :

Тема «Использование развивающих игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников »

Цель и задачи :

1. Изучение актуальности использования игровых приёмов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников .

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

-Планировать работу с детьми на новый учебный год.

-Подготовить консультации для родителей.

Сентябрь

Изучить методическую литературу.

-Подготовка работы над проектом «Математика повсюду-математика везде» .

-Подготовить материал для мониторинга.

Изучение и знакомство новых игр В. В. Воскобовича : «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» , «Коврограф Ларчик» , с детьми.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр» .

Мастер класс для родителей «Развивающие игры по математике» .

Консультация для родителей

«Что должен знать ребенок о времени»

Семинар –практикум в ДОУ «Игры В. В. Воскобовича, «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» .

Составление занятий с использованием сюжетно дидактических игр.

Составление картотеки игр.

Мастер класс для педагогов ДОУ «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

Участие в муниципальном конкурсе «Математический Знайка» .

Мастер класс для педагогов ДОУ г. Когалыма, «Развивающие игры по ФЭМП В . В. Воскобовича»

Участие в смотр-конкурсе на уровне ДОУ «Создание условий РЭМП»

Работа с родителями; изготовление лэпбуков и стенгазет математического содержания; изготовление дидактических игр своими руками по фэмп .

Выступление на педсовете с проектом «Математика повсюду- математика везде»

Изготовление памяток для родителей -«Развитие логического мышления у детей 6-7 лет» ;

Проведение занятий с использованием дидактических игр.

Выявления уровня знания, диагностика детей.

Итоговое родительское собрание «Наши успехи и достижения по математике»

Отчёт о проделанной работе.

Разработка плана на новый учебный год.

Индивидуальные беседы с родителями. В течении года.

Посещение городских МО. В течении года.

Посещение городских мастер -классов. В течении года.

Консультации для родителей. Ежемесячно.

Публикации по теме:

План профессионального самообразования воспитателя на 2017–2018 годы Цель саморазвития: освоение и внедрение современных образовательных технологий инклюзивного образования, достижение качественного дошкольного.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План работы по саморазвитию воспитателя Пермяковой Анастасии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях.

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Гордина Анна Михайловна План самообразования воспитателя.

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать.

План самообразования воспитателя на 2017–2018 учебный год «Рисование нетрадиционными техниками для развития мелкой моторики» Тема: «Рисование нетрадиционными техниками рисования для развития мелкой моторики рук» Цели: формирование у детей младшего дошкольного.

План самообразования воспитателя средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5» План самообразования воспитателя средней группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Цель работы:.

План самообразования воспитателя «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Цель: Повышение уровня теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План самообразования воспитателя «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых» План самообразования воспитателя. Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых". Пояснительная записка.

План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.

Библиотека изображений: