Сдавшие последние этапы ЕГЭ российские школьники рассказывают об ужесточении правил экзамена: перед испытанием их досматривают с металлоискателем, весь процесс записывается на видеокамеры, а по пункту проведения экзамена (ППЭ) можно передвигаться только в сопровождении организатора. Пережившие ЕГЭ выпускники и организатор рассказали Medialeaks, насколько строго соблюдались правила, как много людей удалили за нарушения и можно ли было списать на экзамене.

Анастасия Ющук (имя изменено), организатор на ППЭ

Я работаю организатором ЕГЭ третий год. В школе учителей, которые могут работать в этом качестве, заносят в специальную базу и потом случайным образом распределяют по ППЭ. Всё происходящее в аудитории записывается на камеру, но идёт только видео без звука, поэтому следят, чтобы ученики не шевелили губами. Любой неправильный поворот головы, взгляд под парту расценивается так, будто ученик уже списывает.

За эти три года процедура сильно ужесточилась, они постоянно выдумывают что-то новое. Например, на информатике ученики обязаны расписаться, что они ознакомлены с правилами использования компьютера на экзамене. Так вот, теперь листок, в котором они расписываются, может передавать только организатор. Если один выпускник по инерции передаст список другому, то это будет нарушением процедуры и школьника даже могут удалить за это с экзамена. Ручку или линейку передать другому тоже нельзя.

В моём ППЭ организаторам не отмечали мелом место на полу, где они должны стоять, но я легко могу себе это представить. Потому что если организатор, который проводит инструктаж, нечаянно заслонит перед камерой какого-то ребёнка, то председателю государственной экзаменационной комиссии сразу же звонят и сообщают об этом. Организаторы могут получить выговор. Видимо, так делают в тех школах, где уже не раз такое случалось, и директора просто решают перестраховаться.

Раньше на экзамен можно было брать с собой воду в бутылке и еду, например, шоколад. Теперь еду могут принести только дети с ограниченными возможностями здоровья. И те оставляют её у дежурных перед аудиторией и выходят туда поесть. Воду можно набрать только из кулера - это правило ввели, кажется, в прошлом году.

В этом году девятиклассник из школы, в которой я работаю, умудрился притащить на экзамен целый планшет, с которым его и засекли. Ученика удалили с экзамена, но теперь выговор получат и директор школы, и даже классный руководитель. Якобы школьник не знал, что нельзя приносить с собой технику на экзамен, а не предупредил, конечно, классный руководитель. В моём ППЭ никого с экзаменов не удаляли.

Организаторам платят 300 рублей в час, но это очень тяжёлая работа - могут уволить с основной работы за любой промах. Я знаю, что в этом году уже уволили двоих. Одного за то, что он забыл выложить из кармана телефон и он зазвонил в аудитории. И так происходит каждый год.

Школьники, конечно, сильно боятся из-за всей атмосферы. С другой стороны, сейчас гораздо меньше стали списывать. Выпускники знают, что если их засекут на экзамене с телефоном, то в этом году они уже никуда не поступят. Я считаю, что это повышает шансы детей из глубинки на то, что они смогут поступить в хорошие вузы. С другой стороны, камеры пока есть не везде. До сих пор некоторые выпускники с юга приезжают в Москву со 100 баллами по русскому языку, а в итоге вообще не могут на нём говорить. Но это теперь бывает гораздо реже.

Марина Легоньких, школьница из Хабаровска

Металлоискателями проверяли. Насчёт телефонов я не знаю, по-моему, из моих знакомых никто не проносил. Моих одноклассниц обыскали на экзамене по обществознанию и отобрали шпаргалки, но меня никто не обыскивал. В туалете могли спокойно собраться четыре человека и обсуждать задания. У одного парня на металлоискателе ручка запищала. На некоторых экзаменах не полностью проводили металлоискателем, а только до пояса, поэтому, наверное, кто-то мог пронести телефон.

Когда мы выходили, у нас проверяли, чтобы все разрешённые предметы оставались на экзамене, чтобы даже ручки не выносили. Следили строго. Даже до самого экзамена в некоторых школах говорили, чтобы мы не разговаривали до инструктажа, хотя, по сути, нас должны были пускать погулять или поговорить. В туалет пускали только по одному, а в конце экзамена по два человека начинали пускать. В туалет организаторы вроде как не заходили. Было две камеры.

Были мелкие нарушения со стороны организаторов. На одном экзамене у всех нас собрали паспорта, хотя не имеют на это права. Никого из моих знакомых с экзамена не удаляли - я не знаю таких случаев. К репетиторам я не ходила. Вообще нас в школе готовили хорошо - особенно к русскому. Русский язык и обществознание были очень лёгкими. Ну и реально соответствовало тому, что говорили в начале экзамена: все задания из школьной программы. А в математике точно есть парочка заданий олимпиадного уровня.

Публикация от kseniya neverova (@neverovakseniya) Июн 19 2017 в 7:57 PDT

Я думаю, все брали шпаргалки. Большинство из нашего класса делали маленькие блокнотики и записывали туда всё. Правда, блокнотики не особо помогли, хотя там были все формулы. Кто-то прятал их в лифчике, кто-то просто в карман, потому что их не обыскивали. Кто-то даже пронёс в туалет вариант прорешенный пробный, но это не те задания, которые у нас были. Ещё один парень рассказывал, что его друг всю руку исписал формулами, надел рубашку с длинными рукавами, а в туалете закатывал рукав и так списывал. В туалете валялось немного шпаргалок - только на математике.

Обстановка на ЕГЭ и весь этот тоталитарный контроль пугали - особенно на математике, потому что это был экзамен, к которому я больше всего готовилась, и с математикой у меня очень плохо было в школе. Поэтому когда я увидела задания и поняла, что не могу их решить, то начала плакать. Кстати, организаторы подходили: сначала первый, потом через минут 15 второй. Спрашивали, всё ли хорошо.

Сильно напрягало, что некоторые организаторы не разрешали выходить до начала инструктажа. Так ещё сложнее: даже с друзьями перед экзаменом не поговоришь. Многие, кто попал в разные аудитории, договаривались о встрече, например в 12.20, и выходили в туалет. Наблюдатели не могли зайти в туалет. Это по моему опыту, потому что у одноклассниц же отобрали как-то шпаргалки. На математике меня тоже спалили со шпаргалкой, но не отобрали: организатор просто улыбнулся.

Я хотела поступать в академию им. Скрябина, но мне баллов не хватит. Поэтому пока не знаю.

Владислав Саяпин, школьник из Елани, Волгоградская область

Я сдавал английский, обществознание, русский, математику - базу и профиль. К английскому готовился с учителем на консультациях, к математике, профилю - к репетитору ходил. К обществу не готовился, только на уроках.

Металлоискатели были во всех пунктах проведения, камеры тоже везде были. Списать было нельзя в аудитории, потому что камеры. Плюс там сидел тот, кто наблюдает за тобой. В общем, сопровождающий.

Они сидели и стояли, ходили по аудитории. Когда тебе нужно выйти в туалет, они тебя выводят, отдают другому сопровождающему, и он тебя сопровождает до туалета. Во время проведения экзамена просто так одному нельзя было ходить, только с сопровождающим. У меня есть много знакомых, которые говорили, что их одноклассники, друзья смогли пронести телефон.

Английский язык мы сдавали в Волгограде, потому что в нашем районе было мало выпускников, которые выбрали этот экзамен. Волгоград в 360 километрах от моего посёлка, на машине ехать в одну сторону пять часов. В первый день сдавали письменную часть, во второй день - устную. Я и ещё один одноклассник остались ночевать в Волгограде, а третий возвращался домой и на следующий день вместе с классным руководителем снова ехал в Волгоград пять часов на машине, которую предоставила администрация посёлка.

Для меня самым сложным экзаменом было обществознание. Потому что я ему уделял меньше времени, чем другим предметам. Пока что я знаю баллы только по обеим математикам: базовая у меня сдана на четвёрку, профильная - на 45 баллов. Это немного, но я планирую поступать на факультет экономической безопасности. У них нет бюджета, поэтому для меня главное - перейти порог и набрать средний балл.

Мне не было сложно психологически из-за надзора. Я просто делал задания и не отвлекался на сопровождающего в аудитории. Иногда, когда они подходили, смотрели рядом с тобой, вот тогда ощущалось какое-то давление. Я не видел, чтобы парни переживали, но видел, что некоторые девочки плакали, когда выходили. В ППЭ, где был я, никого не удаляли. Может, такое и было, но точно не в моей аудитории.

Дарья Русских, школьница из Новосибирска

Самое страшное, на мой взгляд, это определиться с будущей профессией. В начале 11 класса я выбрала много предметов, потому что не знала, куда пойду. В конце концов, я сдавала математику - оба уровня, русский язык, биологию и химию. Сама процедура проведения не страшна, все взрослые понимают детей, стараются подбодрить. Меня больше всего тревожило содержимое конвертов с заданиями, но, как показала практика, и там ничего страшного нет. Если ты готов, то всё будет по силам. Волнительно - это ждать результаты.

Не скажу, что было как-то психологически сложно… Все ждали этого, все знали, что это будет. Для меня это было обычной процедурой. У меня, конечно, на металлоискателе пикало всё, не знаю вот только почему. Видимо, это были лямки бюстгальтера. Тогда я как-то заволновалась. Проверяла женщина, и она спросила: «Что у тебя там?» У меня ничего не было, совсем! Думаю, телефона у меня нет. На белье вот эти железки, они, видимо, побрякивали. Я говорю: «На бюстгальтере, скорее всего», - потому что пикало, когда проводили по лопатке. Она: «Ну ладно». Мне запомнилось, потому что проверяющая так удивлённо меня спросила. Господи, что у меня может быть на лопатке?! Ну, наверное, телефон!

Публикация от Управление образования (@uochegem) Июн 5 2017 в 11:53 PDT

А так… Обычно проходишь - всё нормально, люди вовсе не звери и никакие не изверги. Проходят спокойненько, проверяют.

Мне так выпадало, что почти везде я сидела за первой партой. Есть эта камера и есть - меня лично она не смущала. Я пришла, чтобы написать. Тишина, меня ничто не отвлекает: ни видеокамеры, ни учителя, ни ребята. Я знала, что будут камеры и металлоискатели, и смирилась.

Не знаю, проносил ли кто-то телефон: я сидела за первой партой. В туалет запускали нас по одному… Поэтому не знаю - по крайней мере, я ничего не заметила. Может, кому-то что-то удалось, но это на их совести. В моей школе и в моём ППЭ никого не удаляли. Была только одна девочка, она очень сильно плакала под конец экзамена, очень сильно рыдала. Ей организатор сказал: «Ну ты запиши хоть, что у тебя есть». Она говорит: «У меня ничего нет», - и рыдает.

Честно говоря, я ещё не знаю, куда буду поступать. Всё зависит от результатов. Вообще планирую в медицинский, но это видно будет.

Кристина Соколова (имя изменено), школьница из Москвы

Наблюдатели проверяли нас очень даже хорошо, но не везде было так. Знаю ребят, которые смогли протащить телефон! Шпоры делали практически все, но не пользовались. Не знаю почему. Наблюдатели очень хорошие: за дисциплиной следили, строгие, но приветливые.

Я написала математику, обществознание, русский, биологию и химию. Самым сложным для меня экзаменом была химия. Химия с её органикой - это для каждого, наверное, сложновато. Да и как бы ни звучало, я готовилась сначала к сочинению (декабрь), а потом уже к химии, биологии и обществознанию (пять месяцев). Не особо хватает времени для хорошей подготовки.

На химии было сложно и потому, что я не увидела часть заданий. Напечатали часть С на обратной стороне таблицы Менделеева, которую я не перевернула! У всех знакомых спрашивала, сказали, что долго искали, в конверте смотрели, вдруг лист не достали, некоторые вообще не нашли! Главный организатор сказал, что нельзя ничего сделать. Мол, надо было внимательнее всё смотреть, вертеть, крутить. Я там чуть ли не плакала, но потом успокоилась.

В аудитории пользоваться шпаргалками было нельзя. Да и в туалете не особо, там наблюдатели ходили, смотрели. Но в туалете можно ведь было спросить у девочек - если повезёт и если они там будут. Я спрашивала, у меня тоже спрашивали. С разных аудиторий нас выпускали по одному, а заходили мы вместе.

Ещё в ППЭ я сфотографировала сборник заданий для подготовки к ЕГЭ, который выбросили в мусорную корзину - от счастья. Телефон сопровождающая отдала после экзамена. (Прим. Medialeaks: выпускники должны оставлять все запрещённые вещи за территорией ППЭ, пользоваться телефоном там можно только в штабе начальника ППЭ).

Из моей школы с экзамена никого не удаляли, а в ППЭ одного человека удалили. Было довольно строго: первые пять минут кипиш просто, а потом всё ок. Я планирую поступать в мед.

Пресс-служба Ведомства по контролю в образовании сообщила о том, как школьники сдали ЕГЭ 2017. В течение прошедшей итоговой аттестации 21 выпускнику удалось получить максимальное количество баллов на трех экзаменах, в сумме 300 баллов.

Ребят, которые не смогли преодолеть минимальный порог баллов, стало значительно меньше, чем в прошлом году. В два раза меньше старшеклассников, не сдавших ЕГЭ по истории и русскому. Количество заваливших физику уменьшилось в 1,6 раза; русскую литературу, географию и базовый экзамен по математике - почти в 1,5 раза; иностранный язык, информатику и ИКТ, обществознание - на четверть.

Большинство старшеклассников сдавали единый госэкзамен в основной период, который стартовал 29 мая и закончился 1 июля. Заранее зарегистрировались на прохождение аттестации приблизительно 703 тысячи участников, среди которых примерно 617 тысяч выпускников 2017 года. Организаторами были подготовлены особенно комфортные помещения для прохождения итоговой аттестации детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Пункты проведения экзаменов были оборудованы системами видеоконтроля, техникой для распечатки материалов ЕГЭ, металлодетекторами, в помещениях дежурили общественные наблюдатели. Все эти меры направлены на то, чтобы государственный экзамен был максимально прозрачным и объективным. Как сообщают представители Рособрнадзора, суммарное число нарушителей порядка проведения ЕГЭ уменьшилось почти в полтора раза, если сравнивать с прошлогодней экзаменационной кампанией.

Какие учебные дисциплины чаще всего выбирают школьники для сдачи ЕГЭ?

Как правило, это те предметы, которые требуются в вузах, куда выпускники собираются поступать. Самым популярным экзаменом по выбору в этом году стал ЕГЭ по обществознанию, который сдавали 54 процента от общего числа участников единого госэкзамена.

Физику сдавали 26 процентов экзаменующихся,
историю – 21 процент,
биологию – 20 процентов,
химию – 13 процентов.

Выпускники, не прошедшие аттестацию, смогут повторно сдавать Единый государственный экзамен после 1 сентября.

Выбирая вуз для продолжения образования и конкретное направление подготовки, абитуриенты могут воспользоваться новой услугой, которая помогает оценить свои шансы на поступление. Например, в Петербурге на сайтах СПбГУ, Политехнического университета и многих других вузов появилась страничка Калькулятор ЕГЭ. Здесь расположены специальные формы, в поля которых следует вводить полученные результаты ЕГЭ по нескольким предметам, указать имеющиеся индивидуальные достижения, к которым могут относиться золотой и серебряный знак ГТО, школьный аттестат или диплом учреждения среднего профессионального образования с отличием, участие в олимпиадах и конкурсах. Обработав данные, система предложит на выбор направления подготовки, куда можно поступать с имеющимися данными. Будут показаны минимальные проходные баллы прошлых лет на бюджетные и контрактные места, а также пороговые баллы для участия в конкурсе.

Из петербургских вузов самые высокие пороговые баллы у Большого университета (СПбГУ) – 65 баллов по всем предметам. Если у выпускника 64 балла (или ниже) по русскому языку или другому предмету, необходимому на выбранном направлении, то документы у него в приемной комиссии не принимают. Зато могут принять в других вузах, где данный порог ниже.

В Политехническом университете Петра I, например, по русскому языку для участия в конкурсе достаточно иметь 45 баллов, столько же – по физике и математике. Если же на выбранную специальность требуется обществознание или информатика, то набранные за ЕГЭ баллы должны быть не ниже 50.

Подробную информацию о пороговых баллах каждый вуз размещает на своем официальном сайте. Также на данных площадках можно найти сведения о приеме прошлых лет и списки поступающих, что позволяет оценить свои возможности и шансы на поступление.

Достаточно много времени каждый из вас посвящает подготовке к экзаменам: изучение теории, запоминание важных моментов, нарешивание заданий… Но мало кто задумывается об организационной части ЕГЭ, знание которой не менее важно, чтобы получить свой максимум на экзамене. Я сдавал все экзамены в прошлом учебном году. И сегодня вы узнаете, что происходит после того, как вы вошли в пункт проведения экзамена (ППЭ), как вы оказываетесь в аудитории, какие трудности могут возникнуть на вашем пути и еще многое другое.


​Всё, что вам нужно знать об организационных вопросах ЕГЭ
  • Что важно не забыть

Для начала предлагаем вам включить фантазию и представить, что настал тот самый день Х. Утро. Вы проснулись в хорошем настроении, плотно позавтракали (ведь это действительно важно!) и отправились в школу. Все экзамены начинаются в 10 утра по местному времени, а быть в ППЭ нужно уже в 9 утра. Кстати говоря, если вы, проснувшись, чувствуете себя неважно, вы имеете право сдавать экзамен в резервный день. Главное, предоставить справку о плохом самочувствии.

Итак, перед выходом из дома обязательно проверьте, взяли ли вы паспорт, уведомление об экзамене и черные гелиевые ручки. Что же будет, если вы забудете паспорт? Обратимся к приказу Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»:

В случае отсутствия у обучающегося документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после подтверждения его личности сопровождающим.

Однако не спешите расслабляться, при регистрации на экзамен и на входе в аудиторию вам также понадобятся документы, и тут уже без них не обойтись.

  • Что таится за входной дверью ППЭ

Справедливости ради нужно сказать, на некоторых экзаменах мы оставляли свои вещи просто на лавочках в коридоре. Никаких аудиторий выделено не было. Но с вами всегда есть сопровождающий из вашей школы, и даже не один, так что за сохранность личных вещей можно не волноваться.

Не забудьте, что оставить нужно абсолютно всё, кроме паспорта, гелиевой ручки и питания при необходимости. Далее следует подойти к столу с табличкой, на которой написан номер вашей школы и зарегистрироваться. Данная регистрация свидетельствует о вашей явке на экзамен.

  • Настало время сесть за парты. Но сначала охранники и металлоискатели!

После регистрации можно направляться в сторону аудиторий. По пути посмотрите на стенде, в аудитории под каким номером вы будете сдавать экзамен. Все списки в обязательно порядке вывешиваются перед экзаменом, об этом написано в приказе Минобрнауки России. Но прежде чем вы сядете за парту, нужно пройти, в первую очередь, осмотр. Вновь обратимся к выдержке из официального документа:

ППЭ оборудуется стационарными или переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения. Срок хранения записи экзамена составляет не менее трех месяцев со дня проведения экзамена. По решению ГЭК ППЭ оборудуются системами подавления сигналов подвижной связи.

Сразу отметим, дабы удостовериться, не пронесли ли вы что-нибудь запрещенного, трогать вас никто не будет. Но если металлоискатели сработают, а вы по просьбе охраны не покажете содержимое карманов – к экзамену вы допущены не будете. И если вы всё-таки супер рисковый человек и вам удалось пронести телефон – это может быть очень неоправданный риск, поскольку практически во всех ППЭ сейчас есть «глушилки» (по своему личному опыту скажу: ребята, с которыми я сдавал экзамен, проносили телефоны. Совсем не понимаю каким образом им это удалось, но самое главное, что воспользоваться ими не получилось – глушилки сделали своё дело. А позже один из них был исключен с экзамена за нарушение правил).

  • Шоколадка – это важно!

Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, помимо экзаменационных материалов, находятся:

а) ручка:

б) документ, удостоверяющий личность,

в) средства обучения и Воспитания (для особых групп граждан)

г) лекарства и питание (при необходимости)

д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 37)

Таким образом, я имел полное право иметь при себе воду и шоколадку. К счастью, в MAXIMUM нас с этими правилами ознакомили, поэтому я четко знал, что стоявшие передо мной люди не правы и продолжил возражать, аргументируя свою правоту официальными документами. Организатор пошла к управляющему ППЭ решать этот вопрос (и сделано это было с неким оттенком угрозы, мол, «Я сейчас к главному пойду, если вы не успокоитесь!!!»), меня по-прежнему никто не пропускал. Стоит сказать, что это не самая приятная ситуация, ведь стресса перед экзаменом и так более чем хватает. Через некоторое время спустилась женщина и со словами «Ох, как быстро у нас меняются правила» (которые не менялись уже несколько лет) сказала охране пропустить меня с шоколадкой и водой. Интересно, что в аудитории я единственный сидел с едой. Так что вы должны четко понимать, что вам делать можно, а что нельзя и не давать ущемлять свои права.

  • Лучшее место в аудитории – какое оно?

Пройдя охрану с металлоискателями, вам нужно найти организатора с номером вашей аудитории. Далее вас сопроводят к нужной аудитории. Там вам будет сообщено место, за которым будет происходить сдача экзамена. Обращаем ваше внимание на следующую информацию:

Обучающиеся рассаживаются за рабочие столы, в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается.

Когда все участники экзамена находятся в аудитории, начинается инструктаж от организаторов. Будьте готовы к тому, что на последних экзаменах от фразы, которую произносят организаторы «ЕГЭ – это лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Всем, кто учился в школе – по силам сдать ЕГЭ» вас будет тошнить 🙂 Говорю по личному опыту и опыту практически всех своих одноклассников. После прослушивания инструктажа раздаются КИМы – контрольно-измерительные материалы – собственно говоря, сами задания с бланками регистрации и ответов. Всё это вы получите в запечатанном конверте.

Организаторы выдают обучающимся экзаменационные материалы. Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки для ответов на задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (далее — бланки ЕГЭ).

В случае обнаружения брака или некомплектности экзаменационных материалов организаторы выдают обучающемуся, выпускнику прошлых лет новый комплект экзаменационных материалов.

По указанию организаторов обучающиеся заполняют регистрационные поля экзаменационной работы. По завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми обучающимися, организаторы объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске.

  • Можно выйти?

Пару слов о том, как осуществляется передвижение во время экзамена по ППЭ : если вам необходимо выйти, на протяжении всего пути вас будет сопровождать организатор. И не важно, куда вы идете – в уборную, медицинский кабинет или просто пройтись по коридору (на последнее время вряд ли найдется). В связи с этим, выходить можно только по одному, так как всего в аудитории два организатора, один из которых должен находиться в аудитории, а второй сопровождать вас.

Хотели бы ознакомить вас с еще одним интересными моментом, связанным с видеонаблюдением в аудиториях:

Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения. Отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка или аннулирования результатов ГИА В соответствии с пунктом 70 настоящего Порядка и повторного допуска обучающихся, выпускников прошлых лет к сдаче экзамена в соответствии с пунктом 33 настоящего Порядка.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщат вам о скором завершении экзамена и о необходимости перенести ответы из черновиков и КИМ в экзаменационную работу. По истечении времени экзамена организаторы объявляют окончание экзамена и собирают экзаменационные материалы. Если на бланках с развернутым ответом у вас осталось свободное место, организаторы погашают его знаком «Z».

Что ж, сегодня мы с вами поговорили об основных моментах, связанных с организацией ЕГЭ . Надеемся, что теперь ни одна ситуация не застанет вас врасплох. Удачи на экзаменах 🙂

Views: 11460

ЕГЭ – это, на мой взгляд, достаточно трудный экзамен, по крайней мере, он намного сложнее, чем ОГЭ (опять-таки, это моё личное мнение). В 9 классе мне было очень тяжело, но я даже не представляла, насколько трудно будет в 11! Поэтому подготовку к ЕГЭ я начала достаточно поздно – в октябре 2016 года (а сдавала экзамен в 2017 году). Знала бы я, что меня ждёт, начала бы готовиться к ЕГЭ почти сразу после окончания 9 класса!

К счастью, всё позади, и, несмотря на явные ошибки в процессе подготовки (о которых я расскажу позже) и длительные поездки на турниры я всё же смогла сдать два экзамена на высокий балл (80+). Я получила 82 балла по профильной математике и 91 балл по русскому языку. В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о том, что помогло мне достичь столь высокого результата. Замечу, что к математике я готовилась полностью самостоятельно, с сочинением по русскому мне немного помогла учительница. Также значителен вклад мамы в мою подготовку, ведь часто я не могла придумать аргументы, а мама мне почти всегда в таких случаях очень хорошо подсказывала. И я очень ей за это благодарна.
Итак, перейдем к советам.

  1. В первую очередь, необходимо выбрать специальность, которая вам нравится, затем определиться с университетом и узнать, какие экзамены вам нужно сдавать. Я, конечно, понимаю, что многие долго не могут определиться, с чем бы они хотели связать свою жизнь, но ведь время не терпит, поэтому решиться нужно как можно скорее! Существуют, например, разные тесты, с помощью которых вы сможете определить, какая специальность будет вам по душе. Если вы не определитесь со специальностью и выберете очень много разных экзаменов, то вы вряд ли сможете сдать ЕГЭ на высокий балл.
  2. Начинайте готовиться как можно раньше! Желательно – сразу после окончания ОГЭ. Я неоднократно слышала о том, что стобалльники начинали подготовку к ЕГЭ за два года до его начала.
  3. Но если даже вы начали подготовку к ЕГЭ в 11 классе – не беда! Самое главное – это сначала определить темы, которые для вас являются наиболее простыми. Всё очень легко: открываем сайт РЕШУ ЕГЭ и смотрим каталог заданий. Если со стереометрией у вас, например, проблемы, то лучше всего оставить её на потом, сначала разберите лёгкие задания. Я слишком сильно понадеялась на себя и поэтому стала разбирать всё подряд, но горько об этом пожалела! Я надолго застряла на стереометрии, большинство задач так и не поняла. За три месяца до начала экзамена я поняла, что лучше сначала разобрать лёгкие темы (для меня это были, например, неравенства, финансовая математика). Так я и сделала.
  4. Будьте спокойны, не впадайте в истерику, не доводите себя до ненормального состояния! Некоторые выпускники до того измучили себя, что даже закончили жизнь самоубийством из-за ЕГЭ, но это же сумасшествие! Понятно, что подготовка к ЕГЭ для многих выпускников (и для меня в том числе) – это большой стресс, потому что они боятся не успеть подготовиться и плохо сдать экзамен. Но волнение ничем не поможет, наоборот, сделает только хуже. Приведу пример из своего жизненного опыта. В марте я осознала, что неправильно готовилась к экзамену по математике (см. 3-ий пункт) и поэтому зря потратила много времени. На меня напало истерическое состояние и, желая себя успокоить, я решила пробник на РЕШУ ЕГЭ, в надежде на то, что я сделаю это хорошо. Но, поскольку у меня в тот день было немного времени, я решила пробник всего за 40 минут, и результат, конечно, был ужасен – 50 баллов! В итоге моё состояние лишь усугубилось. К счастью, родители меня успокоили, сказав, что даже если не получится хорошо сдать экзамен в этом году, я смогу пересдать его в следующем. И я поняла, что плохая сдача ЕГЭ – это, на самом деле, ерунда, бывают проблемы и хуже, а проблема с ЕГЭ вполне разрешима, ведь его можно пересдать! Я успокоилась, изменила метод подготовки, и мои результаты резко улучшились. Кстати, на плохое психическое состояние также влияет недосып. Я, боясь не успеть, втайне от родителей не спала ночами: готовилась к ЕГЭ. Когда я успокоилась, ночные уроки прекратились.
  5. Заведите себе тетради для подготовки к ЕГЭ, в которых Вы будете записывать задания, которые вам не очень понятны. Когда, например, я встречалась с незнакомым типом задачи по математике, я эту задачу выписывала в тетрадь, а потом учила алгоритм её решения. В итоге я исписала не одну тетрадь, и во всех тетрадях было очень много задач по математике! Зато я теперь знаю, как они решаются. Так же можно использовать тетрадь для подготовки к ЕГЭ по любому предмету.
  6. Чтобы научиться хорошо писать сочинения ЕГЭ, нужно написать очень много сочинений. Я, например, перед экзаменом написала около 100 сочинений по русскому языку! Но оно того стоило. Я получила максимальный балл за проблему, комментарий, авторскую позицию и аргументацию своей точки зрения. Замечу, что, если бы я не готовилась к ЕГЭ, я бы не смогла аргументировать своё мнение на реальном экзамене.

Чем я пользовалась при подготовке к экзаменам?

Конечно, существует много хорошей литературы и прекрасных сайтов по подготовке к ЕГЭ, но я расскажу вам лишь о тех книгах и сайтах, по которым готовилась я. В первую очередь, это РЕШУ ЕГЭ (но об этом, наверное, все знают). Для подготовки к ЕГЭ по математике я также смотрела видеоуроки репетитора Анны Малковой , в которых нашла немало интересных идей для себя.

Для подготовки к сочинению по русскому я пользовалась замечательной книжкой С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина «ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся». В этой книге очень ясно и подробно объяснено, какой примерно должна быть структура сочинения , кроме того, там очень много речевых клише . Эту книгу всему моему классу заказала учительница русского языка, и огромное ей за это спасибо, ибо эта книга значительно облегчила мне работу! Чуть позже я напишу статью про сочинение, в которой приведу некоторые советы из этой книги.

Стоит ли сдавать базовую математику?

Известно, что с профильной математикой можно поступить куда угодно, а с базовой – лишь на гуманитарную специальность. Практически все мои одноклассники, даже те, которые точно не собирались становиться гуманитариями, сдавали базовую математику! Кто-то боялся не сдать профиль, кто-то не выдержал давления со стороны завучей, которые почему-то пытались заставить всех сдавать базовую математику. Но я убеждена: сдавать базовую математику следует только в том случае, если вы точно уверены, что вам не понадобится профиль для поступления. А бояться того, что вы не сдадите профиль – неправильно. На самом деле задания там не такие уж сложные, если вы нормально готовитесь к ЕГЭ, то точно не завалите профиль. Ну, а если вдруг даже произойдёт такое чудо, что вы не сдадите профильную математику, то вы сможете в дополнительный день сдать базу и всё-таки получить аттестат. Почему-то завучи и учителя ничего не говорили об этом! Я считаю, что, хоть базовая математика и очень лёгкая, не стоит тратить на неё время, которое можно уделить подготовке к более важным экзаменам. К тому же, для многих людей любой экзамен – это стресс, даже если он лёгкий. Поэтому я рекомендую определиться, что вы будете сдавать: или базу, или профиль, не нужно браться за всё сразу.

Как я совмещала подготовку к ЕГЭ с учёбой в школе?

Моя точка зрения такова: учёба в 11 классе очень мешает подготовке к ЕГЭ. Чтобы знать все предметы на отлично, нужно очень много трудиться, а полноценная учёба занимает так много времени, что его практически не остаётся на подготовку к экзаменам. Поэтому я выполняла письменные домашние задания на уроках (хорошо, что я сидела на последней парте, и учителя ничего не видели:-)), а устные выполняла крайне редко (если, например, я узнавала, что будет самостоятельная по истории, я быстро пролистывала параграф, писала на самостоятельной то, что запомнилось, и получала хорошие оценки). Когда делать было нечего – я даже на уроках готовилась к ЕГЭ, уча алгоритмы решения задач! Но я, конечно, не могу советовать вам поступать точно так же, потому что для кого-то, например, важно иметь аттестат с отличием, а с таким отношением к учёбе, как у меня в 11 классе, заслуженно получить его трудно. Самое главное в этот сложный период – правильно расставить приоритеты и определиться, что для вас важнее: как можно лучше сдать экзамен или получить золотую медаль? Я очень надеюсь, что у вас получится и заслуженно получить аттестат с отличием, и сдать экзамен на высокий балл.

Помните: сдать ЕГЭ на высокий балл – вполне реально, главное – правильно к нему подготовиться! Будьте спокойны, рассудительны, правильно распределяйте время, и всё будет отлично. Не повторяйте моих ошибок 🙂 Для самоуспокоения важно понимать: что бы нам ни говорили родители и учителя, ЕГЭ – это всего лишь экзамен, и даже плохая его сдача – это мелочь, которую можно исправить в следующем году. Желаю успехов! 🙂

Если есть вопросы — обязательно задавайте их в комментариях!

Формат

Много развелось нынче протестов против Единого государственного экзамена. То в контакте сообщество "За возрождение образования" опубликует 18 жестких тезисов. То ректор МГУ выскажется, что сдавай он сегодня ЕГЭ, в университет бы не поступил. А все потому, что недопонимают работники ВУЗов, родители и дети сколько "свободы развития личности и свободы в выборе методов обучения и воспитания"* дает им такой мощный инструмент как ЕГЭ. И вот Рособрнадзор решил вложиться в "информационную открытость"* и пригласил обеспокоенных родителей на пробную сдачу экзамена по русскому языку.

9 февраля в Саратове я побывал на такой процедуре в школе номер 6, что на улице Симбирцева.

Перед началом экзамена в актовом зале, где собрались добровольцы, появилась одна из организаторов мероприятия и сообщила, что мы здесь для того, чтобы у нас "не осталось вопросов" относительно ЕГЭ. И, что ей очень приятно видеть среди сдающих госпожу из Министерства образования, госпожу из Общественного совета и Вингурта из телевизора.

Кстати вышеперечисленные господа попали в кабинет 0001 и сдавали экзамен отдельно от остальных родителей, которым, впрочем, достались тоже неплохие номера: с 0002 по 0006, и которые не стали жаловаться на "недопустимость дискриминации в сфере образования" * .


Перед сдачей ЕГЭ нам продемонстрировали, что экзамены снимает онлайн-камера, проверили всех металлоискателем, и объяснили, что на страже преждевременных утечек заданий теперь стоит криптография с секретными кодами.

Потом были излюбленные всеми учителями и работниками избиркомов фразы про то, как нельзя ошибаться в машиночитаемых документах и ставить значки в неположенных окошечках.

Наконец, после такой серьезной подготовки нам раздали КИМы.


"Господи, какие прекрасные и глубокие вопросы!", - могли лишь вымолвить мы, несмотря на "светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность" * . Литоты, оксюмороны и другие тропы росикис глоссас (извините, что сбился на греческий, сейчас переведу: преуменьшения, противоречия и другие художественные обороты русского языка). Слитно или раздельно, одна или две "н", и, конечно, звОнит и звонИт.

Жаль, что, чтобы "успеть до пробок", экзамен длился всего 30 минут, а не 3 с половиной часа. Жаль, что времени на написание сочинения после 15 тестовых вопросов совершенно не хватило. Жаль, что запомнить наизусть телефон, по которому можно узнать свои результаты, удалось немногим. Ведь мобильники и записные книжки у нас отобрали, а писать номера на ладошках мы уже разучились. Наконец очень жаль денежных средств ответственной работницы из министерства образования, ведь для того, чтобы ее сын сдал ЕГЭ, она, естественно, наняла репетитора. О чем и рассказала при случае.


В общем теперь у меня нет вопросов… Хотя, есть! Как правильно: "профанация" или "имитация"? И являются ли эти слова паронимами?

* ст.3 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования"