ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших . В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 по обществознанию:

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены коррективы в систему их оценивания.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?

1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе

ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Истина и ее критерии. Относительность истины.

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

    Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

    Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

    Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

    Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

    Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

    соответствие знаний действительности;

    то, что подтверждено опытом;

    некое соглашение, конвенция;

    свойство самосогласованности знаний;

    полезность полученного знания для практики.

Аспекты истины:

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

    исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

    знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

    неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;

    знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

    материальное производство (труд, преобразование природы);

    социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

    научный эксперимент.

Функции практики:

    источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

    основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

    цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);

    критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практика , которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, - дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

7 Мышление и деятельность.

1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

2. Различия деятельности человека и активности животного

Деятельность человека

Активность животного

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

3. Субъект и объект деятельности

4. Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат

5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы

Виды действий по М. Веберу:

    целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);

    ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);

    аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);

    традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.


6. Типы деятельности:

6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

6.3 учение (познание нового)

6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)

6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога

6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я - свой» или «Я - чужой»); организационная

7. Виды деятельности:

7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная

7.3 По характеру: репродуктивная – творческая

7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя


8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).


9. Механизмы творческой деятельности:

    комбинирование,

    воображение,

    фантазия,

    интуиция

8 Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

    Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.

    Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

    Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.

Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности

Экзистенциальные (лат. exsistentia - существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации


Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

9 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Свобода – есть познанная необходимость.

Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.

Человек – робот, действующей по программе?

Полный произвол по отношению к другим?

Фатализм – все процессы в мире подчинены господству необходимости

Волюнтаризм – признание воли как первоосновы всего сущего.

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

    с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

    с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;

    социализация.

    Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

    Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    Виды ответственности:

    Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

    Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

    Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

    Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

10 Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

    Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)

    Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)

    Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

    Человечество в целом

2. Функции общества

    Производство материальных благ и услуг

    Распределение продуктов труда (деятельности)

    Регламентация и управление деятельностью и поведением

    Воспроизводство и социализация человека

    Духовное производство и регулирование активности людей

3. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

    Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:

    • Производственные отношения

      Экологические отношения

      Отношения по детопроизводству

      Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:

      • Моральные отношения

        Политические отношения

        Правовые отношения

        Художественные отношения

        Философские отношения

        Религиозные отношения

4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.

С истема – комплекс элементов и связей между ними.

Составные части системы

Понятие системы

Общество как система

Элемент

    Отдельные индивиды

    Социальные общности

Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система)

Основные подсистемы (сферы) общества:

    Экономическая

    Политическая

    Социальная

    Духовная

Связи между элементами ее подсистемами

Общественные отношения (см. предыдущий пункт)

Свойства системы

Целостность

Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов

Общество – это больше, чем толпа.

Функционирование- развитие

Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся

Саморазвивающаяся система:

    саморегуляция,

    самоструктурирование

    самовоспроизведение

    саморазвитие

Открытость-закрытость

Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой)

Открытая система


Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами :

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

11 Основные институты общества

1. Социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.


2.
Цели и функции социальных институтов . Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции

Ключевые институты

Сферы общества

Основные роли

Физические черты

Символичес-кие черты

Другие институты данной сферы общества

Забота, воспитание детей

Семья,

Наследование

Социальная (семейно-брачные отношения)

    Отец

    Мать

    Ребенок

Дом

Обстановка

Кольца

Обручение

Контракт

Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

Добывание пищи, одежды, жилья

Собственность

Экономичес-кая сфера

    Работодатель

    Наемный работник

    Покупатель

    Продавец

Фабрика

Офис

Магазин

Деньги Торговля

Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.

Поддержание законов, правил и стандартов

Власть

Государство

Политическая сфера

    Законодатель

    Субъект права

Общественные здания и места

Флаг

Хартия

Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

Религия

Духовная сфера

    Священник

    Прихожанин

Собор

Церковь

Крест

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

Духовная сфера

    Учитель

    Ученик

Школа

Колледж

Учебник

Диплом

Степень

Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.


Социальные институты:

организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

включают систему санкций - от правовых до морально-этических;

упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


3. Типы функций социальных институтов:

    Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом

    Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).


4. Значение социальных институтов.
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

12 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

    технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

    деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

    ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

    в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

    в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

    материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

    духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры : познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества
– объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

Духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:

    национальная – мировая;

    светская – религиозная;

    восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

    традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

    сельская – городская;

    обыденная – специализированная;

    высокая (элитарная) – массовая – народная

9. Элитарная, массовая и народная культуры

Критерии

Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости»)

Элитарная

Народная

Профессиональные творцы (стандартизация культуры)

Профессиональные творцы, создающие культурные каноны

Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

Характер

Коммерческий (невозможно без СМИ)

Некоммерческий

Некоммерческий

Уровень сложности

Низкий

Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)

Аудитория

Массовая

Узкая

Широкая

Взаимодействие

Тесное взаимодействие и взаимодополнение

1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

  • рост жизненного уровня;

    развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

    возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

    социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

    отрасль духовного производства (НИОКР);

    особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

    по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

    по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

    культурно-мировоззренческая,

    познавательно-объяснительная,

    прогностическая,

    социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

    постепенное развитие науки;

    развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

    развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

    развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

    объективность;

    развитость понятийного аппарата (категориальность);

    рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

    проверяемость;

    высокий уровень обобщения;

    универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

Вопрос

Проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

Гипотеза – научное предположение;

Теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и объективность)

    наблюдение;

    эксперимент;

    измерение;

    классификация;

    систематизация;

    описание;

    сравнение.

    Единство исторического и логического

    Восхождение от абстрактного к конкретному

    Формализация

    Математизация

    Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

    анализ – разложение целого на части;

    синтез – воссоединение целого из частей;

    дедукция – выведение общего положения из фактов;

    дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

    аналогия – сходство нетождественных объектов;

    моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

    абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

    идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

    Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

    Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

    Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Результат исследования

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

    Понимание

    Обращение к текстам

    Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям

Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы



13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.


2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

14 Образование и самообразование

1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

3. Функции образования:

    экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

    социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

    культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).


4. Сеть образовательных учреждений в России:

    дошкольные (ясли, детские сады);

    начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

    дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

    среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

    высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

    постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

    подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

    духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)


5. Общие тенденции в образовании:

    демократизация образования;

    рост продолжительности образования;

    непрерывность образования;

    гуманизация образования;

    гуманитаризация образования;

    интернационализация образования;

    компьютеризация образования.


6.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:

    Обеспечение доступности качественного общего образования

    Повышение качества школьной учебной литературы

    Повышение уровня оплаты труда работников образования

    Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

    Повышение качества профессионального образования

    Расширение общественного участия в управлении образованием

    Развитие сети общеобразовательных учреждений

    Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений


7. Образовательная парадигма
(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.


ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Теории происхождения:

1) Религиозная. Божественное происхождение.

2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)

Человек – биосоциальное существо:

1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.

2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.

4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Присутствуют духовные потребности.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей:

1) Биологические (первичные, врожденные):

А) физиологические (пища, сон, отдых)

Б) Экзистенциальные (безопасность существования)

2) Вторичные (приобретенные)

* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)

* духовные (в знаниях, творчестве)

Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.

Уровни развития способностей:

  • Способности

    Одаренность

  • Гениальность

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)

Объект (то, на что направлена деятельность)

Структура деятельности:

Цель - средства достижения целей - действия - результат

Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:

Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.

Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.

Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.

Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен

Виды деятельности (по объектам и результатам):

Материальная (создание материальных благ)

    Материально – производственная (преобразование природы)

    Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Духовная (создание культурных ценностей)

    Познавательная

    Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)

    Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).

Познавательная деятельность человека

Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня:

1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления

Виды знаний:

1) Научное (достоверное обобщение фактов)

2) Ненаучное:

* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету

    Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)

    Относительная (неполное, неточное знание)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.

Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).

Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).

Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Духовный мир человека

Структура духовного мира человека:

1) Познание (основано на интеллекте)

2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)

3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)

4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.

Свобода и ответственность

Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.

Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.

В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации )

Экономическая

(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, биржи, банки.

Социальная

(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы

Политическая

(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)

Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации

Духовная

(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.

Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Природа:

В широком смысле – весь мир.

В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.

Взаимосвязь природы и общества:

Общество

1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,

2) развитие науки усиливает влияние общества на природу

3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)

Природа:1) создает условия для существования общества

2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества

3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»

жизнь общества (стихийные бедствия)

Типология обществ

сравнения

Аграрное

(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

(информационное)

Экономика

Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством

Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство

Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества

Социальная структура

Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)

Общество делится на классы, они открыты и подвижны

Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса

Политика

Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,

Сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей

Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура

Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Развитие общество может происходить следующими путями:

1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.

2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).

Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)

Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)

Глобальные проблемы человечества:

1) Вызваны деятельностью людей всего мира.

2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества

3) Могут быть решены совместными усилиями

Глобальные проблемы:

    Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)

    Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)

    Демографическая (рост населения)

    Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

    Угроза международного терроризма

ПРАВО

Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой

Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)

Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)

Система права – внутренняя структура права. Включает:

1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы

Основные отрасли системы российского права:

1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)

2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)

3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)

4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)

5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)

6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)

Источники права :

1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )

2) Правовой обычай

3) Юридический прецедент

4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)

Правонарушения: преступления и проступки

Основные виды юридической ответственности:

1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)

2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)

3 ) Административная (за административные проступки)

4 ) Уголовная (за преступления)

5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)

Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита

В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.

.

Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.

Элементы социальной структуры общества:

I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Виды социальных групп:

по численности:

    Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.

    Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.

по взаимодействию:

    Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)

    Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)

2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)

3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)

4) Эмоциональная (психологическая поддержка)

5) Духовно – нравственная (развитие личности)

Виды семьи:

по характеру распределения домашних обязанностей:

    Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.

    Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.

по родственной структуре:

    Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)

    Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)

    Неполная (один родитель с ребенком или детьми)

по числу детей

*Многодетная * малодетная * бездетная

II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.

    Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация

    Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.

    Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)

Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.

    Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)

    Профессиональные (горняки, учителя, врачи)

Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.

В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.

Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)

    Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)

    Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия :

1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.

2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.

При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.

Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Виды социальных конфликтов:

1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)

    Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)

    Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)

    Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)

Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).

Поведение человека в обществе может быть:

1) Соответствующим нормам (конформистским)

2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)