Источник информации документ с официального сайта ФИПИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по БИОЛОГИИ

Проведенный качественный анализ ответов экзаменуемых позволил определить круг проблем, связанных с освоением определенных элементов содержания, выявлением затруднений и типичных ошибок, повторяющихся из года в год. В целях более эффективной организации преподавания курса биологии и подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии рекомендуем обратить внимание на ряд содержательных и организационных аспектов в построении учебного процесса.

Во-первых , следует провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам экзамена 2017 г. Для этого необходимо воспользоваться результатами, представленным в разделе 4 данного отчета, а также познакомится результатами анализа, предоставленными региональными комиссиями субъектов РФ.

Во-вторых , в целях преодоления возникших затруднений и получения более высокого результата в 2018 г. педагогическому работнику (учителю биологии) необходимо максимально глубоко проработать с выпускниками следующие дефиниции: методы изучения живой природы, селекции и биотехнологии; биологическую терминологию и символику; химический состав клеток; особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена, фотосинтез, хемосинтез; хромосомный набор соматических и половых клеток; фазы митоза и мейоза; закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости; онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений; основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных; строение сенсорных систем, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека; внутренняя среда организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека; признаки различия и родства человека и животных; движущие силы эволюции и их значение; приспособленность организмов к среде обитания; направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии растений и животных; экосистема и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах; функции живого вещества планеты; круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе; глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

Для получения максимальных баллов выпускникам при подготовке к экзамену следует обратить внимание на овладение ими общеучебными и предметными умениями, а именно: знать и понимать: сущность взаимодействия генов; закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; размножения и индивидуального развития растений; гетерозиса; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; процессов жизнедеятельности как целого организма человека, так и отдельных систем органов; строение и признаки вирусов; получение полиплоидов и отдаленных гибридов, а также уметь объяснять: роль биологических теорий, законов; общность происхождения живых организмов; эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, причины эволюции видов; уметь: устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции; сравнивать биологические процессы и явления; фазы митоза и мейоза; распознавать и описывать биологические объекты; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

В-третьи х, перед началом подготовки следует очень внимательно отнестись к отбору учебной литературы. Желательно познакомить выпускников со всеми учебниками, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ для основной и старшей школы, как базового так и профильного уровня. Хотя подготовка ведется, как правило, по ограниченному количеству учебников, однако следует обращать внимание выпускников на изложение одних и тех же тем разными авторами. В ряде случаев дополнительные учебники и пособия могут использоваться и как источники примеров и аргументов при объяснении того или иного процесса или явления.

В-четвертых , на уроках и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить системное освоение выпускниками основного содержания курса биологии (базовый и профильный уровни) и научение оперированию разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Для этого следует запланировать регулярные мониторинги по отработке отдельных умений в рамках как изучения текущего содержания, так и повторения пройденного материала.

В-пятых , реализуя собственную рабочую программу и организуя работу с учебной литературой, следует обращать пристальное внимание на материал, который традиционно вызывает затруднения у многих выпускников, и тщательно прорабатывать его.

В-шесты х, в целях достижения высоких результатов на экзамене в учебном процессе рекомендуется постепенно увеличивать долю самостоятельной работы выпускников, как на уроке, так и во внеурочное время, акцентировать внимание на выполнение исследовательских, практических заданий. Для выработки умений решать задачи по цитологии и генетике нужно отрабатывать алгоритмы их решения.

В-седьмых , при проведении в различных формах текущего и промежуточного контроля в учебном процессе следует широко использовать качественные задания разных типов. Так, не стоит забывать о заданиях с выбором одного правильного ответа. При верной организации работы с подобными заданиями можно успешно проводить текущий контроль. Особое внимание следует уделять заданиям, которые представлены в действующих вариантах ЕГЭ: множественный выбор (с рисунком или без него); установление соответствия (с рисунком или без него); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; решение биологических задач по цитологии и генетике; дополнение недостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализ информации, представленной в графической или табличной форме, а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно и кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

Для непосредственной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ рекомендуется использовать тренировочные и методические материалы, разработанные с участием членов рабочей группы федеральной комиссии по биологии ФИПИ, поскольку не все пособия дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах.

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. В целях расширения проверяемого содержания и предметных умений в существующие линии части 2 предполагается включение заданий с новыми сюжетами. Примеры таких заданий представлены в демоверсии. С учетом результатов ЕГЭ 2017 г. изменен уровень сложности некоторых линий, повлекший корректную модификацию в соотношении заданий базового, повышенного и высокого уровней.

В 2017 г. принята новая модель КИМ ЕГЭ по биологии, направленная на увеличение разнообразия проверяемых аспектов биологической подготовки выпускников.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации. Оптимизирована структура экзаменационной работы:

1. Уменьшено с 40 до 28 количество заданий в экзаменационной работе.
2. В части 1 предложены задания новых типов, существенно различающиеся по видам учебных действий: на заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, на нахождение ошибок в рисунке, на анализ и синтез информации, на анализ графиков и таблиц со статистическими данными.
3. Незначительно уменьшено максимальное количество первичного балла: с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
4. Увеличено с 180 до 210 мин время на выполнение работы.

В части 2 количество и типы заданий с развёрнутым ответом остались без изменения – 7 заданий.

Особый акцент сделан на сформированность способов деятельности: овладение методологически-ми умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, овладение умениями решать биологические задачи. Проверка умений работы с информацией биологического содержания осуществляется через представления её различными способами (в виде текстов, рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

В 2017 г. из экзаменационной работы ЕГЭ по биологии планируется исключить все задания с выбором одного ответа. Это объясняется наличием в них следующих существенных недостатков: однообразие формы представления проверяемого содержания, не-возможность создания заданий проблемного или творческого характера; отсутствие потенциала по проверке у обучающихся умений практического характера; затруднение по выявлению у участников ЕГЭ истинных пробелов освоения содержания. Значимым недостатком заданий с выбором одного ответа также является присутствие элемента случайности, угадывания верного ответа.

Как показал сравнительный анализ результатов ЕГЭ за последние два года, сокращение в экзаменационной работе количества заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25 не повлекло заметного снижения результатов ЕГЭ. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов, сохраняется примерно на одном уровне, в пределах статистически допустимых погрешностей.

Существенная модернизация по форме и структуре КИМ потребовала скорректировать подходы к построению экзаменационной работы, включение заданий нового формата.

В части 1 экзаменационной работы нового формата сохранены только задания с кратким ответом, однако увеличено их количество, и в ряде случаев существенно изменена форма их предъявления по сравнению с предыдущими годами. Известно, что задания с кратким ответом позволяют не только проверить больший объём содержания учебного предмета, но и самое главное, предусмотреть оценку общеучебных и предметных умений (сравнение, обобщение, классификация, систематизация, объяснение, решение учебных и практических задач и др.), что соответствует современным тенденциям развития общего образования.

Наряду с сохранением имеющихся заданий появились новые биологические задачи, расширился спектр заданий с рисунком.

В качестве примера модернизированного задания приведём задание 3 (здесь и да-лее приведены задания из проекта демонстрационного варианта КИМ).

Это расчетная биологическая задача. Задание создано на базе традиционных для КИМ ЕГЭ по биологии заданий с выбором одного ответа. В новой редакции, участник ЕГЭ, основываясь на знаниях генетической информации и хромосомного набора соматических и половых клеток, самостоятельно проводит все необходимые расчёты.

В качестве примера задания по работе с рисунком приведём задание 4.

Особенностью данной модели задания является то, что аттестуемому предлагается по «слепому» изображению объекта (подписи к рисунку отсутствуют) вывести два его характерных признака. Причём один из приведённых в задании признаков проверяет знание морфологии объекта, тогда как второй − знание свойств или функций. Подобные задания проверяют помимо умения работать с визуальной информацией знания в области клетки и её жизнедеятельности.

Наряду с известными или модернизированными типами заданий в экзаменационную работу включены совершенно новые задания, проверяющие освоение понятийного аппарата посредством заполнения пропусков в схемах, таблицах, на работу с графиками, таблицами, гистограммами и др. Все они направленны на усиление деятельностной основы и делают экзаменационную работу более практико-ориентированной.

В качестве примера таких заданий может служить задание 1.

Данное задание позволяет проверить не только знание понятийного аппарата курса биологии, но и умение устанавливать соподчиненность и иерархичность терминов (понятий), а также их внутреннюю логическую связь.

Рассмотрим примеры заданий (задание 21) на работу с информацией, представлен-ной в графической или табличной форме, задание на анализ результатов исследований.



Представляется, что с помощью таких заданий можно обеспечить проверку сформированности у выпускников основ целостной научной картины мира и умения анализировать, оценивать и обобщать научную информацию.

Новая модель КИМ ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью ОГЭ 9 по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМ в 2017 году, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по про-граммам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ. Они могут стать основой для подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии в наступающем учебном году.

В качестве примера преемственности может служить задание 9.

В ОГЭ, с помощью подобных заданий, проверяются знания строения, жизнедеятельности и значение животных и растительных организмов. В новой модели КИМ ЕГЭ к этим объектам добавятся бактерии и вирусы.

В целом в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 г. объектами контроля, как и в прежние годы, служат знания и умения, составляющие инвариантное ядро содержания курса биологии основной и средней школы, его разделов «Растения», «Бактерии, грибы, лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Эти разделы представлены в Кодификаторе в виде семи содержательных блоков и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2017 г. по биологии.

Биология – это довольно обширная область знаний, которая включает в себя строение и различные процессы, как в человеке, так и животных и растениях. В связи с этим, для успешного преодоление итогового экзамена необходимо владеть обширным кругом знаний. При том, что строение организмов различных видов и классов похожи, у них есть и различия, которые необходимо точно помнить, отвечая на тестовые вопросы. В связи с такой сложностью ЕГЭ по биологии необходимо готовиться ещё тщательнее.

Способы подготовки к ЕГЭ по биологии

К любому ЕГЭ есть множество способов подготовиться. Отличаются между собой лишь языковые технические и гуманитарные предметы. Но основные направления подготовки сохряняются. Так что ЕГЭ по биологиине должно выпадать из общего курса подготовки к единому экзамену. Необходимо комплексно подходить к данному вопросу.

Не стоит забывать о школьных занятиях. В целом, школа может неплохо подготовить ребёнка к экзамену. Всё зависит от его способностей, памяти и психики. Поэтому не стоит списывать школу со счетов при подготовки к тяжелому ЕГЭ по биологии.

При выборе курсов подготовки к ЕГЭстоит обратить внимание на отзывы и время существования конторы. Если курсы открылись недавно, то у них меньше опыта и есть вероятность обмана или закрытия курсов на полпути подготовки. Но к молодым курсам подготовки к ЕГЭ можно обратиться, если они заманивают низками ценами и у них отсутствует предоплата. Но всё же внимательно побеседуйте с преподавателями и решите: смогут ли они вас подготовить к ЕГЭ. На результатах ЕГЭ экономить не стоит, но нельзя же полностью отказываться от услуг молодых специалистов. Главное не потратить свои средства впустую.

Репетиторы по биологии смогут подтянуть уровень знания, в том числе помогут готовиться к ЕГЭ. Но выбирать репетитора надо тщательнее, чем курсы подготовки. Курсы получили государственную лицензию и прошли проверки, в то время как частным репетиторством может заниматься любой желающий. Так что поищите отзывы и рекомендации, прежде чем начинать платить такому специалисту. Ведь ваше время ограничено, и тратить его впустую не стоит. Так что лучше потратить пару дней на поиски хорошего специалиста, чем заниматься с тем, кто не может научить важным вещам.

Пробные онлайн тесты ЕГЭ по биологии

На образовательном портале сайт размещены пробные варианты ЕГЭ по биологии, которые доступны всем посетителям. На нашем сайте, можно пройти тест неограниченное количество раз, без каких либо временных рамок. Это позволит выявить пробелы в знаниях и заняться их устранением. Так что не стоит забывать про самоподготовку. Ведь тренировочные ЕГЭ погружают вас в атмосферу тестового экзамена, делая его более привычным. Повторение тестов поможет избавиться от стресса на самом ЕГЭ, а это повысить итоговую оценку. В стрессом состоянии память работает хуже и возможны ошибки. По этой причине каждому будет полезно уделить время для самостоятельной подготовки с помощью онлайн тестов ЕГЭ по биологии на образовательном портале Uchistut.ru.

В ЕГЭ 2017 г. по биологии приняли участие 111 748 человек, что несколько меньше, чем число участников экзамена в 2016 г. (126 006) и 2015 г. (122 936). Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку выпускных экзаменов по выбору.

Экзамен выбирают мотивированные на биологию участники ЕГЭ, поступающие в медицинские вузы, ветеринарную и сельскохозяйственную академии, психологические и биологические факультеты педвузов и университетов, институты физической культуры и спорта.

Средний тестовый балл ЕГЭ по биологии 2017-2015 год

Источник информации документ с официального сайта ФИПИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по БИОЛОГИИ

В 2017 г. средний тестовый балл составил 52,57 и оказался на 0,6 выше, чем в 2016 г. (51,97), но на 1,07 ниже по сравнению с 2015 г. (53,64). Незначительное увеличение среднего тестового балла может быть связано прежде всего с изменением контингента участников основного периода ЕГЭ, в котором отсутствовали выпускники прошлых лет, чьи результаты, как правило, оказывались существенно ниже, чем результаты выпускников текущего года.

Полученные данные свидетельствуют о том, что изменение модели КИМ не привело к изменению общего уровня сложности работы.

Минимальный тестовый балл в 2017 г., как и в предыдущие годы, составил 36 баллов, а первичный – 16 баллов. В 2017 г. доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального балла, составила 17,97% (в 2016 г. – 18,35%).

Сокращение на 2 максимального первичного балла с сохранением минимальной границы свидетельствует о повышении требований к качеству биологической подготовки участников ЕГЭ. В 2017 г. выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 75 участников, что на 14 человек больше, чем в 2016 г.

Доля 100-балльников в течение нескольких лет сохраняется приблизительно на одном и том же уровне, что свидетельствует о сопоставимой сложности КИМ ЕГЭ разных лет.

В 2017 г. общая доля участников по РФ, получивших выше 80 тестовых баллов, составила 6,54%, что сопоставимо с результатами 2016 г (7,16%). Незначительное уменьшение (на 0,7%) доли высокобалльников (в диапазоне 81–100) может быть связано прежде всего с изменением модели и общим улучшением измерительных свойств КИМ ЕГЭ по биологии, а также с расширением спектра контроля знаний и умений участников ЕГЭ. Полученные данные свидетельствует как о достаточном уровне сложности новой модели КИМ по биологии, доступности ее выполнения, так и о достаточно серьезной подготовке к экзамену высокомотивированных выпускников.

В то же время по сравнению с 2016 г. доля участников, набравших менее 20 тестовых баллов (3,21%), увеличилась на 0,85%, что объясняется отсутствием заданий с выбором одного верного ответа, где была возможность случайного угадывания правильного ответа. Кроме того, доля участников, набравших тестовые баллы в диапазонах 41–60 и 61–80, составила 37,3% и 27,91% соответственно, что несколько выше (на 0,9% и 1,8%), чем в 2016 г. Это можно объяснить улучшением среднего уровня биологической подготовки участников ЕГЭ.

В 2017 году ЕГЭ по биологии ждут большие изменения. Предстоящая реформа проводится в соответствии с планами министерства образования, обнародованных еще несколько лет назад. Цель реформирования – уйти от привычной тестовой системы, которая, по словам самих чиновников, дает достаточно ненадежные результаты. И в 2017 году биология стала очередным предметом, из которого убирают все вопросы-тесты.

Дата проведения

  • 03.2017г. – первый этап, досрочный;
  • 04.2017г. – резервный день первого этапа;
  • 06.2017г. – второй этап, основной;
  • 06.2017г. – резервный день второго этапа;
  • 06.2017г. – резервный день по всем предметам.

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2017 году

В 2017 году школьников ждут реформы сразу по трем предметам: химии, физике, биологии. Какие изменения внесены в ЕГЭ по биологии? В первую очередь это удаление тестовой части и замена ее на блоки с краткими ответами.

  • Изменение количества заданий. В ЕГЭ 2017 будет 28 заданий, а не 40, как это было раньше.
  • Введение заданий новых типов. Вместо заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов в экзамен вошли задачи на дополнение или восстановление таблиц и схем. Проверка навыков работы с графическим материалом – рисунками, схемами, таблицами, графиками – становится важной частью экзамена по биологии.
  • Увеличение продолжительности экзамена. Время, отведенное на ЕГЭ по биологии 2017, увеличится до 210 минус (против 180 в прошлом году).
  • Уменьшение проходного балла. Первичный/пороговый балл по биологии в 2017 году снижен до 59 (против 61 в прошлом году).

Структура экзамена:

  • Рассмотрение данных в таблице или графике – 1 задание
  • Заполнение таблиц — 1 задание
  • Заполнение схем – 1 задание
  • Решение задач по генетике/цитологии – 2 задания
  • Определение последовательности в процессах/явлениях – 3 задание
  • Поиск соответствий – 6 заданий

Примерная структура экзамена соблюдена во всех базах и демонстрационных версиях ЕГЭ, а что существенно облегчает подготовку. Особо стоит отметить, что новая модель КИМ сходна с вариантом ОГЭ по биологии, сдаваемом в девятом классе. Так что будущие выпускники могут не беспокоиться – структура экзамена не окажется чем-то принципиально новым для них.

Оценка за ЕГЭ

Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать на биологии – 36, а первичный балл равняется 59. За правильные ответы на некоторые вопросы ученик может получить один балл, а за некоторые — три.

  • Вопросы 1, 3, 6 – ответы на них оцениваются в 1 балл;
  • Вопросы 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 – за правильные ответы можно получить 2 балла;
  • Вопросы 23, 24, 25, 26, 27, 28 – правильные ответы приносят 3 балла.

По предупреждениям ФИПИ, некоторые вопросы осознанно усложнены. Ответы на них по силам лишь тем, кто знает биологию на «отлично». Такие вопросы потребуют не просто краткого ответа, а приведения аргументов в пользу выбранной версии и подробного пояснения хода мыслей.

Как готовиться к экзамену

Чтобы помочь школьникам легко и беспроблемно сдать ЕГЭ по биологии, ФИПИ публикует вспомогательные и методические материалы.

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2017 должна обязательно включать в себя работу с демоверсиями экзамена. На сегодняшний день существует 36 вар вариантов КИМов, причем все они со сходной структурой, то есть для подготовки можно взять любой из предложенных ФИПИ вариантов.

Методисты уверяют – подготовка к экзамену займет довольно продолжительное время, и для успешного освоения материала лучше всего составить график и придерживаться его. В подготовке школьникам наверняка помогут созданные специалистами ФИПИ рекомендации:

  1. Ориентируясь на опубликованные ФИПИ темы, составьте список подразделов, которые необходимо повторить. Исходя из объема и сложности темы, составьте график их изучения, при этом на сложные темы необходимо отвести больше времени, чем на простые и легкие.
  2. Изучать материал лучше всего по школьному учебнику. В качестве дополнительных источников можно использовать рекомендованные ведомством методические материалы и информацию из всемирной сети.
  3. Чтобы облегчить изучение темы и облегчить запоминание материала, сведите данные по изучаемой теме в таблицу или схематичный конспект.
  4. Используйте опубликованные на сайте ФИПИ КИМы для подготовки. Благодаря этому вы сможете обнаружить пробелы в знаниях по определенным темам.
  5. Изучая новые темы, периодически возвращайтесь к старым, повторяя и освежая в памяти пройденный материал.

Демоверсии экзамена помогут в подготовке к экзаменам. Помимо уже упомянутой возможности обнаружить слабо изученные темы, онлайн-версии помогают познакомиться с самой структурой экзамена.

Вывод

Рассматривая все внесенные изменения, приходим к малоутешительному (для части школьников) выводу – ЕГЭ по биологии в 2017 году будет сдать значительно сложнее, чем в 2016. Сложнее будет получить как минимальное количество баллов, то есть достичь порога проходимости, так и набрать максимальное значение. Пропадает шанс получить баллы за угадывание, придется действительно готовиться к экзамену и досконально изучать предмет.