• Понятие власти
  • Политическая система
  • Типология политических режимов
  • Демократия. Ее основные ценности и признаки
  • Государство, его функции
  • Гражданское общество и государство
  • Политическая элита
  • Политические партии и движения
  • СМИ в политической системе
  • Избирательная кампания в России
  • Политический процесс
  • Политическое участие
  • Политическое лидерство
  • Органы гос. власти РФ
  • Федеративное устройство РФ

Не рассмотрены


Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция


В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Демократия. Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть).

Тоталитаризм. Тоталитарный политический режим Политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, тотальный контроль за жизнью общества

Выучить характеристику режимов


Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):

многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

- Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

- Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан


Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации
  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики


Теологическая

Сущность

Аквинский, Маритен

Патриархальная

Договорная

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Аристотель Филмер

Теория насилия

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти → государству

Гумплович Каутский

Органическая

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Материалистическая (классовая)

Психологическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.



Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий


Унитарное государство – форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеют статуса гос.образования (Япония, Украина, Польша)

Федерация – форма гос. устройства, при котором территориальные части являются гос. образованиями-субъектами федерации (Россия, Германия, США, Мексика)

Конфедерация – форма гос. устройства, добровольное объединение независимых стран или республик, которые сохраняют суверенитет (Евросоюз, СНГ, США до 1865)


Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.


Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества



Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений


ПАРТИЯ (parties , pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

ПАРТИИ

  • Общность идеологии
  • Выражение интересов определенных социальных групп
  • Борьба за завоевание политической власти – притязания на власть и участие во власти – важнейший признак партии

ДВИЖЕНИЯ

  • Нет общей идеологии
  • Не ставят цели прихода к власти
  • База массовая
  • После достижения цели могут распасться, а могут превратиться в партию


Находящиеся у власти

Консерваторы

Левые

Правые

Центр

Социал-демократы

Либералы

Либералы

Проправительственные партии

Коммунисты

Анархисты

Фашисты

Монархисты

Клерикальные

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит


Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Одно партийная система

Двух партийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или « 2+ »

Много партийная система


Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Характеристики

политического лидера

Программа

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Выражение интересов опред. группы




Субъекты Федерации


На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации.

РОССИЯ = 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)


Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Рядовые граждане

Политическая элита (профессионалы )

Прямое (непосредственное) участие

Признаки участия

1 . конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

Представительное (опосредованное) через избранных представителей


Функции:

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах


Тема урока: ПОЛИТИЧЕСКАЯСИСТЕМАИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Цели и задачи:

1) познакомить с типологией политических систем, показать основные черты политических режимов;

2) Развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать у учащихся отношение к политическим системам.

План урока:

1. Политическая система: общая характеристика

2. Политические системы диктаторского типа

3. Политический режим

Ход урока:

  1. Организационный момент: Решение задания по теме: Социальная структура.

Одному мудрецу задали вопрос: «Какая разница между демократией и диктатурой?» На это мудрец, подумав, ответил: «Демократия - это когда народ открыто проявляет недовольство своим правительством.Диктатура – когда народ открыто проявляет недовольство чужим правительством».

Насколько правдива рассказанная история?

Что такое «политическая система и политический режим» и какую роль они играют в нашем обществе мы будем сегодня пытаться понять.

Новый материал:

1. Политическая система: общая характеристика

– комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих самоорганизацию общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

СИСТЕМА ДИНАМИЧНА, В ЕЁ РАМКАХ ПРОТЕКАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Политическая система ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМСТРОЕНИЕМ

Структурные элементы:

Организационные, нормативные, культурные, коммуникативные.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАДИНАМИЧНА

Функции политической системы

Американские ученые Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд представляют политическую систему(ПС) как систему взаимодействий субъектов политического действия, одна из подсистем, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды. Отношения между ПС и средой представлены в виде вход-выход.

Требование к системе

Поддержка системы со стороны граждан

На входе – широкий спектр требований. Нельзя допускать перегрузок. Эту работу выполняют партии, общ. организации, государственные деятели. Важна поддержка народа.

Конкретные политические действия и решения. Оказывают воздействие на состояние самой внешней среды.

Умение гибко и оперативнореагировать на новые требования – залог жизнеспособности системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ приводит к коллапсу системы.

Самоераспространенноеразделение всех политических систем по способам организации власти и управления: демократические политические системы и системы диктаторского (недемократического) типа.

2. Политические системы диктаторского типа

«Диктатура» (от лат. dictatura - неограниченная власть).

Общие черты диктаторских режимов:

неприятие демократических принципов управления

отсутствие гарантий политических свобод

отсутствие системы разделения властей и принципа верховенства права

В рамках политических систем. диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Работа с учебником : анализ автори тарных и тоталитарных режимов

Основные черты тоталитарного режима:

1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;

2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;

3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;

4. Всеобщий контроль над СМИ;

5. Централизованное управление экономикой.

1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению.

4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего,в экономику.

3. Политический режим

Точки зрения:

политическая система = политический режим

политическая система = форма правления

политический режим – способы и средства осуществления политической власти

Политический режим – тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Политический режим - это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.

Работа с учебником: Сравнительная характеристика политической системы и
политического режима

Классификация политических режимов:

По форме правления (монархические, республиканские)

По характеру формирования правящей элиты (открытые, закрытые)

По составу правящих кругов (военные, гражданские, теократические…)

По доминирующим методам осуществления власти (диктаторские, либеральные)

Итог уроков:

Проанализируйте приведенные высказыванияБ.Муссолини и И.Сталина. Что в них общего?Можно ли считать их выражением сущности тоталитарного режима? Ответ аргументируйте.

«Все в государстве, ничего вне государства, ничего противгосударства» (Б. Муссолини).

«Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почтиничто» (И.В. Сталин).

- Могут ли авторитарные и тоталитарные режимы играть положительную роль в истории? Приведите примеры.

Домашнее задание:

Выучить понятия

Ответить на вопросы:

1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?

2. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от авторитаризма?

3. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире?Мнение аргументируйте.

Использованная литература:

1. Обществознание. Учебник для 11 класса. под редакцией Л.Н. Боголюбова,А.Ю. Лазебниковой,К.Г. Холодковского (профильный уровень),М.: Просвещение, 2008г.

2. Сорокина Е.Н.«Поурочные разработки по обществознанию". (В помощь

школьному учителю). Профильный уровень, 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

3. www.moimirknig.com для www.mirknig.com


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок лекция, с элементами лабораторной работы.

Цель урока: В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система».

Задачи:

  1. Ученики в процессе изучения новой темы усваивают понятие «политическая система», ее структуру и функции.
  2. Учащиеся формируют навыки структурного анализа на примере политических институтов.
  3. Ученики совершенствуют умение групповой работы и практического применения знаний.

Оборудование: презентация урока, мультимедиа, экран, документы.

Данный урок 1-ый в теме «Введение в политологию», поэтому проводится в форме лекции.

План урока:

  1. Мотивационно-организационный этап.
  2. Актуализация.
    – Что такое политика? Что такое система?
  3. Изучение нового материала – лекция.
    – Что такое политическая система.
    – Структура политической системы.
    – Институты политической системы.
    – Политические отношения.
    – Политическая культура.
    – Политические нормы и ценности.
    – Политический режим.
  4. Лабораторная работа по документам и с высказываниями.
  5. Обобщение: обсуждение документов и мнений учащихся.
  6. Подведение итогов – выделение проблем для подготовки творческих проектов – опережающее домашнее задание

Ход урока

I. Организационно-мотивационный.

Вступительное слово учителя: Какую роль на ваш взгляд играет политика в современной жизни человека?

Обсуждаются ответы учащихся.

– Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?

Проводится минидискуссия, учащиеся приходят к выводу, что современное общество и человек зависят от политики и той политической системы,в которой они живут. Поэтому необходимо изучение структуры политической системы и различных ее видов.

II. Основная часть.

Работа с презентацией (приложение ) – метод кластера.

Что такое политическая система?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостный и взаимосвязанный комплекс всех элементов. Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Проводится анализ схемы из презентации – Структура политической системы.

Дается характеристика институтов политической системы.

1. Государство как основной институт политической системы (формы государства) . Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).

2. Партии.

3. Общественные организации. (слайд № 9, 10, 13)

1. Нормативная подсистема

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. К ней относятся:

2. Коммуникативная подсистема, в нее входят политические отношения

– взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

3. Культурно-идеологическая подсистема

Являясь отражением и, формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей. Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико- управленческих решений и т.п.

4. Функциональная подсистема .

III этап урока

Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание:

1 гр. – объясните высказывание: «Политика - игорный притон, в котором зрители рискуют проиграться также, как игроки» Г. Мабли

2 гр. – объясните тезис «Человек есть существо политическое…» Аристотель

3-6гр. – работа с документами.

IV этап урока – Рефлексия

– обсуждение результатов работы групп по методу вертушки.

Домашнее задание:

Подготовить проектные работы по темам: