• ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
  • НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В данной статье рассмотрены основные проблемы формирования системы профессиональность мобильности в условиях непрерывного образования. Автором разработаны технологии подготовки профессионально мобильного специалиста с учетом направленности его развивающейся личности, имеющие значение для подготовки специалиста соответствующего уровня компетентности с учетом требований рынка труда.

  • Внедрение современных методов обучения в учебный процесс вуза
  • Роль компьютерной графики в решении творческих задач обучающихся
  • Современная графическая подготовка обучающихся технических вузов
  • Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступления

В современном российском обществе имеются серьезные проблемы, связанные с включением молодых людей с высшим образованием в процессы социальной мобильности в условиях региона. Высшее образование на современном этапе развития российского общества представляет собой квинтэссенцию предыдущего опыта функционирования его как социального института и особенностей развития в условиях трансформации российского общества. Происходящие в стране рыночные преобразования раскрывают и обостряют проблемы в системе высшего профессионального образования, наиболее приоритетная функция которого - подготовка квалифицированных специалистов для нужд национальной экономики с учетом их социально-профессиональных интересов.

При этом качество образовательного процесса на этапе профессиональной подготовки в вузе во многом определяет успешность человека в будущей профессиональной деятельности и в его взаимодействии с другими людьми. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» раскрывается основная цель профессионального образования как «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» .

В этой связи проблемы социальной мобильности актуализируют анализ роли высшего образования и различных социальных институтов в достижении жизненного успеха молодыми людьми с высшим образованием в условиях нестабильной внешней среды .

При этом необходимо отметить, что формирование системы качества профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза во многом зависит от степени развития образовательной системы, ее сущности, внутренней организации и механизмов регулирования процессов познания и преобразования результатов образовательной деятельности. Эта деятельность определяется возможностями по созданию условий удовлетворения перспективных потребностей рынка в специалистах соответствующей квалификации. Вместе с тем, на современном этапе развития рыночных отношений студенческая молодежь входит в группу наиболее уязвимых слоев общества, проблемы которых требуют повышенного внимания. Для успешного поиска работы молодым людям необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая профессиональная компетентность, упорство и настойчивость, способность выдержать конкуренцию, обладание необходимыми творческими навыками.

Следовательно, система качества профессиональной подготовки специалиста в условиях современного вуза должна строиться как комплексная система управления знаниями. Функционирование такой системы предопределяется, с одной стороны ресурсными возможностями вуза, с другой согласованными действиями его администрации и профессорско-преподавательского состава по построению личностно-деятельностной модели специалиста, отвечающего современным потребностям общества.

Данный подход обусловливается тем, что образовательная структура в своей деятельности ориентируется на подготовку специалистов по определенным сегментам рынка труда.

Именно в рыночной среде находят отражение перспективные теории, концепции и подходы, предопределяющие развитие производства и науки. Ее сущностные характеристики проявляются в системе факторов, определяющих перспективы развития различных сфер жизнедеятельности человека и, как следствие, влияют на содержание и структуру компетенций специалиста соответствующего профиля подготовки.

В новых экономических условиях дефицита квалифицированных кадров работодатели делают ставку на привлечение молодых кадров, в том числе молодых специалистов (выпускников вузов). Заметим, что сегодня молодежь в возрасте 16-29 лет составляет более 24% трудоспособного населения страны. На фоне абсолютного снижения численности трудовых ресурсов в РФ ее доля будет увеличиваться. Однако реалии современного производства находятся в противоречии со знаниями и намерениями молодых людей, получаемыми в образовательном процессе. В силу известных причин социальная группа «молодежь с высшим образованием» нередко является «проблемной» для рынка труда. Объективно существует диспропорция между качественно-количественной подготовкой специалистов и потребностью в них экономики. Можно выделить целый ряд причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, среди них: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие необходимого опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, завышенная самооценка к условиям труда и размеру заработной платы, неуверенность в своих силах и др. .

Очевидно, что уровень готовности студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности во многом задает само учебное заведение, то, как в нем построена работа по профессиональному ориентированию и карьерному консультированию . В связи с этим представляется принципиально важным диагностика профессиональных предпочтений студентов.

Студент, выбравший ту или иную специальность, рассчитывает в рамках высшей школы приобрести профессиональные знания и навыки для конкретной работы. Отсюда нередко возникает неудовлетворенность учебным процессом, в который, по его мнению, включено много ненужных дисциплин. Диссонанс между ожиданиями студентов и реальным учебным процессом снижает не только их возможность учитывать конъюнктуру рынка труда, но и активность, и ответственность за свой выбор. На наш взгляд, прививать студентам творческие навыки и навыки социально-профессиональной адаптации и самостоятельного поиска работы целесообразно еще в вузе.

Обеспечение качества подготовки специалиста в условиях непрерывного образования требует осуществления направленности деятельности вуза на системную интеграцию науки, культуры, производства и образования в целях достижения соответствия содержания, методов, форм организации, средств обучения тем изменениям, которые происходят в различных сферах жизнедеятельности.

Формирование системы профессиональной мобильности выпускников вузов с позиции комплексного подхода позволяет синтезировать общекультурные, личностно-деятельностные, социально-психологические, технологические, научно-исследовательские знания с общенаучными и методологическими положениями в рамках системы подготовки в условиях современного вуза. Используемые при этом инновации в рамках формирования качества подготовки специалистов позволят выявить роль системных технологий на основе расширения элементов самоорганизации деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке образовательных услуг .

При этом разработка технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования должна осуществляться с учетом направленности его развивающейся личности и включением его в зависимости от уровня подготовки (бакалавр‐магистр) в события, учебно‐воспитательные ситуации, имеющие значение для подготовки специалиста соответствующего уровня компетентности :

  • организация образовательного процесса, которая обеспечивала бы профессионально‐личностное самовыражение обучающихся, социальную, академическую активность;
  • формирование мотивации, развитие способности к рефлексии как средству обоснования выбора, стремления к саморазвитию;
  • формирование компетенций, знания и понимания (теоретические знания в академической области); знаний, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знаний как способности восприятия и жизни;
  • воспитание самостоятельности, активности, ориентации на нравственные ценности, адаптивности, самоорганизации, культуры переживания.

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования // Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений: научно-методические материалы. Научные редакторы Т. И. Грабельных, В. А. Решетников. Иркутск, 2014. С. 58-62.
  2. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.
  3. Зайцева В.А. Акмеологические функции и формы проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 4 (84). С. 98-102.
  4. Иванов С.Ю. Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования/ С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова, С.Н. Антонюк. Н.И.Прокопов // Вестник МИТХ. - 2011. № 1. С. 90-94.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Каким быть образованию в 2020 году [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 17.06.2016.
  6. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.
  7. Павленко В.А. Экологическое воспитание студентов на уроках иностранного языка // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 31-33.
  8. Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25.
  9. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы II-ой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.
  10. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 74-78.

Мобильность в образовании: ресурсы, каналы и фильтры в современной России

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методологический анализ социальной мобильности

1.1 Социальная мобильность как механизм социального контроля в современном обществе

1.2 Лифты социальной мобильности

2.1 Модели профессиональной подготовки в образовании за рубежом

2.2 Институт образования в России

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Социальные трансформации в обществе реализуются в результате целенаправленной деятельности людей. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его и внедрить в практику. Следовательно, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, не разрозненных, а взаимосвязанных.

Совокупность однᴏнаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди учатся, производят продукты, распределяют и потребляют их, принимают участие в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам классифицировать основные социальные процессы:

Кооперация, конкуренция (соперничество), конфликт;

Приспособление, ассимиляция, амальгамизация;

Социальная мобильность и социальное воспроизводство. Объектом исследования: изучение социальной мобильности в современном обществе, понятие и значение мобильности в образовании.

Социальная мобильность выражается в изменении позиции человека в иерархии социальных групп, в его отношении к средствам производства, в общественном разделении труда, во всей системе производств. отношений. Социальная мобильность связана с приобретением или потерей собственности, назначением на определенную должность, овладением соответствующей профессией, получением образования, даже заключением брака и т.д.

Предметом исследования является мобильность в образовании: ресурсы, каналы и фильтры в современной России.

Целью исследования: изучить особенности мобильности в образовании в современном обществе.

Для достижения выше обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучение теоретико-методологического анализа социальной мобильности

Выявление модели профессиональной подготовки в образовании за рубежом

Методами исследования являются: общетеоретический, конкретно-исторический, сравнение и сопоставление, анализ и синтез.

1. Теоретическая сущность социальной мобильности: её виды, социальные лифты

1.1 Социальная мобильность - её понятие и виды

Социальная мобильность — это феномен перемещения человеческих общностей или индивидов в социальной структуре, смена социального статуса или принадлежности к страте.

Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот русским ученым-социологом и политическим деятелем Сорокиным Питиримом Александровичем.

Уровень социальной мобильности характеризует степень открытости общества, возможность перехода из одной группый группы населения в другую.

На основе различных критериев выделяют разные виды и типы мобильности. Особую форму социальной мобильности представляет миграция — перемена места жительства, в ходе которой меняется также и статус индивида.

1. Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.

Межпоколенная мобильность отражает изменение социального статуса у представителей последующих поколений по сравнению со статусом предыдущего поколения.

Внутрипоколенная мобильность — изменение социальных позиций индивида на протяжении его жизни (социальная карьера), вне сравнения с социальным статусом его родителей.

2. Вертикальная и горизонтальная мобильность.

Вертикальная мобильность — переход индивида из одного социального слоя в другой.

Горизонтальная мобильность — переход индивида от одной социальной позиции к другой без смены социального статуса.

3. Индивидуальная и групповая мобильность.

Индивидуальная мобильность — перемещение индивида в социальной структуре, которое происходит независимо от других людей.

Групповая мобильность — коллективные перемещения людей в социальной структуре. Групповая мобильность осуществляется под воздействием со-циальных революций, межгосу-дарственных и гражданских войн, сме-ны политических режимов.

4. Организованная и структурная мобильность.

Организованная мобильность осуществляется в ситуации регулируемого, управляемого государством перемещения одного человека или социальной группы в рамках социальной структуры.

Структурная мобильность обусловлена объективными социально-экономическими процессами, перемещение индивидов и социальных групп происходит помимо их воли.

1.2 Лифты социальной мобильности и их сущность

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути или, каналы, по которым индивиды имеют возможность в наибольшей мереэффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персᴏнала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными прᴏᴛᴎвоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются прᴏᴛᴎвоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру - лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы - соответственно.

Следовательно, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

Армия. 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

Церковь. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, к примеру, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в мᴏнастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии - Христос, Мухаммед, Будда - были психологами.

Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем - в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, к примеру, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора - для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам - роль утописта. Все великие учёные - Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт - были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, к примеру, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, к примеру, Платон и Маркс, были психологами.

Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом - психолог, третьим сортом - техник, четвёртым сортом - теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи - «лисами», техники - консерваторами, теоретики - реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне - состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаᴏᴛᴎчно. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (к примеру, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.

В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована, большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.

В строгом смысле под понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (к примеру, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.

К примеру, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Можно сделать вывод, что теоретики могут сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции - 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу - от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

2. Образование как фактор социальной мобильности в современном обществе

2.1 Модели профессиональной подготовки в образовании за рубежом

В условиях массового производства и кооперационного разделения труда на конвейере тейлоризм способствовал росту производительности труда, но одновременно вел к усилению его напряженности, повышению утомляемости человека, увеличению профессиональных заболеваний.

В конце XIX в. на Западе сформировалась практическая педагогика профессионального обучения. Начали создаваться учебные мастерские на предприятиях с приданием им педагогических функций. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения.

После второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, под эгидой ЮНЕСКО в Европе начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального и производственного обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования.

Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров.

Следовательно, возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания, активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ профессионального образования в первой половине ХХ столетия.

Рационалистическое, направление в теории обучения является дальнейшим развитием технологической педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.

Бихевиоризм - вектор американской психологической науки конца XIX - XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных реакций на воздействия внешней среды (Поведенческая психология).

Теория бихевиоризма отвергает роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности, все психические процессы сводятся к внешним реакциям организма. Согласно этой теории, профессиональная деятельность определяется тем, каковы приобретенные человеком познавательные (когнитивные), эмоциональные и психологические навыки. Роль знаний здесь не учитывается.

Рационалистическая модель обучения предполагает осуществление профессиональной подготовки на репродуктивной основе в результате «технологического научения».

При таком подходе не могут быть реализованы дидактические цели формирования самостоятельного мышления, творческой деятельности и коммуникативных способностей, составляющих сущность профессионального развития личности.

Гуманистическая модель образования имеет своей целью развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Идеи гуманизации образования повлияли на понимание недостаточности термина «квалификация» для обеспечения качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека.

В связи с этим введен более широкий термин «профессиональная компетентность», который включает помимо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, логическое мышление, предприимчивость и др.

Гуманистическая концепция профессионального образования в последние годы преодолевает эгоцентрическую направленность.

В процессе профессионального обучения больше стало уделяться внимание развитию коммуникативных навыков, способности к кооперативной деятельности. «Я-концепция» заменяется на концепцию «Я и Мы».

В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования. Мы охарактеризуем системы, сложившиеся в в наибольшей мереразвитых странах.

В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.

На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Рабᴏᴛает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.

На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.

Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США - обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.

В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.

Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.

Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.

Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:

Районные колледжи, обучающие техников и рабочих;

Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.

Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.

В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разрабᴏᴛана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разрабᴏᴛана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки — гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.

Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% - реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система профобразования в Германии называется «дуальной».

Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты - обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.

Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.

Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.

Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:

1 ступень - год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);

2 ступень - ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);

3 ступень - специализация, которая завершается экзаменом.

1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.

Обучение осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% - на практическую.

Высшее образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.

Начальное образование для детей Франции делится с 6 до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный.

Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бакалавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.

Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.

Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем рабᴏᴛают по избранному профилю. Нужно отметить, что почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.

В отличие от США, Англии и Германии, система образования во Франции строго централизована. Подготовка кадров в государственных и частных лицеях находится под контролем государства. Единая стратегия в области профессиᴏнального обучения разрабатывается Министерством профессионального образования.

Ответственность за финансирование профессиональных лицеев лежит также на государстве, которому принадлежит монополия выдачи дипломов.

Общее и профессиональное образование является бесплатным и светским.

Законы, постановления и другие документы по вопросам образования принимаются на государственном уровне и обязательны для всех 26 академий (учебных округов) Франции.

В настоящий период развивающееся единое мировое образовательное пространство выражается, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования.

Образование в наше время - одна из базовых составляющих как общества в целом, так и «капитала» любого человека, во многом определяющая его способность конкурировать на рынке труда: рынке, который принимает всё более глобальный характер.

2.2 Развитие института образования в России

Не существует такого социального института, который действовал бы отдельно от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, семья, производство - все они находятся во взаимодействии. Так условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, детских учреждений, предметов быта и т.д. а система образования во многом зависти от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования.

Повторяясь, снова скажу, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, цель которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

В исследовательском и практическом планах определение роли образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество.

Молодежь вступает в жизнь - трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. При этом оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии).

Профессиᴏнальное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью. Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда.

Расмотрен процесс интернациᴏнализации образования, связанные с ним проблемы, а также новые возможности высшей школы России. Дана характеристика академической мобильности в контексте Болонского процесса. Проанализированы современные тенденции и факторы развития академической мобильности. Представлены программы ее поддержки в странах Евросоюза и подходы к финансированию в странах ОЭСР. Рассмотрены состояние и перспективы развития академической мобильности в России.

Интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества:

1) академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава;

2) мобильность образовательных программ и институциᴏнальная мобильность, формирование международных образовательных стандартов и программ;

3) институциональное партнерство: создание международных образовательных альянсов.

Академическая мобильность студентов - в наибольшей мерераспространенная форма интернационализации высшего образования. Для многих стран международная мобильность студентов является ключевым направлением в политике как с точки зрения отправления специалистов за рубеж, так и с точки зрения привлечения в страну работников научной сферы или даже как потенциальных эмигрантов с высокой квалификацией.

Процесс накоплении человеческого капитала разными потоками молодежи прослеживается при сравнении занимаемых позиций в сфере образования по двум хронологическим срезам: сразу после окончания средних учебных заведений (1998г.) и спустя десять лет жизни (2008 г).

Уже в ходе первого распределения - в 1998г. - обнаружилось основное различие между потоком «школа» и потоками «ССУЗ» и «ПУ»: первые практически полностью (95,6%) продолжают свое обучение, причем большинство в вузах (65,8%), а вторые во многом чаще сохраняют уровень полученного начального или среднего профессионального образования. В этом нет никакой неожиданности: типичные пути молодежи разных потоков соответствуют назначению разных типов средних учебных заведений. Выпускники средней дневной школы уже многие десятилетия в подавляющем большинстве, особенно в крупных и средних городах, сразу после окончания школы поступают в вузы (наш массив включает выпускников школ малых городов и сел, что снижает общую долю поступивших в вузы до двух третей; соответствующий показатель для выпускников крупнейшего города Новосибирска - 72,5%).

Основной чертой накопления молодежью за десять лет образовательного капитала становится увеличение доли тех, кто прошел через систему высшего образования. В потоке «школа» такое увеличение (с 65,8% до 73,2%2) происходит за счет перераспределения выпускников, поначалу поступивших в ССУЗ или ПУ: доля, получавших в первый год и имеющих спустя десять лет такое образование, соответственно сократилась с 22,4% до 14,3%, и с 7,4% до 6,6%.

Следовательно, мобильность в образовании складывается из мобильности индивида и мобильности социальной группы (слоя, класса и т.д.). При этом время реализации процесса в первом случае ограничен жизненным циклом индивида, во втором случае обусловлено историческими факторами, реальной ситуацией. Мобильность социальных групп подчиняется парадоксальным свойствам системы образования.

Парадоксальность системы образования заключается в том, что поскольку институт образования является составной частью общества в целом, то процессы, оказывающие воздействие на динамику развития общества, влияют и на систему образования; однако, обладая богатым ценностным ресурсом, сам институт образования имеет мощный потенциал (инновационную способность), использование которого ускоряет и делает необратимыми инновационные процессы в обществе.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мᴏᴛᴎвации индивидов и их стартовых возможностей.

Рост спроса на высшее образование отразился также на формах обучения (дневное, заочное, вечернее), породил феномен второго высшего образования, которое в советское время было скорее исключением. Статистика показывает, что больше всего за последние годы вырос спрос на заочное обучение, особенно в негосударственных вузах. При этом спрос на вечернее образование практически не изменился.

6.Зиятдинова Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе //СОЦИС.2009. №11. С.70

7.Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373.

8.Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 2009. №1/2. С. 18-19

9.Стандарты профессиᴏнального образования зарубежных стран. - М.: НПО, 2009. - 42с.

10.Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 С. 373

11.Щерба И.В. Академическая мобильность студентов в период интернационализации высшего образования в России. [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая заочная конференция «Интернационализация экономического образования в вузах России». 28 мая - 10 июля 2012г.

Сергеева Светлана Александровна, магистр направления «Психология управления образованием»,

МПГУ, г.Москва

В последние годы серьезные изменения в социальной сфере и на рынке труда качественно изменили требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника педагогического ВУЗа. Как показывает практика, выпускник, чья подготовка ориентирована только на одну конкретную специальность, сегодня испытывает большой риск остаться без квалифицированной работы. Это происходит вследствие того, что он не в состоянии достаточно быстро адаптироваться и овладеть другой специальностью, по ряду причин более востребованной на данный момент в обществе. В итоге, возникает реальная необходимость в подготовке специалистов, которые могли бы легко приспосабливаться в постоянно меняющихся условиях, и быть при этом высококвалифицированными, конкурентоспособными и мобильными специалистами. Таким образом, формирование профессиональной мобильности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования.

Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую.

Существуют два основных типа профессиональной мобильности - горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность- это переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной профессиональной мобильности подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального уровня в другой. Так же в зависимости от направления перемещения разделяют два типа вертикальной профессиональной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. профессиональный подъем и профессиональный спуск. Восходящая мобильность - это перемещение индивида на новый, более высокий профессиональный уровень (или овладение новой профессией). При нисходящей - происходит переход специалиста на более низкую профессиональную позицию.

Кроме способности менять профессию или род деятельности, профессиональная мобильность так же предполагает развитие способности у индивида к успешной самореализации в общественной среде. Изучая проблему профессиональной мобильности выпускников, невозможно не рассмотреть такое понятие как «профессиональный статус». Профессиональный статус - это определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Чтобы помочь выпускнику в адаптации к смене своего профессионального статуса возможно при решении следующих основных задач профессионального образования:

1) Образование призвано подготавливать специалистов, которые были бы способны быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, были бы заинтересованы в своем совершенствовании и самообразовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения;

2) Образование должно сформировать у будущего профессионала личностные характеристики, помогающие ему самостоятельно выстраивать вектор своего карьерного роста.

Для определения требований к выпускнику ВУЗа часто используется компетентностный подход. Под компетенцией понимают личностную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, так же это требования к личностным и профессиональным качествам индивидов.

Выделяют несколько компетенций, освоение которых необходимо студенту для становления профессиональной мобильности:

Социально-коммуникативные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста осуществлять свою профессиональную деятельность, приспособляясь к современному обществу, к работе с новыми информационными технологиями.

Образовательные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса. Индивид должен быть способен к самостоятельному познанию мира, освоению знаниями, умениями и навыками для повышения своей квалификации или смене профессии.

Общенаучные компетенции - обеспечивают высокий уровень базовых и общих знаний по профилю специальности, а так же помогают адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции - обеспечивают готовность специалиста к успешной ценностно-смысловой ориентации в мире и общественно одобряемой продуктивной деятельности .

Рассмотрим особенности профессиональной мобильности бакалавров и магистров. Сегодня существует разделение между образовательными циклами по целенаправленному формированию компетенций. Так, например, при изучении гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата формируются только общекультурные компетенции, естественнонаучный цикл связан с одной общекультурной и несколькими профессиональными компетенциями. Компетенции в данных циклах не пересекаются, поэтому спектр решаемых учащимися образовательных задач весьма ограничен. Следовательно, в процессе формирования профессиональной мобильности бакалавра и магистра следует задействовать все циклы учебных дисциплин, а так же, расширить перечень компетенций, направленных на формирование готовности к социальной мобильности и освоения нового в контексте профессии.

Базовая часть программы профессионального образования в ВУЗе представляет собой традиционное описание основных положений той или иной научной области. Таким образом, связь между учебным предметом и профессиональной мобильностью будущего выпускника бакалавриата или магистратуры остается нераскрытой и неясной. Конечно, существует еще вариативная часть дисциплины, определяемая ВУЗом, которая позволяет внести некоторые коррективы. В таком случае, многое зависит уже от компетенций профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Таким образом, при традиционном подходе к реализации основной образовательной программы очень трудно подготовить профессионально мобильного бакалавра или магистра.

Таким образом, для полноценного и корректного формирования профессиональной мобильности студентов, следует сделать так, чтобы было пересечение по компетенциям. Только в этом случае сформированные в одном цикле компетенции в другом цикле совершенствуются, обобщаются, проверяется их прочность и осознанность в применении. В таком случае, на уровне бакалавриата формируется полноценная основа профессиональной мобильности, которая будет совершенствоваться в магистратуре.

Кроме вышеперечисленных компетенций, способность будущего специалиста к проявлению профессиональной мобильности в дальнейшем обеспечивает его способность к творческой деятельности. Творчество - это неизменный атрибут жизни и деятельности каждого человека, то есть знания, умения и навыки, заложенные в человеке, определяют место современного специалиста в развитии страны, общества. Следовательно, изменяются требования к качеству образования. Среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка будущего специалиста должна соответствовать среде, в которой будет реализовываться творческий его потенциал.

В сегодняшних условиях нестабильности современной экономики, высококвалифицированный специалист должен обладать рядом качеств: креативность мышления, способность к самообучению и быстрому принятию решений, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, быть устойчивым к изменениям во внешней и внутренней среде организации, а так же уметь правильно оценивать происходящее вокруг и самого себя и свои способности. Специалист с высокой степенью адаптивности в нестабильной среде характеризуется как мобильный профессионал, способный решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

Таким образом, будущих специалистов можно разделить на следующие категории:

Обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации;

Не способен к адаптации и не может противостоять переменам;

Способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее;

Способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению.

Еще одной составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Становление человека как личности и профессионала, а так же становление индивида как обучающегося в ВУЗе осуществляется посредством его собственной активности. Активность может выражаться и как работа над преобразованием себя, окружающей действительности, а так же как способность ставить перед собой адекватные цели и достигать их, несмотря на препятствующие обстоятельства.

Проблема активности личности рассматривается как биологическая и социальная проблема многими учеными.

П.П. Блонский рассматривал активность личности не только с физиологической точки зрения, но и в аспекте решения задач воспитания личности. «Воспитать человека, который бы действовал не как «безупречный автомат», но активное существо, действия которого исходят из него самого» .

В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную.

Но не всякая деятельность является проявлением активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. Активность проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее. Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о деятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только, то активность личности есть основа проявления мобильности.

Исследуя особенности мобильности специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следует отметить, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий является показателем активности, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о формировании профессионально мобильного типа личности. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность.

Таким образом, одна из ведущих целей образования- это подготовка специалистов, способных выстроить вектор своего карьерного роста, быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, заинтересованных в своем совершенствовании и самообразовании.

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Социология"

на тему: "Образование как фактор социальной мобильности"

ВЫПОЛНИЛ:

Студент Орешников Д.В.

Группа Г 1/1-26, курс 1

№ зачетной книжки

ПРОВЕРИЛА:

Преподаватель

Мурманск 2008 г.

Введение

Социальная мобильность: понятие и сущность

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

Роль и место образования в преобразовании общества. Маргинальность как состояние образованных слоев общества

Женское образование и мобильность

Образование в системе ценностей россиян

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. П. Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

Целью исследования является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:

дать определение понятию социальная мобильность

рассмотреть виды социальной мобильности

раскрыть значение образования в процессе социального дифференцирования

указать основные социальные функции образования, а так же выявить основные проблемы образовательного процесса

Объектом исследования темы является социальная структура общества. Предметом исследования является всеобщее в системе перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, способы его получения.

Социальная мобильность: понятие и сущность

Талантливые личности, несомненно рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.

Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.

Подобные изменения произошли и в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес - элита.

Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем (актером, художником), как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях".

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой" 1

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность: каналы социальной регуляции. Горизонтальная мобильность

Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем или социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные "отверстия", "люфты", "мембраны" через которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты - армия, церковь, семья, собственность, образование, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Поэтому для преодоления культурного барьера и барьера общения индивиды в процессе социальной мобильности прибегают к каналам социальной циркуляции.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности  профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. 2 С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" 3 .

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Группы. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, фактора ... инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности , включая...

  • Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе

    Реферат >> Социология

    2007), «Образование как фактор социальной мобильности инвалидов» (Саратов, 2007), «Проблемы социально -экономической устойчивости региона» ... инвалидов в сферу труда / М.А.Ворона // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: сб. науч. трудов. - ...

  • Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально -экономического развития

    Дипломная работа >> Экономика

    ... КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6 1.1. Социальное партнерство как ...

  • контрольная работа

    Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

    В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

    Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

    с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

    с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

    Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

    Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

    Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155. С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

    Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

    Социальные функции образования

    Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

    Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

    Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

    По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

    Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

    Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

    Общество как система социальных общностей

    Социальная мобильность(лат.mobilis -- подвижный) - это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность - это изменение места в социальном пространстве), изменение их статуса. Талантливые личности...

    Основные теоретические концепции социолога П. Сорокина

    Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основы социальной стратификации и социальной мобильности...

    Проблемы социальной мобильности в России

    Понятие социальной мобильности было введено в социологию П.А. Сорокиным в 1927 году в книге с аналогичным названием и определялось как подвижность, переход индивида, группы или социального объекта (всего того...

    Социализация личности. Теория социальной стратификации и социальной мобильности

    Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих...

    Социальная мобильность

    В этом разделе мы рассмотрим понятие социальной мобильности. В общем смысле под социальной мобильностью понимают изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса...

    Социальная мобильность

    В данном параграфе мы рассмотрим факторы социальной мобильности. Под фактором мы будим понимать причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты Фактор...

    Социальная мобильность

    Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества...

    Социальная мобильность

    Существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем...

    Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность...

    Социальная мобильность в современной России

    социальный мобильность общество циркуляция Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением...

    Теория стратификации и социальная мобильность

    Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических...

    Трудовая мобильность как элемент социальной мобильности

    Социальная мобильность измеряется с помощью двух систем показателей. В первой системе единица счета - индивид, во второй - статус. В первой системе выделяют объем мобильности, который понимается как число индивидов...