Сэр Эрнест Генри Шеклтон (англ. Ernest Henry Shackleton, 15 февраля 1874, Килки-хаус, Килдэр, Ирландия - 5 января 1922, Грютвикен, Южная Георгия) - англо-ирландский исследователь Антарктики, деятель героического века антарктических исследований. Участник четырёх антарктических экспедиций, тремя из которых командовал.

Первый опыт полярных исследований получил в экспедиции «Дискавери», участник первого похода к Южному полюсу (достигнута широта 82° 11’), после которого был эвакуирован по состоянию здоровья. В 1907 году Шеклтон возглавил собственную экспедицию «Нимрода», в ходе которой достиг 88° 23" ю. ш., не дойдя до Южного полюса 97 географических миль (180 км). За свои достижения был возведён королём Эдуардом VII в рыцарское достоинство.

После достижения Южного полюса Амундсеном (14 декабря 1911 года) и Скоттом (17 января 1912 года), Шеклтон заявил, что пересечение всего Антарктического материка осталось «единственной крупной целью антарктических путешествий». В 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию. Поход завершился катастрофой: не достигнув берегов Антарктики, экспедиционное судно «Эндьюранс» было зажато льдами в Море Уэдделла и затонуло. Шеклтон сумел спасти всю команду, при этом не погиб ни один человек, однако его героизм и профессиональные качества не были оценены в Британии на фоне Первой мировой войны. В 1921 году он возглавил экспедицию Шеклтона - Роуэтта, однако ещё до начала её работы в Антарктиде скончался от сердечного приступа в возрасте 47 лет и был похоронен на острове Южная Георгия.

Шеклтон был разносторонней личностью, пытался баллотироваться в британский Парламент, организовывал коммерческие предприятия, но ни в одном из них не добился успеха. После кончины он оказался на некоторое время забыт, но в середине ХХ века произошёл всплеск интереса к наследию Шеклтона, сначала в США, а затем и в Великобритании. В 2002 году во время проведения национального опроса «100 величайших британцев» Шеклтон занял 11-е место, тогда как Роберт Скотт - лишь 54-е.

Семья. Детство и юность

Эрнест Генри Шеклтон родился в баронии Килки-Хаус, примерно в 48 км от Дублина, где его отец был землевладельцем. Эрнест был вторым из десяти детей и первым сыном в семье. Отец - Генри Шеклтон (1847-1920), англо-ирландского происхождения (потомок квакеров из Йоркшира), мать - Генриетта Летисия София Гэвэн (1845-1929), происходила из графства Керри, её семья - нормандского происхождения, они поселились в Ирландии с XIII века. У Шеклтонов с 1600 года были собственный герб и девиз «Стойкостью победим» (лат. Fortitudine vincimus, англ. By endurance we conquer). Одним из отдалённых предков Шеклтона был знаменитый мореплаватель Мартин Фробишер. Младший брат Э. Шеклтона - Фрэнк (1876-1941) - в 1907 году был арестован по обвинению в похищении Коронных знаков отличия ордена св. Патрика, но оправдан.

В 1880 году Генри Шеклтон решился изменить свою жизнь; покинув разорившееся поместье (в Ирландии тогда наблюдался общий упадок сельского хозяйства), он перевёз семью в Дублин, где стал изучать медицину в Тринити-колледже. В 1884 году Шеклтоны покинули Ирландию и переехали в пригород Лондона, где глава семейства надеялся найти богатую практику (всего Г. Шеклтон проработал врачом более 30 лет). Журналист и историк Роланд Хантфорд предположил, что свою роль в переезде могло сыграть и англо-ирландское происхождение Шеклтонов, поскольку в 1882 году ирландские националисты убили лорда Кавендиша, министра по делам Ирландии, что привело к обострению национальных противоречий.

Эрнест Шеклтон рано пристрастился к чтению, которое стимулировало интерес к приключениям. До 11-летнего возраста он получал домашнее воспитание и образование, а далее был отдан в приготовительную школу в Вест-Хилле, Далвич, к юго-востоку от Лондона. В 13 лет он поступил в Далвичский колледж, причём никогда не блистал успехами в учении. Он отличался спокойным нравом, но охотно вступал в драки, если однокашники пытались говорить что-то о его происхождении или высмеивали ирландский акцент. Позднее он вспоминал, что учиться ему было скучно, и утверждал, что из школьного курса географии он не вынес почти ничего, а изучение литературы сводилось к чтению и анализу отрывков из национальных поэтов и прозаиков. Тем не менее, Шеклтон выпустился пятым по успеваемости в классе из 31 человека.

© Перевод дневников Ф. Хёрли А. Гумерова

© 2014 by Paulsen. All Rights Reserved.

Дорогие друзья!

Перед вами лучшая книга знаменитого полярного исследователя Эрнеста Шеклтона – человека, обладавшего удивительным талантом руководить людьми в самых отчаянных условиях. Его команда верила в него, как в бога, и он всегда оправдывал эти надежды.

В описанном на страницах книги путешествии на «Нимроде» Шеклтон мог впервые в истории человечества достичь географического Южного полюса, однако повернул назад, не став рисковать жизнями товарищей. «Живой осел лучше мертвого льва» – писал он жене, но жизнь Шеклтона свидетельствует о том, что меньше всего он заботился о личной безопасности. Для него было важно другое: забота о вверившихся ему людях, восторг от встречи с неизведанными местами, слава первооткрывателя. Не был Шеклтон безразличен и к финансовому успеху – однако при этом он в прямом смысле посвятил себя полярным экспедициям, не подразумевавшим никакой прибыли…

Кстати, если не считать лекций о путешествиях, то единственным успешным в финансовом отношении проектом в жизни Шеклтнона была именно эта книга, «В сердце Антартики». Она была впервые опубликована в Лондоне, в 1909, и выдержала множество переизданий на различных языках. На русском полная версия книги выходила лишь однажды – в 1957 году.

Безусловно, труд этот далек от беллетристики. Он весьма обстоятелен: автор подробно описывает снаряжение, организацию и ход экспедиции. Однако мало того, что все это интересно само по себе: с этих серьезных страниц явственно проглядывает личность автора – его неизменная бодрость, любовь к жизни, симпатия к товарищам. И хотя после завершения экспедиции на «Нимроде» прошло больше ста лет, нам по-прежнему есть чему поучиться у Шеклтона. Нам всем – не только любителям путешествий.

P.S. Мы позволили себе дополнить книгу «В сердце Антарктики» еще одним интересным текстом: дневниками австралийца Фрэнка Хёрли, фотографа, участвовавшего в экспедиции Шеклтона на «Эндуранс». Судьба этих дневников причудлива и описана во вступлении к ним. Пока же отметим лишь, что дневники эти, насколько нам удалось выяснить, никогда еще не были обнародованы.

Фредерик Паулсен, издатель

Уважаемые читатели!

Перед вами – вторая книга серии, посвященной легендарным британским первопроходцам-полярникам, которую совместно представляют концерн «Шелл» и издательство «Паулсен».

«В сердце Антарктики» – книга известного британского полярного исследователя Эрнеста Генри Шеклтона, участника четырех антарктических экспедиций.

Личность Шеклтона хорошо известна в Великобритании. Так, в опросе «100 величайших британцев», проводимом в 2002 году, Шеклтон занял 11-е место. Еще при жизни исследователь был известен в России. В 1909 г. по приглашению Русского географического общества Шеклтон посетил Санкт-Петербург, где его удостоил аудиенции Николай II.

«В сердце Антарктики» впервые была переведена на русский язык еще в 1935 году, и лишь единожды переиздана в 1957 году. Спустя больше 50 лет книга выходит вновь и приурочена к проведению Перекрестного Года культуры Великобритании и России.

Отрадно, что книга издается при поддержке Русского географического общества, имеющего давние традиции международного сотрудничества, в том числе с британскими исследователями. Уверен, что книга Эрнеста Генри Шеклтона займет достойное место на книжной полке всех, кто интересуется героическими страницами в истории освоения человечеством полярных областей нашей планеты.

Желаю вам увлекательного чтения!

Оливье Лазар, председатель концерна «Шелл» в России

Сэр Эрнест Генри Шеклтон

Предисловие

Научные результаты экспедиции не могут быть подробно освещены в этой книге. Статьи специалистов, участвовавших в экспедиции, с обобщающими сведениями о работе, проделанной в области геологии, биологии, магнитных наблюдений, метеорологии, физики и т. д., помещены в приложении . В этом же предисловии я хочу указать на важнейшие стороны работы экспедиции в области географии.

Мы провели зиму 1908 года в проливе Мак-Мёрдо, на двадцать миль (32,2 км) севернее места зимовки «Дискавери». Осенью одна партия совершила восхождение на Эребус и обследовала его кратеры. В течение весны и лета 1908–1909 гг. с зимовки вышли три санные партии. Одна направилась к югу и дошла до самой южной точки, достигнутой кем-либо из людей до сего времени; другая впервые в мире достигла Южного магнитного полюса, третья исследовала горные хребты к западу от пролива Мак-Мёрдо.

Южная санная партия водрузила британский государственный флаг на 88°23’ ю. ш., на расстоянии 100 географических миль (185 км) от Южного полюса. Эта партия из четырех человек установила, что к югу от пролива Мак-Мёрдо между 82-й и 86-й параллелями находится большая горная цепь, которая тянется в юго-восточном направлении. Установлено также, что большие горные хребты продолжаются на юг и на юго-запад и что между ними лежит один из величайших в мире ледников, ведущий в глубь материка к плоскогорью. Высота этого плоскогорья на 88° ю. ш. более 11 000 футов (3353 м) над уровнем моря. По всей вероятности, плоскогорье продолжается и за Южным полюсом, простираясь от мыса Адэр до полюса. Засечки и углы новых гор на юге и большого ледника нанесены на карту приблизительно правильно, учитывая несколько грубые методы определения, неизбежные в тех условиях.

Загадка Великого ледяного барьера нами не разрешена. По моему мнению, вопрос о его образовании и протяженности не может получить окончательного ответа, пока специальная экспедиция не обследует линию гор вокруг южной оконечности Барьера. Нам удалось пролить лишь некоторый свет на строение Барьера. На основании наблюдений и измерений можно сделать предварительное заключение, что он преимущественно состоит из снега. Исчезновение бухты Воздушного шара в результате откалывания части Великого ледяного барьера говорит о том, что отступание Барьера, которое наблюдалось со времени плавания сэра Джеймса Росса в 1842 году, продолжается и до сих пор.

Росс, Джеймс Кларк (1800–1862) – английский полярный исследователь. В 1818–1821 годах участвовал в нескольких арктических экспедициях своего соотечественника Уильям-Эдварда Парри по отысканию Северо-западного прохода – морского пути вдоль северных берегов американского континента. В 1829–1833 годах участвовал в экспедиции своего дяди Джона Росса. Вместе с этой экспедицией перенес три тяжелые зимовки в полярных льдах пролива Ланкастера (архипелаг Парри); в 1831 году открыл Северный магнитный полюс. В 1839–1843 годах совершал плавание в Антарктику на судах «Эребус» и «Террор». Во время первого плавания Росс открыл в южной части Тихого океана далеко вдающееся на юг водное пространство (море Росса), участок побережья Антарктиды – Землю Виктории, два вулкана – Эребус (действующий) и Террор. Дальше к югу путь судам преградила высокая – до 100 м высотой – ледяная стена (Барьер Росса, Великий ледяной барьер). В последующее плавание Росс проследил направление Барьера к востоку на протяжении 200 км и достиг 78°10’ ю. ш. – точки, до него никем не посещавшейся, отметил разрушение ледяного барьера. В третье плавание Росс исследовал берег Земли Луи Филиппа и открыл остров Росса.

На 163-м меридиане определенно находится возвышенная, покрытая снегом земля, так как мы видели там склоны и пики, сплошь покрытые снегом. Однако мы не заметили обнаженных скал и не имели возможности промерить глубину снежного покрова в том месте, поэтому не могли сделать окончательного вывода.

"Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина...",- Эрнест Шеклтон [ править код ]

  • Приписываемая Шеклтону цитата на самом деле явяляется переводом части стихотворения Если… Киплинга. D-Gun 20:15, 17 января 2010 (UTC)
  • не совсем так - строки были выгравированные на медной доске... вот цитата из книги Дейл Карнеги . Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров (сборник, 1926-1931). Часть V. Главные предпосылки успеха публичного выступления:

В день, когда пишутся эти строки, 5 января, отмечается годовщина смерти сэра Эрнеста Шеклтона. Он умер, плывя на прекрасном судне "Квест" ("Поиск") на юг для исследования Антарктики. Первое, что привлекало внимание тех, кто поднимался на борт "Квеста", были следующие строки, выгравированные на медной доске:

"Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина, Если ты умеешь мыслить и не превращать мысли в самоцель, Если ты умеешь встречаться с триумфом и катастрофой И одинаково обращаться с этими двумя обманщиками, Если ты можешь заставить свое сердце, и нервы, и мышцы Делать свое дело и после того, как их уже не будет, И таким образом сохраниться, когда от тебя уже ничего не останется, Кроме воли, которая говорила им: "Держитесь!",

Если ты можешь заполнить неумолимую минуту Шестидесятисекундным пробегом, - Тебе будут принадлежать земля и все, что в ней, И более того, ты будешь человеком, сын мой!"

Шеклтон называл эти стихи духом "Квеста". И действительно, в них отражен тот дух, которым должен быть проникнут человек, отправляющийся на Южный полюс...

Seleonov 10:15, 10 ноября 2010 (UTC)

CD Eureka - Shackleton’s Voyage [ править код ]

В 2009-м году проект Eureka под руководством немецкого музыканта Франка Боссерта выпустил альбом Shackleton’s Voyage, посвященый экспедиции в Антарктиду в 1914-1916 гг.

89.169.93.155 08:51, 5 февраля 2011 (UTC) Дмитрий

Исправление перевода [ править код ]

Фраза из статьи «учителя „прилагали все усилия, чтобы не испортить вкусы своих учеников“, поэтому изучение литературы сводилось к чтению и анализу отрывков из национальных поэтов и прозаиков » - это неверный перевод. В английской Вики приводится точная цитата из Шеклтона: «Literature, too, consisted in the dissection, the parsing, the analysing of certain passages from our great poets and prose-writers … teachers should be very careful not to spoil taste for poetry for all time by making it a task and an imposition».

Шеклтон имеет в виду, что «учителя должны быть очень осторожны для того, чтобы не испортить литературный вкус учеников превращением литературы в обязательные задания (task) или упражнения, даваемые в качестве наказания (imposition)». «Не испортить вкус » - это не описание того, что реально происходило в школе, а всего лишь желание (should be), чтобы педагоги изменили свои методы No evidence 14:52, 13 декабря 2012 (UTC) ````

«Великолепный день для нашего старта; яркий солнечный свет и безоблачное небо, небольшой ветер с севера - в общем, все, что могло бы составить благоприятное начало. Мы позавтракали в 7 утра, и в 8:30 сани, которые автомобиль тянул к ледниковому языку, были перевезены к колонии пингвинов по неровному льду. В 9:30 стартовал вспомогательный отряд и скоро скрылся из виду…» (Э. Г. Шеклтон. В сердце Антарктики. Глава 19).

Со времени открытия Антарктиды до того момента, когда на южный материк впервые ступила нога человека, прошло - страшно подумать - три четверти века! Первым, кто высадился на ледяной континент, стал норвежец Карстен Борхгревинк, в прошлом преподаватель биологии. Случилось это в 1895 г. близ мыса Адэр. Через четыре года он начал первую зимовку в Антарктиде, которая закончилась в 1900 г. Он же предпринял первый поход в глубь континента, достигнув на собачьей упряжке широты 78° 50’.

Следующим был англичанин Роберт Фалькон Скотт, военный моряк в чине коммандера. В 1900 г. его назначили руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле «Дискавери» («Открытие»), а в начале 1902 г. британцы достигли мыса Адэр. Экспедиции удалось совершить немало открытий. Так, они обнаружили, что вулканы Эребус и Террор находятся не на самом материке, а на близлежащем острове, названном в честь Джеймса Росса, открыли полуостров Эдуарда VII, обследовали Землю Виктории.

2 ноября 1902 г. Роберт Скотт, доктор Эдвард Уилсон и младший лейтенант Эрнест Шеклтон на трех собачьих упряжках отправились к полюсу. Они двинулись по западному краю шельфового ледника Росса вдоль горной цепи и 31 декабря добрались до 82° 17’ ю. ш. Здесь путь им преградил ледяной обрыв; пришлось возвращаться. Все трое путешественников уже страдали от снежной слепоты и были больны цингой, а Шеклтон кашлял кровью. В начале февраля их встретила вспомогательная партия, вышедшая навстречу. Продолжавшего болеть Шеклтона Скотт отправил в Англию на судне «Морнинг» («Утро»), прибывшем с почтой, а также запасом продовольствия и топлива для второй зимовки. Она была вынужденной: «Дискавери» намертво вмерз в лед.

По приезде в Англию Шеклтон поведал об открытиях экспедиции. Его сообщения в научных обществах, выступления в клубах, статьи в газетах сделали и его самого, и всю экспедицию чрезвычайно популярными. Вскоре Шеклтон получил звание лейтенанта и приказ руководить подготовкой спасательной операции. На освобождение «Дискавери» посылали два судна: уже бывавшее у берегов Антарктиды - «Морнинг» и новое - «Терра Нова». Шеклтон справился с заданием: «Дискавери» удалось вызволить из ледового плена, и Скотт с товарищами вернулся на родину.

Одновременно с англичанами в 1902 г. Антарктиду начали покорять немцы (Эрих Дригальский) и шведы (Отто Норденшёльд). Первые открыли шельфовый ледник Западный, а руководитель экспедиции на основании результатов исследований развил теорию движущихся льдов. Шведской экспедиции под руководством племянника знаменитого Адольфа Норденшёльда повезло меньше: их судно погибло, но людей обнаружили и спасли аргентинцы. После этого различные участки материка исследовали шотландцы (Уильям Брюс, 1903-1904 гг.) и французы (Жан Шарко, 1903-1905 гг.).

В 1907 г. Шеклтон, решивший покорить Южный полюс, организовал собственную экспедицию в Антарктиду. Эрнест Генри Шеклтон рано связал свою жизнь с морем, успел побывать в нескольких дальних плаваниях и одном кругосветном, пройдя непростой путь от юнги до лейтенанта. После экспедиции на «Дискавери» отношения между Скоттом и Шеклтоном были испорчены, хотя внешне все выглядело вполне благопристойно. Злые языки утверждали, будто Скотт не мог простить Шеклтону его популярности - не среди широкой публики, а в своем офицерском кругу. Отныне они стали не соратниками, а соперниками.

У Шеклтона был приятель по фамилии Бирдмор, человек далеко не бедный. Благодаря его помощи путешественник сумел раздобыть средства на экспедицию. Для плавания к ледяному континенту он приобрел маленькое китобойное судно с грозным именем «Нимрод», а для похода на полюс выбрал собак, маньчжурских пони и… автомобиль. На собак Шеклтон не особенно рассчитывал, памятуя о том, как все 22 собаки, взятые в поход Скоттом, быстро погибли, и решил попробовать в деле выносливых лошадок. Особые надежды Шеклтон возлагал на автомобиль. Он полагал, что машина сможет проходить за сутки более 200 км, что существенно сократит время на достижение полюса. К берегам Антарктиды «Нимрод» отправился 1 января 1908 г. из Новой Зеландии. На его борту было 16 человек. Уже через три недели корабль приблизился к барьеру Росса.

Первым делом Шеклтон решил покорить Эребус - возможно, для того, чтобы его люди почувствовали уверенность в своих силах. До вершины, точнее, кратера действующего вулкана добрались физик Дуглас Моусон, геолог Эджуорт Дэвид, метеоролог Джеймсон Адамс и врач Алистер Маккей. Они измерили высоту Эребуса, приблизительно определили глубину и окружность кратера, сделали его геологический разрез, собрали образцы огромных кристаллов серы и других минералов.

Готовясь к достижению своей главной цели, Шеклтон повел вверх по склону ледникового щита санную партию, желая устроить промежуточный - на пути к полюсу - склад продовольствия. Поход при страшном морозе и штормовом ветре занял три недели. Несколько человек во главе с Шеклтоном сами впряглись в сани и прошли по направлению к полюсу около 200 км. Место склада отметили черным флагом. А 25 сентября другой отряд - Моусон, Дэвид и Маккей - вышел в поход с целью достичь Южного магнитного полюса. Сани сначала тащил автомобиль, но через несколько километров остановился. Опыт экспедиции Шеклтона показал, что обычный автомобиль не годится для покорения Антарктиды. Протекторы, испытанные на европейских дорогах, совершенно не «сцеплялись» ни со льдом, ни со снегом, мотор оказался не готов к работе в экстремально холодных условиях. Членам отряда пришлось идти пешком - ни собак, ни пони они с собой не брали. Это был тяжелый поход. Путешественники пересекали ледники (Норденшёльда, Дригальского), обходили трещины, спрятанные под снежными мостами. Один раз Моусон все-таки провалился в бездну, но зацепился за упряжную веревку.

Наконец, 16 января 1909 г. отряд достиг магнитного полюса (точки с нулевым магнитным склонением). Его координаты тогда были такими: 72° 25’ ю. ш., 155° 16’ в.д. (в отличие от географического магнитный полюс не стоит на одном месте, а дрейфует - например, в 2009 г. он располагался в точке с координатами 64° 28’ ю.ш., 137° 30’ в.д.). Моусон, Дэвид и Маккей спустились с ледникового плато к берегу, как и было условлено, но «Нимрод» прошел мимо их лагеря: с корабля не разглядели флаги.

И все же судно вернулось и забрало тройку героев. Пока они бежали к «Нимроду», Моусон снова умудрился провалиться в трещину, но опять был спасен. За 109 дней Дэвид и его спутники прошли более 2 тыс. км, закончили непрерывную съемку территории между Эребусом и горой Мельбурн, а главное - нашли Южный магнитный полюс.

Пока все это происходило, Шеклтон в компании Джеймсона Адамса, Эрика Маршалла и Фрэнка Уайлда с 29 октября 1908 г. упрямо двигался к Южному географическому полюсу. Уайлд назвал этот поход «великим южным путешествием». Отряд выехал на санях, запряженных пони. Ни одно животное не выдержало тягот пути: все погибли вскоре после старта, при переходе через шельфовый ледник Росса. Когда выяснилось, что на пути к полюсу надо взойти на высокое, около 3000 м, плато, людям пришлось самим впрячься в сани. Силы их таяли, как и запасы съестного, скорость продвижения с каждым днем падала, во многом из-за встречного штормового ветра. 9 января 1909 г. на широте 88° 23’ Шеклтон принял решение повернуть обратно. До полюса оставалось всего 180 км. Измученные до предела, но живые путешественники вернулись на береговую базу. Там они нашли записку, из которой узнали, что судно ушло - всего два дня назад. И опять «Нимрод» вернулся и забрал четверых исследователей. По расчетам, они прошли в оба конца более 2700 км. Поход ознаменовался крупными открытиями: на карту были нанесены огромный долинный ледник Бирдмора и несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра), обрамляющих ледник Росса.

В середине июня 1909 г. экспедиция Шеклтона вернулась в Англию. Многотысячные толпы жителей Лондона встречали полярников как национальных героев. В течение нескольких месяцев друг друга сменяли бесконечные приемы, заседания в научных обществах, выступления в клубах и университетах. Шеклтона избрали почетным членом несколько десятков географических и других научных обществ, он был награжден многочисленными золотыми медалями. Правительства многих стран удостоили его орденов. По приглашению Русского географического общества Шеклтон прибыл в Санкт-Петербург, где его встретили самые известные ученые России: Семёнов-Тян-Шанский, Шокальский и др. Он был принят Николаем II, беседовал с ним около двух часов и получил орден Св. Анны.

Однако не будем забывать, что главной своей цели - Южного географического полюса - Шеклтон так и не достиг. Когда «Нимрод» вернулся в Англию, Роберт Фалькон Скотт как раз заканчивал подготовку новой экспедиции в Антарктиду. Как и Шеклтон, он мечтал первым дойти до Южного полюса. Он был уверен в успехе и уверен в себе. Вообще, вряд ли кто-то сомневался в британском первенстве. Более чем вероятно, что так бы все и вышло, если бы не одно обстоятельство. Точнее, даже два. В том же 1909 г. американец Роберт Пири - уже не впервые - штурмовал Северный полюс и на этот раз сообщил об успешном завершении своего предприятия. Узнав об этом, норвежец Руаль Амундсен отказался от проекта достижения Северного полюса и направил знаменитый «Фрам» на юг, к Антарктиде.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Эрнест Генри Шеклтон, английский полярный исследователь

Другие действующие лица

Р. Скотт, полярник; Э. Уилсон, полярник, врач; участники экспедиции Шеклтона Д. Моусон, Э. Дэвид, Д. Адамс, А. Маккей, Э. Маршалл, Ф. Уайлд

Время действия