Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)

В этом году историю сдавала 1 обучающаяся - Матвеева Евгения. Средний результат - 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 - задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

– для каждого задания части 1 - 3–7 минут;

– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

– для задания 25 – 40–80 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Проверяемые умения,

виды деятельности

Уровень сложности задания

Баллы

Часть 1

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

Знание дат (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда

Определение термина по нескольким признакам

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)

8-начало 21 века

Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)

Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)

Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Работа с текстовым историческим источником

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России)задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Анализ иллюстративного материала

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

8-начало 21 в.

Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

8-начало 21 в.

Историческое сочинение

8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Причинно-следственные связи

Оценка значения периода для истории России

Использование исторической терминологии

Наличие/отсутствие фактических ошибок

Форма изложения

Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.

Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.

Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.

С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.

Выводы:

При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;

Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;

Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.

Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).

Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:

Учитель истории: /Л.В.Исакова/

Цель экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по истории России выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в рамках проведения государственной (итоговой аттестации.

В экзаменационной работе проверяется, во – первых, то, насколько ученик владеет базовыми знаниями и умениями:

Точное указание дат, фактов, имен и т.д.;

Рассмотрение событий с учетом хронологической последовательности, этапности, соотнесение события с веком, эпохой;

Выявление характерных черт, принадлежности локального события, его места в серии однотипных событий.

Во-вторых, выявляются более сложные элементы, связанные с приобретенными учащимися умениями исторического описания, анализа и объяснения.

Экзаменационная работа включает задания по курсу истории России с древности до наших времен, причем по разным аспектам – экономике и социальным отношениям, внутренней и внешней политике, истории материальной и духовной культуры. Почти половина заданий относится к истории ХХ – начала XXI в.в. Задания располагаются в работе в определенной последовательности, прежде всего – в хронологическом порядке по периодам. Внутри периодов задания размещены по нарастающей степени сложности, начиная с тех, которые требуют знания дат, до аналитических и оценочных заданий.
В соответствии с назначением работы в ней предусматриваются три части, отличающиеся по сложности заданий и характеру деятельности. Общее число заданий – 50. Часть 1 (А) – 32 задания с выбором ответа (базового уровня). С помощью заданий части А проверялись базовые знания дат, фактов, понятий и терминов , характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Часть 2 (В) – 11 заданий с открытым кратким ответом (повышенного уровня сложности). Часть В позволяет проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки обучающихся, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы тоже выстроены в хронологическом порядке (от VIII – XVIII в.в. в В1 до периода 1945 - 1991 г.г. в задании В9), при этом задание В10 может содержать вопросы, касающиеся событий VIII – XXI в.в., а задание В11 – XIX – XX в.в.
Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом высокого уровня сложности, так как вопросы носят комплексный характер и предполагают разные виды деятельности:

С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 2-3 предложений);

С4 – С7 - задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания, степень овладения целым рядом умений, в том числе и комплексного характера.
Примечание . Анализ результатов ЕГЭ по истории России сделан без учета информации о выпускнике, не набравшем минимальное количество баллов. Это вызвано не стремлением «приукрасить» результаты и «не портить картину», а желанием максимально объективно оценить уровень знаний выпускников, имевших определенную мотивацию к успешной сдаче экзамена. Данный ученик верно выполнил лишь 6 заданий части А, наполовину выполнил по одному заданию частей В и С.

з) в учебном процессе шире использовать методические приемы и дидактические материалы, способные повысить мотивацию школьников к изучению предмета, развить интерес к предмету;

и) шире использовать возможности межпредметного взаимодействия. Учитывая, что период XX – XXI в.в. оказывается усвоенным хуже, чем другие, необходимо чаще использовать исторический материал для иллюстрации обществоведческих понятий и изучения общественных процессов в рамках курса обществознания.

Руководитель УМК учителей обществоведческого цикла Фролова Е.В.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в 2009 году.

Экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию сдавал 41 выпускник XI классов гимназии № 1.

Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по истории

Учитель: Фаттахова Л.Р.

В 2014 году в ЕГЭ по истории приняли участие 4 учащихся Новошешмиской СОШ, успеваемость составила 100%.

Средний балл - 52, 25 (выше районных на 1,55; республиканских на 6,25 ; российских результатов на 6, 55 баллов). По району- 50,7, по РТ- 46, по РФ – 45,7. Высший балл (и по району) – 68 (Семеняк А.).Минимальный балл по ЕГЭ составил 32 (порог).

Анализ выполнения заданий части А

Общее количество заданий в экзаменационной работе было 40. Каждый вариант КИМ состоял из 3 частей.

В части 1, содержащей 21 задание с выбором ответа проверялись базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике.

Часть А

Из таблицы видно, что наибольшее число (75 % - 100 %) правильных ответов даны на задания:

А 3-Установление причинно-следственных связей (VIII–XVII вв.)

А 5 -Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (VIII–XVII вв.)

А 2, 6,16 - Знание основных фактов, процессов, явлений (VIII–XVII вв., XVIII – середина XIX в., 1941–1945 гг.))

А 9, 12, 17 - Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (XVIII – середина

XIX в., вторая половина XIX – начало XX в., 1941–1945 гг.).

Низкий процент выполнения следующих заданий части А (25-50%):

А 1,4,7,10,13,20 - Знание основных фактов, процессов, явлений (VIII–XVII вв., XVIII – середина

XIX в. , вторая половина XIX – начало XX в., XVIII – начало XX в. (культура),1917–2012 гг. (культура))

А 8 - Установление причинно-следственных связей (XVIII – середина XIX в.)

Наибольшее затруднение у аттестуемых вызвали задания на знание фактов и явлений культуры разных эпох, что объясняется недостаточным временем на изучение данного материала, обзорным прохождением темы «Культура».

«Западание» XIX века, которое было характерно для предыдущих лет не наблюдается, учащиеся показали разные (и положительные, и отрицательные) результаты по данному периоду. Сложным, как и прежде остается материал начала 20 века.

Анализ выполнения заданий части В

Часть 2 состоял из 13 заданий с кратким ответом(цифра, последовательность цифр или слово(словосочетание)), задания которых позволяли проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике, классифицировать и систематизировать факты, работать с исторической картой(схемой), иллюстративным материалом.

Задания части В


Наибольшее число правильных ответов на задания 2, 8,11, 13.

В 2- Систематизация исторической информации (множественный выбор) VIII – начало XXI в.

В 8, 11 - Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой(схемой)) VIII – начало XXI в.

В 13 - Различное содержание в разных вариантах (анализ иллюстративного материала) VIII – начало XXI в.

Низкое качество выполнения заданий (25-50 %) наблюдается по недостаточной выработке таких знаний и умений как:

    умение определять последовательность событий,

    систематизация исторической информации (соответствие),

    работа с исторической картой (схемой))

    анализ иллюстративного материала.

Однотипные задания выполнены учащимися с разной успешностью. Такая же картина и по периодам.

Анализ выполнения заданий части С

В части 3, содержащей 6 заданий с развернутым ответом, выявлялись и оценивались освоение выпускниками различных комплексных умений.

С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание

С5 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание С6 – представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с

ориентацией на заданные параметры деятельности. С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох(один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 оценивался по системе критериев.

Часть С

Наибольшее число правильных ответов на задания 1,2,6,7,8, где проверялись такие знания и умения как:

  • умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа,

    представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности, умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.

Затруднение вызвало задание С 5, где проверялось умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии, что объясняется недостаточностью времени для изучения истории в общеобразовательных классах и нехваткой урочного времени на данные виды задания.

В целом, результаты ЕГЭ по истории показывают средний уровень усвоения материала.

ЕГЭ по истории в 2017-2018 учебном году сдавало 6 выпускников .

Учитель: Косьмина Ольга Альбертовна.

Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором - 32. Наибольшее количество баллов – 86 – Черненко Алина. Минимальное количество баллов – 32 – Рогожа Федор. Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

    1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.

    2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.

    З балла - 11, 23.

    4 балла - 24.

11 баллов - 25

Средний балл – 56.

1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля):

Справилось

Не справилось

Справилось

Не справилось

Наиболее успешно справились с заданиями 2, 7, 8.

Всего учащимся было предложено 19 заданий с кратким ответом. Представлены задания: на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие); на знание исторических понятий и терминов; на знание исторических фактов; два задания на умение работать с историческими источниками; на знание исторических личностей; на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы; на работу с исторической картой; на знание фактов истории культуры; на работу с иллюстративным материалом.

Учащиеся не справились с заданием 15 – работа с исторической картой.

2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения):

3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником. Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте). Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике. Задание №22 – проверка контекстных знаний. Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации. Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе. Задание №25 – историческое сочинение.

Справилось

Не справилось

Справились

Не справились

Рогожа Федор не справился с частью 2. Причина – слабая успеваемость по предмету (начал учить материал лишь во втором полугодии 11 класса).

Сложным для учащихся было задание 24. С данным заданием справилась только Черненко Алина.

Определенные трудности вызвало задание 25 – написание исторического сочинения – задание требует не только хорошего знания материала, но и умения его излагать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, что учащиеся- подростки всегда делают с трудом.

На выполнение заданий учащиеся примерно потратили времени:

    для каждого задания части 1 – 3–7 минут;

    для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

    для задания 25 – 40–80 минут.

В целом учащиеся справились с заданиями ЕГЭ.

Распределение участников ЕГЭ по полученным тестовым баллам по истории

Количество учеников

1. Формировать у учащихся умения: работать с историческими источниками, текстами; работать с исторической картой; работать с иллюстративным материалом, аргументировать в историческом сочинении; решать исторические задачи.

2. Больше времени уделять работе с историческими картами.

3. Обращать внимание учащихся на разные точки зрения на исторические события и их оценку специалистами.

Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

Результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс) Демидовой Ирины Николаевны.

Место работы МБОУ СОШ № 120 городского округа Самара

Тема: Спецификация и проверочная работа по истории в 11-х классах по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Спецификация

проверочной работы по обществознанию в 11-х классах по теме:

« Подготовка к ЕГЭ».

1. Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)

общего образования, базовый и профильный уровни (приказ

Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры проверочной работы.

Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников

образовательных организаций среднего общего образования по

обществознанию.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего

и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый

и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется

комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню

сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней

подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной

проверки.

В основе модели экзаменационной работы – деятельностный подход,

позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра

предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об

обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах

личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических

явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной

жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает

интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания

охватывают основные разделы курса, базовые положения различных

областей обществознания.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который

определяется способом познавательной деятельности, необходимым для

выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает

осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание,

воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,

конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте),

объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и

высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как

правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует

отнести:

– включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений,

формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех,

которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке

в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не

может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная

деятельность, устные презентации и т.п.);

– равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов

курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых

Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего

образования в 2014–2015 и 2015–2016 учебных годах;

– соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний

и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого

ответа.

К основным принципам отбора моделей заданий и формирования

структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:

– использование для проверки основных объектов заданий различных

типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно

продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом

– соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода

от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом

учитывается также при подборе источников информации, используемых

в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических

исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-

популярного, социально-философского характера. Для заданий на

различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний

конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к

информационным сообщениям СМИ.

4. Структура проверочной работы

включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности

заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из

предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью

таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных

в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов,

мнений и теоретических положений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих

предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова

(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и

разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях

ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно

в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление

выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой

подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются

автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются

экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом

максимального первичного балла за выполнение каждой части дается

в таблице 1.

5. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут

(235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,

составляет:

1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4 минуты;

2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8 минут;

3) для задания 29 – 45 минут

6. Условия проведения проверочной работы.

Использование единой инструкции по выполнению работы позволит обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по обществознанию.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается

выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана

в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается

2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное

правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду

со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие

одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до

5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по

2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на

основе специально разработанной системы критериев.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой

аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован

Минюстом России 03.02.2014 № 31205)

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо

друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных

двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение

в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему

учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется

информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими

экзаменационную работу».

1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании

любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те

задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение

в оценивании экспертов в 2 или более балла.

2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из

критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт

проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым

расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.

Максимальный первичный балл – 62.

Баллы для поступления в ссузы и вузы подсчитываются по

100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий

работы.

Уровень сложности характера

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного

балла за выполнение заданий

данного уровня сложности от

максимального первичного балла за

всю работу, равного 62

Базовый

30,6

Повышенный

32,3

Высокий

37,1

Итого

8.Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям и навыкам

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1.

Часть работы

Кол-во заданий

Максимальный

Первичный балл

Процент максимального

первичного балла за выполнение

заданий данной части от

максимального первичного

балла за всю работу,

равного 62

Тип заданий

Часть 1

56,5

С кратким ответом

Часть 2

43,5

С развернутым ответом

Итого

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников

общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом

в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных

программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но

не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»

стандарта, т.е. не является объектом контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по истории

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию , составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего

(полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек

как результат биологической и социокультурной

эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.3 Виды знаний

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и под-

системы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.13 Религия

1.14 Искусство

1.15 Мораль

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5 Постоянные и переменные затраты

2.6 Финансовые институты. Банковская система

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги

2.9 Рынок труда. Безработица

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12 Роль государства в экономике

2.13 Налоги

2.14 Государственный бюджет

2.15 Мировая экономика

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность

3.2 Социальные группы

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные

конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.7 Социальный конфликт

3.8 Виды социальных норм

3.9 Социальный контроль

3.10 Семья и брак

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида

Политика

4.1 Понятие власти

4.2 Государство, его функции

4.3 Политическая система

4.4 Типология политических режимов

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство

4.7 Политическая элита

4.8 Политические партии и движения

4.9 Средства массовой информации в политической

системе

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

4.11 Политический процесс

4.12 Политическое участие

4.13 Политическое лидерство

4.14 Органы государственной власти Российской

Федерации

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Право

5.1 Право в системе социальных норм

5.2 Система российского права. Законотворческий

процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации

5.5 Законодательство Российской Федерации о вы-

борах

5.6 Субъекты гражданского права.

5.7 Организационно-правовые формы и правовой

режим предпринимательской деятельности

5.8 Имущественные и неимущественные права

5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора

5.10 Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения

брака

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и

способы его защиты

5.13 Международное право (международная защита

прав человека в условиях мирного и военного

времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения

5.15 Основные правила и принципы гражданского

процесса

5.16 Особенности уголовного процесса

5.17 Гражданство Российской Федерации

5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан-

ская служба

5.19 Права и обязанности налогоплательщика

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по истории

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение

которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего

(полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем –

требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ.

Знать и понимать:

1.1 биосоциальную сущность человека

1.2 основные этапы и факторы социализации личности

1.3 место и роль человека в системе общественных отношений

1.4 закономерности развития общества как сложной само-

организующейся системы

1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных

институтов

1.6 основные социальные институты и процессы

1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.8 особенности социально-гуманитарного познания

Уметь:

2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты),

их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных

объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и

признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-

следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под-

систем и структурных элементов социальной системы,

социальных качеств человека)

2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней

факты и мнения, аргументы и выводы

2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни,

включая личность, группы, организации, с точки зрения

социальных норм, экономической рациональности

2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по

определённым проблемам

2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

2.9 применять социально-экономические и гуманитарные

знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

Количественные и качественные характеристики результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс)

Класс

Кол-во

Уч-ся

Кол-во отсутствующих

Присутствовало

«5»

«4»

«3»

11а

11б

итого

задания