На карту мира, где обозначена утопия, не стоит даже смотреть, ведь она игнорирует страну, к которой человечество неустанно стремится.

Оскар Уайльд

Каждый из нас однажды слышал термин "утопия". Сегодня в фантастическом жанре утопии часто пишут книги и снимают фильмы. Что такое утопия и какие признаки она имеет? Как появился этот термин? Читайте.

"Рождение" утопии

Термин происходит от древнегреческого и означает "место, которого нет" (u topos). По другой версии, утопия переводится с греческого как "лучшее место" (eu topos). Сегодня так называют жанр литературы, близкий к научной фантастике. В подобных книгах автор приводит описание идеального, по его мнению, общества и общественного строя. Веками известно, что это такое - утопия, но само слово получило распространение благодаря Томасу Мору.

В 1516 году писатель и философ Томас Мор написал книгу на латинском языке. Книга отличалась невероятно длинным названием, что в литературе встречается нечасто. Она называлась "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Сокращенно ее называли просто "Утопия". Это слово вскоре стало использоваться для описания книг подобного жанра.

Мор поделил свое произведение на два тома. В первом он осуждает общественный порядок того времени. Писатель упрекает королевский деспотизм, разврат духовенства, выступает против смертной казни. Второе представляет собой откровение автора, скрытое ширмой фантастического сюжета. Обе книги совершенно разные, но логически неотделимы друг от друга.

Однако Томас Мор не первый употребил этот термин. Он был известен еще античным философам. Например, слово встречается у Платона в его трактате "Государство", где он описывает идеальную, по его мнению, державу. В качестве прототипа Платон использовал политическое устройство Спарты, но при этом устранил отрицательные черты этого государства - нехватку граждан, некоторые излишне жестокие законы, повальную коррупцию (здесь даже цари брали взятки).

То есть утопия показывает нам картину идеального мира, в котором все счастливы. Мира, появление которого теоретически возможно в будущем, однако крайне маловероятно. Здесь нет нищеты, безработицы, страданий.

Вот что такое утопия в литературе. Повести и романы этого жанра всегда играли важную роль в оценке будущего и формировании сознания читателя. Утопия показывает различные варианты грядущего, рисует дальнейшее движение общества. Эта ее функция сохранилась и сегодня, однако несколько трансформировалась в научную фантастику. Теперь пишут о технологиях и возможностях, которые могут быть доступны человечеству в будущем - жизнь на других планетах и т.д. При этом утопии свойственна острая критика современного общественного строя, несогласие автора с ним.

Утопия и антиутопия

Рассмотрев, что такое утопия и каково значение ее, перейдем к еще одному термину - антиутопия. Под этим словом понимают государственный устрой, основанный на негативных факторах. То есть он отрицает возможность существования утопии, показывая, какой катастрофой обернется стремление к ней. При изначальной тенденции общества к идеалу формируется его полная противоположность.

Синоним антиутопии - дистопия, что означает "плохое место" (от греч dis topos). Определение слова "утопия" имеет однозначный ответ - это несуществующее место.

Главные герои антиутопических произведений противопоставляют себя режиму. Подобных примеров в литературе сотни. Самые известные истории этого жанра - "451 градус по Фаренгейту" (Р. Брэдбери), "1984" (Дж. Оруэлл), "Голодные игры" (Коллинз) и многие другие.

Утопия и христианство

Литераторы считают христианство самой грандиозной утопией. Ведь заповеди Божьи учат нас не воровать, не убивать, не завидовать, уважать близких своих и относиться ко всем как к равным. Если бы все следовали библейским заповедям, это привело бы к образованию идеального общества.

Впрочем, утопические мотивы встречается во всех религиях нашего мира. Кроме этого их можно также найти в мифологии разных народов и даже в сказках, как народных, так и авторских.

История утопии

Утопия в сознании человечества присутствовала с древних времен. Однако тогда люди относили ее к прошлому, а не к будущему. Это были легенды о счастливых странах, существовавших когда-то. Взять, к примеру, страну Гиперборею, в которую верили древние греки, Беловодье, Опоньское царство, встречающиеся в русских сказаниях. В сущности, все мифы, предания и сказки были основаны именно на утопических мотивах.

Определение термина "утопия" сформировалось благодаря трудам древнегреческих философов. Среди них особенно выделился Платон с его "Государством".

Возрождение жанра

Утопический жанр позднее возродился благодаря Томасу Мору. Он отличился от античных философов тем, что искал решение проблемы общественного строя тех времен на стыке социологии, политики, философии. Он верил, что достичь того будущего, о котором писал, можно путем радикального переустройства общества. А начать нужно с появления справедливых законов, понятиях о равенстве и братстве.

Мор стал родоначальником так называемой социальной утопии. Ее создатели верили, что изменение будущего возможно, если приложить достаточно усилий.

Еще один известный представитель этого жанра - Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Также в жанре утопии работали Оуэн, Морелли, Сен-Симон, Мюнцер.

Начиная с 18-го века в Европе появился так называемый государственный роман, который рассказывал о путешествиях героев по утопическим странам. Эти романы в большинстве своем содержали подробное описание государственного строя данных держав.

Улучшить или уничтожить?

На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями. Одна из наиболее жестких мер по изменению мира была предпринята социалистами и фашистами в 20-м веке. Особенно отличились те, кто мыслил слишком радикально, - коммунисты и нацисты.

После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было. Во всех книгах, написанных в жанре утопии, общество является серой массой, которая слепо следует установленному порядку. Индивидуальностью личности оно поступается ради сытой и спокойной жизни. Но правильно ли это?

Отличительные черты утопии

Классификация отличительных черт утопии выглядит следующим образом:

  1. Присутствие некоей другой действительности, изолированного мира с собственной системой управления. Обычно в утопических произведениях нет временной протяженности. Общество, созданное автором, словно застыло в неподвижности.
  2. Исторические предпосылки не интересуют авторов. Они создают собственный мир, не опираясь на ограниченность реального мира. Именно поэтому для читателя утопия - это нечто несбыточное, ведь она не имеет конструктивной основы. Все здесь создано на воображении писателя. Однако некоторые книги подобного жанра все же содержат подробное описание того, как именно придти к совершенному порядку, описанному в произведении.
  3. Утопия лишена любых внутренних конфликтов. Люди подчиняются системе и довольны ею. Но при этом полное единомыслие делает их сплошной серой массой, лишенной индивидуальности.
  4. В романах этого жанра чаще всего отсутствует сатира, так как описание мира противопоставляется реальности.

Несмотря на то что определение утопии - это нереальный мир, созданный воображением писателя, философ Н.А. Бердяев считал иначе. Он утверждал, что утопия - это один из вариантов развития будущего. Она может быть более чем реальна. К тому же, писал Бердяев, человеческая природа такова, что вера в лучшее ей необходима во всех сферах жизни. Сегодня даже архитекторы разрабатывают проекты, которые можно смело назвать утопией. На фото - один из них, небесный город будущего.

Но несмотря на популярность утопических книг, критика сопровождает жанр на протяжении всей его истории. К примеру Джордж Оруэлл, один из самых известных писателей-утопистов ("Скотный двор"), был уверен, что подобные книги безжизненны, лишены индивидуальности. Сам он писал в жанре антиутопии. Все утопии, говорит Оруэлл, совершенны, но лишены истинного счастья. В своем эссе писатель приводит мнение одного литератора-католика. Тот утверждает, что теперь, когда человечество способно создать утопию, перед ним предстает другой вопрос: как ее избежать?

Виды утопии

Различают две разновидности утопии:

  1. Технократическая. То есть социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса.
  2. Социальная, которая предлагает решение проблемы через изменение общественного строя.

Утопия и научная фантастика

Мнения литературоведов об утопии и научной фантастике разнятся. Одни считают, что они тесно связаны между собой, но относятся к разным жанровым категориям. Другие уверены, что классическая утопия трансформировалась в научную фантастику под гнетом современности. Ведь многие произведения писателей-фантастов либо представляют собой романы-утопии, либо выполняют их функцию - изображение мира, противоположного нашему. К примеру, "Туманность Андромеды", "Час Быка" Ефремова, а также "Полдень, 22-й век" братьев Стругацких.

А вот во второй половине 80-х годов появляются две антиутопии, которые характеризуют будущее как полную катастрофу. Это "Невозвращенец" Набокова и "Москва-2049" Войнича. При этом сами произведения очень разные. Первая представляет собой мрак и ужас, вторая наполнена безудержной фантазией автора и сатирой. Это подтверждает, что утопия как жанр продолжает жить в литературе.

Заключение

Сегодня мы обсудили, что такое утопия. Значение этого термина описано выше. В современной литературе жанр остается популярным и востребованным. Утопические произведения все чаще пополняют полки книжных магазинов. Идеальные миры по-прежнему живут лишь в литературе.

Формулировка задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся (проверяемая, непроверяемая) гласная корня.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 8 (Правописание корней).

Теорию для выполнения задания можно изучить в статье Правописание корней . Рассмотрим, как решаются подобные задания на примерах.

Пример задания 1:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня:

  1. осв...щение
  2. несг...раемый
  3. м...стерская
  4. пром...хнуться
  5. закр...пление
  • осв...щение – корень св...щ не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово свЕт => освещение
  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • м...стерская – корень м...стер не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово мАстер => мастерская
  • пром...хнуться – корень м...х, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово промАхиваться => промахнуться
  • закр...пление – корень кр...п, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово закрЕпит => закрепление

Таким образом, только в слове несгораемый выделена безударная чередующаяся гласная корня.

Ответ: несгораемый

Пример задания 2:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:

  1. несг...раемый
  2. ст...рожить
  3. обж...гающий
  4. пор...сль
  5. к...нфорка

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • ст...рожить – корень ст...рож не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово стОрож => сторожить
  • обж...гающий – корень является чередующимся ЖИГ/ЖЕГ, так как после корня есть суффикс А, то в корне пишется И => обжигающий
  • пор...сль – корень р...с является чередующимся РОС/РАСТ/РАЩ, в РОС всегда пишется О => поросль
  • к...нфорка – корень к...нфорк не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => конфорка

Таким образом, только в слове сторожить выделена безударная проверяемая гласная корня.

Ответ: сторожить

Пример задания 3:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня:

  1. д...льнейший
  2. тр...туар
  3. р...внинный
  4. сх...матический
  5. экз...менатор

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • д...льнейший – корень д...ль не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово дАль => дальнейший
  • тр...туар – корень тр...туар не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => тротуар
  • р...внинный – корень р...вн является чередующимся РОВН/РАВН, так как прилагательное образовано от исключения равнина, пишем букву А => равнинный
  • сх...матический – корень сх...м не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово схЕма => схематический
  • экз...менатор – корень экз...мен не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово экзАмен => экзаменатор

Таким образом, только в слове тротуар выделена безударная непроверяемая гласная корня.

Ответ: тротуар

Утопия - разновидность фантастики, но фантастики особого рода, которая была связана с прогнозированием развития общества, поскольку включала в себя ответ не только на вопрос, каким должен быть мир и как его изменить, основы ее социальной совершенства. Поэтому утопия представляла собой или альтернативные настоящему идеальные модели общества, или показывала перспективы развития тех или иных идей и теорий. Кроме того, специфика утопии заключалась в том, что писатель сосредоточивал внимание не на фантастическом описании технических изобретений новейшей цивилизации и т. д., а на картинке общества как социальной системы, которая соответствовала идеалам художника. Утопия - абстрактная модель идеальной социальной системы, которая соответствовала представлениям писателя о гармонии человека и мира.

В утопиях изображался мир, который споглядався с безопасной дистанции и был населен «чем-то нереальным, далеким». В антиутопіях свет подавался с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и представляли себя в качестве «ближних».

Классическая антиутопия характеризовалась абстрактністю, художественной моделью идеального общества, установкой на результат социального развития, принципом пространственно-временной символичности, повышенной эмоциональностью стиля. В отличие от утопии, антиутопия была больше связана с действительностью, в изображении которой прослеживались социальные и хронологические приметы. Мир будущего в антиутопии был представлен хуже, чем настоящий, тот, который критиковали. Антиутопия показала картину трагической реальности, апокалиптического бытия, поэтому если утопия представляла собой позитивную модель социальной системы, то антиутопия подала тотальное отрицание и действительного и возможного варианта будущего.

Фантастика составляла основу поэтики антиутопии, но не любое фантастическое произведение считался антиутопией. Фантастика выполняла в антиутопии две функции: помогала раскрыть несовершенство существующего порядка и отрицательные последствия тех или иных общественных процессов.

Антиутопия была антиутопией вне связи с реальностью и социальной проблематикой, поскольку критиковала изображения государственной системы, которая противоречила принципам подлинного гуманизма. В ней выражался протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения личности. Авторы анти - утопий, опираясь на анализ реальных общественных процессов, с помощью фантастики пытались предсказать их развитие в будущем, предупреждая тем самым об опасных последствиях существующего порядка.

Таким образом, утопия и антиутопия имели общность прежде всего в своем генезисе. Они появились в связи с необходимостью осознания существующего общественного устройства и прогнозирования его в будущем. их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых были такие: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие и другие, которые имели философский характер. Писателей волновал вопрос общего порядка: могла или не могла другая система предоставить человеку возможность для достижения свободы, счастья, плодотворного труда, какими были принципы ее организации, отвечала она гуманистическим идеалам. Существенной особенностью утопии и антиутопии стало то, что они смоделировали определенный тип государственного устройства. Эта художественная реальность была наделена собственной ценностью, завершенностью, системностью. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентировались на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния людей и взаимоотношений между ними в тех или иных условиях.

Важным признаком утопии и антиутопии был их прогнозируя характер. Они нацеливали на реальность, которую необходимо было менять, указывали, как проводить эти изменения. Однако утопия и антиутопия отличались целевой установкой, характером заложенных в них конфликтов, соотношением реального и фантастического, своеобразием поэтики.

Утопия всегда была связана с вымыслом, мифами разного рода, поскольку она выражала мечту, надежду на лучшее будущее. Целью антиутопии было раскрытие настоящих противоречий жизни, освобождения от ложных мифов.

Антиутопия - это антижанр, особый вид литературного жанра, или, как его иногда называли, «пародийный жанр, который характеризуется соответствием его образцов определенной традиции, набором конвенциональных способов и интерпретаций». Специфика антижанрів установила пародийное отношение между антижанровими произведениями и произведениями, которые высмеивали традиции другого жанра. В классическом варианте антижанрові произведения были созданы по традициям предыдущих образцов антижанру. Они имели классические тексты и образцы (например, пародии на эпос «Дунціада» - это сатира на ничтожность и глупость английского поэта А. Пона). Но эти произведения не обязательно последовали эти образцы. Антижанри могли развиваться в традициях иллюзии к пародийного текста, но который принадлежал к данному жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М. Сервантеса был образцом антиутопии.

Если к утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисное время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопического роман - это роман, в котором было раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка. Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где бы было счастье для всех.

Признаки антиутопии:

Изображения определенного общества или государства, их политической структуры;

Изображение действия в далеком будущем (предполагалось будущее);

Раскрытие мира с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и были представлены в качестве ближних;

Показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, невелювання личности;

Рассказ от лица героев в форме дневника, заметок;

Отсутствие описания домашнего жилья и семьи как места, где царили свои принципы и духовная атмосфера;

Присущие жителям антиутопічних городов рис рационализма и запрограммированности.

Антиутопия - это очевидная современность часто карикатурно заостренных идей, критический пафос в оценке негативных тенденций действительности. Это и элемент фантастического, что вырастал из реальности, из современных авторам фактов, событий, процессов общественной, политической, духовной жизни; это и ироническое пародирование нежиттєвих и угрожающие, по мнению авторов, идей и представлений об идеальном обществе и идеально счастливого человека. Вместе с тем это и сила пророческого и универсального понимания главных тенденций развития общества, эволюции человека и всего человечества; это вера в то, что человек может развиваться только свободно, естественно, путем эволюции, а не по теориям, пусть самых светлых умов, тем более не по приказам всесильных тиранов; что в конечном итоге должна была победить не универсальная умственная конструкция идеальной жизни, а здравый смысл и естественные человеческие чувства и потребности.

Художественные утопии и антиутопии обращались прежде всего к разуму, а не к душе читателей. Однако это не их недостаток, а жанровая особенность, заложенный в них жизненный план, основной принцип.

Философ Леонид Ионин точно определил одну из главных черт антиутопии: «Железную логику утопий они «наваяли» на человеческую психологию. И оказалось, что эта логика нечеловеческая, или, если хотите, античеловечная. По точно рассчитанным орбитам в прекрасном будущем мире должны механически двигаться безликие человеческие единицы, унифицированные существа, бессодержательные «функции» социологических изменений. В старых утопиях - у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у Кампанеллы - живых людей не было».

Если для утопии был характерен утверждающий пафос, то для антиутопии определяющим стал отрицающий. Устанавливая общие, типовые черты антиутопии, нельзя не отметить замечательное жанрово-стилевое разнообразие произведений этого рода.

Если взять за основу классификации своеобразие фантастики, которая была основным средством, отрицал утопическую мечту, абсурдную действительность и доминанту поэтики антиутопии, то можно условно выделить такие разновидности жанра:

а) социально-фантастическая антиутопия (Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);

б) научно - фантастическая антиутопия (Г. Булгаков «Роковые яйца»);

в) антиутопия - аллегория (Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);

г) историко - фантастическая антиутопия (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін «Репетиция в пятницу»);

д) антиутопия - пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);

е) роман - предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Эта классификация достаточно условна, поскольку в рамках одного произведения нередко присутствовали элементы всех других видов. Вместе с тем указанные виды антиутопии дали возможность выявить некоторые тенденции в развитии жанра, возможно, они стали более устойчивыми и привели к созданию новых жанровых разновидностей в дальнейшем.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

    -ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

    -КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

    -ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

    -ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

    -КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

    -НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

    примин ать - примя ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

    -ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

    -ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

    -ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

    -МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

    -СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

    -ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА- кос нулся – кас ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова -МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

    промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

    заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

    «А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

    (Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
    4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание :

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.