Политика в Крыму сейчас направлена на принудительную депортацию коренного населения и обычных крымчан. Об этом лидер крымских татар Мустафа Джемилев рассказал в эфире программы "Храбрые сердца" на телеканале "1+1".>.

"Сейчас власть всем раздает повестки с призывом в российскую армию. Ясно, что крымские татары не будут служить в российской армии. А поскольку они будут отказываться от призыва, то им грозит тюремное заключение", - говорит Джемилев.

Он отметил, что отказываясь от службы в российской армии, татарам придется вместе с семьями переезжать на территорию материковой Украины. А призывники пополнят украинскую армию.

"Наверное, придется где-то на границе с Крымом, в Херсонской области создавать какие поселения. Мужчины, конечно, будут в украинской армии", - сказал он.

Также, по словам лидера крымскотатарского народа, сейчас в АТО принимают участие около 450 крымских татар в составе различных военных формирований на стороне Украины.

"Это общее количество, по разным батальонам и образованиям. Кажется сначала, что цифра мала, но если учитывать, что крымские татары составляют 0,6% всего населения Украины, это много. Ну и если считать, что в целом в конфликте задействованы около 50 000 людей", - отметил Джемилев.

18 тысяч человек на сегодняшний день выехали с территории Крыма, более половины из них - крымские татары, рассказал Джемилев.

"Эти люди уехали, в основном, в далекие области. Нам бы хотелось, чтобы крымчане переезжали больше в области, граничащие с Крымом, близкие к нему. Тогда им было бы легче вернуться назад. Жилье для переселенцев, живущих сейчас на неоккупированных территориях, должно быть не временным, как палатки или что-то другое, а постоянным, полноценным. Чтобы потом, когда крымчане вернутся в Крым, они смогли продать жилье здесь, чтобы купить что-то там", - говорит лидер крымскотатарского народа.

Для крымчан необходимо создать отдельный канал, чтобы свободно распространять правдивую информацию, отмечает лидер крымских татар.

"Канал нужно сделать, хотя это дорого. Сейчас российское телевидение зомбирует людям мозги. Если будет команда, можно собираться и работать, насколько хватит сил. Также мы считаем, что в первую очередь нужно создать собственную информационную службу. Планируем на платной основе привлекать журналистов, юристов, чтобы тема Крыма не сходила со страниц украинской и мировой прессы, чтобы ее обсуждали - а обсуждать там есть много чего", - добавляет он.

"Крым будет освобожден. Надо усиливать санкции"

Крымский полуостров будет освобожден из-под российской власти, это лишь вопрос времени, отмечает Мустафа Джемилев.

"Меня часто просят назвать дату, год. Я не могу этого знать. Ну вдруг я скажу, что через год, а на самом деле за несколько месяцев - кто я буду после этого? Без сомнения, он обязательно будет освобожден. Если сейчас, в 21 веке, закрыть глаза на такой бандитизм, ситуация будет только ухудшаться", - сказал Джемилев.

По его мнению, основной метод достижения цели - усиление санкций против России.

"Надо усиливать санкции. Я говорил об этом с Ангелой Меркель . Она заверила меня, что санкции не будут ослаблять, пока оккупированные территории полностью не будут освобождены. Конечно, есть страны, которые зарабатывают на этой ситуации, и это ослабляет их. Но в целом, я думаю, если так будет продолжаться, то где-то полтора года хватит, чтобы Россия перестала выделываться и делать из себя сверхдержаву", - добавляет Джемилев.

Напомним, 16 марта при военной и политической поддержке Российской Федерации в Крыму состоялся неконституционный"референдум" о самоопределении, который не признали ни международное сообщество, ни Украина.

После этого президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении Крыма и Севастополя к России на правах субъектов федерации.

В российской армии служить по контракту изъявили желание 1,5 тыс. жителей полуострова.

Т атары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.


По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.


Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название «татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.


По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).


Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.


Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:

Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне – выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.
Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. По некоторым оценкам, в России до половины русских - имеют татарские корни.
В XVIII веке правители составили нынешнюю этнографическую карту: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".
Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.

Наиль Набиуллин: Я скорее сожгу себя, чем надену русскую военную форму

В эти дни во многих СМИ прошла информация, что лидер Союза Татарской Молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин решил объявить политическую голодовку в связи с нежеланием служить в российской армии. Мы связались с самим Набиуллиным и решили узнать подробности:

А.С. Наиль, нам стало известно, что вы собираетесь объявить голодовку. Голодовка является одним из крайних методов борьбы. Какие требования выдвигаются Вами, и к кому конкретно обращаетесь?

Наиль Набиуллин: Да, Вы правы, голодовка эта крайняя мера демократической борьбы. Я вынужден объявить пока что 3 -х дневную голодовку, потому что не вижу иных способов бороться с беспределом в отношении меня...

На меня сейчас оказывается сильнейшее давление.Дело в том, что меня незаконно пытаются отправить в армию. Глупо звучит, но факт остается фактом, при имеющемся военном билете, который я законно получил по состоянию здоровья еще 6 лет назад(!), меня пытаются отправить в армию. Маразм. Но в этой стране, где властвует беспредел и беззаконие и такое возможно. А вспомнили о том,что меня нужно отправить в армию, через 6 лет после получения военного билета не случайно. Впереди Универсиада в Казани. Все прекрасно знают, что я являясь активистом татарского национального движения и руководителем Союза Татарской Молодежи «Азатлык», организовывал множество пикетов, митингов, других мероприятий в защиту татарского языка, татарских школ, тюркских народов России и.д. Многие знают, что для того чтобы донести это до более широкого круга людей я использовал различные мероприятия, типа сабантуя, съезда конгресса татар. Есть наверное люди, которые замечали, что я не при каких обстоятельствах не отказывался от своих идей, жестко шел своим путем, не смотря на чинимые препятствия. Поэтому, попытка забрать меня в армию, это политический заказ, цель которого — убрать меня с общественно-политической арены Татарстана как минимум на время универсиады, чтобы я пикнуть не смел, чтобы не поднимал проблемы например закрытия татарских школ или бедственного положения народов россии перед мировой общественностью! Вот и все. А в армии мы все прекрасно знаем, что происходит. Там сделают так что меня или покалечат или убьют. Для них это ничего не стоит.

Отмечу еще один факт. Совсем недавно, я начал «выносить сор из избы», т.е. выносить проблемы татарского и других народов за пределы русского информационного поля. Неоднократно организовывал пикеты перед генеральным консульством Турции в защиту прав тюркских народов России. Вот недавно в одной крупной турецкой газете вышло мое большое интервью, где я подробно рассказал о положении татар, других тюркских народов России. Естественно, это жутко не понравилось властям РТ. Ведь официальные татарстанские власти приехав за рубеж, рассказывают сказки о том «в каком раю живут татары в составе России». Я показал, что в России татары поставлены на грань уничтожения. Получилось, что я начал развенчание мифа властей, вот они и нанесли удар.

Требования выдвигаю следующие: прекратить незаконные попытки отправить меня в армию и остановить репрессивные меры против меня и всего национального движения. Обращаюсь к президенту Республики Татарстан - Рустаму Миннеханову, а также Фариту Мухаметшину, депутатам Гос.Совета РТ. Надеюсь у них осталось хоть чуточку чего-то национального. Обращаюсь к их совести. Я татар и вы татары. Я выступаю и борюсь за татарскую нацию. Если не помогаете, то хоть не мешайте!

А.С. Как известно в мировой истории было много случаев, когда посредством голодовок люди оказывали давление на власти и вынуждали последних идти на уступки, но одиночные голодовки в большинстве случаев оставались без внимания, особенно это касается стран с тоталитарной системой власти. В случае игнорирования ваших требований, что собираетесь делать?

Наил Набиуллин: В случае игнорирования моих требований - бессрочная голодовка, обращение к мировому сообществу, к тюркскому миру. Я готов пойти на крайне отчаянные шаги. Лучше умру от голода и за идею в центре Казани, чем в российской армии!

А.С. : Длительная голодовка, без наблюдения врачей это угроза для организма человека, вы не боитесь идти на риск? Ну, согласитесь глупо умирать из-за не желания служить в армии. Может вам лучше попробовать добиться предоставления возможности пройти службу в альтернативной форме?

Наил Набиуллин: Я могу служить только в единственной армии — татарской. А в российской армии служить не желаю. Служба в армии предполагает произнесение клятвы верности. А как я могу поклятся в верности русской армии? Зная сколько бед и страданий принесла моему народу недобровольное нахождение в составе россии, и скольких татар уничтожила эта российская армия. Я татарский националист и патриот, не могу служить в ней. Я не желаю защищать россию. Соответственно проявлять уважение к этой стране я не желаю и не собираюсь!

Я лично для себя все решил и готов идти до конца. Если ничего не поможет, то не исключаю вариант демонстративного самосожжения. Но при любом случаи я не надену русскую военную форму.

Беседовал Алмаз Султанов

Все больше военных аналитиков сходятся во мнении, что в ближайшем будущем главной проблемой российской армии станет этническая дедовщина. Солдаты-земляки, объединяясь в сплоченные национальные группы, выстраивают в воинских частях свою силовую вертикаль. В основном это парни, призванные с Северного Кавказа. Нынче двухмиллионный Дагестан поставляет столько же призывников, сколько двенадцатимиллионная Москва...

Очередной побег на почве этнодедовщины случился недавно в Самаре. Из воинской части внутренних войск сбежали двое военнослужащих. В тот же день они дали пресс-конференцию, на которой заявили, что однополчане их не только били и унижали, но и заставляли совершать преступления. Военная прокуратура возбудила уголовное дело. Арестован рядовой - дагестанец Арслан Даудов...


-- 1. Шеф прав. 2. Шеф всегда прав. 3. Шеф не спит - он отдыхает. 4. Шеф не ест - он укрепляет свои силы. 5. Шеф не пьет - он дегустирует. 6. Шеф не флиртует с секретаршей - он поднимает ей настроение. 7. Если шеф не прав - см. пункт 2".
Шеф - это Олег Киттер. Кроме плаката "Регламент шефа" в его приемной советские и царские флаги, запрещенная законом об экстремизме литература и собственный портрет в спасательном круге вместо рамки. Киттер - русский националист и этого не скрывает. К приемной националиста примыкает его оружейный магазин, охранное агентство и правозащитный центр, защищающий права только русских.

В прошлом у Киттера - погоны капитана милиции, неудачная попытка избраться в мэры Самары и два уголовных дела за разжигание межнациональной розни. Первое закончилось оправдательным приговором, второе еще тянется, но на всякий случай газета Киттера "Алекс-информ" теперь выходит со сноской: "Под жидами следует понимать международную прослойку людей, живущих за счет труда и способностей других".
Побег из воинской части № 5599 внутренних войск МВД России рядового Станислава Андреева (русского) и младшего сержанта Азамата Алгазиева (казаха) - это первый случай в армии, когда беглецы обратились за помощью не в Военную прокуратуру и не в Комитет солдатских матерей, а к махровому националисту.
-- "Слово "националист" сильно извращено, - пожаловался мне Киттер. - Национализм - это просто следующая ступень родства после семьи, он не может разжигать никакой розни, если только не оскорблять этого родства. А настоящим разжигателем национальной вражды как раз является интернационализм. Потому что именно принудительное выравнивание неравного приводит к недовольству нацбольшинства и развращению нацменьшинства".
-- "Олег Вячеславович, а вы не пробовали быть хитрым националистом? Не статьи про жидов публиковать, а поднимать свой бизнес, налаживать связи... Плетите паутину влияния и лоббируйте интересы своей нации"...
-- "Вот вам анекдот. Завелись в лесу бородатые зайцы. Везде ходят стаями, всех бьют, грабят, насилуют. Весь лес воет, а справиться никто не может. Вроде обычные зайцы, но уж слишком их много. Лиса пыталась с ними разговаривать - теперь в больничной норе лежит, волк выяснял отношения - в реанимацию попал, даже медведь чуть живой ушел. Осталась последняя надежда - лев. Забивает он с ними стрелку на поляне. Приходит - а там тьма тьмущая бородатых зайцев. Все такие мускулистые, глаза горят. "Мужики. -говорит, - вы чего творите? А ты кто такой?!" - спрашивают льва бородатые зайцы. "Я лев. Царь зверей!" "Не-е! Это Масхадов - царь зверей. А ты - просто животное".
-- Это вы так от ответа уходите?"
-- Это и есть ответ. Чтобы победить зверя, нужно самому быть зверем, Чтобы плести паутину влияния нужно быть пауком. Русские не умеют быть пауками. Русские умеют быть зверями, но их заставляют быть животными".
-- "Кто заставляет?"
-- "Те, кто плетет паутину.

Рядовой Андреев и сержант Алгазиев после побега из воинской части сначала содержались в полку МЧС, потом их перевели в часть при областной Военной прокуратуре. Киттер привез меня туда и опознал обоих беглецов возле КПП. Но Алгазиева тут же сцапали приехавшие на свидание родители. Они как-то косо посмотрели на националиста и наотрез отказались давать своему чаду слово.
Станиславу Андрееву 22 года. До армии он выучился на сварщика и закончил юридический колледж и Факультет уголовного права в Тольяттинском университете. Поэтому говорить умеет
-- "В полк меня привезли 25 декабря 2002 года. Уже на КМБ (курсе молодого бойца) из 90 человек было 45 дагестанцев и ингушей. Те что городские и с образованием - еще ничего. А которые с гор - вот эти и были вовлечены в эту систему. После КМБ в нашей роте их человек пятнадцать было - аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, но держались все вместе. Это у них называлось джамаат - община по нашему. Вместе молились в каптёрке, вместе решали проблемы, вместе бизнес наладили".
-- Какой бизнес?"
-- "Разбойничий. Сначала как бы по-дружески: мол, ты местный, помоги - на курево денег нет. Принеси пятьдесят рублей, я потом отдам. Раз пятьдесят рублей, два, потом сто, двести. А когда с новым призывом их земляков пришло еще больше, они уже стали требовать. Вымогательство стало системой. Нас обложили данью. Формы изобретали разные. Например, так называемый косяк. За любую провинность на тебя вешали определенную сумму - от пятидесяти до тысячи рублей. Косяк рублей в двести могли вчинить за что угодно. Они могли обвинить тебя даже в том, что ты просто медленно среагировал на их требования более серьёзные суммы назначались за настоящие провинности. Но дагов (мы их так называли) не интересовало, что мы уже получили наказание от командиров. Они выстроили параллельную систему власти. Однажды я, сержант Кузьменко и младший сержант Гроздин отклонились от маршрута патрулирования - звонили домой. Нас заметил полковник Лазарев и сообщил дежурному по части. Когда мы вернулись, Даудов сказал: "На вас косяк. От офицеров - это само собой. А от нас - отдельно. Короче, с вас тысяча". Тогда за нас отдал сержант Кузьменко".
-- "Сержант отдал рядовому?"
-- "А там не важно, рядовой ты или кто. Среди своих даги придерживаются субординации, все остальные для них - никто. Майоров еще слушаются, и то не всегда, а на лейтенантов и капитанов давно забили. Могут матом послать... Лейтенант Солдатов прошлой осенью сделал рядовым ингушам замечание - его избили. Никаких последствий не было. В декабре трое рядовых ингушей пытались в столовой избить заместителя командира полка майора Леонова. И тоже - ничего. Многие офицеры просто боятся с ними связываться. Бесятся от бессилия и все зло срывают на нас. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, ставят самих же дагов старшинами, потому что русского они слушаться не будут. В итоге под командованием своих земляков служба у кавказцев превращается в курорт, на котором солдатам всех остальных национальностей отводится роль обслуживающего персонала".
-- "Что еще облагалось данью?"
--- "Увольнения. Вернуться надо было или с деньгами, или с телефонной карточкой. Доходило до шестисот рублей за день. Даже сама служба облагалась данью. Наша часть патрулирует улицы города, помогает милиции, у нас и форма похожа на милицейскую. И каждый патруль должен приносить им из города по сто рублей в день. Солдатам приходилось вымогать деньги у горожан, а иногда и грабить. Пьяные откупались от нас, чтобы не попадать в вытрезвитель. А упившихся до бесчувствия просто обворовывали. Если ты приходил с патруля с пустыми руками, долг оставался за тобой. А иногда и счетчик включали. Наша рота патрулировала город четыре раза в неделю. Каждый день по девять патрулей. Вот и посчитайте. Плюс косяки. Плюс увольнения. Да еще положенное бесплатно обмундирование они нам продавали... И это только денежная повинность".
-- "А еще какая?"
-- "Трудовая. Заправка постели, стирка, уборка помещения - это они считают женской работой, говорят, что традиции им не позволяют её выполнять. Поэтому все это приходилось делать нам. Впрочем они и ремонт помещения заставляли делать нас. Русские пацаны, бывало, всю ночь вкалывают. Они подключаются только к приходу командира. А тот нахваливает: "Молодцы, джигиты, хорошо сделали". За малейшее наше недовольство начинали бить. Но даже если ты всё исполняешь, всё равно бьют. Бьют за всё. Они чувствовали себя королями. В столовой: принеси чай, принеси вторую порцию. Откуда? Не волнует. Свою неси. Смотрят телевизор: принеси подушку! Они любят сидеть, обложившись подушками. Курорт. За территорию выходят, когда захотят. Покупают себе одежду гражданскую, ходят гулять на набережную. Когда день рождения у кого-то - мы скидывались на день рождения. Гражданской одежды у них гардеробы целые.

На дембель они уходят вот с такими баулами, а там кроссовки, куртки, спортивные костюмы, туфли, мобильники. Там, у себя на родине, они даже деньги платят, чтобы их в Россию направили служить, а не на Кавказ. Хажуков, дагестанец, говорил, что он на призывном пункте заплатил пять тысяч рублей, чтобы его сюда направили".
--"Зачем?"
-- "Да потому что среди своих придется реально служить. И постель заправлять, и унитазы драить. А представь, назначат тебя сержантом и придется командовать представителем какого-нибудь знатного рода. На кровную месть нарваться можно. Да и родители там рядом, старейшины - не побалуешь".

-- "Вы пробовали жаловаться командиру части? Или он тоже их боится?" -
-- "Нет, не боится. Но сделать ничего не может. Жалобы были, но все уходило в песок. Ну выстроит полковник их на плацу, поорет, они сделают вид, что боятся, а через час так изобьют жалобщика, что до следующего призыва все заткнутся. Одного рядового после такого случая избили, а потом заставили чистить туалет своей зубной щеткой. Командование всякий конфликт старалось замять. Зачем им проблемы по службе? Только один раз осудили дагестанца за сломанную челюсть. На два года условно. Хотя сломанных челюстей было много. И пальцы ломали. Но вообще-то они старались бить грамотно - не оставляя следов".
-- "А своим родителям ты рассказывал?"
-- "Нет, расстраивать не хотел. А другие рассказывали. Родители приходили к командиру части. Иногда переводили ребят в другие подразделения, где нет кавказцев".
-- "А почему у вас их так много скопилось?"
-- "Наш полк головной в бригаде, из других полков их сюда сбрасывают от греха подальше. Командир части все время грозится, что призыва с Кавказа сюда больше не будет, но меньше их здесь не становится. Против реальности не попрешь. У русских рождаемость падает, а на Кавказе демографический бум и стопроцентная явка на призывные пункты. Там уже наш полк давно прославился, и многие прицельно идут именно сюда".

-- "Слушай, половина - это все же не большинство. Вы пытались оказывать сопротивление?"
-- "Некоторые пытались - безрезультатно. Они, знаешь, как говорят? Не сможет один сломать человека, сломаем всем джамаатом".
-- "А вы не пробовали всем джамаатом?"
-- "Не пробовали. Что-то мешает объединяться. Не знаю что. Вот вены себе вскрывать русские не боятся - только при мне три случая было. Слава Богу, все остались живы.

Мы с Азаматом тоже терпели до последнего. Мне еще полгода оставалось, а он и вовсе должен был увольняться. Но нам обоим на день побега срок выплаты назначили - по пятьсот рублей. Они так нами сказали: "Не отдадите - узнаете, что такое ад" За месяц до этого мы патрулировали станцию метро рядом с офисом Киттера, я тогда с ним случайно познакомился. Поэтому мы решили бежать именно к нему."
-- "Алгазиев ведь мусульманин. Он для них "свой".
-- "Свой?! Смешно. Ему еще больше меня доставалось, хоть он и сержант. И по почкам били, и губы оттягивали, и уши выворачивали. Накануне побега его жестоко избил сержант Магомедов. В ту ночь Азамат был дежурным по роте, а Магомедов и еще трое в классе боевой подготовки пили водку. Когда им стало весело, они заставили русских рядовых два часа подряд танцевать перед ними лезгинку. Когда Азамат попытался возразить, его избили, отняли штык-нож и пообещали зарезать его этим штык-ножом, если он его не выкупит. Он все это в заявлении написал. Для них мусульмане только те. которые с Кавказа. Казахи, башкиры, татары для них - такие же свиньи, как русские. Потому что они водку пьют и свинину едят".
-- "А сами они водку не пьют?"
-- "Пьют. Но свинину не едят. И подмываются каждый день. У них традиция такая, они туалетной бумагой не пользуются.

Так и говорят: "Наши жопы чище ваших лиц". Антирусские настроения у них очень сильны. Слушают песни певца Тимура Муцураева. Там прославляются шахиды и прямо целый план расписывается, как моджахеды станут властителями мира. Мне запомнилась одна песня про то, как в горное село приходит трусливый русский солдат. А альбом этот называется "Держись, Россия, мы идем!"
-- "А в боевых действиях на стороне чеченцев там никто не участвовал?"
-- "Я такого не слышал. Вот что поразительно. У нас в роте было двое чеченцев. Из Урус-Мартана. Два брата - Хасан и Рамазан Басаевы. Они выросли во время войны, видели и бомбежки, и все на свете. И у них таких наклонностей не было. Они не слушали Муцураева, не называли нас свиньями и в вымогательствах не участвовали. Более того, если они видели, что на русского наезжают уж совсем по беспределу, заступались. Они единственные, кто как-то сдерживал дагов. Их боялись".

-- "А чего остальные с вами не побежали?" "Испугались. Это же внутренние войска. Там много местных служат.
-- "А у дагестанцев в Самаре большая диаспора. Вы бы видели, как дембеля из нашей части увольняются. Одежду и деньги получили - и бочком, бочком, пока не отняли".
-- "Ты, наверное, теперь тоже националист, как Киттер?"
-- "Да нет. Я только латышей не люблю. Мне за Прибалтику обидно".
***
Военный прокурор Самарского гарнизона Сергей Девятов назначен на эту должность недавно и не перестает удивляться нравам местных призывников. Люди из его окружения в конфиденциальных разговорах признаются, что прокурор уже испытывает давление дагестанской диаспоры в Самаре. Но на прямой вопрос Девятов ответил отрицательно:
-- "Сейчас самая большая проблема для следствия - это получить показания сослуживцев Андреева и Алгазиева. Никто не хочет. Все боятся".
-- "Конечно. Если там половина с Кавказа".
-- "Какая половина! Двадцать процентов. Наверное, тем, которые сбежали, просто стыдно признаться, что они терпели от кучки людей. А большинство там из Самары и области. Это единственная воинская часть в регионе, где разрешается служить местным. Именно поэтому все как воды в рот набрали. Предпочитают терпеть, лишь бы их не услали куда-нибудь в Бурятию или в Чечню. А арестованный Даудов, естественно, все отрицает. Командиры? Естественно, им все это не нужно. Зачем им портить себе отчетность? Но если так и дальше пойдет, то будет им не до отчетности... Мы-то дело в суд передадим, а что будет дальше - не знаю".
Воинская часть № 5599 расположена в самом центре Самары. На проходной стоит молодой дагестанец в гражданском. Мимо проходит солдат. Парень хватает его за руку: "Эй, стой. Слушай, вон в том корпусе на втором этаже двое прапоров. Скажи, их Рамазан ждет. Понял? Срочно". Солдат не переспрашивал.
Командир части полковник Громов производит впечатление человека, который и сложившихся обстоятельствах делает все, что может, но понимает, что обстоятельства сильнее. Долго спрашивал меня: "А что Киттер поет? А что Андреев поет?"

-- "В моем полку служат солдаты 56 национальностей, и для меня не важно, кто какой. Хотя, если честно, у кавказцев уровень боевой подготовки гораздо лучше. Они сильнее, инициативнее, тот же Даудов за неделю до ареста смог в одиночку задержать двух преступников. Когда они патрулируют город, я абсолютно спокоен".

-- "А когда они в казарме?"
-- "Здесь не закрытый режим. Все наши ходят в патрули, очень часто видятся с родственниками. Если их здесь так унижали, почему они молчали? Мое мнение - это все политические интриги Киттера. Про него что-то давно никто не вспоминал, вот он и решил пошуметь".
Когда я выходил, на проходной вместе с Рамазаном уже тусовались человек пять его земляков. Вместо ответа на мои вопросы он дал мне телефон главы дагестанской диаспоры в Самаре Абдул-Самида Азиева.

Абдул-Самид, полковник медицинской службы в отставке, смотрит на ситуацию не только как дагестанец, но и как кадровый военный советской закалки:
-- "У нас тут полтора года назад в учебном центре двадцать призывников написали жалобу, что их заставляют выполнять работу, которую им не позволяют делать традиции. Я тогда с ними встречался и говорил: "Не придумывайте! Никаких таких традиций на Кавказе нет и никогда не было. И в Коране об этом тоже нигде не написано. У себя дома - да. Там мужчина должен делать более тяжелую работу, а женщина - заниматься хозяйством. Но в армии мужской коллектив и вы не птички, которые летают и не оставляют грязи на полу. Поэтому будьте добры нести те же обязанности, что и остальные".
-- "А что делать с Даудовым?"
-- "Мне удалось с ним коротко побеседовать. Он утверждает, что никого не бил и кругом невиновен. Я не думаю, что это правда, но и не уверен, что, если его посадить, это послужит на пользу. Обозлится его мать, обозлится село. Надо искать другой выход. Правильное воспитание нужно начинать еще на призывных пунктах и на уроках военной подготовки в школах. Потому что возвращаются с военной службы ребята и хвастаются, что вот, мол, они в армии полы не мыли и картошку не чистили. И с них будут брать пример следующие призывники, сложится традиция, которую потом будет трудно перебороть. И еще - надо что-то делать с мужским воспитанием в России. Разве нормально, что восемьдесят процентов солдат не дали отпор двадцати процентам? В мужском коллективе всегда идет борьба за власть и контроль. И если большинство оказалось слабее меньшинства, то какое же это большинство?"
Лидия Гвоздева, председатель самарского Комитета солдатских матерей, сказала так: - "Проблема есть, и она становится все серьезнее и серьезнее. Я не понимаю, что происходит. Доходит до смешного. Двое дагестанцев бьют одного русского, а еще четверо русских стоят в очереди на экзекуцию. Уж сколько раз мы с нашими солдатами разговаривали, говорили, что надо держаться вместе. Они только мычат. Все без толку. На днях мне звонит дама: "Переведите моего сына в другую часть, там кавказский террор". Начинаем выяснять - оказывается, двое поставили под контроль целую роту. Двое! Я ей говорю: "Мамаша, лучше идите и объясните своему сыну, что свое достоинство в этой жизни нужно отстаивать. Иногда с кулаками. Пусть они объединятся, один раз отметелят тех двоих"...
-- "Вы же боретесь с дедовщиной в армии! Как вы можете такое советовать?"
-- "А это и есть борьба с дедовщиной. Среди казаков не было дедовщины, потому что там все были мужчинами. Если теперь наши ребята вырастают такими зайчиками, то чего удивляться, что их бьют. Дедовщину создают слабые, а не сильные. Мы делаем все возможное, чтобы сильных усмирить, но против природы не попрешь, человеку невозможно запретить быть сильнее тебя, можно только самому стать сильнее. Сколько раз приезжала сюда Тайгарат... это председатель махачкалинского Комитета солдатских матерей. Беседовала с ними, с собой старейшин привозила. Они говорят своим ребятам нечто такое, что на несколько месяцев позволяет снять проблему. В принципе я знаю, что они им говорят, но это не для разглашения".

-- "Странная у вас позиция. Обычно ваши коллеги склонны во всем винить командиров".
-- "Мы с этой частью работаем с 1994 года и имели дело со всеми ее командирами. Полковник Громов - самый достойный из них. До него была разруха полная. Наркоторговцы сверлили в заборе дырки и через них наркоту продавали, а при Громове даже пьянство там под реальным запретом. Можно, конечно, ругать командиров, можно даже их увольнять и сажать, только легче от этого не станет.

Вы подождите, сейчас подрастет поколение, которое родилось в девяностые, во время демографического спада. Тогда проблема дедовщины будет уже не только в армии, но и в обществе".

Генералы и адмиралы татарской национальности – 17

Бикжанов Ибрагим Паскаевич

Советский военачальник, генерал-майор (04.06.1940), участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 17 ноября 1895 года в селе Болотцы, ныне не существует, находилось на территории Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Татарин. По окончанию трёх классов сельской школы работал в отцовском хозяйстве.

В Русской императорской армии с марта 1915 по октябрь 1917 года, на момент демобилизации находился в воинском звании «старший унтер-офицер». В Первую мировую войну был мобилизован на военную службу 15 марта 1915 года и направлен в 42-й Сибирский полк 11-й стрелковой дивизии. После окончания в 1916 году учебной команды был назначен на должность командира взвода этого полка и участвовал с ним в боях с германскими войсками на Западном фронте. В июле 1916 года был ранен в ногу. С января 1917 года служил в запасном полку 11-й стрелковой дивизии. В мае 1917 года переведен на учебу во 2-ю Московскую школу военных шоферов (окончил ее в январе 1918 года).

Во время Октябрьской революции, в октябре-ноябре 1917 года, принимал участие в вооруженном восстании и в боях против юнкеров и офицерских отрядов полковника Рябцева в Москве.

В январе 1918 года штабом Московского военного округа был направлен на железнодорожную станцию Курск в качестве военного представителя-контролера по контролю за продвижением продовольственных грузов для нужд военного округа.

В ноябре 1918 года Бикжанов И.П. добровольно вступил в РККА.

Активный участник Гражданской войны (1918-1923) и последующей борьбы с басмачеством на Туркестанском фронте (с 4 июня 1926 года – Средне-Азиатский военный округ (САВО)).

В ноябре 1918 года был направлен служить сначала в 1-й кавалерийский полк, а затем в автомотоциклетную роту 9-й стрелковой дивизии. Принимал участие в боевых действиях на Южном фронте против войск генерала Деникина А.И.

С августа 1919 года служил в запасном стрелковом полку (г. Рязань), затем учился на 2-х Московских кавалерийских командных курсах.

После окончания командных курсов, в январе 1920 года, был направлен в 1-ю Конную армию (г. Таганрог), где был назначен на должность командира эскадрона в 1-ю кавалерийскую бригаду 14-й кавалерийской дивизии. Во время реквизиции лошадей для нужд армии в Бердянском уезде был ранен в руку шашкой. После убытия дивизии на фронт под Ростов-на-Дону остался в Таганроге в отдельной кавалерийской бригаде и был назначен помощником командира полка. Затем убыл с бригадой на Южный фронт, где в должности помощника командира Черноморской (стрелковой - ??)бригады воевал с войсками генерала Врангеля П.Н. по конец ноября 1920 года.

В марте 1921 года Бикжанов И.П. был направлен на Туркестанский фронт в Бухару (как владеющий языком местных национальностей) и назначен командиром 1-го отдельного Бухарского кавалерийского полка. В марте-апреле 1922 года участвовал в боях против басмачей в Старой Бухаре.

За мужество и храбрость, проявленные при ликвидации басмаческих банд помощник командира 1-го отдельного Бухарского кавалерийского полка Бикжданов Ибрагим Баскаевич (так в тексте) Приказом РВСР № 147 (1923г.) был награжден орденом Красного Знамени (основание:http://kdkv.narod.ru/WW1/Spis-BKZ-02B.html)

С января 1924 по конец 1926 года находился в должности командира эскадрона в составе Объединенной Среднеазиатских национальностей военной школы (ОСАНВШ) (город Ташкент) по подготовке среднего командного состава пехоты и кавалерии для национальных частей Туркестанского фронта (САВО).

В 1926-1927 гг., в течение года проходил обучение на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава РККА (ККУКС РККА) (г. Новочеркасск), отдел старшего комсостава.

С августа 1927 года служил во 2-м Туркменском кавалерийском полку (г. Ашхабад), занимая должности помощника начальника и начальника штаба полка, начальника полковой школы.

С декабря 1929 года – ВрИД начальника штаба отдельного Узбекского кавалерийского полка (г. Самарканд). В его составе в апреле-июне 1931 года принимал участие в боях с басмаческими отрядами Ибрагим-Бека.

С октября 1933 по ноябрь 1936 года – командир отдельного Казахского территориального кавалерийского полка (г. Алма-Ата).
Справка: В 1933 году из состава войск Военного комиссариата Казахской АССР полк перешел в состав САВО. С 1 марта 1936 года полк вошел в состав 6-й Узбекской горно-кавалерийской дивизии (с 21 мая 1936 года - 19-я горно-кавалерийская Узбекская ордена Ленина дивизия). С мая 1936 года полк стал именоваться – 48-й горно-кавалерийский полк.

С ноября 1936 по 31 октября 1938 года – помощник командира 19-й горно-кавалерийской Узбекской ордена Ленина дивизии (г. Самарканд).
Справка: Приказом САВО № 236/112 от 27 сентября 1932 года отдельная Узбекская сводная бригада с 1 октября 1932 года была реорганизована в 6-ю Узбекскую горно-кавалерийскую дивизию. Узбекский кавалерийский полк был переформирован в 1-й Узбекский горно-кавалерийский полк. Отдельный Узбекский стрелковый батальон реорганизован во 2-й Узбекский горно-кавалерийский полк. Из состава 7-й кавалерийской бригады был передан 79-й горно-кавалерийский полк. Конно-горная батарея была развернута в 6-й конно-артиллерийский дивизион. Такие подразделения, как механизированный дивизион, саперный эскадрон, запасный эскадрон, эскадрон связи, химический взвод были сформированы вновь. 11 мая 1936 года убыл из дивизии переданный в ОКДВА 79-й горно-кавалерийский полк. Еще 1 марта 1936 года вместо него в дивизию был включен Казахский кавалерийский полк. 9 мая 1936 года по указанию штаба округа № 41/645 из состава дивизии выбыл отдельный запасный эскадрон, ушедший на формирование 17-го запасного кавалерийского полка. По постановлению ЦИК от 27 апреля 1936 года в ознаменование пятнадцатилетия со дня начала формирования дивизия была награждена орденом Ленина. Приказом НКО № 072 от 21 мая 1936 года 6-я Узбекская горно-кавалерийская дивизия была переименована в 19-ю горно-кавалерийскую дивизию. 1-й Узбекский кавалерийский полк переименован в 41-й, 2-й Узбекский кавалерийский полк - в 42-й, Казахский территориальный кавалерийский полк - в 48-й. Конный артиллерийский дивизион, механизированный дивизион, эскадроны саперный и связи, химический взвод получили номер "19". В марте 1938 года в связи с переходом на новые штаты 19-й механизированный дивизион переформирован в 19-й автобронеэскадрон. 19-й химвзвод был расформирован.

В июне-сентябре 1937 года полковник Бикжанов И.П. находился в распоряжении разведывательного отдела штаба САВО – в составе «Нарынской» войсковой группы был откомандирован для выполнения специального (секретного) задания на территорию Китая в неспокойную провинцию Синьцзян (Восточный Туркестан) (современное название - Синьцзян-Уйгурский автономный район, занимающий большую территорию на северо-западе современного Китая).
Справки:
http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1115203455 «…С июня 1937 года полковник БИКЖАНОВ И.П. - командир так называемой "Нарынской группы" САВО (48-й горно-кавалерийский полк 19-й горно-кавалерийской дивизии РККА, артиллерийская батарея и специальные подразделения 21-й горно-кавалерийской дивизии РККА и 13-й мотомеханизированный полк НКВД), которая совместно с примерно равной по численности "Ошской группой" в июле 1937 года была выдвинута на советско-китайскую границу и в сентябре 1937 года вошла в западно-китайскую провинцию Синьцзян, по просьбе местного губернатора, для подавления восстания в составе уйгурской и дунганской дивизий Китайской армии. "Ошцы", совместно с "Нарынской группой", почти не встречая сопротивления заняли г. Кашгар и, затем, г. Хотан. Личный состав "групп" был переодет в китайскую форму и именовался "киргизскими войсками". Вскоре обе "группы" сведены под общее командование полковника НКВД (прим - в последующем, после окончания этой операции, получившего воинское звание «комбриг» (07.02.1938) НОРЕЙКО Николая Казимировича, БИКЖАНОВ И.П., вероятней всего, в начале сентября 1937 года был отозван обратно в СССР с возвращением на прежнюю должность. Основная часть войск данных «групп» была выведена с территории Китая в начале (прим. – в январе-феврале) 1938 года…»
http://rudocs.exdat.com/docs/index-531521.html?page=2 «…За успешное выполнение правительственного задания в 1938 году (прим. - 19 октября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении участников восточно-туркестанской операции) большая группа военнослужащих, участвующих в специальной командировке на территории Синьцзяна, была награждена орденами и медалями СССР…»
В книге: Обухов В.Г. Схватка шести империй. Битва за Синьцзян / В.Г. Обухов. - М. : Вече, 2007, - 512 с. : ил. - (Военные тайны ХХ века) есть следующее упоминание о Бикжанове И.П. на стр. 225-229:
«...В мае 1937 года, не имея сил для самостоятельной борьбы с повстанцами, Шэн Шицай (прим. - на тот момент китайский генерал-губернатор Синьцзяна, занимал эту должность в 1933-1944 гг.) в очередной раз обратился за помощью к советскому правительству. И вновь помощь ему оказали. 21 июня 1937 года на территории Среднеазиатского военного округа по указанию Наркомата обороны СССР были сформированы две войсковые группы, получившие наименования «Ошская» и «Нарынская» - по месту сосредоточения перед походом. В состав «Ошской» вошли: 42-й горный кавалерийский полк, артиллерийская батарея и специальные подразделения 19-й горной кавалерийской дивизии РККА и 19-й кавалерийский полк НКВД под общим командованием комбрига Ивана Селиванова (прим. - на тот момент комбриг СЕЛИВАНОВ Иван Васильевич – командир 19-й горно-кавалерийской Узбекской ордена Ленина дивизии), в состав «Нарынской" - 48-й горный кавалерийский полк (прим. - из состава 19-й горной кавалерийской дивизии РККА), артиллерийская батарея и специальные подразделения 21-й горной кавалерийской дивизии РККА и 13-й мотомеханизированный полк НКВД под общим командованием полковника Бекжанова (прим. - на тот момент полковник БИКЖАНОВ ИбрагимПаскаевич - помощник командира 19-й горно-кавалерийской Узбекской ордена Ленина дивизии).
Войсковая операция Красной армии на территории Синцьзяна разрабатывалась силами 4-го (разведывательного) отдела штаба Среднеазиатского военного округа... Начальник разведывательного отдела САВО с сентября 1933 по февраль 1938 года - полковник Василий Васильев...
…В июне 1937 года командиру Отдельной мотомеханизированной дивизии особого назначения НКВД СССР имени Дзержинского комбригу Павлу Торощину поступил приказ: с соблюдением строжайшей тайны подготовить танковое подразделение для участия в «длительных учениях в условиях горного лагеря». Место и время проведения маневров не оглашалось…
…Отдельная сводная танковая рота под командованием капитана Ильи Хорькова была сформирована в сжатые сроки. Ее боевой состав оказался довольно внушительным: три взвода по пять легких скоростных танков БТ-7 плюс танк этой же серии для командира роты, а также взвод разведки – еще пять танков Т-38. Кроме того в состав роты были включены передвижная ремонтная мастерская, автомобильная радиостанция с экипажем и саперный взвод. Также танкистам придавалось необходимое количество грузового автотранспорта для перевозки личного состава, имущества, горюче-смазочных материалов и боеприпасов…
…1 июля 1937 года танковая рота погрузилась в железнодорожный эшелон на подмосковной станции Реутово и с соблюдением повышенной конспирации убыла «в неизвестном направлении» (прим. - на станцию Кант Киргизской ССР)… Танкистам позже сообщили, что они призваны «оказать интернациональную помощь Компартии Китая в провинции Синьцзян» в составе «Нарынской» войсковой группы.
9 июля 1937 года «Нарынская» и «Ошская» группы подошли к советско-китайской границе. В течение почти трех недель военнослужащие оставались на территории СССР, занимаясь боевой подготовкой в горных условиях. «Забор» они пересекли лишь в конце августа…
…1 сентября 1937 года правительственные войска Шэн Шицая при поддержке советской авиации начали наступление на Марал-Баши. В тот же день перешла на сторону правительства одна из бригад 36-й дивизии и без боя заняла Кашгар, покинутый полками соседней бригады, оставшейся верной мятежу...
…5 сентября 1937 года основные силы 36-й дивизии были разгромлены в ходе сражения, в котором на стороне правительственных войск участовали танки и 25 самолетов. После этого правительственные войска, поддержанные частями РККА, без серьезного сопротивления двинулись вперед и в тот же день заняли Янги-Гиссар, где сдалось около трех тысяч человек…
…В конце января 1938 года специальная операция с участием воинских частей РККА и частей НКВД на территории провинции Синьцзян была завершена…
…По возвращении танковой роты в расположение дивизии 19 февраля 1938 года у всех участников «оказания интернациональной помощи Компартии Китая в провинции Синьцзян» была взята подписка о неразглашении сути операции. Было запрещено даже упоминать о командировке…»

В октябре 1938 года полковник Бикжанов И.П. был переведен в Ленинградский военный округ и был назначен на должность командира 16-й кавалерийской Сибирской дивизии. В должности находился с 31 октября 1938 по июль 1940 года.
Справка: В 1935 году дивизия вошла в состав вновь сформированного 5-го кавалерийского корпуса. В 1938 году управление 5-го кавалерийского корпуса и 16-я кавалерийская дивизия были переброшены на территорию Украины. В сентябре-октябре 1939 года дивизия участвовала в Освободительном походе в Западную Украину в составе 5-го кавалерийского корпуса. 11 октября 1939 года была передана в состав 4-го кавалерийского корпуса с дислокацией Галич, Станиславув, Нижнюв, Монастежиски. К июлю 1940 года дислоцировалась в городе Станиславе (Ивано-Франковская область, Украина). В июле 1940 года дивизия была обращена на формирование автобронетанковых войск Киевского особого (КОВО) и Закавказского военных округов (ЗакВО). Управление было переформировано в управление 6-й отдельной танковой дивизии; 9-й и 41-й кавалерийские полки - в 6-й моторизованный полк 6-й танковой дивизии; 53-й и 146-й кавалерийские полки - в 3-й мотоциклетный полк 4-го механизированного корпуса; 39-й танковый полк обращен на формирование танкового полка 15-й танковой дивизии; 23-й конный артиллерийский дивизион развернут в 6-й гаубичный артиллерийский полк 6-й танковой дивизии ЗакВО.

С назначением на должность командира 16-й кавалерийской дивизии 31 октября 1938 года полковнику Бикжанову И.П. было присвоено очередное воинское звание «комбриг» (Приказ № 02278/п).

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года комбригу Бикжанову И.П. было присвоено воинское звание «генерал-майор».

16 июля 1940 года генерал-майор Бикжанов И.П. назначается на должность командира 29-й моторизованной дивизии имени Финляндского пролетариата, находящейся на тот момент в составе 6-го механизированного корпуса 10-й армии Западного особого военного округа. Дивизия дислоцировалась в Белостокском укрепленном районе. Генерал-майор Бикжанов И.П. находился в этой должности до 25 июля 1941 года.
Справка: 29-я моторизованная дивизия ведет свою историю еще со времен Гражданской войны (1918-1923). Ее первое формирование было объявлено приказом главкома по войскам Сибири № 284 от 21 (28) сентября 1920 года в городе Омске (сформирована на базе местных караульных батальонов и других частей городов Омска, Семипалптинска, Новониколаевска как 4-я стрелковая дивизия), 26 октября 1920 года была переименована в 1-ю Сибирскую стрелковую дивизию (Приказ по войскам Сибири № 406), с 15 ноября 1920 года она стала называться – 29-я Сибирская стрелковая дивизия (Приказ Помглавкома по Сибири № 450), а с 12 декабря 1924 года - «29-я имени Финляндского пролетариата стрелковая дивизия» (приказ РВС СССР № 1507). В июне 1940 года 29-я стрелковая дивизия участвовала в оккупации территории Литвы в составе 11-го стрелкового корпуса 11-й армии Белорусского особого военного округа (БОВО).
4 июля 1940 года была переформирована в 29-ю моторизованную дивизию. Переформирование дивизии было связано с началом создания в Красной Армии механизированных корпусов. 29-я моторизованная дивизия вошла в 6-й механизированный корпус, который начал формироваться 15 июля 1940 года на базе управления 3-го кавалерийского корпуса. Командир 6-го механизированного корпуса - генерал-майор Хацкилевич. 6-й механизированный корпус в свою очередь входил в 10-ю армию (командир - генерал-майор Голубев) Западного особого военного округа (ЗапОВО) Павлова.
В годы Великой Отечественной войны в составе Действующей армии дивизия находилась в кратковременный период с 22 июня по 19 сентября 1941 года.
С началом войны дивизия в числе других в составе 6-го механизированного корпуса 10-й армии ЗапОВО приняла на себя первый самый сильный удар немецко-фашистских войск, принимала участие в ожесточенных и кровопролитных боях на территории Белоруссии в районе Гродно, Лида, Новогрудок, с боями отходила на восток, но уже в конце июня - начале июля 1941 года была окружена противником в районе Гродно, Белосток, Минск. После ряда боев она была рассечена противником, управление было потеряно. Из окружения командиры и бойцы пытались выйти отдельными группами.
19 сентября 1941 года дивизия была полностью расформирована как потерявшая всякую боеспособность.

Участник Великой Отечественной войны. На Западном фронте в составе Действующей армии с 22 июня по 19 сентября 1941 года.

После того, как в июле 1941 года, части 29-й моторизованной дивизии были полностью окружены противником на территории Белоруссии в районе Гродно, Белосток, Минск, 25 июля 1941 года вблизи деревни Заболотье (Пуховичский район Минской области), недалеко от города Бобруйска, при безуспешных попытках в течение недели вырваться из окружения с небольшой группой военнослужащих, генерал-майор Бикжанов И.П. был захвачен немецкими подразделениями в плен. Накануне, 17 июля 1941 года, Бикжанов И.П. зарыл в землю свои документы, форму, переоделся в гражданскую одежду и после чего вместе с небольшой группой офицеров из состава своей дивизии попытался выйти из окружения, двинувшись с ней на восток.

После пленения Бикжанов И.П. в числе других офицеров был отправлен в лагерь для военнопленных, находящийся вблизи города Пуховичи (Минская область, Белоруссия), а затем был этапирован в Польшу в лагерь военнопленных (н.п. Замостье (Замосць)). Здесь до апреля 1942 года он содержался в строгой изоляции, а затем был вывезен в Германию в концентрационный лагерь (г. Хаммельсбург), в последующем, в апреле 1943 года, переведен в концентрационный лагерь в Нюрнберг. В сентябре 1943 года Бикжанова И.П. вместе с группой других генералов Красной Армии перевели в крепостную тюрьму Вайсенбург, где он содержался почти до конца войны.

После чуть более месяца, проведенного в распоряжении советской военной миссии по репатриации в Париже, 5 июня 1945 года самолетом был отправлен в Москву. Затем до декабря 1945 года проходил спецпроверку в Главном управлении контрразведки «СМЕРШ» НКО СССР в Москве. Послевоенной проверкой фактов сотрудничества Бикжанова И.П. с врагом не выявлено.

В декабре 1945 года генерал-майор Бикжанов И.П. был восстановлен на действительной военной службе, после чего состоял в распоряжении ГУК НКО СССР.

В апреле 1946 года был направлен курсы командиров стрелковых дивизий (высшие академические курсы (ВАК)) при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

По окончанию ВАК, в марте 1947 года, был назначен на должность начальника военной кафедры Казахского государственного университета (Алма-Ата).

За многолетнюю службу и проявленную доблесть и мужество был награждён:
- орденом Ленина (1946),
- тремя орденами Красного Знамени (1923, 1930-е гг.(??), 1946);
- орденом Трудового Красного Знамени Узбекской ССР;
- орденами Красной Звезды и Красного полумесяца Бухарской Народной Советской Республики II и III степени;
- юбилейной медалью «ХХ лет РККА»;
- другими медалями (информация в отношении остальных награждений уточняется).

Похоронен в городе Алма-Ате. Информация в отношении конкретного места захоронения генерал-майора Бикжанова И.П. уточняется.

Литература:
Свердлов Ф.Д. Советские генералы в плену. - М.: Изд-во фонда «Холокост», 1999. – 246 с. (стр. 178-181);
Обухов В.Г. Схватка шести империй. Битва за Синьцзян / В.Г. Обухов. - М.: Вече, 2007. - 512 с. : ил. - (Военные тайны ХХ века) (стр. 225-229);
Великая Отечественная война: Комдивы. Военный биографический словарь. Том 1. Командиры мотострелковых, моторизованных, кавалерийских, воздушно-десантных, артиллерийских, минометных, танковых и народного ополчения дивизий. – М.: Кучково поле, 2011. – 736 с. (стр. 21-22).

Сын – БИКЖАНОВ Эмиль Ибрагимович, родился в городе Ташкенте в 1924 году. Участник Великой Отечественной войны. Призван в 1941 году Ташкентским РВК (г. Ташкент, Узбекская ССР). На фронте в Действующей армии с 14 ноября 1942 года. На 15 мая 1943 года лейтенант БикжановЭ.И. находился в должности командира взвода пешей разведки 45-го горно-стрелкового полка 83-й горно-стрелковой Туркестанской дивизии (Северо-Кавказский фронт)

Http://www.podvignaroda.ru/?n=16720995
http://voenspez.ru/index.php?topic=16219.340;wap2
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=22589.20

Ишбулатов Хаджи-Ахмет Исхакович

Ишбулатов, Хаджи-Ахмет Исхакович
Ишбулатов Хжихмт Исха улы; Ишбулатов, Хаихмт Исхак улы
Дата рождения
16 марта 1851
Место рождения
село Удрякбаш Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Благоварский район Башкортостана)
Дата смерти
1921
Место смерти
Стерлитамак, РСФСР
Принадлежность
Россия, РСФСР
Род войск
пехота
Годы службы
1916 - 1917
1918 - 1919
1919 - 1920
Звание
Генерал-майор
Командовал
146-й пехотный запасный батальон (1915-1916), 152-й пехотный запасный полк (1916-1917), 1-я Мусульманская стрелковая бригада (1917), Башкирский корпус (1918)
Сражения/войны
Первая мировая война,
Гражданская война в России

Ишбулатов (Ижбулатов) Хаджи-Ахмет Исхакович (башк. Ишбулатов Хжихмт Исха улы, тат. Ишбулатов Хаихмт Исхак улы; 1851-1921) - видный военный деятель, активный участник Башкирского национального движения, генерал-майор.

Ишбулатов Хаджи-Ахмет родился 16 марта 1851 года, село Удрякбаш Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Благоварского района Башкортостана) семье походного старшины 3-го мещеряцкого кантона Исхака Мухаметрахимовича - участника Отечественной войны 1812 года. По национальности либо башкир, либо татарин.
В 1866 году заканчивает Азиатское отделение Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса.
В 1908 году уходит в отставку в чине генерал-майора.
Во время Первой мировой войны, с 9 июля 1915 года возвращен на службу и с 27 июля назначен командующим 146-го пехотного запасного батальона. 9 февраля 1916 года был уволен от службы.
С 18 апреля 1916 года вновь возвращен на фронт и назначен командиром 152-го пехотного запасного полка.
После Февральской революции, в 1917 году был назначен начальником гарнизона города Белебей Уфимской губернии. С 8 января 1918 года стал командиром 1-й Мусульманской стрелковой бригады, после роспуска которой возвращается на родину в апреле того же года.
Летом 1918 года Ишбулатов привлекался Башкирским Центральным Шуро на службу в Башкирское войско, части которой воевали в Урало-Поволжском регионе против РККА.
С 28 июля 1918 года назначается начальником 1-й Башкирской пехотной дивизии и далее командиром Башкирского корпуса. В октябре был произведен в чин генерал-лейтенанта. С 22 ноября того же года - начальник Башкирского войскового управления.
В декабре 1918 года отходит от военных дел. 14 февраля 1919 года вместе с Башкирским войском переходит на сторону Красной Армии.

Награды
***
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами;
Орден Святой Анны 3-й степени;
Орден Святого Станислава 2-й степени;
Орден Святой Анны 2-й степени;
Орден Святого Владимира 4-й степени.

Примечания
***
‡Габдуллин И.Р. Название: От служилых татар к татарскому дворянству Издательство: М.: 2006.
‡Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. Серия Ислам в Российской Федерации. Выпуск V. Москва-Нижний Новгород. ИД «Медина». 2009. - 479 с. (на с.148)
‡Таймасов Р.С. Участие башкир в Гражданской войне: книга первая. В лагере контрреволюции (1918 - февраль 1919 гг.):Монография.- Уфа:РИЦ БашГУ, 2009. - 200 с. (на с.194)
‡Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска (1891 - 1945): Биографический справочник. - М., 2007. - 676с.:ил (на с.242)
‡Ислам на Урале:энциклопедический словарь
‡Генералы Российской Империи

Ссылки
***
Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. Серия Ислам в Российской Федерации. Выпуск V. Москва-Нижний Новгород. ИД «Медина». 2009. - 479 с.
сайт «Русская армия в Первой мировой войне»
Шежере Ишбулатова Х.И.
http://ru.wikipedia.org/wiki/,_-

Татарские генералы в «башкирских» войсках.
***
Мы уже писали о Минигали Мингазовиче Шаймуратове, известном генерал-майоре, командире легендарной 112-й «башкирской» кавалерийской дивизии (позднее 16-й гвардейской). Минигали Мингазович оказался татаром, чья национальная принадлежность тщательно скрывалась на республиканском уровне. Сегодня мы хотим вас познакомить с другим татарским генералом. Кстати, этот генерал тоже командовал башкирским войском. Многочисленным элементом башкирского войска(войска А.-З.Валидова) были татары, среди офицеров они превосходили по численности самих башкир. По сведениям самого А.-З.Валидова татарами являлись:
генерал Ишбулатов (это единственный генерал в войсках А.-З.Валидова) - командующий так называемым башкирским корпусом;
Ильяс Алкин – и.о. начальника штаба корпуса;
Абдрашит Бикбавов – личный адъютант Валидова;
Абдулла Адигамов - министр просвещения в башкирском правительстве;
полковник Бикмеев - дежурный штаб-офицер;
братья Терегуловы.
Здесь перечислены только наиболее заметные из них, а были и другие.
Из этих перечисленных татар, нас больше всего интересует тот самый, единственный генерал в башкирском войске, Ишбулатов. Так кто же это и откуда он родом, этот татарский генерал?

Справка:
***
«Ишбулатовы Татарский дворянский род. Входили в состав мещеряцского сословия. Проживали в д. Удрякбаш Уфимского у. (ныне Благоварский район РБ). В середине ХIХ в. в 3-м мещеряцком кантоне отмечен походный старшина Исхак Мухаметрахимов сын Ишбулатов. Его сын Зигангир Исхакович И. занимал должности войскового старшины и кантонного начальника. Другой сын Хазиахмет Исхакович И. (1851–1921) дослужился до чина генерал-лейтенанта царской армии, т.е. по чину пользовался правами потомственного дворянства. Многие представители рода занимали духовные должности в Уфимском уезде.
ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 5491. Л. 108 об.–109.
Источник
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/ishbulatov

Так вот, Хазиахмет Исхакович Ишбулатов из Удрякбаша и есть тот татарский генерал, который командовал башкирским корпусом, в котором офицеры тоже были татарами.
http://tatarfact.ru/?p=1287&cpage=1