Долгие годы каждое лето я работала в приемной комиссии НГПУ. Последние четыре года занималась вопросами организации ЕГЭ: год назад зам. руководителя ППЭ, в этом году начальница в командировке -стала исп. обязанности руководителя. Так это звучало бы, будь моя работа "белой".

Никаких договоров о неразглашении не подписывала, поэтому говорю и пишу, что хочу, понимая, что выношу сор из избы

Если у вас нет денег:

1) Заниматься годами самостоятельно и абсолютно честно сдать экзамен . Это кстати вполне возможно, как показывает практика. На всю вторую волну нашелся один человек, который сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов абсолютно честно - это я могу сказать с уверенностью 99%.

2) Помощь друга . По регламенту посторонних на территории, где проводится экзамен быть не должно - никаких мам-пап-друзей, но поскольку нет причин для прекращения работы целого университета, народ впускают по пропускам везде, не только в нашем ВУЗе. Это как фейс-контроль в клубе - нужен правильный настрой, например меня ни разу не останавливали.

Можно использовать главный страх молодежи - быть смешными, останавливает охрана (у нас это каждое лето новые студенты)- отвечаешь возмущенно "я здесь работаю" и тебя больше не задерживают. НИКОГДА не задерживают. Для верности можно нацепить бейдж "Василиса Пупкина" и поздороваться с мальчиками, как ни в чем не бывало - точно пропустят.

Да, я стараюсь как руководитель не дать возможности "левым" проникнуть, да есть определенные инструкции, но вот это вечное человеческое "не хочу быть лохом" сидит где-то в неопытных ребятках и отворяет двери кому понаглее.

Если адреналина совсем не хочется - можно поискать другой выход, из четырех перекрыты охраной только два, ибо считается, что остальные никому из новеньких не известны. В НГТУ вообще песня - там есть переходы, словом, выход обязательно найдется.

Получается, попасть внутрь очень просто, номер аудитории известен заранее, осталось только найти ближайший туалет и засесть в третьей кабинке слева, ожидая подругу с экзамена, лучше при этом быть студенткой мехмата (для математики) или филологического (для русского).

Выходить в туалет с экзамена можно бесчисленное количество раз, и сделать с этим мы ничего не сможем - нет даже отметок о выходе, а самостоятельно не пускать Колю Синичкина в четвертый раз в туалет мы, конечно, не имеем права. Единственное, есть наблюдающий, который проводит до места Х, но в кабинку-то заглядывать никто не станет.

3) Телефон, наушник и прочие чудеса техники . Аудитория на популярные экзамены стандартно выбирается большая - во всех ВУЗах, включая наш, это как правило поточки - наблюдатели,естественно, сидят сверху и снизу - ходить по аудитории трудновато и, что более важно,громко, поэтому адекватные люди и не ходят. Теоретически, если уметь списывать, сидя где-нибудь в серединке, списать с телефона можно. С экзаменами типа химии и географии такое не пройдет.

4) Подмена . Когда запускаешь 80 человек в аудиторию, уже после человека 20го-30го проверяющий в дверях перестает вглядываться в лица: это физически и психологически трудно заставить себя сконцентрироваться, тем более, что под запуск отведено 15 минут. Учитывая то, что многие пишут в момент "вот-вот" менять паспорт, между ними и фото в паспорте 6 лет разницы - идентификация осложняется. Кроме того, не существует никаких четких инструкций "свыше" , что делать при сомнениях - пол совпадает и ладно.
Достаточно попросить мало-мальски похожего друга-ботаника своего пола пройти в аудиторию где-то под конец и написать вместо тебя - экзамен в кармане. И мы ничего не сможем с этим сделать.

Все эти способы годятся, если ты умный сам или имеешь подходящих друзей.

Если ты привык полагаться на профессионалов, и у тебя есть деньги, следующие способы для тебя:

Мне деньги предлагали, но не в таких количествах, чтобы я хоть секунду сомневалась. Не могу зарекаться, что не взяла бы ни при каких обстоятельствах: нашлась бы сумма, которую я бы взяла без зазрения совести, к тому же факт подтасовки никак нельзя проверить - все настолько плохо организовано. Фактически я ничем бы не рисковала.

Подробнее: формально экзаменационные материалы должны получаться на месте выдачи утром перед экзаменом, фактически же, мы получаем их в первом случае за сутки, во всех остальных за трое. Представьте, что можно сделать с работой за трое суток! Да перед началом экзамена абитуриентам по регламенту необходимо демонстрировать целостность пакета материалов, но на самом деле, даже центр мониторинга (в этом году он называется иначе) в редких случаях предоставляет уже открытые доставочные пакеты, что говорить о волнении, при котором фамилию-то некоторые умудряются написать с ошибкой - дырку в пакете никто не заметит. Далее останется лишь отдать прорешенный вариант в нужные руки.

Таким способом можно хоть в РУДН поступить, были бы деньги. Я даже думаю, что тысячей долларов дело бы обошлось - за все три экзамена, ведь это две зарплаты гос.служащего.

И подкуп эффективно работает: за, повторюсь, годы работы я перевидала множество выходцев из Тывы, например, имеющих свыше 70ти баллов по русскому, но разговаривающих со мной только с помощью переводчика-родителя.

То же самое можно с легкостью сделать "по знакомству" никого не покупая. Вариантов масса.

Факт остается фактом - несмотря на то, что организация все-таки эволюционирует в лучшую сторону, она не может оставаться до конца объективной: человеческий фактор здесь играет не просто большую, но очень большую роль. Нужен кардинально иной подход к организации по крайней мере второй волны ЕГЭ.

P.S.: Как не надо действовать:

1) Как-то девушка на первой парте со стандартным просветом списывала с телефона, экран которого озарял все подпартное пространство - ну глупо жеж! И потом, если поймали с телефоном, лучше, не отпираясь, отдать сразу - возможно, не удалят хотя бы.

2) Однажды изымала два телефона - мысль правильная, один вынули, второй вряд ли станут искать или вычислять. Но хоть осторожнее надо списывать, единожды попавшись - после дубля два удаление неминуемо.
3) Как-то раз вежливо не впускала девушку без документов - она полезла в драку. Вот хуже этого вряд ли что-то можно придумать. Синяк у меня, вывод с охраной у нее - приятнее жить никому не стало.

4) Совсем обнаглевший абитуриент во время вывода в туалет угрожал нашему сотруднику - я об этом узнала постфактум, иначе бы не поленилась довести дело до милиции.

5) Предлагали деньги. Мало денег
6) Льстили. Со словами "какое у вас имя красивое", а я ведь даже не Вероника, молчел пытался выведать ответ на задание. Очень глупо

7) Заигрывания. Был один товарищ, который захаживал в приемку чуть ли не каждый день и "подкатывал", че уж тут скрывать. Не списал

8) Обещания. Один товарищ обещал нам вознаграждение, закрыли бы мы глаза на списывание. Не списал

9) Ложное знакомство. "Хехей! мы же с тобой в одной школе учились!" - не прокатит.

Р.P.S. Следующим летом мое место займет другой человек - т.е. данный пост это не призыв носить мне последние кровные. Я рада, что мне не пришлось столкнуться с крупной взяткой - не пришлось задумываться. Этот пост целиком можно, конечно, расценивать как руководство к действию, особенно часть про "не надо", но по большей мере это попытка показать, насколько необъективные результаты на данный момент может давать такая система сдачи (по крайней мере второй волны, в первой не участвую, не могу дать комментарий). А ведь объективность - это основной аргумент в борьбе за ЕГЭ.

В рамках проекта «Последние 30», исследующего феномен постсоветского пространства, десять бывших выпускников, когда-то написавших ЕГЭ на 100 баллов, рассказали, как готовились к госэкзамену, и дали советы тем, кто сдает ЕГЭ 2015.

1. Анна Коновалова, журналист


«Химию я выбрала не сразу... За два года до выпуска мой папа, физик-химик, посоветовал мне сдавать химию. В какой-то момент поняла, что мне нравится химия, поэтому выбрала фармацевтический факультет.

Занималась очень насыщенно. Спецкурс по химии шел раз в неделю по три с половиной часа. К этому прибавлялись три урока химии в течение недели. Репетитора посещала два раза в неделю по полтора часа. Помимо этого, я ходила в медико-биологическую школу два раза в неделю.

Тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ, очень важно нанять репетитора. Очень редко бывает так, что человек очень умный, целеустремленный и способен сам контролировать свой процесс подготовки к экзамену. И, пожалуйста, не надо начинать готовиться к ЕГЭ в мае».

6. Петр Дорожилов, студент НИУ ВШЭ

Учился в Сергиевом Посаде и сдал математику на 100 баллов в 2013 году.


«К ЕГЭ я начал готовиться сразу, как сдал в девятом классе ГИА. В итоге я очень спокойно и без волнения сдал математику, потому что был уверен в собственных силах.

Выпускникам этого года желаю усердно готовиться, прорешивать как можно больше вариантов и не пытаться списать на экзамене».

7. Ольга Кузьменко, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова

Часть С на ЕГЭ по химии начинается с задания С1, которое предполагает составление окислительно-восстановительной реакции (содержащей уже часть реагентов и продуктов). Оно сформулировано таким образом:

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель.

Часто абитуриенты считают, что уж это задание не требует особой подготовки. Однако оно содержит подводные камни, которые мешают получить за него полный балл. Давайте разберёмся, на что обратить внимание.

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

+ восстановители
в кислой среде в нейтральной среде в щелочной среде
(соль той кислоты, которая участвует в реакции)
Манганат или , -

Дихромат и хромат как окислители.

(кислая и нейтральная среда), (щелочная среда) + восстановители всегда получается
кислая среда нейтральная среда щелочная среда
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: в растворе, или в расплаве

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

+ очень сильные окислители (всегда независимо от среды!)
, соли, гидроксокомплексы + очень сильные окислители:
а), кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) (в щелочном растворе)

Щелочная среда:

образуется хромат

, соли + очень сильные окислители в кислой среде или

Кислая среда:

образуется дихромат или дихромовая кислота

- оксид, гидроксид, соли + очень сильные окислители:
, кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)

Щелочная среда:

Манганат

- соли + очень сильные окислители в кислой среде или

Кислая среда:

Перманганат
- марганцевая кислота

Азотная кислота с металлами.

- не выделяется водород , образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

Неметаллы + конц. кислота
Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации :

Серная кислота с металлами.

- разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее в ряду напряжений, при этом выделяется водород ;
- при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород , образуются продукты восстановления серы.

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота
Щелочноземельные металлы + конц. кислота Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации :

Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования - это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

Диспропорционирование неметаллов - серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении) и
Фосфор + щелочь фосфин и соль гипофосфит (реакция идёт при кипячении) и
Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) 2 кислоты,
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) 2 соли, и и вода
и
Бром, иод + вода (при нагревании) 2 кислоты,
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании) 2 соли, и и вода
и

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

+ вода 2 кислоты, азотная и азотистая
+ щелочь 2 соли, нитрат и нитрит
и
и
и

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления - они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления - это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

    Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

  2. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

    Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

    2-метилбутен-2: – =

    ацетон:

    уксусная кислота: –

  3. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.

    Пример:

    В этой реакции надо увидеть, что иодид калия может являться только восстановителем , поэтому нитрит калия будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
    Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из в ближайшую степень окисления .

  4. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема - с дихроматом калия , когда он в роли окислителя переходит в :

    Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении .

    Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед и перед


    Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

  5. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту , кислотный оксид - значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла - точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой - ничего похожего на соединения серы - видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

    Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

  6. Помните, что вода - вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.

    Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

    Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
    Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

    (хол. р-р.)

    (водн.р-р)
  7. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:

    Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

  8. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель - сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из в , обычно окисление идёт только до .
    И наоборот, если - сильный восстановитель и может восстановить серу из до , то - только до .

    Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

    (конц.)

  9. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.

    Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

  10. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя - надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

    Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

  11. Если же один из реагентов - типичный окислитель или восстановитель - тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

    Пероксид водорода - вещество с двойственной природой , в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя - переходит в свободный газообразный кислород.

    Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) - его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем !

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:

    а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин - степень окисления у фосфора - отрицательная ;
    б) в органических веществах - проверьте ещё раз, всё ли окружение атома учтено;
    в) аммиак и соли аммония - в них азот всегда имеет степень окисления ;
    г) кислородные соли и кислоты хлора - в них хлор может иметь степень окисления ;
    д) пероксиды и надпероксиды - в них кислород не имеет степени окисления , бывает , а в - даже ;
    е) двойные оксиды: - в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

    Задание 14: Допишите и уравняйте:

    Задание 15: Допишите и уравняйте:

  2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов - то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.

    Пример: в реакции свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…

  3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!

    а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
    б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
    в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

    Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

Задание 2:

2-метилбутен-2: – =

ацетон:

уксусная кислота: –

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше - т.е. 6.

Задание 4:

Так как в молекуле два атома азота , эту двойку надо учесть в электронном балансе - т.е. перед магнием должен быть коэффициент .

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор будет существовать в виде соли - фосфата калия.

Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

Задание 6:

Так как цинк - амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс . В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции :

Задание 7:

Электроны отдают два атома в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

(хол. р-р.)

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только одна молекула.

Задание 8:

В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона приходится 3 сульфат-иона . Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:


(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)

(конц.)
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны , при этом хлор их должен отдать .
Хлор выделяется в виде простого вещества .

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель , т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления , образуя йодноватую кислоту.

Задание 12:


(пероксид - окислитель, т.к. восстановитель - )


(пероксид - восстановитель, т.к. окислитель - перманганат калия)


(пероксид - окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Общий заряд частицы в надпероксиде калия равен . Поэтому он может отдать только .

(водный раствор)

(кислая среда)

В период, когда подготовка к главному кошмару всех старших школьников в самом разгаре и до финальной битвы с ЕГЭ осталось несколько месяцев, «Большая Деревня» решила вмешаться и подогнать снаряжение. Собрали лайфхаки от преподавателей школы «Квентин» - бывших школьников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Какие задания требуют особого внимания, как быстро выучить сложные формулы и сотни исторических дат, - в нашем материале.

ХИМИЯ

Яна Давыдова

90 баллов на ЕГЭ по химии

Чтобы выучить химию, не нужно зубрить ее пять лет - можно подготовиться и за полгода. Главное - не кидаться на все темы сразу, иначе к экзамену в голове будет каша. Для начала напишите четкий план, в котором на работу с каждой темой будут выделены конкретные дни. Это поможет получать знания постепенно и структурировать их.

В химии много тривиальных названий цветов, растворов и реакций. Чтобы их запомнить, можно повесить в часто посещаемых местах стикеры со сложными словами. Визуальная память очень хорошо работает при стрессе, так что на экзамене вспомнятся эти самые листочки.

Следующий вариант - мозговые карты . Это схемы, которые позволят выстроить определенную последовательность мыслей. Очень удобно применять их в процессе изучения качественных реакций и органики.

Отличный инструмент в подготовке к экзамену - ассоциации: например, представьте, что активные щелочи - это дети, которые находятся в постоянном движении, а нерастворимые основания - пенсионеры, осевшие в своей квартире.

Особое значение для меня сыграли химические стишки, которыми я делюсь с ребятами на занятиях. Вот один из них: «Нерастворимые в воде основания разлагаются при нагревании, получается всегда оксид металла и вода».

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ

Александра Щербакова

96 баллов по литературе, 100 баллов по русскому

Литература - предмет, который изучают в школе в течение одиннадцати лет. За это время удается разобрать огромное количество художественных текстов, но далеко не все понадобятся вам на экзамене. Первым делом откройте сайт ФИПИ - там собраны произведения, которые можно встретить на ЕГЭ. Именно с ними вам нужно работать.

Одно из самых сложных заданий - сопоставительный анализ лирических текстов. Чтобы аргументировать свои суждения, вам придется запомнить строки стихотворений наизусть. Выучить все невозможно, так что выделите несколько основных тем и запомните по паре стихотворений в каждой.

Задания на ЕГЭ по русскому в основном проверяют знание орфографических и грамматических правил. Запомнить их помогут схемы-кластеры, с помощью которых можно компактно, а главное содержательно записать теорию.

Одно из заданий части 4 направлено на проверку знаний акцентологических норм русского языка. Его сложно выполнить, потому что мы постоянно слышим неверные варианты расстановки ударения в словах и запоминаем их. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо произносить слова вслух, - так активизируется аудиальная память. Найти верные варианты ударений можно в орфоэпическом словнике, который есть на сайте ФИПИ.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ

Николай Гудков

90 баллов на ЕГЭ по обществознанию и истории

Обществознание - наука об обществе, поэтому всегда нужно быть в курсе событий, происходящих вокруг вас. Читайте газеты и смотрите новости - только там можно найти актуальную информацию.

Помните, что гуманитарные науки не менее логичны, чем технические. Чтобы не учить две огромные статьи Конституции РФ о полномочиях федерации и совместного ведения в федеративном государстве, нужно всего лишь логически разграничить их компетенции. Полномочия, которые касаются обеспечения прав каждого жителя страны, относятся к ведению федерации, а те, что могут реализовываться и на уровне субъекта РФ - к совместному ведению. Используя такую логику, вы сможете делать правильный выбор в 99% случаев, не открывая основной закон государства.

Запомнить даты по истории помогут часы. Проверяйте знания, периодически посматривая на время. Например: 18:25 - это 1825 год, восстание декабристов в России.

На экзамене также понадобится знание карт. Чтобы запомнить их было проще, сравнивайте старую карту с современной и старайтесь найти в них общее. Это поможет сориентироваться на экзамене. Самый идеальный вариант - рисовать карты самостоятельно.

Запомнить всех правителей России в верной последовательности поможет тайм-лайн карта. Стоит нарисовать ее и повесить на самое видное место. На экзамене она вспомнится на подсознательном уровне

МАТЕМАТИКА

Денис Семин

90 баллов на ЕГЭ по математике

В математике есть ошибки двух типов: когда вы не понимаете предмет и поэтому делаете что-то неправильно, или становитесь жертвой невнимательности, допуская случайные помарки. Вторую ошибку исправить очень просто: нужно взять чистый лист бумаги и решить заново, потому что проверка готового результата не приведет к успеху - скорее всего вы в очередной раз не заметите, что криво написали цифру пять и спутали ее с двойкой. В первом случае дело обстоит иначе - придется вникнуть в суть предмета, понять тему и только потом снова приступать к решению.

К сожалению, суть предмета в школе не объясняют, поэтому чаще всего ребята просто зубрят определение синуса, а потом с трудом применяют это знание на практике. Но на ЕГЭ пустой набор слов не поможет - нужно понимать, что вы делаете. Если окажется, что появилось новое задание, а вы ни разу не решали подобное, спасут именно глубокие знания. Учитесь самостоятельно выводить формулы из школьной программы - этот навык поможет справиться с любой задачей.

Постарайтесь не акцентировать внимание на ответах в конце учебных пособий. Чаще всего вы начинаете исправлять решение, подгоняя его под нужную цифру. Ваша задача - понять, правильно ли вы сделали задание и, если нет, выполнить его снова, но без опоры на число в конце учебника.

В интернете множество ресурсов по подготовке, так что есть возможность изучать материал, используя сразу несколько источников. Каждый автор объясняет по-своему, поэтому мой совет - ознакомьтесь со всеми вариантами подачи информации, какой-то из них точно окажется понятным.

Единый государственный экзамен - по сути, обычная контрольная, которую вы пишете в непривычной атмосфере. Больше всего обычно пугают проверяющие, но бояться их не стоит: они заинтересованы в том, чтобы создать комфортные условия для работы и честную сдачу экзамена. Если вам жарко или закончился черновик, вы должны сразу же обратиться к проверяющему, и он окажет помощь.

БИОЛОГИЯ

Юлия Мальчикова

90 баллов на ЕГЭ по биологии

Изучение биологии требует много сил, потому что наука очень объемная, но это не повод пугаться. Да, предмет сложный, но очень интересный. Чем положительней ваш настрой, тем интенсивнее пройдет обучение.

Биология переполнена терминами, которые нелегко запомнить, поэтому главное в освоении этой науки - понимать. Если встретите непонятные определения от латинских или греческих слов, не стоит начинать сразу же их зубрить - это не даст долгосрочного результата. Попробуйте разобрать слово на несколько частей: слово «глюкоза» происходит от латинского - «глюк» (сладкое) и «оза» (сахар). Зная это, вы быстро сообразите, что сахароза, мальтоза, лактоза - вещества из семейства сахаров.

В 2017 году появилось много визуальных заданий, так что в процессе подготовки вам пригодятся цветные карандаши - самостоятельно рисовать иллюстрации, схемы и таблицы, которые даны в учебнике. Если рисунка нет, используйте свою фантазию - нарисуйте ассоциацию, которая возникает у вас при взгляде на определение или тему. Картинки помогают воспринимать информацию быстрее, потому что активизируют зрительную память, а если перерисовывать их заново в случае малейшей ошибки, задействуется еще и механическая.

Быстро выучить определения помогут карточки. С одной стороны пишем термин, а с другой - его расшифровку. Такие карточки можно носить с собой, потому что они помещаются в самую маленькую сумку и даже в карман, так что можно повторять материал в любое удобное время.

Совмещайте чтение книг с просмотром научно-познавательных фильмов. Ученые и профессора, которые объясняют сложный материал простым языком, помогут расширить кругозор и понять суть самых сложных вещей. А еще подпишитесь на сайты, паблики и блоги, в которых освещают достижения в сфере биологии - это позволит всегда оставаться в теме.

Сдать ЕГЭ по биологии не сложно, если подойти к экзамену с интересом. Не стоит убивать на подготовку все дни - достаточно и пары часов регулярных занятий в неделю. Главное, помните, что ночь дана человеку для отдыха, так что учиться нужно утром и днем - в это время человек лучше усваивает информаци

До конца февраля школа делает скидку на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ
в марте: 10% для действующих учеников и 20% для новичков.

Чтобы успешно сдать экзамен по общей химии, важно знать основы предмета, уметь считать, использовать калькулятор для более сложных задач и быть готовым узнать что-то новое. Химия изучает вещества и их свойства. Все вокруг нас связано с химией, даже простейшие вещи, которые мы принимаем как должное, - например, вода, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим. Будьте готовы к открытиям обо всем, что вас окружает. Знакомство с химией будет увлекательным.

Шаги

Полезные привычки в учебе

    Познакомьтесь с преподавателем или учителем. Чтобы успешно сдать экзамен, следует познакомиться с преподавателем и рассказать ему, что вам дается с трудом.

    • Ко многим преподавателям можно подойти вне уроков, если студентам нужна помощь. Кроме того, у них обычно есть методические издания.
  1. Соберите группу для занятий. Не стесняйтесь того, что химия дается вам тяжело. Этот предмет сложен практически для всех.

    • Работая в группе, люди, которые смогут быстро понять какую-то тему, объяснят ее остальным. Разделяйте и властвуйте.
  2. Прочитайте нужные параграфы в учебнике. Учебник по химии - не самое захватывающее чтиво, но вам следует внимательно ознакомиться с материалом и выделить текст, который вам не понятен. Составьте список вопросов и понятий, которые вам сложно понять.

    • Вернитесь к этим частям позже со свежей головой. Если вам все равно трудно, обсудите тему в группе или обратитесь за помощью к преподавателю.
  3. Ответьте на вопросы после параграфа. Даже если материала много, вы, возможно, запомнили больше, чем вам кажется. Постарайтесь ответить на вопросы в конце главы.

    • Иногда в учебниках есть поясняющие материалы в конце, которые описывают правильное решение. Это поможет вам понять, где вы совершили ошибку в рассуждениях.
  4. Изучите диаграммы, изображения и таблицы. В учебниках используются наглядные способы передачи информации.

    • Посмотрите на изображения и схемы. Это позволит лучше понять некоторые концепции.
  5. Попросите у преподавателя разрешения записывать лекцию на диктофон. Сложно записывать информацию и при этом смотреть на доску, особенно если речь идет о таком непростом предмете, как химия.

    Ознакомьтесь с вопросами прежних экзаменов. Иногда студентам выдают вопросы, которые встречались на экзаменах в прошлые годы, чтобы они могли лучше подготовиться.

    • Не заучивайте ответы. Химия - это предмет, где для ответа на вопрос важно понимать, о чем идет речь, а не только повторять заученный текст.
  6. Воспользуйтесь учебными онлайн-ресурсами. Посетите все сайты, которые рекомендует преподаватель.

    Научитесь определять изменения, которые происходят при химической реакции. Химические реакции начинаются с базовых элементов или соединений, которые вступают в реакцию. В результате соединения получается продукт реакции или несколько продуктов.

    Выучите разные типы реакций. Химические реакции могут происходить под воздействием различных факторов, а не только при соединении элементов.

    Используйте все доступные ресурсы. Вам нужно будет понять разницу между основными реакциями. Используйте все возможные материалы, чтобы понять эту разницу. Не бойтесь задавать вопросы.

    • Понять, что меняется при химических реакциях, не так просто. Это будет одной из самых сложных задач на занятиях по химии.
  7. Осмыслите реакции с точки зрения логики. Постарайтесь не запутаться в терминологии и не сделать все еще сложнее. Все реакции направлены на превращение чего-то во что-то другое.

    • К примеру, вы уже знаете, что получится, если соединить два атома водорода и один атом кислорода, - вода. Поэтому если налить воду в кастрюлю и поставить на огонь, что-то изменится. Вы провели химическую реакцию. Если поставить воду в холодильник, произойдет реакция. Вы изменили что-то, что задействовало вещество, участвующее в реакции, то есть воду.
    • Пройдитесь по каждому типу реакции, пока не поймете все. Сконцентрируйтесь на источнике энергии, который провоцирует реакцию, и основных изменениях, которые становятся результатом реакции.
    • Если вам сложно разобраться в этом, составьте список непонятных нюансов и покажите его преподавателю, сокурсникам или любому человеку, который хорошо разбирается в химии.

Расчеты

  1. Знайте последовательность основных вычислений. В химии иногда нужны очень точные расчеты, но часто достаточно базовых знаний математики. Важно понимать, в какой последовательности осуществляются расчеты.

    • Сначала делаются расчеты в скобках, затем вычисления в степенях, затем умножение или деление и в конце - сложение или вычитание.
    • В примере 3 + 2 x 6 = ___ правильным ответом будет 15.
  2. Не бойтесь округлять очень длинные числа. В химии часто округляют, потому что нередко ответом на уравнение служит число с большим количеством цифр. Если в условии задачи даны инструкции по округлению, учтите их.

    Поймите, что такое абсолютное значение. В химии у некоторых чисел есть абсолютное, а не математическое значение. Абсолютное значение - это все значения до числа от нуля.

    Знайте все распространенные единицы измерения. Вот несколько примеров.

    • Количество вещества измеряется в молях (mol).
    • Температура измеряется в градусах по Фаренгейту (°F), Кельвину (°K) или Цельсию (°C).
    • Масса измеряется в граммах (г), килограммах (кг) или в миллиграммах (мг).
    • Объем жидкости измеряют в литрах (л) или миллилитрах (мл).
  3. Потренируйтесь переводить значения из одной системы измерения в другую. На экзамене вам придется заниматься такими переводами. Возможно, вам нужно будет перевести температуру из одной системы в другую, фунты - в килограммы, унции - в литры.

    • Вас могут попросить дать ответ в единицах, отличных от единиц в условии задачи. К примеру, в тексте задачи температура будет указана в градусах по Цельсию, а ответ нужен будет в градусах по Кельвину.
    • Обычно температуру химических реакций измеряют в градусах по Кельвину. Потренируйтесь переводить градусы по Цельсию в градусы по Фаренгейту или Кельвину.
  4. Не спешите. Вдумчиво прочитайте текст задачи и научитесь переводить единицы измерения.

    Умейте рассчитывать концентрацию. Отточите знания основ математики, рассчитывая проценты, соотношения и пропорции.

    Попрактикуйтесь на данных о пищевой ценности продуктов на упаковках. Чтобы сдать химию, вам нужно уметь рассчитывать соотношения, пропорции и проценты в разных последовательностях. Если вам это сложно, начните тренироваться на привычных единицах измерения (к примеру, на упаковках пищевых продуктов).

    • Возьмите упаковку с данными о пищевой ценности. Вы увидите расчет калорий на порцию, рекомендуемую порцию продукта в день в процентах, общее количество жира, процент калорий от жира, общее количество углеводов и разбивку по типам углеводов. Научитесь высчитывать различные соотношения, отталкиваясь от этих значений.
    • Например, рассчитайте количество мононенасыщенного жира в общем количестве жиров. Переведите в процентное соотношение. Рассчитайте, сколько калорий содержится в упаковке, зная количество порций и калорийность каждой порции. Рассчитайте, сколько натрия содержится в половине упаковки.
    • Это поможет вам с легкостью переводить химические значения из одной системы в другу, например, моли на литр, граммы на моль и так далее.
  5. Научитесь использовать число Авогадро. Это число отражает количество молекул, атомов или частиц в одном моле. Постоянная Авогадро равняется 6.022x1023.

    Подумайте о морковке. Если вам сложно понять, как использовать число Авогадро, попробуйте считать морковь, а не атомы, молекулы или частицы. Сколько морковок содержится в дюжине? Мы знаем, что дюжина - это 12, значит, в одной дюжине 12 морковок.

    Разберитесь в молярности. Подумайте о количестве молей вещества, содержащегося в жидкости. Очень важно понять этот пример, поскольку речь идет о молярности, то есть о пропорции вещества, выраженного в молях на литр.

    Сведите уравнения к эмпирической формуле. Это означает, что ответ будет верным лишь в том случае, если вы доведете все значения до их простейшей формы.

    Знайте, что включается в молекулярную формулу. Молекулярную формулу не нужно доводить до простейшей, или эмпирической, формы, поскольку в ней сказано, из чего именно состоит молекула.

    • Молекулярная формула записывается с помощью аббревиатур элементов и количества атомов каждого элемента в молекуле.
    • К примеру, молекулярная формула воды - это H2O. Это означает, что в каждой молекуле воды содержится два атома водорода и один атом кислорода. Молекулярная формула ацетаминофена - C8H9NO2. У каждого химического соединения есть молекулярная формула.
  6. Помните, что математика в химии называется стехиометрией. Вы встретите этот термин. Это описание того, как химия выражается в математических формулах. В химической математике, или в стехиометрии, количества элементов и химических соединений часто выражаются в молях, процентах в молях, в молях на литр или в молях на килограмм.

    Попросите о дополнительных заданиях. Если вам тяжело даются уравнения и конвертации, поговорите с преподавателем. Попросите дать вам больше задач, чтобы вы могли поработать над ними самостоятельно, пока суть всех явлений не станет вам понятна.

Язык химии

    Научитесь понимать диаграммы Льюиса. Диаграммы Льюиса иногда называют точечными диаграммами. Это простые схемы, на которых точками обозначаются свободные и связанные электроны во внешней оболочке атома

    Узнайте, что такое правило октетов. При построении диаграмм Льюиса используется правило октетов, которое гласит, что атом становится стабильным, когда у него есть доступ к восьми электронам во внешней оболочке. Водород является исключением - он считается стабильным при наличии двух электронов во внешней оболочке.