Татьяна Миронова
Формирование у дошкольников бережного отношения к родной природе. Экологическая игра «Это земля - твоя и моя!»

Экологическая игра

«Это земля - твоя и моя!»

Цель: формирование любви и бережного отношения к родной природе

ВЕДУЩИЙ: Мы - земляне. Земля - всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.

Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.

Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?

В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Ее название происходит от греческих слов “ойкос” - “дом” и “логос” - “наука”. Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.

Жизнь человека на Земле просто немыслима без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит, люди должны сделать все, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных. Наша общая задача - сберечь планету.

Итак, я приглашаю вас принять участие в экологической игре “Это земля - твоя и моя”, которая состоит из нескольких конкурсов. В качестве консультанта выступает учитель биологии и 2 юных эрудита они же будут оценивать вашу работу и подводить итоги.

Конкурс 1

"На суше, в воде, в воздухе, в лесу. "

(Игроки делятся на две команды. Каждая команда получает по десять карточек.)

ВЕДУЩИЙ: Везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они вам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

1. Муха, кузнечик, светлячок, пчела домашняя. (Пчела - единственное одомашненное человеком насекомое, остальные - дикие.)

2 Киви, страус, цапля, пингвин. (Цапля летает, остальные птицы - нелетающие.)

3 Кенгуру, коала, шиншилла, вомбат. (Шиншилла несумчатое животное, остальные - сумчатые.)

Послушаем мнение эксперта

Высший балл за красоту меха принадлежит шиншилле. Этот зверек получил свое название от имени горных

индейцев чынча в Южной Америке Дикие шиншиллы сохранились только

в Чили и Перу. Размеры: шиншиллы сравнительно невелики: длина тела 23-38 см, а хвоста 8-15 см. Масса

зверька от 0,5 до 1 кг.

Мал золотник, да дорог Мех у шиншилл

уникален – приятной серо-голубой

окраски, мягкий густой и прочный.

4 Рыба-игла,ёж, ехидна, дикобраз. (Рыба-игла относится к рыбам, остальные - Млекопитающие.)

5 Жук-плавунец, таракан, клоп- водомерка, ручейник. (Таракан не обитает в воде.)

6 Сельдь, камбала, сельдерей, окунь. (Сельдерей растение, остальные рыбы)

7 Зимородок, альбатрос, гагара, дятел. (Дятел не ест рыбу, остальные птицы питаются рыбой.)

8Бегемот, носорог, жираф, крокодил. (Крокодил - пресмыкающееся, остальные - млекопитающие.)

9 Выпь, выхухоль, цапля, пеликан. (Выхухоль - млекопитающее, остальные - птицы.)

10 Рысь, коала, леопард, оцелот. (Коала - сумчатое, остальные - представители семейства кошачьих.)

11 Береза, тополь, рябина, калина. (Калина - кустарник, остальные - деревья.)

12 Клен, рябина, дуб, пальма. (Пальма - растение тропиков и субтропиков, остальные растут в средней полосе.)

13 Акула, кит, скат, рыба-пила. (Кит - млекопитающее, остальные - рыбы.)

14 Кефаль, сельдь, морской окунь, щука. (Щука - пресноводная, остальные - морские рыбы.)

15 Земляника, черника, брусника, вороний глаз. (Вороний глаз - ядовитое растение, у остальных ягоды съедобны.)

16 Кукушка, курица-плимутрок, сойка, пеночка. (Курица-плимутрок - порода одомашненных кур, остальные птицы - дикие.)

17 Мошка, комар, овод, шмель. (Шмель - жалящее насекомое, остальные - кровососущие.)

18 Ель, сосна, кедр, лиственница. (Из всех названных пород деревьев только лиственница сбрасывает на зиму иголки.)

19 Киви, археоптерикс, колибри, дрофа. (Археоптерикс - вымершая птица, остальные живут в настоящее время.)

20 Сокол, ястреб, гриф, кречет. (Гриф питается падалью, остальные птицы охотятся на живую добычу.)

Конкурс 2

"Что? Где? Когда?"

ВЕДУЩИЙ: Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить.

(Команды выбирают по три карточки и отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Вопросы:

1Какое растение можно использовать в турпоходе, если натрешь ногу или поцарапаешь палец (Подорожник. .Его листья обладают лекарственными свойствами, их прикладывают к ранам и потертостям.)

2 Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники, черники, клюквы.)

3 Какие растения по содержанию питательных веществ могут заменить мясо? (Грибы. Они содержат сходный с животным белок волютин)

4 Какое растение первым расцветает на весенних проталинах? (Мать-и-мачеха.)

5 Кто, кроме птиц, может летать? (Летучие рыбы, веслоногие лягушки, ящерица летучий дракон, уж древесный украшенный, летучие мыши, летяги.)

6 Какая птица переносит птенцов в лапах? (Вальдшнеп.)

8 Какая птица летает быстрее всех? (Сокол-сапсан - во время броска развивает скорость до 75 км/ч.)

9 Какие насекомые носят те же названия, что и млекопитающие? (Жук-носорог, жук-олень, слоник, бабочка-медведица и др.)

10 Справедлива ли поговорка “Нем, как рыба”(Нет)

Послушаем выступление юного эксперта

Рыбы издают самые разные звуки, но, звуковые волны распространяются в водной среде иначе, чем в воздушной. Поэтому мы не слышим “криков” рыб. Рыбы генерируют звук с помощью особых барабанных мышц, используют плавательный пузырь в качестве резонатора, могут скрипеть самим

пузырем; некоторые трут друг о друга жаберные пластинки или сдвигают внутренние органы, создавая звуковые колебания. Не все рыбьи "песни" слышны лишь под водой, некоторые из них все же воспринимаются в воздушной среде. Например, рыбы рода умбрина из Южной Америки издают звуки, похожие на звон колоколов, который разносится над рекой.

Конкурс 3

“Найди ответ в книге!"

(Каждая команда получает 1-2 вопроса и ищет ответы в книгах. Правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1 Когда и в какой стране одомашнили кошку? (В Древнем Египте, примерно тысячу лет назад до н. э.)

2 Что такое экология (Наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей их среды.)

3 Можно ли узнать время с помощью растений? (Многие цветы закрываются в определенное время, например: одуванчики - к пяти вечера, водяная лилия закрывает свою белую чашечку и “утягивает” на стебельке под воду после двух часов дня.)

4 Сколько пород овчарок вызнаете? (Например, в России выведены восточноевропейская, кавказская и среднеазиатская овчарки; кроме того, имеются шотландская - колли, шетландская - шелти, немецкая, бельгийская и другие овчарки.)

5 Что такое фикус и фукус? (Фикус - тропическое растение, некоторые виды разводят как комнатные; фукус - морская водоросль)

6 Чем заповедники, отличаются от национальных парков? (Заповедники посещают, лишь ученые, а национальные парки открыты для туристов.)

7 Что такое Красная книга? (Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Есть Международная Красная книга и Красные книги отдельных стран. Виды в них делятся по следующей категориям: I - находятся под угрозой исчезновения,II -редкие, численность которых быстро сокращается; III - редкие или обитающие на ограниченной территории; IV-редкие, малоизученные; V - восстановленные с помощью принятых охранных мер.)

8 Где обитают зубр, як и бизон (Зубр сохранился в заповедниках Европы, бизон - в Северной Америке. .Як - домашнее животное народов, живущих в высокогорьях Центральной и Средней Азии, на Тибете и Памире; оно дает шерсть, мясо и молоко, используется для перевозки грузов.)

Конкурс 4

ВЕДУЩИЙ: Команды, ваша задача заключается в том, чтобы угадать по описанию животное, занесенное в Красную книгу.

1 Хищное млекопитающее семейства кошачьих, бегает быстрее всех зверей. (Гепард.)

2 Род ядовитых змей, раздувающих при нападении “капюшон”. (Кобра.)

3 Морское млекопитающее отряда ластоногих. Самец" весит до 2 т, длина тела достигает 4 м, каждый клык весит около 2 кг. (Морж.)

4 Самое крупное млекопитающее Земли, в древние времена вело сухопутный образ жизни. (Голубой кит.)

5 Самые крупные звери из обитающих ныне в Европе. Восстановление из численности началось в Беловежской Пуще, а сейчас большой питомник имеется в Приокско-террасном заповеднике. (Зубры.)

6 Насекомоядное млекопитающее, обладает ценным мехом, мордочка вытянута в виде хоботка. (Выхухоль.)

7 Родственник барса. Вид, встречающийся в нашей стране, населяет своеобразный биотоп - нечто среднее между сибирской тайгой и тропическим лесом. Кто он и где встречается? (Дальневосточный леопард, леса Приморья)

8 Большой, белый, живет среди снегов и льдов, прекрасно плавает и ныряет, ловит рыбу и тюленей. (Белый медведь.)

9 Крупная кошка с длинным пушистым хвостом. Живет в высокогорьях Азии. (Барс.)

10 Парнокопытное млекопитающее с особой формой рогов, населяет горы. (Винторогий козел.)

11 Дикий осел, сохранен лишь в зоопарках и заповедниках. (Кулан.)

12 Белая птица отряда веслоногих, обитает в Астраханском заповеднике; летает, изогнув шею, положив голову на спину и вытянув ноги. (Белая цапля.)

13 Белая птица отряда журавлеобразных, гнездится в тундре; летает, вытянув шею и ноги. (Белый журавль, или стерх.)

14 Парнокопытное млекопитающее рода газелей; живет в пустынях Средней Азии, им не нужен водопой? (Джейран.)

16 Небольшой зверек: передние лапки короткие, задние - приспособлены для прыжков, с удлиненными ступнями; хвост с кисточкой, длиннее туловища. (Тушканчик.)

17 Самый крупный и сильный хищник семейства кошачьих; сохранился в заповедниках Дальнего Востока (Амурский тигр.)

18 Крупная птица отряда веслоногих, питается рыбой, имеет клюв в форме мешка. (Пеликан.)

19 “Крокодил” пустыни. (Серый варан.)

20Ядовитая живородящая змея, обитающая только на Кавказе. (Кавказская гадюка.)

21 Хищная рептилия с кожистым панцирем, живет в озерах Дальнего Востока. (Дальневосточник водяная черепаха.)

(Подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей)

ВЕДУЩИЙ: Вот и закончилось наше путешествие. А в заключение скажем:

“Рыбам - воду, птицам - воздух, зверям - луг, степь, горы. Человеку - вся Земля!”

Давайте помнить, что наша планета - наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или, зверь-исполин. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни люд ям!

МКОУ «Маджалисская СОШ»

Разработка внеклассного мероприятия по экологии (8-11 класс)

«Это Земля – твоя и моя»

Подготовила провела учитель географии Мирзаева Б.Р.

2018 г.

Внеклассное мероприятие

«Это Земля – твоя и моя»

Цели:

Привлечь внимание зрителей и участников мероприятия к проблемам окружающей среды;

Показать связь живых организмов с окружающей средой;

Прививать любовь к малой Родине;

Развивать познавательную и творческую активность.

Ход мероприятия

1- часть

Видеоролик: «Как прекрасен этот мир»

Ведущий 1 :

Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь – ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету. (Я. Аким)

Ведущий-2: Все говорят – Земля. А каждый видит и понимает ее по-своему. Для космонавта среди звезд и созвездий она – планета.

Ведущий -1: Для моряка она – берег. Для солдата – образ Родины, та ценность, которую он защищает. Для хлебопашца Земля – это то, во что он вкладывает свой пот и свою любовь. Так что же она – Земля?

Ведущий-2: Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью горизонтов.

Ведущий-1 : Наша небольшая планета добра к нам. Но не каждый ценит это.

Ведущий -2: Современная цивилизация оказывает огромное давление на природу. В своём триумфальном шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Ведущий-1: Вслушайся, человек! Вдумайся, человек!

Чтец 1: ЗЕМЛЯ:

Я Земля! Я - в беде!

Взгляните, люди, на меня:

Пылаю я в дыму огня.

Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут

Бутылки, банки, коробки.

Погибну скоро я с тоски

Я плачу дождевой слезой

Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу.

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой

Очнитесь, люди!

Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий-1:

Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.

Ведущий-2:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Ведущий -1:

Кромсая лёд, меняя рек теченье,

Твердите вы, что дел невпроворот,

Но вы ещё попросите прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но вам об этом думать неохота,

Сейчас вам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без рек и реки без воды.

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды!

Видеоролик: Юрий Антонов «Как прекрасен этот мир»

Ведущий 2: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Недра нашей Земли, недра нашей Земли,

Как они велики! Как они хороши!

Исчерпано все: и гранит, и алмаз,

На Земле мы живем ведь только раз.

Для потомков оставь хоть немного тепла,

Чтобы жизнь и у них не бесцельна была.

Щедрость нашей Земли, щедрость наше души,

Сохрани, сбереги, расточать не спеши!

Г. Акопова

Ведущий 1:

Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.

Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.

Сокращается площадь леса на 15 млн. га

Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы

За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.

сокращается количество пресной воды.

60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.

Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

на крутой, разгневанной волне,

Стали люди сильными, как боги

и судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

у земного шара на боках

Мы давно освоили планету,

широко шагает этот век.

На Земле уж белых пятен нету,

черные сотрешь ли, человек

Песня «Так устроен мир»

Чтец 1: Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку,

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай.

Школьник, помни ты всегда –

Их не так уж много.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей.

Без журавлей над хвойной чащей.

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь, ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы

О, человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.

Вед. 2: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки; беря от нее - давать ей, нанося раны - лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Вед. 1: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Вед.1 Дорогие ребята!
Земля с её биосферой – величайшее чудо, она у нас одна..
Будем же беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.
Другой планеты у нас не будет!
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня

2 – часть

Конкурсная

Вед.1 А сейчас приглашаем вас в путешествие по нашей планете Земля. Путешествуя по Земле и открывая её для самих себя, вы попадёте в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира, столкнётесь с разными вопросами. Попробуем на них ответить.

Вед.2 Экологическая игра-викторина «Это Земля – твоя и моя» В игре принимает участие три команды. Вопросы предлагаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает очко. Команда, набравшая большее количество очков становится победительницей. А ваши ответы, знания будут оценивать уважаемое жюри.

Вед.1 1 конкурс. « Визитная карточка команд» (Команды представляют свою визитную карточку: название, эмблему, девиз, композицию, плакат)

Вед.2 Вот мы и познакомились с командами. А теперь я представляю жюри, которое будет оценивать ваше выступление.

Вед.1 2 конкурс. «Разминка»

Вопросы задаются командам по очереди, за каждый правильный ответ команда получает очко.

Вед.2 «Что вы знаете из истории целебных трав», «Роль растений в жизни человека».

    В каком государстве была составлена первая книга о лекарственных растениях?

Ответ: В Китае за 2600 лет до нашей эры – китайский травник.

    Назовите дикорастущие целители Кайтагского района?

Ответ: Айва, алыча, барбарис, боярышник, зверобой, земляника, калина, кизил, крапива, мята, и мн.др.

    Какие лекарственные формы вы знаете из растительного сырья?

Ответ: Настои, отвары, мази, порошки, соки, настойки.

Сценка

Вед.1 3 конкурс. «Фантазеры»

Представьте, что вы маленькое насекомое, расскажите веселую историю, которая с вами приключилась летним утром. (для команд подготовлены на выбор карточки с названиями насекомых: кузнечики, муравьи,бабочки)

Вед.2 4 конкурс. «Расколдуй пословицу»

Давайте вспомним пословицы. Поменяйте название животного на правильное. (Вопросы командам задаются по очереди. За каждый правильный ответ команда получает очко)

1. Зайца ноги кормят (волка)

2. Без труда не вынешь и карася из пруда (рыбу)

3. И волки сыты и лоси целы (овцы)

4. Ходила землеройка кур красть, да попала в пасть (лиса)

5. Всяк сурок знай свой шесток (сверчок)

6. Всяк хомяк свое болото хвалит (кулик)

Вед.1 5 конкурс.«Собери слово»

(Капитаны вытягивают конверт с заданием, в котором разрезные буквы и описание животных и птиц, проживающих на территории нашей страны.)

Составьте из букв названия животных и птиц, соответствующих описанию.

1 команда. ПЕРЕПЕЛКА (небольшая птица открытых пространств, масса ее тела около 100 грамм. Прилетает с юга довольно поздно, в конце мая. Питается семенами сорных растений, насекомыми, иногда улитками. Песня запоминающаяся, похожа на звон колокольчика. Гнездо устраивает прямо на земле, устилая его перьями и сухой травой. Когда самка высиживает яйца, она может стать жертвой хищника или человека, так как не покидает гнездо даже при смертельной опасности.)

2 команда. РОСОМАХА (это животное часто называют вечным странником за огромные участки обитания – от 200 до 2000 квадратных километров. За один зимний день хищник может пройти около 70 километров в поисках пищи. В длину животное достигает метра, а весом от 16 до 30 кг. Шерсть длинная и темная, зверь немного похож на небольшого медведя, отличием является длинный пушистый хвост. Питается летом зайцами, мышами, яйцами птиц, может поживиться кедровыми орехами и я годами, а зимой нападает на молодых ослабленных оленей, круглый год любит падаль.)

3 команда. ГОРНОСТАЙ (один из самых маленьких хищников, тело его длиной до 30 см, а массой до 250г. Летом его шерсть буро-коричнева, а зимой белая, только кончик хвоста черный. Обитает зверек в тайге и поднимается до каменистых россыпей в горах. Охотится животное на мышей, куропаток, рябчиков. При избытке пищи может делать запасы. Из-за красивого меха зверек в нашей области значительно истреблен, поэтому находится под охраной.)

Вед.1 6 конкурс. «Конкурс капитанов»

Разгадайте ребусы с названиями животных и птиц нашего края.

1 команда

(ворона)

(Слайд № 27)

2 команда

(свиристель)

(Слайд № 22)

3 команда

1 команда

(медведь)

(Слайд № 24)

2 команда

(белка)

(Слайд № 25)

3 команда

(волк)

Вед.2 7 конкурс. «Отгадай по псевдониму название птицы».

1. Ночной хищник. (Сова. Совы глотают мышей целиком).

2. Легкомысленная мамаша. (Кукушка. Никогда не выполняет материнских обязанностей. Не растит и не воспитывает своих детей.)

3. Птица – певец – солист. (Соловей. Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая".)

4. Птица-акробат. (Поползень. Поползень замечательно лазает по деревьям.)

5. Лесная кошка. (Иволга. Иволга действительно умеет издавать крик, похожий на кошачий.)

6. Птица-плотник. (Дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел")

Вед. 2 8. Конкурс. Не спешите выбрасывать свое будущее

«Устами младенца»

1)

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие животные начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать (Навоз)

2)

1. У меня очень много игрушек сделано из нее. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (Пластмасса)

3)

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получат из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

4)

    Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

5)

    Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

    От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

    Его издают разные приборы, машины.

    Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (Шум)

6)

    Это получается, когда становится старым или ломается.

    Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

    Это можно сдать и получить деньги.

    Из этого можно сделать что-то новое.

    Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом)

7)

    Всегда черного цвета.

    Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    Этого много при горении. (Сажа)

8)

    Это то, без чего уже не можем прожить.

    Этим мы пользуемся каждый день.

    Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

    С помощью этого все становится чище. (СМС )

9)

    Это легче воды.

    Это может плавать на воде и не тонет.

    В речке этого много, когда в ней моют машины.

    Это мешает дышать рыбам.

    Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

Вед.2 9. «Конкурс дегустаторов». Определить, из каких трав приготовлен чай и какое варенье (варенье из каких ягод приготовлено варенье, определить закрытыми глазами)

Вед.1 10. «Самое оригинальное платье». Оказывается из использованных пакетов можно сшить платье или костюм.

Слово жюри. Подведение итогов, награждение команд, в память о мероприятии вручение буклетов ко дню Земли. Голосование.

Вед2: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Финальная песня. Выходят все участники на сцену

Поздравление и награждение команд грамотами

ХОРОМ:
Береги планету эту,
Ведь другой на свете нету!

Видеоролик «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

В наш век проблема экологии сегодня затрагивает почти каждый уголок нашего края. Пропаганда борьбы с загрязнением природы – это одна из ступенек к сохранению окружающей среды. Красота родной природы Ставрополья, ее охрана и бережное использование ее богатств - одна из острых проблем, особенно в настоящее время.

С этой целью 26 апреля Александрийская сельская библиотека №10 им. Г. М. Брянцева провела круглый стол «Природа. Культура. Общество». В работе круглого стола приняли участие работники детского сада №15 «Светлячок».

Основной целью мероприятия было привлечение внимания общественности к проблемам загрязнения окружающей среды Ставропольского края, формирование интереса к краеведению, любви к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе. Библиотекарь Нижевязова М. А. рассказала о том, что человек уже много тысячелетий живет на Земле и все это время он пользуется благами природы. Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее.

Воспитатель старшей группы Фомина Д. Ю. рассказал присутствующим о том, что нужно прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье. Косякова С.Г. познакомила участников о бережном отношении к природе.

Методист детского сада Скачкова Е. М. считает, что очень важно в дошкольном возрасте обратить внимание ребенка на бережное отношение к природе. Люди понимают и привыкают к мысли, что очень многое зависит от них самих. Значит, если хочется жить в красивом и чистом селе – нужно начать с себя, не бросать мусор, скосить траву, посадить цветок, дерево.

Участники познакомились с книжной выставкой «Земли моей лицо живое», ответили на вопросы викторины «Эта земля твоя и моя». Мероприятие оказалась очень полезной, она способствует формированию того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Библиотекарь
Александрийской сельской библиотеки №10 им. Г. М. Брянцева
Нижевязова Марина Анатольевна

Разделы: Внеклассная работа

Пояснительная записка

Пятый год как мы живем в XXI веке, и мы вынуждены с определенным страхом подводить итоги прошедшего столетия. По утверждению многих ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки оказались последними жителями этой прекрасной планеты.

Поэтому наша задача воспитать то поколение, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкой нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Экологические проблемы региона диктуют необходимость все более настойчиво совершенствовать экологическое образование.

Праздник “Это Земля твоя и моя” рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.

Целью праздника является показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Задачи:

Цель: показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Задачи:

  • формирование экологической культуры;
  • активизация экологической деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Оформление: Плакаты “Я Земля – ваш дом!”; “Пока не поздно”;

Выставки: “Земля моя – боль моя”; “Фотообвинение”; Стенд “Это интересно”; Коллаж репродукций “Как прекрасен этот мир”

Действующие лица: Ведущая, Земля, Девочка, Чтецы.

Музыкальное оформление:

Песня “Родная земля” / муз. В.Добрынина сл. Дербенева. [аудиозапись];

- “Маленький принц” [аудиозапись];

- “Как прекрасен этот мир” [аудиозапись];

- “Времена года” / Вивальди [аудиозапись]

Как пятнистая шкура оленя
Под ногами весною земля,
И березки в восходе алеют,
К небу тянутся тополя.
Даже снег, что тоскливо кружится,
Не пуская весну на поля, -
Жизни этой великой частица,
Что творит дорогая Земля.

Звучит песня “Родная Земля” (1 куплет).

Ведущий: Земля – это наша планета, возможно, единственный во Вселенной обитаемый остров. И поэтому, все живущее на ней – величайшая радость и редкость. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер – это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник – мелочи, кажется. Но на самом деле – это страшная беда, это катастрофа. Каждый день на земле исчезает один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубается 20 га тропических лесов. Экологическая катастрофа нависла над нашей планетой, над каждым, живущим на ней.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Ведущий: Ребята, сегодня в мире отмечается праздник День Земли, целью которого является сохранение, возрождение нашей с вами природы, нашей замечательной планеты по имени Земля.

Словно крыша над землей
Голубые небеса,
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье,
Потому что на планете
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И травинки, и тропинки,
И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце
Заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.

Есть чудеса на белом свете,
Цветет, как мак, заря вдали…
На голубой своей планете
Встречайте, дети, День Земли!

Будоражит Земля нас в минуты любви:
“Посмотрите вокруг, полюбите меня,
Я для вас хорошо и цвету и пою,
Берегите меня для себя, для любви”.
Красота спасет мир, красота и любовь.
Полюбите весь мир и воскресните вновь.
Прогоните всю злость, призовите добро.
Для любви и добра душам тело дано.

Ведущий: История возникновения Дня Земли относится к 40–ым годам XIX столетия, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в штат Небраска. Здесь он увидел бескрайние просторы прерий с одинаковыми деревьями, которые были обречены стать строительным материалом и топливом для переселенцев. Семья Мортон занялась посадкой диких деревьев и кустарников. В США эта семья развернула широкую кампанию за бережное отношение к окружающей природной среде.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы…
Все больше – окружающей среды.

Ведущий: В 1882 году правительство штата Небраска объявило 22 апреля Днем дерева и официальным праздником штата. Этот праздник постепенно стали отмечать и в других штатах.

В 1969 году в США из скважины возле Санта–Барбары вылилось миллион тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В память об этой катастрофе по предложению профессора Дениса Хейса каждый год 22 апреля проводится День Земли, который с 1994 года объявлен Всемирным. В тот год множество обрезков материи с надписями и рисунками в защиту природы было пронесено по нашей планете. Из них составили Флаг Земли площадью 660 кв. метров, символизирующий единство людей в заботе о будущем планеты и призывающий относится к окружающему нас миру с уважением.

Прости, Земля, прости, прости, прости…
Мы – люди – так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели… и не видели.
Мы думали тогда – так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили.

Ведущий: Хозяйственная деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и на окружающую его природу. Если рана, нанесенная человеком, небольшая, то природа может самовосстановиться. Человек выбросил ведро мусора на компостную кучу. Прошел год, другой, и мусор превратился в компост, который затем используется для подкормки растений, природа с этим справилась.

Чернобыльская атомная станция во время аварии выбросила тысячи тонн радиоактивных материалов, которые на десятки лет сделали опасными для жизни человека многие города, озера, реки, поля, леса. Произошла экологическая катастрофа.

На самовосстановление Земли уходят годы. Наблюдения показывают: консервные банки могут ржаветь в течение трех десятилетий, на разрушение полиэтилена нужно два десятка лет, обыкновенная бумага разлагается только на второй год.

Зарницы в небе вспыхнули не зря,
Очнитесь, люди, и поймите, люди
У нас на всех всего одна Земля,
Другой Земли у нас уже не будет.

Вот она плывет, сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.
За нас никто планету не спасет.
Спасти её мы сможем только сами.

Все чудеса – творения природы,
Иных на свете не было чудес.
Прекрасны вы в любое время года,
Река, цветы, деревья, дикий лес.
Все краски, формы, запахи и гаммы,
Которые известны нам сейчас,
Дала природа, чтоб могли мы с вами
Стать лучше, современней в сотни раз…

Или вот, День Космонавтики, 12 апреля. Этот праздник связан с первым полетом в космос Юрия Гагарина.

А будут ли у нас настоящие праздники, зависит от нас самих. Только от нас. Ведь настоящий праздник – это праздник добрых дел, любви к своей Земле, праздник человеческой души.

Ручаюсь, ребята,
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто ещё не успел,-
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Девочка: Я поняла! Я все поняла! Я хочу, чтобы у нас и у нашей планеты получился настоящий праздник! Эй, Земля, я хочу подарить тебе и людям настоящий праздник! Я хочу, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

Звучит мелодия “Маленький принц” (1 куплет)

Девочка: Земля! Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами, Земля?

Земля: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети… Сил моих все меньше и меньше…

Ведущий: Люди Земли! Дети Земли! Внемлете мольбе о помощи! Не убираете, но хотя бы не загрязняйте более! Земля – мать, любит и жалеет нас, своих детей. За что же мы, её дети, отвечаем ей черной неблагодарностью? Горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда животные и растения. От всех нас требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым и уютным.

Девочка: Земля, Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Земля: Дослушай меня до конца! У вас есть ещё немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете это сделать. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Девочка: Земля! Земля! Скажи, что же мы должны делать? (Пауза.) Молчит. Может быть, у неё нет больше сил, чтобы говорить с нами?

Ведущий: Узы любви и дружбы связывают человека со своей планетой. Планета Земля не может обойтись без нас так же, как и мы не проживем без неё и секунды.

Слышишь, Земля! Слышишь, Земля,
Ты улыбнись людям,
Шелестом трав, звоном дождей
Радость даря.
Знаешь, Земля! Знаешь, Земля,
Как мы тебя любим
Имя твое в дальних мирах
Шепчем не зря.
Верь нам, Земля! Верь нам, Земля,
Как мы в тебя верим,
Добрый твой взгляд в сердце своем
Каждый сберег.
Помни, Земля! Помни, Земля,
Ты – наш родной берег
После разлук, после тревог,
Трудных дорог.

Ведущий: Планета величиной с дом есть у каждого человека, научитесь любить её, и наступит праздник. Ребята, помните, Земля сказала нам: “Прислушайтесь, продолжите дорогу к спасению”…

Но где же эта дорога?... А дорога очень проста. Нужно любить и беречь свою Землю, преумножать её богатства, знать законы природы, уметь защищать её. А что вы знаете об охране природы, о её законах, мы сейчас проверим.

Викторина “Земля. Природа. Человек” (Приложение 1)

Ведущий: Ребята, приближается время цветения черемухи. Давайте посмотрим сценку. Может быть, кто-то себя узнает.

Ведущий: Маленький принц из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” говорил: “Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету”. Очень хочется, чтобы вы твердо запомнили это правило. Не менее важны и другие правила, которые придумал маленький принц. Давайте их прочитаем.

Дети зачитывают правила и дают им объяснения:

  1. “ИСКАТЬ НАДО СЕРДЦЕМ, САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ”
  2. “СУДИТЬ НАДО НЕ ПО СЛОВАМ, А ПО ДЕЛАМ”
  3. “ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ”.

Звучит мелодия песни “Как прекрасен этот мир”. Чтецы читают на фоне музыки.

Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю! Берегите!

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

И надо нам понять сполна:
Мы – люди, мы - одна семья.
И нам дана на всех одна,
Звезда по имени Земля.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.

Вопросов много есть на свете,
И мы решить бы их смогли,
Когда б не День был на планете,
А наш Всемирный год Земли!

Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой наша планета или же превратится в безжизненную пустыню? От вас, от меня, от каждого зависит быть или не быть. Ребята, пусть каждая ваша встреча с планетой будет для её обитателей праздником.

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами!

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем
Беречь планету-
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она?

Ведущий: Все ваши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас всех. Поднимите руки, кто с нами! … Спасибо. Наш праздник подошел к концу. И с этой минуты начинается наш путь к спасению своей планеты. Ведь:

Все дело только в человеке,-
Он может сделать чудеса:
Спасти зверей, очистить реки,
Разбить сады, взрастить леса.
Я рада, что мы вместе,
Вы – патриоты, видит Бог,
Спасти планету – дело чести
И высший наш гражданский долг!
Еще хочу от вас я, дети,
Чтоб каждый фразу заучил:
“Запомни - ты всегда в ответе
За тех, кого ты приручил”.

Ведущий: Поскольку сегодня праздник, я приглашаю вас в фито–бар.

Чаепитие.

Заключение

Патриарх всея Руси Алексий II говорил: “Одних знаний о том, как следует охранять природу, сегодня явно не достаточно, ибо бездуховный человек, к сожалению, и свои знания может использовать во вред. Главное сейчас укрепить духовность людей, воспитав в них высокую культуру добра ко всему окружающему их и чувства личной ответственности за все живое”

С помощью данного мероприятия была показана актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Я надеюсь, что сценарий праздника “Это Земля твоя и моя” вызовет интерес и найдет отклик у библиотекарей, педагогов, организаторов досуга, классных руководителей, всех тех, кто заинтересован в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Воронина, Н. Колокола тревоги: Сценарий экологического вечера [Текст] / Н.Воронина // Библиотека. – 1994г. - № 3 – С. 48 – 50.
  2. Зеленая волна: Сборник сценариев финалистов Всекузбасского конкурса “Лучшее массовое мероприятие по экологическому просвещению населения в библиотеках Кемеровской области” [Текст] / Государственное учреждение культуры Кемеровская областная юношеская библиотека; Сост. О.Л. Божик. – Кемерово, 2005. – 108с.
  3. Мы – дети Земли: Сборник сценариев [Текст] / Сост. и отв. за выпуск Н.В. Гусельникова. – Ясногорский: Центральная библиотека Кемеровского района, 2003. – 43с.
  4. Праздники круглый год: в учебное время и летом [Текст] / Сост. О.В. Калашникова. – Волгоград.: Учитель, 2001. – С. 76 – 82.
  5. Преймак, С.В. Экологический мини-спектакль на тему “Загрязнение планеты” [Текст] / С.В. Преймак // Завуч начальной школы. – 2005. - № 5. – С. 45 – 48.
  6. Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц: Сказка [Текст] / Перевод с франц. Н. Галь. – Кемерово: Кн. изд-во, 1983. – 64с.: ил.
  7. Экологический калейдоскоп: Сборник сценариев [Текст] / Сост. М.В. Филатова. – Кемерово, 2002. – 60с.