болезненного рассудка. Читатель выступает в роли зрителя, сопереживающего игрокам. Здесь проявляется эмпатия, но в то же время читатель прекрасно понимает, что это всего лишь игра, которая рано или поздно закончится. Таковы законы актуальной литературы, существующей в форме интернет-текста или даже е-пшРа, с которым также экспериментирует автор. Законы, которым соответствует современное сознание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Золотоносов, М. Закуска для людоедов // МН-События Культура. - 2004. - №13.

3. Петрушевская, Л..С. Номер Один, или В садах других возможностей / Л. С. Петрушевская. - М. : Эксмо, 2004. - С. 119-120.

5. 7 книг июня. Для.чувствительных. Людмила Петрушевская. Номер один, или В садах других возможностей. Роман. - М. : Эксмо, 2004 // Огонек. -№25.

6. Петрушевская, Л. С. Номер Один, или В садах других возможностей / Л. С. Петрушевская. - М. : Эксмо, 2004. - С. 306.

Рыкова Дарья Викторовна, аспирапт кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

Э. Ф. КОНДЮРИНА

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА МИХАИЛА ШОЛОХОВА (К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ РАССКАЗА)

Исследуются жанровые аспекты рассказа М. Шолохова в свете гуманистической теории. Ключевые слова: жанр, новаторство, гуманизм, античная эстетика, картина мира.

Название рассказа, в известной степени, определило вектор интересов исследователей: они традиционно сосредотачивались на образе Андрея Соколова, справедливо представляя его судьбу как судьбу народа, принесшего огромные жертвы, но победившего фашизм. Отсюда выводы о новаторстве Шолохова: «...понятие "эпос", применительно к шолоховскому произведению, упоминалось в отзывах писателей и критиков как один из его новаторских жанровых признаков: "Микроэпопея" (В. Заворский), "Эпос о человеке" (немецкий автор К. Каспер), "Эпос, сжатый до рассказа" (В. Павловский), "подлинный эпос" Д. Благой), ("рассказ - эпопея" (Н. Маслин), "рассказ эпичен по своему духу и жанровым особенностям" (А. Хватов)» . Однако эпичность не экстраполировалась на гуманистическое содержание произведения. А между тем, без всякого преувеличения можно сказать, что Шолохов поднимается до обобщения главных исто-

© Э. Ф. Кондюрина, 2007

рических форм проявления человечности. Может быть, это не было сознательной целью автора, но картина, нарисованная им, позволяет ставить вопрос именно так. Поэтому при анализе произведения следует обратить внимание на всех персонажей, не ограничиваясь Соколовым и Мюллером.

В годы Второй мировой войны немецкой армии нельзя было отказать в умении воевать. В конечном счёте, комплекс войны отбирает такие существенные качества, как мужество, храбрость, высокое чувство долга. Но они не выходят за пределы личного героизма. Подлинный героизм предполагает более фундаментальные человеческие чувства: отношение-к родине, семье, человеку. Он неразрывно связан с гуманизмом и значимостью в историческом процессе.

Шолохов обратился к событиям, которые носили всемирно-исторический характер: еще никогда в истории миллионам людей не приходилось отстаивать свое право на жизнь, на человеческое достоинство. Писатель раскрывает конфликт, как известно, не через грандиозные военные события, а через столкновение разных типов

человечности, что не умаляет масштабов его обобщения. Он раскрывает суть исторического процесса, позволяет читателю увидеть, что к середине XX века фашизм приобретал человеконенавистнический характер, использовал методы жестокости и насилия, существовавшие до н. э. Так, в эпоху рабовладения раб не был человеком, а «живой собственностью» (Т. Момзен). Аристотель считал раба «одушевлённой частью собственности». Именно такое отношение к себе испытывает Андрей, оказавшись в плену. Пожилой немецкий солдат воспротивился желанию молодого пристрелить Андрея, удивившись незаурядной физической силе пленного.

Картины жизни в немецком плену - картины отношения рабовладельческого общества к «живой собственности». Когда физическое тело утрачивает силу, от него освобождаются. Андрея удивил беспричинный, с его точки зрения, удар конвоира по голове в тот момент, когда он только что встал в колонну. А это была традиционная проверка новенького на выносливость. Если бы он упал, его бы пристрелили. Отношение майора к своему шоферу стереотипное: «...кусок кинет, как собаке. В руки никогда не давал, нет, считал для себя за низкое» Разрушены естественные связи между людьми, как таковые отсутствуют понятия вины и правого суда.

Казалось бы, происходит возвращение эпохи рабства, которая характеризовалась разделением умственного и физического труда. В рассказе Шолохова отчётливо предстаёт новый вариант: возрождается психология рабовладельца, но не раба. Все эти эпизоды даны в двойном освещении. Каждый раз действия хозяев положения оцениваются теми, кого они не считают людьми. Андрей, в придачу к сапогам, которые потребовал молоденький немецкий солдат, подаёт ему и портянки. Этот жест чуть не стоил ему жизни. А заступничество пожилого солдата пленный понял правильно: «...правую руку мою в локте сгибает, мускул, значит, щупает... Топай, мол, рабочая скотинка, трудись на наш рейх» (44). В сцене допроса в комендантской поведение Андрея настолько ошеломило Мюллера, что он заявил: «Стрелять я тебя не буду» (54). Характерно также, что майор, строитель немецких оборонительных рубежей, не мог предположить, что окажется в плену у своего пленного.

Собственно теория гуманизма появилась только в эпоху Возрождения (Италия, Х1У-ХУ1 вв.). Новая концепция человека родилась в полемике с идеологией Средневековья. Впервые получила

признание мысль, что человек - часть природы, а не только Бога, причём самая совершенная его часть. Гуманисты Возрождения не отрицали Бога, но искали в нём проявления человеческого. Искусство Возрождения являло богов в образах прекрасных людей и тем самым не только сводило божественное к человеческому, но и возвышало человека до божественного. Был создан идеал не только внешне красивого, но и духовно прекрасного человека. Гуманистический идеал -это, прежде всего, идеал всесторонне развитой личности. Но поскольку она становилась самоценной, это оборачивалось опасностью индивидуализма.

В рассказе Шолохова есть эпизод, который несёт некий отсвет подобной самооценки человека. Находясь в разбитой церкви, Андрей слышит разговор: один просит другого не выдавать его утром, когда начнется фильтрация - отделение командиров, комиссаров и евреев от остальной массы рядовых. Другой отвечает: «...ты меня не проси, всё равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе» (47). Андрей видит, что толстый, мордатый человек разговаривает лениво, тихонько посмеиваясь, со своим бывшим командиром - курносеньким мальчишкой, сидящим в по--зе отчаяния, обхватив ноги руками, т. е. прижимаясь к самому себе. Когда рассвело, и Андрею стала видна поза спящего красноармейца, он понял, что тот непременно выдаст. Поза Крыжнева говорила о покое, даже безмятежности, уверенности в себе, он чувствовал себя, наконец, свободным: «Товарищи... остались за линией фронта...» (47). Таким может быть результат развития индивидуалистической личности. В экстремальных условиях, во имя личной свободы, она может превратиться в предателя.

Всё остальное пространство рассказа отдано изображению двух типов отношения к человеку. То, что начиналось с эпохи Возрождения - защита прав личности, - стало перерастать в идеи разного- типа. С одной стороны, с середины XX столетия, окончательно сформировались не только теория, но и организованная структура фашизма, назначение которой - освобождение

жизненного пространства от всего, что мешает

благополучию избранной расы". С другой стороны, прогресс цивилизации не мог не развивать и обогащать идеи гуманизма. Существенным импульсом в этом явилось развитие идей социализма. Соответственно, изменилась и внутрен-

2 Еще в «Майн кампф» Гитлер утверждал, что немцы избраны самой судьбой стать свидетелями катастрофы, которая принесёт решающее подтверждение правильности расовой теории .

няя сущность принципов гуманизма: трансформировалось понятие божественного как основного фактора создания человека, индивидуальность во многом стала определяться социальными условиями, прежде всего, такими из них, как труд и человеческая общность.

При всей сжатости повествования Шолохов достаточно полно представил разные типы отношения к человеку (в том числе и в немецкой армии) как последствия воздействия фашисткой доктрины. Уже первое появление немецких солдат позволяет увидеть, что они по-разному захвачены идеями Третьего рейха. Старший, «можно сказать пожилой», ефрейтор, просто по-хозяйски отнесся к дармовой рабочей силе, а молоденький не ограничивается сапогами, а все время наставляет на Андрея автомат. Однако за этим стоит не «бесхозяйственность» молодости, а стремление выслужиться перед старшим по званию. Андрей называет его «чернявый», а этот цвет контрастирует с тем, который считался идеальным в концепции немецкого расизма. Нам становится понятней его поведение после сцены в церкви. Утром, когда выстроили всех пленных, не обнаружив комиссаров и командиров, расстреляли четверых: одного еврея и трёх русских рядовых, «потому что все трое были чернявые и с кучерявинкой в волосах» (48). Совершившие это солдаты, может быть, не являлись послушным орудием фашистской идеи геноцида, но это не противоречило их внутренним убеждениям. И по тому, как они отнеслись к просьбе верующего, не осмелившегося осквернять храм, - «...дал фашист через дверь, во всю её ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трёх человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался» (46), -мы видим полное безразличие к убеждениям других людей.

В этом контексте, когда запросто убивают пятерых, кажется нелогичной погоня за одним-единственным беглецом. Что им жизнь одного человека? Андрея поймали на четвёртый день, за ним гнались мотоциклисты с собаками. И погоня, и поимка, и то, что истерзанного вернули в лагерь, раскрывают страшную картину деятельности фашистской машины, когда механистическое требование дисциплины, порядка оборачивается абсурдом. В этой сцене жертвами предстают и немецкие солдаты3.

3 Гитлер в беседе со своей свитой 18. 01. 1943 г. признавался, что счастьем для правительства является то, что люди не мыслят, что мышление должно состоять только в отдаче и исполнении приказа .

В рассказе изображены не только жертвы «нового порядка», но и носители его идей. Это лагерфюрер Мюллер. Он внешне и внутренне является своеобразным эталоном «нового порядка»: «...белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые...» (51). Он ежедневно, «без выходных работал», - скажет о нём Соколов. «Аккуратный был, гад. <...> ... выстроит нас перед блоком... идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл профилактикой от гриппа» (51).

Эта машина истребления4 не просто порождает жертвы дисциплины и порядка, но приводит к распаду личности. Мюллер - садист. Это ярко представлено в сцене допроса Соколова. Лагерфюрер мог отдать приказ, и Андрея расстреляли бы за его «горькие слова». Но он обставляет всё так, чтобы насладиться мучениями обречённого человека. Андрей знал, что его ждёт смерть, поэтому он мысленно попрощался со звёздным небом, с семьёй, со своей жизнью и в то же время собрался с духом. Само помещение комендатуры являло контраст с тем, как выглядели бараки: «...чистенько, как у нас в хорошем клубе» (52). Стол был заставлен закусками, и Андрею большого труда стоило подавить «тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу» (52). Мюллер встретил Андрея, играя пистолетом. Его допрос должен был убедить-пленного в неизбежности смерти: достаточно ли для могилы одного кубометра; слова о великой чести для Соколова, когда его своей рукой расстреляет комендант; приглашение во двор для приведения приговора в исполнение. И даже стакан шнапса, предложенный Мюллером, должен был усилить издевку над полуживым человеком. Мюллер предлагает Андрею: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия» (53). А когда Андрей отказался, он предложил выпить ему за свою смерть. Таким образом, угрожающий мотив всё время нарастает. Этот эксперимент выдаёт Мюллера с головой. Но он же раскрывает то единственное, что им ценится в жизни. Когда Соколов устоял перед всеми соблазнами и угрозами, «...комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди, два железных креста5, из-за стола вышел безо-

4 «Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется несгибаемость, доведённая до полной бессердечности и душевной пустоты»

3 «Железный крест» был наиболее престижной гер-

манской наградой. Он был учреждён в 1813 г., а

ружный» (54). Это прикосновение к наградам выражает почти инстинктивное желание сравнить себя с Соколовым, а слова «Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат» - открытое признание превосходства русского солдата, но одновременно и выражение того, что Мюллер ценит в жизни. Он считает достоинством только храбрость, игнорируя главное - чему она служит. Он разделяет убеждение, что высшей ценностью на войне являются честность солдата и честь офицера, от которых требуют не размышлений, а действий. Отсюда варварская простота поведения. Помилование Соколова - не проявление доброты, как считают некоторые исследователи, а свидетельство того, что лагерфюрер принимает за абсолют. Почему бы не помиловать одного солдата, когда впереди у него управление новым жизненным пространством? Русский язык он уже выучил.

Молодцеватому Мюллеру, активность которого держалась на непоколебимой уверенности в торжестве идей Третьего рейха, тысячелетнюю историю которого Гитлер начинал отсчитывать с 1.933 г., Шолохов противопоставляет поведение немецких солдат и офицеров во время отступления. «Немцы в городе стали злые, нервные,-рассказывает Андрей. - а толстяк мой всё чаще стал напиваться... Опух весь, под глазами мешки повисли... (56); «...идёт пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится» (там же). Так Шолохов подводит итоги «торжества» фашистской машины уничтожения.

Думается;, что не случайно и упоминание Шолохова о том, что лагерь К-14, в котором находился Соколов, - «неподалеку от Дрездена». Читателю предоставляется возможность сопоставить то, что принесла эпоха Возрождения («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Битва архангела Михаила с Сатаной» Тинторетто) и от чего отказался фашизм. Т. е. фашизм - это террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических элементов буржуазного общества, когда уже нельзя было господствовать по законам гуманизма.

Этой рационально организованной машине немецкого фашизма Шолохов противопоставляет человека, представляющего миллионы простых людей, формировавшихся по законам народного общежития. Эти законы по определе-

статус ордена. Он имел несколько степеней. Сначала награждали крестом 2-й степени за выполнение от двух до пяти особо трудных заданий и проявление отваги в бою. Крестом 1-й степени награждался личный состав Вермахта, войск СС.

нию носят гуманный характер, в противном случае народ просто не мог бы существовать. Исходным условием является труд - созидательная деятельность. Взаимопомощь, взаимозависимость развивают дух товарищества, уважение и сочувствие к человеку. Именно так ведёт себя Андрей Соколов: попадает в плен, потому что не мог оставить сражающихся товарищей без снарядов. Таким товарищем он остаётся и в плену, спасая молоденького командира.

Гуманизирующими являются и семейные отношения. Семья и есть естественная нравственность (Гегель). Семейные связи - отношение к жене, детям - требуют понимания интересов других, воспитывает чувство сердечного отношения, заботливости. Так, Андрей без колебания спасает жизнь командира-мальчика, не может пройти мимо сиротства Ванюшки. Он сердцем проверяет достоинство человека. «Бессердечный ты человек», - говорит он врачу, который, выправляя вывих плеча, сделал ему очень больно, а когда Андрей почувствовал облегчение, то «поблагодарил его душевно» (46). Это норма отношения Соколова к людям: «...как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, в глотке бьётся и трудно становится дышать...» (49). Тем же платят ему товарищи по несчастью, подхватившие его под руки и спасшие таким образом его от неминуемой пули конвоира. По приглашению одного, а потом другого Андрей находит пристанище после войны. Его неутихающая боль вызвана не столько пережитым в плену, сколько чувством вины перед женой, которую он оттолкнул во время прощания на вокзале. И главная боль его сердца - не напугать Ванюшку своей внезапной смертью.

Превосходство Соколова над Мюллером определятся не его солдатской храбростью, а чувством человеческого достоинства. Этот 331 номер, русс Иван, как значится он в списках лаге-

6 По библейской легенде змея виновата в утрате человеком рая. Этот образ прочно закрепился в народном сознании.

ря, прежде чем предстать перед комендантом, «...стал собираться с духом, чтобы заглянуть в дырку пистолета бесстрашно, как подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно» (52). За этим стоят воля и сознание. И ведёт он себя в комендантской как свободный человек, оставаясь личностью и в экстремальных обстоятельствах. Мы можем говорить не просто о человечности Соколова. Это, по существу, продолжение того, что написало на своём знамени Возрождение. Но эта личность не заражена индивидуализмом, а являет собой торжество героического поведения. Героическое же и есть высшее проявление гуманизма (Гегель).

Действия Андрея Соколова направлены на защиту слабого, а не самого себя. В условиях войны это требует личного мужества. В этом отношении Андрей противостоит захватчикам, которые действуют силой и уважают только силу. Но за их поступками не стоит личное мужество, а только сила оружия. Так противопоставлены гуманизм и варварство.

Все сказанное позволяет сделать вывод: в рассказе Шолохова эпическое выражается через гуманистическое поведение героической личности, что присуще трагедии. Трагическое здесь предстаёт не только как содержание жизни, что отмечено в работах всех исследователей, но и как особенность формы. Можно говорить, что «Судьба человека» по характеру изображения тяготеет к античной трагедии. На это обратил внимание румынский учёный Михай Новиков: «У великого советского прозаика судьба личности в её взаимосвязи с не зависящим от нее потоком событий трактуется во многом аналогично с древнегреческой драматургией» .

Шолохов изображал конкретных людей в конкретно-исторических обстоятельствах. Но это не означает, что он ограничивался только этим, поскольку его произведение даёт возможность выходить на анализ более крупных проблем и образов. На новом витке поступательного движения истории стало возможным «повторение» человеческих судеб. Масштабы конфликтов и дарований писателей, сумевших адекватно запечатлеть состояние мира, позволяют увидеть сходство художественных решений.

Михай Новиков заметил: «Как и герои Эсхила и Софокла, шолоховские герои умеют смотреть на солнце, не мигая» . Трагедии Эсхила и Софокла родились в момент мощного развития афинской демократии, когда ликвидировались пережитки родовой организации и окончательно оформлялся полис - гражданский коллектив, осознающий себя как нечто единое перед лицом

эксплуатируемых рабов и негреческих племён и государств. Столкновение прежних нравственных норм и нарождающихся новых и составляет суть трагических конфликтов в литературе V в. до н.э.

Величие произведению, столь небольшому по объёму, придаёт то, что оно в числе первых выходит на анализ ситуации, которая имела воистину всемирно-исторический характер: столкновение фашизма и демократических сил мира при решающем вкладе Советского Союза. Вселенский характер этих событий превосходил когда-либо существовавшие в истории. Подобных масштабов трагического конфликта человечество не знало7. Соответственно, ему не были ведомы и масштабы героического.

Античная трагедия была основана на мифе, но миф воспринимался как правда жизни.

У греков классического и позднего периода достоверность сведений о Геракле, Эдипе, Ме-нелае не вызывала ни малейшего сомнения." Аристотель писал, что в трагедии придерживаются имён действительно бывших, ибо только это позволяет воочию видеть то, что возможно (Прометей, Эдип-царь, Антигона - V в. до н.э.).

Как же с Шолоховым? Его герой - не историческая личность даже, а человек из народа, можно сказать, безымянный. Как же достигается античная узнаваемость героя трагедии? Она осуществляется за счёт того, что главный персонаж показан в тех обстоятельствах, которые читателю были хорошо известны и, так или иначе, пережиты им самим. Шолохов как бы мимоходом называет даты и события,.значительные для страны: гражданская война; 1922-й голодный год, «в 29 завлекла меня машина»; «Война - на второй день повестку из военкомата, а на третий -пожалуйте в эшелон». И все эпизоды военной* жизни Соколова тоже соотнесены с событиями, хорошо известными читателю тех лет. Он попал в плен в мае 1942 г. во время нового наступления немцев на Волгу и"Кавказ, а 29 июня 1944 г. Соколов перешёл линию фронта, что стало возможным в результате стремительного наступления советских войск: 24 мая началась операция «Багратион». Андрей перечисляет области Германии, где ему довелось работать на немцев: Саксония, Рурская область, Бавария, Тюрингия, Берлин, Потсдам. Они были на слуху в годы войны. Эти даты и географические названия придают герою узнаваемость. и в то же время масштабность. А если учесть, что Андрей - ро-

7 Нюрнбергский международный военный трибунал определил агрессию гитлеровской Германии как «за-" говор против человечества».

весник века, то его «жизнь обыкновенная» выходит за рамки конкретно-исторических событий. Он становится олицетворением судеб народов XX века.

1. С античной трагедией шолоховского героя роднит его величие: он обнаруживает непримиримость к исходной ситуации, оказывается выше обстоятельств. Свои принципы он готов отстаивать даже ценой жизни. Но эти принципы не являются сугубо личными: они воплощают общечеловеческие нормы нравственности. Движимый чувством отцовства и гражданственности, он берёт на себя защиту молоденького командира. Ему пришлось переступить через ужас убийства, убийства своего же, русского пленного. Его бегство из лагеря - выражение непримиримости к обстоятельствам, желание вернуться на родину любой ценой. Словесный поединок с Мюллером - поединок со смертью. Андрей знал, что приглашение к коменданту было равнозначно расстрелу, о чем последний сразу же и заявляет: «...сейчас я лично расстреляю тебя» (53). Но Андрей, которому «с жизнью расставаться все-таки трудно», ничего не делает для спасения своей жизни, но делает то, что защищает честь и достоинство русского солдата. Он не отказывается от слов осуждения непосильных норм выработки, отказывается пить за победу Германии; соглашается выпить за собственную смерть как избавление от мук.

В отличие от античной трагедии, действия шолоховского героя дают положительные результаты: убийство предателя спасло жизнь командиру, смелость поведения в комендантской спасла его собственную жизнь, усыновление Ванюшки помогло возвращению жизненных сил.

2. Софокл меряет достоинство и величие человека соответствием его тем высоким нравственным нормам, которые вытекают из осознания индивидом своего места в обществе, своего долга перед ним и перед самим собой. Поэтому и отбрасываются второстепенные или слишком индивидуальные черты в герое, поскольку он вовлечен в уникальную и неповторимую ситуацию. Натуры цельные остаются верными себе на протяжении трагического действия.

Подобным же образом показан герой Шолохова. Он предстает в действии и раскрывается преимущественно в отношении к Родине и семье, что всегда было главным в жизни народа. Причём эти отношения находятся в неразрывном единстве. Их органическая взаимосвязь усиливает каждое из этих чувств и в то же время лишает ложного пафоса. Для Андрея молоденький командир - это почти сын Анатолий, математическими способностями которого он гордился. Пе-

ред тем, как войти к коменданту, он подумал о семье: «что-то стало жалко Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом» (52). Родина и честь в душе Андрея неразрывны с семейными связями, с любовью к близким.

3. Такая характерная особенность античной трагедии, как хор, выражавший авторскую мысль (Эсхил), не чужда шолоховскому рассказу. Избранная им форма рассказа в рассказе позволяла идеально представить героя и автора повествования. Последний искренне переживает все беды Соколова. Их оценки и реакции совпадают. Хоровое начало проявляется и в том, что автору дано право выразить надежду на будущее: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его родина» (66-67).

4. Само название рассказа Шолохова -«Судьба человека» - невольно адресует нас к античной трагедии. Слово «судьба» - выражение народного представления о жизни, оценка личной жизни, одновременно - народная установка на объективные обстоятельства: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказни-ла?» (36). Андрей ведь из числа тех, кто «не по своей воле» попал в плен. Неотвратимость этого события, казалось бы, сближает его судьбу с роком античной драмы, который по существу и является судьбой античного героя. Что бы он не делал, ему не преодолеть воли богов. Однако за этим внешним сходством скрывается главное различие. Теперь этим богом является история, стремление определённых исторических сил утвердить новый тип цивилизации.

5. И, наконец, мы можем говорить о своеобразном преломлении характернейшей особенности трагедии - катарсиса. Избрав форму исповеди, Шолохов смог передать весь ужас пережитого фашистского ада, что не может не вызывать у читателя чувства очищающего сострадания. Оно усиливается и за счёт реакции автора, выступающего в роли слушателя, глубоко сопереживающего герою.

6. Таким образом, становится очевидным, что трагическое начало в рассказе проявляет себя не только в содержании, но и в форме. Будет правомерным назвать его рассказом - трагедией, ибо трагедия всегда эпична по характеру конфликта и масштабам действующего героя, руко-

водимым в своих действиях не личными, а эпохальными императивами.

Все пишущие о рассказе обращают внимание на его лаконизм, но, в основном, ограничиваются констатацией этой особенности. Действительно, на тридцати с небольшим страницах Шолохов удивительно просто сумел показать смертельную схватку XX столетия. Французский писатель Ален Боске справедливо писал, что это «лучший рассказ нашего века» . Лаконизм продиктован жанром: трагический герой должен раскрываться в действии. Именно таким способом передаётся его величие. Слово же должно быть точным и ёмким по содержанию. Удивительная простота и сжатость достигаются, в первую очередь, за счёт рассказчика: Андрей Соколов, может быть, неожиданно для себя рассказал историю своей жизни. Мужская исповедь о трагической судьбе, естественно, немногословна, в ней нет места словесной изощрённости. Герой рассказывает преимущественно о событиях и очень скупо о чувствах. Поскольку это человек из народа, речь его образна в той мере, в какой это свойственно его родной среде. Поэтому к слову Соколова следует относиться внимательно: читатель часто должен видеть больше, чем сказано героем. Шолохов своеобразно предупреждает читателя об этом. Андрей говорит о своей Иринке: «Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор» (37). Вот это - «в

упор» - и есть совет Шолохова читателям. Приведём только один пример. Андрей передаёт даже не слова, а жест немецкого солдата: «...показывает на дорогу, на заход солнца» (44). За этими словами не только указание направления - на Запад, но, одновременно, и оценка будущей жизни в плену.

Лаконизм и ёмкость содержания в полной мере свойственны авторскому слову. Это обнаруживается уже в выборе фамилий персонажей. Их всего три. Главный герой назван Андреем Соколовым. Ничего примечательного, на первый взгляд. Но в данном случае важно, что имя Андрей по-гречески - мужественный, храбрый. Это одно из древнейших христианских имен, зафиксированное в древнерусских памятниках уже в XI в. Фамилия героя - от названия сильной и ловчей птицы; в народном творчестве «сокол ясный» - это символ молодца.

8 Эту мысль по-своему выразил Л. Леонов: «Я высоко ценю изобразительную сторону литературы, но мне всегда хочется увидеть и внутренний, скрытый рисунок жизни. Рисунок в глубине - это и есть художественное мышление» .

Мюллер обращается к Андрею «русс Иван». Так немцы называли не только пленных, обезличивая всех. Тем самым Андрей причислен к миллионам воевавших русских людей. Имя Ванюшка также символично. Оно присоединяет его к этим миллионам.

Мюллер в переводе с немецкого - мельник. И два креста* на его груди, имеющих форму мельничных крыльев, как и знак свастики в центре, создают образ убийцы, перемалывающего огромное количество человеческих жизней, куда входили, возможно, не только пленные, но и часть немецкого населения. А то, что мельничные крылья могут крутиться впустую, т. е. в зависимости от ветра, углубляет-смысл фамилии и наград. Соединение фамилии с должностью -лагерфюрер - приобретает зловещий смысл (только в одной Польше было 1200 концентрационных лагерей).

И третья фамилия - Крыжнев. Ударение на первом слоге отчётливо выделяет этимологию этого слова. Крыж - название католического креста, а второе его значение - эфес шпаги. Крыжнев хотел не только поставить крест на своем прошлом, но и получить милость у врага готовностью выдать командира. Предатели, как известно, служили полицаями и получали оружие. Фамилия Крыжнев приобретает, таким образом, символическое значение: она обобщает судьбу не только единичного персонажа, но и тех, кто, решив поставить крест на человечности, поставил его на себе. В рассказе только три фамилии, и они в общей сложности представляют три силы: героический народ, фашизм и предательство. Другого на войне не бывает. Т. е., все фамилии носят не случайный характер, а-предельно обобщают те силы, которые изображены в рассказе, причём сами фамилии как бы предвосхищают судьбу всех названных персонажей: Крыжнев полагал быть победителем, а погиб позорной смертью, Мюллер «споткнулся» на Соколове, как это было и в жизни.

Самым очевидным выражением формы в произведении является композиция. О кольцевом построении рассказа, о смысловом значении этого приёма говорится в большинстве работ исследователей. Однако осталось незамеченным, что кольцевая композиция характеризует и повествование Андрея Соколова. Этот художественный приём позволяет передать эволюцию героя максимально экономными средствами, минуя слово, сохраняя эпическую значительность персонажа.

Андрей рассказывает о двух предателях. С первым он столкнулся в начале плена. Это -Крыжнев, а второй - безымянный, по вине кото-

poro вызвали Андрея к Мюллеру. С Крыжневым он расправляется как с опасным врагом. Поступок другого он называет подлостью, ибо понимает, что не каждый выстоит в нечеловеческих условиях лагеря. Устраняя Крыжнева, он защищает ещё и жизнь командира-мальчика. В другом случае он должен был защищать себя. Соколов наказал подлеца великодушием, распорядившись разделить «гостинец» на всех поровну.

Две сцены выпивки тоже соотнесены друг с другом. Об одной Андрей рассказывает, вспоминая свою молодость, когда был «здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много» (38). «Такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки» (37-38). Перед нами былинный герой, второй Васька Буслаев, демонстрирующий, как силушка по жилушкам похаживает. А в комендантской у Андрея уже нет дьявольской силы, он «с голоду пропадает». Но он по-прежнему обнаруживает богатырство, которое и спасает ему жизнь. Однако теперь оно предстаёт как подвиг, поскольку сила рождается в осознанном сопротивлении.

Явная параллель улавливается в сценах начала и конца плена. Сидя на земле и глядя снизу вверх на «чернявого», Андрей с явной насмешкой подаёт ему не только сапоги, но и портянки. Эта способность вести себя дерзко под дулом автомата говорит о силе человека. А в сцене у лагерфюрера то же чувство человеческого достоинства выражено не в форме издевки, а как сознательное сопротивление, когда он выпивает три стакана, не притрагиваясь к закуске: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались» (54).

Судьба Ванюшки является как бы зеркальным отражением судьбы Андрея во время войны. И хотя она передана не через цепь событий, а в рассказе ребенка, в нём повторяется то, что пережил взрослый. Ванюшка, как и Соколов, -сирота. Этот маленький оборвыш и внешне ничем не отличается от Андрея, представшего перед Мюллером в лохмотьях. Слова Ванюшки -« я так долго ждал» - передают состояние Андрея во время двухлетнего плена. А его - «Я знал, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь!» (63) -выражение сущности характера того и другого.

Ещё одним свидетельством продуманности кольцевой композиции является рассказ Андрея о семье. В начале он ограничивается воспоминаниями о жене, о её ласковом и мудром отношении к нему. О детях же упоминается вскользь.

А рассказ о Ванюшке - это торжество даже не отцовского, а материнского чувства: сколько заботливости, нежности изливается на мальчика! Какие слова находит Андрей для Ванюшки: «малая птаха», «как воробей под стрехой», «свиристель»!9 «Ночью то погладишь его сонного, то. волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя» (64). Это, по существу, передача ребёнку того, чем наградила в своё время Иринка Андрея.

Так с помощью эпизодов, казалось бы, не связанных между собой, Шолохов предельно лаконично передает качественное изменение жизни, избегая указующего авторского перста.

Такие кольцевые повторы распространяются не только на эпизоды, но и на отдельные детали, которые и несут «скрытый рисунок жизни». К примеру, Андрей говорит случайному слушателю: «...идём с ним враздробь, как конь с черепахой», а затем появится слово «мерин». «Толстым мерином» назовёт Андрей Крыжнева, найдя точное определение духовно кастрированному человеку. Или еще одна деталь - о немце, который разул Соколова: «...губы тонкие, в нитку, и глаза с прищуром» (44). А вот слова Андрея при переходе линии фронта: «милый ты мой губошлеп» (57). В этих словах и осуждение красноармейца, принявшего его за фрица, и радость увидеть своего, не вымуштрованного, где даже «губы в нитку».

Всё сказанное позволяет сделать следующие выводы. Подход к рассказу под утлом зрения идей гуманизма помогает увидеть в произведении более сложную картину мира. Обнаруживается исторический срез в раскрытии самого гуманизма. С одной стороны - Соколов, главный герой, воплощает воистину великий характер, ибо героизм его естественен. Его героизм - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. С другой стороны - фашизм с его возвращением к эпохе варварства. Шолохов противополагает «очеловеченную» цивилизацию вырождению гуманизма. Это придаёт рассказу философский характер, а его название - «Судьба человека» - распространено на всех героев и тем самым отнесено ко всему человечеству. Перенос повествования о богатстве отцовских чувств Соколова.в конец произведения усиливает фило-

9 Всё это из разряда птиц, и Андрей Соколов из того же стана. А кожаное пальто, о котором вспоминает Ваня, позволяет предположить, что отец его был летчиком. Эти детали адресуют читателя к высокому, к небу.

софское звучание за счёт утверждения мысли о неистребимости человечности.

В рассказе «Судьба человека» мы обнаружили органическое единство эпического и трагического начал. Оно нашло выражение в конфликте произведения? в характере главного героя и в особенностях поэтики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 8 т. -М., 1960. - Т. 8.

2. Безыменский, Л. Особая папка «Барбаросса»

/Л. Безыменский.-М., 1973.

3. Лихачев Д. С. Три основы европейской культуры / Д С. Лихачёв // Наше наследие. -1991. -№ 6.

4. О Леонове. Сб. статей. - М., 1979.

5. Федь, Н. Мировое значение Шолохова / Н. Федь // «Московский литератор». - 2005.-№9-13.

6. http: //www.moslit.ru/nn/0513/5.htm

Кондюрина Эмилия Фёдоровна, доктор гуманитарных наук, Вильнюсу Литва.

УДК 811.161.1"366 С. В. РЯБУШКИНА

МИНИМИЗАТОРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: MICRO

Во второй статье цикла рассмотрена семантика словоэлемента МИКРО в современном русском, языке.

Ключевые слова: словообразование, квантификация, аффиксоиды, аналитические прилагательные

МИКРО... [от греч. micros - малый] - это первая часть сложных слов, которая вносит четыре основных значения: 1) «очень малый, мелкий. Микроавтобус, микроиздание, микросистемег»\ 2) «связанный с изучением или измерением очень малых предметов, величин. Микроанализ, микрозонд, микропалеонтология»; 3) «слабо проявляющийся. Микровзрыв, микроземлетрясение, микроявление»; 4) «миллионная часть основной единицы измерения, данной во второй части слова. Микроампер, микровольт, микрометр» . Посмотрим, насколько семантика разных МИКРОслов может быть мотивирована этими значениями.

1. Слова-термины типа микросхема, микроскоп, микропроцессор и др. сложно истолковать только с помощью семантики составляющих элементов, так как свойства предмета не могут быть определены перечисленными значениями микро-. Например, микросхема - это не просто «маленькая, микроскопическая схема», а «электронная схема на полупроводниковом кристалле» (семантика компонентов актуализируется

С. В. Рябушкина, 2007

только в игровых «переводах» компьютерщиков: микросхема - мелкосхема, Microsoft - мелко-софт или даже мелкомягкий). Конечно, многие подобные слова - обычное заимствование. Впрочем, как отмечает Е. И. Голанова, «иногда трудно безоговорочно решить вопрос: перед нами заимствование или номинативная единица, созданная на русской почве» .

2. В наименованиях дольных единиц измерения -микрометр (микрон), микромоль и т. п. -реализуется значение «миллионная часть основной единицы измерения».

3. С этим же значением, непосредственно связаны термины микроволны, микроэлементы и т. п., но мотивировка слов - иная. Микроэлементы содержатся в живых организмах в количествах, измеряемых тысячными долями процента (то есть миллионные части химического состава организма). Биологи выделяют также химические элементы, еще менее представленные в живом, ультрамикроэлементы: В витаминных комплексах, присутствуют и необходимые для -жизнедеятельности человека макро-, микро- и ультрамикроэлементы: калий, магний, фосфор, кальций, натрий, железо, медь, кобальт, марганец, фтор, йод и даже золото [Красота & здоровье. 2004. № 3. С. 148].


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Судьба человека (повесть)" в других словарях:

    Андрей Соколов … Википедия

    Пикник на обочине Обложка издания 2007 года Автор: А. Стругацкий, Б. Стругацкий Жанр: Научная фантастика Язык оригинала: русский Оригинал издан: 1972 Издательство … Википедия

    Страна багровых туч Обложка второго издания повести «Страна багровых туч» (Детгиз, 1960) … Википедия

    Житие Алексея человека Божия - – переведенный с греческого агиографический памятник, получивший распространение в древнерусской книжности по крайней мере с XII в. Списки Ж. озаглавлены: «Житие и жизнь преподобного и богоносного отца нашего Алексея человека божия», «О жизни и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    У этого термина существуют и другие значения, см. Палата № 6. Палата № 6 Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Извне (значения). Извне Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Алые паруса. Алые паруса Жанр: феерия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Потудань. Река Потудань Жанр: повесть

    Бриллиантовая рука Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской Леонид Гайдай … Википедия

Книги

  • Донские рассказы. Судьба человека , Шолохов М.. 269 стр. В книгу вошли избранные рассказы и повесть донского цикла, а также рассказ Судьба человека известного русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Длястаршего школьного…

В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко «Творчество М.А.Шолохова») принято определять жанр «Судьбы человека» (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нём обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея - монументальная форма эпической литературы, показывающая судьбу народа, сам исторический процесс. В эпопее гармонично соединяются исторические события и современность, философские раздумья над судьбами мира и личные переживания героев, изображаются многогеройное действие и жизненный путь отдельных персонажей. Как же получается, что в рассказе на тридцати страницах Шолохов добился глобального обобщения - в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация, подобно тому как огромное солнце отражается в маленькой капле росы?

Рассказ Шолохова обладает главными признаками эпопеи. Первый признак - изображение переломной исторической эпохи, то есть событий, которые затрагивают всю нацию и в которых народный характер проявляется ярче всего. В «Судьбе человека» это Отечественная война. Она изображается не как историческое событие (то есть ряд военных операций), а как тяжелейшее физическое и нравственное испытание человеческого характера. Главным героем войны в рассказе становится не полководец, не командир полка, даже не народ (как было у Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» или как будет у К.М.Симонова в трилогии «Живые и мёртвые»), а один рядовой боец, который, участвуя даже в великом сражении, видит только бой местного значения. Война показана через судьбу главного героя: он и на фронте, и в фашистском плену всё время сталкивается с проблемой нравственного выбора, от которого зависит и его собственная жизнь, и жизнь боевых товарищей.

Второй признак эпопеи - изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения. Для этого Шолохов описывает историю жизни Андрея Соколова - замечательного русского человека. Рассказ о себе герой начинает с довоенных лет. Перед читателем предстаёт человек с самой обычной биографией. Ровесник века, он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну воевал в Красной армии, в 1921 году осиротел, так как родители и сестрёнка умерли от голода. Он продал дом в деревне и уехал в Воронеж. Здесь в положенное время женился, родились дети (сын Анатолий и дочери Настя и Оля), и, только став отцом, Андрей Соколов осознал, что от него зависит жизнь и благополучие этих маленьких людей. Он перестал выпивать с товарищами, выучился на шофёра, чтобы побольше зарабатывать, скопил денег и построил дом.

Во время войны в этом внешне неприметном человеке раскрылись прекрасные черты характера: смелость и смышлёность (их А.С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» назвал отличительными чертами русской натуры), поразительная стойкость и высокие душевные качества - справедливость, совестливость, чуткость и доброта. Смелость Андрей Соколов проявил в сцене с Мюллером, когда перед лицом верной смерти сохранил человеческое достоинство, которое оценили даже фашисты. Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него - страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.

Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.

Почему можно утверждать, что в Андрее Соколове, в конкретном герое с конкретной судьбой, воплотился русский национальный характер? Разве не было во время войны трусов, предателей, сломленных страхом, обстоятельствами, пытками? Были, но победу в Великой Отечественной войне завоевали не они, а люди, похожие на Андрея Соколова, близкие ему по характеру. Герою присущи черты, которые русские больше всего ценят в человеке, а потому воспитывают в себе из поколения в поколение. Национальный взгляд на достойного человека выражается в произведении с помощью другого героя - автора, который слушает исповедь Андрея Соколова.

Автор и герой похожи, что подтверждается несколькими эпизодами из рассказа. Автор сразу обращает внимание на то, что к нему по берегу реки устало приближается странная пара - «высокий, сутуловатый мужчина» и совсем маленький мальчик. Этот контраст приковывает взгляд автора, который сразу отмечает значимые детали во внешнем облике взрослого и ребёнка. Он, например, сравнивает взгляд отца и сына: у мальчика глаза голубые и ясные, «как небушко»; у отца - «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». А главный герой сразу увидел в случайно встреченном человеке, сидящем на поваленном плетне у переправы, «своего брата», который поймёт исповедь простого шофёра. Андрей Соколов не ошибся: автор сдержанно реагирует на рассказ, не перебивает уточняющими вопросами и собственными рассуждениями. Только когда Андрей Соколов вспоминает прощание с женой на вокзале и голос его прерывается от волнения, автор тихо произносит: «Не надо, друг, не вспоминай!». Слушать исповедь шофёра тяжело, но автор не отмахивается от случайного собеседника, щадя собственные нервы, а даёт ему выговориться до конца и тем облегчить душу. Автор и главный герой - оба сдержанно-ласково обращаются с Ванюшкой. Взгляд мальчика взволновал автора на переправе так же, как и Андрея Соколова у чайной. Взрослые оберегают ребёнка от тяжёлых впечатлений: отец, когда начинает свою исповедь, отсылает Ванюшку играть на берег, а автор, потрясённый до глубины души рассказом простого шофёра, при прощании отворачивается, чтобы ребёнок не увидел, как плачет немолодой седой мужчина, и не испугался.

Авторскую оценку Андрея Соколова Шолохов вынес в заглавие рассказа, употребив слово «человек» в высоком смысле. В конце произведения автор-рассказчик, рассуждая о русском человеке, восхищается героем и одновременно демонстрирует своё философское понимание положительного человеческого характера. Так в «Судьбу человека» включаются философские раздумья над судьбами мира, что является третьим непременным признаком эпопеи. Философскую идею рассказа можно сформулировать так: никакие обстоятельства не могут убить в человеке стремление творить добро, созидать, любить, ибо именно эти чувства делают человека человеком. Доказательством этой идеи служит судьба Андрея Соколова. Бесчеловечное обращение в фашистском плену, гибель всей семьи, безвозвратная потеря всего, что герой ценил в жизни, должны были озлобить его или сделать равнодушным ко всему окружающему. Вопреки этой логике, Андрей Соколов не замкнулся в своём «неизбывном» горе, а привязался к маленькому мальчику-сироте и в этой любви нашёл спасение от отчаяния. Таким образом, как настоящий трагический герой, Андрей Соколов вступает в противоборство с жестоким миром, с мировой войной и не даёт убить свою живую душу. Жизнь неистребима и в человеке, и в природе, утверждает Шолохов, не случайно рассказ «Судьба человека» начинается с описания пробуждающейся природы в первую послевоенную весну.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что «Судьба человека» по существенным признакам является рассказом, а рамки рассказа не позволяют развернуть сложное, многосюжетное, многогеройное действие. Но в этом рассказе действительно присутствуют и главные признаки эпопеи: описывается важнейшее историческое событие XX века - Отечественная война 1941 -1945 годов; в образе главного героя воплощён русский национальный характер, как его понимает Шолохов; в трагической и одновременно героической судьбе Андрея Соколова писатель видит проявление неистребимой и постоянно возрождающейся жизни. В этом состоит философский оптимизм Шолохова.

В Андрее Соколове писатель показал свою концепцию героической личности в современном мире. Главный герой является вершителем судеб истории: он принимал участие в разгроме фашистской Германии непосредственно сам и опосредованно - воспитав старшего сына Анатолия, воевавшего до последнего дня Отечественной войны. Атеперь, заботясь о младшем, неродном,сыне, герой создаёт будущее. Благодаря эпопей ному обобщению, представленному в образе Андрея Соколова, рассказ получился необыкновенно ёмким по содержанию: характер и судьба человека становятся характером и судьбой народа. Следовательно, определение жанра «Судьбы человека» как рассказа-эпопеи вполне оправданно.

Введение

Биология (от греч. bios – жизнь + logos – слово, учение) – наука, которая изучает жизнь как явление, занимающее особое место в мироздании. Вместе с другими науками, исследующими природу (физикой, химией, астрономией, геологией и т. д.), она относится к числу естественных наук. Обычно выделяют в самостоятельную группу еще и гуманитарные науки (изучающие закономерности существования и развития человека, человеческого общества); к ним относятся социология, психология, антропология, этнография и др.

Феномен человека (как биосоциального существа) интересует и естественные, и гуманитарные науки. Но биология выполняет особенную роль, будучи связующим звеном между ними. Такое заключение основано на современных представлениях о развитии природы, которое привело к появлению жизни. В процессе же эволюции живых организмов возник человек, обладающий качественно новыми свойствами – разумом, речью, способностью к творческой деятельности, общественным образом жизни и т. д.

Существование и развитие неживой природы подчинено физико-химическим законам. С появлением живых организмов начинают осуществляться биологические процессы, имеющие принципиально иной характер и подчиняющиеся иным закономерностям – биологическим. Однако важно отметить, что сохраняются наряду с этим и физико-химические процессы, которые лежат в основе возникающих (качественно иных и своеобразных) биологических явлений.

Специфические качества и социальные свойства человека не исключают его природной принадлежности. В человеческом организме осуществляются (как у всех живых существ) и физико-химические, и биологические процессы. Однако полноценно индивид может развиваться лишь в обществе, в общении с другими людьми. Только так осваивается речь и приобретаются знания, умения, навыки. Коренное отличие здесь заключается в том, что существование и развитие человечества базируется на его способности к познанию, к накоплению знаний из поколения в поколение, к производительной деятельности.

Поистине грандиозные достижения науки, в том числе и биологии, в XX в. существенно расширили и углубили наши представления как о единстве природы и человека, так и о их сложных взаимоотношениях. Например, данные экологии показали, что живые организмы, в том числе и человек, не только зависимы от природы, но и сами выступают в роли мощного фактора, воздействующего и на нее, и даже на космос. Это касается, в частности, атмосферы Земли, формирования обширных геологических пластов, образования островных систем и т. п. Человечество в настоящее время оказывает самое сильное воздействие на живую и неживую природу планеты.

Биология сегодня представляет собой комплекс наук, изучающих разнообразные живые существа, их строение и функционирование, распространение, происхождение и развитие, а также природные сообщества организмов, их связи друг с другом, с неживой природой и человеком.

Помимо общепознавательного значения биология играет огромную роль для человека, издавна служа теоретической основой медицины, ветеринарии, агрономии, животноводства. Теперь появились и отрасли производства, которые основаны на биотехнологии, т. е. используют живые организмы в производственном процессе. Можно упомянуть пищевую, фармацевтическую, химическую промышленность и др.

Большое значение имеют различные биологические науки и в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Только на научной основе возможно решать такие задачи, как рациональное использование природных ресурсов, щадящее отношение к окружающему нас миру, грамотная организация природоохранной деятельности.

«Общая биология» – это предмет, представляющий собой важнейший этап биологического образования учеников средней школы. Он опирается на те знания, навыки и умения, которые были уже приобретены при изучении ботаники, зоологии, биологии человека.

Начиная с 6–го класса вы знакомились с разными группами живых организмов: вирусами, бактериями, грибами, растениями, животными. Вы узнали об их строении и функционировании, разнообразии форм, распространении и т. п. В 8–м классе предметом занятий по биологии стали человек и его специфика как биосоциального существа.

Общая биология, в отличие от других специализированных дисциплин, рассматривает, о чем говорит и само название, общие (для всех живых организмов) своеобразные свойства и качества всего живого, общие закономерности организации, жизнедеятельности, развития, присущие всем формам жизни.

Глава 1. Сущность жизни

§ 1. Определение жизни и фундаментальные свойства живого

Одной из задач, стоящих перед любой наукой, служит необходимость создания определений,т. е. кратких формулировок, дающих, однако, полное представление о сущности объекта или явления. В биологии имеются десятки вариантов определений жизни, но ни одно из них не удовлетворяет сразу двум названным выше требованиям. Либо определение занимает 2–3 страницы книги, либо из него оказываются «выпавшими» какие-то важные характеристики живого.

Жизнь в ее конкретных проявлениях на Земле представлена многообразными формами организмов. Согласно современным биологическим знаниям, можно выделить совокупность свойств, которые следует признать общими для всех живых существ и которые отличают их от тел неживой природы. Таким образом, к понятию жизнь мы придем путем постижения специфических свойств живых организмов.

Специфика химического состава. Различие между живым и неживым отчетливо проявляется уже на уровне их химического состава. Очень часто можно встретить словосочетание «органическая природа» как синоним «живой природы». И это совершенно справедливо. Все органические вещества создаются в живых организмах в процессе их жизнедеятельности. Как говорят специалисты, они биогенные (т. е. созданы живыми существами). Более того, именно органические вещества и определяют возможность существования самих живых организмов. Так, например, нуклеиновые кислоты содержат наследственную (генетическую) информацию; белки определяют строение, обеспечивают движение, регуляцию всех жизненных процессов; сахара (углеводы) выполняют энергетические функции и т. д. На Земле не известно ни одного живого существа, которое не представляло бы собой совокупность белков и нуклеиновых кислот.

Органические вещества имеют более сложные молекулы, чем неорганические, и характеризуются бесконечным разнообразием, что в значительной мере, как мы увидим далее, определяет многообразие живых организмов.

Структурная организация живых существ. Еще в младших классах, на уроках ботаники и зоологии, вам рассказывали, что учеными Т. Шванном и М. Шлейденом (1839 г.) была сформулирована клеточная теория строения всех растений и животных. Клетка с тех пор признается структурно-функциональной единицей любых живых существ. Это означает, что их тела построены из клеток (есть и одноклеточные) и осуществление жизнедеятельности организма определяется процессами, протекающими внутри самих клеток. Вспомните также, что клетки всех растений и животных сходны по своему строению (имеют мембрану, цитоплазму, ядро, органоиды).

Но уже на этом уровне проявляется структурная сложность организации живого. В клетке существует множество разнообразных компонентов (органоидов). Такая неоднородность ее внутреннего состава обеспечивает возможность осуществлять одновременно сотни и тысячи химических реакций в столь маленьком пространстве.

То же самое характерно и для многоклеточных организмов. Из множества клеток образуются различные ткани, органы, системы органов (выполняющие разные функции), которые вместе составляют сложную и неоднородную целостную систему – живой организм.

Обмен веществ у живых организмов. Всем живым организмам присущ обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Ф. Энгельс еще в конце XIX в. выделил это свойство живого, глубоко оценив его значение. Предлагая свое определение жизни, он писал:

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.

И у неорганических тел может происходить обмен веществ… Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования.

В этом процессе живой организм получает вещества, необходимые ему как материал для роста, восстановления разрушенных («отработавших») компонентов и как источник энергии для обеспечения жизнедеятельности. Образующиеся же вредные или ненужные организму вещества (углекислый газ, мочевина, вода и др.) выводятся во внешнюю среду.

Самовоспроизведение (размножение) организмов. Размножение – воспроизведение себе подобных – важнейшее условие продолжения жизни. Отдельный организм смертен, срок его жизни ограничен, а размножение обеспечивает непрерывность существования видов, с избытком компенсируя естественное отмирание особей.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность – способность организмов передавать из поколения в поколение всю совокупность признаков, обеспечивающих приспособленность организмов к среде их обитания.

Она обеспечивает сходство, подобие организмов разных поколений. Неслучайно синонимом размножения служит слово самовоспроизведение. Особи одного поколения порождают особей нового поколения, подобных себе. Сегодня хорошо известен механизм наследственности. Наследственная информация (т. е. информация о признаках, свойствах и качествах организмов) зашифрована в нуклеиновых кислотах и передается из поколения в поколение в процессе размножения организмов.

Очевидно, что при «жесткой» наследственности (т. е. абсолютном повторении родительских признаков) на фоне меняющихся условий внешней среды выживание организмов было бы невозможно. Не могли бы организмы осваивать и новые места обитания. Наконец, исключен был бы и эволюционный процесс – образование новых видов. Однако живым организмам присуща и изменчивость, под которой понимают их способность приобретать новые признаки и утрачивать прежние. Результатом оказывается разнообразие особей, принадлежащих к одному и тому же виду. Изменчивость может осуществляться как у отдельных особей во время их индивидуального развития, так и у группы организмов в ряду поколений при размножении.

Индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюционное; филогенез) развитие организмов. Любой организм в течение своей жизни (с момента его зарождения и до естественной смерти) претерпевает закономерные изменения, которые называются индивидуальным развитием. Происходит увеличение размеров и массы тела – рост, образование новых структур (иногда сопровождающееся разрушением ранее существующих – например, утрата хвоста головастиком и формирование парных конечностей), размножение и, наконец, завершение существования.

Эволюция организмов представляет собой необратимый процесс исторического развития живого, в ходе которого наблюдается последовательная смена видов как результат исчезновения ранее существующих и возникновения новых. По своему характеру эволюция прогрессивна, поскольку организация (строение, функционирование) живых существ прошла через ряд ступеней – доклеточные формы жизни, одноклеточные организмы, все усложняющиеся многоклеточные и так вплоть до человека. Последовательное усложнение организации ведет к повышению жизнеспособности организмов, их приспособительных возможностей.

Раздражимость и движение. Неотъемлемое свойство живых существ – раздражимость (способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать). Она проявляется в изменениях обмена веществ (например, при сокращении светового дня и понижении окружающей температуры осенью у растений и животных), в виде двигательных реакций (см. ниже), а высокоорганизованным животным (включая и человека) присущи изменения в поведении.

Характерная реакция на раздражение почти у всех живых существ – движение, т. е. пространственное перемещение всего организма или отдельных частей их тела. Это свойственно как одноклеточным (бактериям, амебам, инфузориям, водорослям), так и многоклеточным (практически всем животным) организмам. Подвижностью обладают и некоторые клетки многоклеточных (например, фагоциты крови животных и человека). Многоклеточные растения сравнительно с животными характеризуются малой подвижностью, однако и у них можно назвать особые формы проявления двигательных реакций. Активные движения у них встречаются двух типов: ростовые и сократительные. К первым, более медленным, относятся, например, вытягивания в сторону света стеблей растущих на окне домашних растений (вследствие одностороннего их освещения). Сократительные движения наблюдаются у насекомоядных растений (например, быстрое складывание листочков у росянки при ловле садящихся на нее насекомых).

Явление раздражимости лежит в основе реакций организмов, за счет чего поддерживается их гомеостаз.

Гомеостаз – это способность организма противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды (поддержание определенной температуры тела, кровяного давления, солевого состава, кислотности и т. д.).

Благодаря раздражимости организмы обладают способностью к адаптации.

Под адаптацией понимается процесс приспособления организма к определенным условиям внешней среды.

Завершая раздел, посвященный определению фундаментальных свойств живых организмов, можно сделать следующее заключение.

Отличие живых организмов от объектов неживой природы состоит не в наличии каких-то «неуловимых», сверхъестественных свойств (все законы физики и химии верны и для живого), а в высокой структурной и функциональной сложности живых систем. Эта особенность включает все рассмотренные выше свойства живых организмов и делает состояние жизни качественно новым свойством материи.

Вспомните:

Что изучает систематика?

Ответ. Систематика изучает распределение живых организмов в определенные группы (таксоны) согласно общности их строения с максимальным сохранением эволюционных связей.

Почему система Карла Линнея была искусственной?

Ответ. Линней первым создал удобную, точную и строгую систему растений, хотя и на искусственных началах. Искусственная она потому, что при определении сходства растений и классификации их он принимал во внимание не все черты сходства и различия, не совокупность всех морфологических признаков растения - совокупность, которая одна может определить истинное родство двух форм, а построил всю свою систему исключительно на основании одного только органа - цветка.

Вопросы после § 27

В чем отличие естественной системы от искусственной?

Ответ. Существуют два типа классификации – искусственная и естественная. В искусственной классификации за основу берут один или несколько легко различимых признаков. Она создается и применяется для решения практических задач, когда главным является удобство использования и простота. Классификация Линнея также относится к разряду искусственных, поскольку в ней не учитывались важные природные взаимоотношения

Естественная классификация – это попытка использовать естественные взаимосвязи между организмами. В этом случае учитывается больше данных, чем в искусственной классификации, при этом принимаются во внимание не только внешние, но и внутренние признаки. Учитываются сходство в эмбриогенезе, морфологии, анатомии, физиологии, биохимии, клеточном строении и поведении.

Какой является система живых организмов, предложенная К.Линнеем? Почему?

Ответ. Система предложенная К. Линнеем была искусственной. В ее основу Линней положил не родство растений, а несколько внешних, легко различимых признаков. В основу классификации растений, он положил только строение генеративных органов. При классификации по 1-2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения оказывались иногда в одном классе, а родственные - в разных. Например, подсчитывая число тычинок у моркови и льна, Линней поместил их в одну группу на том основании, что у них по пять тычинок в цветке. На самом деле эти растения принадлежат к разным родам и семействам: морковь из семейства зонтичных, лен - семейства льновых. Искусственность классификации «по тычинкам» во многих случаях так очевидна, что ее нельзя не заметить. В одно семейство «восьмитычиночных» у Линнея попали гречиха, клён и вороний глаз.

В 5-м классе (5 тычинок) встретились морковь, лен, лебеда, колокольчик, незабудка, смородина, калина. В 21-м классе рядом с ряской значились осока, береза, дуб, крапива и даже ель и сосна. Брусника, похожая на нее толокнянка, черника - двоюродные сестры, но попали в разные классы, так как число тычинок у них различно.

Но при всех своих недочетах линнеевская система растений позволяла легко разбираться в огромном числе видов, уже известных науке.

По сходству и форме клюва курица и страус попали в один отряд, тогда как курицы относятся к килегрудым, а страусы - к бескилевым, (а в его типе «черви» собрано 11 современных типов). Его зоологическая система была построена по принципу «деградации» - от сложного к простому.

К. Линней, признавая искусственность своей системы, писал, что "искусственная система будет существовать до создания естественной".

Что представляет собой бинарная номенклатура и в чем заключается ее значение для систематики?

Ответ. Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе - видовой эпитет (напр. , Lepus europaeus - заяц-русак, Centaurea cyanus - василек синий) . Когда вид описывается впервые, приводят по-латыни и фамилию автора. Предложена К. Баугином (1620), положена в основу систематики К. Линнеем (1753).

Имя рода всегда пишется с большой буквы, имя вида - всегда с маленькой (даже если происходит от имени собственного).

Раскройте принцип иерархии таксонов на конкретных примерах.

Ответ. На первом этапе классификации специалисты разделяют организмы на отдельные группы, которые характеризуются определенным набором признаком, а потом располагают их в правильной последовательности. Каждая из таких групп в систематике называется таксоном. Таксон - это основной объект исследований систематики, представляющий группу реально существующих в природе зоологических объектов, которые достаточно обособлены. В качестве примеров таксонов можно привести такие группы как «позвоночные», «млекопитающие», «парнокопытные», «олень благородный» и другие.

В классификации Карла Линнея таксоны были выстроены в следующую иерархическую структуру:

Царство - животные

Класс - млекопитающие

Отряд -приматы

Род -человек

Вид - человек разумный

Один из принципов систематики - принцип иерархии, или соподчинения. Он реализуется следующим образом: близкородственные виды объединяются в рода, рода объединяются в семейства, семейства в отряды, отряды в классы, классы в типы, а типы в царство. Чем выше ранг таксономической категории, тем меньше таксонов этого уровня. Например, если царство одно, то типов уже более 20. Принцип иерархии позволяет очень точно определить положение зоологического объекта в системе живых организмов. В качестве примера можно привести систематическое положение зайца-беляка:

Царство Животные

Тип Хордовые

Класс Млекопитащие

Отряд Зайцеобразные

Семейство Зайцевые

Род Зайцы

Вид Заяц-беляк

Помимо основных таксономических категорий в зоологической систематике используются и дополнительные таксономические категории, которые образуются прибавкой соответствующих приставок к основным таксономическим категориям (над-, под-, инфра- и других).

Систематическое положение зайца-беляка с использованием дополнительных таксономических категорий будет иметь следующий вид:

Царство Животные

Подцарство Настоящие многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Четвероногие

Класс Млекопитащие

Подкласс Живородящие

Инфракласс Плацентарные

Отряд Зайцеобразные

Семейство Зайцевые

Род Зайцы

Вид Заяц-беляк

Зная положение животного в системе можно охарактеризовать его внешнее и внутреннее строение, особенности биологии. Так, из приведенного выше систематического положения зайца-беляка можно получить следующую информацию, о данном виде: имеет четырехкамерное сердце, диафрагму и шерстный покров (признаки класса Млекопитающие); в верхней челюсти две пары резцов, потовые железы в коже туловища отсутствуют (признаки отряда Зайцеобразные), уши длинные, задние конечности длиннее передних (признаки семейства Зайцевые) и т.д. Это пример одной из основных функций классификации -прогностической (функция прогноза, предсказания). Помимо этого классификация выполняет эвристическую (познавательную) функцию – представляет материал для реконструкции путей эволюции животных и пояснительную – демонстрирует результаты изучения таксонов животных. Для унификации работы специалистов-систематиков существую правила, которые регламентируют процесс описания новых таксонов животных и присвоение им научных названий.