Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в , или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем , обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания , которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности: философия

Под личностью подразумевают конкретного человека, которому присущи только ему проявления своеобразных умственных, волевых, эмоциональных и физических свойств. Возникновение и развитие личности осуществлялось в течение огромного периода времени, обусловленного общественно-историческим развитием человечества, а также в результате трудового процесса.

Психологическая и определяется ее принадлежностью к общественной среде с ее включением в общественные отношения.

Личность - является социальной сущностью, субъектом познания, активным деятелем в развитии общества. Характерные признаки личности определяются ее сознанием, участием в исполнении общественных ролей, полезной деятельностью для общества.

Также одно из качеств личности определяется ее индивидуальностью, то есть, совокупностью своеобразных и неповторимых психологических отличий в характере, темпераменте, ходе развития психики (восприятия, памяти, речи, воли и др.), а также в мотивирующей сфере.

Но как бы там ни было, личность есть ни что иное, как продукт собственных деяний и участия в экономических отношениях среды обитания. Сам процесс изучения личности определяется историческим исследованием, ее становлением при попадании в определенные условия социума, а также общественного строя.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Структура личности по Платонову

Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:

  1. наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
  2. наличие направленности;
  3. присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
  4. обладание объединенными свойствами поведения.

К можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.

Комплекс знаний, навыков и умений можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.

Наличие восприятия , является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.

  1. Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
  2. Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
  3. Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.

Наличие темперамента показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.

  1. Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и .

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» - есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» - является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» - ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции - когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации - когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать - отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности: социология

Структура личности в социологии объединяет в себе объективные и субъективные свойства субъекта, которые возникают и функционируют в период различной жизнедеятельности, при этом оказывающих на него влияние общности и объединения, с которыми контачит человек. Исходя из этого, социальная структура личности характеризируется самостоятельной деятельностью и взаимодействием из себе подобными, что фокусирует понимание объекта жизнедеятельности. Анализировать структуру личности невозможно, не проанализировав формы ее функционирования.

Социальные установки личности определяются ее ценностными ориентациями, которые служат регулятором ее поведения. За счет них осуществляется отражение основоположных интересов личности, определяется в ее деятельности. Их проявление происходит на жизненной позиции объекта, мировоззрении и нравственных принципах. Формирование целостных ориентаций происходит, благодаря усвоению объектом социальных навыков, в перечне которых общественные, нравственные, политические, эстетические идеалы, а также непреложные нормативные требования, которые предъявляются объекту, как к обязательной составляющей, входящей в социальную общность.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность - является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго - коллективному бессознательному.

Эго - является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное - является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название - надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

ЛИЧНОСТЬ-- 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1. богатство связей индивида с миром; 2. степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3. общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности - это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками.

З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

Б.Г. Ананьев Л-ть - это конкретный чел, взятый в системе его устойчивых соц обусловленных психол хар-к, кот проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окр. Л-ть - кач-венно новое образование, формирующееся благод жизни чел в общ-ве (он включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в рез чего приобретает особое соц кач-во). Это происходит потому, что чел включаясь в систему общественных связей, выступает в кач-ве субъекта - носителя сознания, кот формируется и развивается в процессе деят-ти. Поэтому-то мы не говорим о Л-ти новорожденного, хотя черты индивид-ти проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Л-ть относительно поздний продукт общественно-истор и онтогенетического развития чел (Рубинштейн).

Структура Л-ти:

Способности - индивид-но-психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Способ-ти - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деят-ти. (смотри вопрос 32)

Темперамент - динамическая хар-ка психич деят-ти чел, проявляется в общей психич активности, моторной сфере, в эмоциональности чел. Темпер-т - характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой (Теплов).

Характер - совокуп-ть индивид-х психич св-в, складывающихся в деят-ти и проявляющихся в типичных для данного чел способах деят-ти и разных форм поведения. (смотри вопрос 29)

Волевые кач-ва - специальные лич-тные св-ва, влияющие на стремление чел к достижению поставленных целей. Воля - это сознательное регулирование чел своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутр и внешн трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (смотри вопрос 33)

Эмоции и мотивация (направленность) - переживания и побуждения к деят-ти. Эмоции - психич процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешн и внутр ситуаций для жизнедеятельности чел. (смотри вопрос 34) Мотив - это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потреб-ти, мотивы, цели, намерения); 2) хар-ка процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть чел на опред уровне. Направленность - совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть Л-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность - это установки, ставшие св-вами Л-ти и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности Л-ти лежат мотивы деят-ти. (смотри вопрос 38)

Все отеч психологи - Л-ть относится к соц уровню организации чел. А.Н. Леонтьев - Л-ть - это психол образование особого типа, порождаемое жизнью чел в общ-ве. Соподчинение разных деят-тей создает основание Л-ти, формирование кот происходит в процессе социализации (оногенезе).

Формирование и развитие Л-ти - Л-тью не родятся, Л-тью становятся. Интегративные концепции (целостное рассмотрение Л-ти) - теория Э. Эриксона: придерживался эпигенетического принципа: чел в своем лич-тном развитии от рождения до конца своих дней проходит генетически предопределенные стадии. Он выделил 8 жизненных психол кризисов, наступающих у каждого чел:

1. Кризис доверия - недоверия (1 год жизни);

2. Автономия - сомнения и стыд (2-3);

3. Появление инициативности - чувство вины (3-6);

4. Трудолюбие - комплексу неполноценности (7-12);

5. Лич-тное самоопределение - индивид-ная серость и конформизм (12-18);

6. Интимность и общительность - лич-тная психол изолированность (20);

7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (30-60);

8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (60).

Становление Л-ти - смена этапов на каждой из кот происходит кач-венное преобразование внутр мира чел и радикальное изменение его отношений с окр людьми. Новые лич-тные черты возникают на основе предыдущего развития. Две крайние линии лич-тного развития - нормальная и аномальная.

В отеч психол развитие Л-ти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Социализация - процесс усвоения соц опыта. М.б. регулируемая (целенаправленная) -это процесс воспитания - нерегулируемая (стихийная). В процессе социализации и соц адаптации чел обретает свою Инд-ть. Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Основополагающее св-во зрелой Л-ти заключается в потреб-ти к саморазвитию, самоактуализации (гуманист-кая психол). Божович - критерии сформировавшейся Л-ти : 1. чел можно считать Л-тью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения (способ-ть к опосредованному поведению); 2. способ-ть к сознательному руководству собственным поведением (на основе осознанных мотивов-целей и принципов). Этапы формирования Л-ти по Леонтьеву : 1) дошкольный возраст - установление первых иерархических отношений мотивов (подчинение непосредственных побуждений соц нормам, т.е. формирование соц значимых мотивов); 2) подростковый возраст - появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для чел, что превращаются в черты его лич-ти (мотивация достижения или мотивация избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи др. людям, агрессивные мотивы поведения, мотив аффилиации - стремление к общению).

К психич св-вам лич-ти относят наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность - мотивация, темпер-т, способ-ти, хар-р).

Современные представления о личности и психологической структуре. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется модель Б.С. Братуся (1988). Б.С. Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности -- этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания -- плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. -- и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы усматриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток заключается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации личности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уровня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень -- отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень -- структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. (Психофизиологический уровень -- уровень телесных и мозговых механизмов -- мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня принципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом -- как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулируют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид -- производство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятельности человека, реализации его отношений с миром.

За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности -- механизмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы -- свобода и ответственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребности, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существования и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии развития смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она формируется.

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность - это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • . Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • . В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация . У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • . Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность . Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность . Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие . Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт . Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела . Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Социальная структура личности

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память . Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура . Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность . Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности . Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер . Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль . Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно . Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго . Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго . Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание . Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция . Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение . Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация . Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции . Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Структура личности по Рубинштейну

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность . Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания . Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства . Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень . Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус . Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость . Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Структура личности по Леонтьеву

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду , личности .

Проблема личности в выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

— это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.

Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens . Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности

Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы , а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Структура личности