бдул-Азиз стал турецким султаном в июне 1861 г., после безвременной кончины своего старшего брата . И хотя ему в ту пору шел уже 32-й год, он оказался совершенно не подготовлен к исполнению обязанностей правителя Османской империи, поскольку не имел для этого даже минимально необходимого образования. Детство будущего султана протекало в дворцовой тиши среди женщин и гаремных ага. Грамоте его обучал бывший шейх уль-ислам, который дал Абдул-Азизу только скудные познания в области религии и традиционных мусульманских наук. В связи с этим султан не мог и не хотел глубоко вникать в государственные проблемы.

Физически сильный, обладавший крепким здоровьем, он посвящал все свое время удовольствиям и различным видам спорта - был прекрасным стрелком, наездником, охотником и борцом. Турецкий историк Коджатюрк писал об Абдул-Азизе: "Его умственный уровень был невысоким, культура - весьма ограниченной, ум - недалекий. Он питал мало склонности к искусству, наукам, умственной деятельности. Много места занимали у него наслаждения и распутство с женщинами двора". Вместе с тем взрывной характер Абдул-Азиза, его надменность, вспыльчивость, упрямство, подозрительность и недоверчивость очень мешали работе с ним членов кабинета. В начале правления, следуя примеру двух своих предшественников, он объявил о продолжении курса реформ. И в самом деле, была предпринята попытка установить контроль над расходами двора и наладить надлежащее использование ресурсов государства. Но вскоре султан отложил подобные начинания. Отправив на пенсию бесчисленных наложниц покойного брата, он собрал свой собственный гарем, настолько большой, что для его обслуживания понадобилось 3 тысячи евнухов. То и дело при дворе устраивались роскошные празднества и ставились расточительные спектакли, так что траты на дворцовые нужды и личные прихоти султана составляли в иные годы до 15% всего бюджета. Многие увлечения Абдул-Азиза казались настолько экстравагантными, что возникали сомнения в его здравомыслии: он обожал потешные бои с участием большого количества солдат; поедал огромное количество яиц и был настолько поглощен своими любимыми боевыми петухами, что надевал ордена и украшения на тех из них, кто побеждал, и отправлял в ссылку тех, кто проигрывал.

Консерватор по убеждениям, Абдул-Азиз правил, не считаясь ни с чьим мнением, как абсолютный деспот. (В последние годы его царствования дело дошло до того, что министры, как в старину, должны были падать перед султаном ниц и целовать ноги его сына.) Он не желал что-либо менять в государственном устройстве Османской империи и не соглашался ни на какие либеральные реформы, хотя и не был вовсе чужд западным влияниям. Так, Абдул-Азиз много внимания уделял созданию в Турции современного военного флота - закупал в Англии крейсера и другие военные суда, а также вооружение для них, на что в основном и расходовались займы, полученные у английских банкиров. В годы его правления Турция укрепила свой статус морской державы и заняла второе место по числу судов на Средиземном море. (Однако обучение флотского персонала по-прежнему находилось на крайне низком уровне, вследствие чего реальная сила турецкого флота была намного ниже той, что можно было предполагать, основываясь на его численности.) Другой дорогостоящей страстью султана стало строительство железных дорог. Средства для него также давали внешние займы. В результате такой политики государственный долг Османской империи рос при Абдул-Азизе, как снежный ком, и вскоре достиг астрономической суммы в 200 млн фунтов стерлингов. Обслуживание этого долга и выплата процентов по нему поглощали более половины всех средств бюджета.

Неумеренные траты Абдул-Азиза и его упорное нежелание продолжать политику реформ, начатую его отцом Махмудом II, вызывали сильное недовольство у молодых представителей турецкой правящей элиты, усвоивших за годы танзимата прогрессивные западные идеи и мечтавших о введении в Турции конституции. Поначалу молодые реформаторы (в дальнейшем их стали называть "новыми османами") находили поддержку лишь у узкой прослойки просвещенного населения. Однако неутешительные итоги царствования Абдул-Азиза привели к тому, что число их сторонников значительно увеличилось. В 1873 г. в Анатолии разразилась сильная засуха, следствием которой стал страшный голод, приведший к распространению нищеты и недовольства. Вслед за неурожайным летом последовала зима настолько холодная, что в пригородах Стамбула появились волки, нападавшие на случайных прохожих. Катастрофически сократилось поголовье крупного рогатого скота и овец, люди тысячами гибли от голода. Умерших было так много, что их не успевали хоронить, и трупы валялись прямо на улицах. Налоговые поступления в казну практически прекратились, и в октябре 1875 г. турецкое правительство объявило через газеты, что из-за большого дефицита бюджета кредиторы Порты будут впредь получать наличными только половину той процентной ставки, которая им полагалась. За финансовым кризисом последовало обострение межнациональных отношений. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Герцеговине, быстро распространившееся на Боснию. На помощь повстанцам двинулись вооруженные отряды из Сербии. И христиане, и мусульмане действовали в этой войне со страшной беспощадностью. И с той, и с другой стороны обычным явлением были массовые убийства мирного населения. Правительства всех европейских стран выразили обеспокоенность по поводу балканских событий, да и в самой Турции все больше людей приходили к пониманию того, что управлять страной по-старому, так, как ею правил Абдул-Азиз, дальше нельзя.

В этих условиях активизировались сторонники конституционных реформ, во главе которых встал видный государственный деятель Ахмад Мидхат-паша. Обстановка всеобщего недовольства султаном, царившая в столице, благоприятствовала осуществлению планов заговорщиков. "Новые османы" не могли собственными силами добиться введения конституции, но сумели ловко использовать в своих интересах студентов стамбульских медресе - софтов. Те давно находились в оппозиции к Абдул-Азизу и ежедневно митинговали в мечетях. Чтобы подогреть их недовольство, агенты Мидхат-паши распустили слух о том, что султан намерен просить русского царя о присылке ему 30-тысячного войска для охраны своей особы и трона. То была явная ложь (поскольку отношения с Россией день ото дня становились все хуже), но софты ей поверили. 9 мая 1876 г. около 6 тысяч студентов, вооруженных на деньги Мидхат-паши, оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула и собрались на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Поначалу они потребовали отставки великого визиря Махмуда Недима и главного муфтия. Абдул-Азиз удовлетворил их желание и назначил новым визирем Рюштю-пашу, а председателем Государственного совета сделал Мидхат-пашу.

Однако эта уступка не положила конца возмущению. Избавившись от ближайших сподвижников султана, "новые османы" выступили против него самого. На рассвете 30 мая 1876 г. дворец Долмабахче окружили курсанты стамбульской военной школы. Затем члены кабинета были созваны Мидхат-пашой в военное министерство, где новый великий муфтий зачитал фетву о низложении Абдул-Азиза. Основанием для этого послужили "умственное расстройство, уклонение от решения политических вопросов, использование доходов государства на личные цели и поведение, в целом опасное для государства и общества". Этот документ не вызвал никаких возражений. Министры безропотно принесли присягу племяннику и наследнику Абдул-Азиза , который был заранее вызван из своих апартаментов. Султан также не оказал никакого сопротивления: подписал акт отречения и согласился на заключение в старом дворце Тширагане за Босфором. Спустя несколько дней он покончил жизнь самоубийством (вскрыл себе вены с помощью небольших ножниц, которые попросил для того, чтобы остричь бороду).

130-летию со дня кончины посвящается

Последний Андреевский кавалер – султан Турции Абдул Азиз

Александр Рожинцев

5.6.06

Последним султаном Османской империи Высочайше пожалованным орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, был 32-й султан Османской империи Абдул Азиз (1830–1876) (Abd-ul-aziz, sultan of the Ottoman Empire), второй Августейший сын султана Махмуда II (1785-1839) (Mahmud II, sultan of the Ottoman Empire).

Рождение и восшествие на престол

Монарх появился на свет 28 января (10 февраля) 1830 года и вступил на престол после внезапной кончины 13 (26) июня 1861 года своего старшего Августейшего брата 38-летнего султана Абдул Меджида I (1823-1861) (Abd-ul-Mejid I, sultan of the Ottoman Empire).
Он был вторым султаном периода танзимата (1861–1876) и реформ, начатых его державным братом, Андреевским кавалером и султаном Абдул Меджидом I, а также министрами Али-пашой и Фуад-пашой.

Особенность правления

Реформы султана Абдул Азиза оказались столь значимыми и масштабными, что требуют более подробного изложения, поскольку именно они стали предметом внимания и Высочайшей награды, возложенной Государем Императором Александром II Николаевичем (1818-1881) на Монарха Османской империи.
Так, в области управления старая феодальная система в Османской империи была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.
В области права «люди танзимата», как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины («райя») получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами.

Султан-реформатор

При том, что с 1862 года частые нервные расстройства мешали султану заниматься делами, и до 1871 года империя управлялась Великим визирем по установлению его предшественника, при султане Абдул Азизе в империи произошли важнейшие события:
- восстание в Кандии (1866),
- отпадение Белграда к Сербии (1867),
- дипломатическая победа Греции (1868), поощрявшей восстание в Кандии,
- усмирение египетского паши, получившего от султана титул хедива.
В 1863 году султан в сопровождении Фуада-паши поехал в Египет; в 1867 году во время переговоров о Кандии, несмотря на несогласия, возникшие у империи с другими державами, султан отправился на Запад, о чем будет сказано далее.

Реформа образования

При султане Абдул Азизе в империи продолжалось начатое в 1840-х годах открытие светских школ – начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения.
В середине 1860-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии, а потому фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 году в империи принят был закон, предусматривавший введение в турецких школах трех – четырехлетнего всеобщего образования.
В 1860-х годах, с ведома султана, были отменены цеховые регламентации, осуществлены административные реформы.
При султане Абдул Азизе вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права, на чем настоял Ахмед Джевдет-паша, возглавлявший судебную Комиссию и являвшийся близким другом Монарха.
Султаном была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами. Однако из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них были навязаны султану Абдул Азизу и его правительству европейскими христианскими державами. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в компенсацию за ограничение своих прав, например, освобождение от воинской службы. Оппозицию поддерживали европейские державы, каждая из которых использовала свое влияние, чтобы расширить особые привилегии меньшинств и тем самым укрепить собственные позиции в империи.

Влияние держав и враги престола

Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая султану Абдул Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались отделить от империи православные народы и воспрепятствовать проведению реформ ее укрепляющих.
В оппозиции танзимату находились также представители нового слоя интеллигенции, во главе которых стояли писатели Зияя-паша и Намык Кемаль. Именно в 1865 году в Стамбуле ими была создана тайная политическая организация «Новые османы». Наряду с Намыком Кемалем и его друзьями в ней участвовали представители купечества, некоторые крупные военные и гражданские чиновники. Главной целью организации было добиться введения в Турции конституционного строя.
«Новые османы» были оторванной от народа заговорщической организацией. Они хотели путем заговора заставить султана Абдул Азиза даровать Конституцию. Но в 1866 году организация была раскрыта. Многие ее участники были арестованы. Намык Кемаль и некоторые другие бежали за границу.

Начало закабаления империи

Несмотря на ощутимые перемены в империи реформы второго периода танзимата (1856–1870) уже не смогли существенно изменить положение дел, прежде всего, из-за политики финансового закабаления европейскими державами Османской империи.
Так танзимат, по мнению еврейских банкиров, не создал предпосылок для промышленного развития страны, а явное усиление позиций компрадорской буржуазии, т. е. мирового еврейства, отражало усилившую политическую и экономическую зависимость Османской империи от главных держав Запада: Австрии, Англии, Франции.
Кроме того, враги престол в лице «новых османов» требовали от султана проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса. Однако главным вопросом существования Монархии в империи оказались деньги.
Так, в период Восточной (Крымской) войны (1853–1856), столь умело организованной финансистами и, увы, Монархами Франции, Англии и Австро-Венгрии, началось финансовое закабаление страны.
В 1854 году Турции дан был первый кабальный заем в 75 млн. франков, а в 1876 году ее задолженность европейским банкирам уже составляла 2,4 млрд. франков! Османский имперский банк, созданный вскоре после Восточной войны, полностью принадлежал английским и французским финансистам.
К 1870-м годам зависимость Османской империи от иностранных держав ужа зашла довольно далеко. Возросла агрессивность Англии и Франции, в борьбу постепенно включалась Германия, вновь напомнила о себе и Россия, вынужденная сохранять баланс сил во взрывоопасном регионе. Все это значительно увеличило угрозу колониального порабощения Турции западным капиталом. Только за пять лет (1870–1874) правительство империи подписало соглашения о кабальных займах на сумму почти 3 млрд. франков. Так общая задолженность империи достигала примерно 5,3 млрд. франков!
Кроме того, основная отрасль турецкой экономики – сельское хозяйство – переживала глубокий упадок. Урожаи были крайне низкими. Правители многих областей признавали, что нет ни одного крестьянина, за которым бы не числилось недоимок, превышающих весь его доход за три года подряд. Упадок сельского хозяйства привел к тому, что голодные годы следовали один за другим. Сильный голод поразил северные и центральные районы Малой Азии в 1873–1875 гг. Султанское правительство ощущало постоянную нехватку денег.

Личность Монарха

Султан Абдул Азиз был человеком нравственным, любознательным и просвещенным, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши.
Монарх стал первым османским султаном, ставшим относительно доступным для своих подданных, и даже присутствовал на светских приемах, которые устраивали европейцы, проживавшие в Стамбуле.
В 1867 году султан Абдул Азиз, первым из османских правителей, совершил турне по Европе. 18 июня (1 июля) великолепно принятый в Париже султан Абдул Азиз посетил Всемирную выставку; от 30 июня до 11 июля (13-24) июля он пробыл в Лондоне; 12 (25) июля приветствовал прусскую королевскую Чету в Кобленце; еще пять дней султан пробыл в Вене и 27 июля (8 августа) 1867 года вернулся в Константинополь.

Сближение с Россией

После смерти Али-паши, в 1871 году, вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был Великий визирь Махмуд Недим-паша. Однако главным достижением Махмуд Недима было то, что он решительно переориентировал внешнюю политику империи с Англии и Франции на Россию, благодаря чему посол в Стамбуле граф Николай Павлович Игнатьев (1832-1908), будущий генерал от инфантерии и Андреевский кавалер, приобрел значительное влияние на султана.
В том же 1871 году Государь Император Александр II Освободитель (1818-1881) дабы скрепить дружбу с империей и поддержать ее в стремлении придерживаться союза с Россией, пожаловал 17 (30 апреля) 41-летнему султану высший Императорский орден России – орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Что стало последним в истории Андреевского ордена фактом награждения венценосного главы Османской империи.
Девятого (22) мая того же года в конфиденциальной записке Министерство иностранных дел уведомило Капитул ордена, что по сведениям, полученным из Константинополя, «посланная султану Андреевская лента так коротка, что он не может её надевать иначе, по своей толщине, как на шее », и просил «о присылке другой ленты длиной, по крайней мере, в 3 Ѕ аршин ». Капитул на всякий случай отпустил ленту в 4 аршина, но одновременно вежливо попросил МИД сообщить, когда же именно султан был этим орденом награжден. Только после этого султан был внесен в списки кавалеров орденов Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Белого Орла, Святой Анны и Святого Станислава I степени.

Банкротство империи

Столь явный факт симпатии России к Турции не мог остаться незамеченным в Европе, особенно во Франции, которая более всех держав влияла на внутреннюю политику этого государства. А потому в этой области многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, в то время как государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов.
Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 году к фактическому банкротству страны.
Напомню, что Крымская война, несмотря на ее внешний успешный финал для Турции, на деле вызвала расстройство государственных финансов. Решение проблемы было традиционным: Османская империя прибегла к использованию внешних займов.
В 1850–1860 гг. ХIХ века увеличивалась экономическая зависимость страны от западных держав. К 1875 году уже половина всех казенных расходов шла на обслуживание внешнего долга, денег не хватало даже для выплаты зарплаты чиновникам. Два неурожайных года подряд обратили кризис в катастрофу: резко уменьшилось поступление налогов, а попытки властей ввести новые, вызвали сильное недовольство населения.

Начало падения

Летом 1875 года, сначала в Боснии, а затем в Герцеговине против турок восстало славянское население, протестовавшее против нового налога.
В январе 1876 года страны, подписавшие Парижский трактат 1856 года, потребовали от Турции немедленного проведения реформ в Боснии и Герцеговине. Султанское правительство согласилось принять это требование. Но претензии держав этим не ограничились. Начался новый международный кризис.
Граф Николай Павлович Игнатьев, находившийся в зените своего могущества в Турции, оказался не готов к такому стремительному и нежелательному для него развитию событий. Он уже не мог мирно и успешно решать возникающие проблемы, его авторитет пошел на убыль. Однако не в правилах посла России было отступать перед трудностями. Пользуясь, все еще значительным влиянием, он убедил султана Абдул Азиза пойти на необходимые уступки, чтобы остановить смуту. Однако ирадэ 20 сентября (3 октября) 1875 года и фирман (13 декабря) 1875 года, уравнявшие христиан в правах с мусульманами и снявшие с них подати, не достигли своей цели.
С одной стороны, местные турецкие власти не торопились выполнять распоряжения султана, не желая уступать “неверным”. С другой стороны, балканские славяне не поверили обещаниям турецкого правительства и не прекратили выступления против османского господства. В то время события в империи быстро развивались.

Восстания внешние и внутренние

Нота великих держав, в том числе и России, переданная Порте 19 января (1 февраля) 1876 года, требовала реформ в Боснии и Герцеговине. Однако согласие Турции натолкнулось на недоверие повстанцев. Переговоры начались заново, тем временем, в апреле 1876 года восстала Болгария, а 18 июня (1 июля) 1876 года войну Османской империи объявили Сербия и Черногория.
В свою очередь, в Турции, в ответ на восстание на Балканах, произошел сильнейший взрыв мусульманского национализма. После бурных демонстраций 27-29 апреля (10-12 мая) 1876 года султан был вынужден пустить на Балканы отряды башибузуков (иррегулярной турецкой конницы). Подавление болгарского восстания сопровождалось дикими зверствами, в Болгарии было вырезано не менее 30 тыс. человек.
В это же время конституционное движение во главе с Мидхат-пашой и Хусейном Авни-пашой, а с ними и «новые османы», в начале мая 1876 года вновь активизировались и опубликовали воззвание, в котором призывали создать палату представителей и заменить султана Абдул Азиза другим султаном.
10 (23) мая 1876 года, в Стамбуле, после бурных демонстраций учащихся духовных училищ – софт, ремесленников, торговцев, городской бедноты, возглавленных сторонниками Мидхат-паши и мусульманским духовенством, правительство Великого визиря Недим-паши, ориентированного на Россию, было уволено в отставку.

Свержение с престола и убийство

В ночь на 18 (31) мая 1876 года 46-летний султан Абдул Азиз свергнут был с престола Османской империи.
Организуя заговор с целью свержения султана, Мидхат-паша рассчитывал, что на престол будет возведен Мурад V (1840-1904), который был согласен провозгласить Конституцию и созвать парламент. Однако реализация этих планов натолкнулась на противодействие консервативного крыла османской бюрократической элиты и мусульманского духовенства. К тому же выяснилось также, что новый султан из-за нервного расстройства не может выполнять свои обязанности.
Низверженный Монарх Абдул Азиз всего несколько дней прожил в Стамбуле при своем преемнике султане Мураде V (Sultan Mourad Khan V).
23 мая (5 июня) 1876 года султан Абдул Азиз найден был мертвым с перерезанными венами во дворце Тшираган, куда ранее Монарх заключен был как государственный преступник. Вопрос о том, совершил ли султан самоубийство или был убит Мидхат-пашой и его сторонниками, некоторое время оставался неизвестным. Однако в России на этот счет есть ясное мнение – султан Абу-Азиз убит с ведома Франции и Англии как наш державный союзник. Через пять лет на процессе 1881 года, возникшем против многих государственных деятелей, в т. ч. Мидхада-паши, доказано было, что султан был убит врагами престола.
Вскоре после гиюели султана Абдул Азиза, 31 августа (13 сентября) 1876 года, низложен был и Мурад V.
События тех лет стали наглядным уроком того, как устраняются Монархи, тяготеющие к России и избегающие враждебных действий против великой православной державы. Новая власть в Османской империи тотчас вступила в конфликт с Россией, что и привело к известной войне 1877–1878 гг. и ее плачевным для Османской империи результатам.

См. также:

Пресс-служба ИА Новороссия/СПГУ

Цветок Аллаха

Но когда зима кончалась, к удовольствию султана, наступал весенний праздник, который со временем превратился в фестиваль тюльпанов. Ахмед очень любил цветы - розы, гвоздики (они, как говорили, напоминали его усы), лилии и жасмин. Но в конце концов именно тюльпаны стали предметом его обожания, превзойдя все остальные цветы. По-турецки «тюльпан» звучит как «ляле», и в это вкладывается священный смысл из-за созвучия со словом «Аллах». Отсюда правление Ахмеда III среди потомков известно как ляле деври, или «эпоха тюльпанов».

Тюльпан был диким цветком азиатских степей, устилавшим дороги турок на протяжении веков их миграции на Запад. В XVI веке Бусбек, посол австрийского императора, будучи заядлым ботаником, первым привез тюльпаны на Запад, взяв с собой во Фландрию их луковицы. Европейское название цветка произошло от прозвища, которое дали ему турки: «тулбенд», или «тюрбан», - на фарси. Вскоре после того, как тюльпан был ввезен европейскими купцами и в больших количествах стал разводиться в Голландии, стали известны уже около двенадцати сотен его сортов.

Именно Мехмед IV, отец Ахмеда, был первым, кто вновь вернул тюльпан в Турцию, разбив цветник с несколькими сортами тюльпана в садах сераля. Но первым, кто начал импортировать тюльпаны в больших количествах не только из Голландии, но и из Персии, был сам Ахмед. Разведение тюльпанов в его садах тщательно планировалось, на каждой делянке высаживалась лишь одна разновидность этого цветка.

Праздник весны Ахмеда, праздник тюльпана, проводившегося в садах большого сераля, на время даже затмил своим значением традиционные религиозные праздники мусульман. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров, предпочтительно при свете полной луны. Над частью своих садов султан возвел крышу наподобие оранжереи. Здесь, расположенные на полках, стояли бесчисленные вазы с тщательно отобранными по цвету и форме цветами, с поставленными между ними большими лампами и емкостями из стекла, заполненными разноцветными жидкостями, так что тюльпаны светились как бы идущим изнутри собственным светом. На ветвях деревьев, объединяя оранжерею с вольерой, были развешаны клетки с канарейками и редкими певчими птицами. Султан сидел в центре на троне под шатром имперского павильона, принимая выражения почтения. На следующий вечер развлечения устраивались для дам из гарема, которых султан принимал один, развлекая их музыкой и поэзией, песнями и танцами своих рабов, тогда как черепахи бродили по садам со свечами на панцирях, чтобы освещать тюльпаны. Иногда устраивался «поиск сокровищ» - подобно поиску пасхальных яиц в Европе, - с окрашенными в разные цвета конфетами и безделушками, спрятанными среди цветов, которые женщины гарема искали, перебегая туда-сюда на цыпочках. Ибрагим-паша сам обожал больше всего сорт тюльпанов под названием «голубой жемчуг», предлагая солидное вознаграждение тому, кто смог бы акклиматизировать его, и накрывал эти цветы белой вуалью, чтобы предохранить от солнечных лучей в жаркую погоду.

Тюльпан не только стал заметным мотивом в декоре изразцов и плитки и в других видах декоративного искусства османов - с сопровождающим этот цветок культом весны он стал источником вдохновения для турецких поэтов в то время, когда они начали освобождаться от влияния персидской поэзии, чтобы создать свою собственную, новую музу. Ведущим поэтом времен правления Ахмеда III с его нарядностью и роскошью, галантным обхождением был Недим - «добрый приятель», певец удовольствий с беспечной философией: «Давайте все смеяться и играть, давайте наслаждаться прелестями жизни».

Как образ, тюльпан просуществовал в турецкой поэзии вплоть до республиканской эры XX столетия. «Победа, - писал современный поэт Яхья Кемаль, - это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана».

Эпоха тюльпанов была больше чем просто мода. По своей сути она знаменовала собой рождение в Османской империи современной эры. В этом образе выразилось начало вхождения страны в мировой процесс, новый этап просвещения, отражавший дух рационального поиска ответов и либеральной реформы. Империя обратилась к Западу, находившемуся в новой фазе научного прогресса, экономического процветания и военной мощи, чтобы найти светский противовес традиционным религиозным ценностям исламского Востока. Тюльпан, таким образом, стал символом расцветавшего под влиянием западной цивилизации турецкого Ренессанса.

Представители Османской династии

1. Осман Гази (1299–1326)

2. Орхан Гази (1326–1362) Отец - Осман Гази, мать - Мал-хатун

3. Мурад I (1326–1369) Отец - Орхан Гази, мать - Нилюфер-хатун

4. Баязид Йылдырым (1389–1402) Отец - Мурад I, мать - Гюльчичек-хатун

5. Мехмед Челеби (1413–1421) Отец - Баязид Йылдырым, мать - Девлет Шаххатун

6. Мурад II (1421–1451) Отец - Мехмед Челеби, мать - Эмине-хатун

7. Мехмед Фатих (1451–1481) Отец - Мурад II, мать - Хюм-хатун

8. Баязид (1481–1512) Отец - Мехмед Фатих, мать - Гюльбахар-хатун

9. Селим Явуз (1512–1520) Отец - Баязид, мать - Айше

10. Сулейман Кануни (1520–1566) Отец - Селим Явуз, мать - Хафза-султан (1520–1534)

11. Селим II (1566–1574) Отец - Сулейман Кануни, мать - Хюррем-султан

12. Мурад III (1574–1595) Отец - Селим II, мать - Нурбану-султан (1574–1583)

13. Мехмед III (1595–1603) Отец - Мурад III, мать - Сафие-султан (1595–1603)

14. Ахмед I (1603–1617) Отец - Мехмед III, мать - Хандан-султан (1603–1605)

15. Мустафа I (1617–1623) Отец - Мехмед III, мать - неизвестна.

16. Осман II (1618–1622) Отец - Ахмед I, мать - Махфирус-султан

17. Мурад IV (1623–1640) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

18. Ибрагим (1640–1648) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

19. Мехмед IV (1648–1687) Отец - Ибрагим, мать - Турхан-султан (1651–1683)

20. Сулейман II (1687–1691) Отец - Ибрагим, мать - Дилашуб (1687–1689)

21. Ахмед II (1691–1695) Отец - Ибрагим, мать - Хатидже Муаззез

22. Мустафа II (1695–1703) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

23. Ахмед III (1703–1730) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

24. Махмуд I (1730–1754) Отец - Мустафа II, мать - Салиха Себкати Вали де-султан

25. Осман III (1754–1757) Отец - Мустафа II, мать - Шех-сювар Валидесултан

26. Мустафа III (1757–1774) Отец - Ахмед III, мать - Михришах

27. Абдул-Хамид I (1774–1789) Отец - Ахмед III, мать - Рабиа

28. Селим III (1789–1807) Отец Мустафа III, мать - Михришах

29. Мустафа IV (1807–1808) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Айше Синепервер

30. Махмуд II (1808–1839) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Накшидил

31. Абдул-Меджид (1839–1861) Отец - Махмуд II, мать - Безми Алем

32. Абдул-Азиз (1861–1876) Отец - Махмуд II, мать - Пертевниял

33. Мурад V (1876) Отец - Абдул-Меджид, мать - Шевкевза

34. Абдул-Хамид II (1876–1909) Отец - Абдул-Меджид, мать - Тиримюжган

СТЕПАН МАЗУР ЦВЕТОК РОМАШКИ …Сразу после разгрома бандеровской боевки в одном из схронов села Дорожева, что недалеко от Дрогобыча, когда был убит сам «районный проводник» ОУН Цяпка, Василий попросил у генерал-майора Александра Николаевича Сабурова разрешения

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Дивный цветок Вот говорят, в Сибири мужики рукастые, не то что у нас. Там все широко и на полную катушку – власть далеко, степь широка, лес глух.У художника-иконописца Андрея Буянова было славное детство. И все благодаря отцу.А был он, по словам самого Андрея, детиной


Заговор против султана Абдул-Азиза


Положение Османской империи в 1875 году оказалось на редкость тяжелым. Весной многие районы северной и центральной части Малой Азии пережили голод. Правительство не предпринимало никаких мер для облегчения положения населения. Гнет сборщиков налогов, ростовщиков, правительственных чиновников в таких условиях стал особенно невыносимым.

В критической обстановке на пост министра юстиции был приглашен опытный Мидхат-паша. В свое время султан Абдул-Азиз назначил этого незаурядного провинциального администратора великим везиром. Но Мидхат-паша достаточно скоро проявил себя как слишком сильный и независимый человек и в условиях многочисленных и сложных интриг вокруг своей личности продержался на этом посту всего-навсего три месяца.,

Мидхат-паша с энтузиазмом встретил свое новое назначение, которое, по его мнению, позволяло активно вмешиваться в политику страны. Однако вскоре министр юстиции подал в отставку. Он написал султану, что считает ненормальным положение, при котором не существует никакого закона, регулирующего управление государством.

Многие друзья и единомышленники Мидхата сочли этот его поступок ошибочным. Ответ был разным. Одним он говорил, указывая на Золотой Рог: «Посмотрите туда, мне кажется, что я уже вижу фрегат, готовый отвезти меня в изгнание. Именно под таким впечатлением я преподнес Его Величеству записку, которая Вас удивляет». Другим, которые говорили, что его отставка похожа на дезертирство, он заявлял: «Возможно, но следует показать Европе, что не все турки – презренные куртизанки». Итак, Мидхат-паша еще раз убедился в невозможности изменить что-либо в положении государства при султане Абдул-Азизе. И именно с этого момента он перешел к оппозиционной деятельности. В доме Мидхата собираются единомышленники, мечтающие о введении в стране конституции.

Желая заручиться поддержкой Англии в вопросе о реформе государственного управления Османской империи, Мидхат-паша начал переговоры с английским послом в Стамбуле Генри Эллиотом.

Султан и его окружение знали об Абдул-Хамид II оппозиционных настроениях Мидхата и его связях с «новыми османами», требовавшими введения в стране конституции. Поэтому сразу же после его ухода с поста министра юстиции великий везир Махмуд Недим-паша предложил султанше-матери, имевшей большое влияние на своего сына, Абдул-Азиза, удалить Мидхата из столицы. Великий везир мотивировал свое предложение тем, что Мидхат-паша призывает студентов медресе к беспорядкам, а также ведет кампанию по смещению с поста шейхуль-ислама Хасана Фехми-эфенди. В результате Мидхат-паша на короткое время был выслан из Стамбула.

Однако движение против султана Абдул-Азиза и политики великого везира Махмуда Недим-паши росло день ото дня. Его возглавляли наряду с Мидхат-пашой те представители правящей элиты, которые видели необходимость в реформах, что было совершенно невозможно при царствующем султане. Движение «новых османов» нашло отклик прежде всего в среде мелких чиновников и ремесленников.

Внешнеполитическая обстановка подогревала настроение недовольства в стране. 31 января 1876 года министр иностранных дел Австро-Венгрии Андра-ши предложил Порте свой проект реформ. 13 февраля турецкое правительство выразило принципиальное согласие провести эти реформы. Событие получило отклик в «Манифесте мусульманских патриотов», распространенном среди населения Стамбула. В нем утверждалось, что проект реформ Андраши составлен без учета истинного положения мусульман и христиан в Османской империи, которые притесняются равным образом. Это притеснение можно устранить только с помощью создания палаты депутатов из представителей всех народов страны, независимо от их национальности или вероисповедания. Авторы манифеста критиковали финансовую политику правительства и предлагали европейским странам оказать поддержку представителям «энергичной и умеренной» партии, возглавляемой Мидхат-пашой. Эта партия, заявлялось в Манифесте, с помощью хорошего управления создаст новую Турцию, которая сможет представить блестящие возможности для применения в ней иностранных капиталов.

Составителями манифеста называли Мидхат-пашу, Халиля Шериф-пашу и Одиян-эфенди. Действительно, многие из идей манифеста получили отражение в популярной работе Мидхат-паши «Турция. Ее прошлое, ее будущее».

Недовольство султаном созрело во всех слоях населения столицы, включая армию, к апрелю 1876 года. Султана обвиняли в том, что он, составив личное состояние, оценивающееся в 15 миллионов лир, ничего не потратил на народные нужды и не интересуется государственными делами. Именно в это время начались открытые демонстрации протеста.

10 мая 1876 года в Стамбуле около шести тысяч софтов (студентов, изучающих теологию) оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула, чтобы собраться на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Предполагалось, что они были организованы и профинансированы Мидхатом.

По требованию софтов султан заменил великого везира и шейхуль-ислама (главного муфтия) – на пост шейхуль-ислама был назначен Хайруллах-эфен-ди, а место великого везира занял Мехмед Рюштю-паша. Мидхат вернулся в правительство в качестве председателя Государственного совета.

Мидхат-паша открыто заявил о себе как о лидере конституционного движения. Стремясь к превращению Османской империи в конституционную монархию, он стремился заручиться поддержкой недовольных чиновников и армейской элиты, но более всего рассчитывал на многочисленную армию стамбульских софтов Чтобы привлечь их на свою сторону, Мидхат-паша утверждал, что видел во сне Пророка, который просил его позаботиться о спасении страны Он также ссылался на исторические примеры, обращаясь к истории мусульманских государств В это время лидер движения «новых османов» уже не скрывал своих взглядов, выражая их при любом удобном случае и в любой аудитории.

После того как Мидхат-паша окончательно убедился, что провозгласить конституцию при Абдул-Азизе будет невозможно, началась непосредственная подготовка дворцового переворота В заговор вошли военный министр Хю-сейн Авди-паша и начальник стамбульского гарнизона Редиф-паша Решение о свержении Абдул-Азиза было принято не сразу Вначале Мидхат-паша хотел принудить султана согласиться на введение конституции и только в случае неудачи пойти на замену монарха, ибо, как полагал руководитель заговора, в любом случае было бы нетрудно заменить Абдул-Азиза более «разумным» султаном, к примеру, принцем Мурадом.

В подготовке дворцового переворота участвовали многие высшие армейские чины, с помощью которых тайно собиралось оружие Когда в декабре 1875 года сгорел дом Хюсеина Авди, в столице распространился слух, что там был обнаружен большой склад оружия.

Заговорщики заручились поддержкой нового шейхуль-ислама, давшего разрешение на смещение великого султана Затем, перед рассветом, 30 мая 1876 года, дворец Долмабахче был окружен двумя батальонами со стороны суши и военными кораблями со стороны Босфора Мидхат-паша и его коллеги-министры встретились в военном министерстве, где шейхуль-ислам зачитал фетву о смещении султана на основании «умственного расстройства, уклонения от решения политических вопросов, использования доходов государства на личные цели и поведение в целом опасное для государства и общества» Министры принесли клятву верности его племяннику и наследнику Мураду V, который был заранее вызван из своих апартаментов.

На рассвете залп 101 орудия военных кораблей возвестил о смене султанов Абдул-Азиз не оказал никакого сопротивления, написав письмо об отречении и согласившись на заключение в старом дворце за Босфором Население Стамбула с энтузиазмом приветствовало этот бескровный государственный переворот, а один из министров назвал его «благоприятным событием», по своей значимости равным уничтожению янычар Мурад, прекрасно образованный и с острым интересом воспринимавший как западную, так и восточную культуры, к несчастью, страдал привязанностью к алкоголю Он стал подвержен умственным расстройствам и отреагировал со страхом и трепетом на неожиданное восшествие на трон Еще большее потрясение нервная система Мурада испытала несколькими днями спустя, когда Абдул-Азиз находясь в крайне возбужденном состоянии, покончил жизнь самоубийством он вскрыл артерию Положение осложнялось убийством, произошедшим прямо во время заседания кабинета министров Были убиты военный министр и министр иностранных дел Это убийство было совершено взбешенным армейским офицером из черкесов, отомстившим за насильственную смерть, как он считал, Абдул-Азиза.

Мурад, которому еще только предстояло быть опоясанным мечом Османа, стал неспособен появиться на публике или заниматься официальными делами.

Он подвергся медицинскому обследованию, в котором участвовали как турецкие, так и иностранные врачи, и диагнозом стало острое нервное расстройство, излечимое только с течением времени Ввиду остроты политического кризиса, как в стране, так и за рубежом, министры султана сочли себя обязанными, хотя и с некоторыми колебаниями, поставить вопрос о смещении в пользу более активного и дееспособного суверена Следующим по наследственной линии был младший брат Мурада Абдул-Хамид, человек еще неизвестных достоинств, который, подобно многим своим предшественникам, содержался в фактической изоляции.

Мидхат был делегирован своими министрами, чтобы навестить Абдул-Ха-мида и выяснить, не согласится ли тот действовать в качестве регента вплоть до выздоровления Мурада – ситуация, которой в истории османов не было прецедентов.

Мидхат посетил его с проектом новой конституции, составленной в начале этого года под наблюдением комитета, в работе которого приняли участие ряд государственных деятелей и представителей улемы по образцам бельгийской и прусской конституций девятнадцатого столетия, Абдул-Хамид поклялся оставаться верным трем условиям он обнародует конституцию, он будет править только через ответственных советников, он вновь назначит на эти посты дворцовых секретарей своего брата.

Абдул-Хамид II был провозглашен султаном Мурада перевели во дворец, расположенный вверх по Босфору, где он, находясь в неволе, дожил до начала XX века.

Конституция Османской империи была наконец обнародована в декабре 1876 года новым султаном, который до этого назначил Мидхата своим великим везиром Заключительный документ не полностью совпадал с тем, к чему стремился Мидхат Султан всесторонне изучил исходный вариант, подчеркивая необходимость строгого соблюдения священного закона, защищая свои собственные привилегии, избегая некоторых положений, низводя до неопределенных общих мест конкретные определения Мидхата и в завершение не проявив намерения положительно отнестись к быстрому утверждению конституционного правительства Эти отступления породили в будущем довольно большие проблемы.

Тем не менее принятие и обнародование султаном конституции выглядело достойной кульминацией столетия, основным содержанием которого были реформы Звенящим от волнения голосом Мидхат-паша, благодаря султана, провозгласил наступление «новой эры устойчивого процветания»

Абдул-Хамид никогда не сочувствовал конституционным взглядам, однако, стремясь получить власть, пошел на сделку Он воспользовался конституцией на константинопольской конференции в качестве фасада, за которым можно было предупредить и предотвратить разделение власти Как только конференция закончилась, султан тут же уволил Мидхат-пашу, вдохновителя разработки и составления конституции Мидхат-паша был немедленно препровожден на яхту султана и отправлен в изгнание в Италию По иронии судьбы, это действие было совершено в рамках самой конституции, в соответствии с включенной в последнюю минуту статьей, на которой настоял султан, направленной против сильной оппозиции, уполномочивая его «изгонять с территории империи тех лиц, которые в результате получения достоверной информации, собранной органами полиции, признаны в качестве опасных для безопасности государства».

Мидхат-паша провел в изгнании более полутора лет. Осенью 1878 года ему было предложено вернуться на родину. Возможно, это было связано с тем, что в Стамбуле имели место две попытки дворцового переворота.

20 мая 1878 года группа заговорщиков во главе с Али Суави попыталась освободить султана Мурада. Как сообщает один источник, следственная комиссия установила, что Али Суави намеревался учредить при больном Мураде регентство и регентом назначить Мидхат-пашу. По другим источникам, цель заговорщиков состояла в том, чтобы вновь сделать Мидхат-пашу великим ве-зиром. А вскоре был раскрыт заговор Клеанти Скальери, ставившего также своей целью возвращение престола низложенному султану Мураду.

Еще в апреле 1878 года, незадолго до попытки дворцового переворота, организованного Али Суави, Абдул-Хамид поставил своей целью расправиться с людьми, участвовавшими в свержении Абдул-Азиза, и лишить Мурада всякой возможности вновь занять престол. Он издал указ о проведении расследования, в задачу которого входило выяснение имен военных и степень их участия в свержении Абдул-Азиза. В течение года султану было представлено три списка лиц, участвовавших в свержении, с указанием занимаемых ими постов. Именно к этому периоду следует отнести, по-видимому, появление у Абдул-Хамида плана проведения судебного процесса над лицами, участвовавшими в свержении Абдул-Азиза, в числе которых едва ли не первое место отводилось Мидхат-паше.

В то время, когда возвращенный на родину Мидхат-паша приступил к исполнению обязанностей губернатора Сирии, Абдул-Хамид занимался расследованием вопроса о том, кому было поручено нести охрану дворца Ферийе, где содержался низложенный Абдул-Азиз.

Некоторые из приближенных Абдул-Хамида, особенно чутко улавливающие его настроения, составили докладную записку на имя султана с целью убедить его в том, что Абдул-Азиз, по всей вероятности, был убит. И во дворце началось расследование, в результате которого в убийстве Абдул-Азиза обвинили четырех человек, назначенных в свое время для его охраны: Пехливана Мустафу, Хаджи Мехмеда, Джезаирли Мустафу и Фахри-бея, остававшегося секретарем Абдул-Азиза и после его свержения. Из тех же, кто играл видную роль в дворцовом перевороте 30 мая 1876 года, многих обвинили в соучастии в убийстве. Среди последних были Мехмед Рюштю-паша, Мидхат-паша, Дамад Нури-паша, Дамад Махмуд-паша и бывший шейхуль-ислам Хайруллах-эфен-ди Одновременно во дворце шло составление версии убийства, согласно которой приказ об убийстве был отдан султаном Мурадом и его матерью через доверенное лицо – Сейид-бея Дамаду Махмуд-паше и Дамаду Нури-паше, в свою очередь якобы отдавших соответствующие распоряжения Пехливану Мустафе, Хаджи Мехмеду и Джезаирли Мустафе. Согласно этой версии, о плане убийства был извещен и Фахри-бей, который провел во дворец Ферийе названных лиц. Утверждалось, что именно эти лица и совершили убийство, вскрыв ножом вены на руках Абдул-Азиза.

Первое, что обращает на себя внимание в этой версии, – имена высокопоставленных обвиняемых, принимавших участие в свержении Абдул-Азиза. Это наводит на мысль, что одной из главных целей готовившейся судебной расправы было стремление Абдул-Хамида обезопасить себя от возможности новых дворцовых заговоров и окончательно укрепить свою власть. Тот факт, что в число обвиняемых вошел и Мидхат-паша, свидетельствует о том, что важное место в замыслах Абдул-Хамида отводилось задаче устранения политического лидера конституционного движения.

Версия убийства была составлена на основании показаний слуг Абдул-Азиза. Один из них, Рейхан-ara, после нескольких предварительных допросов дал показания, которых от него, по всей вероятности, добивались. Согласно этим показаниям, он и еще двое слуг видели, как совершалось убийство. Вместе с тем другой слуга Абдул-Азиза, находившийся при нем едва ли не до последнего мгновения, настаивал на версии самоубийства, отрицая, что кто-либо входил в комнату низложенного султана. Тем не менее весной 1881 года было решено приступить к официальным допросам обвиняемых.

Судебный процесс над убийцами Абдул-Азиза начался 27 июня 1881 года в специально для этой цели сооруженном павильоне, в саду дворца, резиденции султана Абдул-Хамида В министерстве юстиции были напечатаны специальные пригласительные билеты, в которых указывалось имя и род занятий приглашенного. В особой инструкции коменданту дворца указывалось на необходимость строгого контроля над приглашенными в суд и на принятие надлежащих мер в целях предотвращения возможных беспорядков около здания суда.

Суд вынес приговор. Пехливан Мустафа, Джезаирли Мустафа, Хаджи Мех-мед и Фахри-бей были признаны виновными в преднамеренном убийстве, а Мидхат-паша получил смертный приговор как соучастник убийства. Но благодаря вмешательству общественности смертный приговор Мидхат-паше заменили на пожизненное заключение в одной из арабских крепостей, где он был убит в 1884 году.