23:58 — REGNUM Гагаузия - Молдавия: "О какой усиленной автономии можно говорить, если то немногое, что гагаузы имеют, либеральные умы намерены отнять". Политика: "Кишинев, ставший настоящей "банкой со сжирающими друг друга пауками", спасут уставшие от хаоса регионы". Общество: "Молдаване в 90-х годах сделали так, что теперь их дети плохо говорят по-русски, а мы так и не оправдали создание Гагаузии" .

Гагаузия - Молдавия: "О какой усиленной автономии можно говорить, если то немногое, что гагаузы имеют, либеральные умы намерены отнять"

Либеральная партия Михая Гимпу желает уравнять Гагаузию с рядовым районом Республики Молдова, пишет "В фокусе недели" . Как сообщил депутат молдавского парламента Вадим Мишин, Либеральная партия внесла на рассмотрение парламента проект новой конституции, который, по их мнению, приближает Молдавию к европейским стандартам. Однако, по словам депутата фракции Партии коммунистов Вадима Мишина, предложенный либералами документ носит явно провокационный характер по отношению к национальным меньшинствам и ущемляет особый статус гагаузской автономии.

Особую тревогу политика вызывает статья 3 пункт 3 "либеральной" конституции, в которой закреплено административное деление Республики Молдова, продолжает "В фокусе недели". Данная статья гласит о том, что территория Республики Молдова в административном разрезе состоит из коммун, городов, регионов и административно-территориального образования Гагаузия. В записи, посвященной "составной части Республики Молдова, состоящей из трех районов" - Гагаузии, на первый взгляд, все сохранено. Но это только на первый взгляд, поскольку, во-первых, согласно закону об особом правовом статусе Гагаузии, регион является не административно-территориальным образованием, как предусмотрено проектом Гимпу, а автономно-территориальным, что существенно отличает Гагаузию от остальных районов Молдавии. Во-вторых, эксперты, разработавшие новую конституцию, в конце статьи о Гагаузии, в самом конце абзаца сделали меленькую заметку: АТО Гагаузия имеет право законодательной инициативы, касающейся ее специального статуса.

Авторы "либеральной" конституции считают, что гагаузская автономия заслуживает лишь особый административный, а не политико-правовой статус, что автоматически приравнивает Гагаузию к рядовому району Республики Молдова, пишет "В фокусе недели". "Вот такой одной лишь фразой либералы планируют лишить Гагаузию законодательной инициативы, невзирая на то, что статья 47 регламента парламента определяет субъектами законодательной инициативы два органа - парламент Республики Молдова и Народное Собрание АТО Гагаузия", - отметил Вадим Мишин.

До 1994 года Гагаузия (Гагаузская Республика с 1990 года) существовала в конфликте с официальным Кишиневом, пишет Haberlar . Это была вторая, в буквальном смысле, горячая точка в некогда цветущей Молдавии. Руководители гагаузского движения за национальное возрождение и высшее руководство Молдавии, тогда явно отвергающее все русское и, тем более, гагаузское, разрешили межнациональный конфликт намного раньше, чем это было сделано в других горячих точках постсоветского пространства. Парламентом был принят Закон "Об особом правовом статусе Автономно-территориального образования Гагауз Ери", предусматривающий автономное решение культурных, экономических и политических вопросов. Закон, по которому регион численностью в 155 тысяч человек живет и сейчас, позволил гагаузам сформировать свои органы публичного управления, парламент, а главное, выбрать лидера - башкана.

Конечно, сегодня у многих политических деятелей автономии есть большое недовольство и вопросы к этому закону и к тому, как он функционирует, продолжает Haberlar. Но это немного другая тема, совсем не приятная для гагаузской общественности. Однако нельзя не признать того, что до 1994 года народ, проживающий на юге Молдавии, более высокой государственной формы не имел. В отличие от современных условий, в царское время и во времена румынского присутствия здесь, гагаузы не имели возможности свободно развивать свои язык, культуру, литературу и традиции. Письменность, кстати, гагаузы обрели в 1957 году, в те самые времена, когда, по мнению будущих героев публикации, Советский Союз "разрушал" румынскую государственность Молдавии.

Республика Молдова стоит на распутье, пишет Haberlar. Нескончаемый политический кризис, а также экономические амбиции власть имущих никакого импульса Молдавии и регионам не дают: ни шанса стать полноправным членом ЕС, ни добрососедских отношений с Россией, к коим Гагаузия и непримиримый Тирасполь более склонны. Молдавский политический класс способствует разжиганию конфликтов между всеми народами, проживающими в стране. Во время исполнения обязанностей президента лидер Либеральной партии объявил одну из дат "Днем советской оккупации", вследствие чего, в центре молдавского Кишинева появился камень, увековечивший память о "жертвах советской оккупации". Коллеги по Альянсу либерально-демократического толка, а также демократического, никак не препятствуют этому абсурду, хотя имеют для этого достаточно полномочий. Следовательно, ничего против антироссийской политики и безуспешной интеграции в Европу они не имеют.

А на фоне рождения новых "праздников", хоть и отклоненных Конституционным судом, Гимпу отказался от Гагаузии, заявив, что ее не существует, продолжает Haberlar. Его коллеги снова никак не комментировали изречения политика. Страна живет без президента два с половиной года и для его избрания законных предпосылок пока не имеется. Отсюда и вытекает новый проект молодой Либеральной партии - новая Конституция.

Наверное, все-таки, усиленную и более централизованную республику гагаузам уже не видать, пишет Haberlar. И речь не идет о каком-то внешнем самоопределении, такие идеи окончательно канули в прошлое. Самоопределение нам и не нужно, нам просто нужно, чтобы к нам прислушивались и уважительно относились ко всем процессам, происходящим в регионе. Хотя, о какой усиленной автономии можно говорить, если то немногое, что гагаузы имеют, либеральные умы намерены отнять. Фактически, закон, регламентирующий деятельность органов публичной власти региона, носит некий символический характер. Он попросту не работает, а если бы и работал, от этого ничего не изменилось бы, поскольку одни названия публичных ведомств Гагаузии уже носят второстепенный характер. В Гагаузии нет правительства. Соответствующий орган - это Исполнительный комитет. Даже председателя Исполнительного комитета нет, второго человека в автономии - эту должность занимает сам башкан. И не парламент, а Народное собрание, в котором большинство должностей не оплачиваются. А руководители профильных ведомств, во многих других государствах и автономных республиках, являющихся министерствами, называют себя начальниками главных управлений. Чем же, простите, Гагаузия не район? Ведь, не конституция гагаузской автономии, а всего лишь Уложение, которое не должно противоречить органическому закону Республики Молдова.

А теперь, согласно поправкам "европейской" конституции, внесенным на рассмотрение в парламент либералами, в Гагаузии, скорее всего, не будет и этого, продолжает Haberlar. Согласно проекту ЛП, Гагаузия уже не будет автономно-территориальным образованием и, вопреки регламенту парламента Республики Молдова, утратит статус субъекта законодательной инициативы. Филиал Либеральной партии есть и в Комрате, к великому удивлению и сожалению. Интересно было бы узнать у них, как они относятся к тому, что в случае принятия новой конституции, Гагаузия станет всего лишь административной единицей. И, вследствие этого, ничем не отличится от районов, подводит итог издание.

Политика: "Кишинев, ставший настоящей "банкой со сжирающими друг друга пауками", спасут уставшие от хаоса регионы"

Башкан Гагаузии Михаил Формузал создал новое политическое формирование - "Партию регионов", которая, по его словам, "в отличие от подавляющего большинства молдавских партий, не будет "партией одного человека", пишет Infotag . "В новой партии будут звучать с одинаковой силой голоса северных и южных районов РМ, а также столицы Молдавии - Кишинёва", - сказал Формузал, которого считают главным инициатором и идейным вдохновителем создания "Партии Регионов".

Глава исполнительной власти Гагаузии выступил с инициативой создания новой политической силы, считая, что она должна "качественно обновить молдавскую политическую элиту" за счёт привлечения к процессу управления страной региональных лидеров, а также за счёт потенциала регионов Молдавии, которые должны будут более активно участвовать в политических процессах государства", продолжает Infotag. Инициатива создания Формузалом партии породила много домыслов, среди основных - создание платформы для дальнейшего участия в политической жизни РМ, ведь через три года истекает второй мандат башкана и Формузал таким шагом готовит себе площадку, с которой он надеется стартовать в большую политику. Если исходить из его политической карьеры - от заместителя примара Чадыр-Лунги до башкана, то перспективы Формузала достаточно очевидны. Кроме того, учитывая, что идеология партии близка к левоцентристским принципам, сразу напрашивается вопрос: "Сможет ли партия Формузала отобрать голоса у Партии коммунистов, которые пользуются большой популярностью на юге РМ, набирая всегда около 60-70% голосов избирателей?"

Аналитик Иван Грек не исключает, что перед Формузалом стоит вполне конкретная задача: ослабить Партию коммунистов, традиционно имеющую высокий уровень доверия на юге РМ, и стать тем самым золотым довеском, который поможет премьеру Владимиру Филату и его ЛДПМ получить большинство в будущем парламенте", пишет Infotag. При этом аналитик не исключает, что "проект создания "Партии регионов" может быть на 100% филатовско-формузаловской идеей". С другой стороны необходимо учесть, что на электорат гагаузской автономии приходится лишь 4% электората РМ. Кроме того, об инициативе создания партии на территории автономии заявил мэр Комрата Николай Дудогло, который сумел отнять у Формузала практически половину голосов на прошедших выборах башкана в конце 2010 г. Исходя из этого, шансы "Партии регионов" в Гагаузии снижаются вдвое. Несмотря на то, что оба политика выступают за решение политического кризиса в РМ, связанного со сложностями избрания президента, Дудогло и Формузал не могут договориться на территории автономии и выступать с единой позицией от имени гагаузского народа.

По мнению политолога Виталия Андриевского, многие руководители на местах недовольны пренебрежительным отношением Кишинева к мнению региональных элит, продолжает Infotag. "Но вот захотят ли элиты объединиться под знаменем "южанина" и гагауза Формузала - это большой вопрос", - отмечает он. В качестве примера успешных региональных политических проектов некоторые эксперты приводят соседнюю Украину, где "регионалы" во главе с Виктором Януковичем собрали команду авторитетных на местах личностей и "подмяли" под себя большую часть левоцентристского электората. Поэтому, по мнению ряда экспертов, для достижения хоть какого-либо результата рядом с Формузалом равные позиции должны занять хотя бы несколько авторитетных руководителей на местах, в особенности представители болгар, украинцев, русских и ромов.

В свою очередь, политолог Богдан Цырдя полагает, что "шансы на попадание в парламент "Партии регионов" напрямую зависят от пиар-технологий, имеющихся в наличии денежных средств, известных представителей власти в ее рядах, а также поддержки политических элит России", пишет Infotag. Но, как отмечает Цырдя, в Молдавии не было случаев, когда партии, появлявшиеся сначала на региональном уровне, смогли бы добиться крупных электоральных побед. "У башкана, конечно же, есть определённая узнаваемость, но рейтинга, к сожалению, нет. Формузал не имеет такого уровня доверия, который был бы сопоставим с рейтингом Лупу, Филата, Воронина или хотя бы Гимпу. А если у человека нет рейтинга доверия в 20-30-40%, то и говорить о национальных проектах бессмысленно", - отмечает политолог.

Говорить о реальной политической перспективе и шансах "Партии регионов" можно будет весной 2012 г., когда партия имеет возможность попробовать свои силы, если примет участие в выборах в Народное собрание гагаузской автономии, продолжает Infotag. Однозначно можно утверждать, что, если партии удастся преодолеть избирательный порог (4%) в парламент РМ, то она станет сателлитом ЛДПМ, чтобы помочь реализовать Владимиру Филату его политические амбиции.

Казалось, мы бы должны уже привыкнуть к тому, что в стане молдавской политики возможно самое невероятное, пишет "Единая Гагаузия" . Какие только казусы не случались на протяжении нашей короткой истории: антикоммунист Юрий Рошка братался ради сиюминутной карьеры с Владимиром Ворониным; "гагауз №1" Воронин гнобил Гагаузию и ее лидеров (не просто топча ногами свежеподписанное им соглашение о сотрудничестве с политическими силами автономии, а опустившись до организации государственного переворота на региональном уровне). Непросты были зигзаги взаимоотношений также между Ворониным и Дьяковым. Имеются и другие примеры, но они всем известны, и нет особой нужды занимать внимание читателя перечислением каждого сногсшибательного поворота в молдавской политике.

Некоторые пытались оправдать вышеуказанные трюки тем, что упомянутые лидеры изначально с хитрецой, продолжает "Единая Гагаузия". А вот Михай Гимпу воспринимался иначе. Эдакий прозрачный и наивный до придурковатости национал-романтик, ярый румын и убежденный, принципиальный антикоммунист. Таким мы его видели. И думали, что уж он-то абсолютно прогнозируемый, уж он-то точно не способен скрещиваться с Ворониным... Не тут-то было! Нас снова удалось удивить! "20 октября журналисты стали свидетелями, как председатель Либеральной партии Михай Гимпу и лидер Партии коммунистов Владимир Воронин долгое время прогуливались вместе по холлу Дворца Республики в Кишинёве, где проходят парламентские заседания, - пишет Publika. - Со стороны это выглядело, как беседа старых друзей, что и вызвало интерес представителей СМИ. На просьбу журналистов прокомментировать дружескую беседу, политики признались, что пришли к соглашению о совместных действиях коммунистов и либералов против ЛДПМ. И первым шагом в запланированных действиях нового политического тандема станет, по словам самих лидеров политформирований, совместное голосование за отставку председателя комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслава Ионицэ, который представляет в парламенте Либерально-демократическую партию".

"Коммунист" и "антикоммунист" объединились, чтобы вставить шпильку члену "антикоммунистического" Альянса (а может быть и последнее слово надо было брать в кавычки?), пишет "Единая Гагаузия". При этом "непримиримые оппоненты" вдруг стали обмениваться такими любезностями, что ввели в ступор наблюдателей. "Я знаю возможности господина Воронина и знаю, что годы проходят, а он не может примириться с мыслью, что должен оставаться в зале, зная, что не стать ему президентом страны. Демократия - политическая борьба, борьба за идеи, но мы - не враги. Боже упаси! Несмотря на то, что мы с ним политические оппоненты, я всегда был внимателен и уважителен с оппозицией...", - уверенно врал Гимпу. Хотя теперь еще надо подумать, когда же он действительно врал: то ли когда кричал ради мандата в парламенте "Молдавия - без Воронина", то ли когда в одной упряжке с Ворониным решил проворачивать свои делишки.

Что делает Воронин - вполне понятно, продолжает "Единая Гагаузия". Он разваливает противостоявший ему альянс. Выдергивает из него каждого поодиночке, и готов что угодно проделать, только бы посеять еще больший хаос в стране и затем, на этой неразберихе, въехать обратно во власть. Новые выборы Воронину нужны как воздух! Но выходит, они нужны и Гимпу? Или ему нужны только хаос и неуправляемость в стране, чтобы быстрее покончить с государственностью Молдавии? Ведь ничего, кроме хаоса, эти интриги вокруг парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам сейчас принести не могут. На носу принятие очередного закона о бюджете Молдавии - главного финансового документа на 2012 год. Отсутствие утвержденного бюджета может парализовать работу правительства и усугубит и без того глубокий политический кризис. Угроза вхождения в 2012 год без утверждённого бюджета, на фоне социальной нестабильности и перспективы очередной затратной избирательной компании, фактически, может обернуться угрозой перехода политического кризиса в хаос государственного безвластия с самыми тяжкими последствиями.

"Государственник" Владимир Воронин, создавая предпосылки для развала власти в Молдавии, а заодно и самого молдавского государства, думает, что использует "дурачка Гимпу", чтобы вернуться во власть, пишет "Единая Гагаузия". А либеральный "национал-патриот" Гимпу думает, что использует "старого маразматика Воронина", чтобы дать щелбана более успешному "союзнику" Филату, и заодно приблизиться к своей мечте об объединении с Румынией. Ведь только создание ситуации полной неуправляемости страной может убедить народ Молдавии в невозможности самостоятельного существования, отдельно от такой "демократически развитой, европейской Румынии". По другому - никак! Каждый считает себя умнее, а временного союзника - глупее. Но на деле каждый из политиков дурит даже не друг друга, а свой народ, своих избирателей. На поверку оказывается, что все наши политики одним миром мазаны, ничем друг от друга не отличаются, никаких реальных идей стране не несут. Они просто колышками застолбили каждый свой участок, получили свой электорат, свою нишу в игрищах с избирателями и доят эту корову, как могут.

Получается, что если поскрести ногтем "коммуниста", то он вполне может оказаться обыкновенным националистом, у которого общие интересы с самыми правыми махровыми румынофилами Молдавии, продолжает "Единая Гагаузия". А если поскрести "романтичного, бескомпромиссного, идейного и бескорыстного антикоммуниста", то обнажится серый и не очень мудрый спекулянт на усталости народа от "воронинщины". Более того, окажется, что все эти публичные пикировки между "противоположными" по идейной платформе лидерами - лишь показуха для глупого и доверчивого народа. А потом, после ничего не значащего словоблудия, эти партайгеноссе собираются вместе, купаются в одной бане, поднимают друг для друга мыло, хлещут тылы друг друга вениками, и неспешно решают настоящие вопросы. Те вопросы, ради которых они вложили столько своих и чужих "бабок" в выборы, ради которых так мучительно высыхали их красноречивые рты перед трибунами для избирателей.

Осознание вышесказанного очень угнетает, пишет "Единая Гагаузия". Молдавия до тех пор будет такой несчастной страной, и ее государственности до тех пор будет угрожать реальная опасность, пока такие вот, с позволения сказать, "государственники" и "европеизированные антикоммунисты" будут совместно вершить свои мутные дела. Практически все ныне задействованные в большой молдавской политике лидеры давно отжили свое, и требуют незамедлительной замены. Им на смену идут новые политические силы. Как в свое время Москву от самозванцев на престоле и иноземных оккупантов спасли ополчившиеся провинции под руководством Минина и Пожарского, так и Кишинев, ставший настоящей "банкой со сжирающими друг друга пауками", спасут уставшие от хаоса регионы. И это ясно видно из заявления Партии регионов Молдавии, которое немедленно было оглашено вслед за известием о новой сенсационной сделке с совестью в Кишиневе. В сложившихся условиях Партия регионов Молдавии обращается к представителям всех парламентских фракций с требованием прислушаться к желанию большинства населения покончить с политическим кризисом, избрать президента и сосредоточиться на создании условий для социально-экономического развития страны. Требование регионов к столичным "паукам в банке" оглашено. Если нынешние партии не смогут обеспечить для Молдавии стабильность, тогда за это возьмутся другие. И есть надежда, что народ поддержит новые силы, потому что это единственное реальное спасение Молдавии в качестве самостоятельной страны, подводит итог издание.

Политическое соглашение между Владимиром Ворониным и Михаем Гимпу по вопросу отставки председателя парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслава Ионицэ свидетельствует о прямой заинтересованности ПКРМ и ЛП в объявлении очередных досрочных выборов, пишет Gagauzlar . Смещение руководителя комиссии по бюджету накануне принятия главного финансового документа на 2012 год может парализовать работу правительства и усугубит и без того глубокий политический кризис. Угроза вхождения в 2012 год без утверждённого бюджета, на фоне социальной нестабильности и перспективы очередной затратной избирательной компании, фактически, может обернуться угрозой перехода политического кризиса в хаос государственного безвластия с самыми тяжкими последствиями.

Воронину и Гимпу безразлично, что перед нищим населением буквально встаёт вопрос выживания, что цены на газ стараниями лидера ПКРМ, который испортил отношения с Россией, доведены до запредельных, что чиновники НАРЭ душат граждан необоснованно растущими тарифами, продолжая тем временем жировать на баснословные "самоназначенные" зарплаты, продолжает Gagauzlar. Воронина, чья партия жаждет реванша и Гимпу, которому не досталось места у властной кормушки, объединяет общая логика поведения - чем хуже для страны, тем выше шансы достигнуть своих узкополитических и корыстных целей. Поэтому они готовы потратить десятки миллионов леев, которые можно использовать для повышения компенсаций за газ, на очередную предвыборную кампанию. Именно поэтому с такими политиками как Воронин и Гимпу Республика Молдова всегда будет нищей страной.

В этой ситуации особенно циничной представляется попытка коммунистов выступать с позиции защитников государственности Республики Молдова, пишет Gagauzlar. Не может партия, готовая ввергнуть страну в хаос ради нескольких дополнительных процентов голосов на выборах, называться государственнической. Более того, закулисное кокетничанье Владимира Воронина со своим "оппонентом" Гимпу, как и ранее озвученные откровения совместного банного досуга с другим "оппонентом" Дмитрием Дьяковым, говорят о том, что для нынешнего руководства Партии коммунистов не существует никаких "политических врагов". Существуют лишь властные и денежные интересы, которые, как показывает практика, могут объединить даже с унионистской Либеральной партией. Не случайно, инициатива о переносе с центральной площади Кишинёва "камня Гимпу", поддержанная многими патриотами и государственниками, осталась проигнорированной главным "коммунистом", подводит итог издание.

Первый заместитель председателя исполкома Гагаузии Валерий Яниогло считает, что у населения автономии пропал кредит доверия к политическим партиям, пишет "Гагауз-инфо" . Как заявил Яниогло в эфире общественного телевидения Гагаузии, "если мы говорим о доверии, то доверять мы должны людям и взятым на себя обязательствам". Заместитель главы автономии отметил, что по итогам местных выборов он в этом окончательно убедился, так как "более 40 процентов населения Гагаузии проголосовало за независимых кандидатов". "Я разъяснил лидерам политических партий, что нам уже надоело слышать обещания", - заявил Яниогло. Региональный политик также не считает политику "грязным делом", а идеологией и основной целью политических партий, по его мнению, является задача любой ценой попасть в парламент. Успех республиканских политических партий в Гагаузии напрямую зависит от тех личностей, которыми представлены партии в регионе, считает в свою очередь молдавский политический аналитик Николай Цвятков, продолжает "Гагауз-инфо". Рассуждая о целесообразности избрания парламента не по партийным спискам, а по одномандатным округам, политический аналитик высказался за сохранение действующей избирательной системы. Как подчеркнул Цвятков, те партии, которые действительно заинтересованы в массовой поддержке избирателя, просто обречены на выдвижение авторитетных региональных лидеров. "Нынешняя партийная политическая система проста и эффективна. Она решает проблему поддержки конкретных кандидатов. В любой политической партии есть региональные лидеры", - заявил политолог, упомянув, что причиной популярности Партии коммунистов в гагаузской автономии, по его мнению, является то, что в рядах политформирования состоит Ирина Влах. Участвующие в передаче политики Юрий Рошка и Валентин Крылов также высказались за сохранение парламентских выборов по партийным спискам.

Руководитель общественной организации "Гагауз Халкы" и бывший министр иностранных дел Гагаузской республики Петр Завричко считает, что пришло время возродить национальное движение в Гагаузии, пишет Haberlar . Об этом он сообщил в эфире передачи "Kısadan" общественного телевидения региона. По словам лидера организации, гагаузы должны вновь объединиться, потому что народ сегодня оказался "разделенным на 3 части". "В 90-годах мы сделали все возможное для того, чтобы гагаузский народ стал единым и сильным: провозгласили независимую республику, а позже - автономию", - заметил Завричко, добавив, что в годы существования Гагаузской республики (1990-1994) жители Гагаузии были более сильны и едины, чем ныне.

Общественная организация "Гагауз Халкы" была вновь зарегистрирована в министерстве юстиции в 2011 году и стала наследницей движения за национальное возрождение гагаузов, существовавшее в период с 1989 по 1994 годы, продолжает Haberlar. По словам председателя движения, сегодня "Гагауз Халкы" занимается увековечиванием гагаузской истории. Он надеется, что скоро в каждом населенном пункте автономии с помощью организации будут воздвигнуты памятники активистам провозглашения независимой Гагаузской республики.

29 октября общественное движение "Единая Гагаузия" проведёт в Комрате Съезд своих активистов, пишет Gagauzlar . На съезде предполагается обсудить политическую ситуацию в регионе и в Республике Молдова, а также стратегию действий по укреплению статуса автономии. Одной из главных тем в повестке дня мероприятия станет также подготовка к выборам в Народное Собрание Гагаузии, которые должны состояться в первой половине 2012 года.

Спикер Народного собрания Гагаузии Анна Харламенко, вероятно, не будет баллотироваться на новый срок в законодательный орган автономии, выборы в который пройдут весной 2012 года, пишет Tribuna . Об этом заявила изданию сама Харламенко. "До выборов время еще есть, но не думаю, что буду баллотироваться. Собираюсь продолжить журналистскую деятельность или что-то в этом роде. До тех пор решу", - сказала она.

Отметим, что на протяжении последнего времени среди депутатов НСГ обсуждается возможность досрочной отставки председателя, которая, по мнению ряда народных избранников, не справляется с функциональными обязанностями и отдаёт предпочтение политическим разборкам с оппонентами, дискредитируя своим поведением весь депутатский корпус, продолжает Tribuna. В свою очередь сама Харламенка уверена, что все обвинения в её адрес - это "ложь, клевета и провокация", за которыми стоит башкан автономии Михаил Формузал.

Анна Харламенко не первый журналист, который покидает политику, чтобы вернуться в основную профессию, пишет Tribuna. В прессу вернулись бывший вице-председатель ХДНП Влад Кубряков, экс-депутат Анжела Арамэ. Среди журналистов, продолжающих заниматься политикой, числятся бывший вице-председатель парламента, бывший вице-премьер Юрие Рошка, почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков, депутаты-либералы Корина Фусу и Валериу Сахарняну, председатель НЛП Виталия Павличенко, депутаты-коммунисты Константин Старыш и Александр Петков.

Общество: "Молдаване в 90-х годах сделали так, что теперь их дети плохо говорят по-русски, а мы так и не оправдали создание Гагаузии"

Представители гражданского общества гагаузской автономии обвиняют региональные власти в том, что те отказались от политики увековечивания гагаузской культуры, языка и общественных деятелей, пишет "Гагауз-инфо" . Такого мнения придерживается главный редактор газеты Ana Sözü Тодур Занет, принявший участие в программе "Gün gündän" общественного телевидения Гагаузии. По его словам, когда Михаил Формузал стал башканом автономии, он одобрил идею журналиста о том, чтобы воздвигнуть на территории региона памятник жертвам голода 1946-1947 годов. Однако, как заявил Занет, после того, как была создана комиссия по данному вопросу, такой памятник власти оказался не нужным, а вместо памятника народу, появился памятник Гейдару Алиеву. "Алиев - великий человек. Я ничего против него не имею. Но, наверное, надо было сначала увековечить память о наших предках, а потом уже и о нем", - заявил писатель.

Журналист также обвинил лидеров непризнанной Гагаузской республики Степана Топала и Михаила Кендигеляна в том, что они не сделали ничего существенного для развития гагаузского языка, продолжает "Гагауз-инфо". "Они ненавидят наш язык, поэтому у нас и нет продвижений. Молдаване в 90-х годах сделали так, что теперь их дети плохо говорят по-русски, а мы так и не оправдали создание Гагаузии", - добавил Занет.

Тодур Занет также считает, что заместитель башкана Николай Стоянов и глава управления образования Гагаузии Вера Балова должны были подать этим летом в отставку пишет "Гагауз-инфо". По его словам причиной этому должен был бы стать факт массового провала экзамена по государственному языку лицеистами региона. Журналист также добавил, что в "массовом провале экзамена по госязыку детьми из Гагаузии не виноваты учителя", а Николай Стоянов и Вера Балова, отвечающие за образование в регионе, "должны были после этого подать в отставку, как это делается в демократических странах".

Написала гостевой пост о том, как ей удалось разговорить свою дочь, которая к 4 годам полностью перешла на язык среды. Подробная инструкция для тех мам, которые столкнулись с той же проблемой, и пища для размышлений для тех, кто, возможно, зря упускает время. Я сама перечитала пост раз пять, мне очень нравится его эмоциональный заряд. Заимствуйте тактику и стратегию, задавайте автору вопросы и делитесь своим опытом! Вода камень точит, и пусть даже небольшие, но регулярные усилия обязательно дадут свои результаты.

Здесь нет ответов на все вопросы родителей, которые оказались в такой ситуации. Я пишу про свой опыт с ребенком-дошкольником, и все же я думаю, некоторые идеи могут пригодиться родителям младших школьников и подростков.

Я никогда не думала, что такое может произойти со мной, преподавателем русского как иностранного и вечной отличницей. С кем угодно, но только не со мной. Я ведь говорю с ней по-русски! И тем не менее, моя дочка в 4 года перестала на нем говорить. Наш диалог выглядел со стороны окружающих необычно: я ей вопрос по-русски, она мне ответ по-японски. Но уже в 5 лет она стала говорить со мной только на русском. Как мы с ней этого смогли добиться?

Переломным моментом для меня стало то, что ребенок отказывался говорить по-русски с бабушкой во время недельной поездки в Россию. Если до этого я еще верила, что «достаточно просто говорить по-русски» , «перерастет», «вот поедет в Россию - заговорит», то теперь я поняла, что нет, не перерастет. Нужно либо что-то делать, либо перестать мучить себя и окружающих. Я села и стала анализировать.

Анализ причин

Я думаю, что часть причин будут индивидуальными, часть - общими для всех. Здесь важно анализировать не то, «что привело нас к жизни такой», дабы не свалиться в непродуктивную вину или осуждение ребенка, а попытаться посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Что не дает ребенку говорить по-русски? В нашем случае это было:

1. Отсутствие среды и экономия речевых усилий. Зачем говорить по-русски, если на нем говорит только мама, которая и по-японски поймет?

2. Запаздывание в речевом развитии в целом (не требующее срочной коррекции, но требующее наблюдения). Сейчас многие дети начинают говорить позже, при этом попадая в расширившиеся рамки нормы. Это не проблема для популяции в целом, но это проблема в конкретной семье: когда ребенок устраивает истерику, потому что ты его не можешь понять, родитель учится понимать на любом языке, отдельных звуках и жестах.

3. Слабые коммуникативные навыки (стеснительность, стойкое нежелание общаться с незнакомыми людьми и прочее)

4. Языковая привычка. Если ребенок уже привык говорить с родителем на каком-либо языке, эту привычку не поменять за один день. Все мои попытки играть с ребенком на русском, «русскоговорящие» игрушки плодов не приносили.

5. Малый словарный запас.

То есть моими задачами стали развитие коммуникативных навыков и словарного запаса, изменение привычки говорить со мной по-японски, создание русскоязычной среды, где говорит не только мама. Самое главное - активизация речи.

Чем плохо «он все понимает, но не говорит»?

Будем честными, нам трудно контролировать пассивный словарный запас. Сколько в нем понимания слов и грамматики, а сколько понимания из контекста? Насколько ребенок правда «понимает все»? Для меня стало неприятным открытием то, что ребенок не понимает слово «плащ». Она каждый раз надевала его в дождь, когда я показывала в сторону вешалки и говорила «сегодня дождь, надевай плащ». А потом в один день я попросила принести плащ из другой комнаты, а она не поняла, что я хочу. Мы пришли в ее комнату, и я спросила: «Где твой плащ?» Дочка не смогла его показать. Если нет активной речи, проследить, что и когда уходит из речи, очень трудно.

В этом я вижу проблему пассивного (без обсуждения в процессе) смотрения мультфильмов на русском, если родители считают, что просмотр сам по себе обязательно спровоцирует развитие речи.

Что я сделала?

1. Первое и самое главное - честно ответила себе на вопросы, сколько времени, усилий и денег могу тратить на развитие речи ребенка. Я работаю, поэтому у меня четкий уклон в сторону денег: делегирование другим людям, покупка материалов для занятий и книг. Если бы не работала, то имела бы больше времени на изучение бесплатных материалов из сети. Но только деньгами не обойтись. У меня четко и каждый день обозначено время на занятия с ребенком (это больше название для меня, поскольку я так легче могу сосредоточиться) и просто совместное времяпрепровождение. Если все время вместе проводить только с целью развития речи, и я и дети сойдем с ума.

2. Назначила себе срок, до которого буду работать в этом направлении на 100%. Я поставила себе год, после которого разрешила себе пересмотреть свое решение без чувства вины. Через три месяца у ребенка появилась активная русская речь: сначала словами, кусочками там и здесь. Через полгода она полностью перешла со мной на русский.

3. Показала, что на русском говорит не только мама. На самом деле, я и раньше стремилась создать ребенку «языковую среду», устраивая посиделки русских мам с детьми. Но все остальные дети были младше и пока не говорили. Пример говорящих мам не принес результата. Посиделки русских мам продолжаются, но уже для мам, а не для детей.

Что помогло:


  • я нашла «переключателя» - человека, который по мнению ребенка «не говорил» на японском, мог заинтересовать игрой или обожаемым дочкой рисованием, аккуратно задавая вопросы, комментируя, бегая. В нашем случае это была учительница из русской школы, которая приходила к нам домой, но я думаю, что это может быть любой человек, который понимает цель и что нужно делать. И если бы этот человек не подошел, я бы продолжала искать дальше. Дочке понадобился месяц, чтобы она привыкла, сказала учительнице первое слово и стала пытаться что-то говорить вообще.

  • пошла работать учителем в волонтерскую русскую школу с условием, что дочка будет присутствовать на моих занятиях. Мне кажется, что большое количество людей, общающихся на русском, стало для нее самым большим толчком.

  • организовала еженедельные занятия с еще одной заинтересованной мамой для наших детей (примерно одинакового возраста) и другие «занятия» на русском.

  • поездка в Россию. Мы долго готовились к ней, обсуждая, куда хочет пойти ребенок и что в России все говорят только по-русски.

4. Для развития коммуникативных навыков я постоянно контактировала с японскими воспитателями в саду. Они очень помогли, создавая эмоционально безопасную обстановку для общения сначала с одной подружкой, потом с небольшими группами девочек, а потом и в смешанных группах девочек и мальчиков. Например, в самом начале они разрешили дочке и ее подруге устраивать только их «домик» и предотвращали вторжение других детей. В японской речи произошел значительный скачок, время на привыкание к незнакомой обстановке и незнакомым людям стало короче.

5. Возраст ребенка. Истерики наконец закончились, и наступило волшебное время, когда ребенок готов сделать многое просто потому, что маме это приятно.

Способы активизации речи, которые сработали у нас!

1. Метод «непонимания».

Как я уже писала, когда непонимание приводит только к истерикам, его очень трудно применять продуктивно. Я для себя решила, что поначалу будет не больше трех «непониманий» в день, только когда у ребенка хорошее настроение и когда я уверена, что дочка хорошо знает это слово.

2. Метод пошагового усложнения.

Любой человек способен запомнить одно слово в день даже на иностранном языке - это мое убеждение. Я выбираю важную для ребенка сферу, создаю коммуникационный зазор (не реагирую, пока не попросит по-русски), когда одно слово хорошо усвоено, добавляю к нему следующее. Например, дочка любит качаться на качелях. Я бегаю по площадке за младшим и «не слышу», пока она не позовет «покачай!» Потом - «покачай меня», потом «покачай меня, пожалуйста». Сейчас у нас так создана фраза «смажь мне маслом правую руку, пожалуйста» (у ребенка зимой сухая кожа).

3. Метод альтернативных вопросов - наш основной двигатель прогресса на первых этапах.

Когда я спрашиваю «Что ты будешь?» ребенку нужно вспомнить нужное слово и поставить его в нужную форму. Это очень сложно! Если я спрашиваю «Ты будешь воду или молоко?», я даю ребенку готовый языковой образец, на русский проще переключится простым повторением.

4. Метод «блох».

Помните анекдот, где студент, выучивший материал только про блох, на любой билет начинает отвечать про блох? Мне очень помогает. Если мы расширяем словарный запас на тему овощей и фруктов, они будут всегда и везде. Ребенок хочет поговорить про животных - говорим, по пути обсуждая, что едят животные. Ребенок спрашивает про деревья - отвечаю, параллельно рассуждая с ребенком, что растет на деревьях, а что нет. Держание фокуса помогает родителю не распыляться и видеть прогресс. Работает и в грамматике - сейчас мы так тренируем падежи с предлогами места. Времени мало, есть только один выход - сделать его насыщенным.

5. Когда словарный запас немного вырос, я стала провоцировать на вопросы . От простых «Что это?» до «А почему у кошки короткий хвост». Это требует определенной сноровки в предложении информации, но очень хорошо развивает как речь, так и коммуникативные навыки.

6. Эмоциональное подтверждение результата.

Радость мамы для ребенка (особенно дошкольника) - важнее всего. Мои искренние слезы радости, когда дочка впервые сказала мне по-русски «я тебя люблю» (а по-японски она давно уже говорила) стали сильным мотиватором и дальше говорить их только по-русски.

И в заключение замечу, что самое главное - это хорошие отношения с ребенком. Наша любовь к ребенку не определяется уровнем языка, и лично мне это важно помнить при общении с ребенком. Когда мы были в России, где дочку 24 часа в сутки окружал только русский, она шепотом иногда по-японски говорила мне то, что не могла выразить по-русски. И я всегда поддерживала ее в этом, потому что понимала, что ей это важно. А когда она в состоянии готовности к развитию - мы работаем над русской речью. И я вижу, что моя безусловная поддержка играет большую роль в ее желании говорить по-русски.

В статье сделана попытка обобщить опыт по адаптации учащихся-инофонов в русскоязычной школе. Наша задача - помочь каждому ребёнку найти своё достойное место среди детей, "мягко" включить школьника в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как «разговорить» ребёнка, не говорящего на русском языке?

Итак, в класс пришёл ребёнок, практически не говорящий на русском языке. Что делать? Первое – создать доброжелательную атмосферу, постараться подключить его к общению со сверстниками, не торопить, избегать ситуаций, когда к новичку будет привлечено чрезмерное внимание. Одним словом, дать ему оглядеться, освоиться. Задача учителя на этом этапе – развивать разговорную речь.

Основные приемы развития разговорной речи - поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Для того, чтобы ребенок научился понимать поручения, педагог включает в его словарь необходимую лексику. (Здесь нельзя недооценить возможности современных компьютерных технологий . Практика показывает, что определённая часть родителей готовы вместе с детьми изучать русский язык дистанционным путём.)

Первоначально для восприятия детям предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные поручения, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В дальнейшем, наряду с простыми, вводятся усложненные инструкции, предлагаются поручения, для выполнения которых необходимо большее количество действий. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу.

Особую роль при обучении разговорной речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-то нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет . Вначале просьба состоит из одного-двух слов, затем она становится все более развернутой. Увеличивается и степень самостоятельности детей: появляются просьбы, затем - высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь.

Обучение ребёнка вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых, т. е. односложных ответов. В дальнейшем детям предлагаются вопросы, на которые следует отвечать развернуто, однако педагогу следует помнить, что на первом этапе обучения ребенок еще не в состоянии решать сразу две задачи, поставленные перед ним вопросно-ответной формой общения: понять вопрос и ответить на него, поэтому такие упражнения следует по возможности расчленять. На следующем этапе обучения вопросы усложняются, становясь все более обобщенными. Развитие вопросно-ответной формы общения детей можно показать на примере игры «Угадайка». Если на первых этапах обучения в ходе игры «отгадывает» педагог, то потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем - самостоятельно.

В целом, работа над развитием разговорной речи содержит два направления:

Усложнение речевого материала, т.е. овладение новыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, увеличение объема словаря;

Повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.

Дидактическая игра. Она имеет две цели: обучающую - для взрослого, и игровую - для ребенка. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Она позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию . Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитии связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т. е. учить детей не только говорить, но и общаться.

Погружение в совместную деятельность . Большую помощь на начальных этапах ребёнку- инофону может оказать погружение в совместную деятельность со сверстниками. Различные групповые занятия дадут ему возможность поближе познакомиться со сверстниками и создадут естественную речевую среду. В ходе таких занятий можно выразиться в движении, рисунке, предметно-практической деятельности, одним словом – творчески выразить себя. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. Предметно-практическая деятельность способствует развитию полицепторности восприятия чувственного мира. Здесь у детей происходит подключение всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Таким образом, в предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. На занятиях дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием из бумаги и т. д. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной педагогом задачи.

В целом, при проведении занятий в классе с детьми-инофонами педагогу необходимо стремиться к соблюдению следующих рекомендаций :

  1. Педагогическая работа должна носить сопровождающий характер. Задача педагога – не учить ребёнка, а создать необходимую ситуацию для того, чтобы ребёнок учился самостоятельно.
  2. Максимальная индивидуализация обучения с целью опоры на личностные особенности учащегося и на его родную культуру.
  3. Обеспечение речевой среды ребёнку-билингву. Создание и использование реальной ситуации коммуникации: устная коммуникация – наиболее естественное условие для вовлечения в речевое общение.
  4. Развитие речи должно предполагаться не только на уроках русского языка, но и в другой обстановке: на других уроках, на прогулке, на внеклассных мероприятиях.
  5. Необходимость адаптации речевого поведения самого педагога к речевым возможностям учащегося-билингва, а именно: контроль за темпом собственной речи, построением доступных для понимания ребёнка синтаксических конструкций.
  6. Организация (по возможности) дополнительных занятий по освоению русского языка. Педагогическая работа на таких занятиях не должна носить исключительно дидактический характер. Главное – создание коммуникативных ситуаций, приближённых к реальной жизни, предоставление возможности ребёнку реализовать себя. Пути преодоления ошибок в общем виде представляют собой:

Демонстрацию правильного речевого образца: «Слушай, запоминай, повторяй»;

Подключение всех каналов восприятия речевой информации: «Слушай, говори, смотри, пиши»;

Предъявление новых слов в предложениях и ситуациях (наглядность, прозрачный контекст, синонимы или антонимы и т.д.)

И спользованная литература

  1. Лысакова И.П. Русский язык как неродной в петербургской школе. «Проблемы онтолингвистики - 2007» Материалы международной конференции (21-22.05.2007 – СПб)
  2. Протасова Е.Ю. Как формируются языки, когда их два. «Дети и языки»,М.
  3. Румега Н.А. Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов в полиэтническом социуме//Воспитание толерантности в полукультурном социуме//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д:ГинГо, 2002.
  4. Румега Н.А. Специфика обучения детей-мигрантов русскому языку//Витагенная педагогика в образовательном этносе этнокультуры//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Гин Го, 2000.

В 2015 году сотрудники «Высшей школы экономики» опубликовали исследование, посвященное этническому составу школьников пяти регионов России. Так, по их данным, в Пскове, например, русский язык неродной для 8,5% школьников, в Петербурге - 6,8%, а в Московской области - 16%. Детей, которые являются носителями чужой культуры и чужого языка, называют инофонами. При этом учатся они в обычных школах на общих основаниях, отдельной программы для них нет. И если в классе появляется ребенок-инофон, образовательный процесс становится настоящим испытанием и для плохо понимающего русский ученика, и для учителя школы, которого в педагогическом вузе к такому не готовили.

«В первом классе мы с мамой, когда делали домашние задания, каждый день плакали. Я практически ничего не понимал. Мама говорила по-русски, но с письменными заданиями не могла мне помочь, знаний не хватало», - рассказывает Мушвиг Мамедзаде. Его семья переехала в Россию из Азербайджана, когда ему было 5 лет. Будучи стеснительным ребенком, первые два года он практически не выходил из дома, поэтому настоящее погружение в языковые практику для него началось только в первом классе. Проблемы с языком влекли сложности и с другими предметами. Например, как делать домашние задания по математике, если непонятны условия задачи? Впрочем, благодаря упорству и усердной работе за пару лет Мушвиг догнал своих одноклассников и стал одним из лучших в классе по диктантам и чтению. И сейчас, когда он уже получил высшее образование в России, ничто не выдает в нем человека, для которого русский - неродной язык.

Согласно исследованию, проведенному «Высшей школой экономики», дети младшего школьного возраста быстро учат язык и по успеваемости не отстают от русскоговорящих учеников. Чем позже ребёнок знакомится с языком, тем сложнее ему приходится.

В 11 лет Таня Юэ вместе с семьей переехала из Китая в Россию. Несмотря на то что ее мама - русская, языковую базу составляли лишь слова типа «привет», «пока» и «спасибо». «Самым сложным был звук «р», не могла его произносить. Сейчас плохо знаю падежи, путаю их», - делится Таня.

При обучении иностранца русскому языку необходимо учитывать особенности его родного языка, считает Валерия Панченко педагог-волонтер организации «Дети Петербурга», которая более семи лет занимается подготовкой детей-мигрантов к школе. «Таджикский язык относится к индоевропейской группе, поэтому детям проще со склонениями, изменением глаголов по числам и лицам. А у тюркских языков грамматика абсолютно не похожа на русскую, и детям приходится очень сложно», - поясняет Валерия.

При работе с учениками волонтеры центра также обращают внимание на особенности менталитета и советуют делать это и учителям в школах. Например, бывает, что мальчику из Средней Азии сложно много и тесно общаться с педагогом-женщиной, он к этому не привык, и это надо учитывать. Кого-то надо мотивировать на активную работу в классе, кого-то, наоборот, приструнить, чтобы дать возможность ответить другим.

В школах детей, для которых русский неродной, определяют в классы не по возрасту, а по уровню подготовки. Например, Тане Юэ 14 лет, но ходит она только в 6-й класс вместо 8-го. В таких случаях учителю особенно важно обратить внимание на социализацию ученика. «Если проводятся какие-то внеклассные мероприятия, типа похода или игр, можно дать ученику задание по подготовке к мероприятию, чтобы он начал общаться с одноклассниками», - рассказывает Валерия. «Настоящие сложности возникают, как только ребят-инофонов становится в классе больше одного. Они тут же теряют интерес к общению на русском. Ведь проще на родном общаться. Теперь нет ситуации, что не с кем играть, болтать», - считает Татьяна Дремова, логопед АНО «Образовательного центра «Участие». Возникает проблема и с усвоением материала, и социализацией учеников: они замыкаются в группе своих соотечественников и не заводят новых друзей.

Доцент, преподаватель русского языка как иностранного, Марина Алексеевна Шахматова уверена, что неважно, есть в классе инофон или нет, ориентироваться учитель обязан на всех. После того, как задан вопрос, класс должен понимать, что могут спросить кого угодно: «Сначала задаете вопрос, а потом уже говорите, что отвечает, скажем, Ахмат. Если он не знает, то кто-то из класса должен ему помочь. Так весь класс держится в тонусе».

Все преподаватели сходятся во мнении, что универсального рецепта для преподавания русского детям-инофонам не существует. Конечно, нужно учитывать специфику языка, на котором говорит такой ребенок, менталитет культурные особенности. Но каждый случай - уникален, и методы каждый педагог и каждая семья выбирают свои. Мушвиг после школы вместе с мамой писал диктанты. Она читала слова так, как они писались (не карова, а корова, например) и так он запоминал их написание. С Таней занимается репетитор, потому что спустя три года после переезда в Россию оценка девочки все еще держится на уровне «тройки». Виноват маленький словарный запас. Часто на занятиях Таня говорит: «Нет, не знаю, это слово. Что оно означает». Это могут быть и сложные абстрактные понятия («ликование», «воображение»), и более простые, например, «секретарша».

За годы преподавания русского языка как иностранного Марина Алексеевна выделила три принципа обучения, которые она сама называет «заповедями»:

  1. Необходимо знакомить не только с языком, но и с культурой страны, с ее регионоведением. Без этого, даже при идеальном знании грамматики, ему просто не о чем будет говорить.
  2. Изучаемые грамматические конструкции надо выводить в разговор, использовать их в реальных ситуациях.
  3. При обучении стараться использовать игры, чтобы сделать процесс максимально интересным.

И разумеется, нельзя отдельно указывать на то, что школьник из другой страны не знает, нельзя слишком выделять его. Это плохо сказывается и на отношениях с одноклассниками, и на мотивации в изучении языка. И, конечно, необходимо вовремя хвалить учеников, давать им стимул учить язык. Впрочем, последнее правило пригодится для всех детей.

Переезжая в Америку, я совершенно точно знала, что буду здесь работать. По-крайней мере, попытаюсь. Дома сидеть – не мое. А найти себе приложение в штатах – сложно, конечно, но можно – планы уже имеются. Понятно, что при таком раскладе наипервейшая задача – отыскать для ребенка приличный детский сад. Такой, чтобы не страшно было оставлять его на несколько часов.

С садами проблем здесь нет. Проблема есть с их оплатой 🙂 Вы бы отдали 1500 — 2200 долларов в месяц за пребывание ребенка в чужих стенах, руках и небольшом детском коллективе? Вообще, детские сады в Америке – это тема для десятка интереснейших статей. Разница с нашими дошкольными учреждениями впечатляющая.

Но сейчас мне о другом написать хочется. Я полагала, что наш Андрюша пойдет в американский детский сад – других вариантов просто нет. А выяснилось, что русские мамы в Сиэттле и его пригородах предпочитают отдавать детей в сады, организованные иммигрантами – туда, где говорят, пишут, поют песенки и рассказывают стихи по-русски. Не все, конечно, но многие. Вопрос – почему?

Ответ очень простой: чтобы у детей сохранилась русская речь. За две недели пребывания в Америке я успела выслушать кучу страшилок, как дети забывают русские слова, как разговаривают с родителями по-английски, как не понимают русских текстов и русской речи.

«Мой приоритет – сохранить язык, — говорит Ленка, моя приятельница. Поэтому только русский детский сад. Сколько бы он не стоил. По-английски они в школе успеют наговориться» . Таких, как Ленка, здесь много. И потому, в русские детские сады большие, иногда прямо огромные очереди.

Но есть и другое мнение. Мол, вина за то, что дети перестают говорить по-русски, лежит исключительно на родителях. Сами поощряют ребенка, когда он начинает вставлять в разговор английские словечки, сами не пытаются разговорить его на родном языке. Общались бы с детьми – качественно и по-русски, все было бы нормально.

Вот Яна Франк, переехавшая в Германию в возрасте 18 лет и вырастившая там сына, говорит: «Фигня все это!

Все, кто хотел, чтобы их дети разговаривали на их родном языке, и чтобы «был с ребенком общий родной язык», просто говорили с детьми на этом языке, и все. Просто надо проявлять настойчивость, и не пытаться говорить с детьми на «местном» языке.

В большинстве случаев, когда кто-то из приехавших сюда русских вырастили не говорящих по-русски детей, это произошло в первую очередь потому, что они сами начали говорить с детьми на немецком — на улицах и в общественных местах, когда у детей даже в мыслях еще не было ничего такого, как стеснение, смущение, или желание «быть как все», это желание одолело родителей.

Они предпочитали говорить что-то в коляску на «плохом местном» с жутким акцентом, им это почему-то было легче и приятнее, чем громко говорить со своим ребенком на своем языке. И в садике, и в школе — забирая своего ребенка, они вдруг обращаются к нему на немецком. Это им самим было неловко, стоя среди немецких детей, говорить что-то своему ребенку на непонятном языке.

Все они прикрываются тем, что хотят защитить ребенка от наездов и лишних вопросов. Но на самом деле это они сами стесняются, смущаются, и боятся выделиться из толпы.

Если на это не обращать внимания, и просто всегда и везде говорить с ребенком на родном языке, он его выучит.”

Кстати, – необыкновенная женщина, правда. Я ей верю. С другой стороны, может, она слишком категорична? Я видела детей, не умеющих говорить по-русски или говорящих с жутким акцентом. Некоторые из них не просто дети, а дети моих друзей и знакомых. Которые, насколько мне известно, являются не самыми плохими родителями. И общаются со своими детьми на русском, а не другом языке. В общем, вопрос: если ребенок перестал говорить по-русски, — всегда ли это вина родителей? И что надо сделать, чтобы язык сохранить? …