«Радужная нация» – так назвал жителей своей страны новоизбранный в 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела. Вскоре термин был заимствован одним из его соотечественников архиепископом Дезмондом Туту, который окрестил «радужной нацией» Южную Африку времён пост-апартеида...

На современном этапе население ЮАР носит мультикультурный характер. На территории страны проживают представители различных рас и этнических групп. Древнейшие, исконно коренные жители ЮАР – это бушмены. С XV века их начали активно вытеснять пришлые народы-кочевники. Именно их потомки составляют сейчас большую часть населения страны. Это зулу, коса, тсвана, ндебеле, тсонга, педи, суто, свази, венда. В период колонизации в страну завозились выходцы из Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

В результате, сейчас на территории Южноафриканской Республики проживают около 80% чернокожих африканцев, в том числе иммигрантов из соседних стран, в частности, из Зимбабве. Белое население (англоафриканцы, потомки буров, немцев, португальцев и французов) составляет всего лишь 10%. Еще 8% представлены так называемыми «цветными» — потомками от смешанных браков ранних поселенцев с коренными жителями ЮАР. Оставшиеся 2% населения страны – это потомки индийцев.

Такая расовая и национальная пестрота в стране, с одной стороны, всегда способствовала культурному взаимообмену, а с другой — являлась причиной обособления одних групп населения от других. Как бы ни хотелось быть толерантными и политкорректными, всё же нужно признать, что в подобном случае – а ЮАР являет собой самый яркий пример – раздельное проживание местных и пришлых – это закономерность. Образ жизни и образ мышления европейцев и чернокожих африканцев был и есть слишком разный.

Слишком разные, чтобы жить вместе

До середины XX века власть в Южной Африке не могли поделить буры и заинтересованные в богатых природных ресурсах страны англичане. В результате англо-бурских войн и последующих политических процессов в 1948 году власть в ЮАР полностью перешла к бурам. В том же году был введен режим апартеида, который был отменён только в 1994 году.

В итоге – сорок шесть лет апартеида, то есть раздельного проживания белых людей европейского происхождения и чернокожих африканцев и, по сообщению лидера африканеров доктора Дана Роодта, только около 7 тысяч убитых в стычках с полицией местных преступников. А вот двадцать лет демократии принесли более 70 тысяч убитых, изнасилованных и физически покалеченных белых, плюс тысячи невинных чернокожих, погибших от рук своих же собратьев.

Сегодня ситуация в стране крайне нестабильная. Это выражается, прежде всего, в уровне преступности, исходящей в основном из среды чернокожих, и в дискриминации белых граждан в практически всех сферах жизни. Необходимо подчеркнуть, что белые в ЮАР (на втором месте индийцы) являются самыми образованными и трудоспособными представителями страны. Готовность к трудностям и жизнестойкость, выработанная их предками, прочно заложены в генах современных африканеров. Они не боятся труда. Ввиду того, что чернокожее правительство со времён падения апартеида систематически лишает белых граждан прав на достойно оплачиваемый квалифицированный труд, они берутся за любую предложенную работу, качество которой остаётся на высоком уровне. Должности же, требующие специальной подготовки, знаний, определённого уровня квалификации, всё чаще и чаще занимают неквалифицированные чернокожие африканцы.

Коренные африканцы, нужно признать, не самая интеллектуально развитая раса на земле. Но это не упрёк и не попытка дискриминировать их, это всего лишь констатация факта. Люди, с момента появления Homo Sapiens и вплоть до XVI века (когда начала колонизация Африки), живущие традиционным укладом жизни, который практически не менялся за всю историю существования африканского континента, не могут в одночасье добровольно совершить скачок в развитии.

А вот европеоиды прошли не один этап развития прежде чем достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. У африканцев не было условий для постепенной эволюции сознания. Поэтому с момента прихода европейских колонизаторов в Африку, её обитателям пришлось автоматически принимать абсолютно не свойственный им уклад жизни. Формально они это сделали, и даже успешно, но внутренние традиционные установки не поменялись. И упрекать их за это было бы несправедливо.

Однако белые никогда и не требовали от аборигенов мгновенных изменений, ведь на протяжении всей истории колонизации чернокожим жителям была предложена работа посильная для них, отвечающая их физическим и интеллектуальным возможностям...

Сегодня ситуация с рабочими местами выглядит двойственной, как, впрочем, и всё, что касается черно-белого вопроса. С одной стороны, внедрив политику BEE (Black Empowerment Economy), которая как раз и заключается в предоставлении чернокожим гражданам ЮАР лучших рабочих мест с хорошей оплатой труда, в прошлом «угнетённые» получили многие привилегии после окончания учебных заведений, и, как результат, более высокий уровень жизни. С другой стороны, уровень образования в ЮАР вынужден был снизиться на законодательном уровне в связи с тем, что африканцы не способны усваивать материал настолько хорошо, чтобы сдать экзамены. Кстати говоря, качество образования в ЮАР во времена апартеида было одним из самых высоких в мире.

Возвращаясь к теме, хотелось бы подчеркнуть, что дело не в плохой системе образования, или недостатке кадров, а в природных способностях. Африканцы, несомненно, обладают другими врождёнными данными, например, они удивительно пластичны, сама природа создала их для танцев и музыки – почти у всех отменный слух и мягкие голоса. Но чтобы достичь необходимой статистики в уровне грамотности и образованности населения, школам и университетам пришлось именно снизить стандарты, чтобы чернокожие студенты смогли беспрепятственно сдать необходимый минимум. Соответственно, специалисты выходят из университетов вовсе не того уровня, который необходим для получения высокой должности. Но они, тем не менее, получают эти должности по закону...

Таким образом, правительство ЮАР дискриминирует белое население в следующей последовательности: при найме на любую должность в государственном секторе преимуществом будет пользоваться сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба – как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Из-за подобной абсурдной системы большинство белых в стране работают больше на себя, а не на государство — чаще всего молодые люди наследуют семейный бизнес или создают свой собственный. Но чтобы открыть средний бизнес необходимо нанять определённое количество чернокожих, а это уже чревато. Обычно их нанимают на основе отзывов людей, у которых кандидат уже когда-то работал. Этот вариант наиболее безопасный.

Неудивительно, что многие белые получают образование и уезжают из страны. За последние 20 лет из ЮАР уехало около 1 млн белых. Те, кто не может позволить высшее образование и иммиграцию, остаются на родине и принимают ситуацию как данность.

Хроники кошмара

Помимо дискриминации в сфере занятости белые жители ЮАР подвергаются физическому насилию. Сложно сказать, растёт ли рост насилия только из-за расы, или же причины этому имеют иной характер. Есть два противоположных мнения, которых придерживаются сами африканеры.

Первое гласит, что в ЮАР сегодня процветает преступность по расовому признаку. Приверженцы этой позиции считают, и не безосновательно, что чернокожие африканцы часто нападают без всякой жажды материальной наживы, и делают это, скорее, чтобы отомстить за колониальное прошлое. Разумное зерно в этом есть, и вот почему. По статистике взломы домов и убийства их хозяев не всегда сопровождаются кражей вещей и денег. Зато, за редким исключением, убийства белых сопровождаются жестокими пытками. Зачем пытать человека, чтобы потом, после его убийства, украсть ценные вещи из дома? Не проще ли выбрать время, и в отсутствие хозяев ограбить дом? Или уж сразу застрелить их и унести все, что нужно?

Существует специальный проект, посвящённый статистике убийств, изнасилований и пыток всех белых за последние несколько лет. Данные собираются скрупулёзно со всех провинций страны. Новости обновляются ежедневно. За этим лично следит автор проекта (www.sunettebridges.co.za). И вот что мы имеем на сегодняшний день: если дом взломала банда, то у его обитателей почти нет шансов выжить. Это касается и женщин, и мужчин. Причём, участь и у тех и у других не завидная. Женщины и девочки 95% будут подвергнуты изнасилованию, в том числе групповому. Если они выживут, то те же 95% гарантируют им ВИЧ или СПИД, которыми почти поголовно заражены чернокожие африканцы.

Возраст женщины для чернокожего не имеет значения, насилию подвергаются особи женского пола от 8 месяцев и до 90 лет и старше. Описание пыток – не самая приятная вещь, поэтому скажу лишь, что в ход идут разные «инструменты» – от деревянных палок до кипятка или раскаленного утюга. По свидетельству жертв, женщин часто насилуют на глазах мужей, сыновей и братьев, а потом на их же глазах убивают. Последним убивают мужчину – чтобы успел посмотреть на смерть семьи...

Вот почему на сегодняшний день большинство белых уверено, что в стране процветает самый настоящий геноцид. По данным международной организации Genocide Watch (www.genocidewatch.org), возглавляемой Доктором Грегори Стэнтоном, уровень геноцида в ЮАР по соответствующей шкале стоит на отметках 6 и 8. Шестой уровень идентифицируется как подготовительная стадия геноцида, а седьмой – стадия истребления. Восьмая стадия не требует комментариев. К слову сказать, г-н Стэнтон когда-то был участником движения, направленного на борьбу с апартеидом.

Большая доля убийств белых приходится на фермеров – людей, благодаря которым страна имеет первоклассную молочную продукцию, мясо, свежие фрукты и другие продукты питания. С 1994 года в ЮАР от рук чернокожих погибли около 4.000 белых фермеров. Эта цифра ещё не включает тех, кто сумел выжить...

Есть и другая позиция, согласно которой о геноциде говорить нет смысла, потому что всё то же самое происходит и в среде чернокожего населения: такой же уровень насилия, те же пытки. Просто чернокожих в стране 44 миллиона против менее 4 миллионов белых. И подобный образ жизни у первых – закономерность. Тем более, кто будет считать убитых чёрных, да ещё и вести статистику? Это не нужно, в первую очередь, самим чернокожим африканцам. Жизнь человека не является для них ценностью, смерть для них – в порядке вещей, даже если она является насильственной...

Инструкция по выживанию

Со стороны может показаться, что жить в подобных условиях просто невыносимо, но потомки отважных буров уже больше двадцати лет соблюдают правила, которые хоть как-то помогают обезопасить их жизнь. Любому иностранцу, впервые приехавшему в ЮАР, эти правила будут озвучены. Но нужно иметь здравый смысл и понимать, что никакие правила не являются гарантией того, что ночью можно спать спокойно. Рекомендации следующие.

Не носить с собой наличные, не выкладывать на виду (в том числе и дома) электронную технику. Что касается охраны жизни и здоровья, то женщинам лучше не носить блестящие украшения, иначе можно остаться без ушей, не сидеть в машине с открытой дверью, на шоссе стараться не опускать стекла автомобильных окон, самое главное — НИКОГДА, НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не останавливаться на дороге в ответ на сигнал подвезти. Ещё советуют не останавливаться на красный свет в больших городах, если вокруг слишком много болтающихся чернокожих – могут разбить стекла машины, выпихнуть из неё всех пассажиров и угнать авто. Хорошо, если обойдётся без жертв. Был случай, когда из машины попросили выйти беременную женщину, а когда она вышла, выстрелили ей в живот.

Дома белых все сплошь и рядом имеют решётки на окнах. Более того, имеется и кованная железная дверь-сетка, которая ставится снаружи обычной деревянной двери. На мой наивный вопрос: не лучше ли поставить дверь цельнолитую металлическую, ответа не последовало — действительно, нет смысла ставить дорогую дверь, если в дом можно попасть, просто разбив окна, снеся имеющиеся на них решетки. Те, кто может себе позволить, устанавливают в доме сигнализацию. Удовольствие это дорогое, сама установка стоит примерно 20.000 рандов, то есть примерно 80.000 рублей.

На окраинах Йоханнесбурга и Претории дома белых жителей обнесены высокими заборами с электротоком. Состоятельные граждане стараются приобретать жильё в специальных комплексах, которые охраняются. Жить в них действительно безопаснее, но мало, кто может себе позволить такую роскошь.

Апартеид наоборо т

Все белые южноафриканцы знают, что не следует приближаться к тауншипам – поселениям чернокожих, в основном около больших городов. В пример хочу привести один из красивейших городов мира Кейптаун. Город расположен у подножия Столовой горы на берегу Атлантического океана. Красота природы и уютная капско-голландская архитектура соседствуют с грязными серыми тауншипами, где рождаются и вырастают чернокожие преступники. Постройки, которые сложно назвать домами, сооружаются из коробок, ржавых металлических листов, полусгнивших досок и других отходных строительных материалов. Крышей часто служат плёнки, по виду напоминающие разорванные черные мешки для мусора, придавленные камнями, чтобы в случае ветреной погоды их не снесло. Канализации в тауншипах нет, соответственно, повсюду тотальная антисанитария. Так живут тысячи чернокожих.

Белые в Кейптауне и окрестностях живут совсем по — другому. Частные дома с садом и бассейном, или винодельческие и другие фермы – вот излюбленное жилище голландских потомков провинции Западный Кейп. Но это самая «белая» провинция ЮАР, где люди действительно могут себе это позволить, занимаясь виноделием, цветоводством и сельским хозяйством. Заработали. Построили. Наслаждаются… до тех пор, пока чернокожие не трогают. А часто им очень хочется прибрать к рукам то, что нажили честным трудом белые.

Увы, более или менее обеспеченную жизнь могут себе позволить совсем не многие белые. Множество белых южноафриканцев живут на уровне чернокожих, а то и хуже. Невозможность найти работу кончается тем, что люди фактически оказываются на улице и живут в постройках, подобных тауншипам. Существует благотворительный проект, который посредством Facebook привлекает помощь со стороны для белых людей, оказавшихся в бедственном положении. Проект называется Vriende van Nehemia, что в переводе с языка африкаанс означает «Друзья из Негемии». Цель проекта – найти не просто гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды, но и научить этих людей заново бороться за жизнь, ведь многие из них, потеряв надежду, просто перестают что-либо делать. Непосредственная гуманитарная помощь необходима, но зачастую она превращает людей в безамбициозных существ, которые привыкают к постоянно приходящей помощи и считают, что сами со своей проблемой не справятся.

Волонтёры обучают нуждающихся белых разным ремёслам, которые позволяют им зарабатывать хоть какие-то деньги. Но для более успешного развития самому проекту также не хватает финансирования. Правящая в стране партия АНК (Африканский Национальный Конгресс) отказывается помогать неимущим африканерам, в то время как многие их чернокожие сограждане получают от правительства шикарные автомобили почти бесплатно. Стоит внимательно присмотреться на дорогах ЮАР к водителям новеньких иномарок – 90% из них это чернокожие южноафриканцы...

Надо сказать, африканеры – народ дружный и отзывчивый. Из тех, кого я знаю лично, многие помогали соседям, оказавшимся в какой-то момент без средств к существованию – отдавали одежду, покупали на свои деньги продукты питания. Безвозмездно.

Так почему же африканеры оказались в таком положении? Есть версия, что происходящие в стране события – это ответная реакция на апартеид. Среди чернокожих, в первую очередь, из молодёжной лиги партии Африканский Национальный Конгресс, весьма распространена песня «Kill the Boer» («Убей Бура»). Считается, что первым её начал петь в свое время Нельсон Мандела. На youtube есть видео, на котором можно видеть Манделу и его соратников-коммунистов, хором напевающих эту песню (http://www.youtube.com/watch?v=fcOXqFQw2hc).

Возникает закономерный вопрос: как человек, желающий демократии, может петь песни расистского характера? Ответ один: Мандела хотел ЛИШЬ ЧЁРНОЙ ДЕМОКРАТИИ, а не всеобщей, а значит, был за апартеид при власти чернокожих. Власти утверждают, что буры отняли землю у народа и теперь платят за это жизнью. По словам членов партии АНК земля Южной Африки всегда принадлежала их предкам, и теперь они хотят получить её обратно как законные наследники. А так как сейчас ею владеют белые фермеры, то единственный способ отомстить за такую несправедливость – это убить их.

Но, во-первых, предки современных чернокожих, как уже говорилось ранее, были такими же «чужаками» в ЮАР, как и белые. Во-вторых, зачем им земля, с которой они ничего не делали до прихода белых, и не делают до сих пор, даже если она у них есть? Ответ: не зачем! Просто хочется власти. Абсолютной. Месть за апартеид – просто прикрытие, хотя многие до сих пор верят, что при апартеиде их предкам жилось плохо, хотя это не так. Но реалии апартеида – тема отдельной статьи.

Южноафриканское правительство в лице лидирующей партии АНК и недавно переизбранного президента Джейкоба Зумы отрицают геноцид белых, утверждая, что атаки на фермеров – обычный криминал. Но наводит на размышления тот факт, что власти перестали вести статистику подобным преступлениям. Это говорит о том, что реальное количество убитых и пострадавших белых гораздо выше, чем официально названные цифры.

Основатель организации Genocide Watch Доктор Стэнтон считает, что убийства фермеров отнюдь не случайны хотя бы из-за невероятно жестоких пыток, которые применяют к ним чернокожие. Подобные пытки с целью ограбить дом – исключение из правила. Но в ЮАР такие «исключения» случаются чуть ли не каждый день. А это уже, можно сказать, система. Кстати говоря, ООН определяет геноцид как «преднамеренное, систематическое разрушение полностью или частично этнической, расовой, религиозной или национальной группы».

«Мы пока не знаем, кто планирует эти убийства, но мы просим международного расследования, чтобы узнать, кто за этим стоит», — говорит г-н Стэнтон. Изучая вопрос геноцида в мире уже несколько десятилетий, Грегори Стэнтон пришел к выводу, что происходящее сейчас в ЮАР уже имело место быть и в других странах. То же самое было в Бурунди и Руанде. Подобное совсем недавно произошло в Зимбабве. Кстати говоря, от режима в Зимбабве пострадали не только белые, у которых отняли фермы, но и сами чернокожие. Последним пришлось искать прибежище и работу в соседних странах, в том числе и в ЮАР. Я лично знаю двух выходцев из Зимбабве, которые довольно успешно нашли работу в Южной Африке в городке под названием Мтунзини. Оба работают в местном буш-пабе (Bush Pub) Трудятся, как все и благодарны за то, что хоть как-то могут помогать своим семьям, оставшимся на родине.

Что касается ЮАР, то в Genocide Watch уверены, что все жестокие преступления чётко спланированы, и что за этим стоит какая-то экстремистская группировка. В этом утверждении есть логика. Если поехать в глубинку Южной Африки, в места, которые расположены очень далеко от поселений белых людей, то люди там живут своей жизнью – истинно африканской. У них нет машин, нет телефонов, нет телевидения. При виде белого человека смотрят с одной стороны с тревогой в глазах, с другой с интересом – не часто, оказывается, белые захаживают сюда. Один из близких мне людей рассказывал, как по долгу службы ездил в подобное место для геодезических расчётов – чтоб провести электричество в дома. Когда местные об этом узнали (через переводчика), радости их не было предела. Женщины стали петь хвалебные песни на своем языке, предлагать еду в знак благодарности. Эти люди говорили, что появление белого человека в их краях – добрый знак, сулящий хорошие изменения в жизни.

Прыжок Пантеры

Несмотря на все происходящее, этот случай несколько меняет представление о чернокожих людях в Африке и их отношении к белым. И можно быть уверенным, что таких случаев немало. Тогда получается, что жестокие нападения на белых и ненависть по отношению к ним – удел определённой группы людей. А раз есть исполнители, значит, есть и заказчики.

Многие африканеры считают, что за массовым истреблением белых в ЮАР стоит Партия Чёрная Пантера (Black Panther Party). На сайте ФБР она значится как «экстремистская организация чернокожих людей, основанная в Оклэнде (Калифорния) в 1966 году». Но её деятельность была направлена против империализма и на борьбу за гражданские права чёрных американцев. И никаких насильственных методов борьбы с их стороны не наблюдалось.

Противоречие? Нет, просто существует другая организация с похожим названием — Партия Новая Чёрная Пантера (New Black Panther Party), возникшая в 1989 году в Далласе (Техас). Эти два названия часто путают, принимают за одну организацию, хотя партия Новая Чёрная Пантера не является прямым преемником Пантеры 60-х годов. Это подтверждает сам основатель шестидесятников Доктор Хьюи П. Ньютон. В открытом письме «Партии Новая Чёрная Пантера не существует» он пишет, что Новые Пантеры не имеют права претендовать на подобное название, так как это незаконно. Более того, их цели абсолютно противоположны тем, что были у первоначальной Партии.

Основополагающим принципом Партии Чёрная Пантера было, выражаясь словами Че Гевара, утверждение «настоящий революционер движим огромным чувством любви», и, кроме этого, деятельность её была основана на любви к чёрным, а не на ненависти к белым». А Новые Пантеры – это самозваные лидеры, применяющие насилие по отношению к белым именно из ненависти к ним...

Идея создания Новых Пантер принадлежала Майклу МакГи – олдермену из Милуоки, который в 1987 году угрожал срывать все события, организованные белыми американцами, до тех пор, пока не будет увеличено количество рабочих мест для чернокожих. Именно тогда он заявил о своем намерении создать Новую Чёрную Пантеру. Если дать краткую характеристику её идеологии, то в основном она сводится к национализму чернокожих граждан США, социализму, пан-африканизму, превосходству негроидной расы над остальными и анти-империализму. На эмблеме организации изображена черная пантера на фоне африканского континента. Надпись гласит: «Партия Новая Чёрная Пантера – свобода или смерть». В настоящее время главой Партии является Нашим Нзинга.

The New American сообщает, что Новые Пантеры не раз бывали на африканском континенте. В частности, они гордятся своей «исторической» поездкой в Зимбабве и Южную Африку. В конференции, транслируемой онлайн, члены Партии проговорились о своем замысле полностью истребить южноафриканцев европейского происхождения. Участники конференции утверждали, что они «поднимут чёрную армию», организуют военное обучение, буду тесно сотрудничать с теми, кто уже убивал белых и, наконец, станут требовать ещё больше убийств на расовой почве...

Ещё не вечер?

Сегодня правозащитники пытаются привлечь внимание стран Европы, Америки, а также Австралии и Новой Зеландии к проблеме преступности на расовой почве в ЮАР. Одним из способов помочь белым является принятие их за рубежом и признание за ними статуса беженцев. Но проблема в том, что массовая иммиграция 4 млн южноафриканцев невозможна! Например, в США существует квота для африканцев. К сожалению, несмотря на то, что в африканерах течет европейская кровь, они попадают именно под эту квоту. Более того, аналитики считают, что разрешение на иммиграцию белых может подорвать статус покойного ныне Нельсона Манделы, что развеет миф о нём и АНК как о "борцах за свободу и справедливость».

В 2010 году марш-протест против геноцида белых в ЮАР прошёл в Швеции. Радио The Right Perspective сообщило: участники марша считают, что «больше нельзя сидеть и ничего не делать, ведь то, что происходит сейчас в ЮАР, может случиться в будущем с нами». В 2012 году был организован протест в Лос-Анджелесе и еще в 15-ти штатах США. Листовки с информацией о геноциде в ЮАР раздавались всем случайным прохожим. Организаторы протеста были приятно удивлены отзывчивостью людей и их желанием поддержать африканеров.

В самой Южной Африке африканеры воплотили в жизнь проект под названием Красный Октябрь (www.redoctober.co.za). Проект призван повысить осведомлённость сограждан, а также мировой общественности о высоком уровне расовых преступлений против национальных меньшинств страны. 21 марта 2014 года участники акции выпустили в небо десятки красных воздушных шаров в ознаменование единства меньшинств в борьбе против расовой дискриминации и геноцида...

Проблема массовых убийств белых в ЮАР долго замалчивалась, а представителям белого меньшинства не удавалось привлечь к ней внимание других стран. Хочется верить, что ситуация начала меняться в лучшую сторону, и, что потомков буров, наконец-то, услышит мир. И пусть статус титулованного «борца за свободу» Нельсона Манделы пострадает, зато африканеры – этот уникальный в этническом и культурном плане народ — сохранится, чтобы передать богатые культурные традиции своим будущим поколениям.

Валерия Вестэйзен, специально для «Польского приказа»

Русская эммигрантка в ЮАР
Мой рассказ
Проживаю я в ЮАР почти 6 лет, такой поворот событий сама не ожидала, приехала как турист на несколько недель, а осталась навсегда. Я полюбила эту страну, а в этой стране полюбили меня, я вышла замуж за прекрасного человека, не чёрного, нормальный белый человек, таких здесь достаточно много, почему я это поясняю? У многих моих знакомых в России возникает сразу вопрос, как узнают, что я живу в Африке: а муж у тебя чёрный?(на моём лице появляется всегда улыбка, я отвечаю НЕТ МУЖ У МЕНЯ БЕЛЫЙ)
В первый год жизни в ЮАР происходила моя адаптация к новому стилю жизни, новые друзья, новые знакомые, новая для меня культура, всё это восхищало, меня окружили любовью, заботой и уважением, и общение только на английском языке. О русско-говорящих, проживающих в Кейптауне я не знала, узнала только через год, что есть в ЮАР русская диаспора, эмигранты из многих бывших республик СССР, и даже есть свой форум в интернете. Почти в течении года я сидела дома, выращивала огурчики-помидорчики, цветочки, изучала кулинарию страны в которой осталась жить, но русской женщине дома долго не сидится, надо заниматься самореализацией, и я решила закончить курсы тургидов и работать с русско-говорящими туристами, свою деятельность я люблю безумно, так как люблю места где живу. И вот уже более трёх лет я занимаюсь любимым делом. Это очень важно, когда ваша работа вам в удовольствие!
Моя новая жизнь
Семья и друзья моего мужа приняли меня с любовью и уважением, за что я им очень благодарна. По субботам или воскресеньям принято собираться компанией друзей и родственников у кого-нибудь дома, у многих из нас частные дома, здесь такой стиль жизни, наши друзья все семейные, у всех дети, атмосфера веселья, женщины, расположившись на веранде с бокалами местного вина ведут свои женские беседы, дети шалят и играют в саду, или плюхаются в бассейне в жаркие дни, а мужчины у мангала готовят БРАЙ. Что такое БРАЙ? Это приготовление мяса, рыбы, овощей и фруктов на углях, проще барбекъю, но в ЮАР это называется БРАЙ. После позднего обеда обязательно десерт, все сладкоежки, особенно мужчины. Затем мы играем в разные настольные игры. О проблемах на таких встречах не принято говорить, суббота и воскресенье для отдыха и это железное правило! Конечно, о проблемах, если они есть, говорится, но в стороне, а не на всеобщее обсуждение. Меня сначала удивляло, когда муж по возвращению домой сообщал о том или ином знакомом, и какие проблемы на данный момент у того, но ведь это не обсуждалось в течении дня при всех? Так не принято, обсуждать и рассказывать на отдыхе свои неприятности, всё это тихо в сторонке, чтоб не омрачать день всем.Такие дружные семейные сборы особенно популярны в период игр по РЕГБИ, один из самых популярных видов спорта в ЮАР.
На такие семейные встречи вас пригласят заранее за 2-3 недели.
По пятницам принято ходить всей семьёй вечером в ресторан, в летний жаркий период мы выезжаем на берег океана, у нас есть выбор: Атлантический или Индийский океан, мы везунчики, или в районы виноделия, на фермы-виноградники, где почти на каждой есть отличный ресторан и игровые площадки для детей.
Бедность
Расслоение населения по уровню жизни, достатка заметна сразу, по районам проживания, по продовольственным магазинам, машинам.Очень бедно, в нищете живут очень многие, большая часть- это чернокожие, как это и не печально, на улицах городов, на перекрёстках вы всегда встретите просящих милостыню, мужчины, женщины, дети. Они так же ходят по домам и просят подаяние, много бездомных. Но работу в ЮАР можно найди, кто хочет, тот работает, простите, это моё субъективное мнение, средняя зарплата у уборщицы до 300 долларов в месяц, или посудомойки в ресторане около 200 долларов, знаю точно, у наших знакомых ресторан, и так платят многие, я говорю о городских заведениях, или домработницы, тоже средняя зарплата 300- 400 долларов в месяц, вы спросите: почему же многие живут в нищете? Они живут по принципу коммуны, всё общее, каждый заботится о ближнем,этот принцип вековой, вот и получается, семья большая, а работают только, допустим, два человека,а остальные не работают,
естественно, для нормального проживания денег не хватает.
А вообще чернокожие очень общительные и интересные люди.
Менталитет нового поколения чернокожих немного меняется, стараются получить хорошее образование, не иметь много детей, понимают, что лучше дать хорошую жизнь одному, двум детям. Но это не все так думают, а жаль.
Криминал
ЮАР- криминальная страна, и это правда, но и как везде, надо знать правила безопасности и поведения. В опасные районы не заезжать, вечером поздно в безлюдных местах не гулять, в машине не оставлять на виду какие-либо вещи,в общем не провоцировать воров, не привлекать внимание. У нас у всех в домах сигнализация и защита на окнах, допустим, в Йоханнесбурге, одном из самых криминальных городов ЮАР, чем состоятельней район, тем выше заборы вокруг домов и больше проводов по эклектическим током, в Кейптауне намного спокойней, а уезжаете в глубинку страны, иногда даже заборов нет вокруг домов, показатель низкой преступности в населённом пункте.
Инциденты в период чемпионата- это конечно не есть хорошо, но мои туристы говорят, что такое и в других странах было. На улицах городов у нас кругом полиция: конная, патрули, патрули на мотоциклах.
Ну вобщем жить в ЮАР мне хорошо, может потому что я счаслива? А если ты счаслив, то не важно какая страна!

В серии статей Белая раса под прицелом. Вот ещё одно интересное свидетельство от первого лица:

Здравствуйте! Я через 2 месяца уезжаю работать в Рандбург, что в окрестностях Йоханеннсбурга, ЮАР. Еду, к сожалению, одна. Муж в Австралии. Заключила контракт на 1 год с компанией Минтек, обязанности ясны, а вот условия и специфика жизни - абсолютно непонятны. В интернете очень много всего достаточно нелицеприятного. Хотелось бы узнать что-то более конкретное, чтобы быть готовой. А то как-то страшно ехать одной в незнакомую страну. С уважением, Ольга

...

... письмо прокомментирует Елена Соломон из Австралии, которая некоторое время проживала в ЮАР.

Елена Соломон (Австралия): Ответ на письмо "Ольга_Y: Через два месяца уезжаю работать в ЮАР".

Ольга,
Я жила в Рандбурге почти 5 лет, это городской район Йоханнесбурга, несколько выше среднего уровня.
Жизнь в ЮАР своеобразная, очень дешевая - по сравнению с другими развитыми странами, но в то же время в одной стране присутствует и "первый мир" (западные страндарты) и "третий мир" (беспросветная нищета). Когда это все вместе, то, естественно, смесь взрывоопасная.
Черные белых не любят, потому что белые их зажимали в течение многих десятилетий. Белые черных (не все белые, но очень многие) презирают, за то что черные, по их мнению, недалекие и лентяи на работе.
Внешне это сразу не заметишь, для этого надо прожить там какое-то время. Почти все белые - расисты (считают, что черные - второй сорт).
В настоящее время, черные зажимают белых - вот уже 13 лет, с 1993, когда черные пришли к власти. Белые получают меньше денег, чем черные, работающие на такой же должности - потому что черные были "underpriviledged" (не имели достаточно привилегий) в течение многих лет. Белым тяжелее найти работу - компания должна иметь определенный процент черных работников; если ты - белый мужчина, то еще тяжелее (белая женщина - угнетенная ранее как женщина, предпочтение - угнетенным).
В ЮАР также много индусов и "цветных" (это особая нация, сама по себе - не помесь белых с черными, как вы могли бы подумать). Все нации в принципе держатся сами по себе - на словах все равны, но есть структура, белые все еще элита - хотя по зарплате их и зажимают. Очень много политики, связанной с расами - даже на уровне обычной, ежедневной жизни.
Белые держатся сами по себе, общаются с другими белыми, при таком общении стандарты - как в любой другой западной стране. Дома большие и красивые, почти у всех белых - живущая в доме прислуга. В ЮАР все еще много англичан и людей других национальностей, хотя многие эмигрировали после прихода черных к власти. ДО прихода черных к власти, для белых это был рай на земле, и они все еще об этом вспоминают.
Приход черных к власти был хорошим делом для страны в политическом и демократическом плане, но в экономическом - все потихоньку разваливается, потому что черные у власти, действительно не очень образованные - кухарка, управляющая государством (у некоторых министров - 4 класса образования).
Коррупция ужасающая, взятки берутся на всех уровнях, особенно среди черных и цветных (но они обычно берут взятки у своей национальности, черные у черных, индусы у индусов, и так далее). Государственные учреждения работают не шибко не валко - как в России.
Что вам надо знать, в ЮАР не ходят по улицам пешком и нет общественного транспорта. Все ездят на машинах. Если кто-то не имеет машины, они вынуждены пользоваться маршрутными такси, которые часто работают по-пиратски (нет лицензии, нет прав) и вообще считаются частью местной мафии мелкого масштаба. Мафии как таковой в ЮАР нет, черная преступность очень тупая - они тебя сначала убьют, а потом посмотрят, сколько у тебя денег в кошельке (и есть ли кошелек вообще).
Преступность в ЮАР ужасающая. По уровню убийств и изнасилований ЮАР на первом месте в мире, изнасилование каждые 56 секунд, 50 с лишним убийств в день. Но самое страшное - это изнасилования, потому что черные (какая-то часть) верят, что если иметь секс с белой женщиной или девственницей, СПИД пройдет (среди черного населения уровень инфекции СПИДом примерно 10-15%).
Машины угоняют прямо из рук владельца, которого могут просто попросить освободить машину, или пристрелить, в зависимости от того, как им кажется легче. Был случай беременной женщине выстрелили в живот, потому что она недостаточно быстро выбиралась из машины. Был случай, когда 8-летнего мальчика пристрелили, потому что он не хотел отдавать свой велосипед. Были несколько случаев изнасилований, когда насиловали девочек возрастом 8 месяцев (это не опечатка!) - и по словам газеты, это не самая молодая жертва изнасилования.
Это все, конечно, воспринимается как кошмар, но это - ежедневная реальность в ЮАР.
Брат моего мужа был атакован двумя черными, которые хотели его машину - он умудрился закрыться в бетонном бункере, они постреляли через дверь, но через несколько часов ушли. Он работает телефонным инженером, который проверяет оборудование телефонных станций, расположенных в горах и удаленных местах - эти черные его поджидали специально, возможно, ждали его несколько дней.
Жена этого же брата - ее машину остановили на дороге, одна машина заблокировала спереди, другая - сзади, и хотели ее вытащить из машины - она умудрилась развернуться и уехать. Прямо на дороге, средь бела дня. Страшно не то, что машину заберут - машина застрахована, страшно, что могут запросто убить или изнасиловать, что может тоже означать смерть - смерть от СПИДа.
Муж сестры этой женщины (жены моего брата) умер через 8 месяцев после того, как его пристрелили - умер не сразу, но в результате ран. Тех черных, кто его пристрелил, поймали - но отпустили, потому что он не смог их опознать (он вообще был не в себе после полученных ран) - так как потерпевший не смог опознать, невиновны.
Если просто в магазине у вас вытащили кошелек, то чтобы остановить кредитки и чековую книжку, надо рапорт из полиции, чтобы банк остановил ваши документы - идешь в полицию, заполняешь рапорт - он тебе ставит на него штамп и отдает тебе обратно! Спрашиваешь, а что, вы себе копию не оставляете? Он говорит (черный полицейский): А зачем? (Немая сцена.) Никто тебя не спрашивает, где и что случилось - вот тебе твой проштампованный рапорт, иди себе.
Я понимаю, что это звучит дико - но что поделать, дикий народ, дикие нравы.
Раньше, до 1993, белые жили сами по себе, отдельно от черных, в своих собственных районах - черные жили сами по себе, с своих собственных районах, это и была суть режима апартеида - отдельного проживания. Все нации жили внутри своей культуры, и для всех все было приемлемо. Были и богатые черные, деньги они могли делать - только жили они отдельно, не вместе с белыми. Преступность практически не существовала, полиция была белой. Границы были плотно закрыты. Сейчас все живут, где хотят, все перемешалось, и это полный кикоз. Полиция мышей не ловит. За границами никто не смотрит. Анархия, как в России после перестройки.
В ЮАР около 10 миллионов нелегальных иммигрантов (на 40 миллионов официальных граждан) - из разных стран Африки, жизнь в ЮАР все еще намного лучше, чем в средней африканской стране - и вот эти-то нелегальные иммигранты в основном и занимаются преступностью - а как еще, работать они не имеют права, а есть им что-то надо?
Мы уехали из ЮАР только из-за преступности. Страна очень красивая, замечательный климат, высокий уровень жизни (для тех, кто работает и образован) - но жить там страшно. Особенно это понимаешь, когда поживешь в нормальной западной стране (мы сейчас живем в Австралии) - когда живешь в ЮАР, то не понимаешь, как это ужасно, но когда уедешь и потом возвращаешься (мы были 4 недели в прошлом году, гостили у родственников мужа) - то это шок.
В-общем: жить в ЮАР можно, но страшно.
Познакомьтесь с другими русскими (русская церковь находится в Мидранде, между Рандбургом и Преторией, совсем недалеко от вас), они вам смогут объяснить больше - хотя для них их жизнь будет казаться нормальной, ну что, надо быть чуть-чуть более осторожной, не выходить из дома в темноте, не разговаривать с чернокожими незнакомцами, не останавливаться на дороге, не открывать окна в машине, держать двери машины всегда запертыми изнутри - ходить можно только в закрытом комплексе или в торговом центре (там охранники с автоматами стоят, охраняют) - но что, конечно, жить можно, человек не собака, ко всему привыкает.
Адрес русской церкви -

На нашей планете нет такого континента (за исключением разве что Антарктиды), берега которого хотя бы раз не омывали волны русской эмиграции. Не стала исключением и Африка, в особенности ее южная часть, богатая золотом и драгоценными камнями. Русская община в ЮАР не столь многочисленна, как в США или Германии. Однако наших бывших соотечественников в самой белой стране Черного континента можно встретить не так уж редко.


Начиная работу над этой статьей, я пообещала себе, что сохраню объективность при описании жизни и настроений русских в Южной Африке. Ведь всегда есть те, кто находит вдали от дома счастье и покой, и те, кто не выдерживает разлуки с родиной. Так что же из себя представляет русская община на юге Черного континента: чем она дышит, какие цели перед собой ставит, насколько охотно объединяются покинувшие Россию люди?


Пообщавшись с эмигрантами, я в первую очередь поняла, что предстоит описывать явление совершенно особенное, не похожее на ситуацию с диаспорами в других странах. В ЮАР наши бывшие сограждане не склонны собираться в обособленные группки, лелея мечту о “маленькой России”: русских магазинов, школ, тем паче районов нет и не предвидится. Тем не менее наши люди умудряются оставаться нашими из поколения в поколение. Как им это удается?

История эмиграции


Первая крупная волна переселенцев из России выплеснулась на берега Южной Африки в конце XIX века, после того как по миру разнеслась весть об открытии там золотых и алмазных месторождений. В этой части Черного континента и раньше слышалась русская речь, правда, крайне редко: беглые матросы Российской империи не афишировали свое происхождение. Предпочтя двадцати пяти годам военной службы жизнь на краю света, русские мужики бежали с кораблей, прятались в лесах, ждали, пока судно покинет порт. А потом, осознав, что на родине их за дезертирство ждут шпицрутены, и это в лучшем случае, оседали, обзаводились семьями, забывали родную речь. Бывало, правда, тоска по отчизне так истачивала душу, что, завидев позже другой корабль под российским флагом, приходили в порт и безуспешно просились домой. Но то были единицы, не имеющие своей целью сохранение русской самобытной культуры, в итоге они полностью ассимилировались.


Массовая эмиграция началась в царствование Александра III — на фоне еврейских погромов Россию покинули многие тысячи представителей этого народа. В основном уезжали в США, но и на юг Африки тек эмигрантский ручеек. Открытие богатых приисков сулило и российским евреям, и немногочисленным этническим русским шанс наладить безбедную жизнь. Но отдаленное расположение незнакомой страны, с которой Российская империя только начинала налаживать экономические связи, многих отпугивало.


Октябрьская революция подарила Южно-Африканскому Союзу (название нынешней ЮАР с 1910 по 1961 год) следующую волну эмигрантов из России. Правда, прежде чем сойти в порту Кейптауна, наши бывшие соотечественники пытали счастье в Европе. И если жизнь не складывалась, они со всем своим скарбом устремлялись на юг Африки.


В 1930-х годах иммиграционное законодательство там было ужесточено. К тому моменту на нет сошла и золотая лихорадка. Так что количество русских, отваживавшихся искать счастье столь далеко от дома, медленно, но верно начало стремиться к нулю.


К началу Второй мировой войны в крупных городах Южной Африки проживало всего несколько сотен русских, многие из которых быстро ассимилировались и не особо держались за сохранение национального самосознания. Они жадно ловили обрывки вестей, приносимых из Европы и России, но стремительно теряли связь с Родиной и друг другом.


Русскую диаспору ждала бы неминуемая смерть, если бы не события середины прошлого столетия. Эпидемия нацистской чумы погнала в Африку русские семьи из таких стран, как Германия и Франция. В Йоханнесбург и другие города приехали люди, обладающие навыками миграционного быта.

Обустроившись на новом месте, прослезившись над оторванностью горстки русских от других наших общин в мире, беженцы из Европы приступили к объединению русских.


Благодаря стараниям тех, кому по-настоящему хотелось сохранить в себе русское начало, и появилось в 1952 году “Общество русских эмигрантов”. Его организаторы и активные члены старались держаться за традиции, язык, православие. Они верили, что в условиях мягкого южноафриканского климата, конкурируя за рабочие места с потомками англичан и буров, им удастся не выпустить из рук последнюю ниточку, которая связывает с Россией.


Но, увы, дети активистов “Общества русских эмигрантов” в графе “национальность” охотнее ставили “южноафриканец”. Связь с русской культурой постепенно исчезала. В 1973 г. в “Южно-Африканской энциклопедии” русская диаспора страны названа “вымирающей”. Лишь очередной политический передел на “большой земле” не позволил ей окончательно уйти в историю.


В конце 1980-х годов в СССР отчетливо запахло перестройкой, и русские вновь направили миграционные эшелоны в сторону Южной Африки. Ветер перемен с такой силой дул в их паруса, что они не только счастливо добрались до берегов Черного континента, но и легко влились в южноафриканское общество.


Радужная страна, как стали называть ЮАР после конца эры апартеида, с ее мягким климатом, яркой природой, безграничными возможностями для бизнеса, открывшимися с началом стремительного роста экономики, а теперь еще и не столь малочисленной русской общиной…


Ну разве же это не иммиграционный рай?!


Оказалось, не рай. Сейчас в ЮАР легально и полулегально проживает тысяч шесть - максимум восемь русских. Многие планируют покинуть Африку, скопив достаточный капитал.

Русская община в ЮАР обречена на вымирание?


Особенность жизни в ЮАР такова, что хорошо устроиться в этой стране могут лишь иммигранты-индивидуалисты. И так было всегда. Принимая решение обосноваться на Черном континенте, в первую очередь в его самом южном государстве, русский должен понимать, что отныне он сам по себе. В последние годы закон джунглей отсеивает более слабых особенно быстро. Это связано с падением в ЮАР апартеида, ознаменовавшегося приходом к власти черного большинства.


Борис Горелик, эксперт по русскоязычной иммиграции в ЮАР, автор книги “Российская иммиграция в Южной Африке: вчера и сегодня”:


- В настоящее время в южноафриканском обществе четко прослеживается тенденция к наделению большими правами черных граждан. Доходит до того, что предприятия вводят жесткие квоты для приема белых людей. Поэтому русские эмигранты, которые сейчас приезжают в Африку и каким-то образом получают вид на жительство, хотя и это сейчас непросто, сталкиваются с теми же трудностями, что все белое население ЮАР.


Но по большому счету белые по-прежнему зарабатывают намного больше, чем остальные. Большинство русскоязычных иммигрантов живут в отдельных домах, у всех есть прислуга, машины. И даже если у них не очень хорошая работа, они далеко не бедствуют.


Но тут опять же необходимо понимать, что счастливые 99% - это те, кто смог удержаться на неспокойной почве ЮАР. Потому как либо ты нашел хорошую работу, зарабатываешь деньги и живешь комфортно, либо покупаешь билет домой на высланные мамой деньги. Третьего фактически не дано.
Итак, стойкие русские иммигранты: какой они видят ЮАР и в первую очередь свое в ней будущее?


Наши бывшие сограждане, наверное, как ни в одной другой стране мира, здесь в первую очередь ощущают себя белыми. А уже потом славянами, русскими. Потому что конкурировать за рабочие места приходится прежде всего с представителями черного населения. С другой стороны, в этом кроется и большой плюс эмиграции в ЮАР.


Борис Горелик продолжает:


Тем не менее будущее русских в ЮАР весьма неопределенно. Те, кто еще до падения расистского режима успел занять хорошие места в бизнесе, в жизни ЮАР, сейчас процветают. Те же, кто приезжает сейчас, сталкиваются с серьезными трудностями и ограничены в своем росте. Многие русские боятся, что вот пройдет чемпионат мира по футболу (к которому страну всячески причесывают) - и ЮАР превратится в одну из соседних стран, в которые вслед за свободой пришла диктатура и разруха. В этих государствах и белых-то почти не осталось.


Русские в ЮАР делятся на тех, кто больше верит в будущее этой страны, и тех, кто меньше.
Борис Горелик:


- Две основные сложности в ЮАР - поиск работы и преступность. Белые живут за колючей проволокой, большинство домов и квартир подключено к какой-то близлежащей охранной конторе. Так как они в случае опасности приедут тут же, а полиция в ЮАР сильно напоминает нашу - их тоже приходится ждать часа по два.


Но я категорически не хочу, чтобы складывалось впечатление, будто “при белых” все было замечательно, а “при черных” все стало плохо. Это не так. После первых нерасовых выборов и отмены международных санкций против ЮАР экономика страны начала развиваться. Здесь очень широкие возможности для бизнеса!

Русская община сегодня


Современная иммиграция в ЮАР носит в большинстве случаев экономический характер. Приезжающие “новые россияне” не стремятся к контактам с бывшими соотечественниками, живут своей жизнью и общаются по интересам. Однако в последние годы произошла “феминизация” российской эмиграции - основной массой переселенцев стали русские женщины, вышедшие замуж за граждан ЮАР. Эта категория иммигрантов тяжело адаптируется к новой родине, так как вынуждена большую часть времени проводить среди людей иной национальности и общаться на неродном языке.


Именно для тех, кто тоскует по России или надеется когда-нибудь вернуться, в ЮАР существует несколько организованных общин. Но лишь одна из них по-настоящему объединяет русскоязычных иммигрантов. Речь идет о русском православном храме Московского патриархата в честь преподобного Сергия Радонежского, который расположен в Йоханнесбурге.


Настоятель храма протоиерей Иоанн Лапидус оказывает помощь русским не только в религиозном, но и в психологическом плане. Он старается объединить тех, кто хочет сохранить свою национальную идентичность.


В приходском центре при храме люди находят все, что им нужно: общение на русском языке, праздники, веру. При церкви есть воскресная школа для детей, где, в частности, изучается русский язык. Вокруг настоятеля собираются даже люди неверующие.


Отец Иоанн, настоятель храма:


- Количество прихожан невелико, что обусловлено в целом небольшой численностью русскоязычных в ЮАР. На Пасху, Рождество, престольный праздник в храме бывает несколько сотен человек, на обычных воскресных службах - гораздо меньше. Двери храма открыты для всех - вне зависимости от степени воцерковленности, принадлежности к той или иной религиозной традиции или мировоззрению. Принимая во внимание отсутствие иных организованных и специализированных мест общения русскоязычной диаспоры в ЮАР, Сергиевский храм - единственная возможность для человека, оказавшегося далеко от Родины, пообщаться на родном языке, воспользоваться библиотекой, ощутить свою культурную, национальную и духовную связь с Отечеством.

Хотят ли они вернуться?


А теперь - о самом больном. Как уже неоднократно отмечалось, ветер в ЮАР меняет свое направление, и многие белые граждане этой страны подумывают собрать чемоданы и отправиться в другие края.


Неопределенность будущего действует на нервы и русскоязычным иммигрантам. Но после всех препятствий, которые наш человек преодолел в Южной Африке, чтобы получить свою хорошо оплачиваемую работу, дом с сигнализацией и приходящего садовника, так просто он сдаваться не станет.


Впрочем, желающие вернуться в Россию из ЮАР есть. Правда, пока основную массу возвращенцев составляют полулегальные эмигранты, которые, не рассчитав свои силы, на русский авось отправились в Африку, но не смогли устроить свою жизнь. А также горстка переселенцев, страдающих острой формой ностальгии. Тех, кто процветает, на историческую родину не тянет.


Вот что сказали “МК” некоторые из русских эмигрантов.


Евгений Тавьев, доктор наук в области ядерной физики, живет в ЮАР с 1985 года:


Мне жаловаться не на что. На работу всегда езжу на машине. В ЮАР для белых не существует общественного транспорта: нет своего автомобиля - будешь сидеть дома безвылазно. Еду нам готовит черная домработница, которая живет в пристройке. Здесь большинство русскоязычных людей живут в домах с участками, у большинства есть садовник.


Сергей Резниченко, горный инженер, в ЮАР с 1996 года:


- Четыре года назад подумывали о возвращении в Россию - временно, на работу (меня интервьюировало несколько компаний на весьма высокие позиции), но не срослось. Теперь я понимаю, что в принципе срастись не могло: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда. Сейчас таких возможностей и не ищу. После такой продолжительной жизни за рубежом меняешься сам, и, что важнее, меняется твоя бывшая родина.


Но все-таки наши возвращаются.


Отец Иоанн, настоятель Сергиевского храма в Йоханнесбурге:


- За последние годы наметилась тенденция возвращения в Россию молодежи, родители которых приехали в ЮАР в начале 90-х годов. Это связано с тем, что сейчас в России для молодых людей больше перспектив, чем для их белых сверстников в Южной Африке. Кроме того, существует серьезная проблема с выбором спутника жизни. В ЮАР, где белое население составляет всего 9%, для русскоязычных парней и девушек, имеющих традиционно высокие требования к уровню и качеству семейных отношений, найти подходящего спутника жизни достаточно тяжело.


Но, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, отец Иоанн убежден: наличие храма, являющегося сердцем русскоязычной общины в Южно-Африканской Республике, дает надежду на то, что русское присутствие в этом государстве будет сохраняться и приумножаться. И пусть массового притока русскоязычной диаспоры в ЮАР в обозримом будущем не предвидится, индивидуальная эмиграция российских специалистов, а также россиянок, выходящих замуж за южноафриканцев, продолжится. Смогут ли они назвать уже не столь белую страну Черного континента своей родиной или обратятся в посольство РФ с просьбой о помощи в репатриации по программе содействия добровольным переселенцам? Это покажет время.


В любом случае одно остается неизменным - не важно, где и как долго ты живешь: даже в условиях довольно экстремальной южноафриканской иммиграции русский человек остается русским. Вне зависимости от гражданства. И от намерения вернуться в Россию.

Эмиграция русскоговорящих граждан в ЮАР с каждым годом неуклонно растет. Объясняется многими факторами, в частности — историческими. Здесь издавна хорошо относились к русским путешественникам, ученым и переселенцам, не отождествляя их с завоевателями, как представителей некоторых других европейских держав.

В настоящее время русские в ЮАР — не редкость. Они приезжают в страну учиться, трудиться, путешествовать и часто остаются здесь на ПМЖ. Во многом этому способствует довольно высокий уровень жизни в ЮАР, интенсивный рост экономики, крупные международные конференции, Чемпионат мира по футболу, Олимпиада, обмен студентами, более лояльные отношения к бракам между представителями различных рас и вероисповеданий.

Кейптаун

Согласно статистическим данным, иммиграция в ЮАР среди жителей РФ уже несколько лет остается на одном уровне. Порядка 80 человек в месяц изъявляют такое желание. Чтобы воплотить это в жизнь необходимо придерживаться определенной последовательности действий:

  1. Оформить разрешение на ПМЖ.
  2. Решить вопросы социальной защищенности. особенно важно если планируется переезд целой семьи, вместе с малолетними детьми.
  3. Определиться с ведением предпринимательской деятельности или трудоустройством.

Основные положения

Граждане из Украины, России, Беларуси в 2019 году, которые планируют получить ВНЖ, должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Иметь медицинский сертификат. Касается всех лиц, которым исполнилось 12 лет.
  2. Предоставить справку об отсутствии судимости (для совершеннолетних лиц). К обоим документам предъявляются требования по срокам их выдачи — не более полугода до даты подачи ходатайства. Предварительно их требуется перевести на английский язык и заверить нотариально. Допускается подача сертификатов и медицинских справок в электронном виде. Для этого они заполняются на английском и удостоверяются печатью медучреждения.
  3. Детский проездной или свидетельство (для несовершеннолетних).
  4. По необходимости предоставляются свидетельства о браке, разводе, смерти супруга/супруги и так далее.
  5. Срок действия загранпаспорта — не меньше 30 дней после возвращения из поездки и завершения срока действия разрешения.

Как получить разрешение на постоянное проживание в Южной Африке?

Для тех, кого интересует эмиграция в ЮАР должны понимать, что процесс этот достаточно продолжительный и связан с подготовкой пакета документации. Найти необходимые сведения и рекомендации можно на официальном сайте соответствующего Посольства в Москве, Киеве, Минске.

Оформление данного документа требуется, если продолжительность поездки будет превышать 3 месяца. Если срок меньше, то вполне можно обойтись оформлением обычной визы, причем это никак не влияет на цели поездки.

Порядок продления разрешения

При желании продлить РВП, следует позаботиться об этом заранее — не позднее 30-ти дневного срока окончания действия документа. Обратиться можно в любое отделение МВД на территории Южно-Африканской Республики. Одновременно с подачей ходатайства, требуется оплатить госпошлину в том же размере и предоставить фотокопию прежнего документа.

Перечень документации на РВП:

  • заявление;
  • загранпаспорт;
  • подтверждение оплаты государственной пошлины;
  • цветное фото на белом фоне форматом 30Х40 мм;
  • проездной документ (в обратную сторону) или депозит, который вносится наличными в Консульстве;
  • справка о прививках (по необходимости, обычно требуется, когда претендент въезжает с территорий где ранее были зафиксированы вспышки желтой лихорадки);
  • письменное, нотариально заверенное разрешение на выезд ребенка (несовершеннолетнего) с отцом или матерью;
  • гарантии работодателя, в письменном виде, о возмещении расходов в случае депортации соискателя и членов семьи (если цель поездки — работа в ЮАР для русских).

Процедура оформления ПМЖ

Найти всю актуальную информацию об оформлении ПМЖ можно на сайте МВД данной страны. Следует понимать, что важным критерием для получения заветного статуса является значимый вклад в развитие экономики страны. Также требуется написать на имя министра МВД, мотивационное письмо, в котором заявитель указывает почему он должен проживать на территории этого государства. Оформление ПМЖ возможно только получив положительный ответ.

Как показывает практика и статистические данные, основными причинами отказа являются:

  • наличие судимости;
  • недостоверная информация в анкете;
  • отсутствие или недостаточность личных финансовых средств;
  • неблагонадежный образ жизни;
  • если ранее лицо уже было депортировано из государства;
  • членство в террористических и экстремистских организациях, которые призывают к расовой или религиозной нетерпимости и насилию;
  • наличие опасных инфекционных заболеваний.

Оплату государственной пошлины производят при подаче ходатайства. Если переезжает вся семья, то оплата за остальных ее членов не осуществляется.

Два основных вида документа

Для получения в будущем ПМЖ применяют два различных вида документа. Первый, прямой ВНЖ (1-й тип). Выдают супругам и детям подданных Южно-Африканской Республики, а также иностранным гражданам, которые проживают в государстве длительное время.

Второй, ВНЖ 2-го типа. На получение могут претендовать лица, прожившие здесь свыше 5 лет, высококвалифицированные специалисты, предприниматели, желающие инвестировать в местную экономику 250 тыс. американских долларов и больше (купить бизнес или открыть свое дело), обеспеченные пенсионеры, беженцы, родственники жителей республики.

Перечень наиболее востребованных специалистов

МВД ЮАР сегодня с большой долей вероятности примет положительное решение в отношении кандидатов на получение ВНЖ и ПМЖ, если они относятся к следующим категориям:

  • предприниматели, желающие вести бизнес в стране;
  • инвесторы, готовые вложить в экономику определенную сумму личных финансов;
  • работники востребованных специальностей.

Ознакомиться с перечнем сфер экономики, где наиболее остро ощущается иностранное влияние. Среди последних можно выделить:

  • информационные технологии;
  • агросектор;
  • автомобилестроение;
  • химико-биологическая отрасль;
  • добыча полезных ископаемых;
  • металлообработка;
  • текстильная промышленность;
  • туризм.

Гражданство

Право на получение южно-африканского гражданства имеют люди, которые прожили на территории государства 5 лет. В некоторых случаях этот срок составляет 2 года (для супруга/супруги) южноафриканца. Следует учитывать, что в державе официально признается двойное гражданство, чем пользуются многие белые в ЮАР сегодня, не желающие отказываться например, от российского или украинского.

Читая многочисленные отзывы наших соотечественников, можно сделать следующий вывод — эмиграция в Южно-Африканскую Республику имеет свои плюсы и минусы. И одним из основных являются: различный уровень жизни между различными слоями населением, в частности черными и белыми, достаточно высокая преступность и некоторые другие факторы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .