Планирование уроков развития речи.

Количество часов.

Текст. Тема текста. Главная мысль.

Тема. Главная мысль текста. Редактирование текста.

Зрительное изложение «Галка»

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Коллективное составление текста после экскурсии по теме «Зима».

Составление текста по диафильму «Зима»

Свободный диктант.

Ответы на вопросы с использованием слов для справок.

Составление текста по картине.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Выборочное изложение.

Творческое списывание.

Сочинение-описание.

Зрительное изложение «Лиса»

Изложение с языковым анализом текста.

Восстановление деформированного текста.

Коллективное составление рассказа на тему «Май».

Сочинение по картине.

Сочинение «Весна»

Сочинение «Летом»

Уроки 1-4.

Текст (от лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание») - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

Текст - это высказывание на определённую тему;

В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

Текст любого размера - это относительно автономное (законченное) высказывание;

Предложения логически связаны между собой;

К тексту можно подобрать заголовок;

Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Высотская О.И.
Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Что значит - солнце уронило лучик золотой?

Прочитайте стихотворение. О чём оно? А вы собирали когда-нибудь одуванчики? Найдите слова: какой у нас одуванчик? Опишите его.

Вы составили текст.

Все предложения в нём связаны по смыслу. Все они про одуванчик. Одуванчик-тема текста.

Среди травы спрятался белый воздушный одуванчик. Ножка у него тоненькая. А сам цветок красив. Он жёлтый, как солнышко.

Уроки 5-6.

Тема. Главная мысль текста. Редактирование текста.

(1 вариант)

Рассказ учителя.

Однажды летом я была в лесу. Собираю грибы и вдруг слышу шорох. Посмотрела: ёжик бежит! Захотела взять его домой. Но подумала: ёжик в лесу живёт, а дома ему будет тоскливо. Пусть живёт на свободе.

Понравился мой текст?

О чём я вам рассказала?

Встреча в лесу-это тема моего рассказа.

Как озаглавим текст?

Название рассказа раскрывает тему текста.

Анализ структуры текста:

В первом предложении я рассказала вам,кто, где и когда был. Первое предложение важно построить интересно. Потом я начала рассказ про ёжика. При этом я попыталась передать своё изумление и страх. Потом я рассказывала о своих размышлениях - брать или не брать ёжика. А потом своё –решение.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. БЕЛОГОРСКА

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №

Руководитель кафедры

______________/

«Согласовано»

Протокол №

от «_____» _____________2015 г.

Заместитель директора по УВР

______________/ Г.П. Головлева

«Утверждаю»

Директор МАОУ

«Школа №4 города Белогорск»

Приказ №

от «______» ___________ 2015г.

_______________/ Ю.С. Чарей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «МАЛЫШОК»

«Развитие речи»

32 часа (1 раз в неделю)

Учитель: Ищенко М.С.

Дата

календа/фактическая

Тема урока

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Произношение звуков. Выделение звуков на слух.

Чистоговорки

Классификация предметов по общему признаку. Знакомство с понятием «мебель».

Знать:

Что значит мебель?

Уметь: Правильно, отчетливо и ясно произносить слова; выделять звуки на слух

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.

Коммуникативные:

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

Знать: простейшие скороговорки

Уметь: подбирать слова, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук, сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры

Регулятивные:

Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.

Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

Фрукты, овощи. Составление предложений. Игра «Съедобное – несъедобное».

Знать: различие между овощами и фруктами

Уметь: составлять предложения на заданную тему.

Уметь:

ориентироваться в окружающем пространстве

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные
на уроке понятия; обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

Знать: детские потешки, названия.

Уметь: выразительное читать потешки, стихотворения. Передавать настроение в интонации при чтении

Регулятивные:

Познавательные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Составление предложений. Заучивание стихотворения В. Берестова «Лошадка».

Знать: выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Уметь: правильно произносить скороговорки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Разучивание и составление загадок

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним

Уметь: составлять простейшие загадки, выделять звук на слух.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Наш город. Составление рассказа по картине. Скороговорка.

Знать: название города, в котором живёшь

Уметь: составлять предложение по картине

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач

Составление простых загадок по описанию предмета. Произношение звуков на слух.

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним.

Уметь: задавать вопросы по картине

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи: .

Познавательные:

Коммуникативные: ставить вопросы по картинке

Транспорт. Виды городского транспорта.

Знать: виды транспорта

Уметь: различать городской, специальный транспорт

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием данного урока.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

10.

Режим дня. Время: сегодня. Ю. Тувим «Паровоз».

Знать: моменты режима дня.

Уметь: называть время суток

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций,

11.

Творчество А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лягушата». Скороговорка.

Знать: произведения А.Л. Барто

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

12.

В Звягина «Воробышки»; выразительное чтение стихотворения. Чистоговорки.

Знать: перелётных и зимующих птиц.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные анализ и разрешение житейских ситуаций

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы

13.

Почта. Пространственные представления. Выделение звуков на слух.

Знать: что такое почта

Регулятивные:

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные:

14.

Правила поведения на улицах и дорогах. Определение направления движения. Светофор.

Знать: правила поведения на дорогах

Уметь: определять направления движения на дороге.

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования объектов

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения

15.

Мир сказок. Н Калинина «Про снежный колобок».

Знать: простейшие сказки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации

Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности .

16.

Творчество С.Я. Маршака. «Кошкин дом» инсценировка.

Знать: и узнавать по фото писателя, стихи Маршака.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности:

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
и позицию

17.

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

Знать: средства выразительности, что такое сказка.

Уметь: пересказать сказку с опорой на иллюстрацию

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения:

Познавательные: использовать знаково-символические средства,
Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

18.

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

Знать: что такое театр, правила поведения в театре, кинотеатре.

Уметь: Передавать характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

19.

Составление рассказа « Играем во дворе» . Деление предложений на слова. Пословицы.

Знать: игры во дворе, как играть со сверстниками, правила игры.

Уметь: делить предложения на слова.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при делении предложения на слова

Познавательные: :

Коммуникативные: взаимодействие

20.

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

Знать: как составить рассказ на заданную тему.

Уметь: делить предложения на слова, знать, сколько в предложении слов.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

21.

Игры и их виды. Знакомство со словами «сам», «сама». Как мы играли в парикмахерскую. Ролевая игра.

Знать: что такое ролевая игра, что такое правила игры.

Уметь: играть в команде, слушать товарища

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

22.

Вода в природе. Моря и океаны. Игра «Ищем клад!» (клеточный диктант).

Знать: зачем нужна вода в природе.

Уметь: играть в команде, работать в тетради

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации:

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач:

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

23.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Загадки.

Знать: творчество Л.Н.Толстого,

Уметь: отгадывать загадки, слушать собеседника

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно

24.

Уроки Айболита. Словесное описание. Инсценировка по сюжету. Ролевая игра.

Знать: как словесно описать героя сказки, сказки Чуковского.

Уметь: инсценировать сказку по сюжету.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные . самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель:

Коммуникативные:

25.

Праздник бабушек и мам. Составление по картинке рассказа о маме.

Знать: как поздравить бабушек и мам с праздником.

Уметь: составлять по картине небольшой рассказ

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: использовать общие приёмы решения

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Гласные и согласные звуки

26.

К. Чуковский «Федорино горе». Нахождение гласных звуков в предложениях.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков

Уметь: находить и различать гласные звуки от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуки)

Познавательные: использовать знаково-символические средства; обрабатывать информацию.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

27.

Цветы. Классификация по группам. Согласные звуки в предложении.

Знать: чем отличаются комнатные цветы от уличных.

Уметь: находить и различать согласные от гласных звуков.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

28.

Счёт времени. Часы. Понятие о времени. Согласные звуки в предложении.

Знать: что такое время, зачем оно нужно.

Уметь: различать время на часах, находить согласные звуки в предлоржении.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться во временном понятии

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

29.

Изобретения и приборы. Велосипед и микроскоп. Гласные звуки в словах.

Знать: что такое микроскоп, его применение в жизни.

Уметь: пользоваться микроскопом

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, .

Познавательные: создавать модели и схемы для решения задач

Коммуникативные:

30.

Космос. Игра на логическое мышление «Полёт на Луну». Гласные звуки в словах.

Знать: первого космонавта, что такое космос.

Уметь: находить гласные звуки в словах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: обрабатывать информацию

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

31.

Домашние животные. Рассказ детей в произвольной форме, по вопросам. Гласные звуки в словах.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков.

Уметь: задавать вопросы, слушать и вести диалог.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач,

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

32.

Скоро в школу. Игра «Собери портфель». Гласные и согласные звуки.

Знать: гласные и согласные звуки.

Уметь: различать гласные от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: рефлексировать способы и условия действий.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ельничная основная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР И.О. директора «Ельничная ОШ»

_______________ (В.В.Сазанович) _____________А.О.Алексеенок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(по курсу

«Школа развития речи»

1-4 класс

Т.Н.Соколова)

Учитель: Пашкова Анастасия Степановна

2017-2018уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Школа развития речи» для учащихся 1-4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учётом программ, включённых в ООП и примерной программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами.

    Планируемые результаты освоения учебного курса

1 класс

Личностные:

Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

Интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты:

Умение определять лексическое значение слова;

Умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;

Умение определить лексическое значение многозначного слова;

Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

2 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Осознание роли речи в общении людей;

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Интерес к изучению языка.

Регулятивные

Познавательные:

Учащиеся научатся:

Вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

Строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения.

3 класс

Личностные результаты :

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

Уметь донести свою позицию до собеседника;

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

4 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Осознание роли речи в общении людей;

Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

Чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

интеллектуального развития младших школьников.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Пользоваться словарями, справочниками;

Строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

1 класс

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста.

Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

2 класс

Техника и выразительность речи

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.

Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание .

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

Многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

уметь:

Распознавать типы текстов;

Распознавать стили речи;

Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

Восстанавливать деформированный текст

Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Составлять планы различных видов.

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова.

Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова.

Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова.

Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение.

Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный(художественный и научный).

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать стили речи;

Выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность . Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры .

Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.

Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи . Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка .

Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

Многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

Распознавать типы текстов;

Устанавливать связь предложений в тексте;

Распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

Определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

III. Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема (подтема)

Кол-во часов

Культура общения

Проверочная работа

2 класс

п/п

Тема (подтема)

Кол-во часов

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения

3 класс

п/п

Тема (подтема)

Кол-во часов

Стили речи

4 класс

п/п

Тема (подтема)

Кол-во часов

Речь. Техника и выразительность речи

1 класс

п/п

Тема урока

Тише, громче.

Слова, слова, слова.

Озорные буквы.

Слова играют в прятки.

Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слова.

Многозначные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Тематические группы слов.

Наш цветной мир.

Что на что похоже

Проверочная работа.

Культура речи.

Вежливые слова.

Пословицы.

Учимся рассуждать.

Рассуждаем.

Типы текста.

Заглавие текста.

Тема текста.

Словарные слова.

Опорные слова.

Мы строим текст.

Работа с текстом.

План текста.

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Календарно – тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема урока

Слово – 13 ч.

Слово. Значение слова.

Многозначные слова.

Омофоны, омоформы

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Фразеологизмы(обобщение)

Фразеологизмы(закрепление)

Пословицы

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

Предложение и словосочетание – 3 ч.

Связь между предложениями в тексте

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Текст - 15 ч.

Текст. Тема текста. Заглавие.

Текст. Опорные слова.

Текст. Опорные слова.

Проверочная работа

План. Составление плана.

Виды плана

Составляем план текста.

Редактирование текста

Типы текста.

Описание

Текст – сравнительное описание

Типы текста. Повествование

Типы текста.

Рассуждение

Культура общения - 3 ч.

Сочинение на тему «Мой выходной день»

Повторение пройденного

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема урока

Слово – 16 ч.

Многозначные слова.

Омонимы, омоформы омофоны.

Фразеологизмы.

Сравнения.

Олицетворение.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Откуда приходят слова.

Этимология.

Как тебя зовут?

Наши фамилии.

Топонимы.

Устаревшие слова.

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

Проверочная работа.

Текст – 10 ч.

Типы текстов.

Темы текстов. Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Единый временной план текста.

Единый временной план текста(обобщение)

Единый временной план текста(закрепление)

Стили речи – 8 ч.

Стили речи.

Стили речи(закрепление)

Культура общения.

Культура общения(закрепление)

Научный стиль.

Научный стиль(закрепление)

Проверь себя.


Календарно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема урока

Слово – 9 ч.

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы

Диалектизмы.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Метафора.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Сочинение по пословице.

Анализ сочинений по пословицам.

Речь. Техника и выразительность речи – 6 ч.

Художественный стиль. Общее понятие.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Диалог и монолог.

Драматические импровизации.

Драматические импровизации.

Текст – 19 ч.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Композиция. Работа с деформированным текстом.

Творческая работа.

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Творческая работа.

Творческая работа.

Публицистический стиль.

Газетно – публицистический стиль.

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Официально – деловой стиль.

Тезисы. Конспект.

Аннотация.

Я пишу письмо.

Личный дневник.

Сочинение «Мои любимые стихи».

Сочини сценарий для мультфильма.

Конкурс на лучшее название конфет.

Обобщение. Проверочная работа.

Контроль и оценка планируемых результатов

    Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения

    Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия, опирающийся на понимание принципов его построения;

    Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом

Итоговый контроль в форме:

    Тестирования

    Практической работы

    Творческих работ учащихся

ИКТ поддержка курса.

Короткое описание идеи информатизации курса:

Поиск информации,

Компьютерный сбор и анализ информации,

Создание и проведение мультимедиа выступлений,

Компьютерное тестирование,

Проектирование и конструирование,

Погружение в языковую среду,

Отработка технических навыков,

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам(рисунков, аудио- и видео- фрагментов),

Создание плана текста с добавлением графических объектов.

Разделы: Начальная школа , Коррекционная педагогика

1 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Речь (устная и письменная) – общее представление.
  • Предложение и слово. Речь-предложение-слово-слог.
  • Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение, количество слогов.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). Выделение в словах отдельных звуков, выделение ударных слогов, соотнесение со схемой. Знакомство с буквами а,о,и,ы,у. Правильное соотнесение звуков и букв.
  • Согласные и гласные звуки и буквы, обозначение твёрдости и мягкости.
  • Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву.
  • Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки (после предварительного анализа и без него). Обучение чтению слов, коротких предложений и текстов.
  • Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки.
  • Знакомство с начертанием больших и маленьких букв, основными типами соединений, обозначение звуков буквами рукописного шрифта. Написание букв и их соединений в словах, слов на строке, предложений (после предварительного разбора, затем самостоятельно).
  • Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка при помощи сличения с образцом и послогового орфографического чтения.
  • Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей и кличках животных.
  • Безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Расширение словарного запаса. Правильное употребление слов (предметов, признаков, действий), объяснение их значения.
  • Диагностика.
  • Расширение обобщающих понятий.
  • Развитие умения посредством слова точно и грамматически правильно излагать собственные мысли.
  • Омонимы, синонимы, антонимы, образные выражения (без терминологии).
  • Построение правильного пересказа знакомой сказки или небольшого рассказа.
  • Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений или небольшого рассказа.
  • Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
  • Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов.
  • Составление рассказа по его началу или концу.
  • Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету предложенному учителем
  • Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
  • Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, о написании предложений.
  • Понятие о речи и её значении в жизни.
  • Составление предложений на определённую тему по картинке, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям.
  • Знакомство с речевой этикой. Культура общения. Слова приветствия и прощания.
  • Слова с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, учитель, ученик
  • Диагностика.

2 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Различение й и и.
  • Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
  • Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными.
  • Слог, деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Перенос слов с буквами й,ь.(майка, мальчик).
  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (глаз-глаза, луг-луга).
  • Ударение. Выделение ударных и безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах.
  • Двойные согласные в простейших словах. Разделительный мягкий знак.
  • Алфавит. Название букв. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём учебника.
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.
  • Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
  • Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространённых предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).
  • Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразным написанием корней (корм-кормить-кормушка, лес-лесник-лесной).
  • Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов.
  • Диагностика.
  • Упражнения в формировании умения пользоваться словарём, данным в учебнике
  • Членение речи на предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.
  • Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
  • Связь слов в предложении (по вопросам).
  • Наблюдение за значением предложений, употребление в конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков.
  • Составление предложений, запись простых предложений, предварительно проанализированных в классе.
  • Речь и её значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.
  • Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
  • Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.
  • Составление и запись предложений (по вопросам, по сюжетной картинке).
  • Коллективное составление небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учёбе, увлечениях.
  • Звуки и буквы. Звонкие, глухие, двойные согласные, ударные и безударные гласные, обозначение их буквами.
  • Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие предметы.
  • Слова, обозначающие признаки предметов.
  • Слова, обозначающие действия предметов.
  • Текст.
  • Диагностика.

3 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение, различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звукобуквенный анализ слов, его роль в формировании письма без пропусков, замены, искажений, перестановки букв.
  • Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные.
  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
  • Предложение, главные члены предложения
  • Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.
  • Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова.
  • Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличить приставку от предлога. Разделительный твёрдый знак.
  • Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах.
  • Общее знакомство с частями речи: существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом.
  • Имя существительное, его значение, вопросы. Род имён существительных (мужской, женский, средний). Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное).
  • Изменение имён существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи.
  • Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь-нож, ночь-мяч, вещь-плащ, мышь-камыш).
  • Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам, при сочетании с существительными.
  • Диагностика.
  • Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
  • Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Не с глаголами.
  • Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
  • Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.
  • Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные по интонации.
  • Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).
  • Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространение второстепенными членами.
  • Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя
  • Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану.
  • Сочинения устные и письменные по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.
  • Текст и предложение. Предложения повествовательные, побудительные и вопросительные. Восклицательные предложения.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корнях слов.
  • Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  • Диагностика.

4 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
  • Звуки, буквы, слог, ударение. Звукобуквенный анализ слов более сложной слоговой структуры.
  • Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный ь.
  • Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.
  • Имя существительное. Три склонения имён существительных. Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия..
  • Склонение имён существительных во множественном числе. Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах
  • Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
  • Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имён прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин.
  1. Местоимение. Местоимения 1,2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
  2. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
  3. Глагол. Общее понятие о неопределённой форме глагола.
  4. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
  • Диагностика.
  • Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме “I и II спряжение глаголов”.
  • Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Предложение. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении.
  • Составление предложений с однородными членами.
  • Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста.
  • Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. описания и рассуждения.
  • Сочинение повествовательного характера по картине, эпизодам кинофильма. Небольшой рассказ с элементами.
  • Текст и предложение.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.
  • Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
  • Правописание личных окончаний глаголов.
  • Повторение.
  • Диагностика.

Раздел I . Устная связная речь

Тема 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы.

Тема 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Тема 3. Последовательный пересказ текстов от перво­го (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

Тема 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

Тема 5. Последовательный пересказ текстов описа­тельно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

Тема 6. Последовательный пересказ с опорой на се­рию картинок и последовательность действий с исполь­зованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

Тема 7. Выборочный пересказ. Составление плана пе­ресказа.

Тема 8. Краткий пересказ. Составление плана пе­ресказа.

Тема 9. Творческий пересказ по обозначенному нача­лу рассказа.

Тема 10. Творческий пересказ по обозначенному кон­цу рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 11. Творческий пересказ по обозначенной сере-дине рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 12. Устное сочинение. Составление самостоя-тельных связных высказываний, рассказов повествова­тельного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Тема 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

Тема 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

Тема 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Тема 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

Тема 17. Устное сочинение. Составление сравнитель­ного рассказа описательного характера по предложен­ным предметам (картинкам) с использованием графи­ческих (знаковых) схем, вопросов.

Тема 18. Устное сочинение «Осень и весна». Состав­ление сравнительного рассказа описательного характе­ра с использованием графических (знаковых) схем.

Тема 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов.

Тема 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описа­ния, используя план-вопросы, опорные слова.

Раздел II . Лексика

Тема 1. Определение лексического значения слов. Тема 2. Определение и толкование лексического зна-: чения слова, употребленного в контексте.

Тема 3. Однозначные и многозначные слова.

Тема 4. Узнавание слова по толкованию его лекси­ческого значения. Работа с кроссвордами.

Тема 5. Омонимы.

Тема 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Тема 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову.

Тема 8. Нахождение антонимов в тексте.

Тема 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Тема 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснова­ние выбора синонима в тексте.

Тема 11. Употребление синонимов в речи для пре­одоления неоправданного повторения слов.

Тема 12. Прямое и переносное значение слова.

Тема 13. Образные слова и выражения. Загадки.

Тема 14. Фразеологизмы. Фразеологические оборо­ты. Крылатые слова и выражения.

Тема 15. Пословицы и поговорки.

Раздел III . Предложение

Тема 1. Дифференциация понятий «слово», «слово­сочетание», «предложение». Признаки предложения.

Темы 2-3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Тема 4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Тема 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предло­жений.

Тема 6. Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту.

Тема 7. Составление предложений - - кратких отве­тов на вопросы по тексту.

Тема 8. Составление предложений по картинке с ис­пользованием опорных слов. Грамматическое оформле­ние предложений.

Тема 9. Составление предложений по картинке с ис­пользованием опорных слов, схем. Грамматическое офор­мление предложений.

Тема 10. Составление предложений из слов. Объеди­нение их в связный текст.

Тема 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Тема 12. Развитие восприятия и понимания слож­ных синтаксических конструкций. Аналитико-синтак-сические упражнения со сложносочиненными предло­жениями.

Тема 13. Развитие восприятия и понимания слож­ных синтаксических конструкций. Аналитико-синтак-сические упражнения со сложноподчиненными предло­жениями.

Тема 14. Работа с деформированными предложения­ми. Грамматическое оформление предложений с пропу­щенными словами.

Тема 15. Работа с деформированными предложения­ми. Редактирование, грамматическое оформление пред­ложений с повторяющимися словами.

Тема 16. Работа с деформированными предложения­ми. Редактирование, грамматическое оформление пред­ложений с нарушенным порядком слов.

Тема 17. Составление 4-5 предложений по материа­лам наблюдений на данную тему. Грамматическое офор­мление предложений. Редактирование, анализ состав­ленных текстов.

Раздел IV . Текст

Тема 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Тема 2. Текст. Основная мысль текста.

Тема 3. Текст. Опорные слова.

Тема 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Тема 5. Составление текста из отдельных предложе­ний. Определение темы, главной мысли текста.

Тема 6. Составление текста по данным вопросам. Грам­матическое оформление. Анализ составленных текстов.

Темы 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Харак­терные признаки текста-повествования. Схема построе­ния повествовательного текста.

Темы 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

Темы 11-12. Текст-рассуждение. Характерные при­знаки текста-рассуждения. Схема построения текста-рас­суждения.

Тема 13. Составление плана текста с обозначенными частями.

Тема 14. Деление текста на части. Работа над планом.

Темы 15-16. Редактирование текста.

Раздел У. Письменная связная речь

Изложение

Тема 1. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по вопросам к каждому предло­жению.

Тема 2. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Тема 3. Редактирование текста изложения.

Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Сво­бодный диктант.

Тема 5. Изложение-повествование на основе слухово­го восприятия текста по обобщенным вопросам, опор­ным словам.

Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному пла­ну, опорным словам.

Тема 7. Изложение-описание по памяти.

Тема 8. Изложение-описание на основе слухового вос­приятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 9. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе зрительного восприятия текста по пла­ну, опорным словам.

Тема 10. Изложение-повествование с элементами опи­сания по памяти. Свободный диктант.

Тема 11. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе слухового восприятия текста по крат­кому плану, опорным словам.

Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухово­го восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свобод­ный диктант.

Тема 14. Изложение с элементами описания и рас­суждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 16. Изложение с творческим заданием на ос­нове слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Сочинение

Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной кар­тине, плану, опорным словам.

Тема 4. Анализ и редактирование сочинений.

Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя лю­бимая игрушка».

Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опы­та и по наблюдениям «Наша собака (кошка)».

Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Тема 10. Сочинение по картине И,И. Левитана «Вес­на. Большая вода».

Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие».

Тема 13. Письма.

Коррекционная работа при нарушениях чтения

Чтение - один из основных и важных видов деятель­ности каждого школьника.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают вни­мание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чте­ния. Это приводит к тому, что у детей автоматизирует­ся неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и уча­щиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.

А.Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состоя­ния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллек­туального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что не­редко сопровождается недостаточным пониманием про­читанного.

Чтение - это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как слож­ный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой;

2) слияние двух букв в слог;

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.

Согласно теории Н.А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдель­ные операции автоматизируются и их регуляция осу­ществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов);

скорость;

правильность;

автоматизированностъ;

понимание прочитанного.

В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тра­тит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Овладевая технической стороной чтения, ученик после­довательно переходит от одного этапа к другому: от чте­ния элементарных единиц (буквы, слоги) к более комп­лексным (слова, словосочетания).