Ученые уже подтвердили, что по меньшей мере две планеты в системе звезды TRAPPIST-1 (размер которой, если сравнить с нашим светилом, был бы с мячик для гольфа, а Солнце - для баскетбола) не полностью покрыты толстым слоем водорода - поэтому должны иметь твердую почву, как и Земля.

Хотя это и не выносит мозг, зато помогает исключить возможность того, что эти планеты - просто гигантские шары газа, следовательно, неспособные поддерживать жизнь. Газовые планеты часто попадаются на орбитах звезд таких размеров, и эти семь планет являются скорее исключением из общего правила. И значит, ученые допускают, что потенциально обитаемых планет во Вселенной может быть много больше, чем предполагалось.

Присутствуют озон и метан


Чтобы планета была дружелюбной к жизни, ей нужна специальная смесь химических веществ и переменных. Не слишком жарко, не слишком холодно. Не слишком газообразно, не слишком твердо. Должен быть относительно твердый ландшафт, много света, атмосфера идеальной толщины, благоприятной для умеренного климата и воды, которая может собраться в озерах, морях или океанах.

Наличие озона (который может быть побочным продуктом кислорода, произведенного фотосинтезирующими растениями) в атмосфере представляет собой бесценный защитный слой от вредного воздействия ультрафиолетового (УФ) излучения солнца.

Ученые уверены, что найдут сочетание озона и метана в атмосфере по крайней мере трех новообнаруженных планет, что сделает их благоприятными для жизни.

Кроме того, присутствие метана и кислорода вместе в воздухе одной или нескольких планет могло бы указать на невидимый источник жизни, восполняющий эти газы. «Если у вас есть сочетание озона и метана в присутствии углекислого газа и воды, очевидное объяснение будет только одно», говорит астроном Майкл Гиллон из Университета Льежа в Бельгии. «Это жизнь».

М-карлики живут дольше, а значит у жизни будет больше времени


Звезду TRAPPIST-1 классифицировали как «М-карлик». Такие звезды чрезвычайно распространены во Вселенной и склонны быть относительно маленькими и тусклыми. TRAPPIST-1 также классифицируется как «ультрахолодная» звезда типа М-карлик, поэтому это максимально холодная звезда, которая только может быть.

М-карлики печально известны тем, что сжигают свое ядерное топливо относительно медленно по сравнению с более горячими, яркими звездами вроде нашего Солнца - поэтому они могут проливать свет на соседние планеты в течение долгих периодов времени, даже триллионов лет.

(Для сравнения: Солнце горит уже 4,6 миллиарда лет и окончательно выгорит в следующие 5 миллиардов лет).

Долгий срок жизни означает, что сложная биологическая жизнь имеет больше времени, чтобы «эволюционировать из болотной тины», говорит доктор Сет Шостак, астроном из института SETI. «Если вы ищете сложную биологию, то чем старше она будет, тем лучше».

Новые мысли о формировании планет


Это открытие уже стало серьезной победой для науки, поскольку даже если эти планеты окажутся неблагоприятным для жизни, это открытие, без сомнения, предоставит ученым идеальный сценарий проверки широкого спектра гипотез.

Систему TRAPPIST-1 можно сравнить «не только с Землей и другими планетами нашей Солнечной системы», говорит Майкл Гиллон, но «с ней же самой».

Поскольку эти планеты, как полагают, образовались в одном протопланетарном диске (вращающемся диске плотного газа и пыли, окружающих недавно сформированную звезду), ученые уверены, что небольшие, но существенные различия в химическом составе и атмосфере каждой планеты обеспечат существенные подсказки касательно истории и эволюции планет.

Эту информацию, затем, можно будет использовать для лучшего анализа эволюции других планет, тем самым увеличивая наш собственный багаж знаний о Вселенной.

Четкое видение далеких миров


Новообнаруженная система, вероятнее всего, станет ценной моделью для извлечения данных, которые позволят нам лучше понять планеты и галактики, расположенные дальше, особенно в контексте поиска жизни.

С помощью TRAPPIST-1 ученые проверят свои «страхи и желания на тему других планет, вращающихся возле очень холодных, очень легких М-карликовых звезд», говорит Сара Сигер, планетарный теоретик из Массачусетского технологического института.

В лучшем случае ученые найдут неопровержимые признаки жизни. В худшем случае - тоже хорошо: возможно, ученые не смогут определить, производится ли кислород на одной из планет системы TRAPPIST-1 формами жизни или нет. Это тоже довольно хорошие новости. Сигер уверяет нас, что единственный минус в том, что нам потребуется больше времени, чтобы найти источник.

Планет земных размеров, возможно, намного больше, чем предполагали


Хотя ученые давно предполагали, что во Вселенной существует множество планет земных размеров, пока они не открыли систему TRAPPIST-1, эти уникальные планеты считались малочисленными и далекими. Теперь, когда открыли эту систему, причем так близко к нашей собственной, простейшие законы вероятности говорят о том, что во Вселенной много больше подобных систем, чем считалось ранее.

Кроме того, во Вселенной будет и больше звезд типа М-карлик с похожими свойствами, чем думали раньше. А значит, у нас будет больше шансов найти внеземную жизнь, и ученые, которые ищут радиосигналы, посылаемые инопланетными формами жизни, могли все это время искать не там.

Космический телескоп Спитцер доказал свое превосходство


Хотя большая часть заслуг в этом открытии отойдут мужчинам и женщинам, которые работали над этим проектом долгие месяцы, долю уважения стоит проявить и к невероятно мощному и крутому космическому телескопу Спитцер, с помощью которого сделали это открытие.

Запущенный в 2003 году, этот инфракрасный космический телескоп ловил и передавал удивительные загадки космоса на протяжении последних 14 лет, путешествуя по гелиоцентрической орбите.

Вооруженный массивом инфракрасных камер, инфракрасным спектрографом и многополосным фотометром, телескоп может захватывать впечатляющие изображения с пестрой детализацией. Среди его открытий - первый свет, испущенный экзопланетами, который мы смогли найти и засвидетельствовать.

Каждую планету в системе TRAPPIST-1 удалось обнаружить из-за небольших провалов в свете TRAPPIST-1. Эти затемнения имели место всякий раз, когда одна из планет проходила перед лицом звезды, и гигантская линза телескопа передавала этот свет NASA, где его анализировали с оценкой размера и массы каждой звезды.

Эта система - в 40 световых годах от Земли - относительно близка к нам


, во всей своей широченной славе, без сомнения, содержит множество планет, которые сильно похожи на планеты в системе TRAPPIST-1. Тем не менее мы крайне редко находим планеты так близко к нам.

40 световых лет — это, конечно, не ерунда, но и не запределье. Используя современные технологии, потребовалось бы 44 миллиона лет, чтобы пройти расстояние в 400 триллионов километров от Земли. Но в космических масштабах 40 световых лет — это очень мало, поэтому ученые смогут сделать выводы о нашей Солнечной системе и о планетарных системах, которые сложно «разглядеть», если возьмут за основу данные о системе TRAPPIST-1.

В идеале близость системы TRAPPIST-1 к Земле позволит ученым лучше понять, как карликовые планеты, астероиды, спутники, кометы и околозвездные диски формируются и взаимодействуют друг с другом.

Платформа, которая позволит лучше понять атмосферу


Во многом, поскольку это открытие поможет нам понять другие планеты Вселенной, оно также поможет нам понять и их атмосферы, что логично.

Важно помнить, что это первые планеты земных размеров, которые были обнаружены на орбите конкретного типа звезды на «правильном» расстоянии. Это значит, что их атмосферы предоставят нам важную информацию о других планетах, подобных этим, которые, в свою очередь, позволят нам лучше проанализировать химические сигнатуры, которые оставляет вода, метан, кислород, озон и другие компоненты в атмосфере планеты.

Система TRAPPIS-1 обеспечивает «одну из лучших возможностей на следующее десятилетие для изучения атмосфер вокруг планет земных размеров», говорит Николь Льюис, астроном Научного института космического телескопа в Балтиморе, штат Мэриленд.

Ученые также будут изучать температуры и давление на поверхности планет, что очень поможет в определении их пригодности для жизни.

Все эти планеты могут быть с водой


В поиске признаков внеземных форм жизни на далеких планетах или других небесных телах, ученые почти все начинают с простого теста: есть ли, может ли присутствовать вода на этом теле?

И хотя некоторые планеты вроде Марса и Венеры, как полагают, когда-то имели жидкую воду на поверхности, недостаток озона с другими защитными элементами приводит ученых к мысли, что любая возможная жизнь, которая могла сформироваться, уже мертва - поскольку не может пережить солнечное и космическое излучение, стерилизующее поверхность планет.

И хотя существует возможность, что жидкая вода будет обнаружена на всех семи планетах в системе TRAPPIST-1, шансы найти воду (и, следовательно, жизнь) будут выше для трех планет, расположенных в потенциально обитаемой зоне - там, где будет не слишком жарко и не слишком холодно для того, чтобы оставалась жидкая вода, стекая в озера, реки и океаны.

Методическое пособие «Лэпбук "Экология"»

Данная работа предназначена для детей младшего школьного возраста

Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Цель : использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей школьного возраста.

Задачи:

Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую,

возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения.

2. Учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

4. Учить решать проблемы творческого и поискового характера.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Содержание методического пособия:

1. Красная книга Самарской области

2. Игра «Очистим планету от мусора»

3. Дидактические игры «Кто чем питается?»

«Где чей домик?»

«Расскажи-ка»

« Чьи следы?»

4. Ребусы

5. От чего планета радуется и грустит?.

6. Игра «Собери картинку!».

7. Игра «Раскрась картинку!»»

8. Экологические знаки

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься школьниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, школьники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Лэпбук «Экология» используется на уроках окружающего мира. Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении.

Удобство лэпбука заключается ещё в том, что задания в нём можно дополнять или заменять, в зависимости от уровня и возможностей детей.

Вот что получилось:

Лэпбук «Экология» для детей младшего школьного возраста

На развороте первой страницы мы знакомим детей с Экологическими знаками.

Здесь же помещено интерактивное панно «От чего планета радуется и грустит?»

На центральном развороте нашего лэпбука расположена дидактическая игра «Сортировка мусора». Здесь ребята распределяют предметы, сделанные из разных материалов, на группы.

Здесь же можно ребятам познакомиться с растениями, животными и птицами, занесёнными в Красную книгу Самарской области, разгадать ребусы о животных и растениях, собрать картинки о животных и растениях, раскрасить картинки.

На следующем развороте дети могут поиграть в дидактические игры:

«Кто чем питается?»,

«Где чей домик? Расскажи-ка», «Чьи следы»

Заключение: Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к начальному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса к созидательной деятельности.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Выполнила данное методическое пособие учитель начальных классов ГБОУ ООШ с.Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области Иноземцева Татьяна Анатольевна

Для понимания значения домов современному астрологу полезно познакомиться с древней системой «радостей» планет в домах, которая упоминается уже в первых веках нашей эры.

Древние астрологи совершенно по-другому смотрели на взаимосвязь планет и домов, и не делали прямого переноса статуса планет в знаках на их положение в домах. Идеи того, что Меркурий имеет отношение к 3 дому или Луна «экзальтирует» во 2 доме, появились только к 20 веку, когда астрология потеряла свои корни и заново пыталась обрести себя на волне психологии и духовного развития.

Первое, что нам нужно понять, когда мы обращаемся к наследию старой традиционной астрологии – нет никаких прямых аналогий между положением планет в знаках Зодиака и Домах. В соответствии с идеями старой астрологи, Меркурий не имеет никакого особого статуса в домах 3,6, Венера не имеет прямого отношения к домам 2, 7, Марс не привязан к 1 или 8 дому, а Сатурн к 10-му. Юпитер не получает высокий статус в 9-м доме, равно как 4 дом не является «своим» для Луны или 5-й дом не является «своим» для Солнца. Тем более, никакой речи не идет об «экзальтациях» планет в домах. Юпитер не «экзальтирует» в 4-м доме, Сатурн не имеет возвышения в 7-м доме, а Марс в 10-м, равно как Венера никоим образом не «экзальтирует» в несчастливом 12-м доме.

В течение более чем 1,5 тысяч лет старая астрология смотрела на вещи иначе, у каждой из планет септенера был свой дом «радости» и была довольно понятная логика связи планеты и этого дома. Исходя из того, в каких домах «радуются планеты», мы можем сделать выводы астрологической природы - о значениях домов, а также более широкие выводы о жизни, например, о природе мужчины и женщины, работе и удовольствии.

МЕРКУРИЙ

Итак, начинаем. Меркурий отвечает за мозги, мышление, сообразительность. В соответствии со старой схемой, Меркурий радуется в том доме, который отвечает за голову. Есть ли в этом смысл? Очевидно, что есть, поскольку центр мышления находится в голове. Осталось вспомнить, какой дом отвечает за голову. Конечно, первый. Меркурий «радуется» в 1-м доме. Значит, для этого положения в гороскопе мы можем применять позитивные трактовки, и если он не имеет сильных поражений, можем говорить о высоких интеллектуальных талантах человека. Человек склонен думать своей головой, и это уже немалый плюс.

Интересный вопрос, который старые книги не очень проясняют – а будет ли Меркурий ослаблен в противоположном 7-м доме? Здесь может быть два ответа. Первый - да, будет, потому что он в зоне зависимости от других людей, значит, мышление человека сильно окрашено мнением публики или значимых спутников жизни. Второй ответ – нет, не будет, потому что дома одной оси дополняют друг друга, и нередко бывает, что планета на одной оси домов чувствует себя хорошо, а на другой оси домов явно плохо. Меркурий на оси домов 1-7 нужно сравнивать с его проявлениями в осях 2-8 или 6-12.

Идем дальше. Личная планета, отвечающая за любовь, удовольствия, радости Венера должна радоваться над горизонтом в верхней полусфере или под горизонтом в сфере частной жизни? Понятно, что место Венеры – под горизонтом, а не вверху в социальной сфере. Какой же из пяти оставшихся нижних домов будет ей подходить? Шестой дом службы и болезней наверняка выкидываем. Остается 2-й, 3-й, 4-й и 5-й. Можно задать вопрос – «а какой дом отвечает за любовь и удовольствия», и получить прямое попадание. Конечно, пятый дом. Будет ли второй дом кандидатом на правильный ответ, отвечает ли он за любовь и удовольствия? За удовольствия да, за любовь нет. И по старой схеме «радостей» планет в домах Венера радуется в 5-м доме, под горизонтом.

Мы можем сказать, что в любой карте Венера в 5-м доме должна приносить много позитивных эмоциональных, финансовых и иных бонусов своему владельцу, как всегда, если нет тяжелого поражения через ретроградность, аспекты вредителей, Черную Луну, Южный Узел, негативные звезды и т.д. Интереснейший вопрос – а будет ли позитивна Венера в противоположном 11-м доме, или ее положение в нем будет считаться крайне слабым. На мой взгляд, на всей оси домов 5-11 Венера проявляет себя более позитивно по своим функциям, но в 11-м доме у нее есть очевидные неадекватные проявления. Во-первых, это дом верхней социальной полусферы, который многие вещи выставляет напоказ всему миру, например, через социальные сети. Выставлять свои чувства, любовь, отношения – это не совсем характерно для Венеры, она свои радости должна сохранять в тайне и делить с самыми близкими. Далее, 11-й дом – это дом дружбы и идейных отношений, поэтому для Венеры в 11-м мы получаем идею отстраненных дружеских отношений, в которых любовь трансформируется и, видимо, перестает быть любовью, переходя в фазу общих идей и увлечений. Тем не менее, я полагаю, в этом доме она дает много светлых и позитивных проявлений, помощь людей, популярность. Она может отвечать за одного из детей - как мы знаем, 11-й дом вместе с 5-м домом отвечает за детей.

Далее, зададим вопрос, в какой полусфере должен «радоваться» благодетель Юпитер. Конечно, можно ожидать, что социальная планета должна радоваться в верхней полусфере, где ей и место. Но будет ли это 9-й дом учителя и заграницы или 10-й дом славы и достижений или какой-то еще? Понятно одно - едва ли это будет 8-й или 12-й дом. Ответ может оказаться неожиданным для астролога, воспитанного на идеях 20-го века. Юпитер будет радоваться в доме, который отвечает за друзей, покровителей, помощь, реализацию надежд. И это 11-й дом. Думаю, здесь есть немало логики и правды. Юпитер приносит помощь и светлые обстоятельства. Юпитер отражает ту радость, которую мы испытываем от общения с друзьями. И сразу можно заметить, что две лучшие планеты в астрологии «радуются» на одной оси домов, значит, эти дома должны отражать самые радостные и счастливые ситуации жизни. Действительно, 5-й и 11-й дом – это любовь, вера и надежда, а также дети, то есть лучшее, что есть в нашей жизни. Никаких противоречий.

Теперь вопрос по Юпитеру в 5-м доме – в чем его вероятная неадекватность, если она есть? Большая социальная планета оказывается под горизонтом в зоне личных удовольствий, в 5-м доме, который не особенно настроен просто так что-то делать для общества и людей, настроен на себя, детей, деньги, свои удовольствия. Возможно, Юпитер здесь дает не такой большой размах, как в 11-м доме, возможно, провоцирует какой-то эгоизм в преследовании своих целей, если, конечно, нет оппозиции в 11-й дом. Думаю, что на этой оси домов 5-11 он все равно позитивен, особенно в сравнении с осью домов 6-12, и, если нет тяжелых поражений, должен давать везение через детей, друзей, покровителей.

Вопросы для Марса будем задавать точно такие же. В верхней половине ему радоваться или в нижней? Планета личная, значит, скорее в нижней. Из домов в нижней полусфере остается 2-й, 3-й, 4-й и 6-й. Выбор не совсем очевиден, но по-своему логичен.

В доме денег и в доме семьи едва ли место Марсу, тем более, радость. Марс – это планета мужчин и работы, труда, напряжения, решения вопросов. Марс – это солдат. И есть у нас дом, который отвечает за работу, труд и службу. Это 6-й дом. Да, все верно, в современной астрологии, точнее, в астрологическом мышлении 20 века не было никакой увязки Марса и знака Девы или 6 дома. А в старой схеме эта связь есть, и выглядит она логичной.

Марс вредитель, злая и суровая планета, которая отвечает за тяжелую работу, где надо пахать, потеть, где нам не до радостей и развлечений. Он не должен радоваться в легких домах гороскопа. Полагаю, он неуместен в 4-м доме семьи, он никак не соответствует хозяйственному и практичному 2-му дому, хотя для активной работы ума он по-своему хорош в 3-м доме коммуникаций, общения. Поэтому остается 6-й дом.

Вопрос, хорошо ли Марс проявляет себя в 6-м доме или это усиление проблемной планеты в проблемном доме? По моему опыту, Марс в 6-м доме проявляет себя хорошо и адекватно – он дает активных и трудолюбивых работников, мечту любого работодателя. Минус только один, придется слишком много работать в своей жизни, причем женщины по их собственному призванию также «пашут как лошади». Иногда авторы такой позиции спрашивают «ну неужели мне напрягаться так всю жизнь»? Мы говорим - видимо, Да, с некоторыми нюансами, которые будут раскрываться через позитивную или негативную активизацию этой планеты в карте рождения, в методах прогноза, транзитах, прогрессиях, дирекциях. Вспоминается одна женщина, у которой Марс был в 6-м и Венера в 5-м. Она не успевала уделить должного внимания своей красоте и женственности, несмотря ни на какую Венеру в доме радости. Работа перекрывала все. Марс в 6-м доме – это Солдат на службе. Осталось учесть знак Зодиака и аспекты, и вы поймете, какой именно солдат, и на какой службе.

Дома радости Сатурна и двух светил вызывают немало вопросов.

Понимая логику данной схемы, мы можем ожидать, что Сатурн, как внешняя планета, может радоваться над горизонтом. И также понимаем, что нет идеи его «радости» в 10 доме на основании того, что он управляет Козерогом. Какие есть варианты: теоретически – 7 дом публики, партнерства, брака и открытых врагов, 8 дом смерти, наследства и больших денег, 9 дом дальних краев, науки и религии, 10 дом власти и почестей и 12 дом больницы, тюрьмы, изоляции, уединения. Сатурн, самая проблемная из всех планет, в древней схеме «радуется» в 12-м доме, самом проблемном из всех домов. Планета тюрьмы, одиночества, ограничений радуется в доме тюрьмы, одиночества, ограничений. Что ж, это интересный вывод хотя бы потому, что Сатурну не отдается высокий 10-й дом, соответствующий руководителям самого высокого ранга. И мы замечаем, что в древней схеме вредители Марс-Сатурн не радуются в угловых домах, и получают свой особый статус в двух самых сложных домах гороскопа 6-м и 12-м, которые мы на сегодня называем «домами болезней».

Конечно, возникает важные вопрос, кому хорошо от «радости» Сатурна в 12-м доме – хороши ли человеку с этой позицией, или хорошо самому Сатурну, который становится еще более суровым, закрытым и болезненным? Пока мы, скорее, склоняемся к ответу о том, что хорошо Сатурну, а человеку сложно. Поэтому такая позиция вызывает массу опасений относительно здоровья, карьеры, внутренних и внешних ограничений, сложных обстоятельств.

Хотя мы прекрасно понимаем, что хорошо аспектированная директная планета в благородном знаке (Лев, Весы, Стрелец) в сильной конфигурации типа бисекстиля может проявлять себя очень продуктивно, даже если это Сатурн в 12-м доме. Напротив, любая планета в трех-четырех самых сложных знаках Зодиака (Дева-Скорпион-Козерог-Рыбы), ретроградная, пораженная аспектами 90, 180 от вредителей, без аспектов поддержки, да еще и в 12-м доме, может давать очень сложные проявления в жизни человека. Отметим, что любая планета в 12-м доме начинает по-другому работать, когда человек уезжает в далекие края или за рубеж, поэтому при тестировании Сатурна в 12-м доме нужно выделять два разных режима – в своей стране и в далеких краях, заграницей.

Кроме того, по Сатурну у нас будет вопрос о его проявлении в 6-м доме – такое положение скорее плюс, поскольку это одна ось домов 6-12 с одной общей темой, или это минус, поскольку дом противоположен той сфере, которую он «любит». Практика говорит о том, что Сатурн в 6-м доме может проявляться по-разному, и тяжело, и продуктивно. У кого-то он дает тяжелые условия работы и тяжелые болезни, у кого-то подчеркивает тему работы в госструктурах и может быть фактором стабильности. Вероятно, многое зависит от позитивности знака, директности-ретроградности и аспектации. Но основная идея, пожалуй, в том, что и в 6-м доме он проявляет себя сложно для автора гороскопа, как и Марс дает большое количество трудов по жизни, несвободу, болезни.

Хочется спросить, если Марс в 6-м доме – это большое количество напряженной работы в течение всей жизни, то что же такое Сатурн в 6-м доме - невыносимое бремя, если он аспектирован и расположен плохо? Мы знаем, что ретроградный Сатурн в тяжелых аспектах может вообще блокировать проявления дома настолько, что человек выключается из тематик дома. На примере 6 дома это может выглядеть либо как тяжелая офисная работа на государственных предприятиях, в банках, учебных центрах, медучреждениях, либо как разрушенное здоровье и нервная система, которые напрочь выбивают человека из работы вообще. То есть либо надежный солдат по 6 дому, либо не солдат, а инвалид, страдающий от тяжелых болезней и депрессий, не способный работать.

Конечно, на этой стадии наших размышлений хочется сразу вспомнить о картах релокаций и поскорее «убрать» Сатурн из 6 дома куда угодно при помощи переездов. Но это тема отдельной статьи. Продолжим про дома радости Светил. Здесь становится особенно интересно.

ЛУНА и СОЛНЦЕ

Как сообщают нам старые источники, у древних греков два дома имели довольно интересные названия – дом Богини и дом Бога. Но прежде чем назвать эти дома, давайте определимся с нашими ожиданиями. Луна, видимо, должна «радоваться» под горизонтом, а Солнце над горизонтом, поскольку это ночное и дневное светило. Для Луны остаются варианты «радости» во 2-м доме, 3-м и 4 доме, остальные заняты. Для Солнца возможна «радость» в доме заката 7-м, доме смерти 8-м, доме учебы, далеких краев и религии (а позднее науки) 9-м, и в доме почестей и власти 10-м.

И наши ожидания о «радости» Луны в 4-м доме и Солнца в 10-м доме не оправдываются. Хотя ведь полдень – это расцвет дня, это максимум света и тепла. Впрочем, максимум ли тепла? И, казалось бы, полночь – это расцвет ночи, это влага и прохлада, это тайна, все условия для раскрытия природы Луны. Но за древней схемой радостей планет либо стояла другая логика, либо вообще стояла не логика, а знание тайной природы жизненных явлений. Поэтому и результаты насколько удивительны, насколько и глубоки по своим выводам.

Итак, Солнце действительно «радуется» в самой верхней части гороскопа, но не с той стороны от Вершины карты, с которой мы ожидаем. Это не угловой 10-й дом почестей и славы, а падающий 9-й дом, который отвечает за религию, образование, законы. Именно 9-й дом и назывался «домом Бога» у древних греков. И «радость» Солнца в этом доме заставляет задуматься не только о том, что самое теплое время дня – это возможно не 12-13 часов дня, когда Солнце проходит 10 дом, а 14-15 часов, когда Солнце проходит 9 дом гороскопа.

Хочется двинуться в размышлениях дальше и поговорить о природе мужчины и женщины. Какие же задачи должен решать мужчина, если Солнце, планета зрелых мужчин, радуется в 9-м доме? Я полагаю ответ здесь таков: работа мужчины – думать, осмыслять процессы жизни, предвидеть будущее, понимать направления развития, определять законы и внешнюю политику, указывать обществу, куда надо двигаться. Это основная функция мужчины - он философ, он должен размышлять, он должен учиться, он должен быть образованным и грамотным, чтобы управлять семьей и обществом. И 9-й дом действительно - дом философии, размышления, учебы, религии, высших законов и наук. И кстати, дом астрологии тоже. Да, астрология, как символический язык, как высшее знание, как система понимания мира и предсказания также проходит по 9 дому. Таким образом задача мужчины, и возможно, природа мужчины – думать и философствовать, учиться и размышлять о судьбах мира, осмыслять и указывать направление. Получается интересно, глубоко, и совсем не похоже на идеи 20 века.

Теперь наша задача разобраться с Луной, и банальных решений мы уже не ждем. Действительно, Луна радуется в зоне возле полуночи, но опять не с той стороны от нижней кульминации, с какой мы думаем. Ее радость, поразительно, приходится не на 4-м дом, а на 3-й дом, по которому Солнце проходит уже в 1-2 часа ночи. Что же такого в природе происходит особенного в это время суток, если Луна радуется именно в 3-м доме. Повышенная влажность воздуха? Максимальный спад температур? Неужели час ночи – это лучшее время для зачатия или самое душевное или самое мистическое время суток? Конечно так рассуждать не совсем верно, потому что в час ночи по третьему дому будет проходить Солнце, а нам нужно в этом доме застать Луну, что происходит в течение месяца в самые разные моменты суток.

Итак, планета женщин, женское светило радуется в 3-м доме. Что это может рассказать нам о природе 3-м дома, о самой Луне, и о природе женщины. Как пишут старые книги, радость Луны говорит о том, что 3-й дом связан с короткими поездками и родственниками. Это интересно, поскольку мы в 20 веке полагали, что это Меркурий, как «сигнификатор» дома, отражает тему поездок и родственников. Что касается связи Луны и 3 дома, то надо сказать, что любой хороший разговор улучшает настроение, нам всем очень важно душевно пообщаться с окружающими, почти также важно, как хорошо поесть, а может быть даже важнее. Когда душа не на месте, кушать совсем не хочется, но достаточно поговорить с близким понимающим человеком, и становится легче. Таким образом связь планета-дом в этой паре хорошо чувствуется. Луна отвечает за душу и эмоциональное состояние, 3-й дом – это общение, разговор, коммуникация. Через радость Луны мы проясняем важную вещь относительно коммуникации. Душевность и эмоциональный комфорт – это важные составляющие общения. Известна поговорка «доброе слово и кошке приятно», интересно, что в астрологии кошка связана именно с Луной. Хочется сразу задать вопрос – а как, интересно, воспринимают общение люди с Сатурном в 3-м доме, учитывая, что он фактически антипод Луны. Но это несколько отклонит нас от темы.

Подводя итоги по светилам, нужно сделать такие выводы. Луна в 3-м доме в гороскопе работает, видимо, адекватно по всем основным Лунным функциям – хорошо общается с родственниками и знакомыми, быстро ориентируется в повседневных ситуациях, хорошо читает эмоциональный мир человека, легко справляется с бытовыми задачами, если это влияние не перебивается слишком сильно знаком Зодиака и аспектацией. Луна же в противоположном 9-м доме, находящаяся не в своей верхней социальной полусфере, может быть неадекватной по основным Лунным функциям. Мы видим, что с такой Луной в 9-м доме много студентов-астрологов, что говорит о тяге души к высшим знаниям и нежелании погружаться в бытовые приземленные домашние заботы. При этой позиции Луны душа явно «тянется к облакам», человек, возможно, не очень любит общаться с родственниками, если они не находятся далеко. Полагаю, Луна в 9-м доме по-своему неадекватна, ей неуютно там, где она родилась и выросла, и хорошо в далеких краях. Душе человека с Луной в 9-м доме комфортнее в какой-то философской системе, чем в бытовом разговоре с мамой и другими родственниками.

Солнце в противоположном от своей радости 3-м доме, видимо, должно также обладать рядом слабых или неадекватных проявлений. Неадекватных не вообще, а для своей солнечной природы. Например, мы можем предполагать нехватку масштаба, решительности, амбиций, иногда мелочность, повышенную зависимость от родственников и окружающих, разбивание жизни на множество мелких фрагментов, нехватку силы и укорененности.

Кстати, заметим, что любая женщина с сильным и позитивным 9-м домом, в том числе, с Солнцем в 9-м доме и даже с Луной в 9-м доме, будет претендовать на мужские задачи и функции. Она будет самостоятельно осмыслять процессы жизни и выступать учителем для окружающих, подсказывая, куда и как им нужно двигаться. И любой мужчина с сильным акцентом на 3-м доме, в том числе, с Солнцем или Луной в 3-м доме, будет отчасти выполнять женские функции – общаться с родственниками, погружаться в повседневную бытовую жизнь без попыток глобального осмысления.

На базе этой интереснейшей схемы радостей планет в домах, которая на несколько веков выпадала из внимания астрологов и в конце 20 века снова вернулась к нам, можно сделать немало интересных, важных выводов. На мой взгляд, это, во-первых, прояснение позитивного характера оси домов 5-11 и явное увязывание ее с благодетелями, прояснение негативного характера домов 6-12 и увязывание их с вредителями. Во-вторых, интересное уточнение природы мужчины и женщины. Он должен напряженно работать и думать о законах и направлениях дальнейшего развития, как того требуют дома радости Марса и Солнца. Она при этом должна быть украшением и музой, несущей радость, мир и красоту, а также связь с родственниками и всеми окружающими людьми. Если роли и задачи не выполняются, очевидно, в системе накапливаются перекосы и сбои. Таким образом, мужчина не должен сидеть без работы или игнорировать необходимость развития и руководства, женщина не должна быть воительницей, которая забывает о своей женской умиротворяющей, гармонизирующей природе. Поэтому у статьи такой заголовок – «мама красивая, а папа работает», который подарила мне моя потрясающая жена. Можно еще добавить – мама говорит и слушает новости, а папа думает и строит философскую систему. Третий интересный вывод касается, очевидно, неожиданных мест радости Меркурия и светил, которые расширяют наше понимание как планет, так и домов 1, 3 и 9.

Меркурий, который радуется в доме жизни и доме детства – это новая идея для астрологии 20-21 века. То, что детство - это сплошная учеба, мы понимаем. Но то, что жизнь без Меркурия невозможна, это интересно, поскольку Меркурий планета гибкая, думающая, демократичная. Потерял гибкость и демократичность – значит, перестал полноценно жить. Мыслю, следовательно, существую – точно выраженный девиз Меркурия в 1-м доме. Только Меркурий вместо «существую» скажет - «живу».

Приглашаю вас на вебинары по Прогнозированию (Транзиты-Затмения, Соляры-Лунары, Пять методов Прогноза), Элекциям-Талисманам, Ректификации, Релокациям, которые проходят в рамках Летней Школы 2017. В записи доступны вебинары по теме Астрология Ребенка и Динамики Семьи, Астрология Совместимости, Кармические Факторы Космограммы.

С сентября 2017 года вы можете поступить на мой поток веб-отделения ВШКА и начать с нуля обучение астрологии.

Вся информация на сайте http://volokontsev.ru/obuchenie/

Заявки высылать по мэйлу [email protected]

Евгений Волоконцев - ведущий преподаватель заочного отделения Высшей Школы Классической Астрологии (г. Москва), первый в России обладатель сертификата Профессионального Астрологи ISAR (Международное Общество Астрологических Исследований, США, 2006 год), редактор 12-томника "Классическая Астрология" С.А.Вронского, один из организаторов международных конференций ВШКА «Уран в Водолее», «Уран в Рыбах» (1999-2006).

На сайте YouTube вы можете найти ежегодные новогодние вебинары, выступления на интернет-конференциях, записи лекций и докладов.

Существует древняя традиция, утверждающая, что каждая планета усиливается, если расположена в своем доме радости. В основу этого деления положено разделение планет на ночные и дневные. Три дневные планеты – Сатурн, Юпитер и Солнце – имеют дома радости над горизонтом; ночные планеты – Марс, Венера и Луна – радуются в домах под горизонтом, тогда как Меркурий, который можно присоединить к любой из групп, радуется в Асценденте, то есть на горизонте.

Каждая из семи планет имеет определенную силу в одном из двенадцати домов, и сила эта называется «радостью».

Меркурий радуется в первом доме, потому что первый дом обозначает личность натива или кверента. И Меркурий радуется в первом, так как он обозначает знания и слово, что эти знания больше подходят личности натива или кверента, чем кому-либо. И только благодаря этим знаниям человек облагораживается, чего другие обстоятельства не могут сделать.

Луна радуется во 3-ем доме, потому что 3-ий дом обозначает короткие и быстрые путешествия и то, что меняется очень быстро, а также повторяется. Так что поскольку Луна обозначает быстрые и стремительные перемены от одного состояния к другому, от одной вещи к другой, то получается, она радуется в 3-ем.

Венера радуется в 5-ом, потому что это дом удовольствий и развлечений, танцев и приятного времяпрепровождения, и это именно то, что означает Венера. Поэтому ее дом радости – пятый, поскольку другие дома такого значения не несут.

Марс радуется в 6-ом, потому что этот дом обманов и болезней, а также рабов и Марс обозначает рабов, предателей и обманщиков и тех, кто говорит ложь. Так что он радуется в 6-ом, поскольку остальные дома не отвечают его значениям.

Солнце радуется в 9-ом, поскольку это дом религии, а оно обозначает религию, веру, а 9-ый это дом Бога. Так что 9-ый дом радости Солнца и ни один другой дом не подходит ему по значениям.

Юпитер радуется в 11-ом, поскольку он благодетель и обозначает удачу и благополучие, и естественным образом сигнифицирует деньги и богатство, так что его дом 11-ый.

Сатурн радуется в 12-ом, так как это дом горя и печалей, тяжкого труда, жалоб и стенаний и всего подобного.

Противоположный дом дому радости называется "дом стыда" или "дом печали". У Меркурия это 7ой дом, у Луны - 9ый, у Венеры - 11ый и так далее. Попадание планеты в такой дом ее, наоборот, ослабляет, делает менее дееспособной.

Поскольку эта техника древняя, то домов радости для транссатурнов назначено не было, так как о них тогда еще не знали.

Дома радости используются в хорарной и натальной астрологии. Попадает планета в дом своей радости – ей становится лучше, а значит и приятного она принесет больше, а вред ее, если был такой, снизится. Так что если вы видите, что у вас Меркурий в Асценденте, знайте, что этот Меркурий круче такого же Меркурия, но находящегося во втором доме. Если ваш Марс в 6-ом, то значит ваши слесари-сантехники будут гораздо лучше моих. Если ваша Венера в 5-ом, то ваша дочь будет умницей-красавицей, а у другого человека с такой же Венерой, но в 4-ом доме, родятся сыновья.

* Абу Машар Джафар ибн Мухаммад аль-Балхи (787-886 гг.) – персидский математик, астроном и астролог.
* Аль-Кабиси (Алькабитиус (Alcabitius, Alchabitius), ал-Кабиси, Алькабициус, Абу-с-Сакр `Абд ал-`Азиз ибн `Усман ибн `Али ал-Кабиси), арабский астроном и астролог, один из наиболее читаемых в эпоху Средневековья писателей-астрологов. Жил во Х веке нашей эры.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 25»

456227, Челябинская область, г. Златоуст, ул. 40-летия Победы, д. 13 А;

тел.факс: 79-11-60, 79-11-62

e - mail : zlatobr 25@ mail . ru ; сайт: www .ншдс25.рф

******************************************************************

«Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста» или

(для обучающихся старшего дошкольного возраста)

Номинация: Педагогический проект

педагог дополнительного

образования первой категории

МАОУНОШ № 25 Шулятина Н.В.

2017 г.

Златоустовский городской округ

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольном у образованию , существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения .

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение , которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения , поэтому есть необходимость в его разработке.

Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта " Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста ".

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность проекта ( долгосрочный): начало - январь 2017г., окончание - декабрь 2017г.

Раздел программы : программа "От рождения до школы", раздел : познавательное развитие. Тематическое поле - познавательное развитие.

Объект проекта : современные средства обучения детей дошкольного возраста .

Предмет проекта : использование лэпбука в процессе обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста .

Гипотеза : можно предположить, что формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий : систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей , формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука .

Цель проекта : изучение возможностей использования .

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта .

2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста .

3. Разработать лэпбук по экологии как средство обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.

Основное содержание проекта . Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук - это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Необходимо отметить, что применение лэпбука во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но им приходится детализировать информацию по теме лэпбука, креативно подходить к объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Ресурсы :

1. Материальные ресурсы : использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбука из подручного материала.

2. Кадровые ресурсы : для создания и использования лэпбука в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста , родители и педагоги.

План реализации проекта.

Этапы работы над проектом :

- на подготовительном этапе педагог выбирает и формулирует тему проекта . Определяет объект, предмет проекта , гипотезу. Изучает литературу по проблеме исследования.

- основной этап – это создание лэпбука “2017 год экологии в России”, который состоит из 7 развивающих элементов; педагог использует лэпбук в образовательной деятельности, планирует создание других лэпбуков по более узкой теме.

Подготовка презентации для педагогов « Лэпбук : от идеи до воплощения». Проведение мастер-класса с педагогами «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

- на заключительном этапе. Организация выставки " Лэпбук – это интересно !" Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Красная книга Таганая".

Ожидаемые результаты: создание лэпбука по экологии.

Социальный эффект. Практическая значимость состоит в использовании материалов, разработок по применению лэпбука в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. В качестве критерия оценки эффективности достижения поставленных цели и задач применяется тест на экологический образ жизни (Приложение 2.) и педагогическое наблюдение.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком, а также посещение родника, музея с целью расширения экологических знаний детей и родителей.

Перспективами реализации данного проекта является использование освоенной технологии лэпбука в других темах и проектах по основным темам в соответствии с программой «Экология родного края» для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся по экологии .

Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.

Заключение

Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста .

Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан макет лэпбука для апробации в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной программы «Экология родного края» .

Планируется провести различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная школа № 25» г. Златоуста для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.

Приложение 1. Лэпбук “2017 год экологии в России”

В лэпбук е отражены основные вопросы экологической грамотности, доступные для понимания дошкольникам.

На обложке лэпбука приклеена картинка-символ года экологии (планета с цветными полосами внутри), вырезанное из газеты изображение знака “Оставь добрый след на Земле!”. (рис.1)

рис.1

Эта папка сотоит из 7 развивающих элементов: интерактивное панно “От чего планета грустит – отчего планета радуется?”, игра “Сортировщик”, набор экологических знаков, лото “Определи время года”, “Будь природе другом”, “Кто дружит с елью? Почему?”, “Охрана природы”. (рис. 2)

(рис.2)

(рис. 3)

На первой странице выполнено интерактивное панно “От чего планета грустит – отчего планета радуется?” , а также игра “Сортировщик”. (рис. 3)

1. Интерактивное панно “От чего планета грустит – отчего планета радуется?” Дошкольник должен развернуть и назвать: что изображено и почему планета грустит/радуется. Этот элемент в виде раскрывающегося цветка. Внутри изображения плохого (рис. 4) и хорошего отношения к природе. (рис. 5) Задание на развитие связной речи.

рис. 4 рис.5

2. Игра «Сортировщик». Ребенку предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник в лес и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло» и «Пищевые отходы». Этот элемент в виде интерактивного изображения с прорезями и кармашками. (рис. 6, 7, 8)

рис. 6 рис. 7

рис. 8

В качестве мусора – изображения: фантиков от конфет, пластмассовая бутылка, коробки из-под сока, огрызки груш, упаковка от чипсов, стеклянная бутылка, упаковки от йогурта, упаковка от печенья, огрызки яблок, коробка из-под молока.

На второй странице расположен набор экологических знаков, лото “Определи время года”, “Будь природе другом”, “Кто дружит с елью? Почему?”, “Охрана природы”. (рис. 9)

3. Лото “Определи время года”. Предназначено для закрепления знаний об изменениях, происходящих в природе в различное время года. Ребенку предлагается найти осенние картинки и закрыть их желтым кружком, объясняя свой выбор. Кружки красного, желтого, голубого и зеленого цвета хранятся в конвертике. (рис. 10, 11, 12)

Рис. 9

рис. 10 рис. 11

рис. 12

4. Набор экологических знаков (рис. 13, 14) предназначен для знакомства с ними. В качестве закрепления может быть использован для демонстрации к определенной устной истории. Также возможно выполнение упражнения “Найди знак, запрещающий...”

рис. 14

Рис. 13

5. “Будь природе другом”.

Рис. 16

Рис. 15

Дошкольники называют растения и животных, говорят, какие причины сокращения численности каждого редкого вида. Для этого выбирают условные знаки и кладут их справа от изображения соответтвующего растения или животного (венерин башмачок – сбор для букетов; аполлон – ловля насекомых; байкальский осётр – ловля рыбы, загрязнение воды, зубр – охота, вырубка лесов; знак “загрязнение воздуха” не спользуется). Дошкольники могут предложить свои знаки и нарисовать их впустых квадратах. (рис. 17 – 19)

рис. 17 рис. 18

рис. 19

6. “Охрана природы”. Данный элемент лэпбука выполнен в виде раскрывающегося конверта, на сторонах которого записываются дела по охране водной среды, земли, воздуха,а также животных и растений. (рис. 20, 21)

рис. 21

Рис. 20

7. “Кто дружит с елью? Почему?” (рис. 22-24) Дошкольники устанавливают причинно-следственные связи между этими картинками и объясняют, что нельзя рубить ели, так как хвойное дерево – дом для лесных животных и птиц (клёст, дятел, заяц и мышь).

рис. 22

рис. 23

рис. 24

рис. 25

На последней стороне лэпбука размещена газетная статья “Какие экопривычки нужно вырабатывать каждому южноуральцу” и символичное изображение фразы ”Чистую землю воздух и воду подарим планете!” (рис. 25, 26)

Рис. 26

Полезные экопривычки:

    Не разбрасывайте мусор и не жгите костры.

    Ходите в магазин с авоськой.

    Выбирайте местные продукты.

    Не оставляйте “зарядник” в розетке.

    Посадите дерево!

    Берегите бумагу.

    Не выбрасывайте старые вещи.

    Не включайте воду пока чистите зубы.

    Чаще ходите пешком.

    Сдавайте батарейки и лампы.

Приложение 2. Тест на экологический образ жизни

Отметь галочкой, что из этих действий выполняешь ты и твоя семья? За каждую «галочку» добавь себе 1 балл.

    Сортируете мусор перед выбрасыванием.

    Вторично используете бросовые материалы (на поделки и т.д.)

    Сдаете макулатуру.

    Сдаете металлолом.

    Относите использованные батарейки в специализированные пункты приёма.

    Используете сумку вместо пакета.

    Делаете кормушки.

    Подкармливаете животных.

    Не рвете цветы, не ломаете ветки с живых деревьев

    Не берете домой детенышей диких животных.

    Не трогаете птичьи гнезда.

    Не разоряете муравейники.

    Не обижаете жуков, улиток, лягушек, червяков и другую мелкую живность.

    Уносите с собой мусор после пикника.

    Устраиваете субботники возле дома.

    Расчищаете от мусора лес или пляж.

Результаты:

1 - 6 баллов: тебе надо чаще задумываться о помощи природе.

7 - 12 баллов: молодец, ты на правильном пути!

13 - 16 баллов: отлично! ТЫ – НАСТОЯЩИЙ ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ!