В зависимости от сторон конфликта выделяют:

  1. Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения;
  2. межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;
  3. конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. Они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Могут быть конструктивными (способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);
  4. межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальную дифференциацию между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов;
  5. международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.

По сферам жизнедеятельности людей выделяют:

  1. бытовые;
  2. трудовые;
  3. семейные;
  4. воинские;
  5. учебно-педагогические и др.

По характеру объектов , по поводу которых возникают конфликты:

  1. статусно – ролевые;
  2. ресурсные;
  3. социокультурные;
  4. идеологические и др.

По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:

  1. конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
  2. конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

  1. кратковременные;
  2. быстротечные;
  3. длительные.

По результативности конфликты делятся на:

  1. конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
  2. деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

По характеру причин :

  1. реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;
  2. нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.

Когда Вам кажется, что в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс Ч. Ликсон.

Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативных проявлений и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.

Психологические знания о личностных предпосылки конфликтного поведения указывают нам на важность осознания собственных желаний и поступков, целей и умений слушать другого, оформлять в слова свои желания, необходимость гибкого применения различных стратегий и тактик в конфликтах, и, прежде всего, тех конфликтов, которые являются конструктивным выходом из сложной и не совсем ясной критической ситуации.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

Стороны (участники, субъекты) конфликта;
условия прохождения конфликта;

Образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация), я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь...».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее - и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

По составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, мижколективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др..)
по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..),
по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др..)
по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные),
за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);
по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др..)
по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.)..

В обозначенных типов в рамках каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются виды конфликтов.

Виды конфликтов

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.
Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..
Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов семьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.
Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».
Конфликты принадлежности, которые проходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.
Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:
межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их реализации и т.п.. Личностно-групповые конфликты, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой;
межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека.

Распространенной основанием для классификации конфликтов может быть продолжительность их протекания и степень их напряженности:

Кратковременные острые конфликты отличаются большой эмоциональной окрашенности, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда заканчиваются тяжелыми или даже трагическими результатами. В основе таких конфликтов чаще всего лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамент,а личности. Длительные острые конфликты характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, которые контролируют свои реакции и поступки.
Слабые за проявлением, «вялые» конфликты отмечаются в противоречиях, имеющих неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации.

Динамика развития конфликта включает такие особенности.

1. Возникновение конфликтной ситуации. Конфликт не возникает внезапно, мгновенно, ему предшествуют скрытые или открытые социально-психологические процессы между личностями или в сознании личности, и, наконец, в какой-либо группе, то есть, сначала, возникает конфликтная ситуация.

Под конфликтной ситуацией понимается относительно устойчивое на каком-то промежутке времени сочетание намерений человека с условиями их достижения. При таком определении психологическая ситуация оказывается тем, что состоит из двух основных частей: намерений и условий, изменения в которых ведут к изменению ситуации.

В период, предшествующий конфликту, психический мир личности (психические процессы, свойства, образования и состояния) может проявляться по-разному. При этом эмоциональные переживания могут характеризоваться повышенной тревожностью, страхом, враждебными чувствами, желанием оказать сопротивление, предвзятостью, агрессивностью, подъемом, спадом, уверенностью или неуверенностью и т.д. Эти внутренние состояния и переживания порождают неуравновешенность системы «личность - окружающая среда», которое влияет на человека, что, в свою очередь, вызывает несогласованность ее внутреннего и внешнего состояния, негативно влияет на восприятие им его окружения.

В конкретной ситуации неуравновешенность внутренней психологической структуры личности может выражаться в повышенной раздражительности, негативной реакции на людей, слова, предметы, явления и т.п. Расстройство в психологической структуре личности приводит ее в такой критическое состояние, для которого достаточно иногда незначительного действия, чтобы возник конфликт. Поэтому важно своевременно принять меры для предотвращения или нейтрализации конфликтного состояния. Конфликт можно и необходимо предотвращать на этой стадии, т.е. стадии предконфликтной ситуации, когда разногласия, противоречия только зарождаются.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, ибо только восприятие ситуации, как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого также следует, что противоречие может быть не только объективным, то есть реально существующей, а суб "объективной, мнимой, или только воспринятой такой). Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Существуют такие варианты соотнесенности между субъективными и объективными сторонами конфликтной ситуации:

Конфликт, адекватно понимается участниками. Это объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
конфликт воспринимается относительно неадекватно и не понимает участниками. В этом случае имеет место объективная конфликтная ситуация, а стороны воспринимают конфликт относительно адекватно, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
конфликт в целом не понимает. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными участниками конфликта;
ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

После того как конфликт осознается, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтную. Может быть и так, что действия одного субъекта по отношению к другому становятся средством для снятия внутреннего напряжения. В этом случае внутриличностный конфликт переходит в межличностный.

Инцидент, мотив конфликта. Обстоятельства, способствующие созданию конфликта, могут быть разные. Толчком для вступления личности в конфликт бывает, как правило, внутреннее или внешнее побуждение, вызванное личной реакции на основе отношения, что уже сложилось, личности к окружающей его среде. Таковыми могут быть презрительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорбительный тон, физическое или нравственное оскорбление, недоброжелательный взгляд, унижение достоинства человека, предвзятое отношение к личности, необъективная оценка результата деятельности личности или группы, равнодушие, формализм, бюрократизм и др..

При этом слово и интонация, с которой оно произнесено, является активным раздражителем, что толкает человека на конфликтное противоборство. Само слово имеет стимулирующую функцию при наличии определенного отношения к партнеру. Негативная реакция на слова является свидетельством напряженности в отношениях между людьми. Она может выразиться в мимике, жестах, «нехорошем взгляде», настороженности, подчеркнуто невнимательной или бестактном поведении, безразличия, неуважительном отношении и др..

4. Разрастание и эскалация конфликта сопровождаются обычно столкновением противоборствующих сторон в форме демонстративного поведения, высказываний, а иногда и физических действий. Это столкновение имеет острый эмоциональный характер и отмечается высокой степенью внутренней напряженности конфликтующих. Необъективное или неполное решение возникшего конфликта вызывает повторный конфликт. При этом время, даже если конфликт разрешен объективно, бывает достаточно лишь уничижительной позы, жеста, взгляда, выражения для возникновения нового конфликта. Это объясняется тем, что ранее негативные установки в отношении конфликтующих лиц, сформировавшихся продолжают еще действовать некоторое время, и человек может невольно испытывать предубеждение к своему противнику самопроизвольно хранить о нем предвзятое мнение и даже действовать в ущерб ему. Негативное влияние на коллектив оказывают как сильные, и слабые, но повторяющиеся конфликты, которые являются следствием меньшего внимания к ним. Необходимо стараться не допускать повторных конфликтов с одного и того же вопроса, поскольку конфликтные отношения имеют тенденцию закрепляться в стереотипах поведения.

5. Разрешение конфликта является заключительным этапом динамики конфликта, потому что субъективное завершения не устраняет причины конфликта, зачастую усиливает разногласия, противоречия, разграничивает группу.

Последний этап развития конфликта возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, которые есть у участников конфликта.

Решение конфликта может быть полным или частичным:

Полное решение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;
полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;
частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной, но достаточной (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники или медиаторы, помощники) - индивид или группа, внешняя по отношению к конфликту, их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решение конфликта.

Статья посвящена анализу явления «психология конфликта». Приводится характеристика психологических особенностей конфликта, его функций, причин, видов, структурных составляющих, способов профилактики, разрешения и преодоления.

Понятие «конфликт» выступает как одна из разновидностей людских взаимоотношений. Если он протекает конструктивно, то предстает перед нами как развитие связи между индивидами от конфронтации до коммуникации: сначала люди не находят общего языка, но со временем, в ходе поиска общих точек соприкосновения, они отыскивают объединенную позицию и пути преодоления ситуации конфликта.

Конфликт, с психологической точки зрения, призван:

  • показывать и отображать противоречия, возникающие среди людей в ходе их общения или взаимодействия вообще;
  • выявлять напряжение в отношениях, когда затрагиваются несовместимые позиции, мотивы, цели и интересы людей.

Будучи социальным явлением, конфликт имеет специфичные функции – своего рода индикаторы, указывающие на то, как влияют конфликтные явления на общество, группу или личность, какие именно при этом затрагиваются общественные, групповые или индивидуальные нормы и подходы, каковы последствия подобных нарушений.

При рассмотрении функций конфликта, наиболее обширными из них есть такие типы:

  1. Позитивные (конструктивные, функциональные).
  2. Негативные (деструктивные, дисфункциональные).

Упомянутые типы функций также весьма широки по своему содержанию. Среди позитивных функций наиболее известны:

  • интеграция группы (коллектива) – люди склонны объединяться между собой в середине группы против внешней угрозы;
  • баланс сил и социальный контроль – на первый план выступает фактор перераспределения сфер влияния, когда под действием конфликтной ситуации возникают измененные, более адекватные социальные связи и явления;
  • информирование о ситуации – при участии в конфликте происходит более объективное ориентирование относительно социальной среды, окружающей человека или группу;
  • структурирование отношений между людьми – в ходе конфликта можно определить пути и возможности налаживания сотрудничества, адаптироваться к новым условиям взаимодействия.

К негативным функциям можно отнести:

  • разрушение благоприятного психологического климата в группе (коллективе);
  • уменьшение взаимодействия и сотрудничества между людьми – участниками конфликта;
  • увеличение затрат – как материальных, так и эмоциональных;
  • усиление противостояния – конфронтация участников конфликта заставляет их искать пути к собственной победе, что увеличивает напряженность ситуации;
  • неадекватность восприятия ситуации – конфликтующие стороны склонны приписывать друг другу самые плохие намерения, стремления и цели.

Причины возникновения

Возникают конфликты вследствие самых всевозможных причин, которые разделяют таким образом.

1. Общие, «глобальные» причины:

  • социально-политические и экономические (противоречия людей относительно политических и экономических мировоззрений);
  • социально-демографические (людские противоречия, связанные с полом, возрастом, этносом);
  • социально-психологические (связаны с отличиями в различных социальных группах по поводу мотивов поступков, настроений, лидерства и прочего);
  • индивидуально-психологические (отображают причины противоречий из-за различия в личностных характеристиках и проявлениях).

2. Конкретизированные причины выглядят так:

  • ресурсы (противоречия по поводу их нехватки, распределения, отсутствия);
  • взаимозависимость (в любых ситуациях – личностных, деловых, эмоциональных, когда индивид этим недоволен и пытается изменить);
  • разница целей и задач (они у конфликтующих личностей не совпадают или даже мешают реализовать собственные);
  • ценности и представления (у различных людей могут вступать в антагонизм);
  • коммуникации (противоречия вследствие неадекватности общения или неконструктивного формирования навыков коммуникации, здесь же – недостоверность информации, недомолвки, искажения).

Виды и структура

Видовые различия конфликтов весьма разнообразны и широки, их классификация может быть представлена следующим образом.

1. В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты:

  • семейные (возникают в сфере семейных отношений, между родителями, детьми, различными родственниками);
  • производственные (существуют в коллективах и группах по поводу рабочих процессов и дисциплины, между руководителями, подчиненными, сотрудниками вообще);
  • социальные (проявляются в напряженном взаимодействии различных социальных групп и образований: правительство, народ, общественные организации).

2. По источникам возникновения конфликты проявляются как:

  • деловые – возникают в структуре различных учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении обязанностей;
  • эмоциональные – появляются из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.

3. От того, как именно человек на субъективном уровне воспринимает конфликты, они бывают:

  • ошибочными реальных причин для конфронтации нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт;
  • потенциальными – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник;
  • истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.

4. Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении, конфликты разделяют на:

  • внутриличностные (конфликты с самим собой);
  • межличностные (между двумя индивидами);
  • внутригрупповые (между сферами влияния в отдельно взятой группе);
  • межгрупповые (между различными группами с противоречащими позициями и целями).


Структурные элементы конфликтного процесса выглядят так:

  • стороны (субъекты, участники) конфликта – все те, кто непосредственно или опосредованно втянуты в конфликтное взаимодействие;
  • условия протекания конфликта – остро и болезненно, тихо и вяло;
  • образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) – представления участников о том, из-за чего именно возникло противоборство;
  • результаты конфликтной ситуации – чем завершился конфликт, каковы его последствия для каждого из участников.

Проблема производственного и личностного вреда

Производственный вред от конфликтов очевиден, если проанализировать ряд факторов:

  1. Дисциплинарный (снижение из-за конфликтной ситуации производственной дисциплины и результатов деятельности).
  2. Межличностный (нарушение позитивных связей, субординации между коллегами и в структуре отношений начальник-подчиненный).
  3. Информационно-коммуникативный (нарушения в сфере работы с информацией – недоверие к источникам, умалчивания важной информации, ее недостоверность и необъективность и т.п.).
  4. Социальный (может искажаться сложившаяся в коллективе социальная структура, взаимодействия между людьми в группах различных интересов, возникают противоборствующие группы с противоположными целями, со своими приверженцами и оппонентами).

Личностный вред проявляется через эмоциональный негативизм, у конфликтующих людей наблюдается:

  • понижение настроения;
  • сосредоточение на эмоциях со знаком «–»;
  • подавленность;
  • агрессивность и чрезмерная раздражительность;
  • невозможность наладить адекватное общение;
  • чрезмерная сосредоточенность на проблеме конфликта.

Способы разрешения и профилактики

Способы преодоления конфликтов становятся понятны через рассмотрение различных стратегий и процедур работы в случае конфликтного взаимодействия.

Для каждой стадии (предконфликтная, начальная, активного противостояния, завершающая) конфликта будут характерны свои специфические способы разрешения (в зависимости от глубины противоречий).

На предконфликтной стадии важно внимательно отслеживать структуру социальных (индивидуально-психологических) связей и предпосылки их нарушения. Если люди несовместимы, не следует организовывать их совместную деятельность, либо же очертить для них четкие и понятные правила взаимодействия.

Анализу в процессе профилактики конфликтов подлежат:

  • личностные особенности каждого представителя коллектива;
  • качество личностного взаимодействия;
  • отношения в группе, их специфика, лидерство отдельных участников (формальное и неформальное);
  • групповую культуру (доминирующие точки зрения, традиции и установки в коллективе, несогласованные позиции отдельных индивидов).

На более поздних стадиях конфликтного взаимодействия можно использовать:

  1. Поведенческий подход (предполагает формирование последовательных рациональных и конструктивных действий – актов поведения, которые пошагово будут приближать участников конфликта к его разрешению).
  2. Аналитический подход (основан на детальном анализе структурных составляющих конфликта, этапов течения конфликта, окружающей среды и разработке на этом фундаменте аналитической модели выхода из ситуации).
  3. Ситуативный подход (предусматривает решение и преодоление конфликтов в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается во время межличностного взаимодействия, учет ее специфичных характеристик и влияние именно на те точки, которые позволяют снизить напряжение и уменьшить противоречия).

Видео: Способы поведения в конфликте

Неврозы можно рассматривать в разных аспектах и видеть в них разные грани. Но, какую бы грань мы не рассматривали, нам не обойтись без представления о том, что любой невроз базируется на так называемом внутриличностном конфликте , без которого никакого невроза не будет. Невротическое функционирование личности всегда базируется на переживании ею этого внутреннего психологического конфликта.

В отличие от внешнего, интерперсонального, конфликта, внутренний конфликт – это тяжело переживаемое внутреннее состояние, вызванное амбивалентностью чувств, т.е. одновременным сосуществованием двух противоположных чувств или двух противоположных отношений, и затянувшейся, часто надолго, борьбой мотивов, которая задерживает или делает невозможным принятие решения. Неся в себе этот внутренний конфликт, человек пытается его как-то объективировать, а для этого он нередко провоцирует в своём окружении конфликтную ситуацию, в которой это его внутреннее переживание будет оправдано. Поэтому нет ничего удивительного в том, что невротическая личность постоянно создаёт вокруг себя конфликтное напряжение, потому что такое напряжение как-будто реабилитирует невротика в собственных глазах, ему становится «понятной причина» его раздражений.

Особое внимание следует уделять длительным конфликтам, которые протекают на фоне сильных эмоций, потому что такие внутренние конфликты наиболее опасны для личности. И опасность этих конфликтов заключается в том, что в них всегда участвуют внутренние стороны личности, а поэтому какая бы сторона в этом конфликте не взяла верх, не победила, другая все равно будет страдать. Совершенно очевидно, что сопровождающие это переживание эмоции и связанные с ними вегетативные реакции могут привести к дезадаптации организма, сделав его больным. Причиной эмоциональных стрессов, ведущих к разбалансированию психо-вегетативного аппарата, чаще всего являются неразрешённые внутренние конфликты. Поэтому разрешению этих конфликтов в процессе психотерапии уделяется особое внимание.

Попытка человека разумно руководить своими эмоциями, рассудочно взять себя в руки, заставить себя чувствовать, безрезультатна. Всё дело в том, что при внутреннем конфликте человек осознаёт только одну часть конфликта, другая же часть остаётся у него в сфере неосознаваемого.

По Фрейду базисные внутренние противоречия при неврозах заключаются в противоборстве сознательных и бессознательных сторон психики. Это очень важно понять, поскольку, если бы конфликт возникал исключительно в сфере сознательных мотивов, то никакого невротического конфликта не было бы, всё решалось бы на уровне рационального решения.



Существует множество внутриличностных конфликтов.

Конфликт потребностей – одномоментное желание противоречивых потребностей. Например: ребенок хочет съесть конфету, а мама говорит ему: если ты меня любишь, то отдай конфету мне. Ребёнок в замешательстве, начинает плакать, кричать. Если ребёнок таким образом будет разрешать для себя подобные конфликты и в будущем, то это станет его привычным невротическим истерическим, по сути, поведением.

Конфликт между потребностью и социальной нормой . Сильная потребность психобиологического характера, сталкивается с каким-то принудительным социальным императивом (молодой человек влюблен, а ему необходимо идти в армию).

Конфликт инстинкта и характера . Например, сильное половое влечение при жёстком самоконтроле.

Конфликт установки и сознания . Например, жесткая, эгоистическая установка и сознание того, что одному не выжить.

Конфликт темперамента и характера . Например, холерический темперамент и при этом гиперсоциальный характер, жесткий самоконтроль.

Конфликт темперамента и установок . Флегматический темперамент и установка на конкурентную борьбу. Конкурентная борьба лучше сангвинику.

Конфликт характера и рассудка . Например, принципиальный характер и рассудочное понимание того, что нужно поступиться принципами.

Разумеется, что перечисленные конфликты не являются их исчерпывающим списком.

Вся сложность внутренних конфликтов заключается в том, что невротик не осознает или частично осознает истоки своего конфликта; он не осознаёт или частично осознаёт сам конфликт; он не осознает, или частично осознает связь этого конфликта с клиническими проявлениями своего невроза. Т.е. клиника любого невроза формируется на неосознаваемых уровнях психической деятельности.

Для любого невроза характерны четыре фактора, связанные с неосознаваемостью внутриличностного конфликта.

1. Неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой тревоги. Например, поведение истерической личности, её стремление казаться большей (защита), чем она есть на самом деле (тревога).

2. Неосознаваемая неудовлетворенность собою, со столь же неосознаваемой аутоагрессивностью. Например, аутоагрессивность в виде суицидального настроя при депрессивном неврозе.

3. Неосознаваемая неудовлетворенность своим социальным статусом в своей микросреде, со столь же неосознаваемой агрессивностью в отношении этой среды. Например, мелкий чиновник, который хочет видеть себя крупным начальником, весьма агрессивно обходится со своими подчинёнными или посетителями.

4. Неосознаваемое стремление к преодолению своего конфликта, который принимает форму неосознаваемого невротического фиктивно-символического реагирования. Например, невроз навязчивых состояний с его бесконечными ритуальными защитами, с помощью которых невротик пытается освободиться от своего неосознаваемого конфликта, переживаемого им как неопределённая тревога.

Эти неосознаваемые мотивы имеют место в клинике практически любого невроза, причем, одновременно все четыре. Другое дело, что какой-то фактор при том или ином неврозе будет преобладать.

Теперь что касается невротических конфликтов, которые ведут к формированию клинически очерченных неврозов. Возьмём три классических невроза: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний .

В клинике этих неврозов общеневротическая симптоматика может быть одной и той же, скажем, бессонница, головная боль, раздражительная слабость, комплекс вегетативных расстройств и др. Если мы будем опираться только на эту симптоматику, мы ничего не поймем в психологии невроза. Для понимания содержательной стороны невроза нам необходимо знать, какой конфликт лежит в основе того или иного невроза, а они разнятся между собой основными мотивами.

При неврастении имеет место противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. Это конфликт самоутверждения или социального соответствия. Его истоки в раннем детстве, где имело место противоречие между требованиями родителей и возможностями ребенка. Это ребенок, в которого воспитатели очень рано стали внедрять честолюбивые замыслы, направлять все его усилия на достижение им высокого социального статуса в будущем, не сообразуя свои требования с возможностями ребёнка. Эти требования родителей-воспитателей будущий неврастеник начинает предъявлять самому себе. Очень рано и мощно ориентированный своими воспитателями на социальный престиж, он неуклонно идет в направлении своего карьерного роста, не считаясь со своими возможностями и способностями. Он связывает свою жизнь исключительно с достижением высокого социального положения, игнорируя для себя всё остальное. Причём, неврастеник пытается достичь высокого социального признания за счет упорной работы, превращающейся в изнуряющий его «трудоголизм». Если этого не получается, то неврастеник испытывает «страх быть не тем». Надо сказать, в связи с этим, что неврастения, как ни какой другой невроз, опасна по возникновению так называемых «психосоматических переключений».

Истерия. При истерии имеют место крайне завышенные притязания личности, сочетающиеся с недооценкой, а то и с полным игнорированием объективных реальных условий. Также как и неврастения она формируется с детства, где было противоречие между острой потребностью эмоционального признания у ребенка и возможностью и невозможностью удовлетворения этого детского желания родителями. Маленький ребенок желает быть в центре внимания. И до определенного возраста это желание вполне естественно. Он дает аффективные реакции тогда, когда не удовлетворяется какое-то его желание (быть с мамой). Если все эти фрустрации, с последующими на них аффективными реакциями, продолжаются, то мы говорим о формировании истерического невротика. Ему необходимо постоянное внимание к нему, в противном случае, он испытывает тревогу. Конфликт в чем то похож на неврастенический, но неврастеник пытается достичь желаемого путём «трудоголизма», а истерическая личность – путём претензий к окружающим и демонстрацией своей личности. Истерическая личность хочет все сразу и не хочет долгого изнурительного пути достижений и усилий.

Сформировавшуюся при этом тревогу можно обозначить, как «страх быть никем». В попытке уйти от этого страха истерическая личность всегда пытается кого-то из себя изображать, демонстрировать, представляться. Это то, что Юнг называл «психической инфляцией». Истерическая личность пытается примерить к себе маску какой-то особой значимости, хотя всё это только поза. Стремление истерика быть в центре внимания окружающих есть ни что иное, как неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой невротической тревоги.

Обсесивно-фобический невроз илиневроз навязчивых состояний. Здесь внутренний конфликт проявляется в виде борьбы между желаемым и должным, между внутренними потребностями, привязанностями, с одной стороны, и моральными принципами, с другой. Конфликт этот также укоренён в детстве, где имело место направленное воздействие воспитателей на недопущение эмоциональных проявлений у ребенка. Его очень рано стали социализировать, пытаясь рационализировать его поведение, привить ему способность к мыслительному анализу, а ребенок до 6-ти лет сначала что-то делает, и только потом может осознать то, что он сделал, и ему нужно в этом помочь. Раннее вытеснение естественных желаний приводит к повышенной тревожности ребёнка, и чтобы избавиться от этой тревоги, как-то пригасить её, ребёнок начинает пользоваться фиктивно-символической защитой в виде ритуалов, которые субъективно подавляют в нём переживание конфликта, правда, ненадолго, а потому он навязчиво возобновляет их выполнение. Ему кажется, что какая-то сила овладела им, что ничего от него не зависит, что он становится не самим собой, когда поддаётся воздействию этой силы. Свою собственную эмоциональность он воспринимает как что-то недолжное, а потому испытывает «страх быть не собой».

Это наиболее тяжело субъективно переживаемый невроз, значительно осложняющий жизнь, длящийся, нередко, годами и десятилетиями. При навязчивых состояниях человек мучается своими ритуальными защитами, потому что у него идет постоянная борьба между тем, что для него можно, а чего нельзя. Быть благоразумным для такого ребенка значит быть самим собой.

Невроз это душевное страдание, связанное с преодолением конфликта, и с сопротивлением конфликту. При неврозах мозг, ЦНС функционируют нормально, психофизиология при неврозах, в отличии от психозов, не страдает, но при этом человек может страдать, страдать долго, даже всю жизнь. Невроз делает нашу жизнь очень тяжелой, трудной, часто бессмысленной. С одной стороны, невроз это адаптация к нашему внутреннему психическому конфликту, а с другой стороны, такая адаптация не всегда конструктивна, она создает большие сложности во взаимодействия с окружающими, с внешним миром, в значительной степени осложняет наше взаимодействие с людьми. При неврозе всегда имеет место нарушение отношений, потому, что разрушена изначально внутренняя, душевная гармония из-за травматического опыта, который ребенок получил в детстве. Давление опыта детства, драма детства, создаёт у невротика и драму его жизни.

Сущность конфликта и его структура

Виды конфликтов

Причины конфликтов

Динамика конфликта

Способы управления и предупреждения конфликтов

Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации

Сущность конфликта и его структура

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.

Конфликт это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.

Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структура (рис. 1), причины и динамика.

Рис. 1. Основные структурные элементы конфликта

Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.

Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец.

Внутрисистемные границы – всякий конфликт происходит в определенной системе.

Виды конфликтов

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло-гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения (табл. 1).

Таблица 1

Классификация конфликтов

Основание классифика­ции

Виды конфликтов

Общая характеристика

Сферы про­явления конфликта

Экономические

Идеологические

Социально-бытовые

Семейно-бытовые

В основе лежат экономические противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат противоречия социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень длительно­сти и

напряженно­сти кон­фликта

Бурные быстротекущие

Острые длительные

Слабовыраженные и вя­лотекущие

Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий

Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон

Обусловлены поверхностными причинами, носят эпизодический характер

Субъекты конфликтного

взаи­модействия

Внутриличностные

Межличностные

Конфликты «личность – группа»

Межгрупповые конфликты

Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

Субъектами конфликта выступают две личности

Субъектами конфликта являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа (микрогруппа)

Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

Социальные последствия

Конструктивные

Деструктивные

В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Спо­собствуют развитию организации или другой социальной системы

В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

конфликта

Реалистичные (пред­метные)

Нереалистичные (беспред­метные)

Имеют четкий предмет

Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Конфликт внутриличностный обусловлен различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, ценностями, мотивами и т.п.

В зависимости от того, какие внутренние стороны личности выступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки и т.д. Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности: от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Причины такого конфликта всегда связаны: а) с нарушениями ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений, и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными).

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки этических норм, деловых отно­шений и разумных аргументов.

Конфликты, препятствующие принятию решений, эффективному взаимодействию в группе и организации, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов

прибегает к нравственно осуждае­мым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению, одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда деструктивны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Причины конфликтов

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Причины конфликтов обнаруживают себя в конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений.

Конфликтные отношения это способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных отношений приводит к созданию конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. К конфликтным ситуациям можно отнести: недобросовестное исполнение обязанностей; индивидуально-психологи-ческие особенности личности (нарушение принятых в обществе норм, правил, этики общения) и т.п.

Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся между собой следующим образом (рис. 2).

Р

Близкие – далекие

Личные – общественные

Близкие – далекие

предметные

ис. 2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта

Необходимо отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент.

Инцидент – формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество, являясь сигналом к началу открытого противостояния.