Самостоятельная работа по химии Знаки химических элементов Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с ответами для учащихся 8 класса. Самостоятельная работа состоит из 4 вариантов в каждом по 3 задания.

1 вариант

1. Заполните таблицу

2.

Химический элемент

1) магний
2) азот
3) железо
4) гелий

А) 1-й период; VIII группа, главная подгруппа
Б) 4-й период; VIII группа, побочная подгруппа
В) 3-й период; II группа, главная подгруппа
Г) 2-й период; V группа, главная подгруппа

Химический символ

а) Fe
б) Mg
в) He
г) N

3. Предложите не менее трех классификаций, в основе которых лежат различные признаки, связанные с поло­жением элементов: Ве, Se, V, N, As, Cr, Mg в Периодиче­ской системе.

2 вариант

1. Заполните таблицу

2. У становите соответствие между названием химиче­ского элемента, положением в Периодической системе и его символом:

Химический элемент

1) фтор
2) хром
3) бор
4) натрий

Положение в Периодической системе

А) 4-й период; VI группа, побочная подгруппа
Б) 2-й период; VII группа, главная подгруппа
В) 3-й период; I группа, главная подгруппа
Г) 2-й период; III группа, главная подгруппа

Химический символ

а) F
б) Na
в) Cr
г) B

3. Предложите не менее трех классификаций, в основе которых лежат различные признаки, связанные с поло­жением элементов: Br, S, О, Cl, Si, Cr, Mn в Периодиче­ской системе.

3 вариант

1. Заполните таблицу

2. У становите соответствие между названием химиче­ского элемента, положением в Периодической системе и его символом:

Химический элемент

1) серебро
2) кремний
3) кислород
4) аргон

Положение в Периодической системе

А) 3-й период; IV группа, главная подгруппа
Б) 5-й период; I группа, побочная подгруппа
В) 3-й период; VIII груп­па, главная подгруппа
Г) 2-й период; VI группа, главная подгруппа

Химический символ

а) O
б) Ag
в) Ar
г) Si

3. Предложите не менее трех классификаций, в основе которых лежат различные признаки, связанные с поло­жением элементов: Са, С, Al, Sc, Ti, Ве, Mg в Периодиче­ской системе.

4 вариант

1. Заполните таблицу

2. У становите соответствие между названием химиче­ского элемента, положением в Периодической системе и его символом:

Химический элемент

1) литий
2) сера
3) бериллий
4) медь

Положение в Периодической системе

А) 2-й период; II группа, главная подгруппа
Б) 2-й период; I группа, главная подгруппа
В) 4-й период; 1 группа, побочная подгруппа
Г) 3-й период; VI группа, главная подгруппа

Химический символ

а) Cu
б) S
в) Be
г) Li

3. Предложите не менее трех классификаций, в основе которых лежат различные признаки, связанные с поло­жением элементов: Р, Si, V, Sc, Na, Ge, Си в Периодиче­ской системе.

Ответы на самостоятельную работу по химии Знаки химических элементов
Вариант 1.
1. Cu — купрум, Н — аш, К — калий, С — це, Ag — аргентум.
2.
1) В — б,
2) Г — г,
3) Б — а,
4) А — в.
3. Возможные классификации:
а) элементы главных (Ве, Se, N, As, Mg) и побочных подгрупп (V, Cr),
б) элементы малых (Ве, N, Mg) и больших (Se, V, As, Cr) периодов,
в) элементы одного периода (2 — Ве, N; 3 — Mg; 4 — Se, V, As, Cr),
г) элементы одной группы (II — Ве, Mg, V — N, As, V, VI — Se, Cr).
Вариант 2.
1. О — о, Si — силициум, Al — алюминий, S — эс, Zn — цинк.
2.
1) Б — а,
2) А — в,
3) Г — г,
4) В — б.
3. Возможные классификации:
а) элементы главных (Br, S, О, Cl, Si) и побочных подгрупп (Mn, Cr),
б) элементы малых (S, О, Cl, Si) и больших (Br, Mn, Cr) периодов,
в) элементы одного периода (2 -0; 3 — Si, S, Cl; 4 — Br, Mn, Cr),
г) эле­менты одной группы (IV — Si, VI — О, S, Cr, VII — Br, Cl, Mn).
Вариант 3.
1. Са — кальций, Fe — феррум, N — эн, Ag — аргентум, Р — пэ.
2.
1) Б — б,
2) А — г,
3) Г — а,
4) В — в.
3. Возможные классификации:
а) элементы главных (Са, С, Al, Ве, Mg) и побочных подгрупп (Sc, Ti),
б) элементы ма­лых (С, Al, Ве, Mg) и больших (Са, Sc, Ti) периодов,
в) эле­менты одного периода (2 — С, Ве; 3 — Al, Mg; 4 — Са, Sc, Ti),
г) элементы одной группы (II — Ве, Са, Mg, III — Al, Sc, IV — С, Ti).
Вариант 4.
1. Mg — магний, Na — натрий, Mn — марганец, Cl — хлор, Si — силициум.
2.
1) Б — г,
2) Г — б,
3) А — в,
4) В — а.
3. Возможные классификации:
а) элементы глав­нь1х (Р, Si, Na, Ge) и побочных подгрупп (V, Sc, Cu),
б) эле­менты малых (Р, Si, Na) и больших (V, Sc, Ge, Cu) перио­дов,
в) элементы одного периода (3 — Р, Si, Na; 4 — Cu, Ge, Sc, V),
г) элементы одной группы (I — Na, Cu, III — Sc, IV — Si, Ge, V — Р, V).

Проблемы современного урока

Об организации контроля знаний по химии учащихся 8 класса.

Зайцева Л.В.

МОУ «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

с. Бакчар

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Основной организационной формой массового обучения химии в современной школе остается урок, имеющий немало известных педагогических достоинств.

Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке.

Но после изучения одной или нескольких тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Определяя структуру урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.

Контроль знаний - важная часть учебного процесса. Он выполняет три функции, присущие учебному процессу:

    образовательную;

    воспитывающую;

    развивающую.

Основная его цель – проверка знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Я использую различные виды контроля знаний: тесты, химические диктанты, цифровые диктанты, проверочные и контрольные работы. Задания могут иметь репродуктивный, творческий и развивающий характер.

Систематическая проверка знаний имеет большое значение: дисциплинирует учащихся, воспитывает их волю, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, побуждает регулярно готовиться к урокам.

Учителю контроль знаний дает возможность лучше узнать своих учеников, своевременно корректировать их знания и при необходимости оказывать действенную помощь.

К каждой теме (или даже параграфу) я разработала комплекты дидактического материала в 4 – 10 вариантах. Задания составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования. Если это проверочная работа, то на ее выполнение требуется максимум 7 – 10 минут, она может быть проведена на различных этапах урока: если это урок подачи нового материала, то на этапе рефлексии, после отработки новых понятий, если это обычный урок – то на этапе проверки домашнего задания, но ее результаты сразу же говорят об усвоении знаний данного вопроса всего классного коллектива.

Контроль знаний по разделу «Введение или первоначальные химические понятия»

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения в 8 классе, поэтому важные сведения о химическом элементе, о формах его существования, химических формулах, о структуре периодической системы, которые изучаются в 1 теме, должны быть отработаны и проконтролированы. Поэтому на изучение этой темы я отвожу немного большее количество часов, чем предлагает автор (при нагрузке 2,5 часа в неделю).

Проверочная работа №1 Структура периодической системы.

ЦЕЛЬ: Выявить знания учащихся по понятиям: атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, а также способность учащихся работать со знаками химических элементов, формулами и со структурой периодической системы.

1 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 4N б) 4N 2 в) 3CuO г) 3Cu д) 2C 2 H 4 O 2 е) 5О 2

Задание №2

а) фосфор б) скандий в) ниобий г) калий д) хлор

2 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 4Cl б) 4Cl 2 в) 3P 2 O 5 г) 3P д) 2ZnS е) 5Zn

Задание №2 Напишите химический знак и укажите положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группу, подгруппу)

а) фтор б) никель в) вольфрам г) цинк д) уран

3 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 4K б) 4K 2 O в) 8O г) 8O 2 д) 3SO 2 е) 2H 2 O

Задание №2 Напишите химический знак и укажите положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группу, подгруппу)

а) магний б) индий в) барий г) неон д) нобелий

4 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 4O 2 б) 4O в) 3Fe г) 3FeS д) 5N 2 е) 2CO 2

Задание №2 Напишите химический знак и укажите положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группу, подгруппу)

а) бор б) кальций в) титан г) олово д) тербий

5 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) H б) H 2 в) 7H 2 г) 7H д) 3H 2 O е) 5FeS

Задание №2 Напишите химический знак и укажите положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группу, подгруппу)

а) натрий б) медь в) криптон г) рутений д) самарий

6 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 3Fe б) 3FeO в) 4F г) 4F 2 д) 5CO 2 е) 2H 2 O

Задание №2 Напишите химический знак и укажите положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группу, подгруппу)

а) бериллий б) хлор в) ванадий г) ксенон д) кюрий

Цифровой диктант. Знаки химических элементов

ЦЕЛЬ : Проверка знаний знаков химических элементов.

Карточка №1

1 2 3

1) Al а) бор 1) кальций

2) Н б) купрум 2) калий

3) Cu в) аш 3) железо

4) N г) алюминий 4) азот

5) B д) бром 5) бром

6) Si е) кальций 6) кремний

7) Br ж) феррум 7) водород

8) K з) силициум 8) бор

9) Fe и) эн 9) алюминий

10) Ca к) калий 10) медь

Карточка №2

Посмотрите на знак химического элемента в 1-ой колонке и подберите к нему из 2-ой и 3-ей колонок произношение и название данного химического элемента (например: 1, в, 3)

1 2 3

1) Ag а) бор 1) магний

2) Нg б) гидраргирум 2) сера

3) C в) эс 3)фтор

4) Na г)магний 4) барий

5) Ba д) барий 5) натрий

6) S е) хлор 6) серебро

7) B ж) фтор 7) ртуть

8) Cl з) серебро 8) бор

9) F и) це 9) хлор

10) Mg к) натрий 10) ртуть

Карточка №3

Посмотрите на знак химического элемента в 1-ой колонке и подберите к нему из 2-ой и 3-ей колонок произношение и название данного химического элемента (например: 1, в, 3)

1 2 3

1)N а) бор 1) кислород

2) Н б) иод 2) иод

3)Al в) аш 3) свинец

4) Ni г) алюминий 4) азот

5) B д) бром 5) бром

6) I е) кальций 6) никель

7) Br ж) плюмбум 7) водород

8) O з) никель 8) бор

9) Ca и) азот 9) алюминий

10) Pb к) о 10) кальций

Карточка № 4

Посмотрите на знак химического элемента в 1-ой колонке и подберите к нему из 2-ой и 3-ей колонок название и произношение данного химического элемента (например: 1, в, 3)

1 2 3

1) Au а) эс 1) фосфор

2) Н б) марганец 2) калий

3) S в) аш 3) цинк

4) Na г) цинк 4) марганец

5) Pt д) аурум 5) натрий

6) P е) платина 6) золото

7) Zn ж) натрий 7) платина

8) K з) пе 8) водород

9) Mn и) калий 9) кальций

10) Ca к) кальций 10) сера

Проверочная работа № 2. Относительная молекулярная масса.

ЦЕЛЬ: Выявить способность учащихся работать с химическими формулами, знать качественный и количественный состав, а также рассчитывать относительную молекулярную массу.

1 вариант

А) CaSO 4 б) K 3 PO 4 в) Cl 2 O 7 г) ZnSiO 3 д) KMnO 4

2 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) Br 2 O 5 б) Na 2 SiO 3 в) FeSO 4 г) AgNO 3 д) Na 2 CO 3

3 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) Ag 2 O б) PbCO 3 в) C 2 H 4 Cl 2 г) HPO 3 д) MgSO 4

4 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) CuSO 3 б) C 3 H 6 O 2 в) BaSiO 3 г) I 2 O 3 д) KNO 3

5 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) K 2 CO 3 б) Fe 3 O 4 в) C 2 H 5 O 2 Na г) K 2 SO 3 д) CuCl 2

6 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) CaSiO 3 б) B 2 O 3 в) HgSO 4 г) AlPO 4 д) K 2 Cr 2 O 7

7 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) BaSO 4 б) Al 2 S 3 в) Ag 2 SO 4 г) C 4 H 8 Br 2 д) I 2 O 5

8 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) CuCO 3 б) CaC 2 в) CuH 2 O 2 г) FePO 4 д) HBrO 4

9 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) H 2 SiO 3 б) Ca 3 N 2 в) C 3 H 3 F 3 г) Ag 3 PO 4 д) KBrO 3

10 вариант . Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

А) HPO 3 б) Mn 2 O 3 в) BaSO 3 г) Al 4 C 3 д) C 5 H 8 I 2

Проверочная работа №3 Массовые доли элементов в соединении.

ЦЕЛЬ: Выявляет уровень умений работать с химической формулой, сравнивать, сопоставлять и выявлять, какое из предложенных соединений богаче тем или иным элементом.

1 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в нитрате серебра – AgNO 3.

Задание № 2 В каком соединении – Al 2 S 3 или A 2 O 3 содержится больше алюминия?

2 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в силикате меди - CuSiO 3.

Задание № 2 Какое из соединений MnF 2 или CuF 2 содержит больше фтора?

3 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в сульфите меди – CuSO 3.

Задание № 2 Какой оксид MnO или FeO содержит больше кислорода?

4 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в сульфате цинка – ZnSO 4.

Задание № 2 В каком соединении C 2 H 4 O 2 или C 2 H 6 O содержится больше углерода?

5 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в сульфите кальция – CaSO 3.

Задание № 2 Какое соединение CuS или CuO содержит больше меди ?

6 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в сульфите магния – MgSO 3.

Задание № 2 В каком соединении MgF 2 или CaF 2 больше фтора?

7 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в ортофосфате алюминия – AlPO 4.

Задание № 2 Какой сульфид Cr 2 S 3 или Na 2 S содержит больше серы?

8 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в карбонате калия – K 2 CO 3.

Задание № 2 В каком соединении метане CH 4 или пропане C 3 H 8 содержится больше углерода?

9 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в карбонате железа – FeCO 3.

Задание № 2 Какое соединение C 2 H 4 O 2 или C 2 H 6 O содержит больше углерода?

10 вариант

Задание № 1 Вычислите массовые доли элементов в силикате калия – K 2 SiO 3.

Задание № 2 Какое соединение Mg 3 N 2 или N 2 O 5 содержит больше азота?

Контрольная работа №1 Информация по химической формуле .

ЦЕЛЬ: Проверка уровня усвоения знаний учащихся по разделу

1 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 3F б) 5F 2 в) 2HF г) H 2 O д) Zn

Задание №2 Укажите место положения в периодической системе следующих химических элементов. а) алюминий б) германий в) родий г) аргон д) неодим

Задание №3 Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ:

а) H 3 PO 4 б) Al 2 S 3 в) SiH 4 г) ZnSO 3 д) AlPO 4

Задание №4

CuSO 4 (сульфат меди)?

2 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 3Br б) 3Br 2 в) 2K 2 O г) 2O д) 4CuO

Задание №2 Укажите место положения в периодической системе следующих химических элементов: а) фтор б) ванадий в) стронций г) кадмий д) америций.

Задание №3

а) O 2 б) KClO 3 в) H 2 SO 3 г) Cl 2 O 3 д) FeSiO 3

Задание №4 Какую информацию о веществе несет его химическая формула

MgSiO 3 (силикат магния)?

3 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) 3K б) 3F 2 в) 2CO 2 г) 4H д) 4H 2

Задание №2 Укажите место положения в периодической системе следующих химических элементов: а) азот б) теллур в) платина г) медь д) торий

Задание №3 Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ

а) FeCO 3 б) AlBr 3 в) K 2 CO 3 г) Li 3 PO 4 д) H 2 SiO 3

Задание №4 Какую информацию о веществе несет его химическая формула

FeCO 3 (карбонат железа)?

4 вариант

Задание №1 Что означают записи:

а) O 3 б) 3O в) Si г) 4Si д) 3SiO 2

Задание №2 Укажите место положения в периодической системе следующих химических элементов: а) иод б) тантал в) палладий г) стронций д) эрбий

Задание №3 Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ

а) K 2 SiO 3 б) CuCO 3 в) AgNO 3 г) CaCl 2 д) C 2 H 6

Задание №4 Какую информацию о веществе несет его химическая формула

CuCO 3 (карбонат меди)?

Регулярная проверка знаний учащихся – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. В структуре уроков различных типов проверке знаний отводится различное количество времени. Набор заданий соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, следовательно, он может быть использован независимо от выбранной учителем программы. При этом не исключается возможность уровневой дифференциации, индивидуального подхода к обучению отдельных учащихся или групп.

Работая с карточками, учащиеся получают дополнительную возможность для развития своих способностей: читая предложенное задание, выполняя его, они развивают внимание, память, навыки работы с печатным материалом, умение правильно понимать текст.

Литература:

    О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Дрофа., Москва 2007 год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

городского округа г. Мантурово Костромской области

Конкурс «Педагогические инициативы»

Номинация «Лучшая методическая разработка»

Система заданий

как средство формирования приемов умственной деятельности

при изучении темы «Химический элемент»

в 8 классе

Работу выполнила

Соколова Ольга Евгеньевна,

учитель химии высшей категории

Мантурово, 2008 год

Система заданий

как средство формирования приемов умственной деятельности при изучении темы «Химический элемент» в 8 классе

Понятие «химический элемент» начинает формироваться с первых уроков изучения химии в 8 классе и является основополагающим звеном успешности изучения предмета на протяжении всего периода обучения.

Образовательный стандарт основного общего образования по химии одной из целей изучения химии определяет освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях. Для реализации целей в Стандарте определены вопросы, требующие тщательной проработки. Так, например, в блоке «Вещество» образовательный стандарт определяет минимум содержания образования , в который входят понятия «Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Я зык химии . Знаки химических элементов, химические формулы»

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы записано:

В результате изучения химии ученик должен

знать

уметь

    называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций.

С другой стороны, школа обязана не только вооружать учащихся определенной суммой знаний, но и развивать у них способность добывать эти знания самостоятельно. Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших задач учителя. В обучении недостаточно использовать только проблемное изложение, беседы, поисковый эксперимент, деловые и ролевые игры. Необходима система заданий, вовлекающая учащихся в разнообразную познавательную деятельность, ориентированную на применение знаний в новых нестандартных условиях.

Система таких заданий решает несколько важных задач:

    Формирование высокого уровня развития приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классификации

    Создание условий для творческого самовыражения учащихся, высокого уровня активности, выражающегося в установке на множественность решений, способе выдвижения нестандартных идей.

При изучении химии с самых первых уроков в 8 классе необходимо учитывать:

    • Сформированность общеучебных умений и навыков: ученики 8 классов должны уметь обобщать, выделять главное, классифицировать предметы, явления, события, с другой стороны, совершенствование этого умения - одна из задач изучения химии

      Психологические особенности данного возраста: ученики 12-13 лет обладают повышенным стремлением к самореализации, они с удовольствием принимают участие в играх, выполняют творческие задания

      Эмоциональный настрой: предмет химии всегда вызывал определенный интерес у учеников младших классов, он носит элемент новизны, некоторой загадочности, поддержать этот интерес – задача учителя

Поэтому при изучении данной темы в арсенале учителя должны быть разнообразные приемы и методы обучения, способствующие реализации поставленных целей.

Предлагаемые мною задания - это задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, комбинирование, развитие памяти и внимания

Задания на обобщение и конкретизацию позволяют формировать умение объединять однородные предметы, что связано с выделением признаков, присущих объекту (анализ), выяснение роли этих признаков у группы объектов (синтез) и установление сходства и различия этих объектов с другими объектами. Выполняя такие задания, учащиеся проводят поиск словесных характеристик для обозначения группы однородных предметов, что является основой формирования и совершенствования приема классификации.

Третий лишний (слайд 2)

Среди трех символов химических элементов, названия которых указаны в задании, оставьте только два, которые сходны по какому-либо признаку. Один из символов, который не обладает этим признаком, исключите.

а) B, Be, Ba; в) Hg, Mn, Mg;

б) Tl, Ta, Te; г) Li, P, Сl.

Десять элементов (слайд 3)

Дан список химических элементов: олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальций, мышьяк, хлор

Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого утверждения вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется?

    Этот элемент назван в честь Луны

    Это самый распространенный на Земле элемент

    Символ этого элемента начинается с буквы «S »

    Образует простое вещество – ядовитый газ желто-зеленого цвета

    В названии есть буква «а»

    Его химический знак Ag

    Это элемент 2 группы побочной подгруппы

    Элемент 4 периода

    Его название в переводе означает «светоносный»

    Он назван в честь России

Если вы сделали все верно, то в ответе будет самый распространенный в космосе элемент, образующий самый легкий газ - водород

Ответ:

    селен

    кислород

    олово

    хлор

    кальций

    ртуть

    мышьяк

    фосфор

    рутений

    водород

Задания на классификацию и группировку создают условия для того, чтобы учащиеся сами продумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. При их выполнении формируется высокий уровень анализа и синтеза, обобщенное разностороннее видение предметов и явлений, умение сравнивать, находить черты сходства и отличия

Крестики – нолики (слайд 4)

Задание: найти ряд, в котором все элементы объединены одним признаком, каким?

А) элементы неметаллы

Na

C

Zn

H

Mg

K

P

Li

Cu

Б) произношение символа и название элемента совпадают

Na

C а

Zn

H

Mg

K

P

О

Cu

Сколько будет групп? (слайд 5)

Дан список

    названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий.

    Символов химических элементов: N , Al , H , Fe , K , Ca , O , Si , Mg , Cu , Na , S , Ag , C , P , Cl , Zn

Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия . Сколько групп получилось?

Дерево знаний (слайд 6)

Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схему классификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода»


Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O


Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O


Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O


Химические множества

Ca

Br

Zn

Se

Fe

K

Cu

Li

Na

H

Адание: как можно назвать химические элементы, входящие в розовый круг? В синий круг? Область их пересечения?

Задание на поиск закономерностей , решение которых логически обусловлено регулярностью меняющихся признаков. Среди них можно выделить задачи на определение последовательности, позволяющие совершенствовать операции «анализ» и «синтез» и задачи на умозаключение по аналогии, в них учащиеся сравнивают предметы и понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, их внутренним признакам

Дополни по аналогии (слайд 7)

    Продолжи ряд химических элементов:

А) Be Mg Ca … … … (элементы одной группы)

Б) H He В С … … … (элементы- неметаллы в порядке увеличения порядкового номера)

В) At Br C Dy … … … (элементы по латинскому алфавиту их знаков)

Г ) Pu Np Se U (элементы, названные в честь астрономических объектов)

Д) Po Os Co … … (элементы, в химических символах которых встречается буква О)

Задания на развитие памяти и внимания формируют навыки запоминания названий и символов химических элементов, развивают все виды памяти: слуховой, механической, зрительной, логической и, кроме этого, развивают внимание, умение ориентироваться в Периодической системе элементов как основном инструменте изучения предмета химии. Большинство из представленных заданий может быть использовано не только при изучении темы «Химические элементы», но и на уроках по другим темам

Шифровка (слайд 8)

1. Дополните предложенную запись (слева или справа) так, чтобы получился символ химического элемента (правильных ответов может быть несколько).

Назовите этот химический элемент (эти химические элементы) и прочитайте его (их) символ.

Знак

Название

Знак

Название

Р

Р…

Р…

а

а

а

С

С…

С…

е

е

е

Н

Н…

Н…

п

п

п

Кто больше?(слайд 9)

2. Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названия:

а) азота - nitrogenium ;

б) углерода - сarbonium .

Примечание . Любую букву, входящую в состав латинского названия:

а) можно записывать как строчную или прописную;

б) можно использовать сколько угодно раз.

Химический алфавит (слайд 10)

    Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их русских названий:

N, C, Zn, Ba, Fe, Na, K, Cu, Ag, Ca, S

    Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их латинских названий

Ответы:

    N , Ba , Fe , K , Ca , Cu , Na , S , Ag , C , Zn

    Ag, Ba, Fe, K, Ca, C, Cu, Na, N, S, Zn

Найди пару (слайд 11)

Найти пары – знаки химических элементов и их названия

Практика показывает, что эти задания становятся любимыми для учащихся и даже после прохождения темы они с удовольствием обращаются к ним

«Построй фигуры»

Химический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков и их изображения. Каждому ученику выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента (рис. 1, 2).

Учитель в определенной последовательности называет химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор ),

а школьники соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности.

Правильность выполнения задания проверяют сами учащиеся: у них должны получиться вот такие фигурки животных

Большой интерес у учащихся вызывают задания в виде кроссвордов, чайнвордов, ребусов, которые они сами с удовольствием составляют, способствуя запоминанию символов и названий элементов и лучшей ориентации в Периодической системе химических элементов:

Вездесущая «О»


Заполните пустые клетки русскими названиями химических элементов:

Ag , Br , Fe , H , I , O , Sn

Примечание: (Вездесущая «О». xls )

Темная лошадка

Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов. Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

1. С 2.О 3.Al 4.N 5.Zn

6. I 7.P 8.H 9.Pb

Примечание: при наличии индивидуальных компьютеров для работы учащихся можно предложить решение кроссворда на компьютере (Темная лошадка. xls )

Н

Р й

Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.

Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники с названием элемента и изображением соответствующего химического знака. Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера .

Определи элемент

Задание: определите, какие химические элементы скрываются здесь

NaCaZnCl


PbSMgLi


Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами Задание: эта игра аналогична игре «Химическая тайнопись», ее можно проводить на магнитной доске, используя «россыпь» названий и символов химических элементов. Задание: собрать пары «название + символ»

Внимательный химик

Атрибуты: карточки со знаками химических элементов на магнитной основе.

На магнитной доске карточки располагаются в разброс. Учитель называет знаки химических элементов, ученик должен как можно быстрее найти и показать их указкой. Число карточек и расположение их на доске может варьироваться в зависимости от уровня развития детей данного класса.

Задания для проверки уровня усвоения знаний по теме «Химический элемент» могут быть следующие:

    . Оно позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения темы, оценить степень сформированности общеучебных умений и навыков.

    Большой интерес у учащихся вызывает «контрольная наоборот» , когда учащимся предлагается самим составить текст контрольной работы. Учитель может учитывать разнообразие заданий, их уровень, творческую и познавательную активность