Урок № ……………

План-конспект по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма".

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма . Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства. Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.
Оборудование. Презентация «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»

Ход урока.

I . Оргмомент. II. Актуализация знаний . Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов». Фронтальный опрос. Вспомните: - Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных). - Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое). - В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ). - Что такое гамета? (Половая клетка). - Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка и сперматозоид или спермии ). - Где они образуются? (В половых железах). - Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет). - Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота). - Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского). Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). - Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток). Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Цель сегодняшнего урока: 1. Познакомиться с понятием «онтогенез». 2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза. 3. Узнать, что такое эмбриональное развитие? 4. Выделить основные этапы эмбрионального развития. 5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе? 6. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша. План урока: 1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза. 2. Эмбриональный период и его стадии. - дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез
3.Влияние частей развивающегося зародыша. 4. Влияние внешней среды на развитие зародыша. III. Изучение нового материала . ОНТОГЕНЕЗ. Онтогенез (греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации. Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. е mbryon – зародыш).Исторические сведения: Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так постепенно и накапливались знания по эмбриологии. Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами. У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы. Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти. С генами родителей новая особь получает своего рода инструкцию о том, когда и какие, изменения должны происходить в организме, чтобы он смог успешно пройти весь жизненный путь.

ТИПЫ ОНТОГЕНЕЗА.

У животных выделяют три типа онтогенеза
    Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных). Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается. Яйцекладный (наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих). Яйцеклетки данных видов живых организмов богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца. Внутриутробный (у большинства млекопитающих и человека). При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и т.д. Внутриутробное развитие заканчивается процессом деторождения.

ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА.

Любой тип онтогенеза у многоклеточных животных принять делить на 2 периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи. Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью. Сегодня мы остановимся поподробнее только на первом периоде онтогенеза – эмбриональном, или эмбриогенезе. И рассмотрим мы развитие эмбриона на примере тех животных, чьи яйцеклетки содержат очень мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек. У вас на столах лежат листы с таблицей, которую вы будете заполнять по ходу моего объяснения.

Основные этапы эмбрионального развития

Основные этапы

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. В итоге образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель. У человека на 6 день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а на седьмой день внедряется в ее стенку. Этот процесс называется имплантацией зародыша. После этого на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, и впячиваться внутрь бластоцели. Это процесс получил название гаструляция . Вскоре из впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Такой двухслойный шарик называется гаструлой. Наружная стенка гаструлы называется – наружным зародышевым листком или эктодермой , а внутренняя – внутренним зародышевым листком или энтодермой. Из клеток расположенных на границе между экто- и энтодермой, развивается третий зародышевый листок – мезодерма . Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой , а отверстие, которое в нее ведет – первичным ртом. Следующая за гаструлой стадия развития зародыша – нейрула. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, и хорда. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. Заключительным этапом является органогенез. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы. Этот процесс получил название дифференцировки клеток. Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например,

Зародышевый лист

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА.

В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется у плацентарных животных. Яйца птиц, например, практически изолированы от окружающей среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни. Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующимся организме. Опаснее всего воздействие химических веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности к таким веществам относятся никотин, алкоголь, наркотики, действие радиоактивности, рентгеновых лучей, ядовитых веществ, различных медикаментов могут привести к очень тяжёлым последствиям - рождению ребёнка без рук, ног и даже без головы. При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т.е. аномалии. Аномалии могут касаться органов кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеполовой системы; возможно незаращение перегородок между предсердиями, образование добавочных селезёнок, удвоение почек и т.п Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если мать заболеет этой болезнью в начале беременности.
Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Эмбрион очень чувствителен к лекарственным препаратам. Поэтому беременные женщины должны их применять строго по назначению врача.
Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.

Составление схемы факторов влияющих на плод в тетради.

- А сейчас, я вам прочту отрывок из стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

- Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Обсуждение стихотворения.

Учитель : Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?

Ученик : Этот процесс называется беременностью.

Учитель :Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно, этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину.

Сейчас вы прослушаете «Дневник нерожденного ребенка».

А я призываю вас только к одному: задумайтесь!

IV. Закрепление. Подведём итоги изученного на уроке.

Фронтальный опрос или кроссворд.

- Что такое онтогенез? - Какие типы онтогенеза вы знаете?
- Какие периоды он включает?
- Эмбриогенез – это……?
- Назовите стадии эмбриогенеза?
- Кратко охарактеризуйте каждую из них? (использование таблицы)
- Перечислите, какие вам известны зародышевые листки и что в последствии из них образуется?

V. Домашнее задание. § 35, 36 «Биология»А.А.Каменский. Сообщение : «Почему же мы стареем…?»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Основные этапы

Кроссворд «Онтогенез. Эмбриональное развитие»


1. Клетки, образующиеся при делении зиготы и отличающиеся от клеток взрослого организма. 2. Основатель современной эмбриологии. 3. Первая клетка нового организма. 4. Этап, в процессе которого происходит закладка и формирование органов. 5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки. 6. Тип онтогенеза, характерный для насекомых, рыб и земноводных. 7. Этап, в результате которого происходит формирование важных частей зародыша. 8. Полость, находящаяся внутри шара образованного бластомерами. 9. Период онтогенеза, который начинается с оплодотворения и заканчивается появлением новой особи. 10. Временный орган в материнском организме, обеспечивающий эмбриону дыхание, питание, выделение и т.д.

Начало формы

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Задачи : сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

и) растения и животные

л) две

м) медленно

Ответ :

Размножение

III. Изучение нового материала.

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота .

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой . Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы .

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой .

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание . Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Название листка

Запомните!

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Постэмбриональное развитие животных

4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».

Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам :

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?

4. В чем смысл биогенетического закона?

Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Сравнение полового и бесполого размножения

Элемент сравнения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Урок биологии №17 в 9 классе. «_____»______________ 20____ г.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Цель. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть и изучить особенности онтогенеза, стадии развития
зародыша и изменение происходящие на каждой стадии. Познакомиться с эмбриональным и
постэмбриональным процессами развития.
Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку,
эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли
Воспитательные: воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность,
любовь и интерес к предмету
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Устный опрос:
1. Что такое мейоз?
(Мейоз (греч. «мейозис» – уменьшение)­ такое деление клетки, при котором из
одной материнской клетки с диплоидным набором (2n) хромосом образуется 4
клетки с гаплоидным (n) набором хромосом).
2. В основе каких процессов лежит мейоз в природе?
(Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки (nc);
Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; Один из
механизмов изменчивости в результате:
Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера;
Независимого расхождения хромосом).
3. Укажите характерные отличия между митозом и мейозом.
4. Что такое кроссинговер, его значение.
(Кроссинговер перекрёст, разрыв и обмен участками между некоторыми
гомологичными хромосомами. Значение ­ перекомбинация отцовского и
материнского генетического материала, источник комбинативной изменчивости у
нового поколения).
3. Изучение новой темы.
Каждый организм за весь период жизни претерпевает существенные преобразования:
растёт, развивается. Можно сказать индивидуально развивается. Так вот развитие
организма от зиготы до естественной гибели называется индивидуальное развитие

или онтогенез. Запишите тему сегодняшнего урока «Индивидуальное развитие ­
онтогенез»
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов – совокупность преобразований,
происходящих в организме от его рождения до естественной смерти.
Онтогенез у одноклеточных заключается в том, что возникшие после деления дочерние
особи растут, и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе
онтогенеза у одноклеточных (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменение условий
окружающей среды синтезируются белки, меняется чувствительность к различным
факторам среды.
В индивидуальном развитии многоклеточных организмов выделяют несколько этапов,
которые часто называют возрастными периодами. Какие же это периоды?
Онтогенез
Одноклеточные Многоклеточные
жизненный цикл клетки от образования зиготы до смерти:
а) эмбриональный
б) постэмбриональный
1) Эмбриональный период – это развитие зародыша от момента его образования
до рождения.
следующие задания:
Основные этапы развития
зародыша
Их характеристика

«Органогенез»
Зародышевые листки
Органы, система органов
Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма
Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и
головной мозг, органы чувств.
Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная
системы.
Пищеварительный канал, печень, легкие.

2) Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь,
никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в
Западной Европе в 50­ годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей,
которые принимали снотворное.
Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и
внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать
причиной аномалией развития.
Сообщения учащихся.
3) Постэмбриональный период – это период развития от момента рождения до его
смерти.
Различают два основных типа постэмбрионального развития.
Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм
и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы,
клопы).

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается
внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается
внутри организма матери.
Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу
жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. (земноводные, жуки,
чешуекрылые, мухи, пчелы)
Задание. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие тех или иных этапов развития.
Прямокрылые Чешуекрылые Рыбы
Земноводные Птицы
Человек
Зигота
Личинка
Куколка
Взрослая
особь
4. Закрепление.
1.Что такое онтогенез?
2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
3.Дайте ответ:
 Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
 Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
 Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
 Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
 Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

 Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
 Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
 Третий зародышевый листок (мезодерма)
5. Домашнее задание.
§ 16, подготовиться к контрольной работе
Задание. Прочитать текст «Эмбриональное развитие организма» и выполнить
следующие задания:
1. Заполните таблицу «Стадии эмбрионального развития».
Основные этапы развития
зародыша
Их характеристика
2. Характеристика зародышевых листков.
«Органогенез»
Зародышевые листки
Органы, система органов
Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма
3. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие тех или иных этапов развития.
Прямокрылые Чешуекрылые Рыбы
Земноводные Птицы
Человек
Зигота
Личинка
Куколка
Взрослая
особь

Эмбриональное развитие организмов.
Изучением эмбрионального развития организмов, занимается наука эмбриология (от греч.
embryon - зародыш).
В период эмбрионального развития происходит дифференциация в строении и функциях
клеток и органов: гистогенез и органогенез.
Эмбриональный период в своем развитии проходит три последовательные стадии:
дробления, гаструляции, гистогенеза и органогенеза.
Особенности зародышевого развития удобнее и нагляднее можно рассмотреть на примере
ланцетника, так как у него мелкие яйца и в них сравнительно мало желтка.
1 стадия - дробление. Это начальная стадия эмбрионального развития. Основное ее
значение заключается в образовании многоклеточности.
На этой стадии зигота вначале митотически делится 2 раза в продольном направлении.
Получаются четыре одинаковые клетки – бластомеры. Затем бластомеры делятся
поочередно в поперечном и продольном направлениях. Деление клеток происходит быстро,
бластомеры не растут, и их размеры по мере увеличения числа клеток уменьшаются.
Дробление заканчивается образованием шаровидной бластулы (от греч. blastos – зачаток,
росток), стенка которой состоит из одного слоя клеток. Внутри бластула обычно имеет
полость. Начиная с бластулы, клетки зародыша принято называть не бластомерами, а
эмбриональными клетками
2 - Стадия гаструляции
У ланцетника, как и у всех других многоклеточных животных, за дроблением наступает
стадия гаструляции. Она представляет собой сложный процесс перемещения
эмбрионального материала с образованием двух, а затем трех слоев тела зародыша,
называемых зародышевыми листками (эктодерма, мезодерма, эктодерма).
В ходе гаструляции зародыш становится двухслойным вследствие впячивания внутрь части
клеток однослойной стенки бластулы. Постепенно обособляются зародышевые листки –
эктодерма (наружный слой клеток) и энтодерма (внутренний слой клеток) гаструлы (от
греч. gaster – желудок). Ограниченная энтодермой полость называется полостью
первичного кишечника. При дальнейшем развитии гаструлы образуется третий
зародышевый листок – мезодерма. Она закладывается в виде двух карманообразных
выпячиваний энтодермы и залегает между эктодермой и энтодермой.

Нейрула ­ (у хордовых животных) ­ стадия развития зародыша, следующая за гаструлой, на
которой происходит закладка из эктодермы пластинки нервной трубки и осевых органов.
3 ­ Стадия гистогенеза и органогенеза
Дифференцированный на три зародышевых листка зародышевый материал дает начало
всем тканям и органам. Процесс образования тканей называют гистогенезом, а
формирование органов – органогенезом.
В ходе зародышевого развития из зародышевых листков у многоклеточных животных
возникают все системы органов целостного организма.
Из эктодермы (наружного зародышевого листка) формируются органы нервной системы,
органы чувств и наружные покровы тела (эпидермис). Мезодерма (средний зародышевый
листок) дает начало скелету, мускулатуре, кровеносной, мочевыделительной системам и
системе органов размножения, а также дентину зубов и дерме кожи. Из клеток энтодермы
(внутреннего зародышевого листка) формируются пищеварительная система (кроме
слюнных желез), легкие и эпителий дыхательных путей.
У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный.
Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных.
Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая
самостоятельно питается и растет. Затем, по прошествии какого­то времени, происходит
метаморфоз ­ превращение личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается
даже целая цепочка превращений на одной личинки в другую и только потом ­ во взрослую
особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой
пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида.
Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или
головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной стадии
многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых

моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны.
Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих
млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается
внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип онтогенеза
наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом
развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный
орган ­ плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего
эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается
процессом деторождения.
Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
Изучение влияния факторов среды на развитие зародыша человека.
1) Влияние алкоголя на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько
очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет.
Например, микроцефалия ­ недоразвитие коры головного мозга ­ может проявляться в
самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного
отсутствия коры полушарий головного мозга.
Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния
алкоголя на развитие человека на разных стадиях.
Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности
у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от
всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном
условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим
движения, врачебное наблюдение).
Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими
спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост
и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в
двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа
алкогольного синдрома плода.
Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще
рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие
недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо
поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.
Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить
ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически
употребляющей алкоголь.
Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям ­ не пейте. Слишком велик риск
непредвиденных осложнений.

Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача ­ педиатра,
В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4­5 лет
систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были
обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех,
которые хорошо развивались физически.
Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время
воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно­таки
оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен
не пить в течение 1­2 лет (это касается и женщин).
Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ­
здоровье СВОИХ детей
2) Влияние никотина на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением
маточно­плацентарного кровотока, продолжающийся 20­30 минут после одной выкуренной
сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и
других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению
ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного,
так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и
синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде ­ довольно загадочного явления, когда
ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.
Пороки развития, вызываемые курением.
Уже в конце 60­х - начале 70­х годов медики обратили внимание на то, что
некоторые черепно­лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей,
родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические
наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, "волчья
пасть", то есть расщепление твердого нёба, и "заячья губа", то есть расщепление верхней
губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.
Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно
неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все­таки и частота, и
выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме.
Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно­
лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.
Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей
позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять­шесть
минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной
беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть
- 50-70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально,
база для таких подсчетов уже создается.
А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится -
последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если
ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно
от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть
изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.
Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой,
требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать
дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный
эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда
хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем
колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений,

содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное - табак, как и алкоголь, принося
сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.
Влияние наркотиков на развитие беременности
Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в
физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами
пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки
головного мозга, нарушается деятельность сердечно­сосудистой системы и т.д. При
употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых
гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании
прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают
различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их
родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в
хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии
всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство
зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются
серьезные пороки развития - уродства. Случаи смертности новорождённых детей у
женщин принимающих наркотики достигает 80%.
Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через
повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования
гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой
молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не
достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его
организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося
организма.
Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней
наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится
наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой
"ломки", которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде
сильной раздражительности и нервного возбуждения).
Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как:
резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса
новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может
развится синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при
принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики
(опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и
косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым
ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное
голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной
раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось
безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие
наркотики.
Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно
беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего
ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление
наркотиков оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все
последующее развитие организма

Урок № ……………

План-конспект по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма".

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование. Презентация «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»

Ход урока.

I . Оргмомент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос.

Вспомните:

- Что называется размножением?

(Способность организма воспроизводить себе подобных).

- Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

- В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ).

- Что такое гамета?

(Половая клетка).

- Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии ).

- Где они образуются?

(В половых железах).

- Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

- Что образуется в результате оплодотворения?

(Зигота).

- Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

Цель сегодняшнего урока:

1. Познакомиться с понятием «онтогенез».

2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза.

3. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

4. Выделить основные этапы эмбрионального развития.

5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

6. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша.

План урока:

1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза.

2. Эмбриональный период и его стадии.

Дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала .

ОНТОГЕНЕЗ.

Онтогенез (греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

Исторические сведения:

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами.

Так постепенно и накапливались знания по эмбриологии.

Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.

У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.

Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.

С генами родителей новая особь получает своего рода инструкцию о том, когда и какие, изменения должны происходить в организме, чтобы он смог успешно пройти весь жизненный путь.

ТИПЫ ОНТОГЕНЕЗА.

У животных выделяют три типа онтогенеза

    Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных). Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается.

    Яйцекладный (наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих). Яйцеклетки данных видов живых организмов богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца.

    Внутриутробный (у большинства млекопитающих и человека). При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и т.д. Внутриутробное развитие заканчивается процессом деторождения.

ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА.

Любой тип онтогенеза у многоклеточных животных принять делить на 2 периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи.

Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью.

Сегодня мы остановимся поподробнее только на первом периоде онтогенеза – эмбриональном, или эмбриогенезе.

И рассмотрим мы развитие эмбриона на примере тех животных, чьи яйцеклетки содержат очень мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек.

У вас на столах лежат листы с таблицей, которую вы будете заполнять по ходу моего объяснения.

Основные этапы эмбрионального развития

Основные этапы

Особенности каждого этапа

Схематичный рисунок

1. Образование зиготы

Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.

2. Образование бластулы

Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость - бластоцель

3. Образование гаструлы

Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.

4. Стадия нейрулы

Формирование важных частей зародыша - нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

5. Закладка и формирование органов – органогенез

Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. В итоге образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель.

У человека на 6 день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а на седьмой день внедряется в ее стенку. Этот процесс называется имплантацией зародыша. После этого на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, и впячиваться внутрь бластоцели. Это процесс получил название гаструляция . Вскоре из впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Такой двухслойный шарик называется гаструлой. Наружная стенка гаструлы называется – наружным зародышевым листком или эктодермой , а внутренняя – внутренним зародышевым листком или энтодермой. Из клеток расположенных на границе между экто- и энтодермой, развивается третий зародышевый листок – мезодерма .

Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой , а отверстие, которое в нее ведет – первичным ртом.

Следующая за гаструлой стадия развития зародыша – нейрула. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, и хорда. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

Заключительным этапом является органогенез. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы. Этот процесс получил название дифференцировки клеток. Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например,

Зародышевый лист

Органы

эктодерма

Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов

энтодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы

мезодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА.

В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется у плацентарных животных. Яйца птиц, например, практически изолированы от окружающей среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни.

Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующимся организме. Опаснее всего воздействие химических веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности к таким веществам относятся никотин, алкоголь, наркотики, действие радиоактивности, рентгеновых лучей, ядовитых веществ, различных медикаментов могут привести к очень тяжёлым последствиям - рождению ребёнка без рук, ног и даже без головы.

При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т.е. аномалии.

Аномалии могут касаться органов кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеполовой системы; возможно незаращение перегородок между предсердиями, образование добавочных селезёнок, удвоение почек и т.п

Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если мать заболеет этой болезнью в начале беременности.
Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Эмбрион очень чувствителен к лекарственным препаратам. Поэтому беременные женщины должны их применять строго по назначению врача.
Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.

Составление схемы факторов влияющих на плод в тетради.

- А сейчас, я вам прочту отрывок из стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Обсуждение стихотворения.

Учитель : Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?

Ученик : Этот процесс называется беременностью.

Учитель :Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно, этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину.

Сейчас вы прослушаете «Дневник нерожденного ребенка».

А я призываю вас только к одному: задумайтесь!

IV. Закрепление.

Подведём итоги изученного на уроке.

Фронтальный опрос или кроссворд.

Что такое онтогенез? - Какие типы онтогенеза вы знаете?
- Какие периоды он включает?
- Эмбриогенез – это……?
- Назовите стадии эмбриогенеза?
- Кратко охарактеризуйте каждую из них? (использование таблицы)
- Перечислите, какие вам известны зародышевые листки и что в последствии из них образуется?

V. Домашнее задание.

§ 35, 36 «Биология»А.А.Каменский.

Сообщение : «Почему же мы стареем…?»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Основные этапы

Особенности каждого этапа

Схематичный рисунок

1. Образование зиготы

2. Образование бластулы

3. Образование гаструлы

4. Стадия нейрулы

5. Закладка и формирование органов – гистогенез


Кроссворд «Онтогенез. Эмбриональное развитие»

1. Клетки, образующиеся при делении зиготы и отличающиеся от клеток взрослого организма.

2. Основатель современной эмбриологии.

3. Первая клетка нового организма.

4. Этап, в процессе которого происходит закладка и формирование органов.

5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки.

6. Тип онтогенеза, характерный для насекомых, рыб и земноводных.

7. Этап, в результате которого происходит формирование важных частей зародыша.

8. Полость, находящаяся внутри шара образованного бластомерами.

9. Период онтогенеза, который начинается с оплодотворения и заканчивается появлением новой особи.

10. Временный орган в материнском организме, обеспечивающий эмбриону дыхание, питание, выделение и т.д.

ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды, он начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью.

Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым путем, разделяют на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из яйцевых оболочек или рождением организма.

Эмбриональное развитие большинства многоклеточных животных включает три основных этапа:

1. дробление;

2. гаструляция;

3. гисто- и органогенез.

1. Дробление

Стадия дробления характеризуется образованием многоклеточного однослойного зародыша – стадия бластулы.

Тип дробления яйца зависит от количества желтка и характера его распределения.

Различают яйца трех основных типов:

- изолецитальные яйца – содержат мало желтка, и он распределен равномерно, такие яйца встречаются у ланцетника и млекопитающих.

- телолецитальные яйца характерны для земноводных, рептилий, птиц, содержат большое количество желтка, сосредоточенного на одном из полюсов – вегетативном. Противоположный полюс, содержащий ядро и цитоплазму без желтка, называется анимальным.

- центролецитальные яйца характеризуются тем, что желток находится в центре клетки, а цитоплазма расположена на периферии (яйца насекомых).

ТИП ДРОБЛЕНИЯ

Полное Неполное

(дробится вся яйцеклетка) (дробится часть яйцеклетки)

равномерное неравномерное дискоидальное

(образующиеся бласто- (образующие бластомеры (дробится только диск

меры равны по размеру), не равны по размеру), цитоплазмы с ядром)

характерно для зигот с характерно для яиц с характерно только для яиц

желтка – ланцетник желтка (лягушки) желтка – пресмыкающиеся,


После оплодотворения происходит дробление диплоидной зиготы – митотические деления без роста клеток. В процессе дробления объем зародыша не изменяется, а размеры клеток с каждым разом уменьшается. Образующиеся в результате дробления зиготы клетки называются бластомерами.

При полном дроблении (у ланцетника) на стадии 32 бластомеров зародыш имеет вид ягоды малины и называеся морулой (зародыш не имеет полости) . На стадии 64 бластомеров в нем образуется полость, а бластомеры располагаются в один слойвокруг неё. Эта стадия называется бластулой (многоклеточный однослойный зародыш). Полость находящаяся внутри называется бластоцелью – первичная полость тела . Все клетки зародыша имеют диплоидный (2n) набор хромосом.

2. Гаструляция

Гаструляция – следующий этап эмбрионального развития – образование двухслойного зародыша. У ланцетника 2-х слойный зародыш образуется путем впячивания (инвагинации) бластодермы в полость бластоцели. Гаструла имеет два слоя клеток: наружный эктодерма и внутренний – энтодерма. Их называют первым и вторым зародышевыми листками. Полость называется гастроцелью или полость первичной кишки, а вход в неё – первичный рот, или бластопор. У беспозвоночных бластопор превращается в окончательный рот (первичноротые), у вторичноротых животных (хордовые), из бластопора формируется анальное отверстие, а рот образуется на противоположной стороне тела.

На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие кишечнополостных (гидры, медузы), у всех остальных типов животных между экто- и энтодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма (формируется из клеток энтодермы).

Зародышевые листки – это отдельные пласты клеток, занимающие отдельное положение в зародыше, из которых в дальнейшем развиваются все системы органов.

3. Гисто и органогенез – процесс образования тканей и органов – следующий этап эмбрионального развития.

Эктодерма на спинной стороне зародыша прогибается, образуя желобок, края которого смыкаются. Образовавшаяся нервная трубка погружается под эктодерму. На переднем конце нервной трубки формируется головной мозг. Процесс образования зародыша с комплексом осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка) называется нейруляцией, а образовавшийся зародыш – нейрулой. Отростки нервных клеток ц.н.с образуют периферические нервы. Кроме того из эктодермы развиваются покровы и их производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки (рецепторы) анализаторов, мозговой слой надпочечников.

Энтодерма , расположенная под нервной трубкой, обособляется и образует

эластичный тяж – хорду . Из остальной части энтодермы образуется эпителий


кишечной трубки, пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа), органы дыхания.

Из мезодермы развиваются все виды соединительной ткани: кости, хрящи, сухожилия, подкожная клетчатка и др.), мышцы, кровеносная, выделительная и половая системы.

ПРОВИЗОРНЫЕ (ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ)

В процессе эмбриогенеза необходимая связь зародыша со средой обеспечивается специальными внезародышевыми органами, функционирующими временно и называемими провизорными. Назначение провизорных органов – обеспечение жизненно важных функций функций зародыша в разнообразных условиях среды.

Так у истинно наземных животных (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), потерявшие связь с водной средой, зародыши развиваются в специальной оболочке, заполненной жидкостью – амнион. Позвоночные, обладающие амнионом объединяются в группу высших позвоночных – амниотов.

Амниоты кроме амниона имеют и другие зародышевые оболочки аллантаис и желтлчный мешок (рептилии, птицы). У млекопитающих помимо амниона, аллантоиса и желточного мешка имеется и хорион.

1. Хорион (сосудистая оболочка) образуется из эктодермы зародыша, покрыт ворсинками, которые врастают в слизистую оболочку матки. Позже часть хориона теряет ворсинки и получает название гладкого, а место наибольшего разветвления ворсинок хориона, наиболее тесно контактирующих с маткой, носит название детского места, или плп плаценты. Через плаценту плод снабжается питательными веществами, кислородом и освобождается от продуктов жизнедеятельности (СО 2 и др.), плацента осуществляет барьерную функции, задерживая многие вредные вещества и микроорганизмы, но через неё могут пройти алкоголь, никотин и некоторые лекарственные вещества.

2. Амнион - внутренняя зародышевая оболочка (водная оболочка – околоплодный пузырь). Функцией его эпителия является секреция околоплодных вод, определяющих важнейшие условия развития плода, а также выведение продуктов его обмена в околоплодную жидкость, предотвращает потерю эмбрионом воды, служит защитной подушкой и создает эбриону возможность для некоторой подвижности.

3. Желточный мешок у млекопитающих редуцирован, заполнен жидкостью, содержащей белки и соли. На ранних стадиях развития он играет роль кроветворного органа, из особых кровяных островков образуются первые клетки крови и сосуды зародыша, также здесь образуются половые клетки зародыша, желточный мешок входит в состав плаценты. Позже из желточного мешка образуется пуповина.

4. Аллантоис (мочевая оболочка) растет из задней кишки зародыша, пока не придет в соприкосновение с хорионом, образуя богатую сосудами структуру хорионаллантоис. Аллантоис вместе с желточным мешком участвует в образовании пупочного канатика.

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Постэмбриональный период онтогенеза начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма. Этот период характеризуется ростом и половым созреванием. Различают прямое и непрямое (с метаморфозами) постэмбриональное развитие.

Постэмбриональное развитие

Прямое – Непрямое –

Характеризуется ростом развитие с превращениями (с метаморфозом)

и половым созреванием

(пресмыкающиеся, птицы, с полным с неполным

млекопитающие) преващением: преващением:

Яйцо - яйцо

Личинка (гусеница) - личинка

Куколка (головастик)

Имаго - взрослая особь

При прямом развитии на свет появляется организм похожий на взрослую особь, но отличается от него только размерами, недоразвитием половых органов, а также пропорциями тела. Постэмбриональное развитие, в этом случае, сводится к росту и половому созреванию. Характерно для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

При непрямом развитии (развитие с метаморфозами) – превращениями, из яйцевых оболочек выходит личинка, отличающаяся от взрослого организма (морфологически и физиологически). У неё имеются специализированные личиночные органы, отсутствуют некоторые органы взрослой особи. Личинка питается, растет, личиночные органы разрушаются, формируются органы взрослого животного. Биологическое значение непрямого развития заключается в том, что организм на стадии личинки растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйцеклетки, а благодаря самостоятельному питанию. Следовательно, такой тип развития характерен для организмов, яйцеклетки которых содержат малое количество желтка (земноводные, многие членистоногие и др.)

Таким образом, при непрямом развитии уменьшается конкуренция за пищу и место обитания между взрослыми особями и их потомством. Например, личинка лягушки – головастик питается растениями, а взрослая лягушка – насекомыми. Также, у ряда видов, например кораллов, взрослые особи ведут прикрепленный образ жизни, они не могут передвигаться. Зато личинка у них подвижна, что способствует расселению вида.