Вводная лекция
по дисциплине
«Элективные курсы
по физической культуре»

http://www.kspu.ru/division/97/

В соответствии с ФГОС ВО дисциплины
физической культуре и спорту реализуются:
по
- «Физическая культура» в объеме не менее 72
академических часов (2 зачетные единицы);
- Элективные курсы по физической культуре в
объеме не менее 328 часов (0 зачетных единиц).
Указанные
академические
часы
являются
обязательными.

«Физическая культура» проводится
в виде лекций.
Элективные курсы по физической
культуре проводятся в виде
физической подготовки по видам
спорта: легкая атлетика, волейбол,
настольный теннис, бадминтон,
лыжная подготовка, гимнастика и пр.

Учебные группы формируются после медосмотра
в соответствии с приказом КГПУ им. В.П.
Астафьева, с учетом состояния здоровья
занимающихся.
Численность основной группы составляет 15
человек;
специальной медицинской группы – 8-12 человек.
Обучающиеся, освобожденные по состоянию
здоровья от физической нагрузки, готовят и
защищают реферативную работу по темам,
предложенным кафедрой физической культуры и
здоровья, в начале каждого семестра.

Обучающийся, регулярно занимающийся в спортивной
секции и, имеющий результаты тестирования по
физической подготовке на отлично, или отлично и
хорошо, или хорошо, может свободно посещать занятия
дисциплины Элективные курсы по физической культуре.
Основанием для свободного посещения занятий
Элективных курсов по физической культуре является
личное заявление обучающегося, к которому прилагаются:
справки о регулярном посещении спортивной секции
КГПУ им. В.П. Астафьева или образовательных
организациях спортивной направленности субъекта РФ в
текущем учебном году,
результаты тестирования по физической подготовке на
отлично, или отлично и хорошо, или хорошо.

У кафедры имеется:
2 спортзала и теннисный зал на Взлетной 20;
2 на Маркса 100;
лыжная база.
Условия получения зачета
а) посещение всех занятий (или отработка
пропущенных);
б) сдача тестов: бег 100м, 2/3км, отжимания,
скакалка, подтягивания, пресс, прыжок в длину с
места;
г) реферат (требования к написанию на сайте
кафедры)
в) занятия в секциях (по согласованию).

Все спорные ситуации решаются в
следующей последовательности:
ведущий преподаватель – зав. кафедрой
(Попованова Н.А., ауд.1-33; вт., чт. 14:0018:00).

Сотовые телефоны, плееры во
время занятий убирать.
Студент, опоздавший или не
допущенный – отрабатывает
пропуск.

Медосмотр проводится по приказу по
факультетам и по группам;
студенты, не прошедшие медосмотр, к
занятиям не будут допущены.
Справки для СМГ (специальной
медицинской группы) передаются ведущему
преподавателю.
После медосмотра (октябрь) окончательное
комплектование СМГ.
При переходе к другому преподавателю
долги передаются.

Физическая культура проводится только на
1-2-3 курсах (зачеты во 2, 4 и 5 семестрах),
далее только самостоятельно;
Если студент заболел, то, справку
ведущему преподавателю заверить в
медпункте (Лебедевой, 80) – занятия не
отрабатываются
После длительной болезни вопрос с
рефератом решает ведущий преподаватель.
Тестирование проводится на стадионе 2
раза в год – осенью (с середины сентября) и
весной (с середины мая).

Все занятия только в спортивной форме,
обуви.
Звонок на занятия для студентов; с занятия
для преподавателя 60 мин.
Никаких самостоятельных уходов с занятий,
только с разрешения преподавателя
Разминка – обязательна.
Опоздавшие не допускаются!

Не следует оставлять в
раздевалках ценные вещи или
деньги, можно отдать на хранение
преподавателю.
Есть проблема с сохранностью
вещей!
Забытые вещи забирать из короба в
преподавательской!)

ABOUT THE INTRODUCTION OF THE AII-RUSSIA PHYSICAL CULTURE

AND SPORTS COMPLEX TRP

N.N. Kalmykov, A.V. Yudkin, A.G. Nosov

Various alternative variants of the TRP system development in the Russian Federation, its features, goals, tasks and main functions are considered on the basis of the analysis of the legislative base of the WUSC TRP, normative and legal acts of federal and regional significance. The main proposals and recommendations for improving the organization and quality of implementing this system in educational institutions are formulated. A statistical observation of the organization and implementation of the TRP has been carried out. The main problems connected with informing the population about this complex are revealed.

Key words: sport, health, GTO, legislative framework of the GTO, statistical observation, GTO standards.

Kalmykov Nikolai Nikolaevich, candidate of sociological sciences, director, [email protected], Russia, Moscow, Expert-Analytical Center of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Yudkin Artem Vladimirovich, advisor to the chairman of the board, [email protected], Russia, Novosibirsk, Siberian Expert Center "Modernization",

Nosov Alexander Georgievich, candidate of pedagogical sciences, teacher, [email protected], Russia, Saratov, Povolzhsky Institute of Management named after Stolypin of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

УДК 796.011.1:378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова

Выявлены проблемы в содержании элективного курса по физической культуре с целью формирования общекультурных компетенций у студентов. Представлена методика организации занятий элективного курса по физической культуры в вузе с использованием физкультурно-оздоровительных технологий, которая учитывает уровень физической подготовленности и эмоционального состояния занимающихся и способствует формированию специально направленных компетенций у студенток.

Ключевые слова: компетенции, элективный курс по физической культуре, физкультурно-оздоровительные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.

Модернизация высшего образования, в частности введение профильного обучения, открывает принципиально новые возможности в осуществлении инновационной деятельности в вузе. В условиях профильного обучения помимо базовых вводятся новые компоненты

обучения - элективные курсы. Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый студент может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Именно элективные дисциплины по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждого студента содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы в наибольшей мере способствуют решению индивидуальных задач при формировании компетенций образовательного стандарта.

Говоря о качестве подготовки специалистов в вузе, следует учитывать не только приобретенные знания, умения и опыт в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность. Нет сомнения в том, что трудовые резервы нашей страны должны быть не только высококвалифицированными, но и обладать хорошим здоровьем. В связи с этим, как неоспоримое положение, в каждом образовательном стандарте прописаны общекультурные компетенции, направленные на формирование готовности применять средства физической культуры для повышения своего физического совершенствования при обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Во ФГОС ВО по различным направлениям подготовки бакалавров и специалистов общекультурные компетенции, направленные на физическое совершенствование, сформулированы по-разному: студент должен обладать «способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний»; «способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «готовностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «умением применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования»; «владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность»; «способностью применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего

интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» и т. д., но суть их остается единой.

Физическое совершенство, по мнению Н.В. Решетникова , это исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в различных сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека. В данном контексте физическое совершенство отражает такую степень физического развития молодежи, студентов, их уровня здоровья, которые позволяют им наиболее полно реализовать свои творческие возможности. Поэтому физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Именно физической культуре отводится ведущая роль при решении вопросов развития физических способностей студентов. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижению установленного уровня физической подготовленности.

В настоящее время требования федеральных стандартов к процессу обучения предусматривают по дисциплине «Физическая культура» выделение часов в базовой части (72 часа) и элективных курсов с обязательными академическими часами (328 часов), но без конкретизации средств и методов их реализации.

Это ставит перед спортивно-педагогической наукой проблему, требующую теоретического обоснования и практического решения. Пути реализации кроются в поиске эффективных, привлекательных и доступных для студенческой молодежи средств, а также в совершенствовании самого процесса по физическому воспитанию. Ведь именно элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых дисциплин в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей студентов, формировании их индивидуальной образовательной траектории.

Для преподавателей по физической культуре в вузе появляется возможность в элективные курсы вносить научно обоснованные изменения и дополнения в формы организации, содержания учебного материала, подведения итогов его освоения с учетом региональных, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

Использоваться могут не только традиционные средства физической культуры: упражнения легкой атлетики, борьбы, спортивных игр, лыжного спорта, плавания, но и новейшие современные физкультурно-оздоровительные технологии.

В настоящий момент в практике физической культуры сформировалось значительное количество различных физкультурно-оздоровительных систем, призванных содействовать сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе учащейся молодежи. При использовании этого многообразия систем необходимо учитывать ценностные ориентации современной молодежи, чтобы не ослабевала ориентация на физкультурно-спортивную деятельность .

Кроме того, используемые средства физической культуры должны учитывать половозрастные особенности студентов и быть направлены на развитие у них в процессе обучения определенных профессионально-значимых физиологических, физических и психологических функций и качеств, состояния здоровья и их соответствия характеру профессиональных требований избранной профессии для формирования соответствующих компетенций.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда и общественно-политической деятельности. В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности. В то же время, многочисленные исследования указывают на низкий уровень физической подготовленности, здоровья у большинства выпускников школ. Кроме того, у многих отсутствуют элементарная культура движений, умения в быту проявлять жизненно необходимые двигательные качества и навыки . Часто именно с таким уровнем подготовленности по физической культуре вчерашние школьники становятся сегодняшними студентами, не говоря уже о том, что все отклонения в здоровье, появившиеся в детстве, с годами чаще усугубляются.

Учитывая все вышесказанное, мы провели исследования в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура (элективная дисциплина)». В нашем эксперименте приняли участие девушки-студентки первого курса СПБГЭУ.

Предварительный опрос студенток показал, что ведущими положительными мотивами посещения занятий по физической культуре для них являются: желание улучшить фигуру - 87 %, желание поддержать здоровье - 10 %, необходимость получить зачет - 3 %. Регулярно посещать учебные занятия по физической культуре пожелали 60,1 % респондентов, в

то же время 39,9 % первокурсниц указывают на отсутствие интереса к физической культуре.

Выбор большинства студенток предполагает использование на занятиях физической культурой современных фитнес-технологий: предпочтение отдано фитнесу - 41,2 %, калланетике - 40,5 %, аэробике -32,4 %; аква-аэробике - 25 %.

При формировании двигательных программ в рамках элективных курсов по физической культуре мы использовали современные физкультурно-оздоровительные технологии, учитывая, что девушки-студентки предпочитают упражнения, связанные с музыкой, пластикой, артистичностью. Применение упражнений танцевального характера в оздоровительной тренировке играет большую роль в предотвращении и снятии стрессового состояния, психокомплексов, в общем психическом оздоровлении, что так необходимо при напряженном умственном труде студентов. Разнообразие упражнений, постоянное обновление логически выстроенных программ, высокий эмоциональный фон занятий позволяют эффективно решать большинство задач физического воспитания при формировании соответствующих общекультурных компетенций.

В наших исследованиях в рамках элективного курса по физической культуре студентки первого курса СПБГЭУ занимались с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий: в контрольной группе (КГ) в основном использовались упражнения базовой аэробики; студентки экспериментальной группы (ЭГ) занимались с включением упражнений танцевальных видов аэробики, калланетики, стретчинга, пилатеса, йоги. Эксперимент проводился в течение семестра (четыре месяца). Занятия в группах проводились два раза в неделю в рамках часов занятий по «Физической культуре (элективная дисциплина)». Завершался цикл занятий участием в фестивале по аэробике.

Для оценивания сформированности компетенций по дисциплине создается фонд оценочных средств, который представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов (оценочных средств) и методов их использования, предназначенных для определения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

При создании фонда оценочных средств при занятиях физическими упражнениями необходима эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья студентов, результаты которой позволяют студенту определить свой уровень физической подготовленности и разработать индивидуальные программы, направленные на коррекцию и формирование здорового образа жизни. Для оценивания уровня физической подготовленности студентов используются упражнения на проявление основных физических способностей: скоростно-силовой выносливости, статической и динамической силы, координации, гибкости. Данные упражнения не должны значительно отличаться от

используемых в практике образовательных учреждений для оценивания уровня физической подготовленности выпускников средней школы, а также нормативов комплекса ГТО 5-й и 6-й ступеней (согласно возрастной группе).

На первом этапе наших исследований осуществлялся сбор информации о физическом состоянии студенток, где было выявлено, что показатели проявления физических качеств не соответствуют возрастно-половой норме; жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) ниже на 51,8 % должной величины; показатели уровня физической работоспособности и физического состояния соответствуют низкому уровню .

Показатели изменения уровня физической подготовленности в результате проведенного педагогического эксперимента представлены в таблице.

Показатели изменения физической подготовленности студенток в ходе педагогического эксперимента

Показатель Этапы Группы Достоверность

экспери- Х±т межгрупповых

мента различии

ЭГ п=26 КГ п=28 1 Р

Аэробная выносливость - «степ-тест» (раз/мин) Начало 83,51±3,6 79,5±3,6 1,713 >0,05

Конец 86,1±2,0 81,5±2,4 0,651 >0,05

1=2,54; p>0,05 1=0,68; р>0,05

Силовая выносливость Начало 32,0±1,9 31,7±1,9 0,102 >0,05

- «подъем туловища» Конец 37,3±1,7 36,3±1,6 0,414 >0,05

(раз/мин) 1=8,78; р<0,001 1=5,64; р<0,001

Силовая выносливость Начало 21,7±1,7 20,5±2,3 0,420 >0,05

- «сгибание рук в Конец 27,3±1,9 26,1±2,3 0,391 >0,05

упоре лежа» (раз/мин) 1=2,22; р<0,001 1=5,57; р<0,001

Гибкость «наклон вперед» (см) Начало 12,3±1,4 13,7±1,6 0,643 >0,05

Конец 15,1±1,25 16,1±1,6 0,512 >0,05

1=12,88; р<0,001 1=4,16; р<0,001

В экспериментальной группе улучшилась силовая выносливость мышц рук на 28 % (р<0,001) и мышц брюшного пресса на 16 % (р<0,001), гибкость увеличилась на 22,2 % (р<0,001). Показатели аэробной выносливости улучшились на 5,6 % (р>0,05).

В контрольной группе улучшилась силовая выносливость мышц рук на 27,6 % (р<0,001) и мышц брюшного пресса на 14,5 % (р<0,001), гибкость увеличилась на 18 % (р<0,001). Незначительно изменились показатели аэробной выносливости (р>0,05), что объясняется, на наш взгляд, небольшой продолжительностью эксперимента.

В результате проведения занятий элективного курса по физической культуре с использованием физкультурно-оздоровительных технологий в течение одного семестра в контрольной и экспериментальной группах

уровень физической подготовленности изменился в положительную сторону.

Для изучения влияния экспериментальных занятий на эмоциональный фон студенток до и после занятий в начале и по окончании эксперимента заполнялись бланки ответов определения самооценки реактивной и личностной тревожности .

Средний показатель личностной тревожности в группах испытуемых находился в зоне средних значений (36-37 баллов). Реактивная тревожность студенток в начале и конце педагогического эксперимента до начала урока в наших исследованиях находилась также в диапазоне средних значений (36,9 и 37,1 балла). Это можно объяснить положительным эмоциональным настроем на предстоящие занятия оздоровительной аэробикой.

Показатели реактивной тревожности в контрольной и экспериментальной группах в нашем эксперименте имеют тенденцию к снижению как в процессе урока, так и в течение эксперимента. В экспериментальной группе эти улучшения более выражены. Статистически достоверных изменений между двумя группами нами не обнаружено, что мы объясняем содержательной частью занятий, очень близких по воздействию на эмоциональную и двигательную сферы занимающихся.

По мнению Ю.Л. Ханина , лишь при делении групп на высоко- и низкотревожных могут быть выявлены достоверные изменения, когда средствами физического воспитания удается оптимизировать эмоциональное состояние у высокотревожных студентов.

Опрос студенток по окончании эксперимента показал, что у 90 % респондентов в результате проводимых занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий улучшалось настроение, 78 % -указали на улучшение общего самочувствия, 63 % субъективно указали на коррекцию фигуры; на умение красиво двигаться повлияли занятия у 56 % респондентов; приобрели новые знания об основах здорового образа жизни и способах поддержания здоровья 41 %, умение составлять комплексы для самостоятельных занятий приобрели 12 % респондентов. Большинство студенток с удовольствием участвовали в фестивале по аэробике с зачетной комбинацией, что доказывает целесообразность проведения итогового контроля по дисциплине «Физическая культура (элективная дисциплина)» в конкурсной форме.

Студенты, освоившие элективный курс, единодушно высказались за целесообразность его внедрения в образовательный процесс университета.

Таким образом, можно утверждать, что студенты благодаря элективному курсу по физической культуре с использованием физкультурно-оздоровительных технологий повысили свой уровень физической подготовленности, улучшили эмоциональное состояние, сформировав специально направленные компетенции в сфере физической культуры.

Список литературы

1. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: Мастерство, 2002. 152 с.

2. Арвисто М.А. О роли и характере ценностных ориентаций в спортивной деятельности // Общество и спорт: сб. науч. тр. М.: ГЦОЛИФК, 1976. С. 6-14.

3. Венгерова, Н.Н., Кудашова Л.Т. Кинезиологический конструкт элективного курса по физической культуре в высшей школе // European Social Science Journal (Европейс. журн. социал. наук). 2016. №4. С. 238-243.

4. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. С. 44-49.

5. Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Эмоциональное самочувствие студентов в спортивных и учебных группах // Теория и практика физ. культуры. 1979. № 4.

Кудашова Людмила Тимофеевна, канд. пед. наук, доц., worldlucy@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Венгерова Наталья Николаевна, канд. пед. наук, проф., natalyavengerova@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS WITHIN THE ELECTIVE COURSES

FOR PHYSICAL CULTURE

L.T. Kudashova, N.N. Vengerova

Problems in the content of the elective course on physical culture with the aim of forming the general cultural competencies of students are revealed. The method of organization of the elective course on physical culture in the university with the use of physical culture and health technologies is presented. It takes into account the level of physical preparedness and emotional state of the students involved and promotes the formation of specially directed competencies among female students.

Key words: competence, elective course for physical education, sports and health technology, physical development, physical fitness.

Kudashova Lyudmila Timofeevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics,

Vengerova Natalia Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бирский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет Кафедра истории, философии и социально-гуманитарных наук

Рабочая программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре»

Направление подготовки

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки История\Право

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения – Очная/заочная

С О ГЛ АС О ВА Н О

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………....…6

Цель курсов…….…………………………………………………………………………………..…..6 Учебные задачи курсов………………………………………………………………………...…..….6 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)…………………………………………………………………..6 Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………………….……7 Формы контроля………………………………………………………………………………….…....7

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………….18

IV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..…..18 Рекомендуемая литература……………………………………………………………………….….18

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины…………………………..19 Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)……………………………..…...19 V ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ………………………………………………………………….....19 примерные темы рефератов9 Вопросы к

зачету…………………………………………………………………………………….....20

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………........22 Приложения………………………………………………………………………………………….....3 1 Приложение

1………………………………………………………………………………………......35 Приложение 2……………………………………………………………………………………... …...38

I .ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Цель элективных курсов по физической культуре:

Целью элективных курсов по физической культуре является формирование общекультурных компетенций:ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

1.2 Учебные задачи элективных курсов по физической культуре:

Задачами курсов являются:

1. сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

2. понимание социальной значимости прикладной физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

3. знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

4. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

5. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

6. приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

7. приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

8. создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;

9. совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов.

1.3 Место курсов в структуре ОПОП ВО элективные курсы по физической культуре относятся к базовой части учебного плана и составляет самостоятельный раздел.

Для успешного освоения курсов, студент должен:

1. значение физической культуры в формировании общей культуры личностиприобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизнисредствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий;

2. научные основы биологии, физиологии, теории и методики педагогики и практики физической культуры и здорового образа жизни;

3. содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

1. учитывать индивидуальные особенности физического, гендерного возрастного и психического развития занимающихся и применять их во время регулярных занятий физическими упражнениями;

2. проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; 3.составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью.

1. комплексом упражнений, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств;

2. способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений;

3. приемами страховки и способами оказания первой помощи во время занятий физическими упражнениями.

1.4. Требования к результатам освоения содержания курсов

В результате освоения курсов должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; Врезультате освоения компетенции ОК- 8 студент должен: приобрести

способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

1.5 Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Текущая и рубежная аттестация в 1,2,3,4,5 и 6 семестрах– зачет

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Прикладная физическая культура» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

заочная форма обучения Вид работы

Общая трудоемкость Аудиторная работа:

Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Лабораторная работа (ЛБ) КСР

Самостоятельная работа:

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

Подготовка и сдача зачета

Вид итогового контроля: зачет

Трудоемкость, часов

1 семестр

II. С ОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ

Наименование

Формируемые

раздела курсов

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

компетенции

Физическая культура и спорт как социальные

Знать:

профессиональной

Физическая

феномены общества. Современное состояние

солидарности и корпоративности, понимание

культура в

физической культуры и спорта. ФЗ № 329 «О

долга и чести

общекульту

физической культуре и спорте в Российской

Уметь: решать

Федерации». Физическая культура личности.

производственные

профессион

Сущность физической культуры как

на профессиональном уровне, найти контакт

социального института. Ценности

со всеми членами коллектива

подготовке

физической культуры. Физическая культура

Владеть: знаниями профессиональной этики

студентов.

как учебная дисциплина высшего

профессионального образования и

позволяющем

целостного развития личности. Ценностные

организационно-управленческую работу в

ориентации и отношение студентов к

коллективе на высоком современном уровне

физической культуре и спорту. Основные

положения организации физического

воспитания в высшем учебном заведении.

Знать:

Тема 2. Социально-

Организм

человека

Основные

биологические

саморазвивающаяся

саморегулирующаяся

физвоспитания, роль и место физической

основы физической

биологическая

Воздействие

культуры и спорта в обеспечении здоровья

культуры.

природных

социально-экологических

нации и содействия социально-культурному

факторов на организм и жизнедеятельность

развитию общества, методы и средства

человека. Средства физической культуры и

физической

культуры

обеспечения

спорта в управлении

совершенствованием

социальной

профессиональной

функциональных возможностей организма в

деятельности,

самостоятельного,

целях обеспечения умственной и физической

правильного

использования

деятельности. Физиологические механизмы и

физвоспитания и укрепления здоровья

закономерности

совершенствования

Уметь : Находить эффективные методы и

отдельных

организма

средства

физической

культуры

воздействием

направленной

физической

обеспечения социальной и профессиональной

тренировки.

Двигательная

деятельности,

выявлять позитивные

повышение устойчивости организма человека

негативные

физической

Образовательные

технологии

Практические

Самостоятельная

студентов.

Обсуждение

рефератов.

Консультации

преподавателей.

Практические

Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей.

к различным условиям внешней среды

подготовки,

правильно

использовать

методы физвоспитания как в теории, так и

на практике

Средствами

самостоятельного

методически

правильного

использования

физвоспитания

и укрепления

здоровья,

готовностью

достижению

должного

физической

подготовленности

обеспечения

полноценной социальной и профессиональной

Тема3.Основы

Здоровье человека как ценность и факторы,

Знать : взаимосвязь общей культуры студента

здорового образа

его определяющие. Взаимосвязь общей

и его образа жизни.

Практические

жизни. Физическая

культуры студента и его образ жизни.

Уметь: использовать знания здорового образа

культура в

Здоровый образ жизни и его составляющие.

в профессиональной и общественной жизни

Самостоятельная

обеспечении

Личное отношение к здоровью как условие

Владеть: навыками личной и общественной

работа студентов

здоровья.

формирования здорового образа жизни.

гигиены и возрастной физиологии

Обсуждение

Критерии эффективности здорового образа

рефератов

2.2. Обеспечение содержания курсов

Тема 1 . Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Литература: О-1; О-2;О-3; Н-1, Н-2,Д-1; Д-9 Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие физическая культура.

2. Назовите функции физической культуры.

3. Что такое физическое совершенство?

4. Что относится к показателям физического совершенства?

5. Раскройте понятие физическое воспитание.

6. На каких принципах основывается отечественная система физического воспитания?

7. Что такое физическая подготовка.

8. Назовите видыфизической подготовки.

9. Что такое физическое развитие?

1. Проведите измерения своего роста, веса и массы, рассчитайте индексы их соотношений.

2. Заносите данные в дневник раз в месяц и определите динамику показателей на протяжении года.

Тема 2 . Социально-биологические основы физической культуры.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-1; Д-9, Д-13 Вопросы для самопроверки:

1. Из каких видов костей состоит организм человека.

2. Дайте определение понятию сустав и назовите виды суставов.

3. Назовите основные виды мышц и их функции.

4. Дайте определение понятию саркомер и определите его функции.

5. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?

6. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

7. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

8. Какой процесс энергообразования наиболее эффективен при длительной физической работе.

9. Дайте определение сердечно-сосудистой системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

10.Дайте определение дыхательной системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите ЧСС и АД в покое и при физических нагрузках.

2. Выполняя разную по интенсивности нагрузку и замеряя ЧСС и АД,определите, как они зависят от величины нагрузки.

Тема 3 . Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Литература: О-1;О-2, О-3; Н-1 ;Д-9; Д-4, Д-12, Д13 Вопросы для самопроверки:

1.Что предполагает здоровый образ жизни?

2. Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)?

3. Назовите группы факторов риска, влияющих на здоровье человека.

4. Назовите интегральный показатель физического здоровья человека.

5. Что такое МПК (ДМПК). Как от этой величины зависит здоровье человека.

6. Назовите основные показатели гомеостаза здорового человека (давление, ЧСС, рH плазмы, частота дыхания, концентрация глюкозы).

7. Приведите формулу эффективного питания и пропорции в пище белков, жиров и углеводов.

8. Назовите основные функции питания.

9. Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке?

10. Назовите наиболее эффективный метод оздоровительной тренировки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Рассчитайте свой суточный расход энергии.

2. Сбалансируйте потребление основных источников энергии с суточным расходом.

Тема 4. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-9; Д-4; Д-11. Вопросы для самопроверки:

1. Через какой промежуток времени после начала учебы в течение учебного дня у студентов проявляется оптимальная (устойчивая) умственная работоспособность?

2. Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели?

3. Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной работоспособности?

4. В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности?

5. Можно ли эффективно решать проблемы оздоровления и повышения работоспособности студентов в период их обучения в вузе только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию?

6. Какие "малые формы" занятий физическими упражнениями существуют в режиме учебного труда студентов?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите динамику собственной работоспособности в течение суток.

2. Сбалансируйте соотношение работы и отдыха для наиболее эффективной работоспособности.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Литература: О-1;О-2;Д-1; Д-6; Д-10. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое физическая подготовка?

2. В чем суть общей физической подготовки?

3. Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1; О-2;О-4;Д-5; Д-8; Д-12 Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют формы самостоятельных занятий.

2.Как меняется характер содержания занятий в зависимости от возраста.

3. Каковамотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. 4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.

6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте комплекс утренней гимнастики из 12-15 упражнений.

2. Выполняйте комплекс ежедневно и отметите повышение общей работоспособности организма.

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Н-1; Н-2;Д-6; Д-8. Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию спорт.

2. Каковы отличительные черты соревновательной деятельности?

3. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?

4. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?

5. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

6. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13 Вопросы для самопроверки:

1. Дайте физиологическое объяснение понятию фаза суперкомпенсации (сверхвосстановлениеэнергоисточников, возбудимости нервной системы)?

2. Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?

3. Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

4. Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выберите дистанцию, которую Вы в состоянии преодолевать легко бегом с самой низкой интенсивностью работы.

2. Пробегайте эту дистанцию через день в одно и то же время в течение 1– 2 месяцев регулярно и обнаружите насколько легче организм справляется с нагрузкой (систематичность приведет к сверхвосстановлению организма).

Тема 9 . Диагностика и самодиагностика во время занятий физическими упражнениями и спортом

Литература: О-1;О-2;Н-1;Д-2; Д-9, Д-13. Вопросы для самопроверки:

1. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

2. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

3. Чем определяется физическое развитие человека?

4. Какой тип осанки считается нормальным?

5. Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

6. На чём основан метод корреляции?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите замеры ЧСС, АД, частоты дыхания в покое.

2. Проведите замеры жировой подкожной прослойки.

Тема 10. Спорт. Выбор видов спорта, особенности занятий избранным видом спорта.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13 Вопросы для самопроверки:

1.Дайте характеристику особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

2. Дайте характеристику видов спорта, развивающих отдельные физические качества.

3. Каковы цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.

4. Расскажите о планировании тренировки в избранном виде спорта.

5. Каковы основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.

6. Определите основные методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. См. задания темы 9.

Тема 11. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1;О-2; Н-1;Д-3; Д-7; Д-13. Вопросы для самопроверки:

1. Что является целью самоконтроля?

2. Укажите субъективные данные самоконтроля

3. Укажите объективные данные самоконтроля

4. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

5. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

6. Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести самостоятельно пробу Генчи.

2. Провести самостоятельно пробу Штанге.

Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Литература: О-1;Н-1;Д-1; Д-3. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?

2. Какова цель ППФП?

3. Какие задачи у ППФП?

4. На какие группы можно условно разделить профессии?

5. Какие основные физиологические показатели необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить комплекс физических упражнений для своего трудового вида деятельности.

Тема 13 . Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

Литература: О-1;О-2; Н-1Д-1; Д-2 Вопросы для самопроверки:

1. Какое воздействие на организм студентов оказывает вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности?

2.Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

3. Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья?

4. Что понимается под двигательной активностью (ДА) человека?

5. На какие составные части можно условно разделить двигательную активность человека?

7. Можно ли с помощью физических упражнений (занятий тем или иным видом спорта) формировать определенные психические качества и свойства личности?

Тема 14. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3; Н-1; Н-2;Д-1; Д-2 Вопросы для самопроверки:

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие?

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни?

3. Здоровый образ жизни и его составляющие?

Тема 15. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-3; Д-7; Д-13. Вопросы для самопроверки:

1.Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни? 2. Критерии эффективности здорового образа жизни?

Тема 16. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Литература: О-1;Н-2;Д-3; Д-3. Вопросы для самопроверки:

1.Коррекция физического развития.

2.Влияние ФК, спорта и ЗОЖ на функционирование организма и рост телосложения. 3.Коррекция двигательной и функциональной подготовленности.

Цель дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов

образования (РО): знания: на уровне представлений : добиться понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; закрепить знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; определить возможности использования индивидуальных самостоятельных занятий в процессе обучения в университете по специальности; освоить порядок организации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных, учебно-методических занятий по физической культуре со студентами высших учебных заведений; уяснить технику, тактику, особенности организации учебно-тренировочного занятия и соревнований по различным видам спорта; перспективы развития физической культуры в системе высшего образования России.

на уровне воспроизведения: овладеть техникой выполнения упражнений из учебной программы, требованиями выполнения контрольных упражнений и методикой обучения этим упражнениям; совершенствовать методику развития физических, специальных и психологических качеств средствами физических упражнений изучаемых видов спорта; реализовывать требования по организации и методики проведения утренней гигиенической гимнастики.

на уровне понимания: уяснить значение и место физической культуры в системе подготовки специалиста с высшим образованием, задачи, терминологию и содержание различных видов спорта как учебной дисциплины; понимать значимость использования гигиенических факторов и оздоровительных сил природы в укреплении здоровья и поддержания профессиональной работоспособности; освоить организацию и методику проведения тренировочных занятий с использованием изученных упражнений, способы управления физической нагрузкой при выполнении упражнений, методы самоконтроля и самооценки физического состояния; формировать мотивационно ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; обеспечить владение основными требованиями безопасности при использовании оборудования спортивных объектов, тренажёров, мест для занятий и соревнований по изученным упражнениям программы обучения; добиться понимания ограничений в использовании физических упражнений в процессе тренировочных занятий при наличии отклонений в состоянии здоровья.

Связь с другими дисциплинами

Дисциплина «Физическая культура (элективная дисциплина)» ориентирована на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, на повышение уровня образованности ведущего специалиста, как важного условия для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Целью физической культуры, как учебной дисциплины, является формирование физической культуры личности, как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, как способ реализации своего человеческого предназначения, использования сил и способностей для удовлетворения своих потребностей в развитии на всех этапах жизненного пути. Свои образовательные и развивающие функции « Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные дидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Методы обучения

Для реализации программы обучения предусмотрены различные практические, словесные и наглядные методы, которые применяются в взаимосвязи на всех этапах обучения. Выбор того или иного способа зависит от содержания учебного материала, от задач обучения, практической подготовленности обучаемых задач, которые решаются на конкретном занятии. На занятиях физической культуры используются практические методы, которые делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и с помощью подготовительных упражнений) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия при строгой регламентации движений, величины нагрузки, продолжительности отдыха и т.п. Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Словесные методы обеспечивают реализацию двух функций: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую активизировать обучаемого. Словесные методы основаны на использовании слова как средства воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечание. Наглядные методы обучения - это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Наглядные методы представлены как - показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы и кинофильмы.

Требования

В результате прохождения дисциплины студенты должны:
- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовки её к профессиональной деятельности;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- обладать средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического самосовершенствования;
- закрепить системность научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
- уметь планировать и проводить самостоятельные занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
- уметь проводить самодиагностику организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, пользоваться методами самоконтроля.