Советы юристов:

1. Нам нужно составить заявление директору школы о том, чтобы 10 класс перевести в первую смену т.к дети уже взрослые не удобно со второй смены.

1.1. Пишется в произвольной форме. Думаю Вам возможно будет отказано. В школе распределены заранее какие классы идут в первую смену какие во вторую смену. Вам необходимо вести переговоры с директором, может быть какой нибудь класс пойдет во вторую смену за место вашего класса.

2. Можно ли убрать вторую смену в школах?

2.1. Конечно можно, пишите путину он все может.

3. Можно ли устанавливать вторую смену в школе на весь год для учеников 10 класса?

3.1. Если ваша школа относится к учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов, лицею и гимназии, то обучение во вторую смену незаконно. Это запрещено п.10.1 СанПИН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
Если же школа обычная, то запрет на обучение учеников 10 класса во вотрую смену на весь год обучения отсуствует.

4. Законна ли вторая смена в школе с углубленным изучением отдельных предметов?

4.1. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят в первую смену. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

5. Документ регламентирующий отмену второй смены в школах.

5.1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". ознакомьтесь с п. 10.4. Пока две смены не отменили. Но в три смены обучать не имеют права.
П. 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

5.2. Нет единого документа на федеральном уровне, который регламентирует отмену второй смены в школах. Данный вопрос решается в каждом регионе и в каждом образовательном учреждении индивидуально.

5.3. Федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к сменам учебных учреждений, существует санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые носят рекомендательный характер, а правило сменности в школах утверждаются внутренними документами учебного учреждения.

6. Правомерно ли перевести обучение в школе во вторую смену.

6.1. Правомерно. Смотря в каком классе это обучение. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

7. Насколько правомерна вторая смена в школе?

7.1. правомерно допускается и разрешена. Вам нужно официциальные документы?

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

8. Имеют ли право администрация школы отправлять детей 2 класса учится во вторую смену.

8.1. да, имеет право.

8.2. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Значит, 2 класс может заниматься во вторую смену.

9. Из-за нехватки кадров (уволилась учитель 1-го класса) наших детей 4-го класса, которые учились пол года в первую смену, директор школы решила перевести на вторую смену. Как нам не допустить перевод? Ведь с начала года все дополнительные занятия детей были организованы с учетом обучения их в определеннную смну, то есть в первую.

9.1. Только договариваться с директором. В одностороннем порядке родители в данном вопросе ничего не решают.
Желаю Вам удачи и всех благ!


10. Могут ли дети 3, 4 класса два года подряд учиться во вторую смену? Школа носит статус лицея.

10.1. Елена! Если лицей, то нет.

11. Проблема в школе, дети учаться второй календарный год подряд во вторую смену, 4 класс, законно ли это?

11.1. --- Здравствуйте, да это законно.

С уважением юрист Лигостаева А.В.

12. Имеет ли право школа ставить первую смену в сб (с 8 утра), после пятидневной недели со в опой смены?.. то есть в пт вторая смена заканчивается в 7 ом часу, в сб уроки с 8 утра!

12.1. , режим работы школы определяет ее директор на основании локальных актов.

13. Ребёнку положено бесплатное питание в школе. Он учиться во вторую смену. Он приходит в столовую на большой перемени 15:20 с талоном. Ему отказывают в обеде они говорят что обеды по талону выдаются до 14 часов. Хотя до этого месяц выдавали обед 15:20. Могут они ему отказывать?

13.1. Нет, не могут. Если ребенку положено бесплатное питание, то ему в течении учебного дня должны предоставить эту возможность. Каждый "бесплатный" талон оплачивается за счет бюджета и школе он оплачивается. Напишите жалобу на имя директора и/или прокуратуры.

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Директор школы предлагает настойчиво моему сыну сменить школу, учится сын хорошо, но был конфликт с одноклассником. Пришла просить директора отпускать сына 2 раза в неделю с 6-го урока (учимся со второй смены), т.к. он не успевает на тренировку (занимаемся боксом, занимаем первые места), принесла заявление и справку от тренера, а она начала на меня кричать, сказала менять школу, что я могу не писать заявление, она всё равно мне откажет. Что делать?

14.1. Для урегулирования вопроса обращайтесь в местный отдел образования.

15. Я работаю на 1 ставку учителем начальных классов, и есть возможность после школы во вторую смену работать логопедом, так как имею и логопедическое образование. Скажите, пожалуйста, имею ли я работать на 2 ставки.

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

В различных регионах России практикуется обучение школьников во вторую смену. Это вызвано определенным дефицитом мест в школах. Вторая смена в школе для обучения имеет как минусы, так и положительные стороны. Рассмотрим их более детально.

Родители некоторых детей часто высказывают недовольствие тем, что ребенок будет обучаться полгода во вторую смену в школе. Но, может быть это и не так плохо? Рассмотрим недостатки и преимущества при обучении во вторую смену в школе.

Рассмотрим в первую очередь недостатки обучения во вторую смену:

  • Во первых – это загруженность второй половины дня и значительная свобода в первой половине дня. Чем же это плохо? Утром школьники долго спят, не успевают в итоге сделать все запланированные дела, а вот вторая половина дня оказывается перегруженной, а это в свою очередь приводит к переутомлению.
  • Этот режим вынуждает отказаться от внешкольного хобби и отдыха. Перегруженность второй половины дня заставляет детей перестать ходить в секции, кружки, совершать прогулки с друзьями. Это приводит также к уменьшению общения со сверстниками. Не все родители относят это к отрицательной стороне, но в целом это влияет негативно на всестороннее развитие ребенка, а это очень важно.
  • Такой режим, вторая смена в школе, приводит к изменению биоритмов в организме ребенка. Смена режима дня приводит к серьезному стрессу, к которому очень чувствительный детский организм. Если школьники привыкли усиленно работать в первую половину дня, вторая половина дня проходит в более щадящем режиме, то они очень тяжело переносят такую смену распорядка дня. Организм начинает тормозить, приспособление требует определенного времени.
  • Вторая смена в школе ограничивает участие во внеклассных мероприятиях. Дети, которые занимаются во вторую смену, практически не участвуют во внеклассных мероприятиях. Но, эти мероприятия необходимы для гармонического развития ребенка, необходимы для расширения кругозора. Также это влияет и на посещение театров, музеев, кино и проведение других культурных мероприятий. Все это приходиться переносить на выходные дни, либо отказаться от части их.
  • Необходимость встречать детей, которые возвращаются из школы. В это время, особенно зимой уже темно, поэтому желательно встречать детей после занятий, а вот возможности такой у всех родителей может не быть.
  • Отсутствует возможность контролировать времяпровождение школьника до занятий в школе. Дети, оставшиеся дома одни могут не поесть, при выходе из квартиры, дома забыть закрыть дверь на замок, могут оставить включенными электроприбор, газовую плиту и совершить, а точнее не совершить аналогичные поступки, что может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Трудности выполнения домашних заданий. Делая уроки вечером, после второй смены, школьник сильно утомлен, поэтому качество выполняемой домашней работы может оказаться далеко от хорошего качества. Выполнение же домашнего задания утром, когда ребенок один и ему некому помочь, может привести к невыполнению задания, при встретившейся трудности, из-за отсутствия взрослых дома.

Преимущества обучения во вторую смену следующие:

  • Школьники, которые учатся во вторую смену, высыпаются лучше по сравнению со школьниками, обучающимися в первую смену. Особенно это заметно в зимне-осенний период, когда приходиться подниматься в темное время суток, а это сказывается негативно на работоспособности.
  • Утром домашние задания выполняются «на свежую голову». Мозг большинства детей более активно работает с утра, в первую половину дня, следовательно, уроки с утра делаются с большей эффективностью.
  • Также улучшаются навыки самоорганизации. При таком режиме школьник может не торопясь собираться в школу. Не торопясь умыться, одеться и позавтракает. Делать все это не торопясь особенно для детей младшего школьного возраста очень важно для него. Ребенок быстрее и эффективней приобретает навыки самостоятельности – это и собирание портфеля без помощи, одевание и тому подобное.
  • Интересный факт – школьники, обучающиеся во вторую смену в школе, меньше болеют. Объяснение очень простое – они меньше контактируют с заболевшими людьми.
  • Повышение дисциплины. Замечено, при обучении во вторую смену снижается количество опозданий, а это приводит к улучшению общей дисциплины. Также положительной стороной можно считать более качественное восприятие учебного материала, так как школьники приходят выспавшимися.
  • Уменьшаются травмы и случаи потери вещей. Это возможно связано с меньшим количеством школьников, которые учатся во вторую смену по сравнению с первой сменой, что приводит к более свободному пространству в коридорах.

Помощь ребенку в адаптации к обучению во вторую смену в школе

Переход на новый режим дня необходимо производить постепенно для снижения стресса у ребенка. Нельзя разрешать школьнику спать до обеда, даже если он и учится во вторую смену. Необходимо время подъема смещать постепенно, необходимо сохранять время необходимое для выполнения домашнего задания.

Необходимо сократить время, отводимое на прогулку после уроков. В общем-то для получения достаточного количества свежего воздуха детским организмом достаточно 0,5 часа.

Необходимо научить ребенка правильно делить домашнее задание, которое выполняется вечером или утром. Для вечерних занятий рекомендуется задания, при выполнении которых может потребоваться помощь родителей. На выполнение утром надо оставлять те задания, которые школьник может выполнить самостоятельно, без помощи взрослых.

Необходимо составить режим дня, особенное внимание уделить первой половине дня. Надо определить время на завтрак, уроки, сборы в школу. Соблюдение его, поможет ребенку все успеть и сделать, даже обходясь без контроля родителей. Это также приучает к дисциплине, улучшит также навыки самоконтроля.

Психолог Наталья Барложецкая , ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ

Почему дети хотят в школу ?

Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».

Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».

В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.

Что важнее: школа или учитель?

Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.

Чем важен возраст «6 и 6»

Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.

Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.

Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.

Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.

Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.

Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут. Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!

В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.

Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок

Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…

Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.

Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.

Бац – вторая смена!

Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.

Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.

Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.

Утро вечера мудренее

У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!

Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.

Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут. Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу». А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.

За работу — с чистыми руками

Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.

Начать с простого или сложного?

У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.

Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.

Похвала – критика — похвала

До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.

Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.

Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.

Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».

И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!

Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».

Критики должно быть не больше трех пунктов! Закончить комментарий нужно опять похвалой — ребенок должен уходить в состоянии подъема.

«Похвала – критика – похвала» — только таким образом можно побудить ребенка осознать свои недостатки и исправлять их.

Если критики больше, чем похвалы – он не станет ничего делать.

Гипо- и гиперактивные дети повышают уровень толерантности в классе

Сейчас часто встречаются такие заболевания у деток, как малая мозговая дисфункция, гиперактивность или дефицит внимания.

Примерно 2-3 таких человека есть в любом классе. Эти детки будут мешать всем непременно.

Они будут ходить по классу, сползать под парту, качать впереди стоящий стул… Такие ученики попадают либо за первую парту, где учитель постоянно его видит и контролирует, либо за последнюю – чтобы меньше мешал классу.

Когда меня спрашивают, где таким детям лучше, я отвечаю: «У подходящего учителя».

Если учитель обладает повышенным авторитаризмом, склонен к тому, чтобы по мелочам прижать к ногтю, мол, «ты мешаешь всему классу», «сядь нормально», «сколько раз тебе говорить» — представьте, какое отношение у одноклассников вырабатывается к такому ребенку. Ведь в этом возрасте дети очень ориентированы на отношение взрослого значимого человека.

У некоторых детей даже бывает, что мама уже становится не такая важная, как учительница: это говорит о высоком уровне учебной мотивации у ребенка. Он уже ориентируется не на отношения с мамой, а на отношения с учителем.

Есть учительницы, которые рассуждают так: «Машенька – зеленоглазая, Васенка – блондин, а Ванечка – очень активный, и что?» И дети понимают: «И ничего!» Учительница делает Ванечку своим помощником: он сбегает за мелом, он помоет тряпку и т.д. Есть масса способов заинтересовать такого ребенка! Можно сделать его «шефом» над другими. Можно похвалить его «авансом», поставить пятерку.

Такие детки могут дать очень много! В классах, где они есть, уровень тревожности ниже, а уровень мотивации и толерантности выше, чем в классах, где таких деток нет.

Детям с гипо- и геперактивностью особенно важно найти хорошего учителя. Если учитель его не полюбит, у него большие шансы стать изгоем. Поэтому я рекомендую не гнаться за уровнем школы и хорошими оценками – пусть лучше ребенок чувствует себя в классе комфортно и учится в своем темпе. Но родителям придется осваивать учебную программу с ребенком дома.

Если ребенку в школе плохо, не ждите — уходите

Когда на вашего ребенка едет велосипедист, вы же не ждете, пока он его собьет! Если ребенку не нравится в школе, ему может быть физически плохо, это психосоматика: его тошнит, у него болит живот, голова, становится тревожным сон на нервной почве. Это все называется школьным неврозом. И даже если вы очень хотели попасть в эту школу, но в первом классе ребенку не нравится – переходите или меняйте учителя.

Чтобы преодолевать тревожность и школьный невроз, лучшие средства – сон и хорошее питание.

Очень помогают снять напряжение спортивные занятия. Спорт дает очень много: дисциплинированность, хорошее здоровье, выносливость. Это миф, что у спортсменов низкий интеллект! Моя практика показывает обратное.

Еще совет: в период с первого по третий класс заведите кошку.

А вот в том случае если вы поменяли школу или учителя, и все повторяется – это повод задуматься, может, не учитель виноват?

Нравится ли учителю ваш ребенок?

Сейчас во всех крупных городах ведутся группы подготовки к школе. Ребенка можно туда не водить, но я бы все-таки советовала. В школе, к примеру, три первых класса. Три учителя распределяют уроки: один ведет у дошкольников обучение грамоте, другой математику, третий – английский язык. И в течение дня ребенок имеет возможность увидеть всех трех учителей.

Спрашивайте у ребенка, какая учительница ему больше понравилась. Это очень важно: уже перед школой начинают складываться отношения с учителями, и ребенок идет к тому учителю, которого уже знает и любит. За неделю это сложнее понять, поэтому я рекомендую ходить в группу год.

Очень важно, когда складываются доверительные отношения родителя и учителя. Спросите вечером, как ваш ребенок сегодня себя вел. И если учитель один раз ответил: «Ну, ничего, нормально», второй раз ответил: «Сегодня что-то не очень», а в третий раз признался: «Тяжеловато» — надо выбирать другого учителя, которому с вашим ребенком будет более легко и комфортно.

Ведь учителя тоже делают отбор в свой класс – усиленно хвалят тех детей, с которыми им больше хочется работать. И это хорошо! От этого лучше и учителю, и ребенку. Если вы хотели к опытной, хорошей учительнице, но она не нравится вашему ребенку или он не нравится ей – лучше пойти к молодой.

Самые говорливые дети – самые популярные

Ребенку в школе предстоит не только усваивать знания, но устанавливать отношения с одноклассниками. Стоит малышу быть чуть-чуть не таким, как все остальные, и он занимает определенную нишу.

Самые говорливые и быстрые занимает самую выгодную нишу. Чтобы тренировать у ребенка реакцию, я советую дома играть в ассоциации.

Часто бывает ситуация: учитель задал вопрос, половина класса тянет руки. Все хотят скорее ответить, хотят, чтобы спросили именно их. И пока они «выпрыгивают из штанов», кричат «я знаю, я знаю!» — часто забывают и сам вопрос, и свой ответ. И получается: учитель спрашивает тянувшего руку Петю, а он впадает в ступор и не может вспомнить, о чем же был вопрос. А в этот момент на него смотрит весь класс! И ребеночек понимает: что-то не так…

Все это очень влияет и на его самооценку, и на его авторитет в классе. А хорошая реакция тут поможет.

Два друга в классе – значит, тебя приняли

Постепенно в классе выделяются малые группировки по общим интересам: если ребенок имеет двух друзей, которые выбрали его — это очень хорошо, этого достаточно.

Как правило, в любом классе найдется 2-3% детей, которые не захотят дружить с вашим ребенком ни за что, каким бы прекрасным он ни был. Выдохните: и с вами тоже не все люди на свете хотят дружить!

Не стремитесь к лидерству! Как показывает практика,

лидеры в школе редко добиваются успеха в жизни. И наоборот:

дети, которые были вторыми, «середнячки» — учатся воевать, противостоять, преодолевать сопротивление.

В 3-4 классе у девочек начинается «проверка»: когда все начинают дружить против одной. Таким образом они проверяют, как она реагирует на давление. Поэтому надо сразу научить ребенка, что ему стоит найти только двух друзей — и не стремиться дружить со всеми. Два друга в одном классе – это значит, что тебя в классе приняли.