Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Что такое эвристическое обучение ? Инновационные методики обучения. Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А сейчас я попрошу вас разбиться при помощи цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: - I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Следующий метод: Метод “Mind-Map”(Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

анализ : представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

усовершенствование : разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

заострение внимания : выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

ассоциаци я : выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

конструирование : объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

преобразование : выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням-ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности.

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам».
2. Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации».
3. Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам».

С древнейших времен ученые и философы задумыва­лись над вопросами: как осуществлять исследования, что­бы они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала более целенаправленно и продуктивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их прора­ботка обретала все более глубокий характер. Так, было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими. Изучением этих процессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу которых входило исследование интеллектуально­го поведения человека, его мышления, процессов его про­текания. Так, на пересечении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Эвристика (греч."- обнаруживаю, отыскиваю, откры­ваю) - наука, изучающая закономерности построения но­вых действий в новой ситуации, т. е. организацию продук­тивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их прав­доподобности (вероятности, достоверности).

С самого зарождения эвристики наряду с анализом про­цессов эвристической деятельности исследовались и воз­можности целенаправленного обучения этой деятельнос­ти, т. е. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эври­стики - педагогическая эвристика, которая помогает от­ветить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т. е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые со­ставляют систему профессиональных знаний.

Педагогическая эвристика сегодня, как и эвристика в целом, переживает тот период становления, когда на ос­нове большого экспериментального и практического ма­териала формируются теории и определяются стратегичес­кие направления исследований. Назовем некоторые из них. В объективной оценке, переосмыслении с точки зрения современных педагогических идей нуждается история эв­ристики и ее педагогическая ветвь. Многие работы уче­ных прошлого, связанные с эвристикой, мало изучены либо вследствие того, что они опережали свое время и не были поняты современниками и теперь представляют боль­шой и важный пласт человеческой мысли, либо из-за отсутствия изданий на русском языке, что фактически закрыло на долгие годы доступ к разностороннему и объек­тивному исследованию. Насущной проблемой сегодня яв­ляется научная (а не эмпирическая!) разработка методи­ческого уровня эвристических исследований, т. е. перевод теорий, идей, научных положений на «инструментальный язык», на уровень педагогических технологий. Дальней­шей разработки требует теория учебных эвристических систем и методов. Необходимо создать научно обоснованные системы поиска решения задач в различных предметных областях (математике, физике, химии и др.). Эти системы служат хорошей основой для развития профессиональных творческих навыков студентов соответствующих специаль­ностей. Одновременно существует проблема создания и развития эвристических систем и методов для различных профессиональных направлений.

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Система эвристического обучения

Человек -- это творец. Природа наградила человека способностью открывать новое и позаботилась о богатстве чувств, возникающих при творческом озарении. Способность человека делать открытия -- не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития, такое же естественное, как дыхание, питание, продолжение рода.

Как и любое другое природное качество, созидательную способность человека можно регулировать: поощрять и выращивать, оставлять без внимания или ограничивать. На естественную творческость человека опираются те педагогические системы и учения, которые ставят во главу угла принцип природосообразности (Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М. Монтессо-ри и др.), который определяет не только смысл образования, но и его содержание, технологии, систему контроля и оценки результатов.

Философия естественного природосообразного образования издавна противостоит знаниецентристскому подходу к образованию как усвоению знаний. Но противоречие это диалектическое. В стремлении открывать новое и создавать его человек реализует не только природную, но и общественную, социокультурную, богочеловеческую миссию. Обществу необходима продуктивная деятельность его индивидов. Культуре требуются ее созидатели. Не случайно сказано, что человек создан по образу и подобию Бога-творца, в творчестве он его и продолжает.

Таким образом, творческая способность человека является воплощением как природосообразной, так и культурной его сущности. Образ человека-творца -- путеводная звезда, отправная точка его образования. Именно в творении человеку дана возможность осуществлять свое Вселенское предназначение.

Теперь посмотрим, какую роль в реализации созидательной миссии человека играет современное общество и его ключевой образовательный институт -- школа?

Современную школу философы называют капканом, выставленным человечеством у себя на пути. Только 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня, тогда как в начальной школе этот процент на порядок больше.

Преподнося учащимся «ничейные», расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться, отчуждением от обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз, его окончание).

Принято считать, что образование -- это передача новому поколению опыта и знаний предыдущего. Так построено большинство педагогических систем, действующих в современных школах и вузах. Однако общепринятое понимание образования как усвоения человеком опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с его потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях. В то же время существует внешний социальный заказ на образование, выраженный в требованиях общества к подготовке его граждан.

Проблема нашего исследования заключается в определении дидактических условий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением ими культурно-исторических достижений человечества в изучаемых областях. Данная проблема отражает противоречие между свободой и заданностъю в образовании, личностным и социальным заказом на образование, ученическим творчеством и образовательными стандартами.

Как научить человека действовать в ситуациях неопределенности, когда невозможно привлекать для этого чужой опыт прошлого? Решение этой проблемы видится нами в изменении распространенного понимания образования как «передачи ученику знаний».

В традиционном обучении ученик вначале «получает знания», а затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями.

В разработанном нами обучении креативного типа ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение учащегося (его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции) в этом случае неизбежно. Иногда это приращение выступает одновременно общекультурным приращением, тогда ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника. Таков в общих чертах подход к продуктивному творческому обучению и соответствующему образованию.

Прообразом данного типа образования является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов.

Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением.

Роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов, в эвристическом обучении меняются. Культурно-исторические знания адекватно воспринимаются учеником тогда, когда тот способен создать или уже создал аналогичный образовательный продукт. Например, первоклассник, нарисовавший свою картину мира, или сформулировавший понятие «мир», потенциально готов к восприятию аналогичных представлений древних и современных ученых. Внешние знания при этом не оказываются отчужденными от его личной деятельности, а, наоборот, обеспечивают развитие его внутренних образовательных процессов.

Традиционно содержание образования передается ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении -- для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества.

Кроме личностного содержания образования ученик с помощью педагога создает и реализует программу своего обучения в общеобразовательном процессе. Задача педагога -- помочь каждому ученику в построении индивидуальной траектории образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества и направленной на их приращение.

Целью данной монографии является описание разработанной нами системы образования эвристического типа -- дидактической эвристики. Для этого установлены философские, методологические и психологические основы эвристического обучения, определены его закономерности и принципы, сконструированы соответствующие подходы к отбору его содержания. В ходе проведенного исследования разработаны технологии, формы и методы эвристического обучения, при которых достигается наивысшая образовательная продуктивность учащихся.

Гипотеза проведенного исследования заключалась в том, что построение образовательного процесса на эвристической основе приведет к следующим результатам:

Учащиеся смогут создавать образовательную продукцию, разнообразие и уникальность которой будут свидетельствовать о наличии у них индивидуальных образовательных траекторий в единых общеобразовательных областях;

Качество образовательной продукции учащихся и степень развития соответствующих личностных качеств в ходе эвристического обучения будут повышаться одновременно с достижением необходимого уровня усвоения образовательных стандартов;

Образовательные результаты эвристического обучения в целом будут характеризовать индивидуальную творческую самореализацию учащихся в процессе их общего образования.

При организации исследования и проверке выдвинутой гипотезы установлена и выдержана рефлексивная стратегия исследования: все полученные теоретические обобщения имеют свое начало в экспериментальной практике, осуществляемой на основе минимального объема фундаментального содержания образования и набора технологических приемов, применяемых учителями в зависи-мости от возникающих ситуаций. Соответственно данной стратегии подбирались поисковые методы исследования.

Практическая апробация разработанной теории происходила начиная с 1982 г. в ходе педагогического эксперимента, в котором в общей сложности участвовало более пяти тысяч учащихся школ, студентов педагогических вузов, педагогов и администраторов. Результаты проведенного исследования составляют основное содержание данной монографии.

Цели и задачи исследования непрерывно уточнялись и корректировались. Вначале цель заключалась в разработке системы свободного природосообразного образования для наиболее полной личностной самореализации учащихся. Затем был обозначен вывод, что свобода действий ученику в образовании необходима не сама по себе, а в качестве условия его творчества. Далее стало ясно, что ученическое творчество без сопоставления с культурно-историческими достижениями не позволяет ученику переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы.

Разрабатываемая концепция свободного образования стала развиваться по трем направлениям: личностно ориентированному, творческо-продуктивному и культурно-историческому, взаимосвязь которых обусловила построение теории эвристического обучения.

Чтобы обеспечить комплексную реализацию образования эвристического типа и проверить ее эффективность, проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали ученики и учителя школ творческой ориентации, а также студенты педагогических вузов. Результаты педагогического эксперимента защищены в докторской диссертации и опубликованы в печати.

Основные результаты исследования состоят в том, что:

Введено понятие эвристического типа обучения, характеризуемого реализацией творческого образовательного потенциала учащихся и педагогов в процессе их совместной продуктивной общеобразовательной деятельности; определены закономерности, принципы и технология этой деятельности;

Разработана модель эвристического обучения, категориальный аппарат которой включает в себя понятия «дидактическаяэвристика», «фундаментальный образовательный объект», «метапредметное содержание образования», «учебный мета-предмет», «эвристическая образовательная деятельность», «эвристическая образовательная ситуация», «эвристические способности», «эвристические формы и методы обучения»;

Разработана структура содержания эвристического образования, включающая:

а) личностный компонент, создаваемый каждым субъектом образования;

б) метапредметный компонент, фиксирующий фундаментальные образовательные объекты изучаемой области;

в) культурно-исторический компонент, вводимый на основе общепринятых достижений человечества с помощью соответствующих образовательных стандартов;

д) деятельностный компонент, задающий необходимые для усвоения учащимися виды и способы образовательной деятельности, развивающие их когнитивные, креативные, оргдеятельностные, коммуникативные, рефлексивные качества;

Разработана эвристическая образовательная технология, интегрирующая индивидуальную творческую самореализацию учащихся с коллективным изучением единых для всех учебных вопросов или образовательных областей.

В специально созданных нами учебных метапредметах («Числа», «Мироведение», «Культура») и метапредметных темах выделены фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие генерализацию и целостность образования; разработана вариативная технология эвристического обучения, отдельные формы и методы ее воплощения на практике; определены подходы к формированию креативных, когнитивных и оргдеятельностных качеств учащихся; созданы предпосылки к обеспечению их индивидуальных образо-вательных траекторий.

В ходе эксперимента разработаны технологии, формы и методы эвристического обучения, при которых достигается наивысшая образовательная продуктивность учеников. Данные технологии показали свою эффективность также и в вузовском обучении3.

Одним из перспективных направлений развития эвристического обучения явилось распространение его принципов на дистанционные формы образования, осуществляемые с помощью компьютерных телекоммуникаций сети Интернет. В исследовании разработана технология дистанционного эвристического обучения, которая успешно реализуется на практике в следующих формах: дистанционные эвристические олимпиады, образовательные проекты, дистанционные оргдеятельностные курсы для педагогов и других специалистов. Создан и успешно функционирует Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru), который строит свою деятельность на эвристической основе.

Исследование выявило проблемы и трудности осуществления эвристического обучения на практике. Реализация эвристических форм обучения в общеобразовательных школах первоначально затруднялась сложившейся системой образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения. Сильны оказались инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, учителей, распространена ориентация на формальные результаты обучения. Немногие педагоги имели целостное видение своего предмета и владели технологией организации детского творчества. Преодолевать возникающие проблемы удавалось путем применения разработанного эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода педагогического эксперимента. Организация такой деятельности привела к созданию системы подготовки и переподготовки учителей, в том числе и дистанционной.

Работа по развитию и применению дидактической эвристики продолжается. Например, в данной монографии рассмотрен компетентностный подход к образованию. Ключевые компетенции -- ценностно-смысловые, информационные, коммуникационные и иные представляют собой совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу фундаментальных объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Опыт продуктивной эвристической деятельности оказывается необходимым ученику, чтобы он стал компетентным в изучаемых областях.

В ходе обсуждения результатов проведенного исследования на различных конференциях, семинарах и конгрессах у слушателей и участников дискуссий возникает множество вопросов, например:

*Собственное исследование учеником или студентом окружающего мира требует много времени, при этом он добывает лишь малую толику знаний, уже созданных человечеством. Нужно ли тратить время на открытие знаний? Что это прибавляет в образовании учащихся?

*Справедливо ли предположение о том, что ориентация школьников и студентов на творческую деятельность не ухудшит их традиционно проверяемых учебных результатов? Как добиться обязательного уровня образования всеми учащимися, занимающимися по эвристической системе?

*Сколько учащихся могут одновременно заниматься с одним педагогом по эвристической методике? Могут ли происходить эвристические занятия с классами в 30 человек? Возможна ли индивидуальная образовательная траектория всех учащихся? Во всех ли образовательных областях?

*Все ли можно изучать эвристически? Есть фактологический учебный материал, которым школьники и студенты должны овладеть, например географические названия, исторические даты, научные термины, правила правописания, начертания символов. Как добиться их усвоения эвристическим путем?

*Для всех ли учащихся подходит эвристическое обучение? В таком обучении предполагается высокая самостоятельность учеников, все ли школьники к этому готовы? Какое количество выполненных учащимися творческих работ может претендовать на высокий уровень?

*Все ли учителя и вузовские педагоги могут применять методику эвристического обучения? Каковы профессиональные требования к таким специалистам, и какое количество педагогов удовлетворяет им? Что из теории эвристического обучения подходит для массовой школы, для вузовского образования? образование эвристический дидактический

*В какой мере компьютерная обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, обучающий учеников через Интернет, могут заменить живое присутствие педагога и обеспечить эвристический результат?

Эти и другие вопросы послужили катализатором разработки системы эвристического обучения, варианты ответов на них можно найти в данной монографии. Надеюсь, у читателя при ее чтении возникнут новые вопросы, побуждающие как к творческой самореализации, так и к развитию теории и практики образования эвристического типа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие эвристического обучения. Диалог как приоритетный принцип образования. Переход от монолога учителя к эвристическому диалогу учащегося. Дидактические основы эвристического диалога. Влияние диалогового компонента на степень творческой самореализации.

    реферат , добавлен 18.09.2009

    Понятие, задачи, виды и этапы решения задач. Сущность эвристического подхода в решении задач по физике. Понятие эвристики и эвристического обучения. Выявление различных эвристических методов в решении задач и подбор задач к этим методам.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Принципы исследовательского обучения. Специфика реализации исследовательских задач в школе. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего, его формы и методы.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Разновидности и функции эвристик в обучении математике. Творческое мышление как результат эвристического обучения. Пути и условия организации эвристического обучения в школе. Формирование эвристических приемов при обучении математике учащихся 5-6 классов.

    дипломная работа , добавлен 30.03.2011

    Сущность понятия инновационного образования. Основы современных гуманитарных педагогических технологий обучения. Содержание методик постановки чисел, педагогического процесса, концентрированного, эвристического обучения, коллективной мыследеятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2010

    Исследование динамики изменений мотивационной сферы школьников, способностей к целеполаганию, классификации, креативной и когнитивной деятельности в условиях организации эвристического обучения учащихся средствами дистанционных эвристических технологий.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Классификация методов обучения по уровню активности учащихся, источнику получения знаний, дидактической цели, характеру познавательной деятельности учащихся, на основе целостного подхода к процессу обучения. Активные и интенсивные методы обучения.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Теоретический обзор современных авторских педагогических технологий обучения учащихся. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. Классификация методов обучения. Анализ взаимосвязи форм и методов обучения. Технология воспитательного дела.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Ознакомление с жизненным путем, педагогической и философской деятельностью Сократа. Содержание его эвристического метода обучения: имитация реального творческого процесса, создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной задачи.

    эссе , добавлен 23.11.2010

    Общее понятие и классификация дидактической системы. Традиционная система обучения, основанная немецким ученым И.Ф. Гербартом. Характерные признаки современной дидактической системы (по В.Я. Ляудису). Виды и иерархия факторов обучения И.П. Подласый.

Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умения и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал. Принимая во внимание требования современного ФГОС основного общего образования, мы предлагаем внедрение в учебный процесс следующих методов при обучении лексике на старшем этапе обучения.

Что такое эвристическое обучение ? Инновационные методики обучения. Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Хуторской А.В.: Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы. Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания.

Сегодня на нашем мастер – классе я хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

Как я уже сказала, эвристическими методами обучения являются такие, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п.

Первый метод, с которым мы познакомимся – это метод эмпатии.

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

А сейчас я попрошу вас разбиться при помощи цвета на команды по 3-4 человека.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

Учитель: а вот пример, который получился у ученика

Student: - I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Следующий метод: Метод “Mind-Map”(Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования “Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Задание группам:

Метод “Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод списка свойств

Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

Метод исключения лишнего

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод учета взглядов других людей

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent for days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод «игры с идеей»

Рассматривая различные способы формирования и развития творческих способностей, A. Cropley предлагает так называемый метод игры с идеями. Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности.

Игры занимают несколько минут и могут проходить в начале урока в качестве речевой зарядки, или быть включены в учебный процесс в связи с освоением нового материала или пониманием сути проблемы, представленной учителем. Метод «игры с идеей» может быть реализован через следующие приемы:

производство (создание): в процессе реализации данного приема учащимся нужно выдвинуть идею, связанную с представленной проблемой, например, дать список аббревиатур, которые следует расшифровать таким образом, чтобы они имели отношение к теме урока;

Пример: Reveal the meaning of the following abbreviations in connection with the topic of the lesson (travelling): BBC, RAF, FBI, NATO.

анализ : представляет собой четкое определение содержимого предмета или идеи и может быть реализован, например, с предоставлением учащимся списка материалов и предложением назвать как можно больше способов их применения, включая нестандартные;

Пример: Think about all possible variants of the usage of the following objects: credit card, sun lotion, suitcase, flippers, passport.

усовершенствование : разработка детальной структуры на основе ведущих признаков, например, учащимся озвучиваются ведущие принципы, и предлагается описать предмет, причем, предмет, который не существует в настоящее время, но теоретически возможный и целесообразный;

Пример: Describe in detail a means of transport that can travel rather fast my road and by air, take more than five people aboard and be environmentally friendly.

заострение внимания : выявление ключевых аспектов предметов и идей, например, предложить учащимся придумать прозвища известным людям (не знакомым им лично), представляющие собой обозначение суммы тех их личностных характеристик, которые делают их уникальными;

Пример: Imagine yourself a traveler who has just made a round the world voyage. You are to describe the countries you have visited, but you have little time, so describe each country using one or two words.

ассоциаци я : выявление связей между элементами, например, студентам предлагается создать как можно больше выражений посредством соединения всех или нескольких слов данного списка, причем, полученное словосочетание должно иметь определенное значение, то есть называть определенный объект или процесс в действительности;

Пример: You will be given a list of words. Your task is to make as many word combinations as possible. Mind that every word combination should mean a certain object. You are free to use prepositions or change the form of the words. (ticket, boat, holiday, relax, sun, sea, plane, helicopter, air, suitcase, package, swimming costume, bathe, go, travel, work, trip, enjoy, bed)

конструирование : объединение идей или объектов для создания определенного нового продукта, может быть реализовано, например, через предоставление учащимся нескольких произвольных отправных точек и заданием придумать предмет или аппарат, причем, как можно тщательнее проработанный, который бы объединял эти элементы;

Пример: Imagine and describe a means of travelling that can be used by those who get airsick easily, those you are afraid of water and enjoy speed and comfort.

преобразование : выражение идей через другие формы или средства, например, предложить учащимся нарисовать сущность междометия «ням-ням»;

Пример: Listen to the text about a voyage. While listening, draw pictures, describing emotions of the main character during the voyage. Retell the text with the help of your pictures.

Обозначенные выше приемы в рамках метода «игры с идеей», по утверждению A. Cropley, применимы с соответствующим преобразованием к любому учебному предмету, как в единичном порядке, так и в совокупности.

Метод «игры с идеями» может быть применен в группах любого возраста, может быть адаптирован к любому учебному предмету или использован вне учебной деятельности с целью развития творческих способностей учащихся.

Метод визуализации

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Используемая литература: (материалы Интернет)

1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам».
2. Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации».
3. Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам».