Суд Драконта Драконовские меры и Драконт Человек по имени Драконт проживал в Афинах в 7 веке до н. э., принадлежал к благородному сословию и работал юристом. В то время все правовые разногласия в Греции разрешались согласно устной традиции, привычно практиковалась кровная месть, то есть любое убийство тащило за собой длинный кровавый хвост. Драконт подарил Афинской республике первую в истории античности конституцию писаные законы, объединенные в упорядоченный кодекс. Эксклюзивное право казнить и миловать получил официальный городской суд. Тексты законов, во избежание вольной трактовки, да чтобы все прочесть могли, и потом не говорили глупостей, были вырезаны на деревянных табличках аксонах.







СОЛОН избран архонтом в 594- м г. до н.э Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет! Реформа « стряхивание бремени» Освобождение от долговых обязательств Запрет обращать в рабство афинян Разделение населения на 4 разряда(критерий-количество продуктов, получаемых с участка)


РЕФОРМЫ СОЛОНА Суть закона Основное содержание Прощение долгов Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Запретить обращать в рабство за долги Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. Регулярный созыв Народного собрания В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. Значение законов Заложены основы демократии.






Недостатки реформы Знать: не могла закабалять демос и увеличивать земельные владения Демос: не могли занимать любые должности в государстве увеличить земельные наделы «…Считать счастливым человека, ещё живущего, - всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка..» ответ Солона Крезу – лидийскому царю


Тирания Писистрата и реформы Клисфена 6 в. До н.э. Родственник Солона Писистрат захватил власть. Он заботился о хозяйстве Афин- разведение оливок, виноградарство, строительство водопровода с 509 по 500 гг законодатель Клисфен предложил закон об остракизме(суд черепков. Изгнание из полиса по решению собрания на 10 лет за угрозу демократии)



Урок 41. Зарождение демократии в Афинах

Цели урока:

Обучающие:

    рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

    обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»;

Развивающие:

    подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона;

    продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;

Воспитательные:

    стимулировать становление ценностного отношения к демократической системе управления;

    воспитывать интерес к истории как науке; к пониманию связи сегодняшних политических процессов с далёким прошлым человечества.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Построение понятия демократия через ролевую игру (процедура субъективации).

Работа включает в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры осмысления и рефлексии.

Образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представления о чем–либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это возможно только в процессе обсуждения и совместной деятельности. Такая работа носит рефлексивный характер.

Основные понятия и термины: демос,конфликт,демократия, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, граждане.

Оборудование: схема государственного устройства Афинского общества, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал «Реформы Солона» - для трех групп, следы (много)

Ход урока.

1. Организационный момент эмоциональный настрой детей

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Вопрос:

1. В каком значении использовано слово «след»?

2. А как еще можно прославиться? (совершая хорошие поступки ).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории урока, моей учительской истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

2. Опрос:

1. Составьте схему государственного устройства Афинского государства (составляет схему без комментариев )

2. «Мой компьютер» - дайте определение понятию демос, архонт, ареопаг. При правильном ответе на нашем классном «мониторе» появиться определение. Если нет, зазвенит колокольчик. (3 следа )

3. Используя слова: Средняя Греция, демос, Аттика, ареопаг, Афины, архонты, полис составьте краткий рассказ о политическом развитии Аттики. (4 следа )

4. Расположите в правильной последовательности: Долговое рабство, долговой камень, плохой участок, неурожай, примитивные орудия труда. К чему вело такое положение? (3 следа )

5. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? (1 след )

6. Откуда произошло выражение «драконтовские законы»? (5 следов )

7. Что означает крылатое выражение «драконтовские законы»?

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого историка Плутарха:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая 1\6 части урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей, никакой закон не воспрещал этого…»

«Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Налицо конфликт.

Вопрос:

1. Что такое, по-вашему, конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, спор.

В подтверждение наших слов заглянем-ка в Афины и послушаем разговор двух греков пришедших на центральную площадь.

Торговец.

Аристократ.

А вот в теньке беседки, которая в Греции называется портиком, сидит человек. По его одежде мы видим, что этот человек не богатый и вид у него грустный. Подойдем, спросим, может случилось чего? Отчего ты такой печальный?

Свободный земледелец.

Вопрос:

1. Между какими группами населения мог возникнуть конфликт? (демос и знать)

2. Из кого состоял демос? (свободные земледельцы, горожане)

3. Какую еще большую группу населения мы не назвали? (рабы)

Чтобы разобраться в причинах конфликта и способах выхода из него я предлагаю всем учащимся разделиться на 4 группы: рабы, свободные земледельцы, богатые горожане, знать.

(учащиеся работают в группах и пытаются ответить на поставленные вопросы)

    Чего вы хотите?

Рабы: хотят получить небольшой участок земли, чтобы вырастить на нем урожай, продать его и выкупить своих детей. А еще хоть капельку свободы.

Свободные земледельцы: хотят, чтобы никто не отбирал землю и не брал их в рабство. И земли побольше.

Горожане: деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править издавать законы.

Знать: хотим подавить восстание. Хотим больше власти, больше богатства и не хотим ни с кем делиться.

Итак, вы готовы отстаивать свои интересы.

Вопросы:

1. Какие существуют два способа решения конфликта? (мирный и военный )

    Что вы потеряете в случаи поражения?

Рабы: нам терять нечего.

Свободные земледельцы: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате поражения мы теряем землю и свободу.

Горожане: мы боимся, что беспорядки помешают нашей торговле. Мы и так потеряли много покупателей.

Знать: нас немного в городе и нас могут убить.

Борьбу вело мелкое крестьянство, перед которым была угроза лишиться своей земли и стать арендаторами на собственных землях, а то и попасть в рабство. У знати и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желающих получить привилегии знати. В результате этого в стране вспыхивает восстание.

    Что требовали восставшие?

Против знати сплотились все остальные группы населения. Что же каждая группа населения требовала?

Задание: к/т № 18 стр. 14

Военное решение конфликта ни к чему не привело. Обстановка накалялась. Тогда попробовали решить конфликт мирным путем.

В 594 г. до н.э. архонтом избран Солон – богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян реформ (изменений) . Солон заявил, что цель его реформ - примирение враждующих сторон. Он прославился и как государственный деятель и как поэт. Говорят, что когда Солон стал выборным главой города то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начал читать им стихи, призывая к единству. Покоренные красотой и силой стихов афиняне согласились с ним. Сократ понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые были записаны на деревянных таблицах и установлены на главной площади Афин. Благодаря этим законам установился мир и порядок. За это Солона причислили к числу 7 греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть государственных деятелей, которые ввели в своей стране мудрые законы или просто разумно правили.

(распределение второй группы)

Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом стр137 читаем пункты 2 и 3 , но получите разные задания. Каждая группа работает над своим фрагментом урока. У каждого своя задача. Работа проводится в течение 5 минут, после которой мы с вами совместно восстановим законы Солона.

1 группа

С полей Аттики убирались … ________________________________________

Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … ________________________________________

Рабы-должники, оказавшиеся на чужбине…

2 группа

Архонтом мог стать … ________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _______________________

В нем участвовали … ____________________

3 группа

Судьи выбирались из … _________________

независимо от … _________ и _____________

по … ___________________________________

Солон о своих законах писал так:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними.

И запретил побеждать несправедливо других».

Прекратив междоусобные войны, Солон потребовал, от сограждан клятвы в течение 10 лет его законы не будут изменяться, а сам покинул Родину. Существуют две версии, почему Солон уехал из Афин. По первой – он уехал по торговым делам, по второй – Солон вынужден был бежать, т.к. его законами оказались недовольные.

Вопрос:

    Кто и почему были недовольны законами Солона?

    Какое значение имели законы Солона для Греции?

Только горожане были довольны произошедшими изменениями, ведь они получили возможность участвовать в управлении государством, т.е. народ получил власть.

В переводе с греческого языка демос – народ, кратос – власть. Сложите эти два слова, и вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с греками через борьбу, через столкновения и согласования различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует. (Демократия )

2,5 тыс. лет назад греки о главе с Солоном придумали систему управления основы которой сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы не одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие.

Вот что по этому поводу писал Плутарх: «Солон составил совет ареопага из ежегодно сменяемых архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждого из 4 районов. Им он поручил предварительно раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесение ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А ареопагу он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствие народу». Как мы видим многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

3. Закрепление пройденного материала.

Игра «Верно-неверно» (поднятие руки)

Верно ли, что установленный Солоном порядок управления государством назывался демократией?

Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.?

Верно ли, что «отцом» демократии считается Солон?

Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.?

Верно ли, что Солон отменил рабство вообще?

Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

Абрамов Егор

Васильев Борис

Горбов Александр

Байбородин Федор

Болдарева Дарья

Иваненко Сергей

Молчанов Андрей

Новиков Дмитрий

Петрова Полина

Плетнева Дарья

Королев Василий

Королев Даниил

Рыбин Иван

Шестирикова Анна

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг – отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.

Средняя Греция

демос

Аттика

ареопаг

Афины

архонты

Архонтом мог стать … _____________________

__________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _________________________

В нем участвовали … ______________________

Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

Предыстория

Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего

Кем был Солон

Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

Реформы Солона

Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

Органы власти

Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из

Экклесия при Клисфене

Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

  • избрание должностных лиц;
  • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
  • остракизм относительно отдельных граждан;
  • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

Гелиэя

Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

Остракизм

Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.

Введение

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II - I тыс. до н. э.. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков. Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т.п. проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность.

Целью представленной работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V в. до н. э., а именно - описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов. политический афины демократия законодательство

В первом разделе работы будет рассмотрено возникновение Афинского государства. Во втором и третьем разделе работы представлены реформы Солона и Клисфена и их значение в формировании демократической системы.

Зарождение демократии в Афинах

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения -- евпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников -- демиургов. Значительную часть населения составляли метеки -- выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IVв. до н.э.

В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей.

Право в разной мере обязывало своими требованиями сословия, становясь для одних правом-привилегией, для других - формой закрепления социальной униженности.

Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум четыре категории населения, различавшиеся по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сфере. Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону 451 г. до н. э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином. По наступлении совершеннолетия (в 18 лет для юношей) производилась запись нового гражданина во фратрию и в филу (согласно демовым спискам и по желанию; некоторые особо почетные фратрии и филы были закрытыми, т. е. только для собственных детей). После этого наступала возможность пользоваться предусмотренными законами правами. Юноши в течение двух лет (с 18 до 20) обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народном собрании. Гражданские списки велись органами самоуправления - демотами; общий контроль осуществлял булэ. За каждым оставалось право оспорить неправильную, с его точки зрения, запись о гражданстве. При Солоне вошло в практику предоставление гражданства путем натурализации (обживания) выходцам из других греческих полисов, но достаточно быстро это прекратилось. Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем - врожденной привилегией. Права гражданства проявлялись прежде всего в политической сфере, т. е. в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

В рамках полисной организации афинские граждане были практически равными. Имущественные цензы, установленные Солоном для исторических категорий свободного населения, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число магистратов. Самая низшая имущественная категория - феты - находилась вместе с тем в политически приниженном положении: они не могли назначаться в должностные лица (хотя в V в. их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса). Даже после демократических реформ сохранилось привилегированное положение родовой аристократии: патриархальная власть в отношении членов фратрий, только они могли совершать жертвоприношения.

Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой правовой процедурой - епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии - лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия - лишение части прав (например, вчинять иски).

Категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Обычно эти были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получали (по-видимому, их интересы выражали покровители из числа родовой знати). В отличие от полноправных граждан метойки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям (что давало право на землю в новоприобретенных областях или завоеванных). Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях (Олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу - архонту-полемарху. Хотя метеки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные: так, за убийство метека полагалась не смертная казнь, а каторжные работы.

Особую категорию населения Афин составляли иностранцы, те, кто жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели политических прав. Иностранцы могли получать индивидуальные привилегии (за оказанные услуги полису, из уважения к богатству или известности): право владеть землей, но в меньшем, чем афиняне, размере, доступом в театр и т. п.

Значительная часть населения полиса была на положении рабов. Рабами становились: по рождению, по приговору суда в отношении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, захваченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам (к IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами). Использовались рабы, как правило, в домашнем хозяйстве или как специалисты (в земледельческом или ремесленном производстве их практически не было); раб в Афинах был достаточно дорог - цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью или смертью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свободной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не злоупотребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту своей личной чести. В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политических преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой. Публичные (государственные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах (эргатаи), на полицейской службе (тохотаи), в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах (гипетаи).

на тему
«Зарождение демократии в Афинах».

Информационно-коммуникационные технологии

(А.В.Дворецкая), (В.Г.Селевко), (Е.С.Полат)

Учитель: Боева Елена Алексеевна

МБОУ СОШ № 5

г. Реутов МО

Цели урока: 1) дать представление об Афинах, как родине современной демократии;

2) раскрыть основное содержание законов Солона;

3) развивать умения учащихся получать знания с использованием ИКТ;

конкретно отвечать на поставленные вопросы ; делать выводы; моноло-

гическую речь;

4) воспитывать гражданскую позицию учащихся.

Вид урока: комбинированный с элементами ИКТ.

Оборудование: 1) настенная карта «Древняя Греция»;

2) настенный « Исторический словарик »: демократия, демос, полис,

ареопаг, архонт;

3) мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах»;

4) раздаточный материал: таблица «Законы Солона 594 г до н.э.»;

5) загадки по истории по теме «Зарождение демократии в Афинах»;

6) надувной мяч (для игры «Поймай мяч» - работа с терминами).

План урока: 1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с терминами.

3. Изучение нового материала:

а) Солон и его законы.

б) Афинское устройство.

4. Закрепление изученного материала.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. (в форме теста с ИКТ – слайды №№ 2-3)

ТЕСТ.

1. Как назывался совет знати в Афинах?

а) ареопаг;

2. Как по-гречески называется простой народ?

б) архонты;

3. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием?

а) стратеги;

б) архонты;

в) народное собрание.

4. Архонты управляли:

а) по законам;

б) по собственной выгоде;

2. Работа с терминами.

3. Изучение нового материала:

а) Солон и его законы.

мократии в Афинах» - слайды №№ 4,5)


Слайд № 4 « Демос восстаёт против знати» (рассказ учителя о приходе к власти

Солона).


ДЕМОС ВОССТАЁТ ПРОТИВ ЗНАТИ

Историческая справка ученика: Солон происходил из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием.

Он был исключительно честным, одарён умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания.

«Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь» , - писал Солон о себе.

Приступив к государственным делам , Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Учитель: Что же важного было в законах Солона?
Слайд № 5 «Солон о своей реформе».
Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

На родину в Афины, в наш прекрасный град,


Вернул я многих на чужбину проданных.

Освободил и здесь на милой родине

Рабов, дрожавших перед волею господ.


/ Сравнительный анализ стихов Солона и таблицы «Законы Солона 594 г. до н.э.»/

ТАБЛИЦА: «ЗАКОНЫ СОЛОНА 594 г. до н.э.»*


Суть закона

Основное содержание

1. Прощение долгов

Люди, имевшие на себе долг , освобождались

от его уплаты; заложенные земледельцами уча-

стки снова стали их собственностью.


2.Запрет обращать в рабство

за долги


Все рабы-должники были освобождены, а про-

данных за море следовало разыскать и выку-

пить за счёт государственной казны.


3. Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и

богатства.



4. Регулярный созыв Народного

собрания


В работе Народного собрания принимали участие

все афинские граждане.


ЗНАЧЕНИЕ: заложили основы демократии.
* Каждый ученик получает распечатку с таблицей, которую дома должен вклеить в тетрадь.
Вопросы: 1) Назовите законы, которые Солон отразил в своих стихах?

2) В чьих интересах были эти законы?

а) Афинское устройство. (ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение де-

мократии в Афинах» - слайды №№ 6-8)


Слайд № 6 «Народное собрание».

  • Все граждане Афин – участники собрания.

  • Архонт – любой, имеющий богатство.

  • Впервые в истории установлен народный суд.

Учитель: Произошли перемены и в управлении Афинами. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали свободные афиняне.

Судьи должны были выбираться из числа граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьёй. В список судей попадали по жребию лица не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

Все судьи давали клятву.

Слайд № 7 «Клятва судей» (учитель зачитывает клятву судей).


  • Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.

  • Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого.

  • Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени.

  • Я клянусь в этом. Если нарушу клятву , пусть погибну сам и мои потомки.

Учитель: Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: чёрный означал обвинение, белый – оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчёт камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.

Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.


Слайд № 8 «Что такое демократия?»
ДЕМОКРАТИЯ – власть демоса (демос – народ, кратос – власть).
Учитель: Солон стремился угодить всем – и знати, и простому народу. Удалось ли это ему?

Сам Солон писал о себе: «Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

Действительно он не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства афинян.

«Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда

Злобным взором провожают , словно я их злейший враг».

/ Солон/


Знать была недовольна тем, что Солон отменил долги и лишил их даровых рабочих рук.

Демосу не угодил тем, что не произвёл передел земли , на который они надеялись.
Тогда Солон попросил у афинян позволения уехать за границу будто бы по торговым делам. Много лет он вынужден был странствовать, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

4. Закрепление изученного материала. (ИКТ: мультимедиа-презентация «Зарождение демократии в Афинах» - слайды №№ 9,10)
Слайд № 9 «Закрепление материала».

1) Что изображено на картинке?

2) Докажите, что в результате законов Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?

3) Почему знать и демос были недовольны законами Солона?