Понятное объяснение – наука или искусство?
Умение объяснять считается естественной способностью человека. Оно используется в разных сферах жизни. Родители рассказывают малышам, откуда берутся дети. Учителя внедряют основы наук в головы учеников. Продавцы-консультанты продвигают товары. Руководители мотивируют подчиненных. Бизнесмены ищут инвесторов. Политики успокаивают народ. Каждого из нас хоть раз спрашивали, как пройти, просили раскрыть идею обосновать свое мнение, описать мотивы поступков или причины нарушения договоренностей.

Доходчивое устное объяснение – настоящее искусство! Многие люди уверены, что владеют им от природы. А те, кому достигнуть понимания не удалось, грешат на умственные способности партнера по общению. Между тем, психологическая наука накопила большое количество материала о том, как научиться понятно говорить. Хотите эффективно доносить свои мысли до коллег, начальника, друзей и просто незнакомых людей? Тогда, эта статья для вас.

Преимущества, которые получает индивид, приобретая умение объяснять:
- удовольствие от процесса и результата коммуникации;
- заинтересованность со стороны слушателей;
- объединение усилий единомышленников;
- воплощение своих идей, гарантированное достижение целей;
- общественное признание своих достоинств.

Большинство людей совершают распространенную ошибку, незамедлительно приступая к объяснению. Развернутая схема объяснения выглядит следующим образом: подготовка – оформление – представление. Прежде чем устное объяснение начнет безошибочно попадать в цель с первого раза, придется последовательно освоить три этапа. Потребуются определенные усилия.
Схему удобно применять при планировании предстоящей коммуникации и для анализа уже свершившегося акта. Воспроизведите в памяти случай, когда вы кого-то убеждали. Проследите, была ли проведена оптимальная подготовка? Как были оформлены мысли? Какие способы презентации использованы? Для новичков, интересующихся, как научиться понятно говорить, разделение объяснительного процесса на этапы упростит задачу. Считаете себя гением общения? Схема объяснения поможет убедиться, что реализованы все потенциальные возможности.

После того, как усвоятся и отработаются способы объяснения, произойдет автоматизация навыка. Сократиться уровень сознательного контроля. Первый этап мозг будет осуществлять интуитивно за несколько секунд. Приемы для второй ступени начнут складываться сами собой, из воздуха. А окружающим будет казаться, что вы легко и креативно сразу, на пустом месте приступаете непосредственно к презентации.

Готовим понятное объяснение
Попытавшись определить суть процесса, обнаруживаешь, что объяснение - некоторое действие, в результате которого у партнера возникает понимание. Но что именно нужно делать? Отложим словари и учебники. Представим, что понятное объяснение – румяные вкусные пирожки. Перед тем как покушать, их нужно приготовить. Причем, приготовить так, чтобы хотелось съесть. В первую очередь необходимо выбрать тесто и начинку.
Тесто – внешняя оболочка - слова, фразы и выражения, которые мы используем. Чтобы тесто получилось легким, пышным и хорошо усваивалось, подбирая способы объяснения, важно четко обозначить целевую аудиторию. Кого вы планируете накормить? Если это один человек, оцените его жизненный опыт, уровень образования, род занятий, круг интересов. Проанализируйте его эмоциональное состояние, степень утомления. Предположите, готов ли он к неожиданным поворотам, как отреагирует на те, или иные подходы к объяснению.

Решили убедить сразу группу людей? Помимо перечисленных моментов учтите особенности межличностных отношений. При групповом взаимодействии люди склонны отмалчиваться, скрывать свое личное мнение, подчинятся влиянию лидера или большинства. Другие, наоборот, чувствуя поддержку группы, могут вести себя более агрессивно, бурно реагировать на вполне нейтральные предложения, сопротивляться нововведениям.
Хочешь дать понятное объяснение – учись ставить себя на место другого человека. Определившись с тестом, обратим внимание на начинку. Она должна не только соответствовать вкусам едоков, но и наиболее полно удовлетворять их потребности. Если люди сильно голодны, начинке следует быть сытной. Если народ жаждет новых впечатлений – добавляются необычные ингредиенты. Подходы к объяснению сортируются по тому же принципу.

Что конкретно должны усвоить слушатели? Понятное объяснение отвечает на один или несколько вопросов:

1. ЗАЧЕМ? Мотивирующее объяснение дает представление о важности какого-либо продукта, услуги или знания, о бонусах пользователя.
2. КАК? Функциональное объяснение раскрывает механизм работы, последовательность действий, способы решения.
3. ПОЧЕМУ? Причинное объяснение показывает, при каких условиях происходит желаемое, какие нарушения ведут к негативным последствиям.
4. ЧТО ЭТО? Обобщающее объяснение позволяет проникнуть в смысл явления, понять суть, сформулировать определение, назвать критерии, показатели.

Цель объяснения связана не только с пониманием. Умение объяснять помогает вызывать нужные эмоции, формировать отношение, мотивировать на определенные действия. Хотите вызвать жалость – начинайте оправдываться. Желаете вдохновить – демонстрируйте положительные примеры. Но для начала, определитесь, какой эффект вы рассчитываете произвести.

Почему устное объяснение терпит неудачу?
В повседневном общении мы часто пускаемся в объяснения без всякой подготовки. На нее просто нет времени. Разгневанный начальник, требовательные клиенты, недовольные близкие и любопытные детишки не дадут вам возможности спокойно собраться с мыслями. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются.

Типичные промахи, допускаемые неподготовленным оратором:
- Полная идентификация. Объясняющий считает окружающих похожими на себя, предполагает, что людям понравятся именно его любимые пирожки. А это далеко не так. Даже сугубо профессиональная аудитория состоит из людей с разной мотивацией, ценностными установками и стереотипами. По себе людей не судят.

- Проклятие знания. Объясняющий хорошо знает предмет. Ему трудно увидеть, чего можно не знать. А те, кому объясняют, не хотят показаться глупыми. Вопросов не задают, но глаза пустые. В итоге объяснение состоялось, а понимание – нет. Выступающий доволен собой. А зрители недоуменно пожимают плечами.

Ошибки презентации. Приготовившись давать понятное объяснение, оратор внутренне собирается, его лицо становиться сосредоточенным, голос сухим и строгим. У многих присутствующих в памяти всплывают школьные ассоциации. Зритель понимают, что сейчас начнет происходить что-то важное и, вероятно, весьма скучное. Хорошая презентация запоминается, а неудачная - отбивает желание.

Недостаточное понимание. Нередко кто-то берется объяснять то, чего сам до конца не понимает. Есть индивиды, считающие себя экспертами в любой области. Прочитав о чем-то в социальных сетях, готовы приседать на уши всем и каждому. В процессе объяснения некомпетентность обнаруживается достаточно быстро. Для того, чтобы аргументировать свою позицию, необходимо иметь большой личный опыт или черпать информацию из достоверных источников.

Неоправданные ожидания. Даже доступное устное объяснение терпит фиаско, если объясняющий говорит не о том. Например, начальник подробно разжевывает подчиненным алгоритм выполнения задачи, а те пытаются понять, какую премию получат за выполнение. Или учитель произносит перед родителями пламенную речь о значимости патриотического воспитания, и ни слова не упоминает о методах его осуществления. Родители требуют от ребенка соблюдения определенных правил, не объяснив толком, почему нужно поступать именно так, и что будет «если…».

Тестируем разные способы объяснения
Повторим еще раз, прежде чем начинать устное объяснение, определите желаемый результат и ненавязчиво прощупайте аудиторию. Уяснив, с кем и о чем вести беседу, рассмотрим, КАК реализовать запланированное. Привлекательное оформление идеи – следующий пункт назначения для субъекта, решившего освоить умение объяснять.

Предлагаем простые и эффективные приемы, позволяющие научиться понятно говорить:

Речь в лифте. Вообразите, что вы и человек, которому адресовано объяснение, едете в лифте. Вам нужно успеть изложить суть своего предложения за 30-60 секунд (50-100 слов). Учитесь начинать с главного, излагать самое основное. Максимально отжимайте воду, откажитесь от ненужных подробностей, опирайтесь на факты. При этом сообщение должно остаться образным и интересным.

- Объяснение для шестилетки. Тренируйтесь менять способы объяснения в зависимости от контекста взаимодействия, рассматривайте проблему с разных точек зрения. Опишите свою идею так, чтобы стало понятно маленькому ребенку, вашей бабушке и признанному эксперту в этом вопросе. Используйте простые слова, приводите примеры, проводите аналогии, вызывайте нужные ассоциации, устанавливайте связи с имеющимся у слушателей опытом.

Презентация на салфетке. Попробуйте схематично изобразить свою идею на листе бумаги размером с салфетку. Если не получиться с первого раза, создайте максимально подробное описание на доске или ватмане. Затем сократите площадь в два раза и перенесите самое основное. Повторите эту операцию несколько раз. Привлекайте графики, диаграммы, оси времени и координатную сетку. Ограничения подталкивают к творчеству.

Визуальная форма. Чтобы сделать устное объяснение более доступным, опирайтесь на возможности визуального мышления. Сопровождайте рассуждение зарисовыванием основных моментов, подбирайте готовые изображения. Оперируя информацией, содержащей имя или название, рисуем «портрет» - рожицу, человечка, простое условное обозначение предмета. Далее чертим стрелки, линии, фигуры, объединяющие скобки, чтобы показать изменения объекта, его связи с прочими элементами.

Захватывающая история. Подходящая история помогает уловить смысл объяснения т.к. в ней факты преподносятся через призму личного опыта. Хорошо, если у вас в запасе есть реальный случай из жизни, история, услышанная от кого-то из знакомых или интересные факты биографии знаменитостей. С целью привлекательного оформления своего объяснения, вы можете придумать правдоподобный рассказ, в котором главный герой испытывает определенные трудности и находит способ их преодолеть. А в качестве этого способа и будет описан ваш концепт.

Всеобщее братство. Объединяйте людей и идеи. Создавайте ощущение согласия. Вызывайте у аудитории чувство общности при помощи местоимения «Мы»: «Мы знаем», «Мы понимаем», «Мы хотим», «Мы согласны» и т.д. Покажите присутствующим, что они часть команды, решающей общую задачу. Вселяйте в людей уверенность в том, что вы рассказываете о понятных и интересных вещах.

Пробуйте перечисленные способы объяснения в профессиональной деятельности и повседневном общении. Пусть перспективные задумки, правильно оформленные и адекватно представленные, разлетаются как горячие пирожки.

Если разъяснять этот вопрос максимально просто, то можно привести в качестве примера следующий рассказ:

Однажды очень старый человек вышел из мечети и тяжело ступая, отправился домой. Его тут же обступили бедняки, знавшие о его благочестии и религиозности, и стали кричать наперебой: «Хаджибаба, да вознаградит тебя Аллах, помоги нам». Хаджибаба повернулся к этим беднякам и сказал: «Пойдите к моему сыну бакалейщику, пусть он даст вам, что ни будь для приготовления похлебки, и накормите свои семьи».

Бедняки очень обрадовались этому, и придя в бакалейную лавку передали ее хозяину слова старика. Хозяин лавки был очень послушным сыном, и до этого дня он ни разу не ослушался своего отца. Каждому из бедняков он насыпал крупы в бумажные кульки, после чего вежливо проводил их. Довольные бедняки отправились по домам, и по дороге открыли свои кульки. Каждый из них с радостью воскликнул: «У меня в кульке рис», «а у меня вермишель», «а мне положили шарики из муки и простокваши», «а у меня чечевица».

Эти четверо бедняков не помня себя от радости, поспешили домой, прижимая к себе эти кульки, и по дороге встретили одного плохого человека. Они рассказали этому человеку о случившемся. Он не смог перенести их радости, и сказал им: «Немедленно отправляйтесь к Хаджибаба и скажите ему: «Твой сын не выполнил твоего приказа. Одному из нас он дал рис, а другому чечевицу. Он поступил исходя из своей прихоти. Тогда как ты приказал дать один вид продуктов, он не послушался тебя». Сначала бедняки не придали значения словам этого человека, но затем у них появились сомнения, и они все вместе отправились во двор мечети, ждать появления старика.

Увидев старика, они подошли к нему и сказали: «Твой сын выполнил твое поручение, но он поступил не в соответствии с твоим приказом, а по своему усмотрению. Услышав это от бедняков, старик очень расстроился, но взяв себя в руки, сказал: «Ну что же, сейчас мы это проверим. Но мой сын еще ни разу меня не ослушался».

Когда они все вместе вошли в бакалейную лавку, старик спросил у своего сына: «Сынок, почему давая продукты этим людям, ты поступил по своему усмотрению, а не так как я тебе приказал?». Сын ответил дрожащим голосом: «Ни в коем случае отец. Я не нарушал твоих повелений до сегодняшнего дня, не нарушу их и после». Отец сказал: «Но эти люди пожаловались мне, что ты действовал по собственной прихоти, и каждому из них дал разные виды продуктов». Сын сказал: «Нет, отец, я не ослушался вас.

Вы приказали дать каждому из них, что ни будь для приготовления похлебки, я так и сделал. Каждому из них я дал те продукты, из которых готовят похлебку. Разве я кому-то из них дал кабачки, сыр, фасоль или йогурт? Нет. Так как из этих продуктов не готовят похлебку. Все продукты, которые я им дал, относятся к категории пригодных для приготовления похлебки».

Услышав это объяснение, отец похвалил своего сына, а бедняки извинились, признав свою неправоту.

Именно так и возникли мазхабы. По причине того, что одно слово имело несколько значений. Как выражение «что ни будь для приготовления похлебки» подразумевает собой рис, чечевицу и прочие продукты, так и некоторые слова, упоминаемые в Коране или хадисах, имеют несколько значений. И имамы мазхабов отдавали предпочтение тому или иному, значению этих слов, и каждое из этих значений является правильным и уместным. Благодаря этим предпочтениям и появились мазхабы. Таким образом, возникновение разных мазхабов, является весьма логичным.

Допустим, мы: – я, Вы и Хроноскопист – летели на самолете через Тихий океан. В пути мы втроем накушались абсента, надебоширили, отломали дверь от туалета, и нас за это выкинули в море через аварийный выход. По счастью, рядом с местом нашего падения обнаружился маленький безымянный полинезийский остров. Выбравшись на берег, мы посовещались и решили считать его новым государством под названием Соединенные Штаты Абсента (США).

Когда нас выкидывали из самолета, то багажа нам, естественно, не выдали.

Поэтому всех материальных и нематериальных активов у нас – только туалетная дверь, которую Вы таки прихватили с собой. И вообще, несмотря на абсент, Вы у нас оказались самым запасливым: в бумажнике у Вас совершенно случайно обнаружилась банкнота в сто долларов. Таким образом, в наших США имеются нефинансовые активы – дверь – и финансовые активы, они же денежная масса – сто долларов. Это все наши сбережения. Поскольку у нас больше вообще ничего нет, то можно сказать и так: у нас есть один материальный актив – дверь, обеспеченный денежной массой в сто долларов. То есть, наша дверь стоит сто долларов.

Немного протрезвев, мы решаем, что надо как-то обустраиваться. Самым быстрым из нас оказался Хроноскопист. Он тут же объявил, что создает банк и готов взять в рост имеющиеся у населения денежные сбережения под 3 процента годовых – ну не сидится человеку без дела. Вы отдаете ему сто долларов, и он их записывает в блокнот в статью «Пассивы – депозиты». Но я тоже не лаптем щи хлебал – зря я, что ли, столько времени занимаюсь расследованием экономического мухлежа – я знаю, как изъять у Вас и дверь, и сто долларов. Я предлагаю Вам взять Ваши сто долларов в рост под 5 процентов годовых. Вырываю листик из своего блокнота и пишу на нем: «Облигация на $100 под 5% годовых». Вы чувствуете, что Вам поперло. Забираете деньги у расстроенного Хроноскописта с депозита и отдаете их мне в обмен на мою облигацию.

Я беру Ваши сто долларов и кладу их на депозит обратно в банк обрадованного Хроноскописта.

По-хорошему, на этом можно было бы и успокоиться и пойти всем заняться делом – пальму потрясти или за моллюсками понырять – снискать себе хлеб насущный, так сказать. Но Вы ж знаете – я неуемный финансовый гений, такие пустяки, как кокосы и устрицы, меня не интересуют. Помыкавшись по нашему острову – пятьдесят шагов от южного побережья до северного и тридцать – с запада на восток, – я придумываю гениальную комбинацию. Я подхожу к Вам и предлагаю на пустом месте заработать еще один процент годовых. Взять в банке Хроноскописта кредит под 4 процента и купить у меня еще одну облигацию под 5 процентов.

Вторую облигацию на сто долларов я тут же выписываю на блокнотном листике и машу ею у Вас перед носом. Недолго думая, Вы бежите в банк и берете кредит сто долларов под залог моей первой облигации на сто долларов. Они там есть – я их туда положил на депозит. Вы отдаете мне заемные сто долларов и прячете вторую облигацию к себе в бумажник – теперь у Вас есть моих облигаций на двести долларов.

А сто долларов я кладу в банк – теперь у меня там двести долларов на депозите. Хроноскопист аж подпрыгивает от радости: кредитный бизнес попер.

Думаете, я на этом остановлюсь? Ага, сейчас – я уже выписал Вам третью облигацию. Бегом в банк за кредитом под залог второй облигации. Ближе к вечеру, набегавшись по острову с этой сотней баксов и изодрав все листочки из блокнота на облигации, мы имеем следующую картину. У Вас на пять тысяч долларов моих облигаций, а у меня – на пять тысяч долларов депозитов в банке. Теперь я чувствую, что пришло время прибрать Вашу дверь к рукам. Я предлагаю купить ее у Вас за сто долларов. Но Вы вредничаете – дверь-то всего одна – и заламываете цену в тысячу долларов. Ну, тысяча долларов так тысяча долларов – в конце концов, у меня на депозите лежит целых пять тысяч долларов. Я на последнем блокнотном листочке направляю платежное поручение Хроноскописту перевести тысячу долларов с моего депозита на Ваш и забираю Вашу дверь.

Если нашу бухгалтерию отдать американскому экономисту с гарвардским дипломом, он сообщит нам, что наши США располагают тысячей долларов материальных активов в виде двери, и десятью тысячами долларов финансовых активов в виде облигаций и депозитов. То есть, что стоимость нашего совокупного имущества увеличилась за день в 110 раз.

Невероятные факты

Наш мир полон загадочного и непознанного, и все загадочное завораживает и пытает наши умы. Но иногда мы сами наделяем простые явления и события таинственным ореолом. Просто потому, что так интереснее.

На примере 6 загадочных событий и явлений мы покажем, как простое становится сложным и таинственным благодаря нам же, людям, любящим тайны и загадки. Оказывается, многое можно просто и логично объяснить.


6. Гибель тургруппы Дятлова

В январе 1959 года 9 молодых туристов – студентов и выпускников Уральского политехнического института отправились в поход по северу Свердловской области. Руководил походом студент-пятикурсник Игорь Дятлов. Конечной целью этого похода была гора Отортен (что в переводе с языка манси означает "не ходи туда"), которую туристы должны были покорить и вернуться обратно. Однако, туристы не вернулись.

26 февраля палатка туристов, разрезанная изнутри, была обнаружена на склоне горы Холат-Сяхл (что в переводе с языка манси означает "гора мертвецов"). Судя по содержимому палатки, она была оставлена внезапно всеми туристами – там были найдены вещи, обувь, деньги и продукты туристов. Впоследствии были найдены тела всех 9 участников похода.

Выяснилось, что некоторые из них погибли от переохлаждения, а другие – от многочисленных травм. Большинство тел было найдено плохо одетыми и без обуви. Кроме того, у одной из туристок отсутствовал язык и некоторые предметы одежды содержали радиоактивные вещества. Уголовное дело было закрыто с заключением, что причиной гибели туристов стала "стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии".

В течение последних лет эта история стала интернет-сенсацией. Появилось множество версий, причем многие доморощенные "исследователи" склоняются к таким экзотическим причинам гибели "дятловцев", как инопланетяне, привидения и даже снежный человек.


Простое объяснение:

7 загадочных факторов в этой истории будоражат умы людей: отсутствие языка у одного из трупов, странный оранжевый оттенок кожи у трупов, разрезанная изнутри палатка, отсутствие достаточно теплых вещей у покойных, травмы, которые были обнаружены только у трех туристов и, конечно же, следы радиоактивности на одежде погибших. Кроме того, по некоторым свидетельствам, в ту самую ночь, когда погибли туристы, в небе появились огненные шары, которые видел не один человек.

Вспомним о том, что тела туристов были найдены через несколько недель после гибели (предположительно, судя по найденным дневникам, "дятловцы" погибли в ночь с 1 на 2 февраля). Четыре тела было найдено только в мае, после того, как начали сходить снега. Дикие животные начинают поедать труп с самых мягких частей – в данном случае языка. Оранжевый оттенок тел мог образоваться от того, что тела в окружении снега долгое время лежали на солнце.

Травмы туристов и разрезание палатки можно объяснить тем, что на палатку сошла снежная лавина. Туристы разрезали палатку и бежали от нее, не успев обуться и одеться. Кроме того, замерзающие люди иногда, вместо того, чтобы одеться, раздеваются – это связано с тем, что у замерзающего человека нарушается работа мозга. Что касается радиоактивности и "огненных шаров", то в оригинальных документах об этом ничего не сказано. Похоже, все это было додумано людьми, которые любят сенсации.

В общем ничто не указывает на то, что с "дятловцами" произошло нечто большее, чем несчастный случай. Сторонники мистических и конспирологических теорий не хотят с этим мириться и ищут новые доказательства тому, что "дятловцев" убила не "стихийная сила", а нечто иное, гораздо более интересное.

5. Исчезновение колонии Роанок

Колония Роанок была или первым постоянным поселением в Северной Америке или хорошо продуманным недобрым розыгрышем. Сэр Уолтер Рэйли (Walter Raleigh), на чьи средства была основана колония, заслал туда поселенцев и оставил их там на произвол судьбы без каких-либо поставок продовольствия, скорее всего просто для того чтобы посмотреть, выживут они или нет.

Однако, произошло то, чего никто не ожидал – колония просто-напросто исчезла. Вторая группа поселенцев нашла лишь один скелет и загадочное слово "кроатон", вырезанное на дереве.

Что же случилось с колонией? Может быть поселенцев украли инопланетяне или другие загадочные существа?


Простое объяснение

Скорее всего НЛО или привидения тут ни при чем. Просто брошенные на произвол судьбы ребята познакомились с аборигенами из племени "кроатон", которые гораздо лучше поселенцев знали, как добыть пропитание и как вообще жить на этом острове. Поэтому они приняли весьма разумное решение – бросить свою колонию и присоединиться к кроатонцам.

4. Загадочные существа в Хопкинсвилле

В 1955 году, семья Саттонов (Sutton) ужинала на веранде своего дома вместе с другом семьи Билли Реем Тейлором (Billy Ray Taylor). Билли отошел попить воды из колодца… Вот тут то и начались загадочные события, о которых говорят до сих пор. Билли бегом вернулся на веранду, крича о том, что в небе полыхают странные огни и предложил Саттонам посмотреть на это чудо. Саттоны побежали во двор, но вместо небесных огней они увидели во дворе дома странных светящихся существ с большой головой, большими ушами, светящимися глазами и длинными руками. Увидев гуманоидов, Саттоны попытались убить их из ружья, но существа, вместо того, чтобы погибнуть, просто исчезли в темноте.


Простое объяснение:

Саттоны не только описали существ, но и нарисовали их. Нужно сказать, что головы этих существ удивительно напоминают голову обычной ночной совы. А если учитывать что Саттоны в тот вечер порядочно выпили и испугались, можно представить себе, что нарисовало их воображение.

3. Безумный газовщик

В начале 30-х годов жители двух американских городков подвергались странным нападениям: какой-то человек, прозванный впоследствии "безумным газовщиком", отравлял дома людей ядовитым газом, распыляя его через окна, иногда при этом даже сооружая баррикады для того, чтобы жертвы не смогли выйти из отравленного помещения. Жертвы этих нападений жаловались на слабость и боль в горле. Эти события посеяли среди населения настоящую панику.

Естественно, началось официальное расследование этих событий. Некоторые жертвы утверждали, что им удалось увидеть "газового маньяка", но все они описывали "безумного газовщика" совершенно по-разному. Кто-то говорил, что это был мужчина, кто-то – что женщина, кому-то маньяк показался худым, кому-то полным…. В общем если собрать все описания воедино, то вряд ли на земле найдется человек, который не попал бы хотя бы под одно из этих описаний. "Безумного газовщика" так и не поймали, а эта история обросла слухами и огромным количеством версий, подчас совершенно неправдоподобных.


Простое объяснение:

Спустя две недели после начала расследования, Томас Райт (Thomas Wright), член комиссии по охране здоровья заявил: "Нет никакого сомнения в том, что "газовый маньяк" на самом деле существует и что он действительно осуществил серию нападений. Однако, многие заявления о нападениях являются ни чем иным, как проявлением массовой истерии. Весь город болен истерией".

При этом начальник местной полиции заявил, что никакого газового маньяка вовсе не существует. Просто некоторые люди услышали шум за окном, открыли окно, почувствовали странный запах и распустили слухи о газовом маньяке. Стоит учесть, что в городе находилось множество предприятий, загрязняющих воздух.

Однако, эти заявления не успокоили людей. Сообщения о газовых атаках продолжали поступать, однако, ни одно из них не подтвердилось.

Скорее всего "газовый маньяк" на самом деле существовал. Исследователи говорят, что в конце концов личность маньяка была установлена, им оказался студент местного медицинского института, который на самом деле пару раз распылял газ через окна, что и привело к массовой истерии. Когда его спросили, зачем он это делал, он ответил, что он просто сумасшедший.

2. Череп Старчайлда (Звездного Ребенка)

В 1930 году в одной заброшенной шахте был найден череп необычной формы. Эксперты установили, что черепу около 900 лет. Любители всего паранормального сразу заявили, что череп принадлежит инопланетянину, или другому загадочному существу (может быть гоблину?). Этот череп не обсуждал только ленивый, и конечно, многим показалось гораздо более интересным считать этот череп частью загадочного существа, чем искать простые объяснения. Однако, простое объяснение все же существует.


Простое объяснение:

Большинство уфологов почему-то считает, что инопланетяне похожи на людей (два глаза, рот, нос), с небольшими отличиями (ну, например, у них может быть другой цвет кожи, или глаза другого размера). Но почему существа с других планет, условия которых вовсе не схожи с земными, должны быть похожи на людей? Впрочем, некоторые исследователи согласны с тем, что инопланетянам вовсе не обязательно быть похожими на нас, поэтому они заявляют, что "Звездное дитя", череп которого был найден в шахте, является плодом любви землянки и инопланетянина.

Однако же, исследователи, не склонные к поискам загадочного и паранормального, говорят, что череп принадлежал маленькому ребенку в возрасте от 3 до 5 лет. Очевидно, ребенок страдал пороками развития, которые и являются причиной странной формы черепа. Существует большое количество заболеваний, которые приводят к деформации черепа – почему любители загадок забыли об этом?

1.Бермудский треугольник

Наверное, не стоит подробно описывать, что это такое. Достаточно напомнить вкратце, о том, что все, попадающее в этот самый треугольник, пропадает навсегда. Это что-то типа волшебной черной дыры в районе Флориды, Пуэрто Рико и Бермудских островов, где пропадают корабли, самолеты и даже мирные киты. Согласно версии паранормальных "экспертов", эти исчезновения связаны с инопланетянами, переходами в иные измерения, демонами, привидениями и прочей нечистью.

Говорят, что о Бермудском треугольнике сообщал даже сам Христофор Колумб 500 лет тому назад.

Что же происходит? Неужели корабли попадают в другое измерение? Или же их забирают приведения, или их утягивают туда же, куда ушла Атлантида?


Простое объяснение:

Разговоры о Бермудском треугольнике, это ни что иное, как выдумки. Бермудскому треугольнику приписывают все исчезновения кораблей, добавляя ничем не подтвержденные, но очень интересные подробности. Те, кто верит в существование Бермудского треугольника, забывают о том, что большинство "исчезновений" произошло во время шторма, когда судно могло просто-напросто затонуть.

Также часто случается, что исчезнувший корабль считают пропавшим в Бермудском треугольнике, но потом почему-то забывают сообщить о том, что корабль все-таки нашли. Ну и последний, решающий довод – количество исчезновений в районе Бермудского треугольника не превышает количество исчезновений в других частях океана.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в большинстве случаев чудо – это ни что иное, как желание чуда. Но ведь фантазировать никто не запретит.

Что такое физика частиц?


Пол Соренсон

физик

«Мы сталкиваем друг с другом маленькие штучки, чтобы разбить их в ещё более маленькие штучки до тех пор, пока мы не получим самую маленькую штучку из возможных. Так мы узнаем, из чего состоит вся материя».

Что такое бозон Хиггса?


физик

«Всё вокруг нас сделано из мельчайших деталей, похожих на Lego. Но сами по себе эти вещи из кубиков двигались бы невероятно быстро, как молния. Мы не смогли бы жить в таком мире, - это было бы полное сумасшествие! Так учёные поняли, что должно быть что-то, что замедляет всё вокруг. Нечто похожее на клей, который не даёт вещам разлетаться быстрее, чем мы могли бы моргнуть глазом. Заметьте, как быстро свет распространяется по комнате, когда мы включаем лампу. Но большинство других вещей не может перемещаться так же быстро. И клей этот очень сложно разглядеть. Для этого использовались гигантские машины, огромное количество энергии - только тогда мы смогли его увидеть и теперь точно знаем, что он существует на самом деле».

Что такое механизм Хиггса?


Дэвид Миллер

физик

«Представьте себе коктейльную вечеринку: участвующие в ней политики равномерно распределены по помещению, все общаются со своими ближайшими соседями. В комнату входит бывшая премьер-министр, к которой тут же устремляются ближайшие к ней коллеги, образуя вокруг толпу. <…> Из-за постоянного скопления людей вокруг она приобретает большую массу, чем обычно, то есть обладает большей инерцией при той же скорости перемещения по комнате. После начала движения ей уже будет сложно остановиться, а остановившись - начать двигаться снова. В трёхмерном пространстве и с учётом всех релятивистских усложнений, это и есть механизм Хиггса. Для того чтобы придать элементарным частицам массу, мы вводим дополнительное фоновое поле, которое локально искажается при перемещении частиц через него. Это искажение - кластеризация поля вокруг частицы - и порождает её массу».

Как работает иммунитет
и что такое лектины типа C


Ана Лобато

иммунолог

«Наше тело не очень-то любит гостей, особенно тех, кто не похож на друзей. Когда кто-то попадает внутрь, наши клетки «смотрят» на них разными видами глаз. Разные «глаза» видят различные фигуры и формы, поэтому они могут понять, что это за пришельцы и как с ними поступить. Они не похожи на обычные глаза, а действуют как маленькие ручки, которые трогают предметы. Я изучаю только один тип этих «глаз», который «видит» странные вещи, похожие на плесень, растущую на испорченной еде. Но эти «глаза» не делают всё в одиночку. У них много друзей-помощников, и чем их больше, тем лучше. Все вместе они нападают на незнакомца и съедают его. После того, как поедят, они показывают остатки друзьям, чтобы и те знали, с какими плохими парнями стоит воевать. Таким образом наше тело защищает нас от болезней».

Насколько мощным может быть квантовый компьютер?


Умеш Вазирани

профессор Калифорнийского университета

«Есть древняя легенда. По-моему, она о Бирбале - великом визире при дворе могольского императора Акбара. Император был настолько доволен его службой, что спросил, каким подарком он мог бы его отблагодарить. Министр в ответ пожелал рис. Он попросил на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую - два, на третью - четыре и т. д. Казначей начал отсчитывать зёрна риса, и, прежде чем они дошли до конца шахматной доски, весь амбар опустел. Точно так же квантовый алгоритм исчислений показывает прирост мощности по экспоненте».

Как наглядно показать чёрную дыру?


Роберт Фрост

специалист
по образовательным инструкциям

«Возьмите большой кусок пищевой плёнки, растяните его в руках и положите в центр небольшой шарик, чтобы тот образовал прогиб из-за своего веса. Капните несколько капель воды на лист и посмотрите, как они скатятся по плёнке прямо к шарику. Это покажет, как работает гравитация. Уберите шарик и дайте ребёнку пальцем почувствовать плёнку и понять - чем сильнее её оттягивать (чем тяжелее объект), тем сильнее получается воронка. Затем попросите ребёнка сделать дыру посередине плёнки, которая будет изображать очень и очень тяжёлый объект. Через это отверстие будут проскакивать капли воды. Выходит, что чёрная дыра - это настолько тяжёлый объект, что он искривляет пространство. Всё, что попадает в него (как капли), никогда не возвращается обратно».

Почему рухнул банк
Lehman Brothers

(отправная точка мирового экономического кризиса 2008 года)?


Нэтан Майерс

экономист

«Один парень купил 10 «Сникерсов» в магазине по $ 1 каждый и за день в школе продал их по $ 1,5. Он подумал, что если это было так легко, то на следующий день он мог бы продать 100 шоколадок. Чтобы купить 100 «Сникерсов», ему пришлось занять у друзей по $ 10. Но когда он пришёл в школу на следующий день, в холле уже стоял вендинговый автомат, который продавал шоколадки по 75 центов. Разумеется, никто не хотел покупать у него их по $ 1,5, так что ему тоже пришлось снизить цену до 75 центов. В итоге тех денег, что ему удалось выручить, не хватило даже для того, чтобы вернуть долги друзьям, и те его поколотили».

Как внезапно возникли все современные группы животных?


Марк Срур

палеонтолог

«545 млн лет назад на планете внезапно возникли все современные группы животных (кроме губок и медуз, которые появились раньше). Это явление, называемое Кембрийским взрывом, не так просто объяснить, так как оно связано с множеством факторов.

Во-первых, стоит сравнить землю времён криогенийского и эдиакарского периодов. В первом она напоминала огромный снежок, а во втором начала разогреваться. В тёплом климате животным стало развиваться легче. Из-за того, что между ними тогда не было конкуренции, они начали принимать самые причудливые формы. Некоторые эволюционные эксперименты сохранились до нас только в виде окаменелостей. Другие оказались более успешными, и эти животные передавали информацию другим о том, как лучше строить свои тела.

Для наглядности возьмите пять одинаковых конструкций
из кубиков Lego

Для наглядности возьмите пять одинаковых конструкций из кубиков Lego. Они будут обозначать тех существ, которых мы находим в начале кембрийского периода. Затем добавляйте к ним детали случайным образом. Каждый добавленный блок будет изображать успешный эволюционный эксперимент. Даже после того, как вы добавите по три детали к каждой из структур, вы увидите, как их виды начинают различаться, и чем больше будет добавлено кубиков, тем менее эти конструкции будут подобны друг другу.

Это интуитивно понятное объяснение тому, что мы называем канализация развития, без погружения в научные дебри генетики развития и макроэволюционной динамики. Эксперимент с Lego показывает, как благодаря естественному отбору укореняются успешные признаки и строение тел животных необратимо начинает различаться. Это и произошло во время Кембрийского взрыва, который подготовил почву для современного биоразнообразия».

Как считают физики, дополнительные пространственные измерения, если они действительно существуют, - свёрнуты. Возвращаясь к примеру с муравьём: мы можем скрутить лист бумаги так, чтобы он образовал цилиндр. В этом случае, если муравей начинает ползти в одном направлении, он в конечном итоге вернётся к той точке, от которой начинал своё движение. Это пример компактифицированного измерения. Если муравей ползёт параллельно длине цилиндра, он никогда не вернётся к исходной точке (особенно если мы представим, что бумажный цилиндр бесконечно длинный). Это пример «плоского» измерения. Согласно теории струн, мы живём в мире, где три знакомые нам измерения пространства - „плоские“; но есть дополнительные измерения, которые скручены в очень малый радиус 10 см в -30 степени или даже меньше».