Все последние годы выпускники школ традиционно сдают экзамены по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Экзамены по прочим предметам для одиннадцатиклассников — дело добровольное. Для получения школьного аттестата результаты по другим предметам не важны. Но они крайне необходимы для поступления в вузы. О том, что список обязательных экзаменов в России пополнится ЕГЭ по истории, говорится не первый год. С какого года ЕГЭ по истории все же станет обязательным экзаменом для всех одиннадцатиклассников — последние новости из Минпросвещения.

С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным

О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.

До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.

Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.

По словам министра, ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом для выпускников одиннадцатых классов “после 2022 года”.

Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.

Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.


Фото: minsvyaz.ru

ЕГЭ по истории как обязательный экзамен: за и против

Выпускники российских школ знают историю плохо. Это факт, о котором говорят все, более или менее близкие к этой теме. Даже абитуриенты профильных исторических факультетов порой в плохом смысле поражают преподавателей вузов уровнем своих знаний.

Министр Васильева говорит о том же — о плохих знаниях истории и о том, что без знания этого предмета “невозможно двигаться дальше”.

ФИПИ не так давно подтвердил — сдающие ЕГЭ по истории школьники посредственно знакомы с историческими деятелями, плохо разбираются в истории культуры и часто путаются в событиях двадцатого века. И это те выпускники, которые готовились к сдаче ЕГЭ по истории.

Тем не менее, многие уверены в том, что никакой пользы от придания ЕГЭ по истории статуса обязательного экзамена не будет. Или, как минимум, от этого решения будет больше вреда.

Так, школьный учитель Алихан Динаев из Грозного рассуждает на страницах образовательного портала mel.fm и приводит следющие аргументы против такого нововведения:

  • Министр Васильева рассуждает как бывший учитель истории. Конечно, для любого педагога именно его предмет — главный. Однако министру стоит мыслить более глобально. Если завтра должность главы Минпросвещения займет учитель географии, стране по такой логике нужно готовиться к введению обязательного ЕГЭ по географической науке.
  • Загрузка выпускников школ в России уже сейчас чрезмерная. Практически все одиннадцатиклассники, которые всерьез готовятся к поступлению в вуз, все внешкольное время посвящают дополнительным занятиям. Для психики и здоровья подростков едва ли будет полезно увеличивать эту нагрузку.

Именно нагрузка, естественно, является главным аргументом против нововведения. Еще в 2015 году было решено, что начиная с 2022 года список обязательных ЕГЭ будет расширен за счет экзамена по иностранным языкам. Это значит, что уже через три с половиной года обязательных ЕГЭ будет не два, а три. Тем самым нагрузка на школьников заметно возрастет. Минпросвещения все же стоит почувствовать предел и когда-то остановиться.

Как предложения позволят повысить эффективность ЕГЭ, что надо проверять знание или понимание процессов.

ЕГЭ появился в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившее в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях.

И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы понапринимали по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.

Это вызвало волну студенческих волнений: вот эти отчисленные студенты вышли на улицы Парижа. Начались погромы. Все это закончилось тем, что в ноябре 1968 года все правительство генерала де Голля ушло в отставку. Но в 1971 году Общественная палата Франции, очень озабоченная всей этой ситуацией, приняла решение, что больше никаких тестовых удаленных единых экзаменов не должно быть. Иначе, как определила Общественная палата, еще год-два и от высшего образования Франции не останется камня на камне.

Но зато это очень быстро восприняли другие люди, которые поехали делать реформу образования в США. В 1968 году туда поехала целая бригада под руководством профессора Андре Кинга из Великобритании, и они повезли эту французскую систему. В результате Америка была заражена этой заразой, и к 1990-м годам это привело к тому, что практически вся система образования в США рухнула. Там долго не могли понять, что у них происходит, но вот в 2009 году Обама, придя на президентский пост, стал прислушиваться к мнению наиболее известных людей, к числу которых он отнес Билла Гейтса. Билл Гейтс не просто самый богатый человек в мире, но он еще к тому же один из умнейших. Так вот, Билл Гейтс ему сказал: или мы кончаем с этой системой тестирования или будем страной идиотов! А судя по возрасту, Билл Гейтс учился при этой системе. Учился. Поэтому он на себе испытал, он знал, о чем говорит.

Внедрение ЕГЭ в России осуществляла специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Cначала под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.

А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.

Анатолий Вассерман пытался вносил предложение для повышения эффективности ЕГЭ, он предложил поручить составлять тесты специалистам по составлению вопросов для интеллектуальных игр. В таких играх уже давно определили, как задавать вопросы, чтобы проверять не знания, а понимание материала, как выявлять утечку материалов.

Попробуем принять во внимание тот факт, что важнее понимание процессов происходящих в природе и обществе, тогда зачем нужно запоминание дат и фактов, гораздо важнее почему это происходит, что можно прогнозировать на основании имеющейся информации, Подобный подход важен при изучении обществоведения и истории, сегодня мы просто учим факты, история показывает, что государства часто подтасовывают факты, искажают информацию, которая предоставляется гражданам. Посмотрите на ситуацию на Украине, вспомните переписывание истории в советский период. Все это говорит о том, что понимание многократно важнее запоминания, не забывайте - сведения без анализа не самая рациональная трата времении. Кстати это относится не только к общественным наукам, но и к естественным в той же степени. Преподавание математики во всем мире сводится к формальному изложению материала, когда не дается информация, где можно применить знания, каковы пределы формального использования формул, например, применяя некоторые формулы в той же геометрии можно получить величину угла, которого не существует в природе(угол, образованный отрезками, прямыми или векторами, которые никогда не пересекаются в пространстве.) И подобные задачи предлагаются в учебниках и пособиях.

Несмотря на неоднозначное отношение к обязательным государственным экзаменам среди выпускников школ и их родителей, отмены ЕГЭ в 2019 году точно ожидать не стоит. Судя по тенденции, имевшей место в 2017 и 2018 годах, к выпускным испытаниям ученикам придется готовиться еще более качественно и начинать подготовку не в начале 11 класса, а гораздо раньше.

Если в 2018-2019 учебном году вам предстоит закончить школу и выбрать ВУЗ, настоятельно рекомендуем уже сегодня заинтересоваться такими вопросами, как:

Обязательные предметы

Хотя сегодня еще рано говорить о каких-либо окончательных решениях относительно итоговых испытаний, которые должны состояться в 2018-2019 учебном году, все же сотрудники Минобрнауки готовы слегка приоткрыть завесу таинственности. Нам удалось узнать, что в 2019 году в ЕГЭ точно появятся новые обязательные предметы.

Обязательными предметами являются Русский язык и Математика.

К обязательным предметам (базовой либо профильной математике и русскому языку) в 2019 могли добавить и историю. В Минобрнауки акцентируют внимание на том, что каждый гражданин должен знать историю своей страны и уметь отличать исторические факты от профанаций и фейков, которые в последние годы стали появляться все чаще на фоне противостояния стран в информационном поле.

В качестве предмета по выбору выпускники смогут выбрать:

  • обществознание;
  • физику;
  • химию;
  • историю;
  • информатику;
  • иностранный язык;
  • географию;
  • биологию;
  • литературу.

В списке доступных для сдачи иностранных языков будут присутствовать: английский, немецкий, французский, испанский и китайский.

Как и ранее, испытания для будущих абитуриентов начнутся еще в начале зимы написанием уже ставшего традиционным стартом выпускной кампании декабрьским сочинением.

Таким образом, уже сегодня, учась в 10-м классе, будущие выпускники должны определиться с тем, в каком направлении им хотелось бы продолжить обучение и определиться, сколько и каких предметов им для этого необходимо сдать на ЕГЭ в 2019 году.

Нововведения и изменения в ЕГЭ 2019 года

Если верить обещаниям Васильевой, то кардинальных изменений в сезоне 2018-2019 года не будет. Нововведения, внедренные в 2017 и 2018 годах, отлично зарекомендовали себя, а потому сохранятся и в новых экзаменационных билетах.

Ожидаются такие важные изменения:

  1. Обязательная устная часть в ЕГЭ по русскому языку (экзамен будет разделен на два дня).
  2. Новое задание в письменном экзамене по русскому языку под номером 21, где необходимо показать знания пунктуации. А также тестовая часть будет включать в себя меньше подсказок, чем раньше. Высоко будут оцениваться комментарии по теме сочинения (+ дополнительные 5 баллов).
  3. Разработка новых КИМ по литературе, ориентированных на раскрытие творческого потенциала экзаменуемого.
  4. В ЕГЭ по истории в цитате не должно быть лишней информации, не относящейся к контексту, иначе ответ не будет засчитан (это касается задания под номером 21). Что же касается задания №2, здесь придется самостоятельно заполнить таблицу, а не выбирать 2 из 5-ти представленных вариантов ответа.
  5. Добавление в билеты по математике так называемых «интегрированных задач», для решения которых ученикам необходимо будет аккумулировать знания из разных областей алгебры и геометрии.
  6. Что касается биологии – задание под номером 6 будет в виде рисунка, а не в текстовом формате.
  7. Экзамен по информатике будет проходить только с использованием ПК (без «бумажной» части).
  8. Повышен максимальный балл за обществознание – теперь он не 64, а 65.
  9. Экзамен по китайскому языку с письменной и устной частями.
  10. Ужесточение правил, направленных на обеспечение достоверности полученного результата.

Возможно, для школьников, недостаточно ответственно подходивших к изучению отдельных предметов и осознавших недостаток знаний, лишь перейдя в 11 класс, информация о том, сколько предметов предстоит сдавать на ЕГЭ в 2019 году, окажется пугающей. Но, целью таких нововведений является обеспечение конкурентных ВУЗов страны студентами, обладающими необходимым объемом знаний.

Больше о нововведениях, которые ожидаются в Едином Государственном Экзамене смотрите в интервью Ольги Васильевой.

Календарь ЕГЭ на 2019 год

Согласно утвержденного расписания Единого Государственного Экзамена декабрьское сочинение выпускники 2018-2019 учебного года будут писать в такие даты:

  • основная сессия- 05.12.18;
  • 1-я пересдача – 06.02.19;
  • 2-я пересдача – 08.05.19.

Досрочный период пройдет с 20.03.19 по 10.04.19 согласно установленному графику:

Календарь основной сессии ЕГЭ в 2019 году будет таким:

В сентябре выпускники смогут пересдать только обязательные предметы. График пересдач будет таким:

Минимальные и проходные баллы

Выполняя задания ЕГЭ, выпускник набирает тестовые баллы, которые преобразуются в итоговые результаты по определенной шкале. Произойдут ли изменения в таблице 2019 года пока не известно. Но, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что останется система минимального и проходного балла.

  • Минимальный балл необходимое условие для получения документа об образовании. Набрать минимальный балл по предметам несложно. Для этого достаточно владеть теорией и практикой на базовом уровне.
  • Проходной балл – необходимое условие для вступления в выбранный выпускником ВУЗ. Информацию о проходных баллах для определенной специальности в интересующем университете стоит искать на официальном сайте учебного заведения.

Пересдача

Из хороших новостей можно выделить тот факт, что в 2019 году можно будет пересдать не только обязательные предметы, а и любой экзамен ЕГЭ. Но, только один!

Для выпускников прошлых лет, получивших неудовлетворительный результат а также для тех, кто «завалил» более 1 предмета или был уличен в нарушении дисциплины пересдач не будет.

Если выпускник не смог явиться в день испытания по уважительной причине (подтвержденной документально), то он получит еще 2 попытки.

  • в резервный день сессии;
  • во время осенней сессии.

Поскольку сертификат ЕГЭ сохраняет свою актуальность на протяжении 4-х лет, осенняя пересдача открывает перед выпускником перспективу вступления в ВУЗ на следующий год, или даже в 2019-2020 на факультеты, имеющие недобор студентов.

Подготовка

Читая нашу статью уже сегодня, вы вовремя задумались о подготовке к итоговым испытаниям, которые ожидают вас в 11-м классе.

Опытные преподаватели, за плечами которых годы эффективной подготовки выпускников к сдаче Единого Государственного Экзамена, рекомендуют идти к намеченной цели по такому алгоритму:

  1. Определить, на какой факультет хотелось бы поступить.
  2. Ознакомиться с тем, какие обязательные предметы (сертификаты ЕГЭ) требует ВУЗ от абитуриентов в 2019 году.
  3. Ознакомиться с тем, какие изменения ожидаются в 2019 году по основным предметам ЕГЭ (в этом поможет официальный сайт ФИПИ).
  4. Поэтапно повторить все темы школьного курса по предметам, практикуя решение пробных билетов 2018 и 2019 года.
  5. Посещать курсы подготовки к ЕГЭ или обратиться к репетитору.

К сожалению, практика показывает, что просто хорошего знания предмета мало для успешной сдачи ЕГЭ. Необходима практика решения заданий определенного типа. Приобретая опыт решения билетов ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

Подпишитесь на наши обновления или присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях и вы не пропустите важные изменения и самые свежие новости о том, что стоит ожидать ученикам 11-х классов на ЕГЭ в 2019 году.

Также предлагаем посмотреть видео Всероссийской встречи руководителя Рособрнадзора с родителями, на которой поднимались вопросы, важные для будущих выпускников.

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Уровень российского образования по истории необходимо повышать, но обязательный ЕГЭ создаст дополнительную нагрузку на выпускников школ, профессиональные сообщества должны вступать в конструктивные дискуссии по этому поводу, считает заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург.

Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева объявила, что ЕГЭ по истории станет обязательным в 2020 году.

Ямбург в беседе с РИА Новости напомнил, что известный историк и журналист Николай Сванидзе "был в ужасе", когда будущие магистры на факультете журналистики не смогли ответить на элементарные вопросы по истории, связанные с Первой и Второй мировыми войнами. "И здесь можно понять, что, конечно, без этого нет культуры. И понятно, что это надо все усиливать", — сказал Ямбург.

"Многие вузы, даже, казалось бы, профильные, они перешли на обществознание, и там нет этого вступительного экзамена по истории. И в этой ситуации, конечно, с историей стало довольно худо", — добавил эксперт.

Однако академик отметил, что экзамен станет причиной дополнительной нагрузки на выпускников. "Любой дополнительный экзамен увеличивает нагрузку. Это очевидно. И здесь возникает вопрос. Мы никогда не отменим ни русский язык, ни математику. Это очевидно. Предполагается еще ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Здесь еще раз надо проявить взвешенность терпение. Семь раз отмерь — один раз отрежь. И я думаю, что профессиональные сообщества должны это обсуждать и вступать в конструктивные дискуссии", — сказал Ямбург.

Он также отметил, что еще одной проблемой является то, что несмотря на принятый историко-культурный стандарт, пока не ясно до конца, как учителям преподавать спорные и сложные моменты истории. "У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

"У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение", — считает Ямбург.

При этом академик отметил, что обязательный экзамен планируется ввести только через три года, поэтому есть время принять взвешенное решение и не торопясь прийти к консенсусу.