Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.
Первая и главная особенность «левополушарного» человека - у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие - речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.
Для изучения восприятия речи проводят речевую аудиометрию. Специально подобранные группы слов, записанные на магнитную ленту, подают через наушники раздельно на каждое ухо. Сначала измеряют порог обнаружения звуков речи - минимальную интенсивность речевого сигнала, при которой человек уже слышит речь, но еще не может разобрать слов. Затем громкость постепенно увеличивают, и человек должен повторять слова, которые он слышит. Измеряется разборчивость речи - количество правильно повторенных слов в % ко всем услышанным.
У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи-он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.
Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополу-шарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность - она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонацион-но-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия»-«мелодия»).
Наряду с диспросодией у «левополушар-ного» человеке нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.
Проводились две серии экспериментов. В первой человеку предлагали прослушивать через наушники короткие фразы, составленные из бессмысленных слогов, но произнесенные с утрированной интонацией - вопросительной, гневной, жалобно», восторженной и т. п. Нужно было определить значение интонации, сказать, с каким выражением произнесена фраза. Во второй серии экспериментов предлагали прослушивать через наушники гласные звуки, произнесенные мужчиной и женщиной. Нужно было повторить звук и сказать, каким голосом он произнесен.
Выяснилось, что «левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций. Он внимательно вслушивается, пытается расшифровать бессмысленные слоги, очень точно их повторяет, но сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. п.) они произнесены, не может. Не может он и отличить мужской голос от женского.
Каждый знает, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, означают далеко не одно и то же, Равным образом одни и те же слова, произнесенные разными людьми (то есть разными голосами), могут иметь совершенно различный смысл. Нередко как сказано значит больше, чем что сказано. Просодические компоненты придают речи конкретность, образность, чувственную окраску. Речевое сообщение, лишенное этих компонентов, звучит неопределенно, формально, зачастую непонятно.
Таким образом, наряду с сохранностью формального богатства речи, словарного и грамматического, наряду с увеличением речевой активности, наряду с обострением словесного слуха «левополушарный» человек потерял ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность.
Итак, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: одни стороны, одни характеристики речевого слуха улучшаются, другие ухудшаются. Что же произошло со слухом? Изменилось только восприятие звуков речи или слуховая функция в целом? Посмотрим, как воспринимает «левополушарный» человек неречевые звуки, звуковые образы.
На магнитную пленку были записаны кашель, смех, храпение, голоса животных - лай, ржание, хрюканье,- звуки, встречай щиеся в природе,-шум грозы, рокот прибоя,- производственные и транспортные шумы.
У «левополушарного» человека опознание таких звуковых образов резко ухудшается - многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия-нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.
«Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку: он начинает фальшивить и в конце концов предпочитает отсчитывать ритм без мелодии.
Не справляясь с опознанием звуковых образов, «левополушарный» человек пытается весьма своеобразно обойти возникшие затруднения: он начинает их классифицировать, Вместо того, чтобы сказать: «это лай», «это смех» и т. д., он говорит: «это зверь», «это человек», «это народная песня», «это романс». Как правило, он ошибается, но симптоматично само стремление классифицировать, уложить все в схему. Дальше мы увидим, что такое стремление отнюдь не случайно.
Как трактовать результаты исследования восприятия звуковых образов? Может быть, «левополушарный» человек просто забывает знакомые звуки, а само восприятие не нарушено? Такое предположение можно проверить.
На магнитную пленку записаны пары коротких музыкальных фраз. Каждая фраза состоит из четырех нот. В одних парах фразы одинаковые, в других несколько отличаются Друг от друга. Нужно определить, одинаковы фразы в паре или они разные. В этом задании изучается способность различать близкие музыкальные образы. Вспоминать то, что человек знал в прошлом, не требуется. И с этим заданием «левополушарный» человек справляется хуже, чем «двуполушарный».
Он практически не может заметить различий, для него все звучит одинаково. Таким образом, дело не в нарушении памяти, а в своеобразии слухового восприятия.
С чем связано это своеобразие? Не изменилась ли вообще слуховая чувствительность? Нет, острота слуха, какой была в «двуполушарном» состоянии, такой и осталась. Но вспомним все слуховые нарушения у «левополушарного» человека - трудности в опознавании музыкальных и иных звуковых образов, затруднения в распознавании мужских и женских голосов, полное непонимание интонаций. Иначе говоря, у него нарушены все виды образного слухового восприятия. Несомненно, мы сталкиваемся здесь с особым состоянием, с избирательным, специальным нарушением образного восприятия (как уже говорилось, восприятие слов даже улучшилось).
Неполноценность образного восприятия можно подметить и в зрительной сфере. Если «левополушарному» человеку предложить подбирать пары одинаковых фигур - треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованные секторы, он не справится с заданием, он не может разом охватить расположение секторов, их окраску и штриховку. Он будет бесконечно тасовать фигуры, многократно сверять их друг с другом, но подобрать пары правильно ему не удастся. Он не сможет также заметить в незаконченных рисунках недостающую деталь.- отсутствие хвостика у свиньи, дужки у очков и т. п. Таким образом, «левополушарный» человек оказывается беспомощным при выполнении заданий, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации, требующих учета конкретных признаков объектов.
Особый интерес представляет поведение «левополушарного» человека в ситуации, где ему предоставлена свобода выбора, возможность по своему усмотрению оперировать наглядными или абстрактными признаками.
Перед человеком кладут 4 карточки: на одной написана арабская цифра «5», на другой та же цифра в римском начертании (V), на третьей арабское число «10», на четвертой то же число в римском начертании (Х) - и просят разделить эти карточки на две группы, положив «одинаковые» вместе. Очевидно, при разделении можно руководствоваться абстрактным признаком числа (и тогда в одну группу попадут пятерни, а в другую - десятки), либо наглядным образным признаком - начертанием цифр (и тогда в одну группу попадут арабские цифры, а в другую - римские).
В обычном состоянии человек, как правило, испытывает сомнения и указывает на два равновероятных способа классификации. «Левополушарный» человек колебаний не испытывает, он неизменно выбирает абстрактный символический признак - в одну группу всегда кладет пятерки, в другую-десятки, независимо от начертания цифр.
Из сказанного ясно, что у «левополушарного» человека наблюдается расслоение психической деятельности - образное восприятие дефектно, а восприятие слов облегчено; оперирование наглядными конкретными признаками объектов дефектно, а оперирование понятиями облегчено.
С таким же расслоением мы встречаемся и при изучении памяти. У «левополушарного» человека сохранен запас школьных теоретических сведений, то есть не пострадали знания, приобретенные посредством слов. Сохранена также возможность запоминания нового словесного материала-он может сразу, вслед за тем, как услышал, повторить ряд слов. И он запоминает их надолго и через 2-3 часа, уже в обычном состоянии, может найти среди многих слов те, которые ему давали для запоминания. Однако если ему предложить запомнить не слова, а фигуры неправильной формы, которые невозможно назвать словом, то в памяти «левополушарного» человека образы этих фигур не удержатся.
Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.
Иногда даже, глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето. Правда, если добиваться ответа, то он сообщит, что «январь - зимний месяц», но это только формальное умозаключение, а не результат непосредственных впечатлений. Таким образом, у «левополушарного» человека при сохранной словесной ориентировке наглядная ориентировка в месте и времени грубо нарушена.
Одним из самых поразительных изменений психического состояния «левополушарного» человека сказался сдвиг в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, он становится мягче, приветливее, веселее. Особенно разителен этот сдвиг у больных с депрессией, то есть с патологически сниженным настроением. В «левополушарном» состоянии исчезает свойственная этим больным мрачность и подавленность; сосредоточенность на болезненных переживаниях сменяется интересом к темам, не связанным с болезнью; появляется оптимистическая оценка собственной ситуации, вера в выздоровление, будущее рисуется обнадеживающим, на лице начинает играть улыбка, появляется склонность к шуткам.
Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном» человеке, иначе говоря, суммируем факты, характеризующие психику человека с выключенным правым полушарием, когда деятельно только левое полушарие.
Что дефектно, что пострадало? А что сохранилось или усилилось? Пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления. Сохранились или даже усилились те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.
22. "ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ" ЧЕЛОВЕК
Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.
В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.
В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.
Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.
Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.
Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.
Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.
Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.
Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.
Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.
Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.
Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.
Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.
И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).
24. Электроэнцефалография (ЭЭГ)
Аппаратный метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их интерпретации. Обследуемый во время исследования находится полулежа в специальном кресле. Процедура записи безвредна, безболезненна, продолжается не более 20-25 минут. Используют пробы с открыванием и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком.
Это исследование играет решающую роль в диагностике заболеваний, проявляющихся приступами потери сознания, судорогами, падениями, обмороками, вегетативными кризами. В некоторых случаях именно после проведения ЭЭГ у невролога могут возникнуть предположения о серьезных заболеваниях головного мозга - эпилепсия, энцефалит, опухоль.
ЭЭГ необходима в диагностике таких заболеваний как головная боль, эпилепсия,
панические атаки, истерия, обмороки, отравление лекарствами, а также при любых необычных эпизодах отключения сознания или падениях. Результаты исследования позволяют произвести правильный выбор лекарственных препаратов, а при ряде заболеваний - выявить противопоказания к назначению определенных лекарств и немедикаментозных методов лечения.
Показания электроэнцефалограммы при любом заболевании должны быть соотнесены с данными клинического обследования.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика левополушарного, правополушарного и равнополушарного типов организации мозга
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.
Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.
Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Равнополушарный тип
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются
равнополушарные
учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.
Левополушарные
учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов.
Правополушарные
дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них
характерны пропуски, описки.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое - более эмоционально.
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:
левополушарный, с преобладанием логики и анализа;
правополушарный , с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
смешанный , когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
интегрированный , когда оба подхода используются одновременно.
Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента - флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.
Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант - А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква - П (правый), Л (левый) или И (интегрированный). Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.
1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию - Л
В) Я хорошо запоминаю различные факты и детали без специального изучения вопроса - П
С) В разных случаях бывает по-разному - И
2. А) Я люблю фантастику - П
B) Предпочитаю реалистическую литературу - Л
C) Люблю и ту и другую - И
3. А) Иногда я люблю помечтать, а иногда строю вполне реалистичные, деловые планы - И
B) Больше люблю мечтать - П
C) Предпочитаю реалистическое планирование - Л
4. А) Читая или занимаясь умственной работой, я люблю слушать музыкальные записи или радио - П
C) Если я читаю просто для развлечения, то могу одновременно слушать музыку или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная тишина - И
5. А) Если бы я был писателем, я работал бы в жанре художественной литературы - П
B) Я писал бы только о том, что произошло на самом деле - Л
C) Я мог бы работать в обоих жанрах - И
6. А) Обсуждать свои психологические проблемы и трудности я бы предпочел в группе людей, которым тоже свойственны эти проблемы - П
B) Я бы предпочел делиться своими психологическими проблемами наедине со специалистом - Л
C) Оба варианта мне подходят - И
7. А) Когда я рисую, то предпочитаю рисовать "из головы", используя собственное воображение и идеи - П
B) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя - Л
C) Мне нравится и то и другое - И
8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать - П
B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда - И
C) Вряд ли я поддаюсь гипнозу - Л
9. А) Я одинаково люблю остросюжетные приключенческие рассказы и истории о таинственном и сверхъестественном - И
В) Предпочитаю приключения - Л
С) Больше люблю таинственные истории - П
10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии - И
B) Предпочитал алгебру - Л
C) Предпочитал геометрию - П
11 . А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке - Л
B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними - П
C) Одинаково хороши оба способа классификации - И
12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова - Л
B) У меня хорошая музыкальная память - П
C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии - И
13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку - И
B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки - Л
C) Мне бывает трудно соотнести свои дела с каким-либо определенным режимом дня - П
14. А) Мое настроение часто меняется - П
B) Перемены настроения редки - И
C) У меня почти всегда ровное настроение - Л
15. А) Я люблю общаться с животными - П
B) Я не очень легко нахожу взаимопонимание с животными - И
C) Мне довольно трудно общаться с животными - Л
16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам - И
B) Больше люблю кошек - П
C) Больше люблю собак - Л
17. А) В компании я люблю балагурить - П
B) Смотря по обстоятельствам, я могу быть серьезным, могу много шутить и веселиться - И
C) Не люблю излишнего веселья - Л
18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках - П
B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда - И
C) Я практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле - Л
20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию - И
B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает - П
C) Лучше пусть объяснят на словах - Л
21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю - И
B) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций - Л
C) Беллетристика должна быть иллюстрированной - П
22. А) Я с одинаковым удовольствием прочту повесть или посмотрю ее экранизацию - И
B) Предпочитаю прочесть - Л
C) Лучше посмотрю кинофильм - П
23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия - И
B) Ритмичные танцы мне больше нравятся - П
C) Поэзия больше меня привлекает - Л
24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение - П
B) Если балет - то только классический - Л
C) Я не отдаю предпочтения ни классическому, ни современному танцу - И
25. А) Люблю общаться с людьми - П
B) Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми - Л
C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах - И
26. А) Думать я предпочитаю лежа - П
B) Удобнее думать сидя - Л
C) В этом отношении у меня нет предпочтений - И
27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком - Л
B) Я хотел бы быть композитором - П
C) И та и другая профессия одинаково хороши в моих глазах - И
28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию - П
B) Прежде всего я трезво и логично оцениваю последствия своих решений и поступков - Л
C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу - И
b А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно - Л
B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь - П
C) Я могу управлять своим вниманием, слушая длительные объяснения - И
30. А) Люблю анализировать прочитанную художественную литературу - Л
B) Литература - художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально- П
C) Верны оба утверждения - И
31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом - И
B) Как правило, я не люблю выделяться своим поведением и поступаю как все - Л
C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других - П
b А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации - И
B) Предпочитаю такие задания, в которых у меня больше простора для самостоятельных действий - П
C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать - Л
33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска - П
B) Я больше люблю учиться систематически, по плану - Л
C) Оба способа мне одинаково близки - И
34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера - Л
B) Я хорошо запоминаю местоположение разных объектов и дорогу к ним - П
C) Оба типа информации я запоминаю хорошо - И
35. А) В книгах я ищу главным образом идеи - П
B) Я ищу в книгах главным образом факты и подробности - Л
C) И то и другое меня интересуют одинаково сильно - И
36. А) Я люблю излагать идеи в их логической последовательности - Л
B) У меня лучше получается показывать связь между разными идеями - П
C) Я одинаково успешно могу делать и то и другое - И
37. А) Я с одинаковым успехом могу кратко изложить прочитанное либо выделить основную идею текста - И
B) Предпочитаю кратко излагать - Л
C) Предпочитаю выделить основную идею-П
38. А) Я с одинаковым удовольствием могу выдвигать новые идеи и делать выводы - И
B) Выводы больше меня привлекают - Л
C) Поиск новых идей увлекает меня сильнее - П
39. А) К проблемам я подхожу рационально, логически - Л
B) Я разрешаю проблемы на основе интуиции - П
C) Я использую с одинаковым успехом оба способа - И
40. А) Мне одинаково приятно изобрести что-то новое или усовершенствовать уже известное - И
B) Я больше люблю "рационализаторские предложения" - Л
C) Изобрести что-то новое для меня интереснее - П
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценить результаты можно по следующей таблице.
Предположим, отвечая на вопросы, вы набрали 10 Л. Находим 10 в крайней левой колонке и видим, что в колонке Л десятке соответствуют 92 очка. Десяти И соответствуют 76 очков, а десяти П - 92.
Если по какому-то показателю вы набрали в итоге 120 очков или больше, то именно этот тип мышления у вас преобладает: П - правополушарный, Л - левополушарный, И - интегрированный. Если же ни в одном из трех столбцов вы не набрали 120 очков, у вас смешанный тип мышления.
Кратко охарактеризуем эти типы.
Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и "проговаривая" эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.
Правополушарное мышление . Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы "о главном". Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.
Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.
Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться - например, при решении особо сложных проблем.
Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию. Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.
По материалам журнала "Omni" (США).
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.
Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое - ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.
Марина Султанова